Икона «невеста неневестная»: описание, значение и фото

Јкосъ ѕ7

Свётъ сіsющій зрsшесz п0zсъ тв0й сый, внегдA принесeсz во џстровъ ти1ра, tонyдуже со бlгоговёніемъ мн0гимъ во nби1тель твою2 сей принес0ша, пою1ще твоE промышлeніе и3 рaдостію вопію1щи:
Рaдуйсz п0zсе бцdы, рaдуйсz ватопeду слaва. Рaдуйсz є3г0же њсэнsетъ блгdть д¦а сaгw, рaдуйсz є3г0же похвалsетъ нар0дъ хрістоимени1тый. Рaдуйсz чредо2 всечcтнaz даровaній небeсныхъ, рaдуйсz пэснопёніе непрестaнное монaхwмъ и3 п0стникwмъ. Рaдуйсz ћкw струи2 и3сцэлeній т0чиши, рaдуйсz ћкw плaмень страстeй ўгашaеши. Рaдуйсz чcтн0е чcтыz препоsсаніе, рaдуйсz всBмъ вёрнымъ спасeніе. Рaдуйсz свёта зарE њблистaющаz, рaдуйсz страстeй ўставлsеши пaгубу.
Рaдуйсz п0zсе пречeстный.

Почитание и местоположение святого лика

В честь святейшей иконы ежегодно 28 июля (10.08) совершается празднование в Троицком соборе старинного Дивеевского монастыря. Каждое воскресенье в Дивеево перед святым ликом проводится Параклис, церковные песнопения.

Оригинал «Невесты Неневестной» находится в церкви Владимирской иконы Божьей Матери в резиденции российского Патриарха в Москве, что в Чистом переулке. Перед ликом святейшей Богоматери молятся и просят о милости, заступничестве и покровительстве. Перед чудотворным Серафимо-Дивеевским образом каждый год Патриарх Руси в сонме архиереев читает акафист на праздник похвалы Божьей Матери, а богослужение проходит в Елоховском Богоявленском Московском кафедральном соборе.

Копии святейшей «Невесты Неневестной» находятся во многих российских храмах. Верующие могут купить освященную икону в церковной лавке и молиться перед ней дома. Сила святейшего образа в его духовной сути, божественном наполнении, в вере во всемогущество Всевышнего и милость по отношению к христианам.

Корни Акафистов — в Древней Греции

Само понятие «акафист» отсылает нас к древнегреческой греческой культуре. Античность творчество потомков, начиная от скульптуры и заканчивая философией. Не стала исключением и поэзия. Она так прочно вошла в сознание людей, благодаря древнегреческим авторам, что отразилась даже на молитвах.

Люди времён Сократа и Платона сочиняли гимны богам. Греческий пантеон остался историей. Но традиция похвалы высших сил сохранилась — в том числе и в христианстве. Акафист — это форма восхваления святых, Христа или Богородицы.

Акафист
в переводе с греческого — песнь, при которой не садятся

Если перевести с греческого «акафист», получится нечто вроде «песнь, при которой не садятся». То есть знак уважения к высшим силам.

Икос 3

Имея простоту душевную и непорочное сердце, послушник смиренный сподобися ангельския беседы и лицезрения чиноначальника горних сил, мы же, лукавством и злобою потемненнии, со трепетом взирающе на святую икону Твою, Владычице, молим Ти ся прилежно, обрати ны от злоб наших и научи нас во смирении и кротости духа глаголати Тебе: Радуйся, Гору Афонскую освятившая Твоим благодатным присутствием; радуйся, холмы и дебри ея исполнившая славою Твоих чудес. Радуйся, ангельскаго явления сподобльшая пустынножительство Афонское; радуйся, обители иноческия в нем умножившая во спасение душ человеческих. Радуйся, и всем, в посте и молитве пребывающим, обещавшая Твое заступление; радуйся, от треволнения моря житейскаго спасающая кающихся. Радуйся, благодать Сына Твоего и Бога низводящая на места, Тебе посвящаемыя; радуйся, рай мысленный показавшая храмы Божия. Радуйся, пристанище небурное содевающая в онех ищущим спасения; радуйся, всем потребным ко благочестию нас снабдевающая. Радуйся, жительствующим богоугодно Подательнице благ временных и вечных; радуйся, Ходатаице нам Царствия Небеснаго. Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

Икос 1

Ангел предстатель с Небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся, и со безплотным гласом, воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая:

Радуйся, Еюже радость возсияет; радуйся, Еюже клятва изчезнет.

Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление.

Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима.

Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся.

Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения.

Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Знамение Пресвятой Богородицы и «Знамение»[1] нашей религиозности

Юрий Ру­бан

Тер­мин «Зна­ме­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы» упо­треб­ля­ет­ся в цер­ков­ном язы­ке в двух зна­че­ни­ях:

как опре­де­лен­ный тип ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и

как рус­ский пра­во­слав­ный празд­ник этой Ико­ны, от­ме­ча­е­мый 10 де­каб­ря (27 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю). От­сю­да и двой­ное на­зва­ние празд­ни­ка в совре­мен­ном рус­ском пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре: « ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мой «Зна­ме­ние». Зна­ме­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, быв­шее в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком в 1170 го­ду».

Ико­на изо­бра­жа­ет Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу, мо­лит­вен­но под­ни­ма­ю­щую Свои ру­ки: на гру­ди Ее, на фоне круг­ло­го щи­та, – бла­го­слов­ля­ю­щий Бо­же­ствен­ный Мла­де­нец. Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на в пол­ный рост (сто­я­щей) или по по­яс. Та­кое изо­бра­же­ние от­но­сит­ся к чис­лу са­мых пер­вых ико­но­пис­ных об­ра­зов Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – он обо­зна­ча­ет­ся ла­тин­ским тер­ми­ном Оран­та, Мо­ля­ща­я­ся – и оли­це­тво­ря­ет За­ступ­ни­цу ми­ра (в этом пер­вом зна­че­нии тер­мин «Зна­ме­ние», ве­ро­ят­но, свя­зан с из­вест­ным мес­си­ан­ским про­ро­че­ством, Ис.7:14). Ико­ны дан­но­го ти­па по­яви­лись впер­вые на Ру­си в XI–XII вв. У нас эту ико­ну ста­ли счи­тать за­ступ­ни­цей от вра­гов, и это свя­за­но с про­слав­ле­ни­ем чу­до­твор­ной нов­го­род­ской ико­ны в 1170 г. В свя­зи с этим и воз­ник­ло на­зва­ние «Зна­ме­ние» в зна­че­нии «знак ми­ло­сти со сто­ро­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри».

Со­глас­но рас­ска­зам ле­то­пи­сей, в тот год со­еди­нен­ные си­лы удель­ных кня­зей, вла­ди­ми­ро-суз­даль­цев, воз­глав­ля­е­мые сы­ном Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го, оса­ди­ли Ве­ли­кий Нов­го­род. Дни и но­чи мо­ли­лись нов­го­род­цы Гос­по­ду, умо­ляя не оста­вить их в бе­де. На тре­тью ночь ар­хи­епи­ско­пу Иоанну был див­ный го­лос, по­веле­ва­ю­щий взять из церк­ви Пре­об­ра­же­ния об­раз Бо­го­ма­те­ри и вы­не­сти его на го­род­скую сте­ну. Во вре­мя пе­ре­не­се­ния ико­ны од­на из стрел про­тив­ни­ка вон­зи­лась в ико­но­пис­ный лик, и из глаз Бо­го­ро­ди­цы по­тек­ли сле­зы. По­сле та­ко­го Бо­же­ствен­но­го зна­ме­ния на вра­гов на­пал ужас, и они ста­ли по­би­вать друг дру­га. Всту­пив в бой, обод­рен­ные нов­го­род­цы по­бе­ди­ли.

Ес­ли быть ис­то­ри­че­ски точ­ным, то сле­ду­ет от­ме­тить, что са­мо чу­дес­ное из­бав­ле­ние нов­го­род­цев от вра­гов про­изо­шло 25 фев­ра­ля, в сре­ду вто­рой неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста. Цер­ков­ная же да­та, 27 но­яб­ря юли­ан­ско­го ка­лен­да­ря, воз­ник­ла, как пред­по­ла­га­ют ис­то­ри­ки, по­то­му, что, во-пер­вых, празд­но­вать та­кое со­бы­тие в дни Ве­ли­ко­го по­ста неудоб­но; а, во-вто­рых, по­то­му, что в этот день, ве­ро­ят­но, празд­но­вал свои име­ни­ны то­гдаш­ний нов­го­род­ский по­сад­ник Якун (в кре­ще­нии Иа­ков). Дей­стви­тель­но, 27 но­яб­ря Цер­ковь чтит па­мять ве­ли­ко­му­че­ни­ка Иа­ко­ва Пер­ся­ни­на (421 г.).

Та­ким об­ра­зом, празд­ник уста­нов­лен в па­мять од­но­го из эпи­зо­дов кро­ва­вой и бра­то­убий­ствен­ной меж­до­усо­би­цы в раз­дроб­лен­ной Ки­ев­ской Ру­си, ко­гда один «пра­во­слав­ный» князь шел на дру­го­го, и каж­дый из них при­зы­вал се­бе в по­мощь Хри­ста и Бо­го­ма­терь! (Ес­ли за­щи­ща­ю­щи­е­ся еще мог­ли быть оправ­да­ны, то на­па­дав­шие по­доб­ны­ми мо­лит­вен­ны­ми при­зы­ва­ми яв­но ко­щун­ство­ва­ли.) Эти по­сто­ян­ные рас­при ослаб­ля­ли стра­ну и бы­ли на ру­ку мон­го­ло-та­та­рам, по­оче­ред­но раз­би­вав­шим вой­ска нера­зум­ных кня­зей-по­лу­языч­ни­ков, не же­лав­ших по­сту­пить­ся мест­ни­че­ски­ми ам­би­ци­я­ми и объ­еди­нить­ся да­же пе­ред ли­цом этой «апо­ка­лип­ти­че­ской» опас­но­сти. Учре­див этот празд­ник (празд­ник для нов­го­род­цев, но не для их про­тив­ни­ков!), во вре­мя ко­то­ро­го мы вспо­ми­на­ем, как не долж­ны ве­сти се­бя хри­сти­ане, Цер­ковь сде­ла­ла его гроз­ным предо­сте­ре­же­ни­ем всем по­сле­ду­ю­щим по­ко­ле­ни­ям. К со­жа­ле­нию, уро­ка это­го зна­ме­ния нам ока­за­лось недо­ста­точ­но, и Бо­го­ма­терь вы­нуж­де­на бы­ла по­пустить для на­ше­го вра­зум­ле­ния в на­ча­ле XVII-го, а осо­бен­но в XX-м сто­ле­тии та­кие ужас­ные «зна­ме­ния», ка­ких еще не зна­ло че­ло­ве­че­ство. Из­вле­чем ли мы из них урок – «вот в чем во­прос»? Но­вые «зна­ме­ния» мо­гут стать по­след­ни­ми в бук­валь­ном смыс­ле это­го сло­ва.

При­ме­ча­ния

Настоящая Мама

Наверное, очень многие из тех, кто читает эти строки, воспринимает Пресвятую Богородицу как близкого человека. Она и вправду родная для нас, христиан – Сам Господь, будучи уже на Кресте, усыновил нас Ей, сказав апостолу Иоанну: «Се, Матерь твоя». С тех пор Она – настоящая Мама – переживает о каждом из нас, молится о каждом из нас, просит Своего Сына помочь нам, исцелить нас, вразумить и помиловать нас. А мы, подразумевая Её несравненное величие (выше херувимов и серафимов), отличаем Пресвятую Богородицу от всех святых, и просим не помолиться о нас Богу, а по-другому, дерзновенно и искренне говорим: «Спаси нас!».

Икосъ 11.

Яко свѣтопріе́мную свѣщу́, въ моли́твѣ горя́щую, ви́дящи Тя́ на возду́сѣ Влахе́рнская це́рковь, согла́сно со мно́жествомъ люде́й, въ не́й бы́вшихъ, возглаша́ше: «откуду́ мнѣ́ сіе́, да пріи́де Ма́ти Го́спода моего́ ко мнѣ́?» Святы́й же Андре́й со Епифа́ніемъ те́плѣ моля́хуся къ Тебѣ́, зову́ще:

Ра́дуйся, всѣ́хъ даро́въ духо́вныхъ и тѣле́сныхъ незави́стная пода́тельнице; ра́дуйся, полага́ющихъ нача́ло покая́нія грѣ́шниковъ вѣ́рная предста́тельнице.

Ра́дуйся, борю́щихся со страстьми́ и прило́гами вра́жіими всегда́шняя спобо́рнице; ра́дуйся, незри́мое укроще́ніе влады́къ жесто́кихъ и звѣронра́вныхъ.

Ра́дуйся, та́йный поко́е и отра́до рабо́въ кро́ткихъ и стра́ждущихъ; ра́дуйся, всежела́нное соверше́ніе благи́хъ супру́жествъ.

Ра́дуйся, ма́терей дѣтородя́щихъ ско́рое и безболѣ́зненное разрѣше́ніе; ра́дуйся, въ ча́съ кончи́ны еди́ная всѣ́мъ на́мъ помо́щнице.

Ра́дуйся, Ра́досте на́ша, покры́й на́съ отъ вся́каго зла́ честны́мъ Твои́мъ омофо́ромъ.

Икос 7

Дивныя знамения благодати небесней явила еси, Мати Сотворителя нашего, во граде Тихвине всем притекающим к образу Твоему Беседному, написанному в память о преславнем явлении Твоем, егда ты, Царице Небесных сил, аки простая жена на древе в лесу сидяще, возвестила еси желание Сына Твоего клирику благочестивому. О сем ведая, благоверный великий князь Московский Василий повеле храм благолепен соорудити и обитель иноческую основати, да вси, грядущие в град сей, славословят Тя, помощь благодатную христианом присно изливающую, вопиюще Ти сице:

Радуйся, Пресвятая Дево, кротких и милостивых Защито неодолимая.

Радуйся, Пречистая Богородице, руку помощи сирым и убогим простирающая.

Радуйся, домов христианстих от бурь житейстих надежное Защищение.

Радуйся, семейств благочестивых доброе Благословение.

Радуйся, родителей о малых чадех присная Радосте.

Радуйся, чадом несмышленым убедительное Поучение.

Радуйся, о мудрой и умащенной старости Попечительнице.

Радуйся, радостной и целомудренной младости Наставнице.

Радуйся, Преблагословенная Богородице Дево, чрез образ Твой Беседный, милости великия нам источающая.

Икос 6

Возсиявый во Египте просвещение истины, отгнал еси лжи тьму; идоли бо его, Спасе, не терпяще Твоея крепости, падоша, сих же избавльшися вопияху к Богородице:

Радуйся, исправление человеков; радуйся, низпадение бесов.

Радуйся, прелести державу поправшая; радуйся, идольскую лесть обличившая.

Радуйся, море, потопившее фараона мысленнаго; радуйся, каменю, напоивший жаждущия жизни.

Радуйся, огненный столпе, наставляяй сущия во тьме; радуйся, покрове миру, шерший облака.

Радуйся, пище, манны приемнице; радуйся, сладости святыя служительнице.

Радуйся, земле обетования; радуйся, из неяже течет мед и млеко.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Житие Божьей Матери

Рождение Божьей Матери Марии пришлось на эпоху правления царя Ирода, в городе Иерусалиме. Ее родители происходили из знатного и уважаемого рода, который происходил от самого царя Давида. Родители долго не могли зачать ребенка, несмотря на все свои усилия и мольбы о помощи Господа Бога. Они даже дали обет, что если смогут зачать ребенка, то посвятят его церковному служению. Позже они смирились с невозможностью иметь детей, сочтя, что на все имеется воля Божья, оставаясь при этом благодарны небу за счастливую, полную радости жизнь.

К сожалению, такой изъян не мог пройти незаметно от глаз людских, и в народе поползли слухи о том, что пара чем-то прогневила Создателя, за что он наслал на них проклятье. Их стали избегать, стараясь не иметь с бездетной семьей никаких дел. Дошло даже до того, что отца Пресвятой Богородицы выгнали из церкви, когда он принес туда очередное пожертвование. Несмотря на такое отношение, супружеская пара не очерствела сердцем, продолжая верить в Бога, неся в мир радость и любовь.

Подобная стойкость была вознаграждена сполна, и однажды ночью супругам явился ангел, который предрек появление в семье младенца. Пожилые супруги с радостью и смирением приняли благие вести, проведя эту ночь вместе. Вскоре они поняли, что видение было пророческим, и супруге наконец-то удалось забеременеть. Малышка родилась здоровой и полной энергии, получив имя Мария.

По прошествии нескольких лет родители Марии повели ее в храм, так как помнили об обете отдать первого ребенка в церковь. При посвящении произошло чудо, когда трехлетний ребенок без чьей-либо помощи преодолел крутой подъем по лестнице, по которому с трудом взбирались взрослые прихожане. Это настолько поразило священников в храме, что они провели ребенка в закрытую часть, где разрешалось бывать только посвященным священнослужителям.

Детство Марии прошло в познании законов Божьих, которым ее обучали лучшие на то время священники и богословы. Она дала обет безбрачия, полностью посвятив себя церковной жизни. По достижении ею 12 лет служители встали перед сложной дилеммой. С одной стороны, совершеннолетней девушке нельзя было более находиться в храме, с другой – незамужней девушке также запрещалось жить среди прихожан обычной, мирской жизнью, в одиночку.

Было решено бросить жребий среди вдовцов, а победитель стал бы формальным мужем Марии, охраняя ее целомудрие и преданность Богу. Жребий пал на старого строителя Иосифа, проживавшего в городе Назарете. По словам очевидцев, во время жеребьевки произошло чудо, а часть посоха Иосифа превратилась в белого голубя, который сел ему на голову. Это сочли знаком свыше; Марию в скором времени обвенчали.

Супруги жили скромной, праведной жизнью, пока в один из дней к Марии не явился образ ангела Гавриила. Он передал ей весть, что в скором времени женщина родит сына, который, согласно легендам, посрамит самого дьявола и сокрушит его мощь. Мария ответила ангелу, что это невозможно, так как она дала обет безбрачия и не собирается спать ни с одним мужчиной. Ангел молвил о том, что зачатие произойдет от Духа Божьего, а рожденное дитя станет его законным Сыном. Мария согласилась со словами ангела, объявив, что на все есть воля Божья.

По прошествии некоторого времени Мария поняла, что беременна, и решила поделиться этой радостной вестью со своей родственницей Елизаветой, бывшей замужем за первосвященником Захарием. Елизавета с радостью приняла женщину, назвав ее Матерью Божьей и Благословенной между всеми прочими женами. Позже в дом вернулся Иосиф, который на то время пребывал на стройке, в другом городе.

Старик не поверил словам Марии об ангеле, считая, что ее ввели в заблуждение, воспользовавшись доверчивостью юной девушки. Решив избежать позора, он надумал развестись с Марией, выгнав ее из дома. Свершиться этим планам помешал все тот же ангел Гавриил, явившийся во сне уже самому Иосифу

Он запретил разводиться с Марией и велел заботиться о ребенке, как о своем собственном, объяснив его дальнейшую важность для всего человечества

Беременность Марии скрыть не удалось, и вскоре о ней прознало высшее церковное духовенство. Они начали расследование, подвергнув Иосифа и Марию пристальным допросам. Не поверив показаниям супругов, церковь решила провести для них испытание, напоив особым лекарством. Считалось, что если с человеком ничего не произойдет после этого, то это значит, что Господь Бог благословляет его и поощряет дела творимые им. Так и произошло с Марией и Иосифом, после чего церкви осталось благословить допрашиваемых супругов и отпустить их с миром.

Обратите внимание! Согласно летописям, свои последние дни Мария прожила в Иерусалиме, продолжая молиться и совершать благие дела во имя Господа Нашего

Настоящая Мама

Наверное, очень многие из тех, кто читает эти строки, воспринимает Пресвятую Богородицу как близкого человека. Она и вправду родная для нас, христиан – Сам Господь, будучи уже на Кресте, усыновил нас Ей, сказав апостолу Иоанну: «Се, Матерь твоя». С тех пор Она – настоящая Мама – переживает о каждом из нас, молится о каждом из нас, просит Своего Сына помочь нам, исцелить нас, вразумить и помиловать нас. А мы, подразумевая Её несравненное величие (выше херувимов и серафимов), отличаем Пресвятую Богородицу от всех святых, и просим не помолиться о нас Богу, а по-другому, дерзновенно и искренне говорим: «Спаси нас!».

Оригинальный текст и слова песни Радуйся, Невесто Неневестная:

Радуйся, Невесто Неневестная!

Марие, Дево Чистая, Пресвятая Богородице,Радуйся,Невесто Неневестная!

Царице, Мати Дево, Руно, всех покрывающее,Радуйся,Невесто Неневестная!

Превысшая Небесных Сил, нетварное сияние,Радуйся,Невесто Неневестная!

Ликов девичьих Радосте и Ангелов Превысшая,Радуйся,Невесто Неневестная!

Небес Честная Сило и Свете, паче всех светов,Радуйся,Невесто Неневестная!

Честнейшая Владычице всех Небесных Воинств,Радуйся,Невесто Неневестная!

Всех праотцев Надеждо, пророков Исполнение,Радуйся,Невесто Неневестная!

В подвизех ты помоще, Кивоте Бога Слова,Радуйся,Невесто Неневестная!

И девам Ликование, и матерем Отрадо,Радуйся,Невесто Неневестная!

Целомудрия Наставнице, душ наших Очищение,Радуйся,Невесто Неневестная!

Покрове ширший облака, и страждущих Пристанище,Радуйся,Невесто Неневестная!

Немощных Покров и Заступнице, Надеждо ненадежных,Радуйся,Невесто Неневестная!

Марие, Мати Христа, Истиннаго Бога,Радуйся,Невесто Неневестная!

Ааронов Жезле прозябший, Сосуде тихой радости,Радуйся,Невесто Неневестная!

Всех сирых и вдов Утешение, в бедах и скорбех помоще,Радуйся,Невесто Неневестная!

Священная и Непорочная Владычице Всепетая,Радуйся,Невесто Неневестная!

Приклони ко мне милосердие Божественного Cына,Радуйся,Невесто Неневестная!

Ходатайце спасения, припадая, взываю Ти:Радуйся, Невесто Неневестная!

Молитва

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, всего мира Надеждо и Утешение, на всех путех жизни нас не оставляющая. К Кому молитвы вознесем, аще не к Тебе, Утешительнице грешных чад Твоих?

И ныне мы предстоим пред Образом Твоим Святым со своими страданьми и заботами. Мы пришли к Тебе, Матерь и Госпожа наша, исполненныя надежды, яко Ты поможеши нам во всех обстоятельствах жизни нашея и утолиши вся печали наша. Темже усиленно просим Тебя даровати нам веру, надежду и любовь, воеже всегда помнити о Твоем Божественнем Сыне, источнике и смысле человеческаго бытия. О, Премилостивая и Пречудная Заступнице наша, приими под Свою опеку семейства наша, страну нашу и всю Церковь Христову. О, Преблагословенная Дева Мария, избави и освободи сердца наша от гнева, немилосердия и сомнений и наполни их миром, любовию и тишиною. О, Преславная Царице Небесная, Ты ведаеши, в чем наипаче есть нужды наша, и посему просим Тя: возьми нас под Твое могущественное покровительство на земли, а по смерти – приведи нас в Царствие Сына Твоего Иисуса Христа. Аминь.

Описание иконы

Более полное название этой иконы «Радуйся, невесто неневестная», хотя иногда можно встретить и другое название – «Умиление». Образ Девы Марии здесь покоряет не только своей внешней прелестью, но и глубиной. Вся Ее поза выражает покорность Воле Божьей, глаза смиренно опущены, скрещенные руки прижаты к груди, словно Она стремится сохранить в себе Благую Весть, принесенную архангелом. Весь Ее образ проникнут смирением, которое считается одной из главных добродетелей, но на лике Ее нет радости, ведь она уже знает, что рожденный чудесным образом Сын будет принесен в жертву за людские грехи.

КАК ПОМОЛИТЬСЯ ПЕРЕД ОБРАЗОМ «НЕВЕСТА НЕНЕВЕСТНАЯ» — «УМИЛЕНИЕ»

Преподобный Серафим предрек свою канонизацию, сказав: «Царя, которые меня прославит, прославлю и я», — то есть помогу ему стать святым. Святой Серафим был официально канонизирован Церковью в царствование императора Николая II, действительно — будущего святого царя-страстотерпца. В 1902 году Николай II подарил серебряную и золочением ризу, то есть чеканную серебряную «одежду» Богоматери, на икону «Умиление», а также лампаду для нее из серебра с украшениями.

В год прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского с иконы «Невеста Неневестная» были сделаны списки для многих российских монастырей. В этом же году по молитве к преподобному Серафиму и Божией Матери царица Александра Федоровна родила долгожданного наследника, цесаревича Алексея.

В 1927 году Дивеевский монастырь был закрыт, но настоятельница обители, игуменья Александра тайно уехала с чудотворной иконой и несколькими сестрами в Муром. Долгие годы гонений на Православие его хранили сестры обители, а затем — благочестивые миряне. В 1991 году, когда разваливался Советский Союз, образ «Невеста Неневестная» был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Понимая духовную и материальную ценность иконы, он оставил образ в церкви Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Москве (Чистый переулок).

Божиим промыслом эта икона пребывает там по сей день. Через нее Пресвятая Богородица по молитвам преподобного Серафима Саровского и Предстоятеля Церкви, ныне — Святейшего Патриарха Кирилла, невидимо управляет Русской Православной Церковью.

Любой человек может приложиться к этой великой исторической и духовной святыне в праздник Субботы Акафиста (пятая суббота Великого поста), когда поется Акафист Божией Матери «Радуйся, Невеста Неневестная». Ежегодно в этот день Сам Патриарх приносит Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери на богослужение в Елоховский Богоявленский кафедральный собор города Москвы. Именно перед ней читает Акафист Сам Патриарх в сонме архиереев.

А в Серафимо-Дивеевском монастыре, который недавно открылся вновь после долгих лет запустения, сейчас пребывает точная копия чудотворного образа «Невесты Неневестной», почитаемой как одна из великих святынь обители. Восстановлен киот, в котором она пребывала до революции, осталась и традиция располагать место настоятельницы монастыря перед этим киотом как перед Небесной Игуменией обители.

Что такое акафист

Особым поэтическим произведением византийской духовной литературы выступает Акафист Пресвятой Богородице. Акафистами называются благодарственно-хвалебные песни (гимны), посвященные не только Богоматери, но и Богу, святым угодникам, Небесным силам. Гимны этого жанра отличаются особым радостным настроением.

Древнерусская новгородская икона Пресвятой Богородицы

По-гречески «акафист» («ἀκάθιστος») означает «гимн, при пении которого не сидят». Стояние во время акафиста в Православии воспринимается как своего рода подвиг (труд), приносимый Богу. Также оно выражает уважение адресату хвалебных песнопений. Изначально акафист как особое пение посвящался только Пресвятой Богородице. Однако со временем стали появляться похожие песнопения, посвященные Богу и святым.

Постепенно определение «акафист» стало использоваться  в отношении целого жанра православной гимнографии. Поэтому первый Акафист Богоматери, известный как Акафист «Радуйся, Невесто Неневестная», стал именоваться Великим. Именно он особенно часто звучит (обычно лишь частями) на различных православных богослужениях.

Есть не меньше 8 возможных авторов акафиста Пресвятой Богородице

Есть несколько кандидатов, которые могут оказаться авторами великого акафиста. Из древних рукописей известно, что под стенами Константинополя распевали «Взбранной Воеводе…» Это гимн Божьей Матери, благодарящий её за спасение этого христианского центра от вражеских войск. Но это был ещё не тот самый акафист.

В 626 году появился уже почти тот текст, который используется поныне. Он выражал благодарность Божьей Матери от лица Константинополя. Со временем эту версию отредактировали. Например, «град Твой» заменили на «раби Твои», а в качестве зачина использовали текст «Взбранной Воеводе победительная…»

626
в этом году появился тот текст акафиста, который используется поныне

Истории неизвестно, кто выступил автором окончательной версии, но есть версии:

Преподобный Роман Сладкопевец — святой. Он мечтал петь в храме, но не имел подходящего голоса. Всё изменилось, когда ему приснилась Богородица и дала съесть свиток. Роман Сладкопевец стал лучшим певцом в Константинополе. Он — автор многих христианских гимнов, так что его авторство довольно вероятно;

Роман Сладкопевец — наиболее вероятный автор акафиста Пресвятой Богородице

  • Георгий Писидийский — епископ, который подвижнически защищал христианские традиции в период иконоборчества;
  • Патриарх Сергий I Константинопольский — влиятельная историческая фигура. К мнению прислушивался даже император Византии Иракий I. Сергий I был многогранной личностью и одним из людей, управлявших империей;
  • Аполлинарий Лаодикийский — епископ и богослов, испытывавший сильное влияние античной культуры. Автор учения, идущего вразрез с традициями церкви;
  • Диакон Георгий Писида — известен в первую очередь как поэт. Писал преимущественно на историческую тему;
  • Патриарх Константинопольский Герман I — почитается как святитель, автор нескольких богословских трудов;
  • Инокиня Кассия Константинопольская — поэтесса, автор гимнов, композитор, основательница монастыря в Константинополе;
  • Патриарх Фотий — автор множества трудов по богословию, инициатор первых попыток крещения Руси.

Существует также мнение о том, что акафист имеет сирийское происхождение.

Икос 9

Вития многовещанныя, яко рыбы, безгласныя видим о Тебе, Богородице: недоумевают бо глаголати, еже како и Дева пребываеши, и родити возмогла еси. Мы же, таинству дивящеся, верно вопием:

Радуйся, премудрости Божия приятелище; радуйся, промышления Его сокровище.

Радуйся, любомудрыя немудрыя являющая; радуйся, хитрословесныя безсловесныя обличающая.

Радуйся, яко обуяша лютии взыскателе; радуйся, яко увядоша баснотворцы.

Радуйся, афинейская плетения растерзающая; радуйся, рыбарския мрежи исполняющая.

Радуйся, из глубины неведения извлачающая; радуйся, многи в разуме просвещающая.

Радуйся, кораблю хотящих спастися; радуйся, пристанище житейских плаваний.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Икос 5

Видеша отроцы халдейстии на руку Девичу Создавшаго руками человеки, и Владыку разумевающе Его, аще и рабий прият зрак, потщашася дарми послужити Ему и возопити Благословенней:

Радуйся, Звезды незаходимыя Мати; радуйся, заре таинственнаго Дне.

Радуйся, прелести пещь угасившая; радуйся, Троицы таинники просвещающая.

Радуйся, мучителя безчеловечнаго изметающая от начальства; радуйся, Господа Человеколюбца показавшая Христа.

Радуйся, варварскаго избавляющая служения; радуйся, тимения изымающая дел.

Радуйся, огня поклонение угасившая; радуйся, пламене страстей изменяющая.

Радуйся, верных наставнице целомудрия; радуйся, всех родов веселие.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Икосъ 9.

Вѣтíи многовѣща́нныя, я́ко ры́бы безгла́сныя, недоумѣ́ютъ, ка́ко восхвали́ти по достоя́нію вели́кій всечестна́го Покро́ва Твоего́ пра́здникъ: вся́ бо о Тебѣ́ отъ ни́хъ глаго́лемая не су́ть дово́льна къ еди́ному изчисле́нію щедро́тъ Твои́хъ. Мы́ же, Твоя́ неисче́тныя благодѣя́нія ви́дяще, съ весе́ліемъ взыва́емъ:

Ра́дуйся, отъ я́звы и всегуби́тельства сме́ртнаго на́съ соблюда́ющая; ра́дуйся, отъ внеза́пнаго колеба́нія земли́ гра́ды и ве́си сохраня́ющая.

Ра́дуйся, отъ разлія́нія во́дъ и потопле́нія руко́ю крѣ́пкою возводя́щая; ра́дуйся, отъ запале́нія о́гненнаго росо́ю моли́твъ Твои́хъ избавля́ющая.

Ра́дуйся, отъ гла́да душе́внаго и тѣле́снаго Хлѣ́бомъ Жи́зни снабдѣва́ющая; ра́дуйся, уда́ры мо́лніи и гро́ма отъ главы́ на́шей отводя́щая.

Ра́дуйся, отъ наше́ствія иноплеме́нникъ и та́йныхъ убíйцъ спаса́ющая; ра́дуйся, отъ дома́шнія бра́ни и вражды́ единокро́вныхъ ми́ромъ и любо́вію огражда́ющая.

Ра́дуйся, Ра́досте на́ша, покры́й на́съ отъ вся́каго зла́ честны́мъ Твои́мъ омофо́ромъ.

Самый древний акафист

Сегодня вечером мы начнём праздновать удивительное торжество, которое называется Суббота акафиста, или Похвала Пресвятой Богородицы. Акафисты любимы в народе, православные часто читают их дома – Иисусу Сладчайшему, святителю Николаю Чудотворцу, преподобному Серафиму Саровскому… Поют и в храмах после службы – каждый день разным святым. Но вот оказывается, что самый древний акафист, по образцу которого написаны все остальные – это акафист Пресвятой Богородице. Он есть у нас в молитвословах, начинается со слов «Взбранной Воеводе победительная», и написан давным-давно, тысячу лет назад в честь избавления Константинополя от вражеских полчищ.

ИКОНОГРАФИЯ ОБРАЗА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕВЕСТА НЕНЕВЕСТНАЯ» И ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ

Слова названия иконы полностью звучат так: «Радуйся, Невеста Неневестная!» — и представляют собой повторяющуюся строку Акафиста Божией Матери, хвалебного гимна, созданного в Византии примерно в V-VII вв. Это первый акафист, давший начало религиозно-поэтической, молитвенной традиции акафистов, которые сейчас написаны почти для каждой иконы Богородицы и каждого святого. Акафист «Радуйся, Невеста Неневестная» — шедевр словесности и богословия. Он наиболее известен среди других и единственный из всех акафистов, который вписан в богослужебный устав: читается всей Церковью в Субботу Акафиста Великого поста, имеющую также название «Похвала Пресвятой Богородицы».

Название «акафист» означает «песнь, исполняемая стоя», то есть особо торжественная. Он делится на кондаки — небольшие молитвенные тексты — и икосы, где по двенадцать раз повторяется приветствие «Радуйся» (по-гречески «хайре», так греки здоровались друг с другом) с завершением «Радуйся, Невеста Неневестная». Такие слова отсылают к приветствию в день Благовещения Архангела Гавриила к Пречистой Деве: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобой».

Образ «Невеста Неневестная» — это изображение Богородицы в день, когда Архангел Гавриил по повелению Бога Отца явился к Ней, чтобы возвестить Благую Весть — что именно Она, чистая и целомудренная девушка, зачнет от действия Духа Святого и родит Сына Божьего, Мессию, Который спасет человечество от власти греха. На иконе Пресвятая Дева изображена такой, какой Ее увидел Архангел, рассказавший о Ее предназначении: со сложенными молитвенно на груди руками, опущенным вниз взглядом. Образ написан в XVIII веке и напоминает Остробрамскую икону, но Богородица на нем более скромна, не имеет короны, а также звезд и полумесяца вокруг нее.

Это нежная земная девушка, скромная и смиренная, однако с сильной волей: в день Благовещения, узнав от Небесного Посланника о скором зачатии, Она стала задавать ему вопросы, чтобы прояснить волю Божию и узнать, как Она должна вести себя. Дева Мария удивилась, можно ли зачать ребенка без мужа. Ангел же пояснил, что Ее осенит сила Божия, благодать Духа Святого

Важно, что Архангел возвещает Ей волю Божию как просьбу Бога, а Дева Мария должна согласиться на рождение Ею Сына Божьего

Так рождается Новый Завет — новый союз Бога и человека. Господь никогда не заставляет нас выполнять Его волю. Даже то, что будет во благо и нам, и многим другим людям, мы должны согласиться сделать — именно так, как с доверием промыслу Божьему и смирением приняла свой жизненный путь страдающей Матери Господа Дева Мария.

Пресвятая Богородица стала невестой Бога, но осталась невинной — «неневестной», то есть девственницей, хотя и родила Богомладенца Христа.

Разум человеческий не может понять этого. Однако вспомним, многочисленные чудеса Божии всех веков: успокоение стихий, обращение многочисленных войск в бегство… Образ «Невеста Неневестная» учит нас смирению перед волей Божией, помогает прислушаться к своему сердцу и голосу Божьему в нем. Верность Господу и послушание Ему, исполнение Божиих заповедей — главная радость, умиряющая сердце и наполняющая его покоем.

В молитвах, читающихся на праздник Благовещения, при уроках послушания Пречистой Девы вспоминается и противопоставляется ее смирению грех Евы, ослушавшейся Отца Небесного в раю, вкусившей запретный плод познания добра и зла — и впустившей зло в историю рода человеческого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector