9 лет для опк: много, мало, в самый раз?

Челябинск

Сергей Логиновский, кандидат философских наук, отец двоих школьников:

Мои дети учатся в православной гимназии. Однако таких учебных заведений, к сожалению, очень и очень мало. Конечно, главной школой приобщения к таинству веры были и останутся Церковь и семья, но в современном обществе существуют задачи, решать которые лучше всего может школа, как начальная и средняя, так и высшая. Поэтому продление курса ОПК мне представляется более чем обоснованным и даже насущно необходимым.

Кроме того, в школе каждый новый год – это новое состояние ребенка. Дети растут очень быстро, постоянно меняются и все время открывают что-то новое, даже в уже, казалось бы, известном. Даже получив в младших классах определенную информацию о Православии, они смогут открыть в старших классах его новые стороны.

С продлением курса ОПК возникнет своего рода герменевтический круг: вновь и вновь возвращаясь на каждом новом возрастном этапе к пройденному материалу, дети, имея уже определенный багаж знаний, получат оптимальную возможность для постижения православной веры, для приобщения к её богатству.

Документы:

  • Заявление Синодального отдела религиозного образования и катехизации в связи с публикацией Министерством просвещения России новых проектов стандартов общего образования — Патриархия.Ru
  • Письмо Министерства образования и науки РФ о реализации курса ОРКиСЭ — 21 апреля 2014 года
  • Письмо Департамента образования г. Москвы об информационной поддержке родителей в выборе модулей курса ОРКиСЭ  — 14 февраля 2013 года
  • Соглашение между Московской Патриархией и Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе В. Толоконниковым — текст
  • Резолюция Круглого стола «Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания в реализации ФГОС» — МАОУ СОШ № 40 г. Томска, 26 августа 2013 г.
  • Резолюция Круглого стола «Выявление наиболее эффективных практик духовно-нравственного образования и воспитания в образовательных учреждениях Томской области» — ТОИПКРО, 29 октября 2013 г.
  • Письмо директора Департамента государственно политики в образовании Министерства образования и науки РФ И.С. Реморенко № 03-1032 от 21 мая 2010 года — в дополнение к методическим материалам по преподаванию ОРКиСЭ

Православная культура в светской школе

Мамин-Сибиряк. Злой дух).

В гнездо родственных слов входят: вестник “тот, кто приносит какую-либо весть, известие”; входит это слово в названия научных изданий (в 2005 году был издан первый выпуск “Вестника Славянского педагогического университета”); вестница; вестовщик (устар.), весточка.

Существительное весть входит в сочетание без вести пропасть “бесследно исчезнуть” (о человеке).

Устаревшая форма весть (от глагола ведать) входит во фразеологизмы бог весть; не бог весть какой.

— Вспомните, что меня лет десять сряду хвалили бог весть за что, а разругали за “Годунова” и “Полтаву” (А. Пушкин. Письмо М. П. Погодину, 1832 г.) М. П. Погодин — историк, писатель, издатель журналов (1800-1875).

Слово весть имеет в русском языке непроизводную основу: весть; ср.: вест-очк-а, вест-ник.

Глагол вести многозначный. Назову некоторые значения:

1. Идя вместе, направлять движение, помогать идти (вести лошадь под узцы; вести дочь за ручку).

2. Управлять движущимся предметом (вести самолет).

3. Направлять деятельность кого-либо, чего-либо, руководить кем-либо, чем-либо (вести семинар; вести домашнее хозяйство). И другие.

Глаголы вести, веду по происхождению очень древние. Форма вести не исконная: ведти > ветти > вести. Родственные слова и формы: водить, вождь.

Глагол вести входит в состав фразеологизмов: вести себя; повести себя; вести свою линию; вести свой род; вести речь.

В глагольных формах вести, веду, вел следует выделять варианты корня: вес-ти, вед-у, ве-л.

О. Е. Ольшанский

“Основы Православной культуры” в средней общеобразовательной школе

Человек, знающий и любящий родную культуру, с уважением будет относиться к традициям других народов. По данным социологических опросов  в  школах,  где  преподаются основы православной культуры, отмечается улучшение взаимопонимания в среде учащихся, родителей и педагогов.

5.    Что значит свобода выбора предмета по религиозной культуре и этике?

Именно родители выбирают тот или иной предмет по религиозной культуре. Рекомендации и советы учителя или директора школы конечно важны, но они не имеют решающего значения. Кому, как не родителям, необходимо знать о законном праве ребенка на образование, и помочь ему сделать правильный выбор.

6.    Каким должен быть учитель православной культуры?

Чтобы преподавать «Основы православной культуры», учитель должен иметь к этому призвание. Главное свидетельство такого призвания — любовь к православной культуре и к детям. Атеист или человек равнодушный не сможет привить уважение и любовь к религиозной традиции. Это может сделать только педагог, имеющий опыт непосредственного, живого общения с Богом и людьми, принадлежащими к той же культуре.

7.    Почему ОПК?

Выбор «Основ православной культуры» обусловлен значением православного христианства для формирования российской государственности и культуры. Даже люди, далекие от Церкви, но искренне стремящиеся к тому, чтобы знать и понимать родную историю, должны иметь представление о Православии.

Изучение основ православной культуры — это начало приобщения ребёнка к нравственным и культурным ценностям, хранимым Русской Православной Церковью. ОПК открывает ребенку мир Православия — мир бесконечный, добрый и мудрый.

8.    Как помочь детям в изучении ОПК?

Экскурсии по храмам и монастырям, поездки в древние русские города, посещение музеев, концертов духовной музыки — все это не противоречит светскому характеру образования и может быть полезно для всех участников образовательного процесса. Много интересного могут рассказать ребятам и православные священнослужители.

9.    Можно ли поменять предмет по религиозной культуре в процессе обучения?

Часто бывает, что родители сначала выбирают для ребенка предмет «Основы светской этики», а через какое-то время понимают, что интереснее и полезнее было бы изучать ОПК. В этом случае смену предмета обязана обеспечить школа. Родителям нужно заблаговременно подать письменное заявление о своем намерении директору школы и, если необходимо, обратиться за помощью и информацией к представителям епархии.

10.   Каковы перспективы преподавания ОПК в светской школе?

Сейчас, в процессе апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», формируются основы соработничества школы, Церкви и родительского сообщества в воспитании детей. Один из первых результатов этого процесса — в обязательную часть учебных планов начального и основного общего образования включена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в составе которой и будут преподаваться «Основы православной культуры» после завершения апробации курса ОРСКЭ в 2012 году.

Православная педагогическая общественность и Русская Православная Церковь выражают согласное убеждение в том, что в перспективе ОПК надо преподавать во всех классах средней школы — с первого по одиннадцатый.

Александр Ужанков в Томске:

Александр Николаевич Ужанков — русский филолог, культуролог, теоретик и
историк русской литературы и культуры, литературовед, ведущий специалист в области
изучения истории и культуры Древней Руси, истории
русской средневековой словесности, поэтики и философии,
истории Русской православной церкви, русской литературы
и культуры XVIII—XIX веков. Доктор филологических наук,
профессор. Член Союза журналистов СССР (1986) и
Союза писателей России (2000), действительный
член (академик) Академии Российской словесности (2011), член
Общества исследователей Древней Руси, член Комиссии по
культурному и историческому наследию Российской Академии наук.

  • Русское летописание и Страшный суд — Александр Ужанков
  • Скрытые смыслы «Слова о полку Игореве» — Александр Ужанков
  • Князья Борис и Глеб: образ любви нелицемерной — Александр Ужанков
  • Византийские летописи: «Русь» – греческое слово, «русский» – это православный — Александр Ужанков
  • Духовно-нравственные идеалы Древней Руси — Александр Ужанков

Каковы же проблемы преподавания основ православной культуры в школе?

Вот краткий и примерный их перечень.

1. Недостаточная информированность
родителей об их праве на выбор желательного им модуля
комплексного курса «Основы религиозных культур и
светской этики» (ОРКиСЭ). Большинство родителей не знают
о цели и задачах предмета «Основы православной культуры»
(ОПК).
Им настойчиво рекомендуют «Основы светской
этики», на худой конец — так называемые «Основы мировых
религий». Так что, чаще всего имеет место ситуация,
которую можно охарактеризовать как «выбор без выбора».

2. Неудовлетворительная подготовка
учителей комплексного курса ОРКиСЭ, следовательно — и
учителей ОПК.
Подготовка шла в неимоверной спешке, часто
формально, без учета специфики предметов (так называемых
модулей) новой образовательной области.

3. Проблемы с финансированием ОРКиСЭ:
отсутствие заранее предусмотренной оплаты работы
учителей за проведение уроков по ОРКиСЭ, в том числе и по
ОПК.
Школам приходится заниматься реструктуризацией и
оптимизацией своих финансовых возможностей, чтобы что-то
выкраивать из общего объема финансирования.

4. Пресловутый дефицит «часов». За счет
сокращения каких предметов следует вводить ОРКСЭ?
Формулируемый таким образом вопрос кого угодно может
настроить против преподавания в школе основ религиозной
культуры. Для усиления антирелигиозной позиции иногда
добавляется, что школьники и так перегружены предметами
и уроками.

5. Наличие в классе небольшого числа
выбравших ОПК.
Если, например, в классе всего два-три
таких ребенка, а в школе — десять-пятнадцать, то проще
их записать на «Основы светской этики», чем заниматься
проблемой разделения школьников на подгруппы, поисками
учителя по ОПК, места для проведения занятий и так
далее.

6. Отсутствие помещений для раздельного
преподавания модулей ОРКиСЭ.
«Выход» обычно один и тот же
— всех детей записать на «Основы светской этики», и
тогда не надо искать дополнительного помещения для
занятий по «малочисленному» модулю.

7. Недостаток или отсутствие
учебно-методических пособий по ОРКиСЭ, в том числе по ОПК
для выбравших именно этот учебный предмет (модуль).

Однако все эти проблемы не являются
непреодолимыми: за 20 лет болезненного реформирования
российская школа накопила такой богатый опыт по
преодолению трудностей, что порой кажется, в этом и
состоит главная задача нашей школы — преодолевать
трудности, а не учить детей доброй жизни и давать
полезные знания.

Протоиерей
Борис Пивоваров

Все вышеперечисленные проблемы можно
разрешить только при одном условии — если в школе будет
устранен режим наибольшего неблагоприятствования для
преподавания «Основ православной культуры».

Известно, что всякое дело реализуется в
определенных условиях: очень благоприятных,
благоприятных, не очень благоприятных, неблагоприятных,
очень неблагоприятных. Для ОПК в школе сформировался
режим наибольшего неблагоприятствования.

Почему и как создалась такая ситуация? —
На мой взгляд, первая и главная проблема введения
комплексного курса ОРКСЭ в школу — это целенаправленное
противодействие нормальному введению ОПК (в рамках
указанного комплексного курса) со стороны противников
преподавания основ православной культуры.

Гороховец

Виктория Кржижановская, преподаватель ОПК: 

К продлению курса ОПК отношусь положительно: только религия дает полноценное знание и понимание законов нравственности. Без религиозных понятий слову «нравственность» невозможно дать точного определения (хотя у нас в советское время пытались это делать), но в других странах определение понятие нравственности даже в законодательстве связано с религией.

Светская этика учит ребенка самого выбирать, что хорошо, а что плохо. Но рано или поздно этого становится недостаточно, особенно в подростковый период, когда на все идет протест. Именно поэтому детям обязательно нужно давать религиозное понятие о мире в рамках школы, но, конечно, не в основном компоненте, а в дополнительном. И на разные возрасты должны быть разные программы с интеграцией в школьные предметы.

Правильная подача понятия и воспитание нравственности должны исходить от государства, быть частью государственной политики. В противном случае мы получаем то, что имеем: ранний алкоголизм, разврат в подростковом возрасте и полное отсутствие понятий о нравственности у большинства молодежи: «это вы взрослые так решили, а мы считаем по-другому, ваши понятия устарели». Но что еще хуже – сегодняшние родители выросли в этом безнравственном государстве.

Поэтому религиозное понятие нравственности должно обязательно доводиться до всех учащихся на всех этапах школьного воспитания, независимо от того, хотят этого родители или нет.

Программа официального учебника А.В. Кураева имеет некоторые минусы. Православие дистанцируется от людей: «у православных принято, православные считают» и т.д. А ведь на ОПК отдают своих детей именно православные родители. Получается, что мы сами православных детей от Православия дистанцируем.

Что касается учителей, то все зависит от личности человека – надо воспитывать преподавателей ОПК. Сейчас профессионально этим занимается только ПСТГУ, у меня там учится старшая дочь и рассказывает, что очень мало кто из студентов сдает на второй диплом – учитель ОПК. Что же говорить про остальные ВУЗы.

Без системы подготовки кадров смысла говорить об ОПК в школах нет. Те, кто сейчас пытаются решать эту проблему, как, например, у нас в области – единичные личности, которые тащат на «голом энтузиазм» титаническую работу, создавая кадры из учителей-энтузиастов старых поколений.

Орел

Нина Степанова, преподаватель ОПК:

На мой взгляд, курс в школе необходим, и чем дольше его будут преподавать, тем лучше. Проблема заключается в следующем – его нельзя вводить насильно, без согласия родителей и учителей. Поэтому, предварительно в каждой школе надо проводить опрос, который поможет выяснить отношение родителей к этому вопросу.

И еще – учитель, который будет вести ОПК, должен иметь навыки жизни в церкви, а это почему-то не приветствуется у нас в городе. Я сама столкнулась с ситуацией, когда меня пригласили вести ОПК в начальных классах одной из орловских школ. Мне удалось провести только один урок. А потом директор узнала, что я являюсь верующим человеком и заявила, что это недопустимо — курс должен вести нецерковный человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector