Правители россии от рюрика до путина: таблица
Содержание:
- Введение опричнины
- Почему Иван Васильевич получил прозвание «Грозный»?
- Отмена опричнины
- Легенда 4. Он постоянно заводил новых жен, а от старых избавлялся
- Борьба с изменой
- Причины появления на Руси царского титула
- Внешняя политика, войны и присоединение территорий
- [править] Правление
- Владимирские великие князья (1157–1425)
- Легенда 10. Иван Грозный ненавидел бояр
- Русь как преемница Византийской империи
- …И как следствие — следствие
- Раскаяние и приступы ярости
- Киевские князья (882–1263)
- Опричнина
- Стрельцы Ивана Грозного
- Грядущий Русский Царь — приход царя в России в 2022
- Легенда 14. Он был хорошо образован, знал много языков и собрал собственную библиотеку
Введение опричнины
Первый русский царь в истории России проникался все сильнее идеей установления личной диктатуры. Он объявил в 1565 году о введении опричнины в стране. Государство делилось отныне на 2 части. Земщиной стали называться территории, которые не вошли в опричнину. Каждый опричник обязательно присягал царю на верность. Он обязывался не поддерживать отношения с земскими.
Опричники были освобождены Иваном IV от судебной ответственности. С их помощью царь насильственно конфисковывал вотчины бояр и передавал их во владение дворянам-опричникам. Опалы и казни сопровождались разбоем среди населения и террором.
Почему Иван Васильевич получил прозвание «Грозный»?
Кстати, правление Ивана Грозного было самым длительным за всю историю нашего государства и насчитывало 51 год. На трон же он был возведен уже в 3 года (в 1533), в связи с ранней смертью отца и правил вплоть о своей смерти в 1584. Примечательно также и то, что это с подачи Карамзина за Иваном Грозным закрепилось именование Четвертого, так как историк начал отсчет с Ивана Калиты. Современники же именовали правителя не иначе как Иван Первый Васильевич, ведь он был первый Царем Руси в полном смысле этого слова, а не одним из многочисленных князей.
Илья Глазунов. Иван Грозный
Что касается прозвания «Грозный», то оно по свидетельству исследователя жизни царя Скрынникова:
Кстати, сложено о царе и несколько сказок, в частности «Иван Благочестивий» и «Иван Певчий», где он выступает, хоть и грозным, но благочестивым и мудрым царем. В первой сказке он изводит ведьм — причем слово его оказывается сильнее их темных чар и хоть колдуньям и удается вырваться на свободу, но царь превращает их в сорок, которые с тех пор никогда не подлетают к Москве, чтобы не навлечь на себя новую беду. Во второй сказке идет речь о посещении царем песнопения в Сергиевом монастыре. Потрясенный прекрасным голосом певца государь хочет немедленно узнать его имя, но тот не прерывает своего пения пока не доводит его до конца. После чего отвечает, что во время службы в церкви должен звучать лишь один голос. Царь признает мудрость этого суждения, несмотря на некоторую его дерзость, и награждает певца.
Как видим в сложенных сказках образ царя достаточно положительный, а разве можно обмануть народную память? Откуда же тогда уже после смерти царя появилось прозвание «Грозный»? Историк Скрынников полагает, что в представлениях людей того времени слово «грозный» несло несколько другой смысл:
— то есть «Грозный» царь — это, прежде всего, проводник воли Бога на земле. В этом контексте интересно вспомнить и о том, что с грозой в древнеславянские времена, ассоциировался Перун — бог покровительствующий битвам и победам, а также вершащий справедливый суд. С одной стороны, кажется, что времена почитания Перуна достаточно далеки от Ивана Грозного, но с другой — существует масса свидетельств о том, что двоеверие и древние религиозные представления пронизывали народную культуру даже в послепетровские времена. Отчего бы тогда не привести такую аналогию для размышлений?
Кадр из фильма С.Эйзенштейна
Отмена опричнины
В начале правления Ивана Грозного Россия прочно утвердилась на территориях бывших осколков Золотой Орды — Казанского и Астраханского ханств, Ногайской орды. Удавалось поддерживать безопасность и на южных рубежах, где соседом России было Крымское ханство.
Однако в 1560-е годы крымский хан выдвинул московскому царю ряд территориальных требований, касавшихся Казанских и Астраханских земель. Крым начал подготовку завоевательного похода, чему активно содействовала Османская империя.
В 1569 году состоялся неудачный для крымчан Астраханский поход, в 1570 году крымские царевичи совершили нападения на пограничные с Москвой территории.
В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей выступил на Москву со всей ордой. Опричное войско, которое должно было держать оборону берегу реки Оки в районе Калуги, не оказало сопротивления, что обусловило беспрепятственное продвижение к Москве. Отказавшись от штурма, крымский хан принял решение сжечь городские посады. Огонь перекинулся на весь город, пострадали Кремль и Китай-город. Это событие стало ключевым фактором, который заставил Ивана пересмотреть существовавший политический режим.
В.М. Васнецов — «Царь Иван Васильевич Грозный»
Однако признать поражение собственной политики царь не решился и в очередной раз обвинил бояр (а конкретно князя И.Ф. Мстиславского) в измене и сговоре с татарами, что и привело к поражению и сожжению Москвы. Помимо этого, царь продолжал проводить расследования, выявляя значительные факты злоупотребления опричниками своей властью.
В 1572 году Москва ожидала повторения похода крымчан, так как путём дипломатии конфликт урегулировать не удалось. На этот раз русское войско возглавил командующий М.И. Воротынский, ранее часто оказывающийся в опале. Под его началом встали вместе как опричное войско, так и земские люди. В битве у деревни Молоди русскому войску удалось выстоять, крымский хан был разбит.
Как писал историк В.Н. Кобрин: «Битва при Молодях стала победой не только над Девлет-Гиреем, но и над опричниной». Осенью 1572 года Иван отменил разделение страны на две части, и, более того, запретил любые упоминания об опричнине.
Учите историю вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду HISTORY72021 вы получите бесплатный доступ к курсу истории 7 класса, в котором изучается тема опричнины.
Легенда 4. Он постоянно заводил новых жен, а от старых избавлялся
Вердикт: жениться любил, но обвинение голословно.
Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву. Картина Григория Седова. 1875 год Государственный Русский музей
Личная жизнь царя была такой же запутанной, как его политика. После смерти первой жены Анастасии Романовны и второй, кабардинской княжны Марии Темрюковны, он выбрал в жены Марфу Собакину, которая прожила после венчания только 15 дней и умерла по неизвестной причине. В 1572 году царь заставил духовенство разрешить ему четвертый брак (тогда как обычно уже третий Церковью не одобрялся как «свинское житие»), а затем и пятый, но и Анна Колтовская, и Анна Васильчикова были пострижены в монахини. Василиса Мелентьева, очевидно, законной женой вообще не была.
Последней царицей стала в 1580 году Мария Нагая, которая родила царевича Дмитрия, скончавшегося в 1591 году в Угличе при не выясненных до конца обстоятельствах. Но и незадолго до смерти Иван Грозный строил новые матримониальные планы: отправил в Англию специального посла, думного дворянина Федора Писемского, чтобы просить у королевы Елизаветы руки ее родственницы Мэри Гастингс.
Борьба с изменой
Царь был абсолютно уверен, что со всех сторон его окружали изменники. Однако сегодня невозможно точно установить, чем в большей степени руководствовался Иван IV, раскручивающий маховик террора, – болезненной подозрительностью или реальной угрозой исходившей от его приближенных.
Со слов Скрынникова, первоначальный замысел опричнины заключался в «охранении жизни царя», и только потом она должна была покончить со злоупотреблениями боярства и прочими перекосами в государстве. Однако наделив широчайшими полномочиями опричников, царь фактически благословил их на бесчинства.
Причины появления на Руси царского титула
Высшим титулом правителя на Руси с древности считался «князь». После того как произошло объединение русских княжеств под властью Киева высшим званием правителя стал титул «великий князь».
Титул «царь» носил византийский император в Константинополе. В 1453 году Константинополь пал под ударами турок, а незадолго до этого греческое православие заключило Флорентийскую унию с католическим Римом. В связи с этим последний греческий митрополит был изгнан с Московской кафедры, которая провозгласила себя независимой от Византии. Новых митрополитов выбирали из природных русаков.
Московская Русь, в отличие от Византии, усилиями великих князей, в том числе отцом Ивана IV, а затем и им самим, объединялась, расширялась и укреплялась. Великие московские князья стали называть себя «государями всея Руси» и постепенно приучать иностранных дипломатов и своих подданных к мысли, что их государство — не задворки, а центр истинного христианского мира, не подверженного вероотступническим униям. Появляется и укрепляется в сознании мысль о Москве как о третьем Риме, который является наследником не униатской Византии, как в политике, так и в вере, об особом предназначении Руси.
Кроме всего вышеназванного, титул «великий князь» в Европе воспринимался как «принц» или «герцог» и, соответственно, как вассал или подчиненный императора.
Титул «царь» ставил «государя всея Руси» на один уровень с единственным в то время императором – императором Римской империи, которому номинально подчинялись все европейские короли.
Венчали на царство Ивана IV в 1547 году, в возрасте 17 лет. Правившая страной в то время боярская верхушка надеялась, что царь останется марионеткой в их руках и официальной вывеской государства.
Официальное признание Европой царского титула за московским государем произошло в 1561 году, когда восточный патриарх Иоасаф подтвердил его своей грамотой. Отдельные государства, например, Англия и Швеция, признали титул русского царя раньше патриарха.
Внешняя политика, войны и присоединение территорий
Во внешней политике Иван стремился установить связи с возможно большим числом государств, но на русских условиях. Царь не испытывал страха или неприятия по отношению к нравам других стран (он был очень образованным человеком). Однако то, что он считал правом своим и своей страны, Иван отстаивал любыми методами. В его правление территория Русского государства заметно увеличилась.
Дипломатия царя Ивана
Иван стремился перенять у других государств максимум полезного для Руси, и потому поддерживал связи со многими европейскими дворами. Он вел личную переписку с королями Дании и Швеции, с королем Речи Посполитой Стефаном Баторием и королевой Елизаветой I Английской. Он не стеснялся обращаться к коронованным собратьям с просьбами (в частности, у датского короля выпросил специалистов печатного дела). У Ивана даже был план заключения династического брака, и он пытался свататься к Елизавете Английской и к ее родственнице, Мэри Гастингс.
Желание наладить отношения и ведение переговоров не мешали Ивану принимать решения, невыгодные для иностранцев. Так, состоя в длительной переписке с Елизаветой I и поддерживая в целом хорошие отношения с Англией, Иван лишил британских купцов привилегий в торговле на русском Севере. Если переговоры шли во время войны, царь, находясь в невыгодном положении, мог обещать оппоненту большие уступки, а потом отказываться от обещаний и снова начинать войну.
Приглашение иностранцев
Иван желал, чтобы его страна имела более тесные контакты с остальным миром и перенимала там полезные знания и прогрессивные методы хозяйствования. В связи с этим он разослал в Европу приглашения на службу в Москву специалистам разного рода – от книгопечатников до теологов. Нежелание ливонцев пропускать этих людей через свои земли стало одной из причин Ливонской войны.
Хотя массовый ввоз специалистов не удался, Иван охотно брал на службу иностранцев и давал им должности. Так, он попытался переселить в Москву немалое количество пленных ливонцев во время войны. Эту практику перенял затем Петр Великий.
Войны Ивана Грозного
В правление первого царя велось немало войн. Результаты они давали разные: были и блистательные победы, и крупные неудачи.
- Казанские походы 1547-1552 гг. привели к покорению и присоединению Казанского ханства. Было покончено с внешней опасностью для восточных земель (казанские ханы часто нападали на пограничье), территория царства значительно увеличилась. Иван требовал от своих наместников милостиво обращаться с завоеванными, а знать брал на службу.
- Столь же блистательные результаты дали Астраханские походы 1554-1556 гг. Крымское ханство, постоянно угрожавшее Руси с юга, лишилось союзника. Русский царь стал управлять землями в нижнем течении Волги, его владения протянулись до Кавказа.
- Война со Швецией (1554-1557 гг.) за влияние на Балтике закончилась фактически вничью. Стороны заключили перемирие на 40 лет на условиях договора 1323 года, не достигнув желаемого (это справедливо для обоих участников).
- Ливонская война (1558-1583 гг., с перерывами) – самая противоречивая за все правление Грозного. В ходе ее русская армия имела значительные успехи (в частности, Ливонский орден был разгромлен), однако необходимость вести войну сразу с несколькими противниками (в Ливонской войне это были Великое княжество Литовское и позже Речь Посполита, Швеция, Дания) и репрессии против многих талантливых военачальников привели к серьезным поражениям. Ливонская война разорила западные пограничные земли, лишила Русь влияния на Балтике (отрезав выход к морю), привела к переходу части русских земель под власть Речи Посполитой.
Также в правление Ивана Грозного регулярно происходили стычки с Крымским ханством (только за время Ливонской войны ханы нападали на Русь 22 раза). Результаты этих столкновений были различными. Русским войскам удавалось наносить хану чувствительные удары (к примеру, при Молодях в 1572 году), но в целом крымские набеги нанесли большой ущерб южным русским землям.
В 1581-1583 гг. Ермак Тимофеевич разгромил Сибирское ханство и захватил его столицу. Действовал он без царского приказа, в содружестве лишь с купеческим родом Строгановых. Царь сперва осуждал действия Ермака, но позже (после его успехов) переменил мнение, ласково принял послов казака и наградил их. Завоеванные земли были присоединены к Русскому царству – было положено начало покорению Сибири.
[править] Правление
После смерти отца Иван Васильевич был объявлен правителем под опекой матери (3 декабря 1533); потом находился под опекой высших боярских родов — Шуйских, Бельских; самостоятельно управлять начал в 13-летнем возрасте, когда неожиданно приказал казнить главного из своих тогдашних опекунов, князя Андрея Шуйского, и объявил себя самодержцем (29 декабря 1543). В 1547 году он, как первый правитель в российской истории, принял титул царя (16 января 1547).
Начиная с 1549 года, он, с опорой на т. н. «Избранную раду», совершил ряд значительных государственных преобразований: земские, губные, военную реформы; отменил кормления и принял «уложение о службе» (1555—1556), а также «Приговор о местничестве»; утвердил новый судебник (1550); под его надзором был принят сборник постановлений о церковной жизни «Стоглав» (1551); в начале 1560-х годов провел реформу государственной сфрагистики; была завершена денежная реформа, начатая при Елене Глинской.
В 1560-х — 1570-х гг. Иван Васильевич ликвидировал совещательные органы и начал царствовать единолично; в этот период он совершил несколько волн политических репрессий (известных также как «опричнина»), направленных против боярства и на укрепление самодержавия; как сами репрессии такого размаха, так и личное участие в них царя, тяжело отразились на обществе.
В зарубежной политике Иван Васильевич пытался укрепить позиции России на восточном и южном направлениях, а также выйти к Балтийскому морю; при нем был заключён первый торговый трактат с Англией (1554). С 1545 года и почти до самой смерти Иван Васильевич вел войны: в Поволжье, Крыму и Сибири против татарских государств; в Прибалтике и Беларуси — против Ливонии, Швеции, ВКЛ и Польши (см. Ливонская война). Ливонская война закончилась для России неудачно, но в Поволжье и Сибири были сделаны значительные территориальные завоевания. В конце 1569-начале 1570 года совершил карательный поход против Новгорода. Имел значительные связи с Англией (см. Иван Грозный и Англия).
При Иване IV был запрещен въезд на территорию России еврейских купцов (см. также иван Грозный и евреи).
Владимирские великие князья (1157–1425)
Владимирские великие князья – это правители Северо-Восточной Руси. Период их правления начинается с обособления Ростово-Суздальского княжества от Киева в 1132 году и заканчивается в 1389 году, после вхождения Владимирского княжества в состав Московского. В 1169 году Андрей Боголюбский захватывает Киев и провозглашается великим князем, но на княжение в Киев не едет. С этого времени Владимир получает великокняжеский статус и превращается в один из влиятельнейших центров русских земель. После начала монгольского нашествия владимирские князья признаются в Орде старейшими на Руси, а Владимир становится номинальной столицей русских земель.
Правитель
Годы правления
Примечание
4 июня 1157 – 29 июня 1174
Михалко Юрьевич
1174
Ярополк Ростиславич
1174 – 15 июня 1175
Михалко Юрьевич
15 июня 1175 – июнь 1176
июнь 1176 – 15 апреля 1212
Юрий Всеволодович
апрель 1212 – апрель 1216
Константин Всеволодович
апрель 1216 – 2 февраля 1218
Юрий Всеволодович
февраль 1218 – 4 марта 1238
Ярослав Всеволодович
1238 – 30 сентября 1246
Святослав Всеволодович
1246 – начало 1248
Михаил Ярославович Хоробрит
начало 1248 – зима 1248/1249
Андрей Ярославович
декабрь 1249 – 24 июля 1252
1252 – 14 ноября 1263
Ярослав Ярославович Тверской
1264 – 1272
Василий Ярославович Костромской
1272 – январь 1277
Дмитрий Александрович Переяславский
1277–1281
Андрей Александрович Городецкий
1281–1283
Дмитрий Александрович Переяславский
декабрь 1283 – 1293
Андрей Александрович Городецкий
1293 – 27 июля 1304
Михаил Ярославович Тверской
осень 1304 – 22 ноября 1318
Юрий Данилович
1318 – 2 ноября 1322
Дмитрий Михайлович Грозные Очи (Тверской)
1322 – 15 сентября 1326
Александр Михайлович Тверской
1326–1328
Александр Васильевич Суздальский
1328–1331
1328–1331
соправитель
1331 – 31 марта 1340
Семен Иванович Гордый
1 октября 1340 – 26 апреля 1353
Иван II Иванович Красный
25 марта 1354 – 13 ноября 1359
Дмитрий Константинович Суздальско-Нижегородский
22 июня 1360 – декабрь 1362
Дмитрий Иванович Донской
начало января – весна 1363
Дмитрий Константинович Суздальско-Нижегородский
весна 1363
весна 1363 – 19 мая 1389
Василий Дмитриевич
15 августа 1389 – 27 февраля 1425
Легенда 10. Иван Грозный ненавидел бояр
Вердикт: это неправда.
Опричники. Картина Николая Неврева. 1870-е годы Киргизский национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева
Боярин XVI века — не особая порода вредных людей, а высший чин среди тогдашней элиты, государева двора. Члены Боярской думы, царские воеводы, послы, наместники — все они выходцы из нескольких десятков знатных родов, чьи предки из поколения в поколение служили московским князьям. Обойтись без них было невозможно.
Потомок законных государей царь Иван Васильевич мог казнить того или иного боярина, но ему и в голову не могло прийти назначить на их место самых преданных, но простых мужиков или даже незнатных провинциальных дворян. Поэтому в опричнине новые слуги царя вовсе не были худородными.
Опричную думу возглавлял кабардинский князь Михаил Черкасский, брат новой царицы Марии, там заседали представители старинных фамилий — бояре Алексей Басманов и Федор Умново-Колычев; князья Никита Одоевский, Василий Тёмкин-Ростовский, Иван Шуйский. Да и среди прочих опричников были Рюриковичи и Гедиминовичи — князья Ростовские, Пронские, Хворостинины, Волконские, Трубецкие, Хованские. А также члены других старых и честных московских родов — Годуновы, Салтыковы, Пушкины, Бутурлины, Тургеневы, Нащокины. Даже главный палач опричнины Малюта Скуратов-Бельский происходил из вполне достойного служилого рода.
Русь как преемница Византийской империи
Нужно отметить, что представления о месте Руси в христианском мире стали формироваться вскоре после того, как она приняла христианство. До этого у славян существовала языческая вера, а после их крещения Киевская Русь сравнялась с прочими христианскими странами.
Но как показал исторический процесс, не всем государствам удалось сохранить веру в первоначальном виде. В 1054 году Римская церковь отделилась от Вселенского православия. В 1439 году константинопольским патриархом была заключена Флорентийская уния с Римской церковью. А в 1453-м под натиском турок пал Константинополь.
Все эти события оказали влияние на развитие не только многих европейских стран, но и Руси. С падением Византии, которая была мощной христианской державой, начинает переосмысливаться роль в событиях мировой истории и ее дальнейшем развитии правителей Руси.
Московские великие князья начинают рассматривать себя в качестве преемников византийских императоров, а Русское государство стремится к тому, чтобы занять место, ранее принадлежавшее Константинополю.
…И как следствие — следствие
15 мая 1591 года около полудня царевич и четверо мальчишек играли в ножички. При этом были трое взрослых: мамка Волохова, постельница Колобова и кормилица Тучкова. В какой-то момент со двора раздались крики, зазвучал набат, и прибежавшие первыми угличане увидели, как царица Мария поленом бьёт мамку Василису Волохову, старшую няньку мальчика. Та была доверенной слугой, бывшей в своё время «при самом» царе Иване Васильевиче (она заведовала постельными принадлежностями царской опочивальни), и в своё время вместе с вдовой царицей отправилась в Углич. Мгновенно распространился слух, что мальчика убили «москвичи» — сын Волоховой Осип, сын Битяговского Данила и его двоюродный брат Никита Качалов. Вспыхнули беспорядки, в ходе которых было убито полтора десятка человек во главе с Михаилом Битяговским.
Как только в Москве стало известно о происшествии, фактический правитель государства, царский шурин Борис Годунов, «наладил» в Углич следственную комиссию, составленную «по высшему разряду»: боярин Василий Шуйский, окольничий Андрей Клешнин, думный дьяк Елизар Вылузгин и митрополит Геласий. Следователи допросили практически всех, кто что-либо знал, в общей сложности около ста пятидесяти человек; единственный важный свидетель, которого формально не допрашивали, — Мария Нагая (по-видимому, на вдовствующую царицу у комиссии не хватало полномочий), но и она передала свою «повинную», признав, что с убийством Битяговских и прочих получилось нехорошо: «…и то дело учинилось грешное, виноватое».
Убиение царевича Димитрия в Угличе. Павел Плешанов, 19-й век. (Pinterest)
Как ни удивительно, само следственное дело превосходно сохранилось до наших дней. Несмотря на имевшиеся подозрения, что с ним «поработали», сегодня большинство исследователей полагает, что это всё-таки угличский оригинал: в деле нет явных пробелов и нестыковок, оно писано шестью разными почерками, сличение пятен на разрезанных листах (судя по всему, это сделали архивные служащие в петровское время — они разрезали оригинальные свитки для удобства хранения) позволяет определить изначальный порядок. Имеются подписи свидетелей, и они явно указывают на то, что их оставили разные люди: почерк, грамотность…
Противоречий в показаниях немало, но это как раз абсолютно нормально: любому следователю хорошо известно, как по-разному воспринимают разные люди одни и те же события. Не будем забывать и о том, что некоторые угличане пытались отвести от себя или своих близких подозрения, а другие передавали чужие слова как свои впечатления. Это ещё одно, пусть и косвенное, свидетельство того, что Шуйский и его подчинённые фиксировали, а не выдумывали: кабы сочиняли, вышло бы гораздо «глаже».
Раскаяние и приступы ярости
Царь с 1578 года перестал казнить. Практически в это же время он распорядился составить поминальные списки (синодики) казненных, а затем разослать по монастырям страны вклады на их поминовение. В составленном в 1579 году завещании царь каялся в содеянном.
Однако периоды молитвы и покаяния у него сменялись приступами ярости. 9 ноября 1582 года, во время одного из этих приступов, в своей загородной резиденции (Александровской слободе) он случайно убил Ивана Ивановича, своего сына, попав ему в висок посохом с железным наконечником.
Смерть наследника повергла в отчаяние царя, так как Федор Иванович, другой его сын, был неспособен к управлению государством. Иван отправил большой вклад в монастырь на помин души Ивана, подумывал даже сам уйти в монастырь.
Киевские князья (882–1263)
К киевским князьям мы относим правителей Древнерусского государства и Киевского княжества. С конца IX по начало XIII века киевский престол считался наиболее престижным, и его занимали самые авторитетные князья (как правило, из династии Рюриковичей), которые признавались остальными князьями в порядке престолонаследия. В конце XII века эта традиция стала ослабевать, киевский престол влиятельные князья не занимали лично, а направляли на него своих ставленников.
Правитель
Годы правления
Примечание
882–912
912–945
945–960
945–972
Ярополк Святославич
972–978
978–1015
Святополк Владимирович
1015–1016; 1018–1019
1016–1018; 1019 – 20 февраля 1054
Изяслав Ярославич
20 февраля 1054 – сентябрь 1068
Всеслав Брячиславич
сентябрь 1068 – апрель 1069
Изяслав Ярославич
1069–1073
Святослав Ярославич
1073 – 27 декабря 1076
декабрь 1076 – июль 1077
Изяслав Ярославич
июль 1077 – 3 октября 1078
Всеволод Ярославич
октябрь 1078 – 13 апреля 1093
Святополк Изяславич
апрель 1093 – 16 апреля 1113
апрель 1113 – 19 мая 1125
май 1125 – 15 апреля 1132
Ярополк Владимирович
17 апреля 1132 – 18 февраля 1139
Вячеслав Владимирович
22 февраля – 4 марта 1139
Всеволод Ольгович
5 марта 1139 – 1 августа 1146
август 1146
Изяслав Мстиславич
13 августа 1146 – после 23 августа 1149
Юрий Владимирович Долгорукий
28 августа 1149 – август 1150
Вячеслав Владимирович
август 1150
Изяслав Мстиславич
август 1150
август 1150 – начало 1151
Изяслав Мстиславич
март 1151 – 13 ноября 1154
Вячеслав Владимирович
апрель 1151 – декабрь 1154
соправитель
Ростислав Мстиславич
декабрь 1154
Изяслав Давыдович
декабрь 1154 – март 1155
Изяслав Давыдович
19 мая 1157 – декабрь 1158
Мстислав Изяславич
22 декабря 1158 – апрель 1159
Ростислав Мстиславич
апрель 1159 – 12 февраля 1161
Изяслав Давыдович
12 февраля – 6 марта 1161
Ростислав Мстиславич
март 1161 – март 1167
Владимир Мстиславич
март – май 1167
Мстислав Изяславич
май 1167 – 12 марта 1169
Глеб Юрьевич
12 марта 1169 – февраль 1170
Мстислав Изяславич
февраль – 13 апреля 1170
Глеб Юрьевич
13 апреля 1170 – 20 января 1171
Михалко Юрьевич
1171
Роман Ростиславич
1 июля 1171 – февраль 1173
18 февраля – 24 марта 1173
Ярополк Ростиславич
соправитель
Рюрик Ростиславич
24 марта – сентябрь 1173
Ярослав Изяславич
ноябрь 1173 – сентябрь 1174
Святослав Всеволодович
январь 1174
Ярослав Изяславич
январь – 2-я половина 1174
Роман Ростиславич
2-я половина 1174 – июль 1176
Святослав Всеволодович
20 июля 1176 – конец августа 1180
Рюрик Ростиславич
конец августа 1180 – лето 1181
Святослав Всеволодович
лето 1181 – 25 июля 1194
Рюрик Ростиславич
лето 1194 – осень 1201
Ингварь Ярославич
1201 – 2 января 1203
Рюрик Ростиславич
2 января 1203 – зима 1204
Ростислав Рюрикович
зима 1204 – лето 1205
Рюрик Ростиславич
лето 1205 – август 1206
Всеволод Святославич Чермный
август – сентябрь 1206
Рюрик Ростиславич
сентябрь 1206 – весна 1207
Всеволод Святославич Чермный
весна – октябрь 1207
Рюрик Ростиславич
октябрь 1207 – 1210
Всеволод Святославич Чермный
1210 – лето 1212
Ингварь Ярославич
лето 1212
Мстислав Романович
лето 1212 – 2 июня 1223
Владимир Рюрикович
16 июня 1223 – май 1235
Изяслав Мстиславич
июнь – конец 1235
Владимир Рюрикович
конец 1235–1236
Ярослав Всеволодович
1236 – 1-я половина 1238
Владимир Рюрикович
1238
Михаил Всеволодович
1238 – после 18 октября 1239
Ростислав Мстиславич
1239–1240
Даниил Романович
1240
Михаил Всеволодович
после 9 апреля 1241 – 1243
Ярослав Всеволодович
1243 – 30 сентября 1246
1249 – 14 ноября 1263
Опричнина
В 1560 году Иван 4 стал постепенно ужесточать свою власть в Московском государстве. В конце 1564 года в государстве была попытка вооружённого мятежа с целью свержения московского царя. В связи с этим царь ввёл в стране Опричнину. Теперь страна была поделена на две части: земщину и Опричнину. Опричники были освобождены от судебной ответственности, поэтому Иоанн Четвёртый конфисковал вотчины у бояр и передал их опричникам из дворянского рода. Все восставшие против опричников были казнены и уничтожены.
В конце 1569 года у царя возникло подозрение о том, что в Новгороде знать готовит заговор. Правитель осенью 1569 года вместе со своим войском опричников отправился с военным походом против Новгорода. По дороге в крупных городах опричники грабили, убивали и казнили.
А уже в начале января 1570 года Новгород был окружен. Через 4 дня приехал уже и сам Иван 4, который начал репрессии. По летописным записям известно, что опричники пытали и убивали не только взрослое население, но и детей. Казни были жестокие, а грабежи не прекращались ни на минуту. В Пскове, который был занят сразу после Новгорода, Иоанн Четвёртый ограничился лишь только несколькими казнями.
Турецкие войска, начиная с 1563 года, совершили два неудачных похода на Астрахань. В 1567 году активность Крымского ханства усиливается, и военные походы становятся все чаще. В 1571 году даже состоялся военный поход на Москву. Царь уехал в Ростов, а крымцы стали жечь окраины города. Иван 4 согласился отдать Астрахань, но тот требовал Казань.
В 1572 году состоялся второй поход крымского хана на Москву, где войско Крымского ханства не только потерпело поражение, но и практически полностью было уничтожено. Итогом этой войны стало не только сожжение части Москвы, но и отмены Опричнины. Прежние опричники, которыми царь так гордился, были уничтожены и казнены.
Стрельцы Ивана Грозного
Хотя первые залпы огнестрельного оружия прогремели на Руси за полтора с лишним века до воцарения Ивана Грозного, широкое распространение «огненный бой» получил именно при нем. И именно при этом царе в 1550 году в русской армии появляются первые регулярные части, вооруженные ручным огнестрельным оружием, — стрельцы. Слово это, некогда обозначавшее просто лучника, при Иване IV получает новый смысл: теперь так называют вооруженных пищалями и мушкетами воинов, находящихся на государственной службе и получающих за это деньги. Оклады стрельцов были немалыми: их жалование составляло по 4 рубля в год, что по тем временам было весьма существенной суммой. В отличие от боярского ополчения, которое в отсутствие боевых действий занималось обыденным мирным трудом, стрельцы в мирное время несли гарнизонную службу и выполняли обязанности по обеспечению общественного порядка и функции пожарных.
Русские стрельцы. Иллюстрация из монографии «Историческое описание одежды и вооружения российских войск» Александра Висковатова, 1841-1862 гг.
Грядущий Русский Царь — приход царя в России в 2022
Грядущий русский царь
Многие задают вопросы: грядущий Царь России, кто он и откуда?Мои инициалы (R.S.T.) Р.С.-Турунтай, я из города Кострома, с берегов великой реки Волги.
Предыстория:
На земле было древняя цивилизация, с единой античной архитектурой. Древняя династия Арьиев — управляла допотопной предыдущей Античной цивилизацией (ANTES — предыдущая) и было два Рима…Первый Рим пал под натиском Латинян и был разграблен. Второй Рим, его мы знаем как Царьград, тоже пал под их натиском, хотя и в изТОРЫи напишут, что его захватили турки-сельджуки. На самом деле, падение Царьграда следует считать с захвата его Латинянами и образованием Латинской Империи.На руинах первого Рима, и второго — Царьграда была создана Латинская империя (от слова ЛАДИНО — язык евреев-сефардов), захвативших власть обманом, подкупом, с помощью наемников и через самый верный и успешный способ — библейских жен.
Рим снова переносят…в НОВЫЙ город.Переносят в него и статус правителя — правитель Великого Новгорода становится уже не просто Великим князем, а именно Царем или Господарем ВСЕЯ РУСИ.
#ЦъАрь , Кайзер, Цезарь, Царь — это все слова одного рода. Царь (от цьсарь, цѣсарь, лат. caesar, др.-греч. καῖσαρ).Из Википедии «в сферу политического объединения и построения единого Русского государства этот титул впервые переносится в связи с Великим Новгородом»И вы, наверное, знаете, что Иван Грозный был прямой наследник Римской империи и Византии.А затем. при Годунове в Новый город переносят и статус верховного жреца — Верховный Патриарх в белом клобуке.
Кстати, и сам город называется ГосподАРЬ Великий Новгород
Третий Рим в Москве — это уже придумка латинян, которые при Романовых (Roma Nova) смогли захватить территории Великого Новгорода и затем все территории государства Царя Царей …они так и назывались ЦарьЦария — ТарТария.
Как сказал знаменитый старец Филофей: «Теперь все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это – российское царство: ибо два Рима пали в ересях, а третий стоит, а четвертому не бывать”
Легенда 14. Он был хорошо образован, знал много языков и собрал собственную библиотеку
Вердикт: это правда.
Иван Грозный. Картина Клавдия Лебедева. До 1916 годаWikimedia Commons
Царь Иван обладал несомненным — что называется, от Бога — литературным даром и редкой для средневекового книжника способностью образного мышления и «кусательного» стиля. Царь всегда был способен к шутке, колкости, неожиданному повороту фразы. Вот, например, князь Курбский торжественно объявляет Ивану: «…уже не узриши, мню, лица моего до дни Страшного суда». На что царь с издевкой отвечает: «Кто бо убо и желает таковаго ефиопскаго лица видети?»
С литературными интересами царя связано не только появление серии его посланий и переписки с боярином Курбским. Одна из загадок XVI века — местонахождение и состав библиотеки царя. В хронике рижского бургомистра Ниенштедта помещен рассказ о том, как приближенные царя вынули из замурованного помещения и показали ливонскому пастору Иоганну Веттерману несколько книг на греческом, латинском и древнееврейском языках.
А в 1819 году профессор Дерптского университета Христофор Дабелов обнаружил некую опись книг этой библиотеки, в которой имелись сочинения Цицерона, Тацита, Полибия, Аристофана и других античных авторов. К сожалению, ни подлинники этой описи, ни сама библиотека до сих пор не обнаружены, несмотря на неоднократные попытки поисков. Но даже и без этих рукописей известно более 100 книг, в свое время принадлежавших царю.
По инициативе Ивана IV был составлен Лицевой летописный свод — монументальная история человечества от сотворения мира, включая его собственное царствование. Загадочные «приписки» неизвестного редактора на полях последних томов этого свода содержат уникальные сведения о событиях при дворе Ивана Грозного. Даже если эти заметки не сделаны рукой самого царя (в XVI веке письмо — не «царское» дело), то все же несомненна его роль как властного и пристрастного редактора истории собственного царствования.
Царь мог прямо на приеме начать богословский диспут — или в досаде на несостоявшийся политический союз написать в 1570 году английской королеве Елизавете в ответ на ее дипломатическое объяснение, что такого рода договоры требуют обсуждения в парламенте: «Ажно у тебя мимо тебя люди владеют, и не только люди, но мужики торговые… А ты пребываешь в своем девическом чину как есть пошлая девица».
В конце жизни под псевдонимом Парфения Уродивого он написал канон «грозному воеводе» — архангелу Михаилу. В его словах читается и страх перед явлением грозного ангела, и надежда на спасение своей грешной души: «Возвести ми конец мой, да покаюся дел своих злых, да отрину от себе бремя греховное. Далече ми с тобою путешествати. Страшный и грозный ангеле, не устраши мене маломощнаго. Дай ми, ангеле, смиренное свое пришествие и красное хождение, и велми ся тебе возрадую. Напой мя, ангеле, чашею спасения».