Екклесиаст 1 глава

Отец Александр Мень часто обращался к тексту Екклесиаста для его толкования

Толкование Екклесиаста ― это та тема, к которой часто обращались и обращаются христианские богословы. Так протоиерей Александр Мень в своих работах периодически упоминает это произведение.

Он указывает на то, что Екклесиаст говорил о том, что отрицательный жизненный опыт позволяет понять, что без Бога, без жизни вечной все есть суета. Именно поэтому это сочинение очень популярно у христианских подвижников.

Александр Мень, фотопортрет. Протоиерей Александр Мень в своих богословских трудах большое место уделял толкованию. Екклесиаста

Стоит при этом отметить, что автор произведения не размышлял и не говорил о посмертно воздаянии. Он просто указывал на бренность существующего мира и тщетность человеческих стремлений: «Есть и такая суета на земле: «… праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это ―суета»! (Еккл. 8:14.). Вопросы посмертного воздаяния поднимаются в Новом завете. Об этом всегда стоит помнить и не заменять чтение Библии чтением Екклесиаста.

Значение Екклесиаста в том, что он указывает на тщетность земных благ, о чём Ветхий Завет ранее не говорил.

Кроме того, отец Александр Мень указывает кроме суетности бытия ещё на два мотива, характерных для Екклесиаста. Это тема мирового круговорота и тема тщетности земных упований. При этом автор произведения говорит о том, что и в мудрости он не нашёл утешения для себя: «… и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. (Еккл. 1.:13).

В наше время многие не знают, кто сказал это, но понимают такое высказывание. Таким образом, Екклесиаст поднимает в своём сочинении общечеловеческую тему, актуальную во все времена ― тщетность земных благ. В общей переоценки земного бытия в ветхозаветном сознании и состоит ценность Екклесиаста для всех нас.

Лопухин А.П.

И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все — суета и томление духа

Факт смерти, господствующей одинаково над мудрыми и глупыми, настолько поразил сознание и нравственное чувство Екклезиаста, что жизнь потеряла в его глазах свою ценность, свой смысл, стала для него предметом ненависти и отвращения

Не важно то, пережил ли Екклезиаст такое состояние в действительности или пришел к этому выводу теоретически, путем наблюдения и размышления; несомненно то, что человек, ищущий полного счастья в границах земного бытия, ставящий себе идеалы в пределах эмпирических фактов, неизбежно приходит к полному разочарованию и, в конце концов, к крайнему пессимизму. Эмпирическое, чувственное миросозерцание не в состоянии вместить в себе вечных идеалов человечества и, потому, рождает в нем ощущение ничтожества, бесцельности существования

Все эти идеалы неумолимо разрушаются уже одним фактом смерти.

Толковая Библия.

предыдущий стихследующий стих

Книга Екклесиаста содержит 12 глав

С литературной точки зрения Екклесиаст считается поэтическим произведением. Оно делится на 12 глав. Строфическую форму Екклесиаста открыл Кёстер в 1831 году. Позже это открытие повторил Вайгинг. Они разделили книгу на 4 части, при этом каждая из частей делилась в свою очередь на 3 отдела. Почти все они имеют по 3 строфы.

Видеоролик: Библия книга Екклесиаст. Автор читает текст Екклесиаста.

Главы книги посвящены следующим темам:

Глава 1. Размышления о тщетности человеческих усилий, о круговороте вещей в природе.

Глава 2. Размышления о тщетности удовольствия, мудрости и труда.

Глава 3. Труд человеческий не влияет на ход событий в мире, которым управляет Бог.

Глава 4. Труд во зло, тщетность плодов труда.

Глава 5. Рассуждения о пустых обещаниях. Тщетность труда. Радость от богатства, дарованного Богом.

Глава 6. Рассуждение о том, что все предопределено. Ограниченность человеческой мудрости.

Глава 7. Смысл бытия и значение праведности неведомы человеку.

Глава 8. Божье воздаяние может быть непонятно человека

Глава 9. Человек не знает, что его ждет, но всех одинаково ждет смерть. Мудрость – не залог успешности.

Глава 10. Мудрость – лучше глупости.

Глава 11. Призыв трудится, жить радостно, почитая бога Своего. За этой жизнью последуют темные дни.

Глава 12. Призыв к ответственности в молодости. Возвращение к мысли о суетности бытия.

Екклесиаст состоит из 12 глав.

Таким образом, в книге Екклесиаст, автор анализирует события своей жизни и приходит к выводу, что всё уже было под солнцем вся человеческая жизнь ― это суета, то есть бессмыслица.

Именно поэтому в тексе постоянно встречаются подобные высказывания:

(Екк. 3:19)

Или же такие:

(Екк. 1:7)

10 ЦИТАТ: Книга Екклесиаста, или Проповедника

1.   Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа! 

2.   И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность — суета. 

3.  Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет, — суета! 

4.  И сказал я в сердце моем: `и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?’ И сказал я в сердце моем, что и это — суета; 

5.  И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все — суета и томление духа! 

6.  Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это — суета и томление духа! 

7.  Потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета! 

8.   Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа! 

9.  Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?’ И это — суета и недоброе дело! 

10. Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты бойся Бога. 

***

Слово «суета» подразумевает все же, что можно суетиться и все же что-то приобрести в результате суеты. 

Однако более точно было бы перевести то, что имеет ввиду премудрый Соломон словом «тщета», то есть все попытки человека тщетны, вся жизнь человека тщетна.Какие именно поступки человека тщетны? Соломон начинает размышлять о смысле жизни: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!» (Еккл 1:14). В книге Екклесиаст очень часто встречается фраза «под солнцем» в различных вариациях. 

Что значит «делается под солнцем»? Согласно контекста всей Книги Екклесиаст, дела «под солнцем», это дела совершаемые без Бога, то есть тщетные дела, которые не приближают человека к Спасению и последующей вечной жизни.

Язычники почитали богом солнце, и Екклесиаст на протяжении всех своих размышлений сетует на языческий менталитет людей, которые не видят за ярким солнцем живого, славного, справедливого Бога. Соломон пытается сказать, что конечно, человек может жить как хочет, как будто есть только солнце, и нет справедливого Бога, но все это не так, Бог есть, и Он видит наши дела.

В конце своих размышлений Соломон приходит к выводу что же, действительно, является полезным для человека и какие дела не являются суетой, точней тщетой: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл 12:13,14).

Бог не запрещает нам радоваться жизни, и нам не стоит быть унылыми. Но в то же время, нам не стоит забывать о Боге, который предлагает нам истинную счастливую жизнь, которая по настоящему утолит жажду нашей души. 

***

Трудно назвать что-то настолько разрушительное для внутреннего мира христианина, как суета и то смятение, в которое, словно в какую-то страшную, гибельную воронку она то и дело нас вовлекает. Точнее, нет — не вовлекает, нет у нее такой силы и власти. Вовлекаемся мы сами, по вполне свободному, хотя и далеко не всегда по-настоящему осознанному выбору. Читать статью полностью>>

Глава 5

К главе: | | | | | | | | | | |

Не
торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом;
потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги.
Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при
множестве слов.
Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к
глупым: что обещал, исполни.
Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Не
дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом
: «это — ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог
прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?
Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты
бойся Бога.
Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды,
то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще
высший;
превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране.
Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет
пользы от того. И это — суета!
Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для
владеющего им: разве только смотреть своими глазами?
Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает
ему уснуть.
Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое
владетелем его во вред ему. И
гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках
у него.
Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и
ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. И
это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он
трудился на ветер? А
он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде.
Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во
всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей,
которые дал ему Бог; потому что это его доля. И
если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть
пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это — дар
Божий.
Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его
радостью сердца его.

Прп. Иоанн Дамаскин

Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа

Все здешнее земное призрачнее снов, тени, дуновения ветерка. Малую и недолговременную доставляет оно радость, которую нельзя и назвать радостью, но обманом и заблуждением во зле мира. Нам предписано не любить его, но всем сердцем ненавидеть, и эта ненависть совершенно основательна. Ибо что мир дает своим любимцам, то снова гневно отымает.
Лишенными всякого блага, покрытыми позором, с тяжким бременем отсылает он потом их на вечную скорбь. Кого он возвышает, того же спешит тотчас унизить на радость врагам. Таковы милости и дары мира сего.

Житие Варлаама и Иосафа.

Валериан

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета

Что есть суета, если не привязанность к богатствам и стремление к мирским удовольствиям. Это подтверждает и Соломон: …суета сует, — все суета! (Еккл. 1:2). Итак, никто, возлюбленные, пускай не надеется на суету мира сего, которая, очевидно, на зыбком основании. Служение суете есть временное и напрасное, а краса ее подобна дыму и ветру. А прелесть облика ее ты можешь увидеть в образе некоего виноградника, который, в начале лета выпустив цветы, не смог принести ожидаемого плода виноградного. Хотя суета слишком много порождает, она подвергается позору вечного бесплодия.

Гомилия.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Екклесиаст (Экклезиаст) ― это одна из канонических книг Ветхого Завета

Екклесиаст (Экклезиаст) входит в состав канонических книг Ветхого завета. Это также 33 часть Танаха и 7-я книга Ктувим. Она имеет поучительный характер и поэтому идет вслед за Притчами Соломона. В русской Библии помещается среди Соломоновых книг, а в еврейской — между Плачем Иеремии и книгой Есфири.


Екклесиаст. Обложка книги. 19 век. Екклесиаст относиться к каноническим библейским произведениям в жанре литературе мудрости

Священник Александр Мень считает, что книга принадлежит к кругу писаний мудрецов-хакамов. В ней, как в Иове, Притчах и Песни Песней, в ней нет прямых ссылок на Закон, Завет и священную историю.

Автор сочинения, при этом, стоит на общечеловеческих позициях и поэтому оно понятно людям любой страны и эпохи. Основная мысль книги ― «суетность настоящего». Её библейский писатель выражает в поэтической форме. Сохранилось множество древних переводов ее текста, что говорит о популярности этого литературного произведения.

Блж. Августин

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем

Вследствие этой сопряженной с грехом извращенности души и этого наказания, вся телесная природа сделалась тем, о чем говорится у
Соломона: … суета сует, — все суета! Что пользы человеку от всех трудов его? (Еккл. 1:2-3). Здесь недаром прибавлено слово сует, потому что без сует, которые к самым последним предметам стремятся как к самым первым, тело не будет суетой, а верным выражением своего рода красоты, хотя и последней. В самом деле, падшего человека посредством плотских органов отделила от единства Божьего множественность временных образов и своим меняющимся разнообразием
размножила его страсти. Так именно и произошло это тягостное изобилие
и эта, если так можно выразиться, преизобильная бедность, когда одно сменяет другое и ничего у человека не остается постоянным. С течением
времени от плода пшеницы, вина и елея своего (Пс. 4:8-9, LXX) он так оразнообразился, что и не находит уже самосущего, то есть неизменной и единственной Природы, следуя Которой он не заблуждался бы, а достигнув — не скорбел. Ибо он получит искупление и тела своего, которое уже не будет подвержено тлению. Ныне же тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум, так как последняя красота тел разрешается в ряд преемственных явлений. Она потому и есть красота последняя, что не может объять собой всего, и в то время, как одни явления проходят и сменяются другими, они объединяют все временные формы в одну красоту.

Об истинной религии.

Итак, вот что должны делать богатые: не превозноситься в своем мнении и не в шатком богатстве полагать надежду, но в Боге живом, Который все для пользования предоставляет нам изобильно. Это они должны это делать; однако, что доступно им совершить посредством того, чем они обладают? Послушайте же, что: богатые должны богатеть добрыми делами, быть щедрыми (1 Тим. 6:18). Стало быть, если они имеют какой-либо достаток: почему же не делают? Тягостна бедность — пусть будут щедрыми, имея какой-либо достаток. Пусть будут общительны, то есть не забывают о смертных, равных своих. Пусть будут общительны — и соберут себе сокровище, доброе основание для будущего (1 Тим. 6:19). Апостол хочет сказать: «Ведь не потому говорю им быть щедрыми и общительными, что желаю, чтобы их ограбили, чтобы они были обобраны до нитки, чтобы они остались ни с чем. Я научаю их выгоде, когда обещаю, что они соберут себе сокровище, и конечно же, не желаю, чтобы они пребывали в нищете. Я говорю: пусть стяжают себе сокровище, а не потеряют; но указываю, в какую сторону они должны измениться. Пусть соберут себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни (1 Тим. 6:19). Ибо суета сует — все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» (Еккл. 1:2-3). Итак, следует сделать шаг к обладанию истинной жизнью, надлежит средства наши употребить для перемещения в место истинной жизни, чтобы обнаружили мы там то, что отдали здесь. Осуществит такую перемену Тот, Кто и нас переменяет.

Проповеди.

Если, в свою очередь, делать добрые дела ради людской похвалы — суета, то
сколь более суетно делать ради приобретения, приращения или удержания денег, или ради какой-либо иной выгоды времени сего, каковая извне к нам приходит? Ибо все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? (Еккл. 1:2-3). Вообще не должно нам наши добрые дела творить ради благополучия временного, но куда лучше — для того вечного, на которое мы уповаем, где будем мы наслаждаться непреложным благом, каковое будет нам от Бога; вернее же сказать, того блага, каким является для нас Сам Бог. Ведь если бы Божьи святые творили добрые дела ради временного довольствия, то никогда бы мученики Христа не исполнили благих дел.

Толкование Псалмов.

Свт. Григорий Нисский

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета

Под словом: «суетное» разумеется, что неосуществимо, имеет бытие в одном словесном произношении, вместе же с означением имени не появляется состоявшаяся вещь, но бывает какой-то праздный, ничего не содержащий в себе звук, в виде какого-либо речения, случайно произносимый по слогам, без значения поражающий слух, как например иные в шутку сочиняют имена, для которых нет и означаемого. Это один вид суеты. Суетою же другого вида называется бесполезность того, что делается с каким-то тщанием без всякой цели; таковы например детские здания на песке, метание стрел в звезды, старание уловить ветер, состязания в скорости бега с своею тенью, когда кто усиливается наступить на вершину своей тени. И если что иное сему подобное находим в делаемом нами напрасно, все это означается словом: «суета». Но в обычае называть нередко суетным и следующее: когда кто, имея в виду какую-либо цель, и рачительно, как чем-то полезным занимаясь, предлежащим делом, все приводит в действие, а потом, при встрече чего-либо противного, труд его оказывается бесполезным, тогда это самое, что рачительность осталась без всякого успеха, означается словом: «суетное». Ибо о подобном сему в обычае говорить: «напрасно я трудился, напрасно надеялся, напрасно прилагал много усилий». И чтобы не перечислять в подробности всех случаев, в которых употребляется слово: «суета» в собственном его смысле, в немногих словах определим понятие сего речения: суета есть или неимеющее мысли слово, или бесполезная вещь, или неосуществимый замысл, или неведущее к концу тщание, или вообще что либо не служащее ни к чему полезному.

И никто да не подумает, будто бы сказанное служит осуждением твари. Ибо обвинение пало бы на Сотворшего все, если бы и все было суетою, и создателем сего оказался у нас Тот, Кто все привел в бытие из ничего. Но поелику состав человека двоякий, с телом соединяется душа; то и образ жизни делится соответственно каждой из усматриваемых в нас частей. Иная жизнь души и иная тела; одна смертна и временна, другая бесстрастна и негиблюща; и первая имеет в виду одно только настоящее, цель же последней простирается в непреходящее. Посему, так как велика разность между смертным и бессмертным, между временным и вечным, то слово Екклезиаста ведет к тому, что должно иметь в виду не эту чувственную жизнь, которая, в сравнении с жизнию истинною, есть какая-то недействительная и не состоятельная.

На книгу Екклесиаста.

См. также Толкование на

Глава 1

К главе: | | | | | | | | | | |

Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается
ветер на круги свои.
Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки
текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око
зрением, не наполнится ухо слушанием.
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового
под солнцем.
Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это
было уже в веках, бывших прежде нас.
Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые
будут после. Я,
Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме; и
предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается
под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они
упражнялись в нем.
Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление
духа!
Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.
Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше
всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много
мудрости и знания. И
предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость:
узнал, что и это — томление духа;
потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает
скорбь.

Лопухин А.П.

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета

Суета сует. Евр. hebel (от халдейского habal — дымиться, испаряться) значит: дым, пар, дыхание, в переносном смысле: ничтожество, бесполезная вещь, тленность, суетность. Этим именем называются языческие боги (Втор. 32:21; Иер. 14:22), как не приносящие никакой пользы человеку (Иер. 16:19), всякая бесполезная вещь, тщетное, напрасное действие (Ис. 30:7; 49:4), фантастические мысли (Пс. 93:11), безрадостная, скорбная жизнь (Иов. 7:16). Выражение «суета сует» указывает на высшую степень ничтожности, бесполезности. Ничтожным, по Екклезиасту, является все. Но в 3 и след. стихах это «все» ограничивается существующим и происходящим «под солнцем», т. е. в пределах земного, конечного бытия. Да и в этом случае понятие суетности у Екклезиаста нуждается в некотором ограничении. Все вещи и явления, по планам провидения, имеют свои цели, осуществляя которые они не могут быть признаны бесполезными, ничтожными (ср. Еккл. 3:11: все соделал Он прекрасным в свое время). Ничтожными они являются, в сознании Екклезиаста, лишь в отношении к той цели человеческих стремлений, которая заключается в достижении совершенного, абсолютного счастья — Ithron.

По отношению к этой цели все в мире ничтожно, бесполезно, тщетно. Ничто не в состоянии дать человеку непреходящего счастья.

Толковая Библия.

предыдущий стихследующий стих

Лопухин А.П.

Ст. 4-12 Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа! Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа. И обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это — суета и недоброе дело! Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется

Екклезиаст отмечает новую черту в современном ему обществе, разрушающую человеческое благополучие, именно – внутреннее обособление людей, их нравственное разъединение. Человек богат, но он одинок; нет у него «другого», т.е. искреннего друга, ни сына, ни брата. Он не знает, для кого он трудится и лишает себя благ. А, между тем, жизнь вдвоем имеет много преимуществ, так как дает каждому нравственную и материальную поддержку.

Толковая Библия.

предыдущий стихследующий стих

Глава 10

К главе: | | | | | | | | | | |

Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть
мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его
мудростью и честью.
Сердце мудрого — на правую сторону, а сердце глупого — на левую. По
какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда недостает смысла, и всякому
он выскажет, что он глуп.
Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что
кротость покрывает и большие проступки.
Есть зло, которое видел я под солнцем, это — как бы погрешность, происходящая
от властелина;
невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко.
Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком.
Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей.

Кто передвигает камни, тот может надсадить себя, и кто колет дрова, тот может
подвергнуться опасности от них.
Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать
силы; мудрость умеет это исправить.
Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный.
Слова из уст мудрого — благодать, а уста глупого губят его же:
начало слов из уст его — глупость, а конец речи из уст его — безумие.
Глупый наговорит много, хотя человек не знает, что будет, и кто скажет
ему, что будет после него?
Труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город.
Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! Благо
тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят
вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения! От
лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечет дом. Пиры
устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь; а за все отвечает серебро.

Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь
богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и
крылатая — пересказать речь твою.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector