Воскресенский собор

История Кафедрального собора

Историю о создании принято начинать с рассказа о кладбище. Во времена правления Екатерины Великой (принцессы Фике) бушевали эпидемии, «косившие» российское население. Распространение заболеваний происходило не только по причине отсутствия эффективных медикаментов и вакцин, но и по причине наличия большого количества кладбищ в черте города.

Приказом Екатерины II в 1772 году было указано создавать новые кладбища за пределами городов. Так, в 1782 году было учреждено Богородицкое кладбище, находящееся недалеко от реки Вологды, напротив старого кладбища Николая Чудотворца.

В конце XVIII века была возведена первая церковь из камня, название которой Рождество Пресвятой Богородицы. Расположен собор на Глинковском кладбище. Это кладбище стало одним из самых больших и главных в Вологде. Церковь была мала по размеру и не вмещала всех желающих граждан. Стройка нового собора началась в 1832 году. Именно эта версия храма существует по настоящее время: каменная, двухэтажная. Строительство православного объекта было завершено спустя 4 года в 1836 году. Сразу же провели процедуру освещения. В начале 1900-х годов собор был видоизменен: удлинена трапезная часть сооружения и переделан вход на второй этаж.

Окончание революции 1917 года повлекло за собой закрытие многих храмов. Однако, именно собор Богородицкой кладбищенской церкви остался действующим. Церковная жизнь претерпевала значительные изменения в послереволюционный период. Во время голода в Поволжье был издан указ об оказании помощи жителям Вологды. Драгоценные предметы были изъяты из храма.

Окончание революции ознаменовало начало борьбы с религией на государственном уровне. Задачи государства заключались в разобщении верующих и закрытии соборов.

Результат деятельности государственных властей в отношении церкви не заставил себя ждать. В 1937 году было закрыто Богородицкое кладбище. В следующем году был закрыт только «верхний» собор из-за отсутствия прихожан. Граждане отказались «идти» за обновленцами. Властями был назначен архив НКВД. Сотрудниками отделов НКВД были задержаны вологодские священники.

В 1940 году церковь Рождества Пресвятой Богородицы осталась в единственном числе. Остальные православные объекты по всей Вологодской области были закрыты. Второй этаж церкви был отдан под архивы НКВД, но первый этаж продолжал принимать прихожан.

Во время Великой Отечественной Войны многие люди снова пришли к церкви, и не только, чтобы замолить собственные грехи и получить покаяние, но, и чтобы поставить свечи за усопших. Государство было вынуждено открыть соборы. Немного позже поставили вопрос об открытии Воскресенского кафедрального собора. Но вместо него вернули в действие верхний этаж Богородицкого храма.

Колокольня

Величественная, стройная колокольня Софийского собора заслуживает отдельного описания.
Первая колокольня Софийского собора появилась на этом месте в 20- х годах XVII века. В писцовой книге 1627 года она описывается деревянной, восьмиугольной, с шатровым верхом, крытым «чешуей». В колокольне было «двои полати», три лестницы, часы; колоколов одиннадцать: 2 больших, 9 средних и малых. В 1636 году эта колокольня сгорела. Новую деревянную колокольню срубили в 1642 году.
В 1654-1659 годах ее заменили каменной, столпообразной, также восьмиугольной колокольней, с шатровым каменным верхом, увенчанным небольшой главкой, причем материалом для строительства употреблялся запас камня, сделанный Иваном Грозным для постройки в Вологде каменной крепости. Это сооружение являлось прекрасным образцом звонницы русского стиля. В 1659 году починили и перенесли на новую колокольню боевые часы. При Иосифе Золотом каменная Софийская колокольня была отремонтирована и побелена. В 1863 году на звоннице насчитывалось 25 колоколов. Эта колокольня просуществовала до XIX века.
В 1860-х годах вологодский архиепископ Палладий пожелал видеть колокольню главного городского храма самой высокой в епархии. Древняя, просуществовавшая более двухсот лет колокольня подверглась коренному изменению: ее шатровый верх и ярус звонов были сняты, а нижний ярус послужил основанием для новой, значительно более высокой, колокольни, строительство которой осуществлялось в 1869 — 1870 годах по проекту губернского архитектора В. Н. Шильдкнехта. Эта колокольня практически без изменений сохранилась до наших дней.
Псевдоготические формы современной Софийской колокольни соседствуют с древнерусской позолоченной луковичной главой. При явно эклектическом общем стиле сооружения, безусловно удачен общий силуэт, хорошо выражающий свое предназначение — служить колокольней главного в епархии соборного храма.
Аналогию древней каменной звонницы и почти ее современницу можно видеть и в настоящее время — это колокольня Владимирской церкви.
На Софийской колокольне сохранился настоящий музей колоколов, преимущественно голландских, русских и немецких — XVII, XVIII и XIX веков. Наиболее интересны колокола XVII века с характерными для того времени названиями: «Часовой» (1627 г.), «Великопостный» (1643 г.), «Водовоз» (1643 г. ), «Малая Лебедь» (1656 г.), «Большой» весом 400 пудов (отлит в Любеке, 1687 г.), «Большая Лебедь» (1682 г.), «Архангельский» (1689 г.) и другие.
С колокольни открывается великолепный вид на город, а вдали, за городом, виднеются стены и башни Спасо-Прилуцкого монастыря.

Святыни Воскресенского собора

Главная святыня собора находится не в самом храме, а в музейном комплексе вологодского кремля. Ей является старинная икона «Троица Зырянская» датированная концом 14 века. Автор иконы неизвестен. Несмотря на то, что это редчайший образец средневековой православной иконописи, икона ценна не этим фактом. Главная уникальность святыни — это надпись в нижнем части иконы, сделанная на коми-зырянском языке. Для создания надписи использовалась древняя пермская азбука, которая базировалась на рунах, кириллице и греческом алфавите. Так как роспись очень древняя и считается непрочной, икона экспонируется непостоянно. Перед поездкой уточняйте о ее выставлении на обозрение у администрации музея.

Воскресенский собор Череповец

Октябрь 1917 года знаменует собой начало новой главы в истории Воскресенского собора в Череповце.

Гонения на Воскресенский собор и на все городское духовенство начались в Череповце уже в марте 1918 года. Собор решено было в целях усиления идеологической борьбы передать обновленцам. С 1923 года Воскресенский храм на целое десятилетие попал под власть раскольнической обновленческой церкви, получив статус кафедрального собора ее Череповецкой епархии.

Однако даже статус обновленческого храма не сумел защитить собор, к тому же на раскольников в 1930-е годы тоже начались гонения, как на не оправдавших идеологический эксперимент советской власти.

Закрыть Воскресенский храм горисполком Череповца постановил еще в феврале 1930 года, однако не получил разрешение вышестоящего начальства, поскольку в этот период город входил в состав Ленинградской области. Требовалось согласование с ее руководством, это заняло немало времени, и лишь в 1933 году городским властям удалось сначала добиться запрета на проведение богослужений в Воскресенском соборе, а потом и закрыть его.

Закрытие собора привело к еще большему его разорению. После того как власти распорядились снести купола, здание утратило облик православного храма. Ограду убрали, и в храм мог войти любой желающий и унести оттуда все, что ему заблагорассудится.

Чтобы помещение не пустовало, его стали использовать в качестве сборного пункта призывников перед отправкой в армию. С началом Великой Отечественной войны в здании разместили слесарные мастерские по ремонту моторов самолетов.

Уже в последние годы войны, по мере освобождения советских городов и сел стали открываться некоторые храмы. На этой волне перемен прихожане Череповца с 1944 года начали активно ходатайствовать об открытии Воскресенского собора. На третий год усилия верующих наконец-то возымели действие, хотя и с несколько неожиданным результатом — вернули Троицкий храм.

Тогда прихожане попросили вместо изрядно обветшавшего храма Троицы открыть Воскресенский собор, находившийся в гораздо лучшем состоянии. 7 октября 1946 года Вологодский облисполком удовлетворил эту просьбу и неделю спустя отдал «здание каменной Воскресенской церкви» в бесплатное и бессрочное пользование прихожанам.

На тот момент собор представлял собой обезглавленное здание, практически полностью лишенное внутреннего церковного убранства, своего уникального исторического наследия. Началась кропотливая работа по восстановлению храма, продлившаяся до 90-х годов XX столетия.

В 1965 году в храме провели электричество, 15 лет спустя установили телефон. 1980-е годы стали порой активного восстановления здания, тогда оно вновь обрело купола и соответствующий церковный облик. В 1987 году храму Воскресения Христова был возвращен соборный статус.

Архитектура собора

Данный храм выполнен в псевдорусском стиле. Его построили из кирпича и затем оштукатурили. По форме он напоминает куб и примыкающими зданиями апсидами и большим барабаном со шлемовидной главой. На западной стороне есть пристройка для хора. Под ней устроена паперть. С южной и северной стороны есть небольшие притворы, которые зажаты мощными контрфорсами.

По всем своим характеристикам данное здание можно смело отнести к самым лучшим памятникам подобного рода. Просторная внутренность его не расписана. Декор в убранстве несет некие формы с псковской и новгородской архитектуры.

В 2006 году рядом с храмом была построена небольшая церковь Царственных Страстотерпцев, которая выдержана в единой стилистике с собором. Ее построили в 2000 году, после того как царская семья была прославлена в сонм мучеников. Деньги были выделены из пожертвований прихожан кафедрального собора.

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь

Спасо-Прилуцкий монастырь – православный мужской монастырь, действующий, адрес: район Прилуки.

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь относится к крупнейшим и влиятельнейшим монастырям Русского Севера. Основал монастырь ученик и последователь преподобного Сергия Радонежского – Дмитрий Прилуцкий в 1371 году. Свое название монастырь получил от главной Спасской церкви и речной излучины, на которой он непосредственно и расположен.

Долго время монастырь использовался и как место отшельничества, и как место молитвы, и даже как тюрьма. В 1993 году поселение, выросшее вокруг монастыря, вошло в состав Вологды.

Архитектурно-художественное значение монастыря чрезвычайно велико. Здесь сконцентрированы основные архитектурные памятники вологодских построек сразу за три столетия: с XVI по XVIII век включительно.

Первые каменные постройки на территории Спасо-Прилуцкого монастыря относятся к XVI веку, это Спасский собор, надвратная церковь Вознесения и трапезная палата с церковью Введения. В XVII веке были возведены каменные стены, сторожевые башни, колокольня и хозяйственные постройки.

В Вологде восстановлен кафедральный собор XVIII века


vologda-oblast.ru

4 октября 2021 года в Вологде состоялось Великое освящение восстановленного Воскресенского кафедрального собора постройки XVIII века.

Собор, который был построен в 1772—1776 годах как «тёплый» храм (для богослужений в зимнее время) в стиле барокко, является памятником архитектуры федерального значения, располагается в архиерейском дворе и входит в архитектурный ансамбль Вологодского кремля. При строительстве храма в 18 веке был использован камень, заготовленный при Иване IV для постройки каменных стен Вологодского кремля.

С 1923 года Воскресенский собор был занят обновленческой общиной. Полностью был закрыт 5 марта 1938 года, иконостас был демонтирован, стенопись утрачена, а с 1954 года в нем размещалась областная картинная галерея.

Указом от 20.02.1995 № 176 архитектурный комплекс Вологодского Архиерейского подворья, в том числе и Воскресенский собор, отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения.

Восстановление храма началось в 2021 г. после его передачи Русской Православной Церкви.

В здании были выполнены работы по гидроизоляции (нарушена при перепланировке здания под картинную галерею), восстановлена кровля, чердачные перекрытия, устранена деформация свода второго яруса, который отклонялся от центральной оси, отреставрированы фасады, оконные и дверные проемы, кровля, крыльцо.

На восстановление храма было собрано 90 млн рублей пожертвований.


Церковь Николы на Извести (ныне Александра Невского), Воскресенский собор, старая соборная колокольня и Софийский собор. Гравюра XIX века vologda-oblast.ru


Картина А.И. Ушакова Выход императора Александра II из Вологодского Софийского собора 15 июня 1858 vologda-oblast.ru


vologda-oblast.ru


Теплый Собор. Фото П. Павлова из кн. Дунаев Б.И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Вологда. – М.: Тип В.И. Воронова, 1914 vologda-oblast.ru


Вид интерьера Воскресенского собора vologda-oblast.ru


1949 год vologda-oblast.ru


2012 год. Вологда. Кремлевская площадь. Слева — восточная стена Вологодского Кремля. По центру — Воскресенский собор 1772—1776 года постройки, за ним — колокольня Софийского собора, 1659 года постройки. Справа — Софийский собор, построен в 1568—1570 годах. vologda-oblast.ru


Во время реставрации vologda-oblast.ru


во время реставрационных работ vologda-oblast.ru


vologda-oblast.ru


vologda-oblast.ru


vologda-oblast.ru


vologda-oblast.ru

Архитектура

Архитектура собора заключается в том, что здание по форме напоминает прямоугольник, который оснащен пятью тонкими главами. Всех их венчают главы-куполы

Отдельное внимание стоит уделить колокольне. Она является гордостью храма

Высота ее достигает свыше 78 м. Колокольня Софийского собора Вологды строилась три раза.

Первые две деревянные конструкции сгорели от пожаров. И только третью со временем решили заменить на каменную. По своему виду это было восьмиугольное столпообразное здание, которое на горе покрыто луковками – главами. Высота ее достигает 78 м. По структуре храм внутри разбит на три нефа. Желательно обойти всю территорию, чтобы посмотреть и насладится красотой фресками южного портала.

Также поражают своей красотой первые в Вологде настенные росписи. Их выполнили мастера из Ярославля. Внутри собор расписан практически полностью. Общая площадь составляет около 5 тысяч метров квадратных. Самая крупная и впечатляющая фигура – лик Христа, которая занимает весь купол собора. Кроме того тут можно найти большое количество фигур простых смертных, святых, воителей, а также божественных сущностей, которые украшают стены, порталы и своды.

Лучшая статья для Вас, переходите: обор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростов-на-Дону

В 19 веке было принято решение о повторной росписи храма. Кое что сделали заново, а кое-где дополнили новыми сюжетами. Также непревзойденны по своей красоту и алтарные помещения. Их расписали от потолка и до пола. Одним из авторов считают М. Грека.

К вещам, которые стоит увидеть в данном храме относят:

  • Фреску «Страшный суд». Она находится внутри собора. Самая крупная настенная роспись в стране. Общая площадь ее составляет около 400 квадратных метров.
  • Иконостас. Его считают также очень важным и ценным.

Фото и описание

Храм Успения Божией Матери в Вологде был построен раньше самого женского монастыря. Этот деревянный храм являлся одним из самых древнейших сооружений из дерева в Вологде. На светлый праздник Пресвятой Богородицы в честь Ее Успения в далеком 1303 году преосвященный епископ Феоктист совершил освящение церкви. На основании древних летописей, сохранившихся до наших дней, можно предположить, что этот храм сгорел в 1499 году.

Каменный Успенский собор (холодный) вместе с колокольней и зимней церковью (теплой) во имя русского чудотворца Сергия Радонежского были воздвигнуты в 1692-1699 годах на средства царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича. Построенный храм был освящен 23 мая 1695 года преосвященным Гавриилом архиепископом Вологодским и Белозерским. На куполах ярко и радостно сияли позолоченные кресты, даже сам собор так и называли «Золотые кресты». Однако в 1761 году в женском Успенском монастыре случился пожар, который сильно повредил своды и прекрасные главы собора. Поэтому «Золотыми крестами» называли уже другой храм — церковь святого Николы Мирликийского, который находился неподалеку.

Архитектура Успенского храма соответствует традициям русского зодчества XVII века. Храм кубической формы, имеет световой и декоративные барабаны, которые украшены аркатурой, главы крупные, в форме луковички. Фасады декорированы скромно: карнизы, плоские лопатки. Позднее, в 1880 году трапезная, колокольня и сам придел были переделаны в псевдорусском стиле.

До закрытия в соборе был пятиярусный золоченый иконостас, украшенный резьбой. Царские врата храма золоченые, резные, на них в клеймах иконы Благовещения Пресвятой Владычицы Богородицы и четырех евангелистов. В храме находились две иконы XVI века местного вологодского происхождения: Успение Пресвятой Богородицы и Вознесение Господне. После того, как женский монастырь был закрыт Советским правительством, иконы были национализированы и переданы в государственный историко-архитектурный музей-заповедник города Вологды. Храмовая икона Пресвятой Богородицы была перенесена еще из деревянной церкви (как упоминалось ранее, деревянный храм пострадал при пожаре).

С северной стороны Свято-Успенского собора располагается церковь преподобного Сергия Радонежского. Ее начали строить в 1692 году, а закончили в 1697-1698 годах. Придел святого преподобного Сергия был достроен Василием Карповым, которому помогал его сын. Работали также и крестьяне из села Коровничье. Церковь, освященная в память святого преподобного Сергия Радонежского, одноэтажная, с одной главой, имеет три престола, большую трапезную с приделами во имя благоверного святого князя Александра Невского, преподобного Иосифа иконописца, святого Николая Мирликийского.

Монастырская колокольня была построена в XVII веке. Она имеет шатровую форму и связана с Успенским собором. Из-за повреждений колокольня была перестроена в 1880 году, она находится над входом в церковь. Высота монастырской колокольни около 36 метров, она – двухъярусная. На втором ярусе находится ризница. На колокольне находится 10 колоколов, вес самого тяжелого — 4 тонны.

В 1924 году Свято-Успенский собор был передан в ведение роты связи Энской дивизии, в храме показывали кино для красноармейцев.Свято-Успенская церковь с приделом святого преподобного Сергия восстановлена, в данное время в ней совершаются богослужения. С церковью святых равноапостольных царей Константина и Елены составляет один приход. Храм является памятником архитектуры XVII века.

В доме, где резной палисад…

Мощным градообразующим элементом в городе служит река Вологда, разрезающая его своим извилистым руслом. С набережных и мостов открываются живописные виды на городскую застройку, тут и там украшенную силуэтами церквей и колоколен.
До середины XVII века Вологда была деревянной. Центральная часть города по сей день сохраняет целостную жилую деревянную застройку конца XIX — начала XX веков. Большинство памятников деревянного зодчества покрыты изумительной по красоте, тончайшей резьбой. Недаром в популярной песне прошлого пелось о «доме, где резной палисад». В этом северном, богатом лесами краю, искусство резьбы по дереву всегда было на высоте. Каждый уважающий себя хозяин обязательно владел секретами этого мастерства. Резные наличники, ставни, ворота и фронтоны придавали каждому дому совершенно неповторимый облик.
Одним из интереснейших проявлений деревянной скульптуры всегда была посуда. Ложки, тарелки, чашки, ковши — всё вырезалось из дерева. Признанными центрами изготовления деревянной посуды с XVII века были Кирилло-Белозерский монастырь и село Кубенское.
Но не только деревянной резьбой знаменита вологодская земля. Не только в России, но и за рубежом высоко ценится вологодское кружево. Вологодское масло, молоко, кефир известны по всей стране.
Вологодская земля дала России немало выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Среди них поэт К. Батюшков, писатель В.Гиляровский, знаменитый художник -баталист В.Верещагин, физиолог Н.Введенский, авиаконструктор-С.Ильюшин, летчик-космонавт П.Беляев, поэт Н.Рубцов. Каждый из них провел часть жизни в этом северном городе.

Описание архитектуры

Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы славится своими архитектурными особенностями и украшает западную часть города Вологды на фоне современных построек. Церковь состоит из двух этажей. Принято считать, что фасад и сама структура строения собора относится к классическому стилю.

Если говорить о самой конструкции здания, то:

  • Она имеет продольно-осевую форму, то есть двухъярусная трапезная, алтарь, крестообразный четверик с апсидой вытянулись в одну прямую линию.
  • В центре креста была построена колокольная звонница.
  • Кирпичная ротонда завершается куполом с одним крестом.
  • Мутулы украшают карниз из дерева.
  • Фасад собора разделен несколькими горизонтальными поясами-карнизами.
  • Цокольный этаж кирпичный с наличием продухов для вентиляции подвала.
  • Звонница имеет 8 крупных арок для звона и покрыта ленточным рустом.
  • Крыша церкви имеет форму двускатной кровли с наличием чердака.
  • Большое арочное окно, расположенное на западном фасаде, освещает площадку крыльца.
  • Боковые фасады имеют двупольные декорированные двери.
  • Пол в церкви деревянный. Имеет покрытие — линолеум.
  • Толщина кирпичной кладки достигает 105 см. Имеет известково-песчаное покрытие.

Кафедральный собор имеет 3 отдельных входа:

  • На первый этаж — с западной стороны церкви.
  • На второй этаж — железобетонная лестница с двумя всходами. Однако, в настоящее время данная лестница имеет исключительно пожарное назначение. Прихожане могут подняться на второй этаж с помощью внутренней деревянной лестницы.

Особенности архитектурного строения первого этажа храма:

  • Первый этаж здания украшен декоративной аркой, в строении имеются прямоугольные столбы.
  • Окна первого этажа украшены декоративными камнями, напоминающими замковую кладку.
  • Дверь оснащена кованой решеткой, сохранившейся с 19 века. Замки на дверях также являются оригиналом XIX века.
  • Алтарь отделен от основной части строения стеной с тремя арками-проходами.
  • Сохранены оригинальные кафельные печи.
  • Стены первого этажа имеют высоту в 5 м.

Особенности архитектурного строения второго этажа церкви:

  • Особенность второго этажа — четыре дорические колонны, являющиеся опорой для антаблемента.
  • Второй этаж освещается большим тройным окном с сандриком треугольной формы, а также итальянским окном.
  • Окна второго этажа задекорированы сандриками на специальных креплениях.
  • Имеются металлические двери, сохранившиеся с 19 века. Декором служат объемные детали в форме ромбов и накладные цветы из меди.
  • Стены второго этажа имеют высоту в 3,5 м. Украшены ручной живописью в виде сюжетных композиций, орнаментов и полотен.
  • Стены оснащены широким карнизом, разделяющим их на 2 яруса.
  • Соединение потолка и стен украшено лепниной.

В 20 веке Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы в Вологде не подлежал реставрации. Был выполнен лишь косметический ремонт: замена кровли на оцинкованное железо, покраска внешних фасадов строения (использованы пастельные тона: розовый, голубой, желтый), перестелен линолеум, обновлена живопись и установлены печи-голландки.

Архитектура собора

Собор представляет собой здание высотой в 2 этажа, овальной формы с пятью главами. Внутри здание оборудовано трапезной, четырьмя приделами (по два с каждой стороны). Собор увенчан куполом с овальными окнами. Вокруг купола располагаются двухъярусные восьмиугольные башенки.

Фасады собора украшены тосканскими колоннами и пилястрами. Традиционный русский северный стиль проглядывается в фигурных наличниках на окнах. Парадных вход обрамлен в стиле ампир.

Dmitry A. Shchukin

В действующем музее-заповеднике существует деревянный макет собора, имеющий существенные отличия от оригинального исполнения, что говорит об отходе строителей от первоначального плана. Реализованный проект отличается архитектурной простотой и прямолинейностью форм. Эксперты отмечают, что облик объекта не соответствует представлениям о классическом барокко. Высказываются предположения, что работы по строительству собора велись под руководством одного из петербургских архитекторов. Внутренний интерьер собора был практически полностью переработан в XIX веке.

Вид с колокольни собора на площадь, Денис Комаров

Архитектура

Воскресенский собор — двухэтажное здание, овальное в плане,
с пятью главами. Имеет трапезную, четыре полукруглых придела по
сторонам и вытянутый алтарь. Собор венчает большой купол с
овальными окнами и люкарнами, завершённый фонарём с главой. Купол
окружён двухъярусными восьмиугольными башенками — главками
приделов.

Vologda city — Mothlike @ Flickr

Фасады украшают тосканские колонны и пилястры, окна обрамляют
фигурные наличники. Парадный вход в собор с Кремлёвской площади был
устроен в стиле ампир (с фронтоном и колоннами также тосканского
ордера) к приезду императора Александра I.

Skies — Mothlike @ Flickr

По мнению искусствоведов, исходный проект был упрощён и огрублён
при строительстве. Г. К. Лукомский так описывает архитектуру
собора:

…Довольно хаотическое и
бесформенное сооружение. Задуманный, видимо, в интересных формах
эпохи барокко (судя по деревянной модели, хранящейся в соборном
древнехранилище), в осуществлении он, к сожалению, подвергся
изменениям, и особенно пострадали пропорции купола, ставшего
приплюснутым, и детали: получились обрезанными колонки, грубыми, не
вылепленными тщательно, наличники и карнизы.

Таким образом, стиль барокко
получил в этом храме, закрашенном в тёмно-жёлтый с белым тона, не
вполне типичное выражение. Приём был хорош — получить самый храм
круглым представлялось очень заманчивым, но, к сожалению, в глухой
провинции трудно было выполнить детали, требовавшие деликатной
выработки.

Фото и описание

Воскресенским собором называется бывший кафедральный собор в городе Вологде, который был выстроен в 1772-1776 годах по приказу вологодского архиепископа Иосифа Золотого. На сегодняшний день это здание считается основным помещением областной Вологодской картинной галереи, а также памятником федерального значения.

Комплекс иконографических и архивных материалов по истории формирования столь известного монастыря довольно много. Материалы, касающиеся истории вологодского собора, хранятся в отделе специальных письменных источников московского Исторического музея, а также в фондах государственных архивов Новгородской и Вологодской областей.

История возникновения Вологодского монастыря, как и большинства русских монастырей, сопровождается своим собственным преданием. Купец из Москвы, нагруженный своим товаром, шел по реке на ладье в сторону Белоозера. Как только он проплывал устье реки Ягорбы, то вокруг воцарилась тьма, а ладья села на мель. Купец очень поразился такому неведомому явлению и стал молиться, но тут он увидел невероятную картину: гора, расположенная за правом берегу реки, как будто осветилась ярким огнем, и от нее стали исходить светоносные столпы. Вдруг все пропало. Купец решил подняться на гору и увидел красивейшую картину, сочетающую в себе бескрайние леса и ровное течение реки. Купец дал себе обет, что возведет на этом месте часовню. Свое желание он воплотил в жизнь, поместив в построенную часовню образ Воскресения Христова.

Легенда гласит, что к выстроенной часовне пришли два инока – Афанасий и Феодосий, которые решили устроить в ней пустынное житие. Утраченный в настоящее время синодик упоминает первым епископа Белозерского и Ростовского Игнатия, который был на кафедре на протяжении 1355-1364 годов. Именно по этой причине основание обители относят к данному промежутку времени.

О том, каков был преподобный Феодосий, практически не осталось никаких сведений. Местное предание называет его именно тем купцом, который в тяжелые времена эпидемии чумы, господствующей в Москве, потерял свою семью и решил принять постриг у преподобного Сергия. До сих пор открытым остается вопрос: кто же на самом деле был преподобный Феодосии, а также где он принял постриг, и как случилась его встреча с преподобным Афанасием. Как считает И.Ф. Токмакова, Афанасий являлся уроженцем знаменитого города Устюжны и в течение некоторого времени был подвязан при церкви Рождества Христова в статусе юродивого. Его еще называли прозвищем «железный посох», которое говорит о том, что преподобный Афанасий всегда носил с собой железную палицу для того, что изнурять плоть. Скорей всего, через некоторое время, он ушел в Троицкий монастырь, в котором и принял постриг от преподобного Сергия Радонежского.

Воскресенский собор представляет из себя овальное в плане двухэтажное здание с пятью главками. Собор имеет трапезную, вытянутый алтарь, а также четыре полукруглых придела по обеим сторонам. Венчается собор большим куполом, имеющим овальные окна и люкарны, и завершается главкой с фонарем. Купол окружен восьмиугольными двухъярусными башенками или главками приделов.

Украшение фасадов здания произведено тосканскими колоннами, а также пилястрами; окна обрамлены фигурными наличниками. Главный вход в церковь расположен с Кремлевской площади и был выстроен в стиле ампир с колоннами и фронтонами тосканского ордера по случаю приезда Александра I. Многие искусствоведы пришли к мнению, что данный объект сильно огрублен и упрощен при строительстве. Что касается внутреннего интерьера, то о его первоначальном виде очень сложно судить, ведь на протяжении 1832-1833 годов он подвергся кардинальному изменению. Г.К. Лукомский считал, что внутреннее убранство собора не представляет чего-либо особенно интересного, а орнаментальная роспись характеризует отсутствие вкуса периода правления Александра II и Александра III.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector