Самые известные иконы, их фото, описание и значение

Проявление варварского язычества

В таком отношении к иконам, на мой взгляд, проявляется псевдоцерковная мимикрия законсервированного язычества в нашем сознании. Это проблема многих православных поместных церквей, но Русской Церкви, пожалуй, в первую очередь.В момент своего Крещения Русь к принятию христианства была еще совсем не готова интеллектуально. Славянское язычество к тому времени не успело пройти все этапы своего развития, расцвета и умирания, как это было с древними монументальными культами. Сегодня только в книгах мы можем кое-что узнать о египетском спиритуализме, о вавилонском пантеизме, об олимпийских богах и римском пантеоне. Реальных пережитков этих культов сегодня нет. Они умерли. Хотя есть немногочисленные наивные романтики, которые пытаются возродить давно ушедшие в историю культы.А вот славянское язычество успело пройти только стадию своего первичного зарождения. Не было на Руси какого-либо систематизированного языческого вероучения (так называемая «Велесова книга» – это артефакт ХХ века). Не существовало касты жрецов, были волхвы, но их нельзя назвать кастой. Не было сформировано строгого культа языческого богослужения. Известно лишь волхование – набор харизматических импровизаций и заклинаний. Да и культовых языческих сооружений у нас не было.Когда мы, например, в богослужебных текстах читаем о русских языческих «капищах», это не больше чем калька с греческих текстов. В этом случае авторы имели в виду не храмы в привычном для нас понимании, а кумирницы, то есть размещение идолов под открытым небом.Язычество в народном сознании не успело пройти стадии своего развития и не умерло в нем естественной смертью. Вот почему языческий магизм в замаскированном виде, увы, продолжает жить не только в простонародье, но даже в сознании многих людей, считающих себя церковными.В этом кроется причина оккультного, по-язычески утилитарного отношения к богослужению, иконам да и ко всем святыням. В кошельках и сумочках иконы носят чаще всего как некий талисман, не подозревая, что это проявление святотатства и варварства, которое в народе не является чем-то новым.Известно, что на Руси, когда у Бога просили чего-то, икону пытались задобрить как языческого идола. Перед ней зажигали свечи, лампаду, курили благовония. И если повезет и желание сбывалось, то икону украшали, делали для нее красивый оклад. А если не получали просимое, тогда икону наказывали. Для начала ее ставили ликом к стене. Если же дела становились еще хуже – поливали кипящим маслом, били, опускали в помои.И это вопиющее кощунство так же является продолжением языческих традиций. Раньше князь-язычник, отправляясь в военный поход, приносил жертву в кумирнице. Возвращаясь с победой – со щитом, приносил идолам благодарственную жертву, ну а если на щите, то мог рассечь идолов мечом и сжечь их. Как видим, эта дикость жива и поныне.

Святые мученицы за веру Христову

Среди прочих икон важное место занимают иконы святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи, день памяти которых празднуется 30 сентября. В их именах выражен весь путь к Богу, включающий в себя веру в Святую Троицу, надежду на милосердие Божье и любовь к Богу и ближним

Эта икона считается покровительницей семьи и семейного счастья. К ней обращаются с просьбами о мире в семье, о здоровье детей и, в случае нужды, о даровании скорой беременности.

Святые мученицы помогают тем, кто страдает различными женскими болезнями, а также болезнями суставов рук и ног. Ещё важную помощь они оказывают всем, кто перенёс в жизни тяжёлую утрату, связанную с потерей близких людей. В данном случае молитва перед иконой возвращает душевный покой и несёт избавление от скорби.

Образы Спасителя

В целом, на иконах Христа нимб выглядит также как у святых, но имеет дополнительные детали. Это крест — главный символ христианства. Крестом спасен мир. Чтобы умереть на кресте, сюда пришел Господь. Через крестные страдания, Он возвращает отпавшую вселенную к Себе. Потому, не случайно, крест на Его нимбе имеет расширяющиеся концы. Он как бы распространяется в вечность, охватывает весь мир.

Кроме того, в круг нимба всегда вписаны три буквы — «ό ώ ν». Греческое слово όών означает «Сущий». Оно нужно, чтобы подчеркнуть, — Тот, Кто изображен здесь как человек, еще и Предвечный Бог, Причина всего бытия. Нимбы на некоторых (довольно редких) иконах Спасителя заключают внутри восьмиугольник. Два квадрата символизируют два мира и отличаются цветом.


Икона Иисус Христос

Красный, в иконографии, символ земли и мученической крови. В данном случае, той, которую пролил за наш мир Спаситель. Голубой — цвет неба, духовного мира ангелов. Восьмиконечная звезда, образованная четырехугольниками, — символ единства двух миров. Как образ власти Христа, Его владычества над видимым и невидимым, изображается эта звезда за Его головой. Но это только первый смысловой пласт. Та же звезда символизирует свойства Самого Бога.

Синий цвет в иконографии, как и черный («голубой — это как бы тончайшая мгла… Как желтый всегда приводит с собою свет, так же можно сказать, что голубой всегда приводит с собою нечто темное» П. Флоренский), может быть образом непостижимости Бога, Его непознаваемости и недоступности для нас.

Красный — цвет царя, символ всемогущества Христа.

Кроме того, существуют свои отличия в иконографии Бога Отца. Но, поскольку Его изображения были запрещены церковью, и появлялись только из-за богословской неграмотности, о них можно не упоминать.

Икона «Покров» Пресвятой Богородицы — в чем помогает

Все просьбы о защите, обращенные к Божьей Матери, будут услышаны, если исходят из глубины сердца. Молитва данному образу способна защитить от всех зол, бед и недугов. Она всех окружает своим священным омофором, даря чувство защищенности и благодати.

Сколько раз Дева Мария появлялась на Руси и спасала нуждавшихся в защите. Даже победа приходила тогда, когда по всем законам военной стратегии и тактики должно быть поражение. Все благодаря искренней молитве.

Молитва перед иконой также помогает справиться с нашими внутренними врагами, поскольку Матушка дарит нам внутренний щит, который защищает наши головы и души.

Иконостас своими руками

В каком месте квартиры устраивать домашнюю молельню, мы разобрались. Теперь поговорим о ее создании. Это важный этап, к которому нужно подходить с чистой верой и открытой душой.

Выбор полки

Сегодня уже готовый «красивый угол» возможно отыскать практически в каждом мебельном салоне или изготовить по собственному эскизу на заказ. Однако многие православные верующие предпочитают делать его своими руками, вкладывая в изделие искренние молитвы и душу.

Как правило, иконостас украшают художественной резьбой, инкрустацией или используют несколько цветов. Материал, из которого будет сделана конструкция, существенной роли не играет. Также неважна и форма: полки могут быть угловыми или обычными.

Перед тем как приступить к работе, следует сделать схематические чертежи. Иконы должны располагаться на отдаленном расстоянии друг от друга, чтобы минимизировать риск возгорания от зажженной свечи или лампадки. Вешают конструкцию обычно на уровне глаз, чтобы было удобно общаться со святыми. Под полочками можно установить низенький столик или тумбочку, чтобы разместить Евангелие, Библию, святую воду и другую церковную атрибутику.


Самодельная полка для иконостаса

Расположение икон

Находясь в церкви, вы наверняка замечали, что иконостас устроен по строгим канонам. Эти же правила необходимо соблюдать и для домашней молельни. Она должна состоять из пяти рядов, где святыни будут расположены согласно общепринятой иерархии:

  • поверх всех образов располагается крест;
  • по центру размещают лик Иисуса Христа, над которым ставят икону Святой Троицы;
  • справа от Спасителя располагают образ Пресвятой Богородицы;
  • по обеим сторонам от главных святынь размещают дополнительные лики.

Священнослужители советуют придерживаться единого стиля при оформлении «красного угла», однако для домашней молельни сделать это практически невозможно. Зачастую святые образы покупаются поодиночке или дарятся гостями, а потому далеко не всегда имеют одинаковое оформление. Это не является нарушением принятых православных канонов, так как молятся не изображениям, а святым, написанным на них. Не нужно гнаться за модой, стремясь сделать из домашнего иконостаса стильный предмет интерьера. Обустраивать его надо только с искренней верой и открытым сердцем.

Дополнительные образы

Православные верующие редко ограничиваются основными ликами при обустройстве «красивого угла». Так как каждый христианин сам выбирает, кому молиться, церковь не устанавливает строгих правил по поводу количества образов. Как правило, рядом с главными святынями христиане размещают и другие иконы:

  • ангелов-хранителей – для защиты всех членов семьи;
  • Пантелеймона Целителя – чтобы помочь в избавлении от болезней;
  • Февронии и Петра – помогают сохранить семейный лад, уют, гармонию, благополучие;
  • Блаженной Матроны Московской – для излечения от тяжелых заболеваний.

Рядом с главными святынями христиане размещают и другие иконы Домашняя молельня – это кусочек православной церкви, куда может обратиться любой член семьи, если случилась такая необходимость

Со времен Древней Руси обустройству «красного угла» уделяли особое внимание, а потому практически все традиции дошли до наших времен низменными

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Профиль или анфас?


Святой Никита с бесом. XVI век. Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музейGetty Images Христос, Богоматерь, святые и ангелы на иконах почти всегда изображаются анфас. Икона прежде всего нужна, чтобы ей молиться, и неудивительно, что централь­ный персонаж обращен лицом к молящимся, а его рука сложена в благослов­ляющий жест. Даже если изображенный человек совершает какое-то действие (идет, бежит, общается с другими героями и т. п.), его, как правило, изобра­жают не в профиль, а в три четверти: голова развернута не полностью, и второй глаз остается виден зрителю. Профильный ракурс показывает только половину лица и один глаз — это могло восприниматься как «ущербный», неполноцен­ный образ, который не подходит положительному герою. Святые бывают повернуты в профиль очень редко — к примеру, так писали апостола Павла, склонившего­ся над одром Богородицы на иконах Успения.

Негативных персонажей, демонов и грешников, наоборот, чаще всего изобра­жали в профиль. Однако, изображая дьявола или бесовского князя, древнерус­ский мастер нарушал негласное правило и разворачивал его анфас: централь­ный или иерархически значимый персонаж (даже отрицательный) должен быть показан зрителю максимально полно.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Как писалась икона

С древних времен в христианстве установилась точка зрения, что икона не может произвольно изменяться. И канон строго регламентирует сюжет, организацию пространства, расположение предметов, фигур, написание одежды, употребление цвета. Но даже в рамках канона художник имел достаточную степень свободы.

Канон (греческое слово, означающее правило) — это образец для воспроизведения оригинала, в качестве которого может выступать идеальное представление или воплощенный образ, например, признанное авторитетом Церкви изображение Христа, Богоматери или другого персонажа, сюжета или символа.

Основные элементы иконографии ангелов: 1. крылья; 2. нимб; 3. дoлматика-мaнтия; 4. гимaтий-плaщ; 5. лoр или лорум; 6. слухи или тороки; 7. зeрцало; 8. мeрило; 9. пoзём

Существует иконографический канон как правило изображения, зафиксированное в иконописных прорисях.

Иконографией называется строго установленная система изображений персонажей, сюжетных схем и символов религиозного и богословско-догматического содержания.

В строгом и точном смысле слова иконописцами могут быть только святые. Они направляют своим опытом руки художников. В средневековье создание иконы — дело коллективное под руководством учителя.

Иконники — не ремесленники и занимали почетное место в церковной иерархии. На Руси иконописцев почитали как святых.

Писалась икона на доске. Неподвижная, твердая поверхность доски строга и обязательна. Эта твердая поверхность напоминает иконописцу и зрителю об иных твердынях.

Нематериальный мир изображался условными знаками.

Золото использовалось не только как символ Божества, но и как средство для создания ощущения мерцающей мистической реальности — не плоскость, не пространство.

Одежда на иконе — не средство для прикрытия телесной наготы. Одежда — символ. Она — ткань из подвигов святого.

Одна из важных деталей — складки. Характер расположения складок свидетельствует о времени написания иконы.

В VIII—XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия.

В XV—XVI веках складки рисуют прямые, не очень длинные, сходящиеся под углами.

К концу XV века складки почти прямые, длинные, редкие, через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников и угодниц Божиих на иконах и картинах изображается сияние или светлый кружок, который называется нимб.

В нимбе Спасителя иногда ставят три буквы греческих. Это греческое слово в переводе на русский значит Сущий, а всегда существует только один Бог.

Над головою Божией Матери ставят первые и последние буквы греческих слов, которые означают: Матерь Бога, или Божия Матерь.

Нимб есть изображение сияния Света и Славы Божией, которая преображает и человека, соединившегося с Богом. Это невидимое сияние света Божия иногда бывает видимо и другим людям.

Так, например, святой пророк Моисей должен был закрывать лицо свое покрывалом, чтобы не ослеплять людей светом, исходящим от лица его.

Так и лицо преподобного Серафима Саровского, во время беседы с Мотовиловым о стяжании Духа Святого, просияло, как солнце. Сам Мотовилов пишет, что ему невозможно тогда было смотреть на лицо преподобного Серафима.

Так Господь прославляет святых угодников Своих сиянием света славы Своей ещё на земле.

На иконе отсутствуют тени. Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем. Иная реальность — это царство духовности, света, оно бесплотно, там нет теней. Живописцы с эпохи Возрождения до нашего времени используют тень, чтобы показать предмет как нечто физически реальное и противоположное свету. Своей борьбой со светом предмет являет свою реальность и осязаемость, материальность. Иконописцу это не нужно, так как икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом.

Другая особенность иконы и фрески в том, что там события даны как выражение идей, истин, живущих под знаком Вечности. Там нет времени, как текучести.

Явление Покрова Пресвятой Богородицы Андрею Юродивому

X век был неспокойным временем истории Византийской империи. Государство нередко подвергалось нападениям со стороны варварских народов. Во время одного из таких набегов враги подошли к стенам Константинополя. Все горожане собрались вместе, заполнили христианский храм Пресвятой Богоматери во Влахернах, вознося молитвы к образу Богородицы, слезно просили защитить город от разрушения и поругания.

Среди всех на всенощной коленопреклоненно слезно молился отрок Андрей, который принял аскетический подвиг юродства, терпеливо перенося унижения и насмешки от окружающих. Под конец службы он увидел свечение, в котором явилась Богоматерь, окруженная святыми и ангелами. Пречистая Дева выслушала молитву, затем сняла плат (мафорий) со своей головы и покрыла им всех молящихся, которые были в церкви. Даже не видевшие светлый лик люди в этот момент ощутили необыкновенную радость и благодать. Таким образом, Богородица защитила христиан, скрыла их от вражеских посяганий. Вскоре после чудесного видения неприятельское войско отступило. С того времени Христианская Церковь почитает икону Покрова Пресвятой Богородицы.

Сборник Великие Четьи-Минеи, описывая это событие, не упоминает конкретную дату или какой-либо день недели. Видение снизошло Андрею Юродивому во Влахернском храме при всенощном бдении в четвертом часу. Святая Дева по воздуху прошла через Царские врата. Рядом с ней были Иоанн Богослов, Иоанн Предтеча. Святые поддерживали Божию Матерь с обеих сторон. Здесь же находились многие другие святые в белых одеждах. Одни шли перед Богородицей, другие следовали за нею. Все пели духовные песнопения. Перед алтарем возле амвона процессия остановилась. Царица Небесная сняла сияющий омофор, протянула руки, раскинув его над молящимися в храме людьми. Затем Великая Заступница со святыми удалилась, оставив людям благодать.

Исследователи не могут точно определить, когда случилось описанное событие. Свидетельство о нем есть в житии Андрея Юродивого. Но его годы жизни установлены предположительно. Одни склоняются к дате 910 год, другие источники указывают на 926.

Интересна версия, почему праздник и иконы Покрова Пресвятой Богородицы имеют большое значение, особенно почитаются жителями России. Некоторые историки считают, что нападавшими на Константинополь были именно русские князья, имена которых Аскольд и Дир. Произошедшее чудо настолько впечатлило их, что они захотели принять истинную христианскую веру.

Борода

Богач в аду. Фрагмент росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. XIV векGetty Images Бороду на Руси считали важнейшим атрибутом взрослого мужчины

Брадо­бритие осуждалось как грех: нельзя изменять образ Божий (Творец наградил мужчин бородой, Христос носил бороду), уподобляться женщинам, лишать себя важного знака мужского начала и власти. Неудивительно, что почти все святые мужи изображались на иконах бородатыми

Отсутствие бороды может означать юный возраст святого — так, убитых по приказу Святополка князей братьев Бориса и Глеба легко отличить друг от друга именно по этому признаку: юноша Глеб, в отличие от старшего Бориса, бороды не носит.

Бесплотные духи, ангелы и демоны, разумеется, не имеют пола, и, соответ­ственно, у них не должно быть растительности на лице. А вот у дьявола иногда появляется борода. Это знак иерархического главенства: как и разворот анфас или более крупный размер, борода позволяет выделить дьявола в преисподней или отличить предводителя от окружающих его простых демонов.

Святитель Николай Чудотворец

У христиан всего мира необыкновенным почётом пользуется святой Николай Чудотворец Мир Ликийских. Он известен как покровитель мореплавателей и путешественников. Силой своей Благодати святой оказывает помощь всем попавшим в беду и тяжёлую жизненную ситуацию. Икона Николая Чудотворца является неотъемлемой частью каждого церковного иконостаса. У большинства верующих она входит и в их домашнее собрание.

Любовь к нему не случайна. Всю свою земную жизнь он боролся за правду, исцелял страждущих, и подавал всем личный пример служения Богу. День памяти святого отмечается не один раз в году, а три. День его смерти отмечается 19 декабря. В народе этот праздник именуют «Никола зимний». День рождения — 11 августа — называют «Никола летний». Кроме того, установлен праздничный день 22 мая. Это воспоминание того, как в 1087 году его честные мощи были перенесены из Греции в итальянский город Бари, где хранятся и поныне.

Расшифровка атрибутов

Даже самые маленькие атрибуты на иконах дают нам «ключи» к их пониманию. Какие же самые частые атрибуты святых на иконах? Кресты в руках святых значат обычно, что этот человек принял мученическую смерть за свою веру.

Часто в руки святым на иконе дается то, чем они прославились. Например, на ладони Сергия Радонежского пишут монастырь, основанный им. Святой Пантелеимон держит коробочку с лекарствами. Святители и евангелисты на иконах держат Евангелие.

Преподобные — четки, как Серафим Саровский, или свитки с изречениями или молитвой, как Силуан Афонский.

Иногда атрибуты святых неожиданны, удивительны и понять их можно, только узнав житие.

Например, святой царевич Димитрий может изображаться на иконах в короне (хотя коронован не был), часто — с орешками в руке, которыми играл перед гибелью.

Или удивительная икона святого мученика (читаем это по кресту в руке) Христофора, вместо головы которого там изображена, окруженная нимбом, голова… собаки. Это утрированный эпизод из жития: мученик Христофор молил Бога забрать его красоту, чтобы избежать соблазнов, и сделать его страшным.

Иконография образа Покрова Пресвятой Богородицы

Традиции изображения образа Богоматери сформировались на Руси около XIII-XIV века. Датируемые этим временем росписи найдены на стенах псковского монастыря, а также в соборе города Суздаль.

В православной традиции различают два основных типа изображения Покрова Пресвятой Богородицы:

Новгородский. Божия Матерь стоит над закрытыми Царскими вратами, подняв руки в молитве. Святой омофор держат ангелы. На хранимой музеем города Новгород иконе (XIV века) за Приснодевой виден храм с 5 куполами.
Суздальский. Пресвятая Богородица остановилась перед храмом, руками держит покрывало над молящимися. Ниже Святой Девы на амвоне изображен святой Роман со свитком в руках. На втором плане находятся округлые церковные купола, базилики, природа, напоминающая виды Византии. Такой храмовый образ был обнаружен в монастыре города Суздаль, а сейчас он хранится в сокровищнице Третьяковского музея.

На различных иконах, выполненных позднее, описанные выше композиции могли объединяться, дополнятся новыми символами, несущими определенный смысл. Среди молящихся в храме изображались новые святые (Лев Мудрый, патриарх Тарасия, др.). Омофор или плат Богородицы мог быть красного или белого цвета (как на иконах XVI века). Обязательной на образе Покрова Богородицы является только фигура самой Заступницы. На современных полотнах Покрова Пресвятой Богородицы Пречистая чаще предстоит одна в полный рост, воздев кверху руки в молитве, а омофор парит над нею. В других вариантах Святая Мария обеими руками удерживает плат, обратившись взором к молящимся.

XVII век изменил позу Пречистой на образах Покрова. Святую Деву изображают повернутой на три четверти с приподнятой головой. Так передается ее молитва-обращение к Иисусу Христу, лик которого находится выше. Это напоминает композицию на древней росписи суздальских врат. Такой сюжет можно увидеть на памятниках XVII века. Например, образ Покровы, хранящийся в Государственном Русском музее.

Цветовой символизм в икконописи

Золотой занимает особое место в иконописи. Золото – это символ благодати, вечности, святости. Именно золото преподнесли волхвы новорожденному Иисусу. Золотом расписывают нимбы святых, штрихи на складках их одежд.

Золото – дорогостоящий металл, но в иконописи не экономят и используют настоящее сусальное золото (тонкие листы). Это символ самого Бога и великолепного сияния его небесного царства – места, куда никогда не спускается ночь и тьма. Золотой цвет всегда становится смысловым центром иконы, который окружен дополнительными оттенками:

  • Желтый близок по тональности к золотому, поэтому он часто используется в качестве замены или напоминания о божественном сиянии.
  • Зеленый – цвет возрождения. Его использовали, чтобы обозначить границу, за которой начинается жизнь. Это природный цвет травы, древесных крон, надежды, молодости, возрождения. Зеленый часто используется в сценах Рождества, как символ возрождения и победы над смертью. Этот цвет – олицетворение Святого духа.
  • Белый – цвет непорочности и чистоты. Он часто используется для росписи одежд праведников, святых, ангелов, умерших людей и пеленок младенцев, которые непорочны по своей природе. Белый олицетворяли с праведностью.
  • Синий или голубой символизируют непорочность, небесную чистоту и красоту вечного мира, куда попадают праведники. Синевой на иконах расписывают одежды Богоматери.
  • Насыщенно-красный, багряный и пурпурный имеют двоякое значение. В иконописи они подчеркивают выразительность художественного образа. Это цвет крови и мучительных страданий, которые перед казнью перенес Иисус. В других значениях это цвет жизни, энергии, любви, тепла, душевного огня. В иконописи пурпур олицетворяет победу жизни над смертью при воскрешении Спасителя. Красный и синий часто используются вместе. Они – олицетворение земной и небесной сущности Спасителя.
  • Коричневый символизирует голую землю, прах, бренность сущего. Иконописцы используют его, чтобы напомнить о главной особенности человеческой природы – смертности.
  • Черный – антагонист белого, его главная противоположности и противник. В иконописи он используется очень редко и только для изображения адской бездны. Черный – это отсутствие всякого света, абсолютное ничто и безграничная пустота. Ад обычно изображается в виде черной воронки, бездонной пропасти, не имеющей формы и четких границ.

Интересно, что серый в иконописи не используется никогда. Ахроматический цвет получается путем смешения черного и белого, то есть тьмы и света. Серый также олицетворяет абсолютное ничто, пустоту и неясность. В символическом языке иконописи ему места нет.

Апостолы — посланники Божии

Апостолы — это те люди, которые лично знали Христа, были его учениками, сопровождали Сына Божьего по земле Иудейской, записывали его поучения. Мы знаем 12 апостолов, поимённо, каким образом они познали Бога Живого и как нашли себя во Христе. После гибели своего учителя апостолы отправились в разные концы мира проповедовать новые знания. Среди них тоже есть своя иерархия. Главными, или первоверховными, признаны Павел и Пётр. Евангелистами, т. е. составителями Священного Писания, являются Лука, Матфей, Иоанн, Марк. Некоторые святые приравниваются к апостолам по выполняемой миссии. Они не были личными учениками Христа, но в разные эпохи пропагандировали Его учение. Это греческие цари Константин и Елена, русские князья Владимир и Ольга, грузинская просветительница Нина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector