Хаммурапи великий царь. свод законов древневавилонского царства
Содержание:
- Законы Хаммурапи : краткое содержание
- Самое главное — благополучие больных
- Законы Хаммурапи: общая характеристика
- Тот, кто восстанавливает здоровье
- Бедный конец последнего фараона
- Открытие Кодекса
- СВОД ЗАКОНОВ ЦАРЯ Хаммурапи
- Коронавирус в Северной Корее. Жители не знают о вакцине?
- Виды наказаний по праву Вавилона
- Основные законы Хаммурапи
- Общая характеристика законов Хаммурапи
- Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи»
- Когда была принята клятва?
Законы Хаммурапи : краткое содержание
Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время, социально общество делилось на:
- Полноправные жители – авилум.
- Неполноправные жители – мушкенум.
У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители — это низший слой, у которого была только часть прав.
Законы Хаммурапи о рабах определяли группу людей – вардум. Это были рабы, которые вообще не имели прав и они были для своего хозяина только лишь имуществом. Интересно то, что если рабу наносили телесные повреждения, то это не было покушением на здоровье или жизнь, а объявлялось как порча имущества. Если законы Хаммурапи читать внимательно, то становится ясно, что раб — движимое имущество.
Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак, кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук.
Не менее интересны законы о взыскании долга с должника. До принятия законов, должник попадал в пожизненное рабство к кредитору. Поэтому законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью недопущения произвола кредитора в отношении должника и его семьи.
После принятия законов должник или любой из членов его семьи становился рабом на три года. При этом кредитор не имел право отчуждать его имущество. Закон запрещал ему наносить телесные повреждения должнику или члену его семьи. А если он совершил действия, повлекшие смерть должника или кого-либо из его семьи, то кто-либо из семьи кредитора также лишался жизни.
Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог. Воины владели землей, имуществом, рабами на правах аренды. Но они имели права наследования. Поэтому имущество передавалось по наследству, также как и сын, после отца продолжал нести военную службу.Воины были в особом почете. И если воин попадал в плен, то, по закону, его обязательно должны выкупить. Если не было нужной суммы, то деньги давал или поселковый храм или они были выделены из казны.
Не менее интересны законы Хаммурапи касательно семейного права. Здесь господствовало патриархальное устройство семьи. Но права у женщины, все же, были, хоть и частично. Мужа для дочери выбирал отец, который и заключал договор с женихом (подобие брачного контракта). Но за женой закреплялось право распоряжения своим приданым (которое наследовали ее дети).
В случае измены женщину жестоко наказывали. Но если виноват муж, то жена могла потребовать у него развод, при этом она забирала свое приданное. Отец не мог без очень веской причины лишить сына наследства. Свои права сын мог защитить в суде. После смерти отца его имущество делилось между его детьми, и их пол не играл никакой роли. Но, тем не менее, если отец семейства попадал в долговое рабство, то он мог на три года отдать вместо себя любого члена своей семьи. Допускалось многоженство, если жена не могла родить ребенка. Также можно было усыновлять детей от рабыни. После смерти хозяина, рабыня-наложница становилась свободной.
Предыстория
В III тыс. до н.э. в Двуречье (Месопотамии) возникают первые города-государства (см. урок «Древнее Двуречье»). В начале II тыс. до н.э. государства Двуречья вели друг с другом изнурительные войны. В результате этих войн наиболее сильным и могущественным царством становится Вавилон (от шумер. «врата бога»). Расцвет Вавилонского царства приходится на период правления царя Хаммурапи в XVIII в. до н.э.
Самое главное — благополучие больных
Пункт 3 предписывает обращаться с больными в соответствии с лучшими намерениями и возможностями, а пункт 7 соответствует этому, что снова говорит об основном условии медицинской деятельности, а именно об исключительном благополучии больного.
Кроме этой группы приказов, есть запреты. Они расположены в тексте, наиболее близком к центральному обязательству. Первый (4) — запрет на введение яда; это относится как к эвтаназии, так и к прерыванию беременности, поскольку в обоих случаях действие препарата фатально.
Он сопровождается запретом на удаление мочевого камня (6), что обычно означает, что хирургические процедуры с вмешательством в полости тела запрещены. В условиях того времени такие процедуры слишком часто заканчивались смертью пациента.
Законы Хаммурапи: общая характеристика
В 1901-1902 годах экспедицией, под руководством француза Жака де Моргана, был найден каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи . Это базальтовый обелиск. Его обнаружили в древнем городе Сузы (сейчас территория Ирана). Перевез его в Сузы, скорее всего, Эламский царь, после захвата Вавилона.
На базальтовом обелиске, вверху, изображен Хаммурапи, который стоит в почтительной позе рядом с богом солнца Шамашем, который, почитался как покровитель судопроизводства. Под изображением написаны законы Хаммурапи, текст их написан в клинописной форме.
На столбе затерты 35 статей, скорее всего они были затерты после захвата. Сколько статей насчитывалось в судебнике Хаммурапи , с помощью этого артефакта, было бы тяжело определить, но текст утерянных статей удалось восстановить, благодаря другим письменным источникам, дошедших до наших дней. После изучения текстов, из дошедших до нас из древних библиотек, историки определились, сколько статей в судебнике Хаммурапи было изначально. Текст судебника Хаммурапи , разделен на три части.
В первой вводной части текста доносится до нас то, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым. Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов. Вторая часть – это статьи, в судебнике Хаммурапи насчитывалось 282 статьи. Законы царя Хаммурапи, краткое содержание по разделам:
- Здесь установлено наказание за серьезные правонарушения: лжесвидетельство, чародейство или волшебство, изменение уже вынесенных судебных решений. Наказанием была смертельная казнь, а судья платил огромный штраф и лишался должности (1-5 пункты).
- Охрана личной собственности царя, приближенных к царю, и храмов, установление ответственности при захвате чужой собственности, за кражу полагалась смерть (6-25 пункты).
- О вынесении смертельного приговора для воина, если он послал в поход вместо себя наемника. Проблема в том, что воин за несение военной службы получал надел земли (26-41 пункты).
- Об ответственности при использовании чужой земли или поля, в наказание полагались огромные штрафы и суровое наказание (42-88 пункты).
- Описание проведения торговых и коммерческих операций (89-126 пункты).
- Семейное право (127-195 пункты).
- Описание ответственности за нанесение умышленных и неумышленных телесных повреждений (196-214 пункты).
- Как правильно совершать операции со всяким движимым имуществом, сюда же включался и наем (215-282 пункта).
В третьей части перечисляются все виды проклятий. Они непременно должны настигнуть человека, всю его семью и потомков, если он не пожелает жить по этим законам и строго соблюдать их. Идет перечень и описание всех вавилонских богов, которые также наложат всевозможные проклятия на человека и весь его род.
Публикация древнего документа и его переводы
В конце XIX века начались раскопки французских археологов на территории Персии. Главным на этих раскопках был назначен известный египтолог по имени Жак де Морган. Он проводил раскопки на месте, где в эпоху Древней Месопотамии лежал город под названием Элам. В 1901 году было сделано великое открытие – найдет столб (точнее один из его обломков), сделанный из черного камня. Совсем скоро были найдены еще два обломка столба. Сложив все его части, археологи увидели перед собой стелу с текстом. Для исследования этого памятника, его отправили в Лувр. В 1902 году удалось расшифровать название стелы – «Кодекс законов царя Вавилона – Хаммурапи». В конце 1902 года текст кодекса уже был переведен на множество европейских языков. В 1904 году появилось два русских перевода «Кодекса Хаммурапи». Открытие этого документа было великим открытием, ведь тогда наиболее древними сводами законов считались римские и даже более поздние документы. Но теперь был найден документ, которому около 4 тыс. лет. Проанализировав документ, некоторые ученые пришли к выводу, что он является предшественников другого свода законов – «Законов Моисея». Также данное открытие подтверждает тот факт, что некоторые предписания Библии попросту были скопированы с более ранних документов
Законы Хаммурапи повели много интересной и важной информации о экономике, праве, строении древнего общества Месопотамии. Многие историки называют Законы Хаммурапи не только один из важнейших документов Древнего Востоке, но и мировой истории в целом
Тот, кто восстанавливает здоровье
Таким образом было гарантировано, что медицинская процедура не будет связана с угрозой для жизни. В средние века мы снова сталкиваемся с тем же запретом в отношении проведения хирургических процедур духовенством.
В результате врач всегда рассматривается как тот, кто восстанавливает здоровье или, по крайней мере, облегчает страдания, и никогда как тот, чья деятельность может быть фатальной. Проблема очень актуальна в наше время.
Византийский текст клятвы Гиппократа XII века
Как видите, этот короткий текст содержит не только прекрасное содержание, но и выражен в очень сложной риторической форме.
Клятва по имени Гиппократ была принята христианством, не считаясь, конечно, с призывом к языческим богам. Это принятие иллюстрируется его текстом, записанным в одной из византийских рукописей в виде креста
Бедный конец последнего фараона
Следуя этой линии рассуждений, следует сказать, что сам Цезарь, скорее всего, был убежден, что ему наконец удалось произвести на свет наследника мужского пола. Этого не отрицают и самые древние источники, но следует учитывать, что они были написаны спустя много лет после смерти диктатора.
С другой стороны, знаменитый сплетник Светоний в своей « Жизни Цезаря» предположил, что «после смерти Цезаря его давний доверенный помощник Гай Оппий написал книгу, в которой отверг эти утверждения».
Рельеф на стене храма в Дендере с изображением Клеопатры и Цезариона
Сегодня, как подчеркивает Голдсуорси, невозможно однозначно решить, есть ли у римского диктатора сын от Клеопатры. Сам Цезарион кончил плачевно.
В 44 г. до н.э. он стал фараоном как Птолемей XV, но его мать осуществляла власть от его имени. Считается, что сначала царица приказала убить своего сводного брата и мужа Птолемея XIV.
После поражения Клеопатры и ее нового возлюбленного Марка Антония в войне с Октавианом Цезарион попал в руки победителя. Он был убит в конце августа 30 г. до н. Э. Египет стал одной из многочисленных римских провинций. Таким образом, Птолемей XV вошел в историю как последний фараон.
Открытие Кодекса
Первая находка датирована 1853 годом. Это была найденная английским исследователем Остином Лейардом глиняная табличка с именем царя. В дальнейшем ученым, которые занимались археологическими раскопками в Месопотамии, таблички с именем царя Хаммурапи стали попадаться все чаще. Согласно множеству найденных источников, царь Вавилона вел активную хозяйственную деятельность в стране, он издавал указы о строительстве новых храмов, об организации ирригационных работ на плодородных землях. Также осуществлял правовую деятельность, в частности вел борьбу со взяточниками и казнокрадами и прочими недобросовестными чиновниками. На основании данных мероприятий исследователи сделали предположение, что в Вавилоне существовала некая законодательная база, на которую и опирался Хаммурапи. После обнаружения в середине 19 века в библиотеке Ашшурбанипала глиняных табличек, на которых содержались фрагменты законов, ученые предположили, что Ашшурбананипал и являлся автором этих законов. Первым ученым, который за три года до открытия стелы предположил, что сия заслуга принадлежит Хаммурапи, являлся Фдридрих Делич.
После выдвижения предположения о существовании единого свода законов на территории Месопотамии начала собираться экспедиция на раскопки. После разрешения персидского шаха французская экспедиция в 1987 году во главе с Жаком Морганом отправилась на северо-восток от Вавилона, на предполагаемое место расположения древнего государства Элама. В ходе раскопок были найдены самые разные артефакты — от табличек с клинописными надписями до многочисленных военных трофеев, захваченных в битвах эламитов с вавилонянами. В конце 1901 года Густавом Жекье был обнаружен довольно большой фрагмент черного камня с надписями. Вскоре в процессе дальнейших раскопок на данном месте были обнаружены еще два осколка. Соединив эти три обломка, получили стелу с надписями, которая, вероятно, стала военной добычей эламитов после нападения на Вавилон. В дальнейшем стела была привезена во Францию в Лувр, где ее изучением занялся известный ученый-ассириолог Жан Шейл.
СВОД ЗАКОНОВ ЦАРЯ Хаммурапи
«Если кто-нибудь украдет храмовое или дворцовое имущество, то его должно предать смерти; смерти должен быть предан и тот, кто примет из его рук украденное.
Если кто-нибудь украдет малолетнего сына другого, то его должно предать смерти.
Если кто-нибудь, укрыв в своем доме беглого раба, принадлежащего дворцу или вольноотпущеннику, не выдаст его на требование нагира, то этого домохозяина должно предать смерти.
Если кто-нибудь, поймав в поле беглого раба или рабыню, доставит его хозяину, то хозяин должен уплатить ему два сикля серебра.
Если кто-нибудь сделает пролом в доме, то его убивают и зарывают перед этим проломом.
Если кто-нибудь совершит грабеж: и будет пойман, то его должно предать смерти.
Если в чьем-нибудь доме вспыхнет огонь, и кто-нибудь, при-шедши тушить его, обратит свой взор на что-нибудь из имущества домохозяина и присвоит себе что-нибудь из имущества домохозяина, то этого человека бросают в этот же огонь.
Если кто-нибудь, взявши поле для обработки, не вырастит на нем хлеба, то, по изобличении его в этом, он должен отдать хозяину поля хлеб, сообразно с приростом у соседа.
Если кто-нибудь, открыв свой водоем для орошения, по небрежности допустит, что водою будет затоплено соседнее поле, то он обязан отмерить хлеб, сообразно с приростом у своего соседа.
Если кто-нибудь срубит в чьем-нибудь саду дерево без дозволения хозяина сада, то он должен уплатить полмины серебра.
Если в доме корчемницы соберутся преступники, и она не задержит этих преступников и не выдаст дворцу, то эту корчемницу должно предать смерти.
Если кто-нибудь, протянув палец против божьей сестры или чьей-нибудь жены, окажется неправым, то этого человека должно повергнуть перед судьями и остричь ему волосы.
Если чья-нибудь жена будет захвачена лежащею с другим мужчиной, то должно, связавши, бросить их в воду. Если муж пощадит жизнь своей жены, то и царь пощадит жизнь своего раба.
Если чья-нибудь жена умертвит своего мужа из-за другого мужчины, то ее должно посадить на кол.
Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать руки.
Если кто-нибудь ударит по щеке лицо высшего положения, то должно публично ударить его шестьдесят раз плетью из воловьей кожи.
Протянуть палец — несправедливо обвинить, оклеветать. Волосы остригали на висках в знак бесчестия.
Если врач, снимая бронзовым ножом бельмо с глаза пациента, повредит глаз, то должен уплатить деньгами половину его стоимости».
Свод законов царя Хаммурапи представляет собой приведение в известном порядке случаев из судебной практики, взятых из древневавилонского уголовного и гражданского права. Может быть, не во всех сферах жизни (как бы мы сказали сегодня) вавилонскому царю удалось навести порядок, но он был первым правителем древности, кто соразмерил с властью царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни.
Хаммурапи постановил, чтобы наказание виновному определял не сам пострадавший и не его родственник, а государственный орган именем правителя.
Впервые представив в судопроизводстве гражданское право, Хаммурапи воздвиг себе памятник такой же вечный, как та плита из диорита, на которой он повелел изобразить себя рядом с богом Солнца и справедливости Шамашем.
Коронавирус в Северной Корее. Жители не знают о вакцине?
По словам российского дипломата, Ким Чен Ын приказал скрыть от граждан информацию о наличии вакцины против COVID-19. У Александра Мацегора есть подозрения, что северокорейский лидер не хочет, чтобы его соотечественники обрели надежду по окончании пандемии и перестали соблюдать ограничения.
Такого же мнения придерживается Сокил Пак, южнокорейский правозащитник из Северной Кореи. По его словам, пока северокорейцы считают, что нет эффективного способа борьбы с пандемией, кроме изоляции, они будут мириться с негативными последствиями ограничений.
Официально в Северной Корее не зарегистрировано ни одного случая заражения коронавирусом. Однако и эксперты, и беженцы Ким Чен Ына скептически относятся к аналогичным заверениям правительства.
Виды наказаний по праву Вавилона
Каждое правило в своде сопровождается описанием наказания за его невыполнение. Приговор должен выносится суровым. Смертная казнь указана более 30 раз и полагалась за совершение деяний:
- кражи из храма;
- воровства в дворце;
- предоставление убежища беглому рабу.
Тяжесть наказания зависела от социального статуса преступника и обвинителя. Правило «око за око» применялось только в отношении граждан, принадлежащих к одной касте.
Например, если человек из элитных слоев общества сломал кость простолюдину, ему полагалось выплатить один фунт серебром в качестве наказания. Если гражданин ударил кого-то выше себя по социальному статусу, в отношении него применялось суровое наказание:
«Если человек ударил по щеке другого с высоким социальным статусом, ему назначается наказание – порка на публике 60 ударов кнутом».
Женщины несли неравные наказания наряду с мужчинами по праву Вавилона. Закон гласит: «Если мужчина свидетельствует о чье-то жене о том, что она совокуплялась не с мужем, она должна прыгнуть в реку ради супруга» (перевод Дитера Ваиля).
Однако в некоторых случаях женщина, в зависимости от обстоятельств, получала имущество в наследство. Существовали законы, защищающие женщину, если муж ее был взят в плен на войне, и ей приходилось жить с другим мужчиной, когда ее питание заканчивалось. В своде регламентировались правила, устанавливающие порядок наследования женщиной имущества с братьями в случае смерти отца.
Судебный процесс по праву Вавилона
Древний Вавилон. Кодекс Хаммурапи
В законе явсно сказано, что обязанность доказывания вины лежит на обвинителе. Обвиняемый должен предоставить сведения, подтверждающие его правоту.
К примеру, в отношении штрафа за убийство:
«Если человек сделал заявление против другого лица, и обвинил его в убийстве, но не может обосновать его вину, обвинитель должен быть убит». (Перевод Дитера Виеля).
Для решения дел создан судейский институт. Хаммурапи управлял великой империей и был не в состоянии рассмотреть и принять решение по каждому делу. В его отсутствие процесс велся под руководством мужчин из общин, избранных на место судей.
Штрафы для судей, которые пытались изменить решение общины были суровы: «он обязан возместить в 12-кратном размере ушерб, указанный в решении суда».
Основные законы Хаммурапи
Теперь давайте кратко рассмотрим некоторые самые интересные законы царя Хаммурапи из этого кодекса и их суть.
- Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
- Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
- За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
- За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
- В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
- Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.
Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.
Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.
- Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
- Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
- Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
- Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
- При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.
Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.
Общая характеристика законов Хаммурапи
Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.
В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.
Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:
- Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
- Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
- Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
- Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
- Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.
Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.
Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи»
Рабовладельческая сущность ЗХ становится более очевидной при анализе норм о преступлениях и наказаниях. По сравнению с законами шумеров, ЗХ ужесточает наказание, заменяя в большинстве случаев штрафы телесными наказаниями или смертью. Вместе с тем родоплеменные воззрения на преступление и наказание полностью не утратили своего значения. К таким пережиткам относится ответственность общины за грабеж, если виновный не был схвачен и скрылся (ст.ст. 23, 24), изгнание из общины и отцовского дома человека, совершившего кровосмесительное преступление (ст.ст. 154, 158).
Кровная месть отменена, но ее эквивалентом стал принцип талиона — «равное за равное». Однако он применялся по отношению к лицам равного общественного положения, состоящим в одном сословии.
Если строитель построил дом, а он рухнул и в результате погиб хозяин, то предается смерти подрядчик (ст. 229). Если жертвой стал сын хозяина, будет умерщвлен сын строителя. Если же задавили насмерть раба хозяина, подрядчик должен отдать своего раба, то есть возместить ущерб. Эти статьи устрашали бракоделов. Такое же наказание грозило ростовщику, если он дурным обращением довел до смерти сына своего должника, отданного в долговую кабалу.
Если лекарь, цирюльник, снимая бельмо у авилума с глаза, повредил его, то ему отрубали кисть руки. За такое же повреждение, нанесенное рабу, лекарь мог отделаться штрафом. Следовательно, принцип талиона в ЗХ нашел более полное отражение, чем в каком- либо другом памятнике права той эпохи. Его происхождение ведет свое начало от законов шумеров.
Анализ преступлений и наказаний по ЗХ показывает явное неравенство социальных групп, их откровенно классовый, рабовладельческий характер, привилегированное положение авилум. Если раб сказал своему хозяину: «Ты не мой господин», — то господин может отрезать ему ухо (ст. 283).
В перечне мер наказания главной объявлялась смертная казнь, которая предусматривалась по 30 составам преступлений. Она могла быть простая и квалифицированная: утопление, сожжение, повешение, посажение на кол. Допускается замена телесного наказания уплатой штрафа. В перечне наказаний по ЗХ много наказаний членовредительских, превращавших осужденного в инвалида. Так, кормилица, виновная в смерти ребенка, лишалась грудей.
Испытания водой (ордалии) также означали гибель человека, так как подозреваемый, как правило, тонул. Если жрица вошла в питейное заведение, по закону ее следовало сжечь (ст. 110).
Содержательницу кабака, постоялого двора, если она не схватила преступников и не привела их к властям, надлежало убить (ст. 109). В данном случае в качестве преступников, вероятно, рассматривались заговорщики, смутьяны, бунтовщики.
Таким образом, можно сделать вывод, что ЗХ преимущественно защищали права господствующего класса рабовладельцев.
Когда была принята клятва?
Проблемы с определением времени ее создания сочетались с вопросом об обстоятельствах ее подачи: по окончании ли учебы, что кажется университетским обычаем, введенным в средние века, и невольно перенесенным на древнегреческие обычаи, а точнее в начале обучения, до того, как ученику разрешили выучить врачебную тайну, что кажется гораздо более логичным.
Наконец, форма Клятвы. Нетрудно заметить, что это не подтверждение истины, как в суде, а выражение согласия с установленными условиями и подтверждение обещания.
Бюст Гиппократа Рубенса
Чарльз Лихтенталлер, напротив, имел дело с формальной структурой клятвы, он обнаружил в ней структуру, которая до сих пор не была замечена, а также пышность риторического орнамента, великолепие и совершенство стиля прозы, так что он даже назвал его «шедевром мировой литературы». Что это?