По вере вашей да будет вам (мф. 9, 29)

Евфимий Зигабен

Егда же предают вы, не пецытеся, како или что возглаголете: дастбося вам в той час, что возглаголете

Егда же предают вы, не пецытеся, како или что возглаголете

Чтобы они не сказали, каким образом мы, люди простые и неученые, будем в состоянии убедить ораторов и философов, заблаговременно разрешает это их недоумение, говоря: не пецытеся, како или что возглаголете…

дастбося вам в той час, что возглаголете

Дано будет, разумеется, Мною. Это же Он сказал и в другой раз при приближении крестных страданий, когда ученики спросили Его о кончине мира. Лука говорит, что тогда Он прибавил: Аз бо дам вам уста и премудрость, ейже не возмогут противитися или отвещати еси противляющиися вам (Лк. 21,15).

Толкование Евангелия от Матфея.

Свт. Иоанн Златоуст

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов

Для чего Христос заставляет идти слепых за собой и просить о помиловании? Для того чтобы и в этом случае научить нас убегать людской славы. Так как дом находился поблизости, то Он ведет их туда в намерении исцелить наедине. Это видно из того, что Христос не велел никому сказывать об исцелении. Не мало также обличает это и иудеев, когда слепые, будучи лишены зрения, приемлют веру по одному слуху; между тем как иудеи, видя чудеса и уверяясь в действительности их собственными глазами, поступают совершенно иначе.

Заметь и усердие слепых, о котором можно судить по их крику и молению; они не просто приступили, но взывали громким голосом, – ничего больше не говоря, кроме: помилуй нас! Сыном же Давидовым называли потому, что это казалось им почетным наименованием. Часто и пророки так называли царей, которых хотели почтить и возвеличить (Иез. 34:23; Зах. 12:8).

Приведя слепых в дом, Христос еще спрашивает. Он большей частью исцелял только по просьбе – чтобы не подумали, что Он из честолюбия Сам ищет случаев творить такие чудеса, а равно, чтобы показать, что исцеляемые Им были достойны исцеления, и чтобы не сказали, что если Он исцелял по одному милосердию, то надлежало бы всем исцелиться. Ведь и самое человеколюбие соразмеряется несколько с верой исцеляемых. Но не по этим только причинам Христос требует от них веры.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на Небесех

Говоря: да просветится, не повелевает выставлять напоказ добродетель, но исполнять ее на деле, а она уже сама по себе обыкновенно светит, и распространяется наподобие благовонного мира. Посему чистота вашей жизни и учения пусть светит пред людьми не ради человекоугодия, но да видят ваша добрая дела, в поступках и словах, и пусть подражают им. Кроме того, да прославят Отца вашего, Иже на небесех, т.е. Бога, Которому вы усыновлены чрез веру; а Его сыновья – Мои братья. Восхвалят Его, как учредившего такую жизнь. Конечно, Сам Христос учредил ее, но Свои дела Он часто приписывает Отцу, как и после увидим, конечно, воздавая этим честь Отцу и вместе показывая, что Он составляет одно с Ним как по природе, так и по воле. Когда вы совершаете, говорит, добрые дела, то пусть от них светит вам свет, и он обыкновенно светит сам собою, исходя от добрых дел, хотя бы никто не распространял его.

Толкование Евангелия от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное

Он осуждает праведность книжников и фарисеев, потому что они ищут не веры в божественное обетование, но людской похвалы и мирской славы. Так, у нас есть пример гордого и надменного фарисея, который, как ему казалось, выставлял напоказ заслуги своей праведности; бесстыдно, с надменным духом, гордыми словами хвалился перед Богом. Следовательно, книжники и фарисеи сохраняют видимость праведности не для того, чтобы угодить Богу, но чтобы снискать людскую славу, приобрести земную прибыль и временные выгоды. И поэтому Господь побуждает нас быть выше этой пресловутой праведности людской славы благодаря делам небесной праведности и заслугам веры.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное

О фарисеях сказано при объяснении Мф. 3:7. Под “книжниками” разумеются лица, занимавшиеся изучением Священного Писания, “ученые” (homines literati), евр. соферим. Так как они занимались изучением закона, то назывались еще “законниками” или “учителями закона”. Иосиф называет их “толкователями отеческих законов”, “софистами” и “священнокнижниками” (ίερογραμματεΐς). Им давались еще почетные названия раввинов. Это были люди вообще ведавшие тогдашнее книжное дело, до писания частных писем включительно. В народе книжники пользовались большим влиянием.

Что касается смысла стиха, то он, очевидно, заключается в том, что здесь разумеется исполнение книжниками только одного ветхозаветного закона, только одной ветхозаветной правды (δικαιοσύνη), без присоединения таких действий, которые свидетельствовали бы об исполнении, указанном Христом. Ветхозаветный закон не отменяется учением Христа. Но если он исполняется, выражаясь грубо, без добавлений, сделанных Им, то такое исполнение закона, свойственное книжникам и фарисеям, следует считать недостаточным, несовершенным, механическим, неосмысленным, неразумным и даже безнравственным. Ученики Христа должны превосходить книжников и фарисеев в исполнении закона. Если ученики не сделают этого, то не войдут в Царство Небесное. Таким образом закон и его исполнение — это должно быть свойственно ученикам. Или только закон, или же закон без его исполнения, — это свойственно книжникам и фарисеям.

Свт. Григорий Палама

Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час

Что – Оставляющий исповедающим грехи свои и нечестие сердец своих, как сказал, научив нас, псалмопевец-пророк? – принимает отверженную, очищает осквернившуюся, исцеляет и освящает вместе с ее дочерью и ее душу, и это делает, сопровождая похвалами, говоря ей: «О жено, велия вера твоя: буди тебе якоже хощеши». Этой великой вере была предоставлена сила, так чтобы между словом и исцелением не было промежутка: «И исцеле», говорится, «дщи ея от того часа». Марк же говорит, что Господь сказал Хананеяныне: «За сие слово твое изыде бес из дщери твоея» (Мк.7:29); т.е. – за то, что ты так презрела себя и до такой степени смирилась, и несмотря на то, что была упорно отстраняема, не пришла в отчаяние и не была окрадена пониманием Промысла, но сознавала величину Моего человеколюбия и до конца стойко пребывала, с надеждой в смирении моля (Меня). Потому что: «Смиренным Бог дает благодать» (Притч.3:34), как в начале мы и поспешили привести; и – «Смиряяйся, вознесется» (Мф.23:12); и – «Смирися», – говорит Апостол, – «и пред Господом обрящешь благодать» (Иак.4:10); но так же и: – «Всяк просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется» (Мф.7:8).

Омилия 48. На 17-е воскресение евангельских чтений по Матфею, говорящее о хананеянке.

Слово в Неделю 7-ю по Пятидесятнице

27Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!

28Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

29Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

30И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

31А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

32Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

33И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

34А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

35И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. 

Сегодня Церковь предлагает нам евангельское чтение от Матфея — повествование об исцелении двух слепых и немого. Мы можем только поражаться, насколько велико милосердие Бога к людям, насколько чудесен этот неиссякаемый источник исцеления, который Господь подает каждому человеку. Вопрос в том: как мы можем принимать участие в этом чуде исцеления, хватит ли нашей веры и нашей молитвы?

Слепые следуют за Христом и кричат: «Помилуй нас, сыне Давидов». Обещание пророка Давида, что от него произойдет Мессия, было всегда живо в израильском народе. И вот эти два слепца идут и проповедуют в Капернауме о том, что Мессия уже здесь на земле. Можно только удивляться, как Промыслом Божиим, эти люди, лишённые телесного зрения, духовными очами уже прозрели великие дела Божии. Но также удивительно, что они просят Бога о милости. И именно такой же молитве нам нужно учиться у этих слепых. Мы должны просить Бога о милости, прежде всего. Возможно, Господь не исцелит нас в данный момент от болезни и не избавит от какой-либо нужды, но если мы будем пребывать в Божией милости, будем доверять Ему, то обязательно однажды получим от Бога великое утешение, будем знать, что не одиноки в своей беде.

Также вызывает удивление и то, что оба эти слепца молятся друг о друге. Они не говорят каждый за себя — «помилуй меня», но говорят — «помилуй нас». Если бы мы знали, что значит общая молитва, преодоление эгоизма и забота друг о друге в постигшей беде!

Назидательно в этом тексте и то, как Господь реагирует на их просьбу. Христос продолжал идти, как бы ни слыша их, не обращая внимания на эти крики. Господь тем самым просто желает испытать, насколько искренне и сильно их желание, насколько реально осознание ими своей беды. Это должно научить каждого верующего усердию в молитве. Молитва — это труд, а не «волшебная палочка», исполняющая любые желания по одному лишь слову.

Еще одна важная подробность: Господь не реагирует на их слова и поэтому они должны последовать за ним в дом. Святые отцы видят в этом особенное значение: для каждого из нас рано или поздно неминуема встреча со Христом. Мы принимаем участие в богослужении, молимся на Божественной Литургии вместе со всеми и каждому рано или поздно неизбежно предстоит лично встретиться со Христом. Будь то в пустом храме, в доме, при посещении болезни или беды. Господь обязательно откликнется на наше следование за ним. И это всегда будет тайна, Господь нам точно также скажет: «Смотри, только никому не рассказывай — это твоя личная тайна, которую ты должен сберечь в своем сердце».

Это евангельское повествование напоминает нам о том, что наша молитва обязательно должна быть совмещена с глубокой верой. Христос спрашивает слепых: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» и отвечает им: «По вере вашей да будет вам».

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что Христос мог бы исцелить всех слепых, немых и глухих на земле одним лишь словом. Но что бы это значило? Человек был бы поставлен на один уровень с неразумными существами, без свободной воли и свободного выбора, лишенный высокого своего предназначения. Но человек потому и называется человеком, что всегда имеет право выбора между добром и злом. Если мы выбираем добро, то живем со Христом, если выбираем зло — отвергаем Бога. То же самое происходит и с немым человеком, о котором повествуется в сегодняшнем Евангелии. Он как бы становится бессловесным существом.

Мы видим с экранов телевидения, и из средств массовой информации: как интенсивно идет пропаганда «скотского» образа жизни. Святые слова перемешиваются с грязными — происходит обессмысливание слова. Люди не стыдятся публично произносить любые постыдные вещи.

Евангельское событие

Фото: Flickr.com Господь не раз касался вопросов веры в различных проповедях. Библейские события, связанные с ними, касаются веры. Даже рассуждая о последних временах, Иисус говорил: «Встречу ли я веру на земле». Таким образом вере придаётся большое значение, ведь во времена Христа она буквально творила чудеса.

Различные святые отцы толковали фразу «По вере вашей да будет вам» одинаково. Изучением стиха занимались Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский, Евфимий Зигабен. Известно, что после фразы Христа о вере слепые прозрели. Они стали видеть, хотя раньше не могли увидеть света от рождения. Однако событие имеет не только прямой, но и иносказательный смысл. Как часто люди мечтают прозреть, чувствовать скрытые события. Однако духовное прозрение свойственно не всем – только тот, кто действительно верит, способен обрести прозорливость, если так будет угодно Богу, но это требует особого труда, служения и святости. Однако Господь не оставляет тех, кто верит и даёт им подсказки, как поступить и что сделать, чтобы принять правильное решение.

Господь исцелением слепорождённых показал, что вера раскрывает не только физические, но и духовные очи человека. Пока он живёт только своими страстями и помыслами, он многое не видит, даже несмотря на так называемую бытовую интуицию, животное чутьё. Матрона Московская была слепой от рождения, но зато многое видела своими духовными очами благодаря сильной и непоколебимой вере. И до тех пор, пока вера в нас действительно мала, мы становимся подобны слепцам, не видящим ничего от рождения.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 19-20 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас

Бог везде Свое совершает, хотя бы и никто и не обращал на то внимания. Это служило для них утешением не потому однако, чтобы они желали отмщения другим, а потому, что могли быть уверены, что Тот, Кто предвидел и предсказал им эти злоключения, будет всюду с ними присутствовать, и что они будут терпеть эти бедствия не как преступники и злодеи.

Кроме того, Он и другое присовокупляет немалое для них утешение, говоря: когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

Чтобы они не сказали: как можно нам убеждать при таких обстоятельствах? – Он повелевает им быть твердо уверенными и относительно защиты. И в другом месте Он говорит: Я дам вам уста и премудрость (Лк. 21:15); а здесь, говоря: Дух Отца вашего будет говорить в вас, Он возводит их в достоинство пророческое.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Троицкие листки

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного

Не сказал Господь: вы показывайте свою добродетель, — ибо это нехорошо, так делали только тщеславные фарисеи, но сказал: Так да светит свет ваш пред людьми — пусть сами собой светятся; ваша вера, ваша добрая жизнь, — пусть они будут так велики, чтобы и скрыть их было невозможно, хотя бы вы и старались всячески их укрывать от взоров людских. Всякое доброе дело само по себе светло; делай его тайно; его свет сам просияет, когда это будет угодно Богу — Светодавцу. И в счастье, и в несчастье, и в богатстве, и в бедности, во всяком звании и состоянии пусть сияет ваша правая вера, ваша святая жизнь. Если хорошо будете жить, то будете способствовать к славе имени Божия, чтобы они видели ваши добрые дела (самые враги ваши) И, удивляясь им, прославляли — не вас самих, но Отца вашего Небесного, прославляли за то, что Он повелел людям так хорошо жить. А худой жизнью и людей погубите, и подадите случай к хуле имени Божия. «Не сказал Господь: прославляли Бога, — замечает святитель Иоанн Златоуст, – но – Отца, указывая на то преимущество, которое будет даровано им». Кто сам живет добродетельно, тот и без слов учит лучше слова. Но не к одним апостолам относятся слова Христовы: Спаситель учит всех Своих последователей: чем выше стоишь ты, тем больше берегись соблазнять других дурным примером своим. Но пусть ты и не высоко стоишь, пусть ты и незнатен, и беден, и нищ: делай добро, какое можешь, и свет твоего добра просияет и согреет людей, близких тебе; и они прославят за тебя Отца Небесного. Евангельская вдовица только две лепты опустила в сокровищницу церковную, но и это малое доброе дело ее стало всему миру известно, и будет во веки сиять, как светлая звездочка, в том Божием небе, где и малая искра светлее здешнего солнца.

Троицкие листки. №801-1050.

Свт. Феофан Затворник

Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное

Черта книжников: знание закона без заботы о жизни по закону. Черта фарисеев: исправность внешнего поведения без особенной заботы об исправности сердечных чувств и помышлений. Тот и другой нравственный строй осуждены быть вне Царствия Небесного. Возьми же отсюда всякий потребный себе урок. Узнавать закон евангельский — узнавай; но с тем, чтобы по знанию и жизнь учреждать. В поведении старайся быть исправным, но тут же исправными держи и внутренние чувства и расположения. Узнал что — не останавливайся на этом знании, а иди дальше и сделай вывод, к чему в каком случае обязывает тебя такое знание, да и положи по тому неотложно действовать. В поведении же так поступай, чтобы не чувства и расположения шли за внешними делами, а внешние дела были вызываемы чувствами и расположениями, и служили им точным выражением. Устроясь таким образом, будешь выше книжников и фарисеев, и дверь Царствия не будет затворена пред тобою.

Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. День 139.

Лопухин А.П.

Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи

Неизвестно, в какой дом вошел Спаситель. Что событие произошло на дороге из дома Иаира, этого никак нельзя утверждать с достоверностью, даже ввиду пренебрежительного отношения со стороны Матфея к хронологическим и отчасти топографическим данным. Во всяком случае можно думать, что это не был дом Иаира. Невероятно, чтобы это был и дом Матфея или Петра. Всего вероятнее это был дом, где жили мать, братья и сестры Христа (Ин. 2:12; ср. Мф. 4:13). Как видно из рассказа, Господь сначала не отвечал на крики слепцов по вышеуказанной причине; но они пошли за Ним в сам дом и здесь просили Его об исцелении. Исцеление произошло не сразу, но после вопроса: веруете ли и проч. Вообще Матфей сообщает о большом разнообразии действий при исцелениях: простое слово (8:13, 16, 32; 9:6); слово и прикосновение (8:3; 9:29); только прикосновение (8:15; 9:25, иначе Мк. 5:41); ни то, ни другое (9:20-22); никакого описания нет 9:33 (Цан). Слово, переведенное по-русски “ей”, выражено по-гречески через ναί, много раз употребляется в Новом Завете, и означает: да, точно, конечно.

Толковая Библия.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 27-31 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали

Когда Господь Иисус проходил к дому князя и направлялся в дом Свой, — как мы сказали выше: Восшедши на корабль, переплыл залив и пришел в Свой город, — два слепца восклицали, говоря: Умилосердись над нами, сын Давида. Однако они получают исцеление не во время пути, не мимоходом, как они думали; но после того, как Он пришел в дом Свой, они подошли к Нему и вошли внутрь ; и сначала испытывается их вера, чтобы таким образом они получили свет истинной веры. К первому знамению, — что мы рассказали о дочери князя и о кровоточивой женщине, — последовательно присоединяется и это, так что то, что там показывают болезнь и слабость, здесь обнаруживает слепота. Действительно, оба народа были слепы, когда Господь проходил эту временную жизнь (hoc saeculum) и хотел возвратиться в дом Свой. Они же, если бы не исповедали и не сказали: Умилосердись над нами, сын Давида, и на вопрос Его: Веруете ли, что Я могу это сделать, не ответили: Ей , Господи, то не получили бы прежнего света. У другого евангелиста пишется об одном слепом, который в разорванной одежде, сидя в Иерихоне, был удерживаем апостолами от восклицаний; но он через дерзновение свое получил здоровье (Мк. 10:46-52). Это последнее место собственно относится к язычеству (gentium populum), и оно должно быть истолковано в назначенном для него свитке.

Помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их

Пусть это слушают растерзывающие на части Ветхий Завет (Vetus Instrumentum) Маркион, Манихей и прочие еретики и пусть узнают, что Спаситель называется сыном Давида; в самом деле, если Он не родился во плоти, то каким образом Он называется сыном Давида?

и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той

Как Господь повелел это по смирению Своему во избежание тщеславия, так и они не могут умолчать о благодеянии, памятуя о милости к ним

Почему обрати внимание на то, что повеление несколько противоречиво в самом себе (quidquid inter se jussum esse contrarium). Эти слепцы получают исцеление на десятом месте.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Точное значение фразы

Фото: Flickr.com

Господь раздаёт духовные дары по вере человека. Чем больше он верит, тем больше получает, пусть и не сразу. И, даже если у него нет особого богатства, материальных возможностей, он доволен. А, если деньги идут в руки, то умеет ими распорядиться.

Те же, у кого недостаточно веры, рассчитывают только на себя, в такой ситуации они становятся подобно кораблю, который качается на волнах, полностью зависит от погоды и воли волн. При благоприятной погоде ему комфортно. У него есть вера в себя, но, если начинается буря, он впадает в отчаяние, если не верит и не принимает Бога.

Вера в Христа даёт защиту, ощущение нужности и любви, невидимой поддержки, которая знакома только по-настоящему верующим людям. Если же человек верит в кого угодно, только не в Бога, его жизненное положение ненадёжно в мире. Здоровье может пошатнуться, материальные блага остаться в прошлом, отвернуться друзья и близкие и он может остаться практически один. Но Господь говорит о том, что по вере вашей будет вам. И за веру люди могут получать не только святость, но и многие блага, как материальные, так и духовные.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 15-23 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем

Посему и я, услыхав о вере вашей в Господе Иисусе и о любви к служителям Господа нашего, не перестаю благодарить за вас, память о вас творя всегда в молитвах моих: дабы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, так как он чрез Сына Своего был причиною тех благословений, кои теперь возсылаются язычниками, прежде издававшими хуления вместо восхвалений, — чтобы Сам, говорит, Отец славы дал вам Духа знания (мудрости) и откровения, то есть чтобы чрез откровение премудрости Духа познали Его. И дабы просветились очи сердца вашего, чтобы знать вам, что есть (в чем состоит) надежда превосходства призвания вашего и что (в чем) — богатство славы наследства Его, которое уготовано и блюдется святым, — и что (в чем) — безмерное величие силы Его в вас верующих, то есть в жизни вашей и в делах Духа, живущего в вас, верующих. И вот совершаются дела по силе всемогущества Его, — Он даровал силу Христу и оживотворил все концы (мира), и Сына воскресил из мертвых. Итак о том, кого выше назвал Богом Господа нашего Иисуса Христа ради плоти, здесь сказал: воздвиг Его из мертвых и посадил Его одесную Себя на небесах, превыше всякаго начальства и власти, сказал о Нем по плоти. Также по плоти: все подчинил под ноги Его, и Его дал (соделал) главою над всем и над Церковию, Которая есть, как говорит, тело Его и полнота Его, все во всем наполняющаго. Так как Он облек Себя телом нашим, то Церковь становится в конце телом Тела Его, и таким образом все наполняется Им и Он во всем.

Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам.

Почему испытывает Бог

«О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Петр. 1:6-7) Как золото, если в себе имеет примесь меди, в огне изменяет цвет, а если оно без примесей, то светится и блестит, так и человек, если в себе несет «примесь» маловерия и лицемерия, слабеет и изменяется в худшую строну. А если крепка вера и без «примессей», то в искушениях крепнет более и утверждается в добром. Итак, как и было сказано выше, сатана не может искушать человека, если с одной стороны, Господь не попустит, а с другой стороны, если человек сам, по своей воле, не впадет в искушения. Может возникнуть вопрос, почему тогда Господь попускает, чтобы сатана искушал и тем самым, как бы и Он Сам испытывает человека? Св. Татеваци приводит ряд причин по которым Господь испытывает людей, несмотря, что Сам знает сердце человека и не нуждается в том, чтобы испытывать человека. Итак, испытывает, чтобы человек сам себя познал бы, ибо когда нету испытаний, «все мы себя знаем, как совершенных, верных и утвержденных, а после испытания познаем свою слабость и смиримся пред Богом». Поэтому и говорит Апостол Павел: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:10-12). Или же Господь попускает впасть в какой-нибудь грех, чтобы смирить человека и привести к покаянию, ибо возгордился из-за множества добродетелей. Испытывает человека, чтобы и другие люди познали бы лучше испытуемого. К примеру, в испытании становятся известными или сокрытые добродетели, как у Иова и хананянки (Матф. 15:22-28), или же сокровенное зло, и все узнают, что он не был благочестивым, а всего лишь лицемером. Далее, чтобы через испытания одного соделалось спасение другим, как через Крестную смерть Христа. Или же, как Апостолу Павлу было дано жало во плоти «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (2 Кор. 12:7), так и другим даны испытания, чтобы не возгордились из-за божественных даров. Испытания бывают так же и для славы Божией, как у евангельского слепорожденного: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Иоан. 9:3). Своих святых и любимых Господь испытывает в назидание, чтобы те не лишились бы Царства Небесного, как Мариам из-за того что злословила своего брата Моисея, заболела проказой (Числ. 12:10). Далее, чтобы немощной плотью победить бестелесного и сильного врага и тем самым прославить Бога. И в конце концов испытания желаемы святым мужам, и поэтому дает им Господь испытания и скорби, ибо они знают, что в испытаниях удаляются от телесных наслаждений и крепнут в вере. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Итак, как видим, Господь попускает искушения и скорби, и тем самым испытывает человека, однако отметим, что все же есть разница между тем как искушает сатана и тем, как испытывает Бог. Бог испытывает, чтобы человека привести к добру или же показать его сокрытые добродетели, а вот сатана искушает, чтобы человека удалить от добра и ввергнуть в грех. Далее, Бог при испытании дает терпение и выход из испытания, чтобы человек не впал бы в отчаяние: «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13), а сатана наводит скуку, ропот и уготавливает погибель человеку. В начале искушения сатана не знает победит человека или нет, ибо если знал бы, то не боролся бы со святыми, с первомучеником Стефаном, Антонием и др. А вот Бог знает, сможет ли человек выдержать испытания и исходя из этого и дает испытания, чтобы по праведности удостоить человека венцов или наказаний. продолжение…

Cсылка оригинала: https://www.facebook.com/ghevond.vardapet/posts/523351454392339

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.

print

Распечатать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector