Записки о здравии и о упокоении: как правильно написать плюс образец

Содержание:

Панихида, поминальная молитва, родительские субботы

Поминовение усопших — дни особого поминовения усопшего

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.

Записка о здравии: кого писать первым?


Образец заполнения записки о здравии Что касается того, кого первым вписывать в записку о здравии, то единственное на чем настаивает Церковь, первыми в ней должны быть упомянуты священнослужители (если, конечно, в вашей семье такие есть). В этом случае кроме их имени, обязательно указывается церковный сан. Если говорить о простых людях, то чаще всего просящие располагают их по возрасту, начиная с самого старшего и заканчивая самым младшим. Да, поступать таким образом можно, ведь от места в списке точно не зависит количество Божьей Благодати, которую в итоге получит человек.

Поэтому если вам хочется, чтобы первым в списке был маленький ребенок, тогда смело располагайте его имя в первой строке. Но помните, что в одну записку нельзя вписать бесконечное число родственников. Чаще всего подобные бланки имеют либо 10, либо 15 отдельных граф. Поэтому при покупке готовой записки обязательно посмотрите хватит ли вам места. В случае если вы видите, что одной вам будет мало, тогда заполните сразу две и предайте их священнику с просьбой упомянуть всех родных в одном Богослужении.

Почему необходимо молиться об усопших

Когда человек умирает, родственники надеются на хорошую загробную участь для него. Но сказать точно, куда попала душа усопшего не может никто. Молитва за покойников – огромная помощь для них. Находясь в ином мире, усопшие не могут творить добрых дел, которые могли бы повлиять на их участь здесь. Но это могут делать родные, оставшиеся на земле.

Молясь за умерших, родственники, в первую очередь, продолжают отношения с ними. У Бога нет мертвых, христиане верят, что их близкие, перешедшие в мир иной, живы. Веруют православные и в то, что по молитвам на земле, Господь простит и помилует души людей, умерших во грехе. Можно вымолить человека из ада, но для этого придется очень хорошо постараться.

Поминая умерших, люди облегчают их загробную участь

Молиться можно и дома, но особенно важно делать это в церкви. Молитва за упокой, равно как и за здравие (о живых) способна творить чудеса

Заказная записка в церкви (обедня)

Кроме обычных записок о здравии и о упокоении в православных принимают заказные записки. Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектений, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.

Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке — после окончания литургии о них возносится молитва на молебне. То же происходит и на заказной обедне о упокоении с панихидой — и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектений их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.

Записки за упокой на 3-й, 9-й и 40-й день

Оставить в храме записку о упокоении души близкого человека можно в любое время, но самыми сложными переходными датами для человека, покинувшего этот мир, становятся 3, 9 и 40 дни. При этом отсчет правильно начинать со дня смерти, даже если она случилась в ночные часы.

Несколько дней душа остается вблизи тела и прощается с прошлой жизнью. Затем покойного в загробном мире ожидают 20 испытаний на тот или иной грех: только после прохождения такой проверки душа может вознестись на небеса и узреть райские сады. Поэтому именно на третьи сутки православными традициями предписано отпевать покойных.

На 9 сутки душа спускается с небес, и вплоть до 40 дня ей предстоит познавать страдания ада. Этот период становится самым сложным. Церковная литургия, а также молитвы родных людей, помогают умершему пройти через все муки. По окончании пребывания в преисподней вершится Последний Суд. Считается, что чтение священных текстов за покойного в этот день помогает определить дальнейшую судьбу его души в царстве мертвых.


Отпевание

Как правильно рисовать крест на записках

По этому вопросу нет никаких канонических правил. Но существует традиция написания восьмиконечного креста на записках. Для того, чтобы его изобразить, стоит следовать определенным правилам:

  • верхняя перекладина – это табличка обвинения;
  • нижняя – перекладина для ног;
  • по ширине они должны быть меньше, чем центральная;
  • нижняя перекладина должна быть нарисована наискосок ( если писать слева направо сверху вниз).

Если Вам будет сложно нарисовать восьмиконечный крест, то сначала потренируйтесь на бумаге. Напишите четырехконечный крест, а далее соблюдайте пропорции и дорисуйте недостающие перекладины. Также заготовить бумажки для записок можно дома.

Если Вы не будете знать, как правильно сделать или сомневаетесь, то спросите совета в свечной лавке. Вам всегда будут рады посоветовать и помочь.

Господь всегда с Вами!

Чем отличается проскомидия от обедни

Основным отличием проскомидии от обедни является обрядность и время поминовения. Во время проведения службы священник читает молитву и вынимает несколько частей из просфоры. А при проведении обряда обедни церковный служитель читает записки, а церковный хор в это время поет «Достойно есть». Оба обряда осуществляются гласно или тайно.

Что такое проскомидия в православии мы разобрали. Но перед ее проведением диакон и священник очень тщательно подготавливаются, что дает возможность провести священнодействие согласно всем православным правилам. Существует несколько наиболее важных и просто необходимых нюансов, соблюдать которые необходимо:

  • перед тем, как выйти к алтарю, обязательно читается молитва. Она же повторяется непосредственно перед алтарем;
  • священнослужитель для проведения священнодействия обязательно облачается в одежду, специально предназначенную именно для этого обряда;
  • служитель церкви проводит процедуру омовения рук, в процессе которой читает стихи из 25-го псалма.

Сама служба занимает небольшое количество времени. Диакон совместно со священником становятся непосредственно напротив жертвенника, на котором размещаются сосуды священные, наполненные звездицей, покровцем, потиром, копие и дискосом. Обряды с использованием священного хлеба осуществляются под чтение молитвенных стихов.

После прочтения молитвы служители церкви готовятся к литургии, которая является торжественной частью службы. Она должна также проходить по правилам определенного характера:

  • прославление всеми прихожанами и диаконом трапезы святой;
  • чтение нескольких молит, специально предназначенных для этого обряда;
  • просьба диакона у священнослужителя приступить к следующей части литургии.

Однозначно ответить на вопрос что лучше проскомидия о здравии или молебен сложно. Каждый церковный обряд по-своему индивидуален и полезен. Для того, чтобы определиться, какая именно вам необходима молится в сложившейся ситуации, рекомендуется обратиться за помощью к священнослужителям.

Господь всегда с Вами!

). В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм – дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву. Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога. В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо «Христос умер за грехи наши

» (). «Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира » (). Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечере Таинство Святого Причащения, принесение под видом бескровных даров – хлеба и вина, – Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии.

Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу. «Я вас избрал и поставил вас

, – говорит Спаситель Своим Апостолам, –чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам » (). Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право,и непременный долг прежде всего… «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (). Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним » ().

Проскомидия – что это?

Проскомидией

называют первую частьБожественной литургии (илиобедни ). Обедня – простонародное слово. Так на Руси именовали утреннюю церковную службу, которая заканчивалась до обеда.

На проскомидии священнослужители приготавливают хлеб и вино к таинству евхаристии ()

. Хлеб символизирует собой Плоть, а вино – Кровь Спасителя, пролитую за нас. Таинство совершается в память о Тайной Вечере, на которой Иисус Христос впервые провёл обряд причащения для своих учеников. Оно напоминает нам о том, что Спаситель ради нашего спасения оставил нам не только поучения и заветы, но и отдал всего себя. Причащаясь, мы соединяемся с Богом, получаем его благодать.

Также евхаристия символизирует единение всех христиан

. Не зря Иисус Христос, угощая учеников, отламывал куски от одного хлеба. При возникновении Церкви прихожане сами приносили на службу разные сорта хлеба, красное вино, а также масло, сахар и другие продукты. Лучшие из них использовались во время литургии, остальное съедались за общим обедом после её окончания. Так подчёркивалась общность всех, кто присутствовал в храме.

Именно поэтому в переводе с греческого «проскомидия» значит «приносить». Хлеб, используемый во время обряда, называют «просфора» — от греческого «дар».

Сегодня традиция приносить в храм необходимые для литургии продукты утрачена. Хлеб выпекают обычно жены священников или вдовы из числа прихожан. Требования к нему следующие:

Как пшеница даёт жизнь только после своей смерти, размолотая и превращённая в хлеб, так и Спаситель дал человечеству шанс на жизнь вечную, умерев на кресте.

Вино для проскомидии берут красное, изготовленное из винограда. Именно такое вино пил Иисус Христос, о чём упоминается в Библии. Начиная с XIX века, в храмах используют для этой цели кагор. В те времена вино этой марки было лучшим. Принято разбавлять его водой. Это напоминание о моменте, когда воин копьём пронзил ребро Спасителя, висевшего на кресте. Из раны потекли кровь и вода.

Во время проскомидии совершается поминовение как живых христиан, так и усопших. Традиция помнить о близких и молиться за них очень древняя. Чтобы священник зачитал имена близких вам людей в алтаре, можно заранее написать записки. Обычно их подают с вечера или ранним утром до начала литургии. В записках допустимо указывать только тех людей, кто был крещён при жизни. Также запрещается подавать записки с именами самоубийц.

В некоторых храмах существует деление записок на обычные

изаказные . Когда мы подаёмобычную записку , на проскомидии из просфоры вынимаются частицы по числу указанных имён, которые затем опускаются в вино. Это символизирует очищение поминаемых душ через кровь Спасителя.

Имена из заказных записок

дополнительно звучат во время ектений, священник произносит их перед алтарём. После литургии молитва о здравии живых продолжается во время молебна, поминовение мёртвых – во время панихиды.

Церковная молитва является очень сильной. Поэтому принято заказывать поминовение во время проскомидии тех людей, которые больны или нуждаются в поддержке Бога, наставлении на путь истинный. Под «здравием» в православии понимается не только физическое и психическое здоровье, но и благополучие человека, материальный достаток, духовные устремления.

В записках о здравии рекомендуется первыми писать имена Патриарха, Архипастыря, Преосвященного Архиерея, от которых зависит благополучие всей паствы. Затем указывается имя духовного отца, который наставляет человека. Следом идут имена родственников, близких людей. В конце записки можно вписать имена врагов, завистников, недоброжелателей. Молясь об их здравии, мы просим Бога привнести в душу наших врагов гармонию, примирить их с окружающими.

Записки об упокое

Поминовение усопших, которые оставили след в нашей душе, позволяет ощутить единение с ними. Православие учит, что смерти нет. Души людей вечные, и своей молитвой мы можем помочь ушедшим в их небесной жизни. Так же, как и они помогают нам оттуда.

Подавать записки об упокое следует регулярно, особенно в дни рождения и смерти покойного, в день крещения, на именины.

Существует несколько правил, которые помогут правильно написать церковную записку. Перечислим их:

Записки на проскомидию подаются отдельно от записок на молебен и панихиду.

Что это такое панихида и когда ее заказывать

Это один из вариантов богослужения. Многие священнослужители говорят о нем как о соединении утренней и погребения. Зачастую проводят ее на:

Для того, чтобы выполнить ее, стоит соблюсти некоторые правила и выполнить требования, прописанные в церковных канонах. Итак:

Когда заказывают панихиду? Делают это именно в те дни, которые наиболее важные для умершего.

Процессия на 9 день

Именно в этот день душа предстает перед Господом и задание родственников молится за то, чтобы Господь принял ее в свое Царствие

Читать священные тексты очень важно, ведь отойдя от тела, она мытарствует по всему миру и ищет себе новое пристанище. Панихида на 9 дней проходит в храме и все время ее прохождения родственникам необходимо поместить зажженные свечи в руки

Именно их огонь выражает искренние чувства и любовь к усопшему. Проводить подобный ритуал можно в нескольких святых местах.

Полтора месяца спустя

Следующим важным временным отрезком принято считать именно 1,5 месяца. После скитания по аду душа снова возносится к Господу и пребывает там аж до Страшного суда. Длительность такого скитания и решение будет полностью зависеть от земных дел, которые было совершены при жизни. Для прощения всех грехов и принятия его в свое Царство и заказывают панихиду на 40 дней. Она поможет донести быстрее слова и молитвы просящих. Но не стоит забывать о том, что молится можно и перед самим обрядом.

Годовщина

Это также немаловажная дата. Все в жизни циклично и есть мнение о том, что именно после этого отрезка времени наступает новая жизнь и все повторяется. В данный момент стоит посетить собор, но если нет такой возможности, то просто вспомните усопшего в своих мыслях и самостоятельно прочитайте прошение к Богу. В случае возможности посещения храма часто панихиду заказывают на годовщину. Повторять слова священных текстов можно вслед за священнослужителем. В момент, когда подойдете к кануну и будете ставить свечу, то прочитайте следующие слова. Их стоит произнести трижды и каждый раз стараться не только вникнуть, но и пропустить через себя.

Для чего вообще нужно подавать записки, где это делается и в каких случаях?

Все верующие прихожане посещают церковь, чтобы помолиться. Подавая свою записку, вы можете быть уверены, что священник прочтет ее во время соответствующей службы. При этом вы должны осознавать, что чтении записки священнослужителем имеем большую силу, чем ваша собственная молитва.

Конечно, дома можно и нужно молится о здравии своих родных, но ваши слова имеют меньшую силу в воззванию к Богу. Записки, написанные в церкви, зачитываются на службе, где перечисляются имена всех людей, которых вы туда вписали.

Где именно в церкви можно это сделать?

В разных церквях подача записок — поминовений может быть организована по-разному. В одних вы можете складывать их в специальный ящик, в других работники церкви собирают их самостоятельно и взимают за это плату, так же как и за свечи.

Образец заполнения и чистый бланк, если его у Вас вдруг не оказалось, Вы всегда можете попросить у бабушки, которая помогает служителям церкви и чаще всего заведует продажей свечей. В одну записку как правило вы можете внести от 1 до 10 имен. Если вам нужно указать больше человек, то возьмите еще чистых бланков.

В каких случаях нужно писать записки?

Собственно строгих правил не существует, однако порекомендовать можно следующее:

Если вы пришли в церковь, то нужно обязательно составить такую записку перед уходом оттуда

Пожелайте здравия живым и помяните покойных.
Перед крещением ребенка, перед днем рождения или именинами любого близкого человека, рекомендуется обязательно сходить в храм и написать записку «За здравие»
Особо важно сходить в церковь, если Ваш родственник сильно болеет, лежит в больнице или его ждет сложная операция.
Обязательно стоит написать записку, если ваш близкий человек совершает грешные поступки, такие как прелюбодейство, воровство, ложь, употребляет запрещенные вещества или является алкоголиком.
Подавать записки нужно на 9 и 40 день после похорон близкого человека;

Бланки и образцы для самостоятельного заполнения

Если вам нужен образец для самостоятельной распечатки вы можете скачать их по ссылкам ниже. В бланке расположены по 2 пары каждого вида бланков поминовений «О здравии» и «За упокой». О том как их правильно заполнить читайте далее в статье.

Записки в церковь бланк для заполнения скачать в формате MS Word скачать
Записки в церковь бланк для заполнения скачать в формате PDF скачать

Кого можно и за кого нельзя указывать?

Давайте разберемся с тем, кого можно и кого нельзя указывать в записке которую вы пишите в церкви или храме:

  • Людей с любыми грехами (кроме самоубийства) указывать можно и нужно. Православная церковь — это место, куда может прийти каждый. Она не отворачивается ни от одного греха. Если вы пьете, принимаете наркотики, изменяете своей жене, вы всегда можете, покается в своих грехах.
  • В записках нельзя указывать имена некрещеных людей. Записка за здравие представляет собой перечень имен именно крещеных людей, где вы перечисляете тех, за кого хотите помолиться.
  • Если человек покинул этот мир и не был крещен, то его так же нельзя вносить в список записки за упокой. Человек при жизни сам должен был избрать свой путь и веру. Указывая таких людей, вы противитесь их желаниям.
  • Не указываются в записках имена младенцев, которые не успели родиться, или почили в мир усопших, не успев принять крещение. Молится о них лучше в храме пред иконами, проговаривая их имена про себя. Это не означает, что им не будет места в другом мире. Считается, что такие дети еще не успели совершить грехов, поэтому они будут в раю.

Записка почтой или электронно?

Обращаем ваше внимание на то, что по-прежнему сохраняется возможность заказать требы почтовым переводом, указав в графе Кому

: «Федеральный клиент «Валаамский монастырь (пожертвования)»». Отправляя записку по почте, надо иметь в виду, что Валаам – это остров, и почтовые поступления приходят не ранее, чем через неделю, а в периоды ненастья – с еще большей задержкой.

Если раньше нужно было проделать достаточно длинный путь для того, чтобы попасть в монастырь самому, или же найти человека, собирающегося в паломническую поездку, и все это занимало не один день, то теперь процесс подачи записки занимает считанные минуты.

Теперь, благодаря тому что в монастыре разработан специальный модуль по приему пожертвований, требы могут исполняться намного раньше. Каждое имя аккуратно заносится в специальный список. Подробнее

Как правильно написать записку о упокоении

Сейчас практически в каждом храме есть листочки, на которых пишется записка. Кроме того, листочки распечатаны на компьютере, с надписью о том, какая это записка и нумерацией (максимально допустимое количество людей, которое можно написать).

Однако, необходимо знать, как правильно оформить записку. Образец того, как пишутся имена в записке о упокоении:

  1. Имена должны писаться в родительном падеже: Александра, Марии, Виктории и т.д.
  2. Если с момента смерти не прошло 40 дней, перед именем пишется слово «новопреставленного», то есть – умерший недавно. Например, новопреставленного Виктора.
  3. Перед именем усопшего, поминаемого в день его рождения, именин или в годовщину смерти, пишется слово «приснопоминаемого». К примеру, приснопоминаемой Маргариты.
  4. Подавая записку о упокоении ребенка, если он умер до 7-милетнего возраста, перед именем пишется «младенца». Дети в возрасте от 7 – ми до 14-ти лет именуются отроками. Например, младенца Дарьи, отроковицы Александры.
  5. Если поминается воин, то так и надо написать «воина». Воина Иоанна, например.
  6. Убитого человека поминают как «убиенного». Убиенного Игоря, к примеру.
  7. Поминая священнослужителя, необходимо указывать его сан: иерея Дмитрия, игумена Галактиона, диакона Анастасия, митрополита Никодима, архимандрита Трифона.
  8. Монашествующих поминают в зависимости от того, какую степень покойные имели при жизни. Обычные ли они были монахи или схимники. Если человек еще не был в постриге, а носил послушнические одежды, он именуется послушником. Того, кто принял иноческий постриг, поминают как инока или инокиню, в зависимости от пола.

Печать записок дома разрешена, но лучше написать их от руки.

Кому важно, что Зураб — грузин?

Не самое важное, но тоже цепляет. Пометки на записках

Я сам всегда писал, но теперь точно не понимаю, кому все это пишется. Например: «новопреставленного Алексия». Или «младенца Евграфа». Или «тяжкоболящего Тихона». Или «Валентина (мужчина)». Или «Зураба – грузина». Или к некоторым прибавляется «и сродников его».

Это для меня пишут, который читает? Чтобы я за новопреставленного помолился горячее, чем за просто усопшего? А за тяжкоболящего или за младенца – чем за просто болящего или за человека, которого написали без указаний? Как-то это нечестно что ли по отношению к тем, кого написали просто так, без комментариев.

Опять же, женщина Валентина. Или мужчина

Это очень важно, понимаю. Чтобы именно за того Валентина, который не Валентина…

Так же как и то, что Зураб грузин… Это кому важно? Мне, читающему несколько сотен слившихся воедино за сорок минут имен? Богу? А Он так не знает? Или к грузинам особая милость?

Ага, это, наверное, чтобы читающий не испугался нерусского имени, а раз грузин, значит православный. Ох, ты, я, оказывается, должен еще попутно переживать, всех ли мне тут написали православных, или подсунули ненароком пару протестантов, армян, католиков, атеистов или, вообще, буддистов. Знаете, как у нас обычно объясняют, почему неправославных нельзя писать? Если я вдруг имя неправославного в алтаре прочитаю, то я нарушу его свободную волю на то, чтобы не быть православным.

Ну и писали бы тогда подробно «Зураб – крещеный, в храм ходит, исповедуется, причащается, жене не изменяет, старается заповеди Божии исполнять».

Кого нужно и можно поми­нать в запис­ках^

В запис­ках, пода­ва­е­мых для поми­на­ния, пишут имена только тех, кто крещен в Пра­во­слав­ной Церкви.

Первая записка, пода­ва­е­мая нами, – «О здра­вии».

Поня­тие «здра­вие» вклю­чает не только здо­ро­вье, физи­че­ское состо­я­ние чело­века, но и его духов­ное состо­я­ние. И если мы молимся о здра­вии чело­века, кото­рый сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в даль­ней­шем пре­бы­вал в таком же состо­я­нии – нет, мы молим Бога, чтобы Он пере­ме­нил его наме­ре­ния и внут­рен­нюю неустро­ен­ность, сделал так, чтобы наш недоб­ро­же­ла­тель или даже враг стал пре­бы­вать в гар­мо­нии с Богом, с Цер­ко­вью, с окру­жа­ю­щими.

В эту записку сле­дует запи­сать всех хри­стиан, кому мы желаем здра­вия, спа­се­ния и бла­го­ден­ствия.

Слово Божие учит, что каж­дому необ­хо­димо молиться не только за себя, но и за других: «моли­тесь друг за друга» (Иак.5:16). На этой общей молитве друг за друга и стро­ится Цер­ковь.

В импе­ра­тор­ской России все молебны начи­на­лись с имени Госу­даря Импе­ра­тора, от «здра­вия» кото­рого зави­села судьба не только России, но и каждой семьи, каж­дого пра­во­слав­ного. Сейчас мы должны первым напи­сать имя нашего Пат­ри­арха, а за ним – епар­хи­аль­ного архи­ерея (мит­ро­по­лита, епи­скопа), забо­тя­ще­гося и при­но­ся­щего Гос­поду молитвы и жертвы за вру­чен­ную ему паству. Так посту­пают многие хри­сти­ане, так учит Свя­щен­ное Писа­ние: «прежде всего прошу совер­шать молитвы, про­ше­ния, моле­ния, бла­го­да­ре­ния за всех чело­ве­ков, за царей и за всех началь­ству­ю­щих, дабы про­во­дить нам жизнь тихую и без­мя­теж­ную во всяком бла­го­че­стии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спа­си­телю нашему Богу, Кото­рый хочет, чтобы все люди спас­лись и достигли позна­ния истины» (1Тим.2:1–4).

Затем пишется имя вашего духов­ного отца, свя­щен­ника, кото­рый вас настав­ляет, забо­тится о спа­се­нии вашей души, молит о вас Гос­пода: «Поми­найте настав­ни­ков ваших» (Евр.13:7).

Затем пишутся имена роди­те­лей, свое имя, имена членов своей семьи, близ­ких и родных. Каждый должен молиться о здра­вии и бла­го­по­лу­чии своей семьи: «Если же кто о своих и осо­бенно о домаш­них не печется, тот отрекся от веры и хуже невер­ного» (1Тим.5:8).

За своей семьей и род­ными впи­шите имена ваших бла­го­де­те­лей. Если они сде­лали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Гос­пода, чтобы не оста­ваться перед ними в долгу: «отда­вайте вся­кому долж­ное… Не оста­вай­тесь долж­ными никому ничем, кроме вза­им­ной любви; ибо любя­щий дру­гого испол­нил закон» (Рим. 13:7–8).

Нако­нец, если у вас есть недоб­ро­же­ла­тель, обид­чик, завист­ник или даже враг, впи­шите его имя для молит­вен­ного поми­но­ве­ния, по запо­веди Гос­пода: «любите врагов ваших, бла­го­слов­ляйте про­кли­на­ю­щих вас, бла­го­тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас и гоня­щих вас» (Мф. 5:44).

Молитва за врагов, за враж­ду­ю­щих – вели­кая сила для пре­кра­ще­ния вражды и водво­ре­ния мира. Сам Спа­си­тель молился за врагов. Известно мно­же­ство слу­чаев, когда один из враж­ду­ю­щих впи­сы­вал имя своего недоб­ро­же­ла­теля в записку о здра­вии рядом со своим именем – и вражда пре­кра­ща­лась, бывший враг ста­но­вился доб­ро­же­ла­те­лем.

Вторая записка, пода­ва­е­мая нами, – «О упо­ко­е­нии». В ней мы пишем имена усоп­ших срод­ни­ков, зна­ко­мых, учи­те­лей, бла­го­же­ла­те­лей, всех, кто нам дорог.

Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умер­ших – и не только за бли­жай­ших срод­ни­ков, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.

Умер­шие, хотя и отошли от нас, хотя и пре­бы­вают плотью в земле, а душой у Гос­пода, не исчезли, про­дол­жают жить неви­ди­мой для нас духов­ной жизнью пред очами Божи­ими, так как Сам Гос­подь гово­рит в Святом Еван­ге­лии: «Бог же не есть Бог мерт­вых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38).

Мы верим, что наши усоп­шие срод­ники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потом­ках.

Мы, живу­щие на земле, состав­ляем с отшед­шими от нас одну Цер­ковь, одно тело, име­ю­щее Одну Главу – Гос­пода Иисуса Христа. «Живем ли – для Гос­пода живем; уми­раем ли – для Гос­пода уми­раем: и потому, живем ли или уми­раем, – всегда Гос­подни. Ибо Хри­стос для того и умер, и вос­крес, и ожил, чтобы вла­ды­че­ство­вать и над мерт­выми и над живыми» (Рим.14:8–9).

Един­ство и обще­ние наше с умер­шими осо­бенно чув­ству­ется во время усерд­ной молитвы за них. Она про­из­во­дит на душу моля­ще­гося чрез­вы­чайно глу­бо­кое дей­ствие и впе­чат­ле­ние, дока­зы­вая дей­стви­тель­ное обще­ние души моля­ще­гося с душами тех, за кого воз­но­сится молитва.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector