Догматизм

Религиозные догмы

Несмотря на стремительный прогресс, которого достигла за последние десятилетия наука, ум некоторых людей до сих пор отягощен постулатами, навязанными различными религиями и верованиями. Приверженцы тех или иных теологических концепций уверены, что именно их система взглядов верна, а все, кто думают иначе, – это «заблудшие души».

Практически всегда догмы используются как орудие манипуляции человеческим сознанием. С помощью религиозных аксиом программируется поведение целых групп людей.

Такие общности фанатиков настроены враждебно по отношению к своим идеологическим оппонентам. Печальные результаты этих противостояний человечество испытало на себе в прошлом и продолжает страдать от них и в XXI веке.

Кто такой догматик?

Человека, привыкшего мыслить раз и навсегда установленными кем-то шаблонами, можно с полным на то основанием называть догматиком. Он пытается втиснуть картину мира в прокрустово ложе своих воззрений, не замечая подчас их абсурдности. В качестве подобных «аксиом» приведем примеры бытовых формул заядлого доктринера:

• «Порядочные люди перевелись на свете»;

• «Счастлив тот, у кого туже кошелек»;

• «Все женщины – стервы»;

• «Нельзя верить никому»;

• «Миром правят злодеи».

Как правило, догматичность жизненных установок такого человека хорошо заметна окружающим. Отношение к нему зачастую приобретает негативный оттенок. Для догматика характерны следующие черты:

1. Неприятие альтернативной точки зрения

Если вы начнете возражать этому человеку и выдвигать разумные контраргументы, он воспримет такую эскападу в штыки. Критика его ориентиров кажется такому упрямцу абсурдной и враждебной.

2. «Законсервированное» мышление

Догматики мыслят штампами, все новое вызывает у них подозрение и недоверие. Они живут в собственном мире, который подчиняется раз и навсегда установленным законам и отвергает любые перемены.

3. Слепое следование авторитетам

Такие люди крайне редко способны на выработку своей точки зрения. Обычно они предпочитают ссылаться на избитые цитаты выдающихся людей, что только подчеркивает догматичность их мышления.

Ярким примером человека подобного склада ума может считаться школьный учитель старой закваски. Его главная метода заключается в принуждении учеников к бездумной зубрежке материала, без проникновения в суть написанного. В результате воспитанники теряют гибкость восприятия и становятся заложниками непререкаемых формул и теорем.

Объяснительно-иллюстративное обучение

Рассматривая догматическое обучение, остановимся на объяснительно-иллюстративном варианте обучения. Его основной целью является передача и усвоение знаний, их практическое применение. Часто данный метод именуют пассивно-созерцательным способом обучения. Учитель старается изложить учебный материал с использованием иллюстративных и наглядных материалов, обеспечить усвоение его на основе воспроизводства и использования для разрешения практических задач.

Объяснительно-иллюстративный вариант обучения обладает следующими особенностями:

  • преподаватель рассказывает своим ученикам какую-то информацию, поясняет суть процессов, явлений, правил, законов с применением иллюстративного материала;
  • ученики сознательно усваивают эту долю знаний, воспроизводят ее на осознанном уровне, применяют их в разных видах в реальных жизненных ситуациях.

Догмат

Значение слова Догмат по Ефремовой: Догмат — Основное положение в религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежащее критике.

Значение слова Догмат по Ожегову: Догмат — Основное положение религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежащее критике

Догмат в Энциклопедическом словаре: Догмат — в религии — утвержденное высшими церковными инстанциямиположение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, неподлежащее критике. Систему догматов имеют христианство, ислам, буддизм идр. 2) То же, что догма.

Значение слова Догмат по словарю Ушакова: ДОГМАТ

, догмата, м. (от греч. dogma) (книжн.). 1. Основное, непререкаемое утверждение в религиозном учении.Догмат непогрешимости папы (у католиков). 2. перен. Отдельное положение какого-н. учения, научного направления, имеющее основополагающий характер.

Значение слова Догмат по словарю Брокгауза и Ефрона: Догмат

— Значение этого слова, как термина, употребляемого не в одном только Богословии, выясняется из того смысла, в каком оно употреблялось в античной литературе У Цицерона словом dogma обозначались такие доктрины, которые, будучи общеизвестными, имели значение неоспоримой истины. В этом смысле и христианские писатели, напр. Ориген и св. Исидор, называли Сократа законодателемдогматов аттических, учения Платона и стоиков — догматами. У Ксенофонта догматом называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие, и простые воины, должныбеспрекословно подчиняться. У Геродиана им обозначается определение сената, которому беспрекословно должен подчиниться весь римский народ. Этот смысл слово Д. сохранило и в греческом переводе 70 толковников, где в книгах пр. Даниила, Эсфири, Маккавейских словом δόγμα называется указ царский, подлежащий немедленному исполнению, а также закон царский или государственный, безусловно обязательный для каждого подданного. В Новом Завете, в Евангелии от Луки, δόγμα называется повеление кесарево о переписи народонаселения Римской империи, в кн. Деяний Апостольских — законы царские, в послании к Колоссянам и Ефесянам — имевшие божественный авторитет законы Моисея. Затем, в кн. Деяний (XV, 20—28) в первый раз словом δόγμα обозначаются те определения церкви, которые должны иметь непререкаемый авторитет для каждого ее члена. Из употребления этого слова у Игнатия Богоносца, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Викентия Лиринского и др. отцов церкви понятие о Д. выясняется с большей подробностью. У них: 1) Д. есть непререкаемая божественная (данная через божественное откровение) истина, и в этом смысле догматы веры называются божьими (δ. τοΰ Θεοΰ), божественными (δ. Θεία), господними (δ. τοΰ Κυρίου) и противопоставляются продуктам человеческого, особенно так называемого спекулятивного мышления и личным мнениям; 2) Д. есть истина, относящаяся к внутреннему существу религии, т. е. истина теоретического, или созерцательного, учения, учения веры, чем он отличается отправил жизни, или практической деятельности христианина; 3) будучи происхождения божественного, Д. есть истина, определяемая и формулируемая церковью, потому догматы обыкновенно называются догматами церкви (τά τής έκκλησίας δόγματα), или догматами церковными (τά έκκλεσιαστικά δόγματα), и 4) Д. есть истина, безусловное признание которой совершенно необходимо для христианина, чтобы по праву причислять себя к составу церкви.Н. Б. Догма Смита Догмат Догматизация

Кто такой прагматик?

Прагматик – это человек, руководствующийся в действиях практическими соображениями, но не придающий особого значения иным ценностям (таким как красота, справедливость, мораль, нравственность и прочее). С точки зрения философии, прагматиком является сторонник прагматизма – учения о практической ценности как о ключевом критерии значимости и истинности.

Слова «прагматизм» и «прагматик» образованы от древнегреческого слова «πράγμα» (pragma), что переводится как «действие». То есть, прагматичным можно назвать всё, что является действенным, производит какой-то значимый эффект. Приверженцы философского прагматизма предлагают не терять время на решение теоретических проблем, а заниматься исключительно теми делами, которые принесут измеримую материальную пользу.

Мы будем рассматривать прагматичность как бытовое явление, вынося философские вопросы за скобки. В повседневной жизни прагматиком называют человека, все действия которого направлены на получение практических результатов. Он не пойдёт с вами на крышу любоваться ночным небом, а ляжет спать, чтобы пораньше проснуться, ведь прагматики очень ценят своё время, умеют грамотно и ответственно его планировать. Они всегда знают, какой результат рассчитывают получить, выполняя определенные действия.

Выбирая себе цели и задачи, прагматик руководствуется практическими соображениями. Его предприимчивость не всегда нравится окружающим, поэтому к нему часто относятся с осуждением. Справедливости ради следует отметить, что подобное осуждение обычно исходит от людей, предпочитающих жаловаться на жизнь и её несправедливость, вместо того чтобы своевременно решать проблемы. Часто они просто завидуют прагматику, который лучше контролирует собственную жизнь и самостоятельно формирует свои принципы, не нуждаясь в навязанных ценностях.

Где же истина?

Как доказывает свою правоту догматик? Это, по мнению древних любителей мудрости, происходит в виде утвердительного монолога. Диалектики строили доказательство по-иному, предпочитая задавать вопросы в свободной дискуссии.

Догматик, даже если спрашивает, то скорее риторически, не ожидая конструктивного ответа. Его вопрос может звучать примерно так: «Вы видели, что натворил этот идиот?»

Непоколебимый догматик – это человек, имеющий сложившуюся систему убеждений, которая позволяет ему доказывать свою правоту, даже если факты говорят об обратном. Истина по определению не может родиться в споре с настоящим догматиком – он ее или утверждает, или отбрасывает.

Что такое догмат?

Что такое догмат?

Догматы – непререкаемые истины веры, данные через Божественное Откровение, определенные и сформулированные Церковью на Вселенских Соборах (в отличие от частных мнений). 

Свойствами догматов являются: вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность.

Краткое и точное изложение всех истин (догматов) христианской веры, содержится в Символе веры.

Догматы — вероучительное определение Православной Церкви, вводящее человеческий ум в познание Бога. «Все догматы или о Боге говорят, или о видимых и невидимых творениях, или о явленном в них промысле и суде», — указывает св. Максим Исповедник. Догмат есть превосходящая разум Богооткровенная истина, обладающая, по слову св. Иоанна Лествичника, неисследимой глубиной. Будучи итогом Божественного Откровения, догматы являются непререкаемыми и неизменными определениями спасительной христианской веры.

 Догматические определения Православной Церкви приняты на 7 Вселенских соборах, отражены в Никео-Константинопольском Символе веры и обладают непреложным авторитетом. Догматические соборные определения Православия обозначаются греческим словом «орос» (oros). В буквальном смысле оно означает «предел», «границу». Используя догматы, Церковь определяет человеческий ум в истинном Богопознании и ограничивает его от возможных ошибок. Формулировка догматических определений в истории Церкви, как правило, связана с ответом на еретические искажения смысла христианства. Принятие догматов не означает введения новых истин. Догматы всегда раскрывают изначальное, единое и целостное учение Церкви применительно к новым вопросам и обстоятельствам.

 Наличие строгого и отчетливого вероисповедного сознания — характерная черта и преимущество Православия. Эта особенность церковного учения восходит уже ко временам апостольской проповеди. Именно апостолам принадлежит первое употребление слова «догмат» в значении вероучительного определения. «Проходя же по городам, они передавали верным соблюдать определения (греч. – ta dogmata), постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме», — свидетельствует св. Евангелист Лука (Деяния 16:4). У апостола Павла в посланиях к Колоссянам (Кол. 2:14) и Ефесянам (Еф. 2:15) слово «догмат» употребляется в значении христианского учения во всей полноте. В таком же смысле слово «догмат» использовалось во II, III и начале IV веков, употреблялось святыми Игнатием Антиохийским, Иустином Философом, Климентом Александрийским. Древнейший, предшествовавший периоду Вселенских соборов, догматический памятник Православия — символ веры св. Григория Неокесарийского (Чудотворца), написанный им около 260-265 гг.

 С IV века слово «догмат» приобретает более определенный смысл. Непрерывная систематизация христианского вероучения ведет к отделению вероучительных и нравственных истин. С вероучительными истинами догмат отождествляется у святых Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, а на границе IV-V вв. и у Иоанна Златоуста. В эпоху Вселенских соборов значение догмата определяется окончательно. Под догматами стали понимать вероучительные истины, которые обсуждались и утверждались на Вселенских Соборах.

 Дарующие, по словам св. Максима Исповедника, свет ведения Божественные догматы Православия могут быть сведены к двум основным. «Предел Православия есть чисто ведать два догмата веры, – Троицу и Двоицу», — указывает св. Григорий Синаит. Почитание неслиянной и нераздельной Пресвятой Троицы, единого Бога в трех Лицах, в Котором Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как в целом учат святые Отцы, есть якорь христианского упования. Почитание Троицы необходимо связывается с почитанием Двоицы, то есть исповеданием Сына Божия Иисуса Христа в едином Лице, двух естествах и волях, божественной и человеческой, неслиянно и нераздельно соединенных. «Сказанное об этом в Евангелии слово можно разуметь так, — учит св. Григорий Синаит. — Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога в трех ипостасях, и посланного Тобою Иисуса Христа в двух естествах и хотениях (Ин. 17, 3)».

http://azbyka.ru

Назад к списку

Историческая справка

Догматический метод обучения предполагал ведение в школах всех предметов на латинском языке. Ведь тогда основным содержанием было изучение религиозных писаний. Такой вариант в истории известен, как «догматический тип обучения». При его организации информация, даваемая учителем, воспринималась в качестве непреложной истины. Ребенок, читая на латинском языке вопросы и ответы, заучивал их наизусть. Вариант беседы, которую предполагало догматическое обучение — это катехизическая беседа.

Основным видом деятельности учителя было комментирование текстов религиозных учений. Учащиеся слушали педагога, механически заучивали эти тексты.

Недостатки догматического обучения заключались в том, что основная позиция, занимаемая учеником, являлась результатом педагогических замыслов учителя.

Що таке догматизм?

Поняття догма говорить необхідності сприйняття чого-небудь спочатку істинним, без критики, науково не вивчені і не обґрунтовуючи, в основному покладаючись на віру в релігії або авторитет. Спочатку це поняття виглядало в контексті релігійного розуміння: в християнстві істинно було прийняття єдиності Бога, його непогрішимість і всесильність; в іудаїзмі – незаперечна ідея про реінкарнацію і карму.

Догматизм виникав одночасно з розвитком релігійних концепцій, які закликали віруючих беззастережно приймати за істину все віровчення,категорично заборонялося вільне трактування запропонованих релігійних догм і вважалася в очах церкви єрессю.

Догматизм в науці розглядається не стільки, як якась концепція поглядів, її характеристики і особливості, а як необхідність зберегти в стійкому, незмінному вигляді ці погляди і висновки, які не піддаючи їх критиці. З гносеологічної точки зору поняття догматизм виникло з неусвідомленого ігнорування змін і динамічності розвитку, перебільшеного сприйняття істинності затверджується, уникнення перевірки і логічного пояснення.

Психологічні коріння догматичної концепції лежать в тому, що мозок інертний, йому легше прийняти істину, ніж пояснювати її. Існує схильність до стереотипному сприйняттю, нахил швидше до консервативного минулого, ніж до творчого та невідомого сьогодення та майбуття.

З соціального боку догматизм проявляється в бажанні зберегти поточний стан справ, залишити в недоторканності індивідуальний або груповий статус. Догматизму протиставлено мислення, засноване на факті конкретності істини, її визначеності в рамках функціонування, умов формування, цілей, часу і місця застосування.

Догматичне мислення зі своєї принципової позиції перекручує суть початкових моральних позицій, так як автоматично перелажівает функції властивого даній ситуації морального принципу на інші ситуації, в результаті чого втрачається її значення, можливо, перетворюється в її протилежність. Наприклад, добро сприймається злом, якщо воно є причиною безкарності злочинів.

По суті, догматичне мислення властиве для консервативного моральної свідомості категорії людства, яке прихильне до ідеї абсолютизму: існування постійно діючих моральних і універсальних принципів, які проти соціального прогресу. Прикладом тому є релігійний догматизм, суть якого в твердому затвердження благодатність моральних принципів віри, одкровення з одночасним ігноруванням аргументу розуму, критичного мислення, розвитку науки. Часто догматизм проявляється через фанатизм або формалізм. При догматичному, абстрактному мисленні у вивченні теоретичних, історичних, політичних проблем не беруться до уваги чинники часу і місця.

Причиною кризових моментів в економіці, духовній сфері і соціальної може бути догматизм. Те, що не відповідає нормам, злагодженим канонам і догмам нашого розуміння і сприйняття вважається підозрілим і підлягає сумніву. Джерелами такого мислення є непрофесіоналізм і пристосуванство.

Отношения прагматика с окружающими

Если не считать того, что некоторые люди осуждают их взгляды и жизненную позицию, в большинстве случаев прагматики хорошо ладят с окружающими. Они не склонны к ссорам, предпочитают избегать даже эмоциональных споров, чтобы не тратить на них время и энергию. Из-за нежелания участвовать в «борьбе за справедливость» прагматиков часто считают неискренними. Но в действительности они менее склонны к лицемерию, ведь несмотря на расчетливость, они не бояться производить плохое впечатление.

Благодаря своей ответственности, целеустремленности и последовательности прагматики производят приятное впечатление на новых знакомых. Также им свойственен широкий кругозор и хорошее чувство юмора. Объясняя что-либо, они стараются привести простой и понятный пример из жизни, чем выгодно выделяются на фоне большинства людей, которые обычно не задумываются о том, насколько хорошо и точно понимает их собеседник.

Обычно прагматики нравятся новым знакомым, благодаря чему у них быстро завязываются хорошие отношения. Но когда дело доходит до дружбы или романтики, выясняется, что не всё так гладко. Прагматичный человек не меняется и сохраняет практичный подход во всех делах. Близкие люди обижаются на подобное поведение, считая, что он их не ценит. Он же искренне не понимает, что плохого в том, чтобы рационально планировать своё время.

догматизм

Систематизация и связи

Основания философии

Догмати́зм (от др.-греч. δόγμα «мнение, учение; решение») — способ мышления, оперирующий догмами (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них.

До́гма может означать: Догма, или догмат — основное положение какого-либо учения, принимаемое в рамках данного учения истинным, без требования доказательства.

Философия – этовинегрет из внутренне  и внешне противоречивых учений об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Философия отвечает всем критериям для отнесения её догмам, набору догм. Ни одно философское учение не имеет экспериментальных доказательств своих положений. Сторонники любого философского учения считают неизменными, вечными его положения, неприкасаемыми для критики.

До тех пор, пока догматизм владеет головой, не облеченной властью, это психиатрическое явление является проблемой тела, к которому прилагается эта больная голова.

Как только догматик оказывается во власти, его психиатрические отклонения отрицательно сказываются на всех подвластных.

Например, от преподавателя философии правилами обучения в университете поставлены в зависимость студенты. Следовательно, студенты — жертвы догматизма.

Путин открыто придерживается православных догматов. К тому же он патриот, государственник, почитатель славных боевых побед России, естественно русских, в первую очередь во время ВОВ. Лично я тоже преклоняюсь перед подвигом и жертвами народа во время ВОВ. Это — в нашем геноме, впитано с младенческого возраста. Но всё перечисленное — догмы. А как следует из определения, догмы неприкасаемы для критики, а их носители — догматики.

Догматизм первого, несменяемого лица в государстве, при фактически авторитарном режиме, — проблема всенародного масштаба, рано или поздно, но обязательно приводящая к тяжёлому кризису, уничтожающего все краткосрочные выгоды авторитаризма. Так случилось с царизмом, советской властью, с фашистскими Италией и Германией, монархиями, империями,  авторитарными Югославией Испанией, Португалией, Грецией, Египтом, Ливией, Сирией…

Вряд ли найдётся человек, у которого невозможно выявить ни одного догмата. Не быть догматиком в эпоху уже накопленного гигантского объема систематизированных знаний об объективной реальности и нынешней системе образования, — практически невозможно. Ибо проверить каждому на личном опыте все на свете утверждения об объективной реальности не позволяют ни материальные ресурсы общества, ни срок жизни. Но коль догматизм — явление иррациональное, то и деятельность носителя принципиально неадекватных объективной реальности идей, также ей неадекватна.

Человечество выработало защитные механизмы от догматизма. Во-первых, достойный человек сам должен выдавливать из себя каплей за каплей раба догматов (кто не выдавливает, а холит и лелеет, — явно недостойный). Во-вторых, это взаимовлияние и взаимодействие носителей разнородных догматов, частично взаимно-нейтрализующие их негативное влияние (именно поэтому все государства с моно-идеей, моно-идеологией — лузеры в историческом развитии). Нейтрализация негатива от догматизма первых лиц государства должна происходить за счёт их частой сменяемости частичными идеологическими антагонистами.

Итого: главный философский вывод — никакой философии; я знаю, что ничего не знаю, но тем самым я знаю больше того, кто полагает в отношении себя иное.

Связанные материалы Тип
Что такое догма Виталий Андрияш Запись

Фристайл, 5 Июль, 2020 — 05:22

Признаки прагматика

Прагматичные люди – это сильные, решительные личности, которые вызывают у окружающих уважение и восхищение. Такие люди редко пускают дела на самотек, предпочитают управлять всеми процессами и событиями в жизни. Такой человек не призовет на помощь фортуну и не станет оглядываться на кармическую предрасположенность, справедливо полагая, что ключ к решению задач находится у него в руках. Прагматики – это люди, которым присущи признаки:

  1. Самостоятельность. Независимость в принятии решений основывается на единоличном разделении ответственности за них.
  2. Четкость и ясность позиции. Они четко обозначают жизненные ориентиры, предпочитают действовать, а не ждать, планировать результат, а не мечтать.
  3. Отказ от случайных, лишних действий. Действия, которые предпринимает прагматик, направлены на достижение поставленной цели. Поступки ведут к конкретному результату, поэтому носят практический характер. Такие люди не поступят в ВУЗ, чтобы исключительно получить диплом, считая подобные действия лишней тратой времени и сил.
  4. Отношение к личному времени, как к бесценному, невосполнимому ресурсу. Управление личным временем состоит в четком планировании дел, составлении удобного, рационального, максимально объемлющего текущие задачи графика. Такие люди умеют разрабатывать план действий, учитывая даже минуты времени.
  5. Логический образ мышления. Неприятие эфемерных, необоснованных, неподтвержденных аргументами позиций и идей. Фундаментальные знания и способность делать верные выводы помогают найти логическое объяснение любой ситуации. Они не верят в неизбежность и неотвратимость доли, потому что считают возможным менять жизнь к лучшему.
  6. Умение рационально использовать обстоятельства, регулировать ситуации с позиции поиска выгоды независимо от исходных условий. Прагматики не станут уповать на везение и удачу или бездействовать в ожидании, когда подарки судьбы их настигнут. Они – хозяева собственной жизни и направляют ее течение в нужное русло, добиваясь успехов в сферах, которые считают приоритетными.

Само значение слов «прагматичный человек» предполагает отсутствие излишней эмоциональности, безрассудности, беспечности и легкомыслия. Обычно прагматики – мужчины, несклонные к сантиментам, спонтанным поступкам и неоправданному риску. Они – интеллектуалы, быстро обучающиеся и стремящиеся к овладению новыми, полезными знаниями.

Женщина-прагматик скрупулезно заботится о чистоте и порядке в доме. В ее доме мало роскошных предметов обихода. Обстановка подбирается с учетом практичности и целесообразности. Обычно в интерьере преобладает функциональная мебель, которая не требует особого ухода, легко чистится и моется.

Нередко прагматичность принимают за меркантильность. В отличие от меркантильных индивидов, прагматичная личность ставит цели и достигает их, преследуя материальную выгоду и получение морального удовлетворения. Причем чаще осознание своей правоты, душевное равновесие, саморазвитие, движение вперед для таких людей важней финансовой прибыли.

Быть прагматиком – значит быть ответственным, дисциплинированным, исполнительным и обязательным. Прагматичным людям не чужда любовь к искусству, но без фанатизма и преклонения. Для них важней результат, а не его планирование или процесс достижения. Им чужды такие свойства личности, как предвзятость, мечтательность, эйфория.

Портрет догматика

Как правило, догматик – это тугодум. Именно поэтому ему сложно участвовать в диспутах. Свое выступление ему нужно проработать заранее, сделать домашнюю заготовку, чтобы все тезисы были подкреплены весомыми аргументами. Он предпочитает двигаться от идеи к эмпирике, но не наоборот. Мысль для него фактически объективна. В своем крайнем выражении догматизм может иметь сходство с паранойей, но чаще подходит под определение «ментора» или «ученого осла».

Но в общем случае догматик – это всегда философ, старающийся связать воедино разрозненные факты, попадающиеся в поле его зрения. Чтобы договориться с ним, нужно искать точки соприкосновения и не давать ему возможности переходить на личности. Это трудно, но достижимо. Главное – сохранять спокойствие и доброжелательность.

Догматизм в философии

Догматизм в науке, философии оценивается характеристиками философских теорий или их разновидностью. Догматичным считается учение, какое выбирает какое-нибудь объяснение в качестве истины без предварительного анализа, не допуская изменений.

Понятие догматизм после Зенона и Перрона изучало много мыслителей. Философ И.Кант определял его не как всю философию в целом, а как некоторое познание не ориентированное на исследование его условий и возможностей. Гегель, один из творцов диалектической философии, понимал догматизм как абстрактное мышление.

Философский догматизм проистекает из ограниченного восприятия и доверчивости к тому, что без особой подготовки с элементарными знаниями, он может постичь истину и решить сложнейшие задачи, что становятся перед ним. Такой подход, определенный наивной верой, был предречен на множество ошибок и иллюзий, привел человека к глубокому разочарованию к своей способности познания. В следствие такого разочарования, возник диаметрально противоположный стиль мышления — скептицизм (отрицание всякой вероятности познать истину). Его еще называют в нынешней культуре релятивизмом. Скептики Перрон и Зенон называли догматиками всех философов, которые пробовали утверждать свои умозаключения как достоверные, они противопоставляли этому сомнение и нереальность в принципе узнать истину.

Решением этих двоих диаметральных позиций стало изучение границ возможностей познаний человека. Такой взгляд был назван Кантом как критицизм. Он уверял, что с периода Аристотеля догматическим мышлением метафизической науки не было обосновано ни одной идеи из логики и психологии, также уверял, что скептицизм также однобок, как догматизм. Кант критиковал философское учение от Декарта до Вольфа, называя его догматическим. Критикуя догматическое мышление, Кант заявлял, что индивид не может постичь вещи и явления просто так, потому что они существуют. Ни догматизм, ни скептицизм ничему не учат, сверх того, понятие догматизм становится по сути скептицизмом в силу своей однобокости.

Догматизм не может познать настоящих причин возникновения реальных проблем, не изучая их с позиции сегодняшнего и прошлого, в совокупности с разными проблемами, а просто налагая на существующий факт готовые идеи, постулаты, догмы, логические умозаключения. Это нередко провоцирует возникновение ложных проблем, что отдаляет или делает сложным решение настоящих проблемных ситуаций.

Между догматизмом и скептицизмом стал Г.Гегель со своим диалектическим методом. Диалектизм отличается от догматизма тем, что не хранит в себе односторонних умозаключений. Догматики всегда из одних умозаключений выводят другие, игнорируя факты из настоящей жизни. Последовательно «антидогматичной» стала марксистская философия, которая объясняя действительность, служит ее изменению. Такое понимание философской действительности исключает догматизм.

Догматизм в науке препятствует ее дальнейшему прогрессу, так как руководствуется устаревшими или однобокими теориями, откровенно неправильными понятиями. Так, догматическое мышление общества обернулось трагически для Дж.Бруно, Галилео, долго шла борьба против эволюционной теории Дарвина. Догматизм в науке, политике, социуме является тем обстоятельством, что тормозит развитие.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector