Хоры рпц земле русская, граде святый
Содержание:
- Как Русь стала Святой
- Что такое Святая Русь
- другие песни от: Хоры РПЦ
- Всем святым, в земле Русской просиявшим (тропари, кондаки, молитва и величания)
- Молитвы
- Образ Священной Руси
- «Нам уже звонят мусульмане»
- Русь – моря и реки
- Анализ стихотворения Никитина «Русь»
- «Эталоном государства была смесь Ирана с Советским Союзом»
Как Русь стала Святой
К основателям русской святости можно отнести Сергия Радонежского. Он был первооткрывателем киновии (монашеского общежития) с очень строгим уставом. Сурово выполнял свое послушание: говорил мало, неустанно молился, а если вел речь, то только о деле.
Вокруг монастырей создавался ореол уважения и святости. Каждая обитель была церковью и больницей, школой и библиотекой. Именно отец Сергий призывал к единению всех верующих не по национальной принадлежности, а по духовной. Люди начинали верить, что православная Русь будет жить вечно, помогая сама себе, святость ее будет несокрушима.
Что такое Святая Русь
Почему Русь святая — эта тема очень благодатна для изучения, ведь ни одно другое государство в мире не называется святым. Христианство возникло в Ι веке н. э. в Палестине, а к нам пришло только в IX веке, однако только наше, изначально языческое государство стало называться святым.
Святость — это свойство русского народа приносить себя в жертву во имя веры в добро и правосудие. После принятия Крещения русичи объединились в сильное государство и смогли одолеть многочисленных врагов. Примером православной веры и жертвенности служит победа русского народа в Великой Отечественной войне, которая началась в день всех Русских Святых в 1941 году.
Происхождение фразы
Сначала появилось словосочетание «светлый князь», потом иностранные путешественники стали именовать князей — его светлость русский князь. Эти два слова: светлый и русский прочно прижились в разговорной речи. Князя Владимира-крестителя называли духовным отцом и «Святым Владимиром».
Фраза Святая Русь впервые прозвучала в церковном гимне России перед началом Февральской революции. Это случилось при написании текста для службы священномученнику патриарху Московскому и всея Руси Гермогену. Стихира поется на церковно-славянском языке. Слова в ней простые, но мудрые, изложена самая суть: для чего Русская Земля предназначена, что нужно человеку делать в земной жизни, как себя вести, как блюсти. Предположительно сложили эту стихиру сестры одного из Киевских монастырей, где настоятельницей была инокиня Анастасия.
ГИМН СВЯТОЙ РУСИ
Земле Русская, Граде святый, Украшай свой дом, В нем же божественный Велий сонм святых прослави.
Церковь Русская, Красуйся, ликуй, Се бо чада твоя Престолу Владычню Во славе предстоят, радующеся.
Соборе Святых Русских, Полче Божественный, Молитеся ко Господу О земном Отечестве Вашем И о почитающих Вас любовию.
Новый дом Евфрафов, Уделе избранный, Русь Святая, храни Веру Православную, В ней же тебе утверждение.
Значение понятия
Значение понятия «святой» в язычестве понималось как приумножение цветения и плодоношения, а в христианстве означало возрастание цветения духовного. Основами духовной жизни мирян стали вера и покаяние, верование в живого спасающего Бога. Благодаря благоуспешной деятельности духовенства и сформировалось устойчивое понятие Священной Руси.
другие песни от: Хоры РПЦ
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:24Хоры РПЦ
Ангел вопияше -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:03Хоры РПЦ
Символ веры -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:37Хоры РПЦ
Песнь о вещем Олеге -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:06Хоры РПЦ
Слава в вышних Богу -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:58Хоры РПЦ
Хвалите Господа с Небес -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:38Хоры РПЦ
Господи, воззвав к Тебе, услыши мя -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:17Хоры РПЦ
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:06Хоры РПЦ
Благословен еси, Господи -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
06:31Хоры РПЦ
Проповедь и тропарь св. Иоанна Златоуста -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:10Хоры РПЦ
Приидите поклонимся -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:00Хоры РПЦ
Единородный сыне -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:51Хоры РПЦ
Сугубая ектенья -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:03Хоры РПЦ
Великая ектенья -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:08Хоры РПЦ
Просительная ектенья -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:31Хоры РПЦ
Боже, храни родную Русь! -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:04Хоры РПЦ
Многолетие -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:54Хоры РПЦ
Свете Тихий -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:46Хоры РПЦ
Благослови, душе моя, Господа -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:11Хоры РПЦ
Боже, царя храни! -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:42Хоры РПЦ
Богородице Дево, радуйся -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
00:53Хоры РПЦ
Богородице Дево, радуйся! -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:49Хоры РПЦ
Легенда о двенадцати разбойниках -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:12Хоры РПЦ
Благослови мне, Боже -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:40Хоры РПЦ
Разбойника благоразумнаго -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:16Хоры РПЦ
Достойно есть -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:51Хоры РПЦ
Многолетие -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:15Хоры РПЦ
Величит душа моя Господа -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:32Хоры РПЦ
Стихира Святым Борису и Глебу -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:06Хоры РПЦ
Благослови, душе моя, Господа! -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:11Хоры РПЦ
Приидите, поклонимся -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:52Хоры РПЦ
Сугубая ектения -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:41Хоры РПЦ
Многолетие -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:53Хоры РПЦ
Пресвятая Мати -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
12:16Хоры РПЦ
Христос Воскресе из мертвых -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:56Хоры РПЦ
Блажен Муж
Всем святым, в земле Русской просиявшим (тропари, кондаки, молитва и величания)
Тропарь, глас 8:
Я́коже плод кра́сный Твоего́ спаси́тельнаго се́яния, / земля́ Русская прино́сит Ти, Го́споди, вся святы́я, в той просия́вшия. / Тех моли́твами в ми́ре глубо́це // Це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Ин тропарь, глас 4:
Иерусали́ма Вы́шняго гра́жданы,/ от земли́ на́шея возсия́вшия/ и Бо́гу во вся́цем чину́ и вся́ким по́двигом угоди́вшия,/ прииди́те, воспои́м, ве́рнии:/ о всеблаже́ннии Руси Святой засту́пницы,/ моли́теся ко Го́споду,/ да поми́лует сию́ от гне́ва Своего́,/ исцеля́я сокруше́ние ея́,// и ве́рныя лю́ди Своя́ уте́шит.
Кондак, глас 3:
Днесь лик святы́х, в земли́ на́шей Бо́гу угоди́вших, предстои́т в Це́ркви / и неви́димо за ны мо́лится Бо́гу. / А́нгели с ним славосло́вят, / и вси святи́и Це́ркве Христо́вы ему́ спра́зднуют, / о нас бо мо́лят вси ку́пно // Преве́чнаго Бо́га.
Ин кондак, глас 6:
Предста́телие страны́ на́шей неусы́пнии,/ хода́таи о нас ко Творцу́ непреста́ннии,/ не пре́зрите моле́ний на́ших,/ но, предваря́юще на по́мощь, я́ко сро́дницы на́ши,/ ускори́те на моли́тву/ и потщи́теся на умоле́ние,// предста́тельствующе при́сно о чту́щих вас.
Молитва
О всеблаже́ннии и богому́дрии уго́дницы Бо́жии, по́двиги свои́ми зе́млю Ру́сскую освяти́вшии и телеса́ своя́, я́ко се́мя ве́ры, в ней оста́вльшии, душа́ми же свои́ми Престо́лу Бо́жию предстоя́щии и непреста́нно о ней моля́щиися! Се ны́не, в день о́бщаго ва́шего торжества́, мы, гре́шнии, ме́ньшии бра́тия ва́ши, дерза́ем приноси́ти вам сие́ хвале́бное пе́ние. Велича́ем ва́ша вели́кия по́двиги, духо́внии во́ини Христо́ви, терпе́нием и му́жеством до конца́ врага́ низложи́вшии и нас от пре́лести и ко́зней его́ избавля́ющии. Ублажа́ем ва́ше свято́е житие́, свети́льницы Боже́ственнии, све́том ве́ры и доброде́телей светя́щиися и на́ша умы́ и сердца́ богому́дренно озаря́ющии. Прославля́ем ва́ша вели́кая чудеса́, цве́ти ра́йстии, в стране́ на́шей се́верней прекра́сне процве́тшии и арома́ты дарова́ний и чуде́с повсю́ду благоуха́ющии. Восхваля́ем ва́шу богоподража́тельную любо́вь, предста́телие на́ши и покрови́телие, и, упова́юще на по́мощь ва́шу, припа́даем к вам и вопие́м: вси святи́и сро́дницы на́ши, от лет дре́вних просия́вшии и в после́дния дни подвиза́вшиися, явле́ннии и неявле́ннии, ве́домии и неве́домии! Помяни́те на́шу не́мощь и уничиже́ние и моли́твами ва́шими испроси́те у Христа́ Бо́га на́шего, да и мы, безбе́дно преплы́вше жите́йскую пучи́ну и невреди́мо соблю́дше сокро́вище ве́ры, в приста́нище ве́чнаго спасе́ния дости́гнем и в блаже́нных оби́телех Го́рняго оте́чества вку́пе с ва́ми и со все́ми угоди́вшими Ему́ от ве́ка святы́ми водвори́мся благода́тию и человеколю́бием Спаси́теля на́шего Го́спода Иису́са Христа́, Ему́же со Преве́чным Отце́м и со Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет непреста́нное славосло́вие и поклоне́ние от всех тва́рей во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание Пресвятой Троице
Велича́ем Тя,/ Триипоста́сный Влады́ко,/ ве́рою правосла́вною зе́млю Ру́сскую озари́вшаго/ и святы́х сро́дников на́ших // сонм ве́лий в ней просла́вльшаго.
Величание Пресвятой Богородице
Досто́йно есть велича́ти Тя,/ Богоро́дице,/ земли́ Ру́сския Цари́цу Небе́сную/ и люде́й правосла́вных// Влады́чицу Держа́вную.
Величание святым
Велича́ем вас, святи́и вси, в земли́ Русской просия́вшии, и чтим святу́ю па́мять ва́шу, вы бо мо́лите о нас Христа́, Бо́га на́шего.
Ино величание
Ублажа́ем вас,/ чудотво́рцы на́ши сла́внии,/ зе́млю Ру́сскую доброде́тельми ва́шими озари́вшии/ и о́браз спасе́ния нам// светоявле́нно показа́вшии.
Назад к списку
Молитвы
Тропарь русских святых |
Кондак русских святых |
Ин тропарь Всех русских святых |
Кондак Всех русских святых |
Молитва ко всем святым земли Русския |
Образ Священной Руси
Образ святости земли русской с ее более чем 1000-летней историей состоял из трех основ:
- Православие.
- Государственность.
- Народность.
Православие учит людей вере в добро, любовь, милосердие и терпению к ближнему
Самой важной задачей сегодня является возвращение русскому народу понимания того, что без Веры и Родины невозможна полноценная жизнь личности и семьи, общества и государства
Сам Образ — это:
- собор русских святых;
- чудотворные иконы и иные русские святыни;
- особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры;
- служение православным идеалам и сердечное следование Христовым заповедям;
- идеал и одновременно земная реальность России, выраженная в духовных подвигах русских святых.
В культуре
Историю русской культуры можно начинать с Крещения Руси, ведь до этого момента не было предшественницы — культуры на собственной территории. С появлением христианства возникла религия, приобщившая Русь к высокоразвитой цивилизации, истории европейских стран. Вдруг из языческой страны на краю света появляется новая держава с мировой культурой и религией.
По всей стране начали возводить прекрасные соборы — Софии, которые до сих пор поражают своей красотой и великолепием. При церквях открывались приходские школы, больницы. Служители православной церкви своим примером учили народ трудолюбию, воздержанию, доброте и милосердию. Многие из них были причислены к лику святых и почитаются по сей день.
Начиная с XVII века, понятие святости Руси становится частью народной культуры. С точки зрения народного понимания держава российская объединяется со Вселенной и церковью, получается, что Святая Русь есть везде, где есть православная вера.
В искусстве
Древнерусская живопись появляется в эпоху расцвета Киевской Руси при князьях Владимире и Ярославе Мудром. Русские мастера сумели создать собственное национальное искусство на основе византийской школы. Расписывая соборы и храмы, они использовали мозаику и фрески.
Другой яркой страницей в искусстве является иконопись. Образ святой Богоматери был изображен в более чем трехстах иконографических сюжетах. Также было освоено искусство миниатюры рукописных книг. Создание письменности связывают с именами братьев Кирилла и Мефодия, которые не только создали славянскую азбуку, но и перевели на нее с древнегреческого языка книги Священного Писания.
Многие художники нашей современности продолжают рисовать образы святых русских людей, изображать какие-то значимые моменты из истории становления Священной земли нашей. Своим искусством давая понять, что русский народ, живущий в стране с богатой историей, наделен самосознанием, что только через красоту, тесно связанную с искусством, человек приходит к познанию Бога.
Многие великие композиторы писали церковную музыку: Глинка, Бородин, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов и Римский-Корсаков. Литургии Чайковского и Рахманинова предназначались для богослужений. Православные традиции находили отражение в русской живописи, творчестве величайших художников: Васнецова, Нестерова, Крамского
Обратите внимание на картину»Святая Русь» Михаила Нестерова
В литературе
Образ святости земли русской и тема религиозности всегда прослеживалась в произведениях писателей, поэтов и композиторов даже в послереволюционном период, на протяжении более семидесяти лет. Возможность доступа к ценностям православной духовности обеспечивали произведения Пушкина, Достоевского, Гоголя, Чехова, Лермонтова и многих других авторов той поры.
Произведения русских литераторов XIX века по праву считаются сокровищами мировой литературы. Даже великий Александр Пушкин после периода сомнений и отказа от веры писал прекрасные стихи о христианстве
Религиозная тема священной земли русской всегда занимала важное место в русской литературе и философии
В этом видео представлено рассуждение профессора филологии Александра Осповата о смысле термина.
«Нам уже звонят мусульмане»
— Александр, прежде всего интересует название вашей организации — «Христианское государство — Святая Русь». СМИ уже проводят параллели с пресловутым ИГИЛ, запрещенным в России. Скажите, что за объединение такое у вас?
— Когда «Исламское государство» появилось в Сирии, когда они водили несчастных людей в оранжевых комбинезонах и отрезали им головы, когда появилась такая угроза России, мы решили назваться «Христианским государством», чтобы позиционировать себя перед «Исламским», дать им понять, что на исламский радикализм будет достаточно жесткий ответ. Пусть никто не думает, что в России им будет спущено с рук.
— А сколько в вашей организации людей?
— К январю месяцу по регионам было 350 человек, а сегодня у нас 4625 официально зарегистрированных членов, объяснивших свою позицию.
— Кто эти люди?
— Это православные люди, небезразличные к судьбе православия, к нашей истории, Церкви, народу нашей России. Причем это разные люди: есть интеллигенция, простые, верующие, даже неверующие, но небезразличные к нравственным основам, именно к простой человеческой чистоте.
— А есть у вас сторонники в национальных регионах?
— У нас везде есть свои люди — в Казани, Екатеринбурге, Уфе. Если говорить о Казани и Татарстане, то нам звонят уже мусульмане и говорят, что мы должны с безнравственностью бороться вместе. Я никогда не думал об этом. Но я знаю, что в царской армии были и мусульмане, и христиане. Как сегодня нам объединиться? Понятно, что наша задача — побороть безнравственность, которая чужда просто нормальному человеку, не говоря уже о верующем. Православных людей у нас очень много — и в Казани, и в Уфе, и в Чувашии. А сейчас еще появляются и небезразличные мусульмане, учитывая, что еще из Чечни и Дагестана мне ребята звонят регулярно.
Русь – моря и реки
Славянские народности, селились вдоль крупных рек, пронизывающих континент, словно артерии. Вода давала все условия для пропитания рыбой и дичью, обеспечивала защиту с берегов от непрошеных гостей, облегчала дорогу и торговые маршруты. В те времена племена поклонялись речным просторам, почитая их божественные качества.
В северной части Европы встречалось много названий притоков, рукавов со схожими корнями: Русь, Русна (приток и залив Немана), Руса (приток Семи), Порусье, Рось (приток Днепра). Величественная Волга называлась в старину Рас (или Рось). Не трудно догадаться, почему слову «русалка» и знаменитому имени Руслан ученые умы приписывают происхождение от древнего праславянского корня. А русами назвали позже все народы Поволжья.
Рыболовные лодки
Лингвисты настаивают, что именно жизнь на морях, реках послужила первопричиной названия Руси. Вся деятельность племен была связана с промыслом на водных просторах. В северных землях, где жили финские народы, шведов и поныне называют «руотси» (гребцы, ходящие морем). Так именовали и приплывающих «в гости» скандинавских викингов.
Интересно:
Почему вторник называется вторником? Причины, фото и видео
Живущие по соседству славяне приняли и по-своему преобразовали это архаичное слово в более близкое им «русь». Термин обозначал главное занятие людей – все, что было связано с мореходством. Позже славянские племена так и стали называться народами, с которыми они контактировали.
Подобные примеры в истории встречались нередко. По роду деятельности назывались целые народности. Так, «финн» пришло из древнегерманских наречий. Переводилось оно – «охотник», «искатель». Старушка Англия, созвучная с «иглой», получила свое название от индоевропейского «острый предмет», «крючок». Жители островов занимались рыболовством.
Анализ стихотворения Никитина «Русь»
Стихотворение «Русь» Ивана Саввича Никитина впервые было напечатано в 1853 году в воронежской газете. Именно с него началась литературная слава поэта, Вынужденного до того вести жизнь, далекую от литературного творчества. Стихотворение посвящено теме родины. Оно начинается с описания прекрасной русской природы.
Поэт восхищается высокими горами полноводными реками, синими морями, сочными лугами, зрелыми нивами. Читая эти строки, мы как будто видим картины прекрасной и богатой русской природы и любуемся ими вместе с автором.
В красе царственной
Однако не только природа затрагивает душу поэта. Он вспоминает о славном и трагическом прошлом родной земли: о татарских полчищах, набегах врагов с Запада, войнах, пожарах, разоренных городах и деревнях. Но Русь не пала под натиском врагов, а собрала все свои силы и выстояла. Она стала могучей, сильной, непобедимой, славной, богатой. Вместе с автором мы испытываем чувство гордости за свою страну, читая эти строки:
Это необыкновенное стихотворение очень легко читается. Оно напоминает фольклорное произведение, простое, но звучное, четкое, строгое. Это стихотворение передает не только чувства поэта, но и любовь к родине всякого простого человека.
Сочинения по темам:
- Сочинение по картине Щербакова «Русь подмосковная» Борис Валентинович Щербаков разноплановый русский художник, создававший свои произведения в жанрах портрета, пейзажей и различных тематических картин. Его пейзаж «Русь.
- Анализ стихотворения Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла» Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла. » было написано Пушкиным в 1829 году во время поездки поэта в Закавказье.
- Анализ стихотворения Бальмонта «Снежинка» К. Д. Бальмонт (1867 — 1942 гг.) родился в усадьбе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье небогатого помещика. Первые.
- Анализ стихотворения Лермонтова «Весна» Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Весна» было первым произведением поэта, попавшим в печать. Его впервые опубликовали в 1830 г. в альманахе.
- Анализ стихотворения Бернса «Честная бедность» Стихи поэта Роберта Бернса знают и поют уже более двух веков. Строки лучших его стихов стали лозунгами. Голосом Роберта Бернса.
- Анализ стихотворения Бунина «Ковыль» Написанное в раннюю пору творчества Бунина (1894), стихотворение поражает зрелостью чувств и мыслей, красотой стиха и ритма, чувством родной истории.
- Анализ стихотворения Тютчева «Последний катаклизм» Основные подходы к лирическому стихотворению классического типа мы попытаемся показать на примере анализа стихотворения Ф. И. Тютчева «Последний катаклизм» (1830).
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Никитина «Русь»
«Эталоном государства была смесь Ирана с Советским Союзом»
— Вас устраивает существующий политический строй России или нам нужна, скажем, монархия?
— Безусловно, нужна монархия. Монарх — это тот человек, который понимает, что ему нет смысла воровать, обманывать. Он к народу относится, как к своей семье: это его дети, его дом, и в этом доме должен быть порядок. Любой приходящий на 4—6 лет ставленник все равно понимает, что ему нужно где-то подстраховаться, он будет думать не о народе, а о своей собственной шкуре. Такого быть не должно.
— У вас есть на примете человек, который мог бы стать царем?
— Примеров я таких не знаю. Царя должен избирать народ. Царь должен себя проявить в каких-то особых делах, особой любви к своему народу, к России, земле русской. Он должен проявить любовь, и после этого весь народ (не только христиане) должен узреть в этом человеке достойного и молиться за него, чтобы Господь даровал ему мудрость, чтобы он правил на земле всю свою жизнь и не совершал ошибок против своего народа. Для этого народ молится за своего правителя и сам избирает его, а Господь помазывает его на царство.
— Владимир Владимирович вас устраивает в качестве такого правителя страны?
— Владимир Владимирович устраивает в качестве президента. Но в качестве монарха… Монарх в нынешней России должен быть человеком, у которого впереди может быть достаточно много лет, чтобы суметь это все изменить, подвинуть, чтобы как минимум от старости он не умер. Чтобы он не был старым в плане изношенности. Если взять президента Владимира Владимировича Путина, то он очень сильно устал — это видно. Он не сможет нести функцию монарха с новым энтузиазмом, с новыми силами, с какой-то особой мыслью. Он не сможет этого делать, потому что очень устал. Он слишком долго все это делал. И сейчас он что-то делает только от безвыходности, так как понимает, что в противном случае могут получиться проблемы, потому что нашего президента хотят наказать все вражьи силы, пятая колонна.
— Значит, идеальный политический строй для вас монархия. А в каких границах вы видите российское государство?
— Некоторые пытаются подтолкнуть меня к тому, что идеальным для меня может быть «Исламское государство». Нет, для меня идеальным был бы Советский Союз, в котором нет икон Ленина, Сталина, в котором есть вера в Господа Бога и в котором нравственные принципы (вера, христианство) прописаны в Конституции.
— То есть в границах Советского Союза?
— В границах всего мира. А монархия — в границах Советского Союза. Но когда люди увидят, что здесь чисто, а во всем мире грязь, к нам начнут подключаться очень многие страны. Как целью Советского Союза было всемирное объединение пролетариата. СССР очень сильно поддерживал финансами небольшие страны для того, чтобы объединить их в Союз. Я думаю, этой позиции будет придерживаться государь, наш будущий царь: мы должны объединять другие государства, чтобы развиваться — наше своеобразное НАТО.
— Вы в одном из интервью сказали, что из
нынесуществующих государств эталоном для вас является Иран. — Скорее, смесь Ирана с Советским Союзом. У нас был Советский Союз: мы в этом жили, мы это понимаем. И у нас был культ личности, в который возводили Ленина, Сталина и т. п. Сегодня у нас должен быть не культ личности, а вера в Бога, основные нравственные истины вероисповедания. Если будет так, то в Советском Союзе, по большому счету, ничего менять не надо. Нам нужно вернуться к советским политическим основаниям с изменением духовных аспектов.
— Кстати, вы были в Иране?
— Не был.