Значение полиелейной службы, схема и порядок последования

Стихеры на хвалитех и великое славословие

После канона, завершаемого малой ектенией, диакон на воскресной всенощной возглашает: «Свят Господь Бог наш». Потом поются хвалитные псалмы 148-150.

Далее следует пение стихер «на хвалите», оканчивающихся песнью в честь Божией Матери (Богородичен): «Ты выше всех хвалебных песней, Дева  Богородица. Ибо чрез воплотившегося из Тебя взят в плен ад, вызван (из ада) Адам, уничтожено проклятие, освобождена Евва, умерщвлена смерть и мы получили жизнь (в союзе с Богом). Поэтому мы, воспевая, взываем: «Слава Христу, нашему Богу, оказавшему такое благоволение».

«Слава показавшему нам свет» — возглашает священник. Христиане отвечают великим славословием: «Слава в вышних Богу».

В древней Церкви, в катакомбах, бдение продолжалось до утра. И возгласом «Слава показавшему нам свет» священнослужитель возвещал о появлении утренней зари или солнца. Мы благодарим Господа за то, что Он показал нам свет Богопознания, дал свет веры, осиял лучезарным сиянием Лика своего и Евангелия: «Слава Богу на небесах, мир на земле, в людях благоволение. Мы хвалим Тебя, благословляем, кланяемся, славословим и благодарим за великую славу Твою. Господи, Царь Небесный, Боже, Отец Вседержитель. Господи, Сын Единородный и Святыи Дух. Господи Боже, Агнец Божии, Сын Бога Отца, принявший грех мира, помилуй нас. Принявший грехи мира прими молитву нашу; Сидящий одесную Отца помилуй нас, потому что Один Ты свят, Один Ты Господь Исус Христос, в славу Бога Отца, Аминь. Всякий день мы будем благословлять Тебя и прославлять Имя Твое вечно и во все времена».

Заканчивается славословие пением «Святыи Боже». Эта мольба о помиловании, которая сама по себе отдельно выражает самоосуждающее покаяние, глубочайшее смирение, страх погибели и самое чувство погибельного состояния, здесь, в связи с ангельским славословием Богу-Спасителю,  получаетдругой смысл и тон — выражает радость об открывшемся спасении, сердечную жажду благодатного помилования, благоговейную готовность всеми силами души служить милующему Богу.

После славословия поется тропарь праздника или (в воскресенье) особые тропари, прославляющие воскресение Христа, разрушившего смерть и осиявшего мир светом Своим через проповедь святых апостолов. Затем следуют две ектении: «Помилуй нас Боже» и «Исполним заутренния молитвы». Молитва главопреклоненная и, после обычного конца, отпуст. Далее следует первый час.

Утреня бывает вседневная и полиелейная или праздничная. Вседневная утреня совершается в те дни, в которые и вседневная вечерня, а полиелейная — в дни празднуемых святых.

Понятие полиелейной службы

Слово «полиелей» ведет свое начало с греческого языка. Первая часть слова «поли» означает «много, многие», вторая часть «елеос» – «милость». Таким образом, в переводе на русский язык «полиелей» значит «многомилостив».

Некоторые переводят это слово, как многомаслие. Путаница происходит из-за идентичного звучания двух греческих слов «елеос» и «елей». Способствует этому и использование масла во время помазания лба прихожан.

Полиелейное богослужение проводят во время Средних или Малых церковных праздников, заменив им Всенощное бдение. Последование этих двух служб значительно отличается друг от друга. Одно из основных отличий – полиелейное богослужение предусматривает раздельное проведение утрени и вечерни.

В православных храмах полиелейное богослужение часто проходит по субботам, за исключением определенных периодов, когда полиелей не проводят: начиная от празднования Пасхи до Воздвижения, в предрождественские и рождественские дни (со 2 января по 27 января). Прекращают петь полиелейные псалмы за неделю до начала и во время всего Великого поста. Если же на неделю до и после Пасхи приходятся какие-то большие праздники (Благовещение, праздник самого храма), то разрешается в эти дни совершать полиелей.

Что такое полиелей в православии, когда совершается в церкви

После каждой кафизмы произносится священнослужителем малая ектения. Затем начинается самая торжественная часть всенощного бдения, называемая полиелеем, что означает с греческого языка многая милость, или многое масло. Царские врата отверзаются, большие свечи пред святыми иконами, погашенные во время чтения шестопсалмия и кафизм, возжигают снова, и на клиросе поется хвалебная песнь Богу из псалмов 134 и 135: Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа, аллилуия! Благословен Господь от Сиона (где в древности была скиния и храм) живый во Иерусалиме, аллилуия! Исповедайтеся Господеви (признайтесь в своих согрешениях), яко благ (потому что Он добр), яко в век милость Его, аллилуия! Исповедайтеся Богу небесному, яко благ, яко в век милость Его, аллилуия! Священник с диаконом совершают каждение по всей церкви. Отворенные царские врата знаменуют нам отваление ангелом камня от гроба Господня, откуда нам воссияла новая вечная жизнь, полная духовной радости и веселья. Хождение священнослужителей по церкви с кадилом напоминает нам св. мироносиц, ходивших ко гробу Господню в ночь воскресения Христова, чтобы помазать тело Господа, но получивших радостную весть от ангела о воскресении Христовом.

Под воскресные дни после пения хвалитных стихов 134 и 135 псалмов, чтобы лучше напечатлеть в молящихся мысль о воскресении Христовом, поются тропари, в которых высказывается причина нашей радости о воскресении Христовом. Каждый тропарь начинается словами, прославляющими Господа: благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим (т.-е. Заповедям Твоим). Воскресный полиелей оканчивается чтением святого евангелия об одном из явлений воскресшего Спасителя. Св. Евангелие износится на середину храма, и верующие целуют святое Евангелие, имея (при этом) в мысли все благодеяния воскресшего Господа. Хор в это время поет призывную песнь поклониться воскресению Христову:

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш; разве (кроме) Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии поклонимся Святому Христову воскресению. Се (вот) бо прииде крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерь разруши.

Полиелей под двунадесятые праздники и праздничные дни святых угодников Божиих отличается от воскресного полиелея тем, что после хвалитных стихов 134 и 135 псалмов выходят священнослужители на середину храма, где полагается на аналое икона праздника, и поется величание, при этом стихи в честь св. жен мироносиц не поются. Евангелие читается, имеющее применение ко дню праздника; молящиеся в храме целуют св. икону на аналое и помазуются освященным во время литии елеем, но не св. миром, как некоторые по неведению называть елей сей.

Порядок полиелейной службы(в помощь певчим)

Вечерня

Священник: Благословен Бог наш…
Читаем: АМИНЬ. Приидите, поклонимся… 103 псалом «Благослови, душе моя…»
Поем: Ектения великая
Поем: Блажен муж… 1-й антифон 1-й кафизмы, малая ектения.
Поем: Господи, воззвах. И поем стихиры на 8 (как правило) или, если соединяется служба двум святым — на 10.
Слава: Святому
И ныне: Догматик по гласу «Славы» (т.е. по гласу той стихиры, которая пелась на «Слава:»)
Поем: Свете Тихий.
Поем: Прокимен
   Читаются Паремии
Поем: Сугубая ектения.
Поем: Сподоби, Господи…
Поем: Просительная ектения.
Поем: Стихиры на стиховне. Слава: святому (Минея),
И ныне: Богородичен воскресный на стиховне по гласу «Славы» (можно найти в конце Минеи или в Ирмологии)
Поем: Ныне отпущаеши
Читаем: Трисвятое – по Отче наш
Поем: Тропарь святому, «слава и ныне»: Богородичен отпустителен по гласу тропаря
   если попразднство — «слава и ныне»: Тропарь празднику
   если два святых — Тропарь 1-му святому, «слава»: тропарь 2-му святому
«и ныне»: Богородичен по глачу последнего тропаря

Утреня

Священник: Слава Святей…
Читается Шестопсалмие.
Поем: Ектения великая
Поем: Бог Господь на глас тропаря. Потом поем тропари.
Тропарь святому – дважды. Слава и ныне: Богородичен по гласу этого тропаря
Если есть 2 святых 1-му святому — дважды, Слава: 2-му святому
Если попразднство: Празднику — дважды, Слава: святому, И ныне: Праздника
Читаем: Кафизмы. После каждой кафизмы малая ектения и потом читаем седальны
Поем: Полиелей («Хвалите имя Господне»).
   Величание и псалом избранный.
   Малая ектения. Седальны полиелейные (если есть). Степенна 4-го гласа. Прокимен. Евангелие.
   50-й псалом.
   Слава: Молитвами … , Милостиве очисти…
   И ныне: Молитвами Богородицы, Милостиве очисти…
   Помилуй мя, Боже… + стихира по 50-м псалме
   Диакон: Спаси Боже, люди Твоя… Поем: Господи, помилуй – 12 р.
Канон.
Устав чтения канона:
   Богородице на 6 и Святому — на 8

   Предпразнство или попразднство:Празднику — на 6, Святому — на 8.
   Внимание! Кондаки расположены после 6-й песни в тексте канона!
   По 3-й песни – малая ектения. Поем Кондак празднику (если попразднство), читаются Седальны.
   По 6-й песни – малая ектения

Поем Кондак святому (Минея).
   По 8-й песни перед катавасией: «Хвалим, благословим…». После катавасии поем Честнейшую.
   По 9-й песни – малая ектения. Поем: Свят Господь Бог наш. Читаются Светильны.

Поем: Всякое дыхание да хвалит Господа. Читаем Хвалитные псалмы и поем Стихиры на Хвалитех(8 стихир).
    на 4 или на 6 — как указано в Минее
Слава: святому
И ныне: Богородичен
Поем: Великое славословие. Тропарь святому, Слава и ныне: Богородичен по гласу этого тропаря или Празднику (если попразднство)
Поем: Две ектении

Полный отпуст
Читаем 1 час. В конце поем «Взбранной Воеводе» и отпуст.


На часах

Тропарь: святому
Кондак: если два кондака, то на 1-м часе читается тот, который пелся по 3-й песни,
на 3-м – тот, который пелся после 6-й песни, потом чередуем.


Тропари на Литургии

   Тропарь: Храма, Святаго. Кондак: Храма, слава: Святаго, и ныне: «Предстательство христиан…»
Предпразнство или попразднство:
   Тропарь: Праздника, Храма, Святаго. Кондак: Храма, слава: Святаго, и ныне: Праздника


Канонарху

Возглашаем глас и стих.
Если меняется глас, это нужно объявить.
Если стихиры другого автора в Октоихе – они объявляются «Глас тойже…»
Славу объявляем так: «Слава, глас …» и потом хор (Не канонарх!) поет «Слава Отцу и Сыну…»
И ныне — аналогично. Если глас не сменился, говорим «Глас тойже».

Шестопсалмие

Основа первой части Утрени — шестопсалмие. Начинается оно словами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Это ангельская песнь, воспетая некогда при Рождестве Христовом, славословие ангелов о нашем спасении. И затем читаются шесть псалмов, разделенных на две части. Псалмы эти исполнены покаяния и умиления

Типикон предписывает слушать их со вниманием и страхом, «яко самому Богу невидимо беседующе, и молящеся о гресех наших». Устав не дозволяют во время чтения шестопсалмия никаких разговоров (даже шепотом), хождения по храму, даже возбраняет чихнуть или кашлянуть

Если кто-то вошел в храм во время шестопсалмия, то надо остаться у входа до окончания чтения и лишь после пройти на свое место. А нарушение этого устав именует «знамением бесстрашия и бесчиния».

Шестопсалмие напоминает нам о пришествии Спасителя и о необходимости покаяния в деле нашего спасения.

Ввиду важности шестопсалмия, читать его положено на середине храма, внятно и неспешно. Во время чтения шестопсалмия, по уставу, свечи погашаются, освещение храма сокращается до минимума

Это делается для того, чтобы очи молящихся не развлекались внешним и были обращены внутрь души. Также на шестопсалмии совсем отменяются поклоны. После первых трех псалмов на «Аллилуия» полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном «Аллилуия» — три поклона.

ПОЛИЕЛЕЙНЫЙ — это… Что такое ПОЛИЕЛЕЙНЫЙ?

  • ПОЛИЕЛЕЙНЫЙ КОЛОКОЛ — (этим. см. пред. слово). Колокол, служащий для благовеста в полиелейные праздники. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОЛИЕЛЕЙНЫЙ КОЛОКОЛ этимологию см. Полиелей. Колокол, в который благовестят в те… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЗВОН — термин, имеющий в церковном словоупотреблении неск. значений: 1) набор церковных колоколов, расположенный на колоколонесущем сооружении (колокольне, звоннице или храме «под колоколы»); 2) пространство между столбами звонницы, в котором помещаются …   Православная энциклопедия

  • Львов, князь Никита Яковлевич — в 1629 г. состоял патриаршим, а после того царским стольником. В 1635 г. во время обеда у царя Михаила Феодоровича литовских послов он был в числе стольников, носивших питье послам. В 1639 г. дневал и ночевал при гробе царевича Василия… …   Большая биографическая энциклопедия

  • полиелей — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  см.   относящийся к полиелею. Праздник… …   Словарь церковнославянского языка

  • Пожарский, князь Димитрий Михайлович — известный деятель в эпоху Смутного времени, род. в 1578 году, ум. в 1642 году; сын кн. Мих. Феод. Пожарского и Марии (Евфросинии) Феод., урожденной Беклемишевой (под конец жизни она постриглась с именем Евдокии). Опала, постигшая кн. Пожарских… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Звон колокольный церковный — одна из существенных принадлежностей христианского храмового богослужения. Он употребляется: 1) для призыва христиан к богослужению и для оповещения времени его начала; 2) для возвещения не присутствующим в храме момента совершения более важных… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Иван Великий — или колокольня Ивана Великого в московском Кремле, названа так по имени небольшой, доныне существующей там, церкви св. Иоанна Лествичника. Црк. Иоанна Лествичника, иже под колоколы , основана и освящена в 1329 г.; в 1505 г. црк. эта была… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Колокола — В церковном предании, приписывающем введение при христианском богослужении металлических К. Павлину, епископу испанскому (353 431), рассказывается очень поэтическая легенда о том, что прототипом для них послужили полевые цветы колокольчики,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Звон колокольный, церковный — одна из существенных принадлежностей христианского храмового богослужения. Он употребляется: 1) для призыва христиан к богослужению и для оповещения времени его начала; 2) для возвещения не присутствующим в храме момента совершения более важных… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • РОСТОВ — (Ростов Ярославский; в 12 17 вв. Ростов Великий) районный центр в Ярославской обл. РСФСР. Расположен на берегу оз. Неро, ж. д. станция. В 1967 31 т. ж. (в 1897 14 т. ж., в 1926 21 т. ж., в 1939 30 т. ж., в 1959 29 т. ж.). Впервые упоминается в… …   Советская историческая энциклопедия

Антифоны

В воскресный день, после тропарей «Благословен еси Господи» и малой ектении, поют антифоны или степенны. С древности эти песнопения так называются потому, что антифоны пелись на два хора, а степенными называются потому, что смысл этих песнопений взят из 15 псалмов, называвшихся степенными — песнями степеней. Эти псалмы, 119-132, пелись в ветхозаветной Церкви на 15 ступенях входа в Иерусалимский храм, по псалму на каждой ступени.

Части этих псалмов соединены со стихами, составленными святым Иоанном Дамаскиным и иноками Студийской обители. Степенны-антифоны изображают чувства сынов Израиля, возвращающихся из плена вавилонского в землю отцов. В этих псалмах выражаются чувства души, желающей освободиться из плена греховного — из рабства диаволу, чтобы вселиться в обители, открытые нам воскресением Христовым. Здесь душа возносит к Господу то скорбный вопль об освобождении от страстей и наветов вражиих, то молитву надежды на милость Божию, то сетование о своей нечистоте душевной, то радость о служении Богу в Церкви, то страх перед судом Божиим, то всецелое упование на милосердие Спасителя:

«От юности моея мнози борют мя страсти: но Сам мя заступи и спаси мя, Спасе»

«Ненавидящии Сиона (Церковь Христову) посрамятся от Господа, яко трава бо во огневи будут изсохшая(потому что, подобно траве, сделаются добычею огня)».

«Святым Духом всяка душа живится (получает новую жизнь) и чистотою возвышается и светлеется Троическим единством священнотаино (таинственно просвещается Святою Троицею)».

Библиотека Русской верыПоследование Утрени →

Читать онлайн

Что такое богослужение?

Церковь имеет главную задачу — это повышение духовного уровня отдельного человека и всего общества в целом. Именно поэтому необходимы храмы — они являются сосредоточением духовной жизни и позволяют обществу христиан проводить общественные работы и принимать людей.


Богослужение — это особое время в храме, когда люди поклоняются Богу

Но для любого общества и его функционирования необходим организованный порядок, поэтому и богослужения в храме проходят в определенное время и по своим законам. Верующий человек, который посещает храм регулярно должен разбираться в порядке проведения богослужений.

Богослужение — это особое время в храме, когда люди поклоняются Богу. Оно включает:

  • пение псалмов;
  • чтение акафистов;
  • проповеди священника.

Каждое действие в церкви имеет свою цель, так Божественная Литургия — это воскресное собрание, на котором совершается Таинство Причащения

Она считается самой важной и центральной в деятельности церкви, а прочие являются как бы подготовкой к ней

Во время собрания христиане совершают сразу несколько действий: поклоняются Господу, исповедуют свои грехи, назидаются через Слово Божие, молятся за родных и близких, причащаются и укрепляются в вере и в теле церкви.

Важно! Для христианина необходимо регулярно посещать храм!

История и развитие служения

Начало процесса религиозных собраний было положено в Израиле, когда евреи поклонялись Иегове вначале в скинии, а после в Иерусалимском храме. В ходе их поклонения обязательно приносились кровные жертвы — священники резали животных за грехи человека.

С приходом на землю Иисуса Христа и после Его смерти на кресте потребность в совершении кровных жертв отпало — Христос стал агнцем, закланным за людей. И поклонение приобрело другой формат — верующие собирались вместе, причащались, пели псалмы и слушали проповедь апостола или лидера общины.


Апостолы положили начало проведению богослужений

Апостолы и их ученики положили начало порядку проведения литургии, именно они указали необходимость регулярного совершения вечери любви — хлебопреломления.

В течение существования Церкви и нескольких расколов между ее Западным и Восточным крылом процесс богослужения несколько изменился, однако не утратил своей сути — поклонение Богу и единение как церковь. Порядок проведения собраний, а также порядок чтения молитв и акафистов, устанавливали святые отцы на церковных Соборах.

Когда совершается полиелейная служба

По Уставу полиелей совершается во время праздничной утрене перед великими и некоторыми другими праздниками (в церковном календаре они отмечены красным крестиком). Также полиелейная служба совершается накануне престольного праздника. Престольный праздник — день святого или события, в память которого освящен храм. В настоящее время полиелей совершаться почти каждую субботу, на вечерней службе, которая считается уже воскресной. Исключение — определенные периоды года, когда по Уставу псалмы 134 и 135 заменяются чтением 17-ой кафизмы («Непорочными»). Так, отсутствует полиелей в период с недели после праздника Пасхи до отдания праздника Воздвижения (5 октября по новому стилю). Также не поются полиелейные псалмы со 2 января (предпразднество Рождества Христова) до 27 января (отдание праздника Крещения). От Сырной седмицы (неделя перед началом Великого поста) до Страстной седмицы (последняя неделя Великого поста).

На Страстной и Светлой седмице (недели до и после Пасхи) полиелей совершается, если на это время приходятся конкретные праздники. Это Благовещение (7 апреля), день памяти великомученика Георгия Победоносца (6 мая) или престольный праздник конкретного храма.

Читайте нас удобно в соцсетях:

Метки: полиелей что это, полиелей что это такое, полиелейная служба, что такое полиелей

Как проводится: схема и порядок

Согласно церковному уставу, полиелейная служба начинается с чтения 9 часа, посвященного смерти Иисуса Христа. Малую вечерню не проводят. По окончании чтения 9 часа наступает черед Вечерни.

В храме зажигаются все светильники, лампады, открываются Царские врата. Священник выходит на середину храма, остановившись перед иконой праздника. Алтарник раздает священнослужителям зажженные свечи.

Хор поет псалмы, после чего следует чтение «Блаженного мужа», малой ектении. Затем начинается каждение:

  • царских врат;
  • иконостаса;
  • главного клироса вместе с хором;
  • правого клироса;
  • молящихся в храме;
  • всего храма, начиная с правой стороны.

Заканчивается каждение окуриванием икон Спасителя, Божией Матери, праздничной иконы, самого священника. Начинается чтение прокимена и Евангелия. Читается тропарь, посвященный тому святому, чей праздник празднуется.

Прихожане прикладываются к праздничной иконе, а священнослужитель совершает помазание елеем, чертя знак креста на лбу прикладывающихся к иконе. Благодаря обряду помазания исцеляются болезни, очищается душа, становится радостно, спокойно.

После пения тропарей следует возглас диакона «Премудрость».

Оканчивается вечерня с полиелеем песнопениями хора «Утверди, Боже…».

За вечерней следует еще два богослужения – Малое Повечери, Полуношница, проходящая ночью.

На утро служат Полиелейную Утреню. Она, в отличие от обычной утрени, начинается не с исполнения Шестипсалмия, а с чтения 19 и 20 псалмов, сопровождающегося полным каждением алтаря и всего храма.

Дальнейший порядок последования полиелейной утрени выглядит следующим образом:

  • читается «Трисвятый», тропарь, кондак;
  • иерей произносит сугубую ектению;
  • хор поет «Именем Господним…»;
  • возглас иерея;
  • читается Шестипсалмие.

Последующая схема богослужения не отличается от обычной утрени. Заканчивается оно так же, как и Всенощное бдение.

Присутствуя на богослужении, любой из прихожан может принять участие в пении псалмов, молитв. Для этого нужно иметь при себе соответствующие книги. Впервые пришедшие в храм для начала могут просто понаблюдать за прохождением службы, вслушиваясь в слова священнослужителей и запоминая действия молящихся. После службы можно поговорить со священником или прихожанами, уточнив непонятные моменты.

Хвалитные псалмы и стихиры

После светильнов поются или читаются псалмы, в которых содержится славословие и хвала Богу от всего творения. Эти псалмы называются хвалитными . Часто они соединяются со стихирами, которые называются«стихиры на хвалитех» . И если святому или празднику положены стихиры на хвалитех, то и хвалитные псалмы нужно петь тому и другому лику(клиросу, хору) по стихам на глас, с которого начинаются стихиры. Поются обычно первые стихи, потом остальное читается. И с последними шестью или четырьмя стихами поются стихиры. Иногда положено петь 8 стихир, тогда к последним двум полагаются особые стихи. Если стихир на хвалитех не положено, то хвалитные псалмы читаются. И еще одна особенность. Если служба вседневная, то хвалитные псалмы начинаются словами «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь Богу». А если на службе поется, а не читается Великое славословие, то тогда пение хвалитных псалмов начинается словами «Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних…»

Кафизмы

Затем на утрени положено чтение кафизм . Кафизмы читаются также на вечерне и распределяются таким образом, чтобы за седмицу в храме была полностью прочитана Псалтирь. А в период Великой Четыредесятницы псалтирь полностью прочитывается дважды за седмицу.

Как правило, на утрени положено чтение 2-х или 3-х кафизм. В некоторые дни Великого Поста положена одна кафизма, а на Страстной седмице, начиная с Великого Четверга, кафизмы вообще опускаются. Псалтирь отражает все многообразие душевных переживаний и обстоятельств, в каких приходится бывать человеку, научает нас, как и о чем просить Бога. Псалмы являются основой, фундаментом всего православного богослужения, «богатство их содержания, — как пишет митрополит Вениамин (Федченков), — было столь обширно, что удовлетворяло всем нуждам души: здесь и сознание своей греховности, и преследование врагами, и беспомощность в борьбе, и упование на силу Божию, и благодарение за помощь, и слава за творение и промышление Божие, и упокоение под кровом Божиим, …и моление об избавлении от всяких бед, и любовь к Богу, и обличение грешников и т.д. и т.д. Но если все это свести к основным мотивам, то в псалмах мы увидим главным образом веру, покаяние, упование и славословие. И еще теснее: покаяние с надеждой. Все это есть внутренняя часть человека, его духовные переживания». 1

Устав чтения Псалтири на богослужении

После кафизм бывают малые ектении и за ними седальны

. В дни поста, когда вместо «Бог Господь» пелось «Аллилуия», а также в некоторых других случаях ектении после кафизм опускаются. Седáлен — это краткое песнопение, по форме — тропарь, который поется или читается в определенный местах богослужения (например, после кафизмы Псалтири или после 3-й песни канона), и во время пения этого песнопения разрешается сидеть. Седальны после стихословия Псалтири являются как бы заключением прочитанного. В дни праздничные в седальнах заключается торжественная хвалебная песнь празднеству или святому. В таких случаях перед седальнами положена и малая ектения. А седальны из Октоиха или из Постной Триоди содержат умилительное моление ко Господу, перед ними малая ектения опускается.

Что такое полиелей в Церкви

Ответ на этот вопрос поможет лучше понять тонкости богослужения. Во-первых, полиелей – это воспоминание жен-мироносиц. После распятия Спасителя положили в гробницу, обернув его тело пеленами. В воскресное утро женщины пришли к гробу с сосудами, в которых было миро – особое благовонное масло. Там их встретил ангел, который возвестил о Воскресении Христовом. Самое значимое событие в истории человечества отмечено торжественной частью богослужения.

Во-вторых, отвечая на вопрос о том, что такое полиелей, нельзя не упомянуть особую Божью благодать, изливаемую на христиан. Во время земной жизни Иисуса Христа елей и миро имели огромную ценность. В знак признательности, почетных гостей помазывали благовонным елеем. В Евангелии говорится о женщине, которая намазала маслом ноги Спасителя и вытерла их своими волосами, что говорит о ее высокой добродетели – смирении. Сегодня тоже трудно представить свою жизнь без масла, не церковного, а обычного — растительного и сливочного.

В Православии существует обычай благодарить Господа за щедрость. Что такое полиелей? Грубо говоря, это благодарение Бога за масло. Водосвятные молебны – отдание почестей главной жидкости для всего существующего на земле. Не зря все, имеющее особую ценность для человека, используется в церковных таинствах. Хлеб и вино, продукты из которых приготавливается Святое Причастие, просфоры и пасхальные хлеба – артос. Все это имеет огромное значение для православных христиан и особо почитается. Все эти продукты – святыни.

Чтение Святого Евангелия и изнесение его на середину храма

Далее, в порядке утрени, следует чтение Евангелия. На воскресной утрени Евангелие всегда читается о явлениях воскресшего Спасителя мироносицам и апостолам. Евангелие читается в алтаре, как бы над гробом Господним, и потом износится на середину храма для поклонения и лобызания верующими и пребывает на середине храма, пока все верующие не приложатся к нему.

При изнесении Евангелия из алтаря верующие, взирая на него, как на Самого Воскресшего Господа, поклоняются ему и в умилении сердца поют торжественную песнь Воскресшему: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Исусу». Таким образом, изнесение святого Евангелия из алтаря на середину храма во время воскресных всенощных бдений знаменует то, что Воскресший Господь является и нам недостойным, подобно тому, как Он являлся по воскресении Своем женам-мироносицам и святым апостолам по Своему неложному обетованию: «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Матф. 28, 20).

История возникновения полиелея

В ветхозаветные времена совершались особые ночные богослужения, предваряющие начало нового дня. В раннехристианский период была составлена особая службы — утреня. Со временем ее чин сильно претерпел изменения. Были оставлены только отдельные псалмы. А духовные поэты и гимнописцы, такие как Роман Сладкопевец, составили специальные песнопения для утрени. Современное чинопоследований утрени закрепилось Студийским (9 век) и Иерусалимским (11 век) Уставами, регулирующими порядок ведения церковных служб. К этому времени относятся первые упоминания о пении полиелейных псалмов.

С 15 века на Всенощном бдении Полиелей, наряду с Литией (усердным молением) и Великим славословием, отличается молитвенной насыщенностью и торжественным участием священнослужителей. Раньше во время полиелея молящиеся стояли с зажженными свечами. Это свидетельствовало о духовном горении человека в чувстве любви ко Господу. До наших дней такая традиция не сохранилась. В современной церковной практике только священник на полиелее держит свечу.

Служба славословная

В дни «малых» праздников, обозначаемых в богослужебных книгах особым знаком красного цвета, представляющим собою 3 точки, «несовершенно окруженные», совершается служба «Славословная». Название это происходит от того, что на утрени этих праздников поется великое славословие, хотя нет полиелея. Устав этой службы не всегда вполне одинаков: т.к. она представляет собою, как бы нечто среднее между службой праздничной и службой будничной, вседневной, то она иногда приближается больше к праздничной службе, а иногда носит характер более будничный. Поэтому в дни, когда положена славословная служба, надо особенно внимательно справляться с указаниями Типикона. Так, напр, обычно бывает при славословной службе вечерня вседневная, на к-рой читается обычная рядовая кафизма, на «Господи воззвах» стихиры на 6, и входа нет, а на утрени канон на 6; но иногда бывает Вечерня великая со входом и даже с чтением паремий. На славословной утрени перед Великим славословием поется «Всякое дыхание» и стихиры на хвалитех, чего не бывает на повседневной утрени.

Число этих малых праздников, к-рым назначена славословная служба значительно. Из них большая часть праздников рус. святым. Славословных праздников нерусским святым всего около 14-ти. Таковы напр, праздник Обновления св. храма Воскресения Христова в Иерусалиме 13 сентября, Зачатие св. Иоанна Крестителя 23 сентября, Положение Честныя Ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне 2 июля, праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня («Происхождение» здесь значит «вынос», или крестный ход с крестом, происходивший в Константинополе) 1 августа, праздник Перенесения Нерукотвореннаго Образа, или Святого Убруса 16 августа, Положение пояса Пресвятой Богородицы 31 августа, и Церковное Новолетие 1 сентября, к-рое хотя и отмечено в Типиконе полиелейным знаком, но совершается, согласно указанию Типикона утреня лишь славословная, хотя вечерня великая со входом и паремиями.

Славословная утреня совершается также в дни отдания всех двунад. праздников Господских и Богородичных, а также на 2-й день Рождества Христова 26 декабря, 2-й день Богоявления 7 января, 2-й день Пятидесятницы — Духов день, отдание Пасхи, в сырную субботу, когда празднуется память всем святым в постничестве просиявшим, в субботу Акафиста на 5-й седмице Великого поста, в Лазареву субботу и в Великую Субботу на Страстной седмице.

На славословной утрени начало утрени до окончания канона следует порядку утрени Вседневной, исключая катавасии на каноне, к-рая бывает по праздничному, а начиная от пения «Всякое Дыхание» конец утрени следует во всем порядку праздничному.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector