Когда и как правильно поминать усопших людей после смерти

Содержание:

Как в храме поминать усопших?

В храме поминаются все те умершие, кто сочетал себя с Христовой Церковью в Таинстве Крещения. Даже если человек по каким-то причинам не ходил в храм в течение жизни, но крещен был, его можно и нужно поминать. Вы можете перед Божественной Литургией подать записочку «на проскомидию». Проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения — преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. На ней не только приготавливаются будущее Тело Христово (Агнец — большая просфора) и будущая Кровь Христова для Таинства (вино), но и читается молитва за христиан — живых или умерших. За Матерь Божию, святых и нас, простых верующих, вынимаются частички из просфорок

Обратите внимание, когда вам дают маленькую просфорку после Причастия — из нее как будто «кто-то выковырял кусочек». Это священник вынимает частицы из просфор за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию»

В конце Литургии кусочки хлеба, символизирующие души живых или умерших христиан, погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник в эту минуту читает молитву «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».

Также в храмах проходят специальные поминальные службы — панихиды.

 Можно подать отдельно записку на панихиду

Но важно не только подать записку, но и постараться лично присутствовать на службе, где она будет читаться. О времени этой службы можно узнать у служителей храма, которым подается записка

На Радоницу надо положить на могилу освященное пасхальное яйцо, да?

Нет. Ничего общего с христианством не имеют представления о том, что пасхальное яйцо способно как-то помочь душам умерших или исцелить живых от болезней, хотя в Интернете можно найти массу таких поверий, горе-советов похристосоваться с покойником через фото на могиле и прочих неполезных росказней.

Подобные магические обряды, несомненно, являются грехом. Христиане верят в Бога как Личность, всеблагого и любящего, а значит и отношения с этой Личностью должны быть открытые и основываться на вере и доверии, а не на механическом совершении того или иного «обряда»: «задабривание», подношение еды и т.п. – отражают языческое, на современный лад, представление о Боге.

Как правильно поминать усопшего в его годину родственникам?

Верующие люди обычно помнят день преставления своих усопших родственников и каждый год стараются помянуть их — сколько бы лет не прошло. Такие дни называются годинами . Что желательно сделать в годину правильно помянув усопшего?

Что вспомнили — уже хорошо

На самом деле когда провожают усопшего в последний путь при этом звучат слова: «Вечная память». Конечно, вечна в конечном итоге она будет только у Бога. Но порой и близкие родственники забывают о године. Так что поминовение усопших начинается с воспоминания о них — это не зря, слова связаны не только тем что они однокоренные, но и по смыслу. Итак, не стоит забывать о годинах наших близких усопших родных — кто еще вспомнит.

Желательно сходить в церковь в этот день или накануне

В храме мы молимся о упокоении усопшего. В этот день молитва за его душу особенно значительна. Если не получается придти именно в этот день (дела, работа) то можно сделать это накануне, или же на следующий день. В храме также можно помолиться и на панихиде (специальная заупокойная служба) подать записочку, поставить свечку о упокоении. В этом случае свечку ставят на канун — специальный квадратный подсвечник с Распятием и (или) у Распятия. Там, как правило, и служатся панихида в церкви.

Посещение кладбища

Конечно, не всегда удается придти на кладбище именно в годину. Что же — греха в этом не будет. Можно придти после или загодя. Опять же все зависит от нашего времени и дальности кладбища. Кроме того, зимой, например, не на всякое кладбище попадешь, не ко всякой могилке. В общем главное содержание, а не форма, поэтому можно придти и после. Главное, повторяем, правильно вести себя на кладбище — прибраться на могилке, помолиться. А вот оставлять пищу и выпивать священнослужители на кладбище не рекомендуют.

Добрые дела, милостыня, поминальный обед

Поминальный обед обычно устраивается лишь через год. Поэтому каждую годину его можно и не делать. А вот раздать конфеты можно — близким коллегам по работе с просьбой помянуть усопшего. Можно сделать какое-нибудь доброе дело во имя усопшего в этот день, помочь кому-то. Особенно хороша милостыня. Вдвойне хорошо когда мы подадим эти конфеты бедным людям, поможем во имя усопшего может и материально обездоленным.

Напоследок отметим, что многие из этих действий можно делать и круглый год, поминая усопших. Но годину забывать не стоит, ведь они будут в этот день особенно значимы!

Источник

№ 10. Ходить на Пасху и на Светлой седмице на кладбище —грех?

На Пасху надо идти в храм: Пасха — это время празднования победы над смертью!

Одно дело, когда в деревнях и в маленьких поселках сохранилась традиция после ночной Пасхальной службы вместе со священником отправляться на близлежащее кладбище с пением «Христос Воскресе из мертвых!», с кроплением могил святой водой. В этой традиции мы видим желание людей, которые только что побывали на воскресной пасхальной службе, поделиться этой радостью с усопшими — условно, конечно, но все равно это происходит от некоторой переполненности радостью! А другое дело, когда человек просто-напросто променял пасхальную службу на поход на кладбище… Конечно, это глубоко неверно! Как пишет святитель Григорий Богослов: «Пасха по сравнению с остальными праздниками — как солнце по сравнению со звездами», — то есть это величайший праздник, ни с чем не сравнимый, а люди вместо того, чтоб праздновать его, идут на кладбище… Что же для них важнее: воскресший Христос или покойники?

Так что советская традиция ездить на могилы родных на Пасху —ошибочная. В советских семьях вообще складывалось немало разных традиций, часто вполне ошибочных, с ними надо бороться.

Самый лучший вариант для посещения кладбищ — это, конечно, Радоница, вторник второй седмицы после Пасхи, специально установленный день для особого поминовения усопших. Но на кладбище можно съездить и заранее, перед Пасхой, многие люди так и делают, наводят на могиле родных порядок после зимы, стараются к празднику там убраться, если получается. Можно съездить туда в следующее воскресенье после Пасхи, если другого времени нет, если человек работает и знает, что на Радоницу никак не вырвется с работы. Это лучше, чем стремиться попасть к могилам родных именно в день Пасхи!

Какие молитвы читать до 40 дней после смерти

Чин литии (усердной молитвы), совершаемой мирянином дома и на кладбище

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоище Твоем, Господи, идеже вей святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Кондак, глас 8:
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:
Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.
Вечная память (трижды).
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Значит, если человек умер накануне Пасхи, его неделю нельзя отпеть?

Нет, можно.

Казалось бы, действительно – неужели нужно изображать радость только потому, что радуются все христиане, тогда как у нас личное горе? Разве горе может подождать?

На Светлую неделю погребают и совершают отпевание, но – особым чином, который разительно отличается от обычного отпевания. Таинство начинается с пения Пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ / и сущим во гробех живот даровав». Также поются стихиры Пасхи, пасхальный канон, обычное «Господи, помилуй» на ектенье – поется праздничным распевом, звучит пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» и т.д. Такой особый чин отпевания – радостный – совершается на Светлой седмице, как сказано в Требнике, «величия ради и чести светлого праздника Воскресения: веселия бо и радости, а не сетования есть праздник».

На Светлой седмице, к примеру, отпевали в 1993 году в Оптиной пустыни убитых на Пасху монахов – иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима. Вот как об этом вспоминает Нина Павлова, автор книги об убиенных оптинских монахах «Пасха Красная»:

Поминальные традиции

В православии принято поминать усопших, был такой обряд и у древних славян. Совершается он в сам день похорон, затем спустя 9, 40 дней. В годовщину смерти тоже принято собираться за особой трапезой. Как помянуть усопшего, если он был христианином? Самое главное — конечно, молитва. Также необходимо воздержаться от обильных возлияний, а лучше вообще от спиртного. Ни в коем случае торжественные поминки не должны превратиться в буйное веселье. Это весьма далеко от христианских традиций.

Помимо частной молитвы, на годовщину смерти в церкви заказывают:

особое поминание во время Литургии — утреннее богослужение, во время которого из освященного хлеба вынимают частички за усопших. Принято заказывать так называемый «сорокоуст» — поминать будут на сорока службах;

панихиду — служится обычно по субботам, но можно договориться со священником на другой день. Можно приходить на панихиду еженедельно, но годовщина — особо важный день;

лития — еще один вид заупокойной службы, она несколько короче панихиды. Служится в любое время, для ее совершения можно привезти священника на кладбище.

Обязательно на любом этом поминовении должны молиться сами члены семьи, друзья покойного. Ведь батюшка не может вложить те чувства и эмоции, которые испытывают близкие. Он выступает как исполнитель обряда. Конечно, его молитва имеет силу, но нельзя вся передоверять другим. Ведь речь идет о посмертной участи родного человека.

В церковных лавках продаются специальные книжечки, куда можно вписать всех, кого необходимо поминать. Эту книжку можно брать в храм, чтобы при подаче записок никого не забыть. Когда дьякон или священник будут читать записки, обязательно самим молиться.

Что заказывают в церкви?

Так как есть обычай ходить в храм, то стоит знать о том, что заказать в церкви на годовщину смерти. Для подачи записки на вспоминание во время Божественной литургии, необходимо выполнить следующее:

  • придите рано утром перед службой;
  • напишите записку с прошением про обедню;
  • передайте ее в свечной лавке;
  • укажите полное имя усопшего.

После службы вернитесь домой с просфорой и скушайте ее в память об умершем. Другие подают записку на сорокоуст и помещают свечу за прощение грехов. Если поминки по каким-то причинам не выходит провести в определенный день , то обедню можно заказать через неделю.

Как поминают на 9 дней? Как поминают на 40 дней? Как поминать наполгода? Как поминать на год?

Девятый и сороковой дни со дня смерти — особые вехи на пути от жизни земной в жизнь вечную. Этот переход происходит не сразу, а постепенно. В этот период (до сорокового дня) умерший человек дает ответ перед Господом. Этот момент чрезвычайно важен для усопшего, он сродни родам, появлению на свет маленького человечка. Поэтому в этот период почившему требуется наша помощь. Молитвой, добрыми делами, изменением себя в лучшую сторону в честь и память близкого нам. Полгода — такого церковного поминовения не существует. Но не будет ничего плохого, если вы помяните и на полгода, например, прийдя в храм помолиться.

Годовщина — это день памяти, когда мы — те, кто любил человека, — собираемся все вместе. Господь завещал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18 20). И совместное поминовение, когда мы читаем молитву о родственниках и друзьях, которые уже не с нами, — это яркое, звучное свидетельство перед Господом о том, что умершие не забыты, что их любят.

Как завести помянник

Уже в древней Церкви поминовение производилось по так называемым диптихам, которые представляли собой две соединенные таблички (сперва их покрывали с внутренней стороны воском, надписи делали особым прутиком-стилем, а затем стали делать из пергамента или бумаги). На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой — усопших. Поминовение по диптихам (помянникам) считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни — сперва епископы, затем священники, а затем миряне. Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья.

Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней — и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи (так называемые синодики), и частные, домашние помянники. Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане. Простейший помянник — это записка, которая пишется перед каждой службой.

С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб — Литургии. Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся.

Купить помянник можно в храме. Как и древний диптих, он состоит из двух частей — перечня имен живых и перечня имен усопших. Помянник удобен не только в церковной молитве (он подается вместо записки), но и в домашней — здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты. В помянники записываются имена всех живых и усопших — и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой.

В некоторых семьях в помянники вносятся имена почитаемых подвижников благочестия, еще не канонизованных Церковью.

Что можно приносить в церковьв память об усопших

Жертва на церковь — это не только деньги. Древние христиане приносили на могилы умерших хлебы и вино. Это делалось не для того, чтобы умилостивить Бога или насытить души усопших, как злословили язычники, — хлеб и вино предназначались церковнослужителям и нищим, которых призывали молиться за усопших.

Этот благочестивый обычай дошел до наших времен. На поминальные столы, которые стоят возле канунов, приносят кутию, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор. То, что принесено в храм, надо оставить на столе: вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва (для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего). Во время постов не следует приносить скоромное. Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.

Православные поминки

Они проводятся четырежды. Это несёт в себе смысл, идущий из Библии.

Приняв мученическую смерть на Голгофе, Христос воскрес на третий день. Потому душа упокоившегося призывается на небеса для того, чтобы предстать перед Богом, именно спустя такой промежуток времени. Затем ангелы показывают райские кущи, давая отдохновение от земных мытарств.

На девятый во второй раз поклоняется Богу пред его ликом и отправляется в ад – увидеть муки грешников.

На сороковой вновь возносится к Всевышнему, когда и решается, что ждёт усопшего

Каждый этап – большое испытание, и потому так важно поддержать близкого, пребывающего в мире ином.

Годовщину родственники отмечают в узком кругу, где вспоминают об ушедшем хорошее и прощают его.

Как проводить?

После похорон совершается совместная трапеза для поминания покойного. Обычно её организуют в доме умершего или в другом заказанном помещении. Слова и мысли при этом – только светлые и добрые, ведь смерть – естественный финал жизненного пути.

Традиционно на стол, который не должен быть изобильным, первой подают кутью. Сваренная из пшена, риса и кукурузы каша с добавлением мёда и сухофруктов (изюма, кураги, чернослива, фиников) – непременное и символичное блюдо. Зёрна – воскрешение, сласти – воплощение райского блаженства. Её съедают по несколько ложек все присутствующие.

Затем приносят жидкое – борщ, щи, суп, лапшу. На второе – каша, картошка с мясом, голубцы. Также можно готовить рыбу, студень, винегреты и салаты, горячие пироги.

Завершается обед блинчиками, в некоторых случаях – оладьями. Из спиртного предлагают небольшое количество вина либо водки. Для утоления жажды обычно варят компот (часто из сухофруктов). Остатки обеда раздают.

Отпевание – да или нет?

Если усопший – верующий и крещёный, в дни поминовения следует заказать панихиду. А когда в церкви слушается литургия, необходимо на ней присутствовать. Надо освятить кутью, а при невозможности – окропить на столе. Начинать и заканчивать христианскую трапезу полагается всеобщей молитвой. Для чтения приглашается священнослужитель либо кто-то из родственников.

Завтрак

На следующий день после похорон родственники с утра посещают кладбище. Они прибирают место упокоения. Считается, что дух усопшего приходит сюда для встречи с ними. Пища для этого ритуала подбирается по особому меню, в которое входят исключительно натуральные и природные продукты:

  • бутерброды;
  • мясные, овощные нарезки;
  • сало;
  • варёные яйца;
  • колбаса;
  • конфеты и печенье;
  • булочки, пряники;
  • обязательно вода в стаканчике.

Родные располагаются у могилы, говорят о добрых поступках, совершённых при жизни их близким. Они предлагают знакомым и прохожим отведать принесённое, причём сами не кушают. Для них это священная еда. Оставшееся угощение раздают нищим и нуждающимся с просьбой помянуть покойного.

9 дней

Человек уже лежит в земле, а душа ещё странствует. Девятка – число сакральное. Смысл в том, что умерший пока не определён в своём пути: молитвы родственников помогут усопшему, поддержат его, дадут грешнику возможность раскаяться. Живым надо просить Господа присоединить его к сонму ангелов, тогда он станет для кого-то хранителем.

На обед не принято приглашать, родные и любящие приходят сами. Нужно заранее предупредить, где и в какое время пройдёт мероприятие. Блюда к столу готовят разные, но обязательно наличие кутьи.

40 дней

Душа покидает навсегда землю и перемещается в место ожидания вечности до Страшного суда. И чем больше людей помянёт добрым словом, тем лучше ей там будет. Для этого за столом собираются родственники, близкие и друзья. На сороковины обычно приходит много народа, с усопшим могут проститься все желающие.

Отправляясь на кладбище, рекомендуется не забывать о цветах. Причём чётное количество означает единство жизни и смерти. Возложение их на могилу – лучший способ выразить уважение. Затем в тихой, умиротворённой обстановке зажечь свечи, поговорить о покойном, вспомнить нечто, близкое именно вам, помолится за вечную душу.

Что собой представляет православная поминальная панихида в церкви

После смерти человек уже не может сам вымаливать прощения у Бога, поэтому за него это делают друзья и родные. Панихидой называют заупокойную службу, во время которой просят у Господа Бога прощения всех грехов.

Молитвы лучше читать в храме, где царит соответствующая обстановка:

  1. Разрешено также приглашать священника на кладбище во время и после похорон.
  2. Служба может проводиться и в доме родственников.

Значение панихиды для души покойного огромно. В православии считается, что подобный обряд помогает перейти душе из одного мира в другой. В ожидании своей участи душа, согласно церковным поверьям, проходит мытарства за все содеянные при жизни грехи. Молитвы за упокой помогают облегчить этот путь. Чем больше молитвенных слов обращено к Богу, тем больше греховных дел будет им прощено.

Кроме отдельных панихид, в храмах проводят и общие, которые называют Вселенскими. В эти традиционные церковные дни вспоминают всех усопших людей:

  1. Вспоминать умерших принято на Троицкую субботу, которая приходится на 50-й день после Воскресения. Прихожане и священники молятся за спасение душ всех умерших.
  2. Мясопустная суббота приходится на предпоследний день Масленичной недели, перед Великим постом. В ходе службы упоминается о Страшном Суде, с которым предстоит столкнуться всем живущим на земле. Благодаря панихиде облегчается участь всех покинувших этот мир.
  3. Вспоминают всех усопших и молятся за них в Димитровскую субботу.
  4. Радоница. Этот праздник называют по-другому Пасхой для умерших людей.
  5. Перед Покровой.

№ 7. Как поминать усопших вне храма: обязательно ли читать Псалтирь или можно молиться своими словами?

Молитва всегда очень индивидуальна. Несмотря на то, что есть общее правило, человек по договоренности со священником или по собственному разумению, если священника рядом нет, по собственным силам, по совести, может читать те молитвы, которые считает для себя целесообразными.

Молитвы об усопших есть в любом молитвослове, их можно читать и в церкви, и дома. И, конечно, никто не запрещает молиться своими словами. Традиционно в первые 40 дней читают Псалтирь по усопшему, и есть определенные правила чтения Псалтири — по одной кафизме каждый день, но в то же время человек этими правилами не ограничен! Он спокойно может читать Псалтирь и в другое время, и в том объеме, на который у него есть силы, на церковнославянском языке или на русском — как ему удобно.

Почему читается Псалтирь? Другие книги Ветхого Завета в основном —исторические, где идет повествование, учительные, где записана мудрость житейская, или пророческие, в которых идет разговор о грядущем, напоминание о Суде Божьем и так далее. А Псалтирь — книга молитв, постоянное обращение к Богу в надежде, в вере, в доверии к Нему, в просьбе о спасении. Поэтому, конечно, это самое лучшее чтение и для живого, и для умершего. И, мне кажется, не нужно разделять, читаем ли мы Псалтирь от лица усопшего или от своего лица, даже хотя бы в силу того, что мы, как члены Церкви, едины, и поэтому мы молимся не столько об усопшем, сколько вместе с усопшим.

Церковное поминовение

Согласно вере Церкви, душа, отделившись от тела, в течение 40 дней проходит мытарства – особые испытания, проверку своей земной жизни. От того, как душа сдаст свой посмертный «экзамен», зависит ее участь и местопребывание до Второго пришествия Христова и Страшного суда.

Душа усопшего человека, при разделении со своим телом при смерти, сохраняет разум и волю, может о чем-то сожалеть, раскаяться, но уже не может ничего изменить в своей загробной участи, не может действовать, потому что разлучена с телом. Каким человек умирает, таким и предстает перед Богом. Но близкие способны своими молитвами, соединенными с молитвами всей Церкви, помочь своему усопшему. И в первую очередь – пройти испытания в эти первые 40 дней.

Об умершем человеке в первый же день читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». Он есть в молитвослове, можно найти текст в интернете.

Раньше, когда не было принято забирать тело умершего в морг, оно находилось дома, над ним читали Псалтирь, а приглашенный священник совершал литию. Смысл этого поминовения был в том, что об умершем шла постоянная молитва.

Сегодня, когда до похорон тело усопшего, как правило, находится в морге, можно читать о нем Псалтирь дома, а также заказать чтение Псалтыря в монастыре.

Важно сразу после смерти человека, до отпевания и погребения, заказать в храме или монастыре Сорокоуст

– в этом случае покойного будут поминать за Божественной литургией в течение 40 дней (когда душа будет проходить мытарства). Надо только уточнить, каждый ли день в храме служится литургия, и если не каждый, найти такой, где Литургия совершается ежедневно — как правило, это крупные городские приходы или же любые монастыри.

А это правда, что алкоголь запрещен Церковью на поминках?

Какого-то официального запрета на употребление алкоголя на поминках в Церкви нет. Но надо понимать, что на поминальную трапезу нередко собираются люди широкого круга, дальние родственники, и мы часто сами не знаем, во что выльется лишняя рюмка – в какие «откровения» об усопшем, в какие разборки, а бывает, и богохульства.

Вообще издревле поминки были не только способом собраться в семейном кругу, чтобы вспомнить умершего, вместе оплакать его и поддержать друг друга. Был обычай устраивать пир для нищих, малоимущих. Писатель Иван Шмелев в книге «Лето Господне» так рассказывает о поминках в дореволюционной России:

То есть акт милосердия – накормить нищих – совершался в память об усопшем и как бы от его лица, чтоб люди поминали его добрым словом и молились об упокоении его души.

Сохранился обычай готовить кутью (коливо) на поминки и в особые дни поминовения усопших (в том числе на 40-й день после смерти, в годовщину смерти). Иногда эту кутью после богослужения раздают людям в храме. Иногда можно встретить обычай раздавать и другое угощение, например, конфеты, в кругу прихода с просьбой молиться об усопшем родственнике.

А гадать на кутье – грех, причем тяжкий грех, впрочем, как и любое гадание.

Развенчание популярных мифов

Как известно, «не бывает атеистов в окопах под огнем». Не бывает их и на кладбище. Соприкоснувшись с таинством смерти, люди, не имея верных христианских представлений о сути происходящего, зачастую цепляются за языческие суеверия и предрассудки. Вот некоторые из них.

Водка на могиле и на поминках

По языческим верованиям, водка – вода потустороннего мира. Но христиане знают, что усопший не нуждается в пище и в питье. Нет смысла лить водку на могилу, оставлять там стопку. Не больше смысла имеет стакан водки у фотографии умершего.

«Да будет тебе земля пухом»

Такие слова часто произносятся на поминках. Это неправильно. Душа человека, сохранив личность, оставляет тело и не остается в могиле. Впрочем, христиане считают, что под землей находится ад, куда попадают души грешников. Вряд ли такое «благопожелание» приятно усопшему.

Вещи с кладбища

Многие придерживаются обычая не брать домой никакие вещи с кладбища, чтобы не накликать новую смерть. Этот обычай никак не связан с христианством.

Неподобающее поведение на поминках

Считается, что человек, неподобающе ведущий себя на поминках, смеющийся, оскорбляющий усопшего, непременно будет наказан болезнью, неудачей, внезапной смертью. Пожалуй, это единственный миф, имеющий основания: оскорбление памяти усопшего в любой форме – тяжелый грех, который обязательно отразится на жизни легкомысленного человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector