Земский собор

Земские соборы: условная классификация

Земский собор по составу можно разделить на присутствующую в полном составе Боярскую думу, высшее духовенство и представителей разных чинов (поместное дворянство и купечество). Ремесленники и крестьяне не присутствовали на нем.

Земские соборы подразделяют на полные и неполные. Во втором случае возможно абсолютное или частичное отсутствие «земского элемента», то есть поместного дворянства и посадских людей.

По роду деятельности соборы делят на совещательные и избирательные.

Если рассматривать общественно политическую значимость Земского собора, то можно выделить четыре группы:

  • соборы, которые были созваны царем;
  • соборы, созванные царем по инициативе сословий;
  • созыв сословиями;
  • избирательные — на царство.

Чтобы более полно понять роль соборов, рассмотрим еще одну классификацию:

  • соборы, созванные по вопросам реформ;
  • соборы, касающиеся внешнеполитической ситуации;
  • соборы, решающие вопросы внутреннего «устроения государства», подавления восстаний;
  • соборы Смутного времени;
  • избирательные соборы.

Классификация соборов дает возможность понять содержание их деятельности.

Это интересно: 1403,Первобытная история Руси: описываем все нюансы

Созыв первого земского собора: дата начала российского парламентаризма

Почему корни российского парламентаризма зародились именно в 1549 году?

До этого история зарождавшегося государства знала другую форму самоуправления – вече. Именно здесь лежат начала практики решения наиболее важных вопросов на общем сходе представителей народа. Фактически вече представляло собой своеобразную версию прямой демократии. В разных формах оно существовало во многих городах, в каждом из которых действовал определенный порядок его проведения. Сначала здесь рассматривались частные дела (спорные, судебные), позже – общезначимые конкретные вопросы, в том числе, отношения с соседями. Однако эти «сходы» не были регламентированы законом и развивались на основе народного обычая. Они не обладали строгой процедурой: подсчет голосов не осуществлялся, решения принимались на основе волеизъявления путем «выкликания». Чтобы добиться принятия необходимого решения, достаточно было нанять профессиональных крикунов. В основном их услугами пользовались бояре и крупнейшие купцы. Нередко подобные собрания заканчивались массовыми потасовками, и унимать толпу приходилось архиепископу.

Первый земский собор был созван в 1549 году. Как учредительный, так и последующие соборы серьезно отличались от вече. Их деятельность была более регламентирована, они решали вопросы общегосударственного значения. Несмотря на то, что этот орган имел множество отличий от институтов сословно-представительной монархии европейских стран, именно соборы считают первым проявлением российского парламентаризма. Но в каких условиях они зародились? И почему именно Иван IV, в мировой истории известный как «Грозный», как родоначальник опричнины и источник террора в отношении всех слоев населения учредил институт, по своей сути ограничивающий абсолютную власть монарха?

В год первого Земского собора был создан новый Судебник

Первый Земский собор перевернул страницу в управлении государством. Теперь важные вопросы царь решал не с Боярской Думой, а на Земском соборе.

На соборе в 1549 году рассматривались не конкретные случаи земельных споров и случаи насилия над служащими. Обсуждалась общий курс политики. Установившейся строй способствовал усилению власти знати, что обостряла классовые отношения и подрывало целостность власти.

Сохранившиеся записи велись по протоколу и схематично. Определить форму обсуждения и ее направление невозможно.

В следующем соборе был принят Стоглав – книга по управлению церковной и нравственной жизни людей. Она содержала 100 глав, за что и получила свое название. По Стоглаву должно было жить духовенство. В нем были предусмотрено семейное право. К примеру, указывался минимальный брачный возраст: для женщин 12 лет, а мужчин – 15 лет. На Стоглавом соборе реформы царя и Судебник 1550 года получил одобрения бояр, высшего духовенства и знати.

Опричнина так же имеет соборные корни. Российская аристократия на деле не хотели принимать предложенное сотрудничество. Она всячески отстаивала свои интересы. Начались междоусобные стычки, которые могли погубить Московское государства. Иван IV при поддержке народа стал бороться с боярской оппозицией и сформировал основы управления государством.

Все последующие Земские соборы носили миротворческий характер

Их задачей было предотвращение начала политической смуты или решение важного вопроса (избрание царя, утверждение наследника на престоле, принятие свода законов, принятие новых земель и т.д.). Большинство Земских соборов коренным образом отличались друг от друга

Строгой формы и регламентации не существовало.

Дворянство

Дворяне – это подданные государя, состоящие на державной службе и получающие за это вознаграждение. Слово «дворянин» первоначально определяло людей с княжеского двора. Они брались правителем на службу для выполнения воинской службы, судебных и административных функций и других поручений. Дворяне вначале составляли низший класс знати, прочно связанный с князем и его хозяйством. Отличительными особенностями дворянства были:

  • Небольшое имущественное состояние. Дворянами обычно становились инициативные и способные люди из среднего класса: чиновник, профессиональные военные, горожане, средние и мелкие землевладельцы, богатые крестьяне.
  • Не знатность. В основном дворянами становились люди, не являющиеся представителями древних знатных родов. Свой авторитет зарабатывали будучи уже на государственной службе.
  • Служение государству. Это бояре могли служить государству, когда сами захотят. А дворянин был обязан служить в качестве чиновника или военного.
  • Получение материального или морального вознаграждения от правителя. Каждый дворянин за своё служение получал от царя вознаграждение, чаще всего землёй. Появляется класс помещиков.
  • Преданность государю. Дворяне были заинтересованы в преданном служении царю и всемерном укреплении власти хозяина. Их благосостояние зависело от правителя.

Наиболее бурное развитие дворянство получило в период правления Ивана IV Грозного. Они стали его опорой в противостоянии с боярством.

История земских соборов

«Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью». Картина Клавдия Лебедева

В 1547 году Иван IV созвал Собор примирения (рассматривал проблему отмены кормлений и злоупотреблений чиновников на местах); впоследствии такие соборы стали называться Земскими (в противоположность соборам церковным — «освященным»). Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»). (До сих пор не подтверждена просматривающаяся логическая связь между новгородским классом своеземцев и Земским собором в едином централизованном русском государстве.) Собор 1547 г. продолжался два дня, он был созван для решения вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады». В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) боярских детей наместникам. По мнению И. Д. Беляева, в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Царь испросил у бывших на соборе святителей благословение исправить Судебник «по старине»; затем объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские; для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников и волостелей.

Самый ранний собор, о деятельности которого свидетельствует дошедшая до нас Приговорная грамота (с подписями и перечнем участников думного собора) и известия в летописи, состоялся в 1566 г., на нём главным был вопрос о продолжении или прекращении кровопролитной Ливонской войны.

В. О. Ключевский определял земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». В свою очередь С. Ф. Платонов считал, что земский собор — это «совет всей земли», состоящий «из трёх необходимых частей»: 1) «освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе»; 2) боярской думы; 3) «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства».

Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, также по делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира (о продолжении Ливонской войны), налогов и сборов, преимущественно для военных нужд. Судьбам политического устройства страны были посвящены земские соборы 1565 года, когда Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, особое значение имеет приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время».

История земских соборов — это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного общественного института, первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.

Что касается состава земских соборов, то даже в период царствования Михаила Романова, когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивна, состав варьировался в зависимости экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов

Важное место в составе земских соборов занимало духовенство, в частности, земские соборы февраля — марта 1547 и весны 1551 годом были одновременно и церковными соборами в полном составе, а в остальных московских соборах участвовали только митрополит и высшее духовенство. Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений, принятых монархом

Б. А. Романов считает, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую — воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу.

Это интересно: 1072,ДЕЙВИС, Дэвис (Davis) Джон (ок. 1550-29.12.1605)

Финансовые вопросы

В 1614, 1616, 1617, 1618, 1632 годах и позднее земские соборы определяли размеры дополнительных сборов с населения, решали вопрос о принципиальной возможности таких сборов.

Соборы 1614-1618 гг. принимали решения о «пятинах» (сборе пятой части доходов) на содержание служилых людей. После этого по стране разъезжались «пятинщики» — чиновники, собиравшие подать, используя текст соборного решения в качестве документа.

Вопросы внутренней политики

Самый первый Земской собор, о котором уже писалось, был посвящён как раз внутренним вопросам — принятию судебника Ивана Грозного. Земский собор 1619 г. решал вопросы, связанные с восстановлением страны после Смуты и определением направления внутренней политики в новой ситуации.

Собор 1648 — 1649 гг., вызванный массовыми городскими восстаниями, решал вопросы взаимоотношений помещиков и крестьян, определил юридический статус поместий и вотчин, укрепил позиции самодержавия и новой династии в России, повлиял на решение ряда других вопросов.

На следующий год после принятия Соборного Уложения в очередной раз собор был созван для прекращения восстаний в Новгороде и Пскове, подавить которые силой не представлялось возможным, тем более что восставшие сохранили принципиальную лояльность монарху, то есть не отказывались признавать его власть.

Последний «земский совет», касавшийся вопросов внутренней политики, был созван в 1681-1682 гг. Он был посвящен проведению очередных преобразований в России. Наиболее важным из результатов было «соборное деяние» об отмене местничества, давшее принципиальную возможность повысить эффективность административного аппарата в России.

Как выбирали представителей на Земской собор

Детали в разные годы конечно менялись, но в целом созыв собора осуществлялся призывной грамотой, которая направлялась от царя известным лицам и местностям. В грамоте содержались вопросы повестки дня, количество выборных. Если количество не было определено, это решало само население. В призывных грамотах четко оговаривалось, что избранию подлежат «лучшие люди», «добрые и смышленые», которым «Государевы и земския дела за обычай», «с которыми можно бы было говорить», «которые б умели рассказать обиды и насильства и разорения и чем Московскому государству полниться» и «устроить бы Московское государство, чтоб все пришли в достоинство» и т. п.

Надо указать — требований к имущественному положению кандидатов не предъявлялось. В данном аспекте единственным ограничением было то, что в проходивших по сословиям выборах могли участвовать лишь те, кто платил налоги в казну, а также люди, несшие службу.

Как уже отмечалось выше, иногда количество выборных людей, которое необходимо отправить на собор, определяло само население. Как отмечает А.А. Рожнов в статье «Земские соборы Московской Руси: правовая характеристика и значение», подобное  отношение правительства к количественным показателям народного представительства не было случайным. Напротив, оно очевидно вытекало из самой задачи последнего, заключавшейся в том, чтобы донести позицию населения до Верховной власти, дать ему возможность быть услышанным ею. Поэтому определяющим являлось не число лиц, входивших в состав Собора, а степень отражения ими интересов народа.

Города вместе со своими уездами, как и ныне, составляли избирательные округа. По завершении выборов составлялся протокол собрания, который заверялся всеми участвовавшими в выборах. По окончании выборов составлялся «выбор за руками» – избирательный протокол, скреплявшийся подписями избирателей и подтверждавший полномочия избранников к «Государеву и земскому делу». После этого выборные лица с «отпиской» воеводы и «выборным списком за руками» отправлялись в Москву в Разрядный приказ, где дьяки удостоверялись в правильности проведения выборов.

Депутаты получали от избирателей наказы, в основном устные, и по возвращении из столицы должны были отчитаться о проделанной работе. Известны случаи, когда поверенные, не сумевшие добиться удовлетворения всех ходатайств местных жителей, просили правительство выдать им специальные «береженые» грамоты, которые бы гарантировали им защиту от «всякого дурна» со стороны недовольных избирателей.

Работа делегатов на Земском соборе осуществлялась преимущественно безвозмездно, на «общественных началах». Избиратели обеспечивали выборных только «запасом», то есть оплачивали их проезд и проживание в Москве. Государство же лишь изредка по просьбам самих народных избранников «жаловало» их за несение депутатской повинности.

Исторические предпосылки появления и исчезновения земских соборов[править | править код]

Р. Г. Скрынников высказывает мнение, что Русское государство XVI века до земского собора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической боярской думой, а впоследствии пошло по пути превращения в сословно-представительную монархию.

Верховная власть уже при великом князе Иване III, стараясь уменьшить властные функции крупных феодалов, обратилась за опорой к крестьянскому самоуправлению. Судебник 1497 определил, чтобы на суде наместников непременно присутствовали дворские, старосты и лучшие люди от волостей, то есть представители крестьянских общин.

Правительство и при Иване IV пытается расширить свою социальную базу, обратившись напрямую к различным сословиям преодолевающего феодальную раздробленность русского государства. Земский собор можно рассматривать, как орган, приходящий на смену вече. Воспринимая традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, он заменяет элементы демократизма началами сословного представительства.

Вслед за проведением первого земского собора были изданы новый Судебник и уставные грамоты, согласно которым наместники и волостели, поставленные правительством, не могли судить без участия выборных от населения: дворского, старосты и лучших людей местной крестьянской общины. Каждая община должна была иметь и своего земского дьяка, который вёл бы на суде дела волостных людей. Закон предоставлял крестьянским общинам право самоуправления, раскладки податей и надзора за порядком. (См. также Земская реформа Ивана IV.)

По мнению некоторых историков существование земских соборов было сравнительно непродолжительным и не имело большого влияния на общественное развитие России:

— Во-первых, соборы никогда не собирались самостоятельно, их созывал монарх, чаще всего для поддержания своей политики, дабы придать им в глазах народа законность и справедливость (утверждение новых налогов волей «всей земли» исключало жалобы населения);

— Во-вторых, сословно-представительный орган не мог развиваться в России из-за того, что все сословия по большому счету были одинаково бесправны перед неограниченной царской властью независимо от знатности и богатства. «Холопов своих казнить и миловать, мы вольны», — утверждал Иван Грозный, подразумевая под холопами всех своих подданных, от родовитых князей до последних кабальных мужиков. Как писал В. О. Ключевский: «Сословия в России XVI—XVII отличались не правами, а обязанностями».

Другие исследователи, как например И. Д. Беляев, полагали, что земские соборы:

— способствовали преодолению остатков феодальной раздробленности в русском обществе, как в политическом, так и в психологическом плане;

— ускорили проведение реформ в суде и местном самоуправлении, потому что у различных сословий общества появилась возможность информировать верховную власть о своих нуждах.

Земские соборы XVI—XVII вв. по вполне объективным причинам не породили устойчивого сословного представительства в России. Российская экономика того периода была ещё недостаточна производительна для развития промышленных и торговых сословий (и в большинстве европейских стран того периода, значительно более сильных в экономическом плане, возобладал абсолютизм), однако земские соборы сыграли немалую роль в преодолении кризисов и развитии русского общества в XVI—XVII вв.

Ограниченная монархия на российский манер

фото с сайта slavyanskaya-kultura.ru

Когда мы говорим о началах российского парламентаризма, ограничении власти, сословном представительстве и прочих вещах, типичных для западной политической практики, необходимо понимать, что все российские институты носили отпечаток самобытности и уникальности. Аналогичное верно и в отношении института земского представительства.

Этот орган стал шагом на пути к формированию новой системы управлении, которая впоследствии не однократно помогала преодолеть государственные кризисы. Так, в периоды междуцарствия и отсутствия явных претендентов на престол, именно этот орган выдвигал правителя и определял новую династию. Первым царем, избранным Земским собором, был царевич Федор, сын Ивана IV. Затем «избирательный» состав собирался еще несколько раз, нарекая на царство Бориса Годунова, Михаила Романова. Во время правления последнего соборы прекратили свою историю, но стали прообразом для формирования органов государственного управления в дальнейшем.

Почему Земский собор нельзя считать органом сословно-представительной монархии западного образца?

  1. Причины формирования. На Западе представительские органы формировались в ответ на произвол самодержавной власти. Как правило, их учреждение было следствием политической и социальной борьбы. В итоге противостояния сословий и самодержца, учреждался специальный политический совет, главной функцией которого было сдерживание власти монарха и представление разных интересов. Инициатива учреждения этих органов исходила от народа, а верхам оставалось лишь принять новые условия игры.В России все складывалось иначе. Орган учреждался самим центром, а его целью было далеко не ограничение самодержавной власти. Напротив, сословия должны были стать основой ее укрепления.
  2. Регламентация деятельностиЕсли парламент западного образца имел регламентированную систему представительства, собирался через определенные промежутки времени, то в российском варианте он созывался по велению царя или по необходимости (определении новой царской ветви).
  3. ФункцииТрадиционно парламент относился к законодательной ветви власти. В России эту функцию он выполнял редко. Земские соборы Ивана Грозного утвердили план реформирования страны, а также приняли новый свод законов. Однако назвать этот орган в полном смысле законодательным нельзя. Скорее, он выполнял бутафорную функцию, соглашаясь со всеми предложениями правителя.
  4. Члены Земского собораКак такового представительства не было. Члены протопарламента определялись не в результате общественного выбора, а призывались исходя из должности и звания.

Если подвести итог вышесказанному, то Земский собор был не законодательным, не представительским, а совещательным органом власти. Его роль укладывалась в рамки обеспечения поддержки политики, которую проводил царь. Учреждение этого органа было способом легитимации только укрепляющейся монаршей власти в рамках единого государства. Судьба первого парламента на российский манер достаточно ярко иллюстрируется окончанием его истории: первый царь, избранный Земским собором отказался от него, построив свою собственную систему управления. Начиналась эпоха Романовых.

Во времена правления Ивана Грозного многие, в том числе и сам царь, верили в приметы. Узнайте больше о куклах-оберегах «Куклы-обереги на Руси»

Созыв первого земского собора: дата начала российского парламентаризма

фото с сайта srv2.imgonline.com.ua

Почему корни российского парламентаризма зародились именно в 1549 году?

До этого история зарождавшегося государства знала другую форму самоуправления – вече. Именно здесь лежат начала практики решения наиболее важных вопросов на общем сходе представителей народа. Фактически вече представляло собой своеобразную версию прямой демократии. В разных формах оно существовало во многих городах, в каждом из которых действовал определенный порядок его проведения. Сначала здесь рассматривались частные дела (спорные, судебные), позже – общезначимые конкретные вопросы, в том числе, отношения с соседями. Однако эти «сходы» не были регламентированы законом и развивались на основе народного обычая. Они не обладали строгой процедурой: подсчет голосов не осуществлялся, решения принимались на основе волеизъявления путем «выкликания». Чтобы добиться принятия необходимого решения, достаточно было нанять профессиональных крикунов. В основном их услугами пользовались бояре и крупнейшие купцы. Нередко подобные собрания заканчивались массовыми потасовками, и унимать толпу приходилось архиепископу.

Первый земский собор был созван в 1549 году. Как учредительный, так и последующие соборы серьезно отличались от вече. Их деятельность была более регламентирована, они решали вопросы общегосударственного значения. Несмотря на то, что этот орган имел множество отличий от институтов сословно-представительной монархии европейских стран, именно соборы считают первым проявлением российского парламентаризма. Но в каких условиях они зародились? И почему именно Иван IV, в мировой истории известный как «Грозный», как родоначальник опричнины и источник террора в отношении всех слоев населения учредил институт, по своей сути ограничивающий абсолютную власть монарха?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector