Лот в библии. жена и дочери лота

Среди грехов Содома и Гоморры Библия указывает на жадность, негостеприимство и гомосексуализм

Содом и Гоммора входили в состав союза городов Адмы, Шевоим и Бела (Сигор). На сегодняшний день этимология названий Содом и Гоммора неясна. Вероятно, название Содом пришло из ранних семитских языков, и связано с корнем sadama со значением «ускорить», «усилить», «укрепить». Название Гоморра, возможно основано на корне ghmr, что означает «глубоко».

Видеоролик: Содом и Гоморра / Sodom & Gomorrah (W.A.R.). на 5 минуте автор говорит о том, что археологическая экспедиция учёных из Объединённых Арабских Эмиратов нашла предполагаемое место нахождения погибших древних городов Содом и Гоммора.

В Авраамических религиях, выражение Содом и Гоморра – синоним нераскаявшихся грехов, падения и божественного возмездия за грехи. Священное Писание указывает на то, что для зрителей этих городов были присущи такие грехи, как гомосексуализм, негостеприимство и жадность. Христианская традиция считает их одними из наиболее тяжких грехов.


«Авраам и три ангела» Джорджо Вазари. После того, как ангелы принесли благую весть Аврааму о том, что у его престарелой жены Сарры родиться ребёнок, двое из них отправились в Содом к Лоту. Здесь они подверглись домогательствам со стороны содомлян, что ослепили их. Фото: ingailm.com

Лот не придал нравственному значению своего пленения. Он решил вернуться в Содом и жить там. При этом Библия говорит о том, что: «Живя между людьми (неистово развратными), — замечает о нем апостол Петр, — сей праведник ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Петр. 2,8).

Таким образом, он остался покорен воле Бога, но не понял Его предупреждения и не покинул гнездо греха.

После освобождения из плена праведный Лот стал жить в Содоме.

Священное Писание говорит о том, что когда Лот находился у ворот Содома к нему под видом двух молодых людей пришли два ангела. Они хотели после встречи с Авраамом проверить, правдами ли его жители погрязли во грехе.

Лот, зная наклонности содомлян, пригласил гостей к себе в дом, но они отказались и решили спать на улице, однако после долгих уговоров Лота они согласились. В угощение хозяин испёк им пресные хлебы. Не успели гости лечь спать, как жители всего города пришли к его дому и стали требовать, чтобы содомляне «познали» их.

Дядя Лота Авраам спас его из неприятельского плена

Священное Писание говорит о том, что Лот племянник Авраама, поддерживал тесные отношения жителей города Содома, часто посещал его. Библия говорит о том, что они: «…были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт. 13, 13).

Сам же Содом постоянно участвовал в военных конфликтах между городами, располагавшимися в долине Сидим. Однажды пять союзных царей, в число которых находились Содомский и Гоморский цари, выступили против царя Еламского Кедорлаомера. В результате они потерпели поражение, а всю их страну разграбили.


Встреча Авраама и Мельхиседека. Питер Пауль Рубенс. Когда царь Еламский Кедорлаомер захватил в плен Мельхиседека и Лота, Авраам с отрядом рабов освободил их. Фото: artchive.ru

Лот же и его родные попали в плен, и потерял всё имущество. Узнав об этом, его дядя пророк Авраам собрал отряд из 318 рабов. Ночью отряд напал на неприятеля и освободил Лота вместе со всем имуществом, а также женщинами и народом. После этого Лот снова поселился в Содоме.

О превратном толковании поведения дочерей Лота по отношению к своему отцу


Во время Великого поста весьма полезно читать Священное писание, которое всегда актуально, злободневно. Тем более, что многие места достаточно сложны, а некоторые места вызывают у неподготовленных читателей даже возмущение и непонимание.

Одно из таких мест стихи 30-38 главы 19 Книги Бытия, в которой повествуется о Лоте и его дочерях. Это место прямо-таки вызов для многих и, к сожалению, встречаются люди, которые говорят, приводя в пример указанные стихи: «Вот ВАША Библия: один разврат!».

Тем не менее, необходим внимательно читать этот эпизод. Что ему предшествовало?

Лот, его жена и дочери выводятся из Содома, после чего, Содом и Гоморра испытывают на себе гнев Господний и погибают. Превращается в соляной столб и жена Лота, которая оборачивается на Содом, при том, что было сказано: «…спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей» (Быт 19:17).

Лот и его дочери живут в пещере (Быт 19:30) и тут происходит нечто. Старшая дочь говорит младшей «…итак, напоим отца нашего вином, и переспим с ним…» (Быт 19:32).

Худшее, что можно сделать, это остановиться на этом и не читать дальше. Так собственно говоря, многие и делают. Вместе с тем, если про

Что говорит наука?

Реально ли превращение человека в соляной столб? Тридцать лет назад, в 1988 году, американский ученый доказал, что это реально. Жену Лота убил парниковый эффект. Причем произошло это мгновенно.

Как все происходило? От огня, уничтожающего Содом, шел очень сильный поток горячего воздуха. И содержание углекислого газа в нем просто зашкаливало. Произошло соединение кальция с углекислым газом. И супруга Лота превратилась в соляной столб. Фактически он представляет собой результат мгновенной кристаллизации кальцитов.

Из Библии нам известно, что на город сошел огонь и сера. И тут тоже слегка непонятно. Как так? С неба огонь сошел… В наше время, учитывая определенные виды оружия, это еще реально. Но мы-то говорим о древних людях.

Наука дает объяснение данному факту. Дело в том, что Содом и Гоморра находились на стыке тектонических плит. Произошло мощное землетрясение, плиты разошлись. А под ними находились «запасы» метана. Он обладал способностью вырываться столбами из-под земли. Соответственно, при разломе коры метан просто «взлетел» вверх. И получился смертоносный фейерверк. Кстати, серные шары — последствия его — и по сей день можно обнаружить на территории, где когда-то находились погибшие города.

Современные взгляды

Лот и его дочери , Артемизия Джентилески , 1635–1638 ( Художественный музей Толедо, Толедо, Огайо)

Предполагаемый инцест между Лотом и его дочерьми вызвал множество вопросов, споров и теорий о том, каковы были настоящие мотивы, кто на самом деле виноват, и какой уровень предвзятости имел автор 19-й главы Бытия. Однако такие исследователи Библии, как Джейкоб Милгром , Виктор П. Гамильтон и Калум Кармайкл, постулируют, что законы левитов не могли быть разработаны так, как они были, без спорных вопросов, окружающих патриархов Израиля, особенно в отношении инцеста. Кармайкл даже приписывает всю формулировку законов Левита жизни отцов-основателей нации, включая праведного Лота (вместе с Авраамом , Иаковом , Иудой , Моисеем и Давидом ), которые были выдающимися фигурами в израильской традиции.

По мнению упомянутых выше ученых, патриархи Израиля являются ключом к пониманию того, как развивались законы священников относительно инцеста. Родственные браки между патриархами включают брак Авраама с его сводной сестрой Сарой ; брак брата Авраама Нахора с их племянницей Милкой ; Брак Исаака с Ревеккой, его двоюродной сестрой, которая когда-то была удалена; Браки Иакова с двумя сестрами, его двоюродными братьями; и, в случае родителей Моисея, брак между племянником и тетей (сестрой отца). Следовательно, патриархальные браки, несомненно, имели значение для законодателей, и они предлагают повествовательную основу для законов Левита , глав 18 и 20.

Некоторые утверждали, что поведение Лота, приносящего своих дочерей в жертву мужчинам Содома в Бытие 19: 8, представляет собой сексуальное насилие над его дочерьми, что создало путаницу в ролях родства, что в конечном итоге проявилось в кровосмесительных актах в Бытие 19: 30– 38.

Ряд комментаторов описывают действия дочерей Лота как изнасилование. Эстер Фукс предполагает, что в тексте дочери Лота представлены как «инициаторы и исполнители кровосмесительного« изнасилования »».

Жизнь Авраама

Когда Бог призвал Авраама, он вывел вместе с ним племянника Лота. У Лота была куча проблем.

Какая же точка зрения Духа Святого о Лоте?

(2Пет 2:6-8) И если города Содомские и Гоморские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил, — ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные.

Бог назвал Лота праведным, однако он не был победителем. Жил в таком месте, где грех господствовал. Душа Лота мучилась и страдала. Плоть в какое то время будет удовлетворена, но душа будет возмущаться. Это является очевидным признаком того, что Лот был спасен.

Когда Бог освободил Аврама и Сару от Египетского фараона, Аврам поднялся.

Всякий раз, когда человек приобретает свободу от Египта, он всегда поднимается.

(Быт 13:1-7) И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было и Лот с ним, на юг. Был Аврам очень богат скотом, и серебром. И золотом.

Авраам не оставался в Египте, он поблагодарил Бога и вернулся в то место, где общался с Господом в самом начале.

(Быт 13:4) До места жертвенника, который он сделал там вначале, и там призвал Аврам имя Господа.

Можно ли сохранить чистоту души, живя в Содоме?

Один выбор, две совершенно разные истории. Дядя
проявляет смирение перед племянником – неслыханное
поведение для сурового ветхозаветного времени. Авраам,
чтобы избежать разногласий, уступает Лоту лучшие земли.
Название одного из городов, где Лот раскинул шатры,
– Содом. Оно стало нарицательным. Содом был цветущим
и богатым городом. Его жители ни в чем не нуждались.
Авраам пошел в противоположную от Содома сторону. И стал
великим в веках. Как эта история снова и снова повторяется
в наши дни? К чему приводит беззаботная жизнь, духовная
глухота и желание получить от жизни всё? Об актуальности и
злободневности ветхозаветного эпизода из Книги Бытия
рассуждает протоиерей
Олег Стеняев.

***


Бегство из Содома
    

«И у Лота, который ходил с Аврамом, также был
мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была
земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было
так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между
пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и
Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам
Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между
пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники;
не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты
налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.

Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность
Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом
и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад
Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю
окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И
отделились они друг от друга.

Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в
городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же
Содомские были злы и весьма грешны пред
Господом».

(Быт. 13: 5–13)

Сказано, что земля была непоместительна для людей Авраама
и для людей Лота. Их было очень много. Хозяйство Авраама и
хозяйство Лота. Рабы Авраама и рабы Лота. Свидетельство
того, что благословил Бог не только дом Авраама, но и дом
Лота, который был тогда в единстве с домом Авраама. А
позже, уже после того как отделился Лот от Авраама,
оскудело хозяйство Лотово, и покидает он Содом и Гоморру
только с малым семейством – с ним его жена и двое
дочерей, и более никого.

Когда Лот выбирал для себя землю, в которой будет жить,
Авраам дал ему право решать, куда идти, сказав:
«Выбери, какую тебе. Ты пойдешь направо – я
налево. Ты пойдешь налево – я направо». Так
вот: Лот выбирал плотскими очами. Он увидел землю Содома и
Гоморры. И, как сказано в Библии, для него она была словно
сад Господень. Как рай! Он именно так оценил эти земли. Но
вскоре, через некоторое время, рай превратился в ад. Такое
происходит и сейчас.

Из друзей моих многие уехали кто в Америку, кто в Западную
Европу. В первых письмах они писали: мы живем в раю, у нас
всё есть. Но через какое-то время рай превращался в ад. И
в письмах был крик: «Что делать? Здесь всё в кредит.
И если я вовремя не выплачу его, у меня всё отберут. Даже
воду из бассейна выкачают и заберут. Газон скатают и
увезут…» И даже: «У меня могут отобрать
детей».

Очень часто рай оказывается адом – если оценивать,
что такое рай и что
такое ад, исходя из чисто плотских критериев, мирского
понимания. И человек должен быть осторожен в своих оценках
окружающей реальности и действительности. Особенно в наше
время. Потому что то, что нам
кажется хорошим и благоприятным,
может быть и не таким на самом деле. Может за ярким
фасадом скрывать черную суть.

Да, Лот и его домашние не усвоили «привычек»
жителей Содома и Гоморры, не творили их
«подвигов». И спаслись, покинув Содом. Но
спаслись ли? И действительно ли покинули Содом?

Содом уже жил в их сердцах. Жена Лота
обернулась, чтобы позлорадствовать тому, что город гибнет,
а она жива. За это Бог и наказал ее: она тоже погибла. И
Лоту не удалось избежать участи Содома, как он думал.
Потому что это Содом толкнул его дочерей на то, чтобы они,
напоив отца вином, развратничая с ним, совершали грех
кровосмешения.

Пребывание в Содоме не останется без последствий. Нельзя
спокойно покинуть его и потом жить, считая, что всё в
порядке. Вот ты думаешь, что поедешь на
Запад – в Европу, в Америку, заработаешь там
денег, вернешься в Россию и заживешь счастливо. Нет! Без
потерь этого не произойдет. Обязательно будут какие-то
потери, сложности – и прежде всего эти сложности
ударят по нашим детям. И иногда очень больно. В одной
знакомой мне семье, долго жившей в Америке, потом просто
мучились с ребенком. Он говорил по-русски с акцентом, все
жизненные интересы его поменялись. Повезли ребенка к
старцу. И старец сказал: чадо это надо посылать на
отчитку!

Давайте помнить библейские уроки.

22 октября 2015 г.

Соляной Столп. Жена Лота

Май 11th 2011 —

Соляной Столп. Жена Лота

Бытие:19.26 Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом. Прем 10, 7. Лк 17, 32.

Соляной Столп. Жена Лота

Как эту историю излагает Иосиф Флавий в «Йудейской Войне»: «Озеро имеет пятьсот восемьдесят стадий в длину, простираясь до Цоара в Аравии, и сто пятьдесят стадий ширины. К нему примыкает область Содома, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная. Она, как говорят, вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией. Еще теперь существуют следы ниспосланного Богом огня и еще теперь можно видеть тени пяти городов». (4:8:4) Он же — в «Иудейских древностях»: Лот, которого Господь предупредил о предстоящем уничтожении содомитян, удалился со своею женою и двумя дочерьми; последние были еще девушками; женихи же их не согласились уйти вместе с ними, так как не придавали словам Лота значения. Затем Господь поразил город огненными молниями, сжег его вместе с жителями и равным образом опустошил пожаром всю область, как это я раньше рассказывал уже в «Иудейской войне». Жена Лота, которая во время бегства, вопреки запрещению Господа Бога, постоянно обращалась назад в сторону города, выражая страшное любопытство, была обращена в соляной столб. Последний я видел лично: он сохранился по сей день. Сам же убежал со своими дочерьми в небольшое место, оставшееся нетронутым огнем. Оно до сих пор называется Цоор, что по-еврейски значит «малость». Здесь он затем бедственно прожил некоторое время, в удалении от людей и чувствуя недостаток в припасах. Полагая, что весь род людской уничтожен, девушки (дочери Лота) сблизились с отцом своим, но сделали это так ловко, что он сам этого не заметил; поступили же они таким образом, чтобы не остаться без потомства. От них действительно родилось двое мальчиков: от старшей Моав, что значит «от отца», а от младшей Амман, какое имя означает «сын племени». Первый из них является родоначальником моавитян, которые до сих пор еще представляют весьма большой народ, а второй — аммонитян. Оба эти племени живут в Келесирии — таково-то было удаление Лота из области содомитской». (1:11:4-5) Из сочинения, называемого «Житие и хожение Даниила, игумена Русской земли»: О гробе Лота, что в Сигоре. Оттуда до Сигора две версты. Здесь находится гроб Лота и двух его дочерей, в двух гробах. В горе большая пещера, в нее вбежал Лот со своими дочерями. Здесь недалеко городище первых людей, было оно на горе той высокой и зовется Сигор. Более одной версты от этого места, на взгорье к югу от Сигора, стоит столпом каменным жена Лота. А от жены Лота до Содома две версты. И по сей день в Иордании, чуть севернее развалин древнего Цоара (ас а-Сафи), имеет место быть Дир а-Лут, монастырь Лота.

Соляной Столп. Жена Лота

Соляной Столп. Жена Лота

Соляной столб — жена Лота

Соляной столб — жена Лота

Соляной столб — жена Лота

Pages: 1

Иордания христианская. Мёртвое море

Дорога №90 — шоссе, ведущее с севера на юг, проложено по берегу Мёртвого моря. Именно у южной его оконечности, как предполагают археологи, располагались библейские Содом и Гоморра.

«Паломничество в Содом и Гоморру» — это звучало бы слишком сильно. Нет, конечно, не паломничество, но поездка по библейским местам — так можно было бы назвать наше сегодняшнее путешествие. Мы стоим на месте, где праведный Лот спасался с семьёй от грядущего Божьего наказания, и история погибших городов, обычно такая умозрительная и отвлечённая, на глазах оживает.

Мёртвое море

— Вот, где-то здесь они могли быть, Содом и Гоморра, и Лот со своими родственниками уходил отсюда в горы, — Самер показывает рукой на серо-голубую гладь, на белёсые берега, которые здесь, на юге, уже совершенно неживые.

Потом он рассказывает о научных экспедициях, которые неоднократно снаряжали для поисков погибших городов, а мы слушаем и молчим. Величественная и страшная библейская история настраивает на серьёзный лад.

— А там дальше — Сафи, древний город Зоар, — продолжает наш гид.

— Зоар… Зоар… — гадаем, пытаясь понять, что же это название напоминает. — Сигор?..

Да, это тот самый Сигор, куда направлялся Лот по Божьему повелению, предупреждённый о грядущем уничтожении Содома и Гоморры.

Берег Мёртвого моря у южной его оконечности

Сразу же в голове мелькает: «На горе спасайся душе, якоже Лот оный, и в Сигор угонзай». Этот стих из Великого покаянного канона Андрея Критского, точнее, строчка из него — вот это «в Сигор угонзай» — наверное, накрепко засело в памяти всякого православного, кто хотя бы пару-тройку раз внимательно слушал Великим постом этот канон. «Откуду начну плакати», «вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую» да «в Сигор угонзай» — первое, что всплывает в памяти.

Вот здесь и «угонзал» в Сигор праведный Лот, племянник Авраама.

А вокруг — тёмно-бурые скалы, действительно, как будто обожжённые. Залежи серы, битума и прочих сероводородов, говорят учёные, плюс молния, от которой всё это запылало, да ещё землетрясение вдобавок — и четыре тысячи лет назад целая цветущая область превратилась в пустыню, в огромное кладбище.

Вообще, землетрясения — главная беда здешних мест. Именно из-за землетрясений так кардинально поменялся по сравнению с первыми веками климат Иорданской долины, погибли многие памятники, исчезли целые города. По Мёртвому морю проходит большой геологический разлом, и время от времени он даёт о себе знать.

Гравюра «Праотец Авраам и праведный Лот»

Соляной столп стоит на высоком скалистом восточном берегу. А Содом, предполагают исследователи, находился где-то ближе к нынешнему западному берегу. Смотрим в ту сторону — вдали маслянистым зеркалом застыли неживые воды. Линия далёкого горизонта растворяется в полуденном мареве.

Неподалёку — монастырь святого Лота и развалины византийской церкви, трёхнефной базилики с фрагментами мозаик. Между прочим, этот монастырь есть на мозаичной карте из Мадабы, то есть он был построен до середины VI века. А надписи на мозаиках в церкви VII века свидетельствуют о том, что пещера с монастырём ещё с древности служили местом почитания праведного Лота. Интересно, что даже в период активного распространения в здешних местах ислама паломничество сюда не прекратилось. На судьбу обители наверняка повлиял и тот факт, что в исламе праведный Лот почитается как пророк, которого мусульмане зовут Лут.

Нынешние иорданские власти также спокойно и веротерпимо относятся к христианам, живущим в этой мусульманской стране.

Соляной столп — скала «жена Лота» над Мёртвым морем

Чем ближе к морю, тем меньше зелени на его берегах. Широкая прибрежная полоса, изрезанная разломами и трещинами, бугристая, с большими соляными разводами вообще кажется непригодной для жизни.

И, тем не менее, то тут, то там видны шатры-палатки; это либо пастухи, либо цыгане-земледельцы.

— Здесь по берегу вообще-то запрещено ходить, — продолжает Самер. — Земля очень солёная, а соль иногда вымывается дождями, образуются пустоты, и можно провалиться.

Интересно, какие тайны хранят эти берега под напластованиями соли и горелого камня? Шальная мысль проскакивает в голове: вот так провалишься в какую-нибудь пустоту сквозь пару-тройку культурных слоёв и очутишься в руинах древнего города.

Только бы не в Содоме и Гоморре.

Горные породы на берегах Мёртвого моря

Развалины монастыря святого Лота. Фото: Paul Salopek

Пещера Лота. Фото www.biblewalks.com

Дорога к Мёртвому морю спускается с близлежащих гор

Современные взгляды

Лот и его дочери, к Артемизия Джентилески, 1635–1638 (Толедский музей искусств, Толедо, Огайо)

Предполагаемый инцест между Лотом и его дочерьми вызвал множество вопросов, споров и теорий о том, каковы были настоящие мотивы, кто на самом деле виноват, и какой уровень предвзятости имел автор 19-й главы Бытия. Однако такие библеисты, как Джейкоб Милгром,Виктор П. Гамильтон, и Калум Кармайкл постулируют, что законы левитов не могли быть разработаны таким образом, как они были, без спорных вопросов, окружающих патриархов Израиля, особенно в отношении инцеста. Кармайкл даже приписывает всю формулировку законов Левита жизни отцов-основателей нации, включая праведного Лота (вместе с Авраам, Джейкоб, Иуда, Моисей, и Дэйвид), которые были выдающимися деятелями в Израильтянин традиция.

По мнению упомянутых выше ученых, патриархи Израиля являются ключом к пониманию того, как развивались законы священников относительно инцеста. Родственные браки между патриархами включают брак Авраама с его сводной сестрой. Сарай; брак брата Авраама Нахора с их племянницей Милка; Брак Исаака с Ревеккой, его двоюродной сестрой, однажды удаленной; Браки Иакова с двумя сестрами, его двоюродными сестрами; и, в случае родителей Моисея, брак между племянником и тетей (сестрой отца). Следовательно, патриархальные браки, несомненно, имели значение для законодателей, и они предлагают повествовательную основу для законов Левит, главы 18 и 20.

Утверждалось, что левитские законы против инцеста были созданы для того, чтобы отделить образ жизни израильтян от образа жизни людей Ханаана, несмотря на любые инцестуальные связи, которые были у патриархов в прошлом. Законы левитов были необходимы развивающейся нации, которую нужно было рассматривать как отличную от мира, очищенную и непорочную: первый шаг, начинающийся с обрезания. Таким образом, ничего нельзя было противопоставить патриархам за инцестуозное поведение, потому что это было частью прогрессивного развития, исходя из обычаев мира (происходящего из Халдея) стать непорочным перед своим Богом.

Некоторые утверждали, что поведение Лота, приносящего своих дочерей в жертву Содомцам в Бытие 19: 8, составляет сексуальное насилие его дочерей, что создало путаницу в ролях родства, которая в конечном итоге была разыграна через кровосмесительные акты в Бытие 19: 30–38.

Ряд комментаторов описывают действия дочерей Лота как изнасилование. Эстер Фукс предполагает, что в тексте дочери Лота представлены как «инициаторы и исполнители кровосмесительного« изнасилования »».

От Лота до Машиаха [↑]

Из всех жителей Сдома катастрофу пережили только Лот и его дочери. Дочерям кажется, что весь мир уничтожен и они — единственные люди на земле. Чтобы продлить человеческий род, они решают вступить в связь с собственным отцом, напоив его вином. Как ни отвратителен этот грех кровосмешения, но и он играет свою роль в истории.

Одна из дочерей Лота стала матерью Моава, а от моавитянки Рут до царя Давида — всего три поколения. Никто не сказал об этом лучше, чем рав Элияу Ки-Тов: «И все-таки одно-единственное зернышко милосердия сохранилось. Оно скиталось по миру в течение 700 лет, побывало в самых неподходящих местах, пока не прорезалось и не проросло в Рут».

Возвращаясь к смыслу корня «лот»

, подытожим: далекий от праведности Лот оказался инструментом для осуществления в мире величайшей идеи Избавления: Машиах произойдет от Лота.

Бедствие Лота и помощь Аврама

До Дана. Если сим означается город, получивший свое имя от Дана, сына Иаковлева, называвшийся прежде Лаис (Ис. Нав. XIX. 47. Суд. XVIII. 29), то сие слово, без сомнения, не может принадлежать Моисею. Но Даном также, по свидетельству Флавия (Antic. L. I, с. 10), назывался один из источников Иордана, и в сем знаменовании оное имя могло быть древнее Моисея.

По левую сторону Дамаска. По переводу Онкелоса: к северу Дамаска. Сие объясняется тем, что евреи представляют восток переднею стороною мира, а запад заднею, и посему полдень называется правою (Пс. LXXXVIII. 13), а север левою стороною.

Лот родился и вырос в Уре Халдейском в Шумерии

Ветхозаветная Книга Бытия говорит о том, что Лот — это сын Арана и племянник родоначальника евреев Авраама. Лот родился и вырос в Уре Халдейском в Шумерии на реке Евфрат. Он находился в нижней Месопотами.

Произошло это примерно 4 000 лет назад. Его отец умер рано, и его дед взял всю семью и отправился в землю Ханаанскую. Дойдя до Харрана, Фара остановился и вскоре умер.


Путь Авраама в землю Ханаанскую из Ура. Дорога Авраама показана красной стрелкой. Его племянник Лот, вместе со слугами, скотом и семьёй сопровождал его. Фото: bibliya-online.ru

Здесь же поселился его дядя Авраам, после того, как вышел из Египта, где благодаря тому, что отдал свою жену фараону, приобрёл много рабов и скота. Лот, за исключением авраамовой жены Сарры, оказался единственным родственником, который сопровождал Авраама при переселении в Ханаанскую землю.

Праведный Лот жил в Месопотамии примерно 4 000 лет назад.

Племянник и дядя вместе дошли до Вефиля. В течение некоторого времени Лотт жил вместе со своим дядей, пока между пастухами Авраама и его собственными не возникли различные разногласия и споры касательно пастбищ, на которых паслись их стада.

Тогда Авраам предложил ему: «…отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево» (Быт. 13:19). В результате Лот стал жить на востоке, в окрестностях Иордана. Его владения простирались до города Содом, который располагался в цветущей долине Сидим при устье реки Иордан.

Связь с темой Мошиаха

Как ни удивительно, искры Мошиаха оказались затерянными именно в… Содоме.

Сказано в Псалмах: «Нашел Я раба моего Давида!» Где нашел? Ответ — в Содоме. Именно там, среди искр святости, спрятанных в истории с дочерьми Лота, таился зародыш будущего Освобождения.

Живший в 17 веке каббалист р. Шимшон Острополер высказал интересную точку зрения на этот счет. Зная, что в будущем от Лота произойдет душа Мошиаха, его жена полагала себя причастной к этому процессу — кто же, как не она, родит избавителя? Поэтому она и не побоялась оглянуться назад (к корням, к истокам).

Но история распорядилась иначе! Сомнительное поведение дочери Лота, приведшее к рождению Моава, а в дальнейшем — Рут, дочери моавского народа, прабабки Давида, означало «нечто ненормативное», некую параллельную реальность, о которой жена Лота знать не могла, такого оборота событий поистине не мог предполагать никто! Жена Лота не допускала возможности, что ее накажут и лишат жизни, поскольку кто же тогда выносит мессианского лидера? Эта мысль определяла ее поведение, заставляя ее чувствовать свое превосходство и безнаказанность.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 31-33 И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим: а он не знал, когда она легла и когда встала

Дочери Лотовы, поскольку боялись жить в опустевшем городе, стали просить отца бежать в гору. А так как они думали, что огненный потоп истребил целый мир, как во время Ноя был истреблен целый мир водным потопом, то рече же старейшая к юнейшей: отец наш стар, и никтоже есть на земли, иже внидет к нам… упоим отца нашего вином… и возставим от отца нашего семя, и произойдет от нас третий мир, как от Ноева дома произошел второй, а от Адама и Евы — первый. Недостатка же в вине у них не было, потому что все, что было в Сигоре, досталось им во владение. Жителей же в Сигоре не стало, ибо, когда Ангел сказал Лоту: се, удивихся лицу твоему, и о словеси сем, еже не погубити града, — то Сигор поглотил своих жителей, оставив их имущество. Жителей поглотил, чтобы умиротворить тем Правосудного, Которого прогневали они делами своими, имение же их оставил для праведного Лота, чтобы утешился он, потеряв все, бывшее у него в Содоме. Лотовы дочери придумывали предлоги и говорили: «Боимся мы спать, ужасают нас призраки, пред нами стоит матерь наша, обратившаяся в сланый (соляной) столп, представляются глазам нашим попаляемые Содомляне, в ушах наших раздаются вопли жен, взывающих из огня, как бы перед собою видим детей, страждущих в пламени; поэтому, родитель, не спи, а для успокоения дочерей своих усладись вином, чтобы провести ночь в бдении, которое избавит нас от ужасов». Но когда заметили, что Лот лишился рассудка от вина, и членами его овладел глубокий сон, тогда вошла старшая и у спящего делателя восхитила семя, и не поразуме он. Потом старшая сестра, увидев, что умышленное ею исполнилось, стала и младшую сестру склонять, чтобы она на время сделалась женой, а затем навсегда осталась в девстве; и младшая, убежденная сестрой, вошла, и вышла, и не поразуме он.

Толкование на Книгу Бытия.

Плен и завоевание Лота

Говоря о разлучении Аврама и Лота, Моисей заметил погрешность, которую сделал сей последний, поселясь между людьми злыми и грешными. Теперь он показывает его несчастие, бывшее следствием сей погрешности, и продолжает оправдывать поведение Аврама, который верою и надеждою на Промысл не только сохранил собственную безопасность, но и был в состоянии возвратить ее другому.

В одном повествовании совокупляются война девяти царей, как случай к бедствию Лота (1 –11), самое бедствие Лота и помощь Аврама (12– 16) и торжество Аврама, блистательное как оказанными ему почестями, так еще более благочестием его и бескорыстием (17–21).

Лот: пророк, племянник Авраама, святой

Согласно Священному Писанию, а именно Книге Бытия (главы 11-14 и 19), Лот — это послепотопный патриарх. Он племянник пророка и патриарха Авраама сын его брата Арана. С древнееврейского его имя переводиться как «покров», «покрывало». Причислен к лику святых, память его отмечается в православии 22 (9) октября.

Праведный Лот, племянник Авраама. Лот — это племянник пророка Авраама. Он единственный из его родственников, за исключением жены Авраама Сарры, сопровождал его во время переселения в землю Ханаанскую. Фото: azbyka.ru

Лот — это единственный родственник, сопутствовавший патриарху Арааму, за исключением его жены Сарры, во время переселения в землю Ханаанскую

Особое внимание Библия уделяет бегству пророка пред разрушением нечестивых городов Содома и Гоморры

Во время этого произошло превращение его жены в каменный столб и соблазнение его собственными дочерьми.

Биография Лота

Легендарный герой, имя которого упоминается в фразеологизме, — персонаж вымышленный. Он является аллегорическим изображением наивного домоседа, которого трудно убедить в необходимости предпринять какие-то действия для спасения своей жизни. Также образ Лота подчеркивает разницу между приличным и отвратительным поведением.

Упоминается Лот в Ветхом Завете. Именно он является главным героем сказания о Содоме и Гоморре. История этого человека и городов полных порока такова:

  1. Лот был беженцем из Египта. Около Мертвого моря он встретил большое поселение. Это был Содом. Народ там обитал аморальный, но без ксенофобских настроений. Потому Лот решил там поселиться. Жил наш герой тихо со своей семьей, пока на город не напали кочевники. Тут на помощь ему поспешил старый друг Авраам и, если бы не он, продали бы Лота и всех пленных содомитов в рабство.
  2. После войны Лот и вовсе стал домоседом. Городскими новостями не интересовался, в чужую жизнь не лез. Однажды он пригласил в гости двух пилигримов. Что тут началось: содомиты нашли путешественников весьма привлекательными и потребовали у хозяина дома отдать их им. Лот не нарушил правил гостеприимства и отказался это сделать. Он даже предложил им собственных дочерей, которые горожанам не приглянулись.
  3. Содомиты оказались агрессивными — они осадили дом. Вдруг атакующие ослепли и смирно разбрелись. Гости Лота оказались ангелами, именно они отразили атаку. После этого они велели радушному хозяину с семьей бежать из города.

Продолжение истории знают все — Содом и Гоморра были уничтожены вместе с населением. Супруга героя из-за любопытства преобразовалась в соль. А дочери Лота, нахватавшись дурных манер от соседей, совратили отца и подарили миру целых два племени.

Смысл фразеологизма

Если современного читателя Библии больше всего возмущает отношение Лота к собственным детям, то наши предки не могли понять, как хороший человек решился поселиться в городе с дурной репутацией

В Средневековье доброе имя было очень важно, потому действительно порядочный человек должен был избегать сомнительных знакомств и заведений. Словом, люди никогда не умели судить литературу не с точки зрения бытующей морали, а как произведение конкретной исторической эпохи

Праведным Лотом называют того, кто сохраняя благопристойный вид, якшается с дурной компанией. Этот фразеологизм изображает героя во время его проживания на территории Содома. Говоря так о человеке, подразумевается только внешняя сторона ситуации, и предоставляется полная свобода в предположениях относительно истинного положения дел.

Этот фразеологизм является насмешкой. Подразумевается, что в плохую компанию человека что-то тянет. Нередко так называют лжецов, которые, пытаясь оправдаться, рассказывают, какими ужасными людьми они окружены. В тоже время себя они выставляют невинными жертвами обстоятельств и случайными персонажами нелицеприятных приключений.

Примеры предложений с фразеологизмом:

  • «Ну, ты просто праведный Лот», — сказал милиционер, выслушав рассказ пойманного воришки.
  • В этой компроментирующей компании Виктор исполнял роль праведного Лота.
  • и в рифму:

Когда неизбежная кара грядет,

То всякий пройдоха — праведный Лот.

Последние археологические изыскания подтверждают, что около Мертвого моря были поселения, разрушенные стихийными бедствиями. Однако, описание нравов их жителей, всего вернее, элемент легенды. Реальные события легли в основу нравоучительного сказания.

Советую также почитать:

  • «Лазаря петь» — значение и происхождение фразеологизма с примерами?
  • «Всемирный потоп» — значение и происхождение фразеологизма?

Примечания

  1. 27 // Книга Бытия (др.-евр.)
  2. 37 // Книга Бытия (др.-евр.)
  3. Аммон, сын Лота // Энциклопедический словарь
  4. Лот // Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия в 4-х выпусках. Выпуск II
  5. 38 // Книга Бытия (др.-евр.)
  6. ↑ Лот // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  7. ↑ Лот // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  8. Быт. 
  9. Книга «Бытие», глава 14.
  10. Быт. 
  11. Столб соляной // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  12. Аммон (сын Лота) // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  13. Бен-Амми // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  14. Быт. 
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector