Иаков зеведеев

Проповедники Христова учения

О той деятельности, которой посвятил себя апостол Иаков Зеведеев после Воскресения и Вознесения Иисуса Христа, мы узнаём со страниц ещё одной книги, включённой в Новый Завет. Это «Деяния апостолов». В ней повествуется о том, как, исполнившись Духа Святого, сошедшего на апостолов в пятидесятый день по Вознесении Иисуса (праздник Пятидесятницы), он и прочие ученики Христовы трудились над устроением первых христианских общин.

Для проповеди слова Божьего каждому из них был предначертан свой путь. Апостол Иаков Зеведеев, житие которого было написано вскоре после его кончины, занимался миссионерской деятельностью среди жителей Испании, в то время утопавших во мраке язычества. Вернувшись затем в Иудею, ученик Иисуса Христа продолжал смело заявлять о Нём, как о Спасителе мира, подтверждая свои слова выдержками из Священного Писания.

Проповедуя в синагогах и на площадях Иерусалима, он неизменно собирал толпы слушателей. Многие из них, вняв его простым и мудрым словам, доходившим до глубины сердца, обращались к новой вере и втайне ото всех принимали крещение. Именно из них впоследствии сложились те первые общины, благодаря которым христианство из катакомбной церкви превратилось в ведущую мировую религию.

Пе́снь 4

Ирмо́с:

Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, Честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи от смы́сла чи́ста о Го́споде пра́зднующи.

Са́м тя́ Госпо́дь Еди́н Святы́й честно́му ли́ку ученико́в, блаже́нне, сочета́, честно́е и све́тлое жития́ твоего́ прови́девый.

Чуде́с испо́лнен Боже́ственнаго Ду́ха бы́в, богопропове́дниче, чудотвори́ши бо, неду́ги отгоня́я, и лука́вства духо́в челове́ки свободи́л еси́.

Боже́ственное сия́ние, наше́дшее се́рдцу твоему́, блаже́нне, богосве́тло сие́ соде́ла и прия́тно па́че ума́ дарова́ний сотвори́.

Богоро́дичен:

Боже́ственным Твои́м Рождество́м, Де́во Всечи́стая, а́нгельстии чи́ни и земны́х собо́ри совокупи́шася; Миронача́льника бо Христа́ и Спа́са все́х родила́ еси́.

Народные традиции 13 мая ( День Иакова Звездеева- Якова Теплого)

У русского народа 13 мая День Иакова Зеведеева назывался Теплым потому, что в это время холода окончательно и бесповоротно уступали свое место весеннему теплу. 
В этот день заканчивались сватовство и иные брачные обряды, ибо существовало давнее поверье о том, что если в мае женишься, то всю жизнь будет в барке маяться и страдать. 
На Якова Теплого крестьяне, по традиции, били ветками крапивы первого встречного и всех членов семьи, дабы весна одарила их крепким здоровьем и изгнала из тела нечистую силу. 
На Якова апостола, прежде чем отправиться в долгий путь, необходимо было умыться свежей речной или колодезной водой. Во время умывания произносили охранную молитву от лихих людей, болезней и дорожных бед. 
13 мая День Иакова Зеведеева у славянских племен считался Проводами русалок. По традиции в проводах участвовали девушки и парни. Участники проводов надевали на головы венки, в одежду и волосы вставляли весенние полевые цветы и пели специальные напевы, чтобы русалки уходили из полей, не причиняли вреда посевам ржи и селились отныне в лесных чащобах. 

Иаков (апостол от 70)

Иаков
ивр. ‏יעקב‏‎
Святой Иаков (новгородская икона, XVI век)
Рождение неизвестно
Смерть 62 год или 69 год Иерусалим
Почитается во всех христианских церквах
В лике апостолов
День памяти 23 октября (5 ноября) и в первое воскресенье после Рождества Христова
Подвижничество апостольская проповедь
Категория на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иаков. Иа́ков (ивр. ‏יעקב‏‎ — запинатель), «брат Господень», Иаков Младший, Иаков Праведный — один из 70 апостолов Христа, почитается как первый епископ Иерусалимский. Казнён около 62 года в Иерусалиме иудеями.

Иакова называли «братом Господним», и это интерпретируется по-разному. Родным братом Иисуса из догматических соображений он обычно не признаётся. Наиболее распространённой в христианстве является версия, что он был двоюродным братом Иисусу (тем самым его отождествляют с Иаковом Алфеевым). По другой версии, он был сыном Иосифа, родившимся до его обручения с Девой Марией, то есть Иисусу Христу (вместе с апостолом Фаддеем) он приходится сводным братом. Во время служения Иисуса Иаков, по свидетельству Евангелий (Мк. 3:21; Ин. 7:5), не признавал его Мессией.

Вероятно, Иаков обратился и стал христианином после смерти и воскресения Христа. В Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит о явлении Христа после воскресения Иакову. Кроме этого, Иаков упоминается в Деяниях апостолов (12,17; 15,13-21; 21,18) и в Послании к Галатам (1,19; 2,9). Именно Иаков, по свидетельству Деяний, произносит итоговую речь на Иерусалимском соборе апостолов.

По свидетельству древних писателей, Иаков был первым епископом Иерусалима. Его упоминают, в частности, Евсевий Кесарийский и Иосиф Флавий. Иаков принял мученическую смерть: был сброшен иудеями с крыла Иерусалимского храма и побит камнями около 62 года.

Посвящение святого Иакова Младшего в сан епископа Иерусалимского

Большинство библеистов признают Иакова автором Послания Иакова, входящего в состав Нового Завета. Существует также апокрифическое Протоевангелие Иакова, также приписываемое Иакову Младшему, не вошедшее в состав канонических книг. Тем не менее многие сведения из этой книги вошли в состав Священного Предания, в частности повествование о Рождестве Богородицы и её Введении во храм.

В Средневековье Иакова зачастую отождествляли с апостолом Иаковом Алфеевым, однако в настоящее время библеисты полагают, что это два разных лица. Именем Иакова названа литургия апостола Иакова, которая служится в различных церквях сирийской традиции.

Католическая церковь празднует память святого Иакова 3 мая, православная церковь — 23 октября (5 ноября) и в первое воскресенье после Рождества Христова.

В современной библеистике считается представителем иудеохристианской традиции, противостоящей паулианскому христианству.

В ноябре 2002 года было объявлено об обнаружении иудейского оссуария, надпись на котором гласит, что в нём был похоронен «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Основная надпись — «Иаков, сын Иосифа» — выполнена в технике рельефа, в то время как вторая часть сделана прорезью, словно добавлена позднее. Австралийский эксперт профессор Джон Пэйнтер указывает, что если бы оссуарий действительно принадлежал первому епископу Иерусалима, надпись читалась бы «брат Господа нашего Иисуса», подобно тому, как неизменно называется Иаков в Новом Завете. До настоящего времени вопрос об аутентичности оссуария Иакова (англ. James Ossuary) однозначно не решён.

Надпись на оссуарии יעקובבריוסףאחוידישוע‬
Латинская транскрипция Ya’akov bar-Yosef akhui diYeshua
Перевод Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса

> См. также

На Викискладе есть медиафайлы по теме Иаков (апостол от 70)

Вера

Перелет в Лиссабон, метро до гостиницы, железнодорожный вокзал неимоверной красоты, поезд в Порту, пешая прогулка до гостиницы и вот мы готовы стартовать. В Лиссабоне впервые увидели Атлантический океан, но близко не подходили. Потом, потом…

В Се (от латинского sedes episcopalis — место епископа), то есть Кафедральном соборе Порту, милая женщина взяла с меня четыре евро за два креденсиаля (паспорта паломника), а потом вернула два, улыбнулась и сказала: «Бом Камино!». То есть — «Доброго пути!». Я тихонько помолилась в соборе, и попросила, чтобы нас хранили в этом путешествии. Тут же колокола пробили «Да. Да. Да. Да. Да».

Истории Камино почти 2000 лет. По преданию апостол Иаков Старший (Заведеев, сын Заведея и Саломеи, сестры Марии), после смерти Христа отправился проповедовать на Иберийский полуостров. После вернулся на Святую Землю, был обезглавлен Иродом. Мученическая смерть Иакова описана в Новом Завете. Тело апостола положили в лодку, и пустили по Средиземному морю. Так останки святого оказались в Галисии, в районе современного города Падрон. Спустя почти 800 лет местный отшельник-монах Пелайо, следуя за путеводной звездой, нашел мощи Иакова, оказавшиеся нетленными. На этом-то месте, указанным звездой — лат. Campus Stellae, «Место, обозначенное звездой» — была построена небольшая часовня, названная Компостела. Часовня разрослась до города, ныне известного как Сантьяго де Компостела, в Кафедральном соборе которого и по сей день хранятся мощи Сантьяго — Святого Иакова.

Звезда, позвавшая монаха Пелайо, не единственный небесный участник событий, развернувшихся вокруг посмертного пути Иакова.
Легенды о Компостеле гласят, что однажды, незадолго до смерти, то есть в начале IX века, императору франков Карлу Великому привиделся во сне Млечный путь, что вел к некоему святому месту через Францию и Испанию. Во сне голос Всевышнего призвал императора расчистить «дорогу» от мавров, захвативших часть Иберии. Внявший голосу Господню Карл повел свой войско через Пиренеи и освободил Кастилию и Леон, Галисию, Наварру и Ла-Риоху.

Топ-5 книг, после которых захочется отправиться в путешествие

В XII веке папа Каликст II даровал паломникам право на получение индульгенции, что поставило Компостелу на одну ступень с Иерусалимом и Римом.

В Компостелу потянулись пилигримы из самых разных уголков Европы: поклониться мощам шли и епископы, и короли, и простые люди. Порой суды заменяли обязательным паломничеством смертный приговор. Тогда сформировались и основные маршруты Камино Сантьяго.
По средневековым дорогам в Компостелу ходили десятки тысяч людей, пока Европу не накрыла черная чума. Потом случилась Реформация, материк разрывала политическая нестабильность, Камино был забыт на несколько сотен лет.

Фото 1 из 5.

Фото 2 из 5.

Фото 3 из 5.

Фото 4 из 5.

Фото 5 из 5.

В 80-е годы прошлого века паломников можно было пересчитать по пальцам. Но история повторяется — путь к Компостелле был возрожден, возрожден священником из Галисии, Элиасом Сампредро, всю жизнь изучавшему Путь Святого Иакова.

Доктор наук Дон Сампредро написал первый современный путеводитель паломника в 1983 году, а в 84-м, с помощью добровольцев промаркировал желтыми стрелками маршрут Камино на севере Испании («Дорогу французских королей», участок от Памплоны до Сантьяго де Компостелы). Тогда же были восстановлены и приведены в порядок многие неухоженные или опасные участки паломнического маршрута, рассчитан и обозначен километраж дороги и ее отдельных участков между приютами и гостиницами.
А в 1987 году выходит книга Пауло Коэльо «Дневник Мага».

В ней рассказывается паломничестве главного героя по Французскому пути из Овьедо в Компостелу. И тогда плотину прорывает: число паломников начинает расти в геометрической прогрессии, Камино возрождается.

В Компостелу идут одиночки, пары и группы, студенты, безработные и обеспеченные менеджеры всех звеньев, люди всех цветов кожи и вероисповеданий. Кто-то хочет найти на Пути себя, кто-то идет просить у Святого Иакова помощи, кого-то просто привлекает треккинг по живописным местам.

В сентябре 2018 года к тысячам пилигримов со всего света присоединяемся мы с мужем.

Статьи на Православие.Ru

Есть правда, постигающая нас с Небес от праведного Судии, – правда то исправляющая, то вознаграждающая, в которой многое для нас непостижимо по высоте заключающихся в ней определений. (MP3 файл. Продолжительность 13:34 мин. Размер 12.5 Mb)

31 декабря 2018 г. / 13 января 2019 г. Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:22:20 мин. Размер 75.4 Mb)

30 декабря 2018 г. / 12 января 2019 г. Суббота 33-й седмицы по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:35:27 мин. Размер 142.4 Mb)

22 октября / 4 ноября 2017 г. Суббота 22-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хоры Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарии.

Вся радость, которая касается нашей души, духовная радость – это радость от общения с Самим Господом, печать Благодати Святого Духа Господа Животворящего, и она неизменна в своих свойствах. (MP3 файл. Продолжительность 11:35 мин. Размер 8.4 Mb)

26 декабря / 8 января 2016 / 17 г. Неделя 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Собор Пресвятой Богородицы. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор прихожан Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:13:21 мин. Размер 70.5 Mb)

Воспоминание их в один день, духовное родство их основано на труде надежды, труде противостояния искушениям, труде верности. Каждый служил своим житием пришествию в мир Спасителя. (MP3 файл. Продолжительность 13:18 мин. Размер 9.6 Mb)

29 декабря 2014 г. / 11 января 2015 г. Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря.

29 декабря 2013 г. / 11 января 2014 г. Суббота 29-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:29:54 мин. Размер 108 Mb)

Другие “родственники” Иисуса Христа

В Евангелии есть упоминание “братьев и сестер” Иисуса Христа: “Не плотник ли Он, сын Марин, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.” (Мк. 6: 3). Скорее всего, именно упомянутый Иуда впоследствии стал одним из 12 апостолов, которых выбрал Христос для учения и проповеди Евангелия после своего Вознесения (не путать с Иудой Искариотом, предавшим Христа). Здесь же упоминается и имя Его брата Иакова (не путать с апостолом Иаковом из числа 12-ти). Точного количества “родственников” Христа Евангелие нам не приводит, как и не говорит о степени родства.

ИАКОВ ЗЕВЕДЕЕВ

Апостол Иаков Зеведеев

Иаков Заведеев (+ 44), апостол из 12, священномученик. Брат апостола Иоанна Богослова

Память 30 апреля и в Соборе 12 апостолов

Происходя из дома зажиточного рыбака, он слушал проповедь Иоанна Крестителя в пустыне и был одним из первых призван Христом к апостольству вместе с братом Иоанном (Мф. 4, 21; Мк. 1, 19-20).

Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея, также, по сообщению евангелиста Марка (Мк. 3, 17), Иисус назвал братьев Воанергес (дословно «сыновья грома»), очевидно за порывистый характер . В литературе Иакова Зеведеева также часто называют Иаковом Старшим, чтобы отличить его от апостола Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня или Иакова Младшего.

Святым апостолам Иакову, Иоанну и Петру Господь преимущественно открывал Божественные тайны: при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37-42; Лк. 8, 51-55), на Фаворской горе (Мф. 17, 1-9; Мк. 9, 2-9; Лк. 9, 28-36) и в Гефсиманском саду (Мф. 26, 37-46; Мк. 14, 32-42; Лк. 22, 39-45).

После сошествия Святого Духа св. апостол Иаков по преданию проповедовал в Испании и других странах мира. Затем возвратился в Иерусалим, где открыто учил об Иисусе Христе, что Он истинный Мессия, Спаситель мира, обличал фарисеев и книжников в жестокосердии и неверии. Иудеи были не в состоянии противостоять апостольскому слову и за деньги наняли философа-волхва Гермогена, чтобы тот вступил в диспут с апостолом и опроверг его доводы о Христе, как о пришедшем на землю обетованном Мессии. Волхв послал ко святому апостолу своего ученика Филита, но тот уверовал в Господа Иисуса Христа. Вскоре и сам Гермоген убедился в силе Божией, сжег свои волшебные книги, принял святое Крещение и сделался истинным последователем Христовым.

Рака с мощами ап. Иакова Зеведеева в главном алтаре Собора Сантьяго-де-Компостела

Тогда иудеи убедили царя Ирода Агриппу I (40-44 гг.) схватить апостола Иакова и осудить его на смерть. Святой Иаков, спокойно выслушав смертный приговор, продолжал свидетельствовать о Христе. Один из доносчиков на апостола по имени Иосия был поражен мужеством св. Иакова. Он уверовал в истину слов о пришествии Христа Мессии. Когда апостола повели на казнь, Иосия пал к его ногам, покаялся в своем грехе и молил о прощении. Апостол обнял, поцеловал его и сказал: «Мир тебе и прощение». Иосия исповедал всенародно веру во Христа и был обезглавлен вместе со св. Иаковом в 44 г. (по другим источникам, около 42 г.) в Иерусалиме.

О смерти апостола сообщается в Деян. 12, 1-2, согласно этому сообщению царь Ирод Агриппа I «убил Иакова, брата Иоанна, мечом». Судя по дальнейшему тексту это произошло в 44 г. Апостол Иаков — единственный апостол, чья смерть описана на страницах Нового Завета.

Мощи апостола были перевезены в Испанию, в город Сантьяго-де-Компостела. Вторичное обретение мощей святого произошло в 813 году. Вероятно, к этому же времени восходит предание Западной Церкви о проповеди самого Иакова на Пиренейском полуострове.

В честь апостола Иакова названа также столица Чили — Сантьяго.

Житие святого Иакова Зеведеева

Иаков, как и его младший брат Иоанн, был незаурядным, решительным человеком. Но, в отличие от брата, ему не суждена была долгая жизнь.

Происхождение

Местом рождения будущего ученика Христа была Галилея. Его отец Зеведей рыбачил на Геннисаретском озере. О матери сведения не сохранились. Известно лишь, что звали ее Саломией. Иаков пошел по стопам отца, добывая пропитание для семьи рыбной ловлей.

Обращение к Богу

Иисус Христос впервые увидел Иакова и его брата Иоанна на реке во время починки сетей. Призванные Иисусом, оба брата оставили отца и работников, готовые следовать за Ним повсюду.

Братья обладали порывистым нравом и горячим темпераментом, за что были прозваны Христосом «Воанергесом», что означало «Сыны грома».

О пылком характере братьев можно судить по эпизоду с самарянами, отказавшими принять у себя Христа. Рассердившись, Иоанн и Иаков предложили Иисусу наслать на жителей села небесный огненный дождь. И только запрет милосердного Господа Иисуса Христа остановил их.

То же самое наблюдается во время просьбы Иакова Заведеева и его брата о предоставлении им почетных мест возле Господа. Но Иисус не рассердился на братьев. Душевные порывы опрометчивых и наивных учеников Господь использовал для наставнических целей.

Особое отношение Христа к Иакову выражается в том, что апостолу было обещано дать испить из чаши, предназначенной для Него Самого.

Иаков, как и его брат Иоанн и апостол Петр, стал свидетелем многих Божественных деяний и тайн Спасителя:

  • необычного улова рыб;
  • возвращения к жизни умершей дочери Иаира;
  • исцеления тещи Петра – первого ученика Иисуса.

Иаков был одним из трех, взятых на гору Фавор для открытия тайны Преображения Иисуса. Святой апостол находился рядом со Спасителем во время молитвы в Гефсиманском саду до взятия Его под стражу по приказу книжников и первосвященников.

Проповедническая деятельность

После распятия Иисуса Христа, воскресения и вознесения Его на апостолов сошел Святой Дух. Каждому ученику была предопределена страна для проповеди. Иакову выпала Испания, куда он отправился проповедовать слово Божие.

Апостол обладал не только строптивым характером, но и бесстрашием. Поэтому он вернулся в Иерусалим, открыто возвещая истину об Иисусе как о Спасителе мира.

Иудеи, бессильные против слова Иакова, наняли ученого волхва Гермогена, поручив ему посрамить святого. Но Гермоген не только не смог противостоять духоносному мужу, но и сам принял Христову веру.

Толпы людей собирались вокруг Иакова во время его проповедей. Его слова затрагивали души многих людей, после чего те принимали новую веру, тайно крестясь. Благодаря миссионерской деятельности святого было создано множество христианских общин.

Кончина

В 44 году (по некоторым источникам – в 42 г) от Рождества Христова прервалась земная жизнь Иакова Заведеева.

Согласно Священному Преданию, иудеи, ненавидевшие Иакова за его проповедническую деятельность, пожаловались на святого царю Ироду, потребовав судилища над апостолом.

Схваченного по приказу царя Иакова бросили в темницу и подвергли пыткам, заставляя отречься от веры. Но святой оставался верен своему Учителю, продолжая свидетельствовать о Его великой миссии даже после вынесения приговора.

Один из тех, кто донес на Иакова, именуемый Иосией, пораженный мужеством апостола, поверил его словам о Христе – Мессии, посланным Господом. Уверовав во Христа, он стал молить Иакова о прощении, покаявшись в своих прегрешениях.

За всенародное признание веры во Христа Иосию присудили к смерти вместе со святым апостолом. Оба приговоренных к казни были обезглавлены.

«Сыны грома»

В Евагелиях от Матфея (4:21) и Марка (1:19) описывается сцена призвания ко служению Иисусом Христом будущих апостолов Иакова Зеведеева и его младшего брата Иоанна Богослова. Оба они были сыновьями рыбака Зеведея и так же, как их отец, добывали себе пропитание, забрасывая сети в воды моря Галилейского (современное название ─ озеро Кинерет). За порывистый и необузданный нрав Иисус нарек братьев именем Боанергес, что в переводе с арамейского языка означает «Сыны грома».

Черты характера, послужившие поводом для столь необычного имени, проявляются у них в эпизоде, описанном евангелистом Лукой (9:54), когда братья предлагают Иисусу низвергнуть небесный огонь на жителей саморянского селения, отказавших Ему в гостеприимстве.

То же прослеживается и в сцене из Евангелия от Марка (10:35 ─ 37), где святой апостол Иаков Зеведеев и его брат просят Учителя дать им почётные места во Царствии Небесном. В обоих случаях Господь снисходительно относится к душевным порывам своих учеников, используя их опрометчивость и наивность, как повод для мудрого наставления.

Наряду с апостолами Петром и Иоанном Богословом, Иаков Заведеев входил в число самых близких учеников и последователей Иисуса Христа. Именно их Он сделал свидетелями трёх важнейших Евангельских событий ─ воскрешения дочери Иаира (Мк. 5:37), чудесного Преображения на вершине горы Фавор (Мф. 17:1, Мк. 9:2 и Лк. 9:28) и полной драматизма сцены в Гефсиманском саду.

Влияние Пути святого Иакова

Монастыри, стоявшие вдоль паломнической дороги, процветали. Но большие толпы требовали переустройства как сложившихся архитектурных типов церковных зданий, так и бытового уклада, например, жилых помещений, складов пищи и хранилищ для разного рода предметов. На Пути святого Иакова начинает складываться так называемый тип «паломнической церкви». Главное ее отличие от ранее существовавшей: пространство стало просторным, не загроможденным, размеры помещений увеличились, а их планировка и последовательность позволяли успешно справляться с человеческим потоком. Вдоль паломнической дороги выросло огромное количество соборов, гостиниц, кафе, закусочных, медицинских пунктов.

Символика
Отличительным знаком пилигримов, вступивших на Путь святого Иакова, стала ракушка морского гребешка. Ее вешали на шею как амулет или нашивали на одежду.

Изображения ракушки украшают здания вдоль всего маршрута. Кроме того, паломники к святому Иакову обычно носят коричневый балахон с капюшоном и войлочную шляпу. Непременной их принадлежностью стал также длинный посох с сосудом из тыквы для воды.

Совершать паломничество принято пешком, в крайнем случае на велосипеде. Попадая в город на площадь Обрадорио, где стоит Собор святого Иакова, многие становятся на колени и на коленях подползают к собору, чтобы прикоснуться к гробнице.

Почитание
При освоении Нового Света испанские мореходы пронесли славу святого апостола через океан. Именем «Сантьяго» названы города на Кубе (Сантьяго-де-Куба), в соседней островной Доминиканской Республике, в центре Панамы, на севере Аргентины (Сантьяго-дель-Эстро). В честь апостола Иакова названа столица Чили – Сантьяго-де-Чили.

Конечно же, главным местом почитания апостола Иакова Зеведеева стал собор его имени в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Собор – главное строение города. Он виден из любого квартала, на него ориентированы все старые улицы. Строительство началось в 1075 г., но современный узнаваемый облик он приобрел лишь в XVIII в., когда был создан роскошный барочный фасад с двумя башнями и установленной в центре статуей святого Иакова.

Внутри собор прост и аскетичен – ничто не должно отвлекать молящегося от главного – гробницы апостола Иакова, которая находится в подземелье под алтарем. Серебряная рака с мощами стоит в зарешеченной нише. Подсветка выделяет восьмиконечную путеводную звезду. Когда в храме нет богослужений, сюда можно свободно спуститься и поклониться мощам апостола или же подняться на несколько ступеней, зайти за алтарь и прикоснуться к серебряной мантии статуи святого Иакова (XIII в.).

Перед алтарем висит огромное – самое большое в мире – шарообразное кадило, которое во время службы раскачивают несколько человек. Во время богослужений главный вход в храм закрывают.

На месте мученичества апостола Иакова в Иерусалиме, на месте его казни, была построена церковь Святого Иакова (Сен-Джеймс), расположенная на территории Армянского квартала Старого города. Церковь возведена в XII в. на руинах византийского храма VI в. В западной ее части есть дверь в маленькую комнату – святая святых – там захоронена голова апостола Иакова. Круг на полу капеллы отмечает место, куда пала голова апостола.

В России единственным храмом, освященным во имя апостола Иакова Зеведеева, стала церковь Иакова Зеведеева в Казенной слободе Москвы, в Яковоапостольском переулке. Деревянный храм на этом месте известен с 1625 г. Нынешнее здание построено в 1676 г. В храме имеется частица мощей апостола Иакова, переданная из Испании. Есть чтимая икона апостола.

Анатолий Мацукевич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector