Анализ страницы ильи забежинского вконтакте

Старец женихов не благословлял, но пришлось спасаться чадородием

Теперь история про Васину маму.

Анастасия Витальевна происходила из благочестивой украинской православной семьи, которая проживала в большом селе не очень далеко от города Киева. В селе этом был большой храм, практически собор, где настоятель, седой и одновременно чернобровый, почитался в округе старцем, так как потратил многие уже годы на борьбу с кодами, номерами, женскими брюками и женскими стрижками, то есть торчащими из-под платков, как он говорил, «кобылячьими челками», всей-всей этой нечистью, препятствующей спасению честных христиан.

Старец давно уже поглядывал внимательно на девицу Анастасию, женихов искать не благословлял и возвещал родителям ее особое некое великое предназначение. Наконец, по достижении ею девятнадцати лет старец объявил матери послать девицу в город Санкт-Петербург для поступления на жительство в один известный женский монастырь. И вот как раз на пороге того самого монастыря жизнь Анастасии Витальевны и переменилась к этому самому великому поприщу.

Поезд ее из Киева пришел поздно вечером. До монастыря она добиралась на трех трамваях. Игумении в городе не оказалось, отбыла в Святую Землю в паломничество, а сестры пустить ее не решились дальше порога в ночное время и посоветовали пойти поискать жилье где-нибудь до утра. Вот тут и пришел ей на помощь молодой еще в ту пору Иван Сергеевич П., который именно в тот самый час промыслительно испытал горячее желание побывать под стенами вышеупомянутого монастыря, переживая особое молитвенное настроение, которое требовало от него не только помолиться, но еще и приложиться коленопреклоненно к вековым камням, составлявшим цокольный этаж монастыря, правее от главного входа.

И вот, значит, облобызав священные камни и подымаясь с колен, увидел он диво дивное и чудо чудное, украинскую красавицу Анастасию Витальевну с коричневым дерматиновым чемоданчиком в руке и отчаянием в сердце. Он, конечно же, не смог бросить ее на берегу тихой закованной в гранит петербуржской речки, над которой возвышался вышеупомянутый монастырь, и позвал ее провести ночь в его маленькой комнатке в большой коммунальной квартире где-то в Московском районе. Конечно же, исключительно с христианскими мотивами странноприимства и нищелюбия.

Конечно же, Иван Сергеич был человек не только верующий, но еще и порядочный. Ничего такого он в уме и не держал, когда привез киевскую гостью к себе домой, уложил спать на раскладушке, а наутро предложил ей до поступления в монастырь провезти ее, показать петербургские святыни. И на следующий день еще повез показывать святыни. И еще на следующий. Потом, когда святыни кончились, он возил ее и показывал просто разные церкви и соборы, потом часовни, потом, разумеется, кладбища и прочие петербуржские достопримечательности.

Все это время они, разумеется, усердно молились утренними и вечерними молитвами, а также читали акафисты и каноны и просто вели душеспасительные беседы о христианской жизни, отчего достигли друг к другу такого всестороннего расположения, после которого Иван Сергеич просто-напросто уже предложил девице Анастасии Витальевне пойти и обвенчаться и дальнейший свой жизненный путь в Царствие Небесное прокладывать вместе.

Анастасия Витальевна, конечно, была уже невероятно очарована христианско-подвижническим образом Ивана Сергеича, но пыталась приводить аргументы в виде благословения чернобрового киевского старца на монашество. На это Иван Сергеич ей отвечал в духе, что «наши-то старцы покрепче, небось, будут ваших-то», и действительно свозил ее к такому старцу с седыми бровями, который и наставил Анастасию Витальевну в том, что женщина спасается чадородием, тем более, погляди-ка: мусульмане рожают. А русские перестали. Демография в стране в упадке. Потому, чада, женитесь и размножайтесь, мое вам такое благословение.

Вот таким образом и образовалась крепкая православная семья, чью жизнь я не стану вам описывать в деталях, потому что, кроме подробностей ухода Ивана Сергеича от суеты этой семейной жизни в монастырь, более ничего о ней и не знаю. То есть я не знаю, как они там жили вдесятером в этой крошечной комнатке в коммуналке. Как и на что жили вдесятером, имея детское пособие от государства, не превышавшее одной тысячи двухсот рублей на каждого несовершеннолетнего, и нехитрую материальную помощь со стороны отца настоятеля за труды Ивана Сергеича по ночной охране храма. Да я и вообще ничего бы не знал про них и про Васю П., если бы не история, которая приключилась с ним не далее как третьего дня, в Светлый понедельник, сразу же после Пасхи.

Обсуждение современных проблем и нестроений Церкви:


  • Духовничество: ошибочное восприятие
    — игумен Петр Мещеринов

  • Православный епископат как новый класс капиталистов
    (избранные рассекреченные служебные послания к епископату) — Патриарх Московский и вся Руси Алексий Симанский

  • Постановление Синода о пастырском произволе священников и монашествующих на приходах
    — Московская Патриархия Русской Православной Церкви

  • Письмо «О вере, молитве, о немощах духовенства и о самом себе»
    — Константин Леонтьев

  • Девять поступков епископа, из-за которых уходят лучшие сотрудники из Церкви
    — Тревис Бредберри

  • «Духовный» туризм – чума монастырей, но многим обителям нравится
    — иерей Константин Камышанов

  • Как пережить разочарование в Церкви?
    — Савва Дукач

  • Благочестивый фасад религиозной детоксикации
    . Проблемы православных семей в примерах — Георгий Павлов

  • Психологические манипуляции в Церкви – как распознать и что делать
    — Наталия Скуратовская

  • Цель «Ахиллы» — дать площадку тем, кому есть что сказать, но негде
    — Алексей Плужников

  • Я надеюсь на революцию в РПЦ
    — Ахилла

  • И в голове один вопрос: «А судьи кто?»
    — иерей Димитрий Терехин

  • «Патриарх – это босс»
    — иерей Константин Пархоменко

  • Реальная практика Церкви не вполне соединена с учением
    — Александра Соколова

  • Церковь — не тоскливая среда
    — игумен Петр Мещеринов

И Бог появился

Он, судя по всему, достаточно долго так шел. Потому что начало смеркаться. Мокрые ноги отяжелели. Он спотыкался. Все реже обходил лужи. Рюкзак сползал, его приходилось все время встряхивать обратно на спину. Под ложечкой сосало нестерпимо. А конца и края тем столбам не было. А идти надо было, и он шел.

И вот так, почти уже в полной темноте, Вася подошел к широкой и глубокой канаве, которая пересекала линию передач. То есть он шел и думал, что вот-вот придет. А тут – канава. А за канавой дальше и дальше шла линия передач. Поэтому Вася не сомневался, что ему делать, и начал спускаться в канаву.

Там, по канаве, тек быстрый ручей талой воды. Через ручей были брошены какие-то кривые сучковатые палки, доски. И Вася, как спустился, начал медленно по этим палкам и доскам переходить. Он где-то ногами только шел, где-то наклонялся и вставал на четвереньки. Еще портфель падал с плеч. Еще ноги плохо слушались. И палки под ногами были мокрыми и слегка обледеневшими.

В общем, он упал. Где-то посередине ручья он поскользнулся и свалился в воду.

Там было неглубоко, по пояс Васе, не больше. Но он упал спиной, не ударился почти, но сразу же весь намок.

По другому берегу ручья, мокрый по самую шею, выкарабкался Вася наверх.

Стемнело. Сил у него не было. Он выкарабкался и лег на землю.

Его бил озноб. Одежда была ледяной и снаружи начала уже покрываться тонкой ледяной корочкой. Он взял рюкзак, прижал его к груди и попытался свернуться вокруг него клубочком. Про дальнейший путь вдоль линии электропередач он уже не думал, в мозгу его продолжали еще носиться какие-то обрывки мыслей, молитв, церковных пений, образы горящих свечек в храме, куличи, которые они вчера освящали, мама, учитель ОБЖ, снова свечи.

И посреди всего этого мелькания Вася понял, что вот сейчас уже должен появиться Бог, то есть Иисус Христос.

И Бог появился. И Вася понял, что он увидел Бога. Как он Его увидел, он не знал, просто знал, что это Бог. Сначала зазвонил колокол, он звонил тонко-тонко, как-то несерьезно, и сперва где-то в отдаленьи. А потом все ближе и ближе. И когда совсем звонко зазвенело, прямо над ухом, Иисус Христос наклонился к нему и стал трясти его за плечи.

И Вася сказал ему:

– Если хочешь, Господи, можешь меня и дальше трясти. Делай со мной, что хочешь.

А Иисус Христос наклонился совсем-совсем близко к нему и говорил, почему-то странно коверкая слова:

– Эй, чиво спишь, чиво мокрый такой? Ай-ай! Сафсем мокрый. Ай-ай! Сачем в канаву лазал? Сачем мокрый?

– Отнеси меня к маме, Господи, – сказал Вася. – Я к маме хочу.

Бог, у которого не было почему-то бороды и усов, как на иконах, а были густые рыжие брови и раскосые слегка глаза, светил Васе в лицо фонариком.

– К маме! Канеэшна, к маме сичас отнесу. Ай-ай! Сафсем халодний! На, сичас тибе сначала в маю куртка савернем. Иди сюда. Сичас на виласипеде паедем.

– К маме, Господи, – прошептал Вася.

– К маме! Канеэшна, к маме.

– Мы едем на велосипеде в рай, – подумал Вася, – к маме в рай. В рай…

В раю он очнулся от резкого запаха. Было жарко, и кто-то мазал его чем-то теплым и липким. Пахло как от пустых рюмок после большого церковного праздника.

Вася открыл глаза. Бог без бороды и с бровями заворачивал его в толстое мягкое одеяло.

– Бог… – прошептал Вася. – Иисус Христос…

– Какой Бог? Сачем Бог? – ответил Бог. – Я Рашид. Мы с Узбекистана приехали, тут дачу ремонтируем. Твоя мама уже званили. Дневник в рюкзаке сматрели, там телефон. Мама скоро приедет. А еще аценки сматрели. Ай, харошие аценки! Ай, харошие!

– Иисус Христос! – прошептал Вася.

– Да-да, Рашид! Я Рашид!

– А я Вася, – подумал Вася. Закрыл глаза и еще на всякий случай, добавил: – Это же я, Господи, Вася.

Адам тот же, и Христос тот же, и дьявол тот же

– Когда мы читаем историю Церкви, видим, что в ней бывали разные распри, иногда и между святыми. Как такое могло быть?

– Мы всегда забываем о том, что враг нашего спасения не дремлет, и главная его задача – лишить христиан мира и любви между собой. Главное – понимать, что это попущение Божие происходит для выяснения действительного нашего душевного состояния. Апостол Павел пишет: подобает быть разномыслию для того, чтобы выявились искуснейшие. И если эти разногласия используются Церковью и нами как членами Церкви не для злобы и ненависти, а для того, чтобы действительно выяснить истину, распри святых – они даже полезны для Церкви. Мы с вами помним распри апостолов Петра и Павла. И апостол Иаков, кажется, пишет нечто против апостола Павла в своих посланиях, и в то же время все они остаются апостолами. И эти конфликты разрешаются Церковью в Христовой любви.

Были и другие разногласия, доходившие до настоящих ссор. Это и знаменитая полемика архиепископов Константинопольских и архиепископов Александрийских. Если почитать, скажем, полемику Кирилла Александрийского и Златоуста, нам покажется, что это очень грубо.

Со Златоустом вообще произошла удивительная история. Когда архиепископ Епифаний Кипрский приехал по просьбе Александрийского Патриарха разбираться в проблемах кафедры Константинопольской, то он получил от Златоуста очень серьезный отпор и вынужден был уехать. Причем когда два святых старца прощались, то Златоуст пожелал Епифанию не доплыть до своей кафедры, а тот в ответ пожелал ему помереть в изгнании. Как ни странно, оба пророчества святых сбылись: Епифаний не доплыл до Кипра, умер во время путешествия, а Златоуст умер, как мы знаем, в гонениях. Но Церковь прославляет их обоих как великих святых.

Мы с вами помним о том, как преподобный Сергий вынужден был уйти от своего собственного брата, поскольку не было мира между ними. Но даже если этот союз любви был разорван при жизни святых, я думаю, что по смерти Господь связал их в Царстве Небесном. Поэтому я совершенно спокойно к этому отношусь.

Поскольку Церковь есть Тело Христово, то и в Церкви проявляются и реализуются халкидонские догматы. Соединение Божественного и человеческого, как во Христе. Мы не должны забывать, что члены Церкви – такие же люди, как все остальные, со всеми страстями. Мы должны бороться с этими страстями с помощью Божией, но иногда эти страсти нас, к сожалению, перебарывают. «Адам тот же, и Христос тот же, и дьявол тот же» – знаете, наверное, такую знаменитую цитату.

– Вот апостол Петр – духоносный апостол, и апостол Павел – тоже духоносный апостол. Церковь, в конце концов, принимает в их споре точку зрения Павла, получается, что в какой-то момент Дух отступает от Петра, но пребывает с Павлом?

– Об этом я и говорю. Полнота Церкви не в каком-либо конкретном человеке – не в апостоле, не в святом отце. Полнота Церкви в самом Христе. И проявляется она в том, что мы называем «консенсус патрум» – «согласие отцов», именно в этом полнота Духа. Но, как ни странно, она проявляется и через какого-то конкретного отца, который выступает против всех членов Церкви. Скажем, Максима Исповедника взять.

– Случай с Максимом Исповедником, конечно, вопиющий. Можно ли говорить, что он всей Церкви тогда противостоял?

– Нет. Как ни странно, можно говорить о том, что полнота Церкви как раз была в одном Максиме. Это не значит, что все остальные отпали навсегда – когда они потом воссоединились с Максимом, они воссоединились с Церковью. Я думаю, что нельзя говорить, что Максим противостоял всей Церкви, он был выразителем чаяния православных в Церкви, которые не имели такого дара писательского и дара полемического, который имел Максим. И они молча думали то, о чем Максим говорил вслух, понимаете? Очень часто один человек говорит то, что думают многие. Наверняка были и пресвитеры, и епископы, разделявшие его точку зрения и не общавшиеся с еретиками. Только мы о них не знаем, поскольку они скромно в каком-нибудь своем маленьком городке малазийском или ассирийском славили Бога в православии своем и сохранили Церковь вместе с Максимом.

Игумен Афанасий (Селичев). Фото: Сергей Чапнин

Каноны и догматы

Но это же всё мелочи. А вот каноны… Дайте уже указания, какие каноны исполнять или не исполнять? Они, Святые наши Каноны – это как Святые Догматы? Всегда и неукоснительно? Но всякий видит, что огромное число канонов не исполняется. И как теперь разобрать: хорошо, что не исполняется? Или плохо, что не исполняется? Можно всё-таки с евреем мыться в бане или нет? Для меня лично это достаточно насущное вопрошение – приходишь ты в баню, а вокруг никого.

Неисполнение канона о мытье в бане с евреем, или о нелечении у врача-язычника совершенно определенно девальвирует обязательность исполнения других канонов. Чем эти лучше тех? Как же ты к врачу-язычнику ходишь, а Патриарху с Папой встречаться не велишь? Тогда и ты не дозволяй засунуть себе шпатель в горло, не испросив у эскулапа справку о причащении.

Но что делать с канонами – непонятно совершенно. Потому что количество людей, приравнивающих канон к догмату, настолько велико, что вряд ли кто осмелится хоть что-то здесь разъяснять. При этом те, кто горой за догматичность канонов, требуют указаний для всех, что каноны все абсолютно святы для всех, и не примут хоть каких-то коррекций в этом их взгляде. С другого же фланга считают множество канонов устаревшими и тоже требуют указаний для всех об их отмене.

Основная информация

ID

7061718

Можно редактировать:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Уникальный идентификатор пользователя, определяется при регистрации ВКонтакте.

Домен

ilya_aronovitch

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Домен служит для установки красивой запоминающейся ссылки на страницу пользователя ВКонтакте.

Имя

Илья

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Фамилия

Забежинский

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Отчество

не указано

Можно редактировать:
нет

Обязательно к заполнению:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
нет

ВКонтакте больше нельзя редактировать отчество для пользователей, у которых оно не было указано ранее.

Пол

мужской

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Дата рождения

15 июля 1967

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
да

ВКонтакте присутсвует возможность скрыть дату рождения полностью или частично (при этом будут отображены только день и месяц рождения).

У вас икона мироточит? Слава Богу, нет!

– Есть у вас какая-нибудь святыня? Я читал воспоминания о том, как один известный монастырь организовывался. Сестры, помню, технологию описывали: сначала мы поняли, что раз у нас монастырь, нам нужна чудотворная икона. Вот они добывали чудотворную икону. Чудотворная икона есть, теперь нам нужен источник. Обрели и источник.

– Если захочешь, то обретешь. Господь дает по сердцу. Я, знаете ли, вспоминаю слова моего первого настоятеля, когда я его спросил: «Батюшка, а у вас икона мироточит?» Он ответил: «Слава Богу, нет».

Но у нас есть святыня в древнем Георгиевском белокаменном соборе XIII века, построенном в 1234 году святым князем Святославом Всеволодовичем. Он сам по себе святыня, это последний домонгольский белокаменный храм на Руси, изукрашенный белокаменной резьбой, очень известный памятник. А в нем в экспозиции хранится чудотворное белокаменное резное распятие, так называемый Святославов крест. По летописям, его собственноручно вытесал сам Святослав Всеволодович в благодарность за спасение во время бури на Волге возле Городца. Я могу сказать, что за десять лет лично я только знаю четыре случая дарования деток бездетным семьям по молитвам у этого креста.

– А вот когда православный народ в паломничества по монастырям валит, это не про них сказано «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения»?

– Я не могу за других решать. Да, некоторые, наверное, едут за чудесами. И даже, возможно, большая часть. Сердце любого человека в руке Божией. И эти поездки в монастырь за чудесами вполне могут завершиться обретением Христа. Я надеюсь, по крайней мере, на это.

– Есть такое мнение, что лучше бы спасалось в монастырях, если бы не ездили в них паломники. В том смысле, что тихое безмолвное житие было бы лучше…

– Если бы я жил в большой обители, я бы и сам так считал. Но мои монахи сидят по своим кельям большей частью, и с туристами встречаются разве что в церкви. Но даже в самых больших монастырях я не видел толп монашествующих, которые метут хвостом посреди толпы паломников.

– У вас есть постоянные паломники, которые именно к вам ездят?

– Нет, ведь ездят именно туда, где есть старец, к духовникам. А какой с нас спрос? Вспоминаешь то, что говорит Брянчанинов о своем монашестве XIX века, оно не так далеко от нас, а мы – еще хуже… Даже мысли в голову не приходит о каком-либо старчестве, духовничестве, отчитке и прочем.

– Вы чувствуете какое-то интеллектуальное разделение сейчас в Церкви: либеральное с одной стороны, охранительно-патриотическое, с другой стороны?

– Оно, наверное, в фейсбуке и в столицах существует, а у нас, в реальной жизни, этого нет. И те, и другие забывают об одном, что Господь оставил нам не ученую корпорацию и не политическую партию, а святую Церковь, в которой спасаться могут все – и либералы, и консерваторы. И приватизировать эту Церковь кому-либо – дело очень неблагодарное и духовно смертельно опасное. Да и Господь такого не допустит.

Удобные указания взамен неудобных

С постами – тоже не просто. Каждую осень, лишь только прилетает на свечной ящик первый официальный календарь на следующий год, тянутся вереницы православных глянуть, ранняя Пасха будет или поздняя. Ранняя – значит, длинный будет Петров пост. Поздняя – значит, короткий. Какие, скажите, будут мне указания на этот год? Сколько мне поститься? Мало мне поститься или много?
Помнится, я недавно про изменения в календаре писал. А что, если перейти на новоюлианский?

В конце концов, всякие шумные возгласы «за» такой переход имели в виду огромное желание получения новых указаний для всеобщего большего удобства пребывания человека в миру и выхода из православного уединения, о чем я, собственно, и писал. Но и всё же, главное – это: дайте нам уже новые указания взамен устаревших! Дайте более удобные указания взамен неудобных!

Но и не менее шумные возражения «против» можно было бы описать так: «Ежели на сей счет вдруг появятся иные указания, нежели теперешние, то я не согласен. Оставьте имеющиеся указания в покое. Вы что, хотите дать мне указания, чтобы мое беспостное время совпало с самым разгульным временем мира сего в Новый год? А вы знаете, что из-за этих указаний могут в иные годы совершенно измениться указания в отношении Петрова поста? Вы понимаете вообще, что тогда появятся указания об отмене всяких в тот год указаний на Петров пост? Несогласные мы с такими указаниями!»

Я никак этой жажды указаний не могу понять. По-моему, мало в ней знаете чего? Мало в ней как раз экклезиологичности, мало понимания, что Церковь вообще есть Такое.

Фото hrisostomfilipescu.wordpress.com

Церковь – пространство Свободы

Церковь есть Пространство Свободы. Ибо она Духом Святым живет и бытийствует. А где Дух Божий – там и Свобода. Мы к Церкви относиться должны не как к холодному жестокому ментору, которому нужно всячески усложнить нашу жизнь, а как к единственному возможному Способу Жизни. Единственной возможной форме бытия с Богом. Всё, что Бог нам через Церковь Свою преподает, делается Богом для нас, ибо так нам лучше и спасительнее, а не для того вовсе, чтобы загнать нас на территорию за колючей проволокой, где шаг вправо, шаг влево сами знаете чем заканчивается.

Наша тяга к указаниям совершенно очевидно смыкает нас с людьми нецерковными в их нецерковном непонимании Церкви.

– Простите, а ничего, что я вам сметану положила?

– Ничего.

– Но ведь у вас сейчас пост.

– Ну и что?

– Но ведь вам же нельзя.

– Мне?

– Ну да, ведь вы же верующий.

– Дорогие мои, да, я верующий. Но вера моя есть свободный выбор. Кто может мне запретить есть сметану? Это мой свободный выбор ее не есть. Потому что я доверяю Церкви, что в некоторые периоды времени мне ее есть не стоит. Это свободный выбор. Но иногда из смирения ли, из человеколюбия ли, из того, чтобы не выпячивать себя в нецерковной компании, я свободно ее ем, эту самую сметану.

И я верю, что Церковь при этом меньше всего заботит эта самая сметана, а заботит Ее, прежде всего, что на сердце у меня происходит. И опять же не в порядке слежки за мной. А в порядке рачения о моем спасении.

И в Церкви так же. Многие и многие люди в Церкви уверены, что Церковь постом сметану именно запрещает. А Она ничего не запрещает. Она говорит: хорошо бы тебе, человек, сейчас от нее воздержаться, а там уж ты сам решай.

И Вася повернул направо

А Вася, когда вышел на улицу, первым делом, как учила мама, застегнул воротник куртки, натянул поглубже шапку, закинул за спину рюкзак и спрятал зябнувшие руки в карманы. И тогда только он увидел, что автобус, на котором он приехал, куда-то уехал. А на нем уехал и единственный хоть чуть-чуть знакомый ему человек – кондуктор, который мог бы объяснить и ему самому и всем остальным людям, откуда он, Вася, сюда прибыл. А вот этого знания как раз у Васи и не было, куда ему отсюда, из совершенно незнакомого места, нужно возвращаться.

А место и правда было для него неизвестное. Вася оказался на каком-то огромном пустыре, где автобусы пассажиров высаживали, затем уезжали в автопарк, а сажали новых уже на какой-то другой улице. При этом пассажиры, когда только покидали автобусы на кольце, тут же куда-то спешно исчезали. Поэтому на пустыре в тот момент не оказалось, кроме третьеклассника Васи П., вообще ни одного человека.

Надо сказать, что если бы они даже и оказались, то вряд ли появление на пустыре третьеклассника с рюкзачком за спиной произвело бы хоть на кого-нибудь хоть какое-то особое впечатление, чтобы кто-нибудь стал бы подбегать к Васе и спрашивать: «Ах, чем тебе, мальчик, помочь?» С другой стороны, Вася, как и многие другие третьеклассники, не горел особым желанием общаться с незнакомыми взрослыми и вряд ли полез бы сам к ним с дурацким вопросом: «Простите, пожалуйста, вы не знаете случайно, где я нахожусь?»

Поэтому Вася просто стоял и рассуждал, как ему следует поступить в этой ситуации.

Он проспал. Мама с братьями-сестрами осталась где-то позади. Где он находится, он не знает, куда ему идти, он тоже не знает.

И вот тут на помощь ему пришел тот факт, что в нашей стране уже многие годы, независимо от материального благополучия и социального происхождения, все дети получают обязательное среднее образование. То есть ходят в школу. А в школе нашей, и на это даже многие родители сетуют, детям дают совершенно разносторонние знания, которые даже иногда кажутся многим избыточными.

Так вот, оказавшись в практически безвыходном положении, Вася вспомнил, что не далее как на прошлой, то есть на Страстной неделе, к ним в класс приходил преподаватель ОБЖ, отставной подтянутый военный, с достаточно простым и ясным взглядом на мир, и в порядке общего знания рассказывал им уверенно, что им делать и как поступать в непредвиденных экстремальных ситуациях.

И вот как раз в этот его приход Вася не болтал с другом своим по парте Кешей Т., а очень даже внимательно слушал и запомнил, что если человек где-нибудь потеряется или заблудится, то самый верный способ куда-нибудь в нужное место выйти – это найти линию высоковольтных передач с большими столбами-башнями и вот вдоль этой линии все идти и идти, никуда не сворачивая, и тогда обязательно куда-нибудь придешь.

Вот это всплывшее в мозгу замечательное правило (мы бы сейчас сказали по-интернетному «лайфхак», но Вася этого слова не знал, потому что интернет в его семье был совершенно ортодоксально запрещен), это правило так осветило его курносое, бледненькое, с небольшими конопушками, тонкое лицо, что когда он, оглядевшись, увидел в некотором удалении от автобусного пустыря те самые огромные столбы-башни, он пустился просто бегом бежать по грунтовой, присыпанной апрельским снежком дорожке, пока не добежал до линии передач.

Возле линии передач он не стал задерживаться и обдумывать, в какую сторону вдоль этих линий ему следует идти. Ну, если и задержался, то не больше, чем на мгновение, и поворотил направо. Может быть, оттого, что левая нога его была более сильная и сама возле линии поворотила движение его тела направо. Может быть, оттого, что справа, а не слева сквозь апрельскую серую хмарь пробивался незатейливый солнечный робкий проблеск. Может быть, на дорожке, которая вела направо, снег был белее и более утоптан. Может быть, оттого, что в православном сознании право всегда значительно лучше, чем лево. Мы не знаем, почему, но, как сказал бы любой маломальский православный читатель, воля Божия была, чтобы повернул Вася действительно направо.

А повернув, он достаточно бодро зашагал по дорожке, на которой мерзлая земля перемежалась все еще с не растаявшим снегом, а та часть снега, которая уже растаяла, превратилась в серые широкие лужи, в которых отражались столбы линии электропередач, кустики высокой засохшей прошлогодней травы по краям дороги и Вася П., который по этой дороге шагал.

Слишком шумные дети и никакого спасения

Илья Забежинский

Вася П., третьеклассник девяти с половиной лет от роду, происходил из многодетной православной неполной семьи, проживавшей в комнате небольшого размера в огромной коммунальной квартире где-то в Московском районе города Санкт-Петербурга. Среди своих семерых братьев и сестер Вася был не то чтобы младшим, но и не то чтобы старшим, так, посерединке.

А неполной семья Васи была по следующей причине.

Дело в том, что отец его Иван Сергеевич П., никогда нигде особо не работавший и с молодых лет подвизавшийся в храме церковным сторожем, сорокалетний обросший длинной бородой немного сутуловатый мужчина, обнаружил вдруг, что жена его Анастасия Витальевна, тоже по многодетности нигде не работавшая, тридцатипятилетняя достаточно постаревшая простоволосая женщина, а также прижитые с нею восемь ребятишек от двух лет и до четырнадцати, создают столько вокруг него всяческого шума и суеты, что сосредоточиться ему на вопросах собственного спасения, духовной жизни и необходимого для того молитвенного делания нет у него никакой возможности.

Уже давно, следует признать, Иван Сергеевич грустил и вздыхал по этому поводу, жаловался одному батюшке, другому, прихожанам жаловался, и при этом, при всей связности и очевидности приводимых им аргументов, вычитанных в тоненьких монашеских книжках, в пользу того, как жизненно необходимы спасающемуся именно покой и тишина, нигде и ни у кого Иван Сергеевич не находил понимания.

И вот одним серым дождливым петербургским вечером Иван Сергеич, обойдя спавших к тому времени детей, благословил их каждого тихим отеческим благословением, поручив тем самым непосредственному попечению самого Господа Бога, сказал жене своей Анастасии Витальевне, что отправляется на ночную вахту в храм, а сам отбыл в неизвестном направлении.

Как позже уже выяснилось, отбыл он на поезде в направлении карельского города П., где сел на пассажирское речное судно «Капитан Громов», каковое и доставило его на небольшой, но известный уединенный остров, на котором располагается один известный православный монастырь, к которому сердце Ивана Сергеевича пылало уже не один год, несмотря на беспрестанное зачатие и рождение многочисленных деток и всякую прочую семейную жизнь.

Там, в монастыре, он сказался Божьим странником и взялся за нехитрую кормежку подвизаться в том, в чем и так уж много лет подвизался, то есть сторожить один из храмов монастыря, да и всякую прочую нехитрую работу делать – листья мести, снег грести и, главное, без всякого отвлечения на ненужные житейские хлопоты.

Ну и куда человека Божьего девать, подумал отец игумен, денег не просит, а прокормить – прокормим с Божьей-то помощью? И оставил Ивана Сергеича в монастыре безо всякого подозрения насчет брошенных где-то жены и восьмерых деток.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector