Что говорить на исповеди перед батюшкой: с каких слов начать, как правильно закончить

Грехи против других людей

Заповедь «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20.12) предписывает нам уважительное отношение к своим родителям. Любые споры и ссоры с ними, а также неоказание им помощи являются серьезными грехами.

Каждый человек обязан заботиться о своих ближних, и, прежде всего, о родителях, детях и другом супруге. К сожалению, именно члены наших семей, родственники, друзья и ближайшие сотрудники наиболее часто становятся «мишенью» наших недостатков, плохого настроения и деформированного грехом характера. Мы согрешили, если не имели любви к ближним и не прощали им, а воздавали злом за зло, гневались, раздражались, прекословили, спорили, обижали, оскорбляли, вели себя вызывающе, ревновали, желали им зла; плохо воспитывали детей или жестоко их наказывали.

Мы согрешили также, если воспитывали своих детей вне христианской веры, или обращали недостаточное внимание на их духовную жизнь, поскольку сделали их уязвимыми для тягчайших искушений и грехов при начале самостоятельной жизни. По Заповедям Божьим человек всегда должен говорить правду, уважать чужую собственность и достоинство, не завидовать, сочувствовать и помогать всем

Поэтому мы согрешили, если:

По Заповедям Божьим человек всегда должен говорить правду, уважать чужую собственность и достоинство, не завидовать, сочувствовать и помогать всем. Поэтому мы согрешили, если:

— обманывали, лицемерили, не исполняли обещанное, не платили долгов, явно или тайно присваивали себе чужое (в том числе и государственное), занимались вымогательством или рукоприкладством, ссорились, враждовали, вредили другим людям, ленились в работе, не уважали чужой труд, заводили корыстную дружбу.

Корнем всех зол в нас является, идущая от первородного греха, страсть, называемая греховной гордостью, порождающая: зависть, гнев, мстительность, любовь к деньгам и вещам, скупость, презрение к малоимущим, хвастовство, осуждение людей, передачу сплетен, празднословие, делание добрых дел напоказ, немилосердие (или жестокость) к людям (особенно к больным или нуждающимся в нашей помощи), к животным и другим живым существам.

Несколько рекомендаций для тех, кто хочет исповедоваться впервые

Как и перед любым таинством, к исповеди нужно подготовиться. Если вы впервые решили покаяться, то нужно узнать, когда в вашем храме обычно проводится таинство. В основном его проводят в праздники, субботу и воскресенье.

Как правило, в такие дни много желающих исповедоваться. И это становится настоящим препятствием для тех, кто хочется исповедоваться впервые. Некоторые стесняются, а другие бояться сделать что-нибудь не так.

Будет хорошо, если вы перед первой исповедью обратитесь к священнику с просьбой назначить вам время, когда вы и священник останетесь наедине. Тогда вас никто не будет смущать.

Желательно, перед исповедью прочитать Покаянный канон Господу Иисусу Христу, чтобы правильно «настроиться» на покаяние. Это касается всех, кто готовится к исповеди.

Можете сделать себе небольшую «шпаргалку». Запишите на листок бумаги грехи, чтобы от волнения ничего не упустить на исповеди.

Текст 10 заповедей

Готовясь к генеральной исповеди, православные вспоминают заповеди Господни:

«Я Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов кроме меня». Грехом против Бога является поклонение идолам, вера в колдовские силы, атеизм. Люди чрезмерно уверены в себе, не уповают на помощь Божью, избирают себе в кумиры других. Отчаяние, уныние, неверие в милость Господа также являются грехом.
«Не сотвори себе кумира и всякого подобия». Верить христианин должен только в Господа, уповать на Его помощь и защиту. Не допускается обожествление даже икон. Нельзя хранить дома и носить на теле амулеты, заговоренные предметы, обращаться за помощью к ворожеям. В мирской жизни не следует гнаться за богатство и успехом, отдавая этому все душевные силы.
«Не произноси имени Господа Бога всуе». Постоянное упоминание Божьего имени без глубокого почитания недопустимо. Нельзя произносить обращение «О, Боже» или подобные в суетных разговорах, рассказах. Нельзя давать обещания, взяв поручителем Господа.
«Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой— Господу Богу Твоему». Человек не должен быть праздным, обязан трудиться. Но один день в неделю (по православной традиции, воскресенье) должен ходить в храм, читать Священное Писание, отдать себя мыслям о Господе. Эта заповедь также предписывает соблюдать посты, посещать богослужения, чтить церковные праздники.
«Чти отца твоего и матерь твою». Тем, кто уважает родителей, заботится об их благополучии, даруются благодать и долгие годы жизни. Почитать следует опекунов, крестных родителей, всех, кто помогал и поддерживал человека. Нужно быть законопослушным гражданином, не нарушая при этом заповедей Божьих. Нельзя подавать плохой пример детям. Также следует уважать служителей церкви.
«Не убий». Нельзя не только лишать человека жизни, но и желать людям смерти, несчастий, бед. Даже с врагами нужно обращаться кротко и беззлобно, не замышлять против недоброжелателей дурного. Убийством детей церковь считает аборт, ответственность за него несут мужчина и женщина. Подталкивание человека к грехам, совращение – это духовное убийство. Покаяться должен православный, который замышлял самоубийство.
«Не прелюбодействуй». Греховными считаются внебрачные связи, гражданское сожительство, измены в браке. Интимные отношения допустимы только в освященном супружестве. Разжигание похоти любыми способами находится под запретом. Христиане должны блюсти чистоту тела, избегать соблазнов и порока.
«Не кради». Заповедь предписывает не присваивать чужого – имущества ближнего, богатств народа и государства. Любая форма кражи и присвоения – грех. Нельзя обвешивать, брать взятки, портить чужое имущество, не возвращать долги. Тунеядство, притворное нищенство считаются грехом, желанием жить за чужой счет.
«Не лжесвидетельствуй». Речь в этой заповеди идет не только о ложных показаниях в суде. Любые злые слова, напраслина, возведенная на человека, пересуды, сплетни приравниваются к греху

Неискренность, вымыслы, желание красным словцом привлечь внимание собеседника не достойны христианина. Следует избегать злословия, излишнего любопытства, лжи, лицемерия.
«Не желай чужого, не завидуй»

Заповедь призывает христиан довольствоваться малым, ценить данное Господом, не смотреть с вожделением на чужие богатства, успехи. Сравнение себя с другим, недовольство тем, что имеешь, приводят к злобе, ненависти, разъедают душу, отдаляют человека от Бога.

При подготовке к генеральной исповеди заповеди помогут понять, в чем следует покаяться, каких грехов не удалось избежать, подготовить список для покаяния.

Человек изображен искаженно

Я чувствую, что если не засвидетельствую, что все сказанное ложно, то поступлю вразрез со своей совестью: христианской и священнической.

Речь идет о монахине Ксении (Абашкиной).

Лет шесть или семь назад мы искали место для приходского лагеря. Нашли сайт Свято-Успенского Шаровкиного монастыря. Списались и приехали туда. Матушка Ксения встретила нас радушно, показала место, где можно поставить лагерь.

Летом мы приехали туда — около 100 человек, из которых 80 детей. Мать Ксения шла нам навстречу во всем. Дала воду, дрова, доски, электричество, выделила прекрасный участок земли, огороженный забором, и во всем терпела нас. Трудно найти монахиню, которая будет терпеть гвалт и шум от такого количества детей на территории своего монастыря. Более того, матушка Ксения перестроила исполнение монашеского правила, чтобы детям было удобно читать утренние и вечерние молитвы, вести евангельские беседы в стенах храма.

Мы с матушкой очень подружились — жители лагеря помогали монастырской жизни, она помогала нам. Общение продолжилось и потом.

Затем уже дважды матушка ходила с нами в наши приходские байдарочные походы. В таких походах человек раскрывается таким, какой он есть. Мать Ксения мыла каны, чистила картошку, готовила еду, гребла как все, и абсолютно всем (а это было 50 человек) было с ней легко и радостно.  

В тексте у бывшей послушницы Марии она предстает как властолюбивый и тщеславный человек. Это абсолютная ложь. Никаких, как говорит один мой знакомый молодой священник, «священноначальственных понтов» у нее нет.

Мой опыт общения с этим чудным человеком, прошедшим многие тяжкие испытания, став после них больным, физически очень немощным, но при этом благодушным, светлым и радостным, свидетельствует о том, что изложенное о матушке в записках бывшей послушницы — ложь. Я свидетельствую о том, что человек там изображен искаженно, неправильно.

Но более всего меня возмутило то, что в этих записях как бы походя говорится о том, что матушка присвоила 25 миллионов.

Монахиня Ксения, уходя из своего монастыря, когда он стал подворьем Малоярославецкой обители, все свое имущество — дом, землю — переписала на монастырь. На мой вопрос: «Матушка, ну это же ваше, почему вы так решили?» она ответила: «Ну и что, это же нужно монастырю». Как можно себе представить, что человек, так легко расстающийся с имуществом, который причащается, исповедуется и называет себя монахиней, может взять себе в карман принадлежащие Церкви 25 миллионов? Да и не спрячешь такие деньги…

Достоверность равна нулю

В «Исповеди» есть еще один нехороший прием — когда автор обличает одну монахиню, очень коварно приводя это не как свое мнение, а как фразу одной из сестер: «Ты просто не в курсе, у нее мужик есть и все об этом знают». То есть просто взять и выплеснуть такую гадость про человека с именем, с указанием места служения в интернет без доказательств. Я считаю, что это признак того, что человек в вере Христовой вообще ничего не понял. Уж в монашестве — так точно.

Поскольку все, что говорит о матушке Ксении бывшая послушница Мария, ложно, то лично для меня достоверность всего остального рассказа стремится к нулю.

Тем более что любой человек может зайти на сайт монастыря в Малоярославце и увидеть, что там подвизается более ста сестер. Понятно, что 10-15 из них можно было бы удержать с помощью манипуляций или еще каких-то действий, может, кому-то действительно некуда ехать. Но если монахиня или послушница не найдет в монастыре того, за чем пришла, она просто уйдет — или вообще в мир, или из этого монастыря. А 100 человек не могут жить в одном месте только потому, что ими манипулируют. Просто они нашли там радость, свет и любовь. А Мария не смогла.

Мне кажется, в этом тексте вообще опорочено современное монашество. Когда я в 1992 году окончил Московскую духовную семинарию, часть нашего выпуска ушла в монастыри. И это были самые лучшие люди, самые глубокие, самые настоящие христиане. Они сделали выбор бескомпромиссного следования за Христом, отказавшись и от возможности создания семьи, и вообще от каких-то земных удобств и прочего. Ушли в разрушенные обители, оставив свое здоровье полностью на этом ремонте и создавая семинарии и школы, восстанавливая храмы, монастыри. И при этом они несли дух радости и передавали его другим людям. Я так не смог. Мы так не смогли. А они смогли.

Я знаю очень много монастырей, где при внешней строгости игуменов и игумений процветает братская и сестринская любовь — настоящая, крепкая любовь во Христе. И люди действительно светятся от счастья.

Мне 48 лет, из них 24 года я священник, у меня восемь детей и в храме не один десяток многодетных семей, огромная воскресная школа. Людей, которые любят детей, я чувствую безошибочно. Так вот, и мать Ксения, и сменившая ее мать Михаила (Осипова) — это люди, которые очень любят детей. Думаю, если монахиня может любить чужих детей, то она действительно подвижница.

Я видел, с какой любовью они смотрели на галдящих, шумящих в храме усталых детей наших, и мне было очень неудобно: «Простите нас, что дети так ведут себя на службе». Они улыбались и говорили: «Ну что вы, мы так счастливы. Посмотрите, сколько у нас сегодня причастников. У нас сегодня великий праздник!» Хотя это было обычное воскресенье.

Что нужно говорить в завершение

Не менее важно правильно закончить таинство. Завершая исповедь, нужно раскаяться в содеянных поступках и смиренно попросить Создателя о прощении грехов:. «Свои грехи я совершил(а) по собственной воле, поэтому виновен (виновна) перед лицом Господа

Молю с надеждой и смирением о прощении и уповаю на Божию милость. Не гневайся на меня, Господи! Прости меня, грешного (грешную) раба (рабу) твоего (твою)!»

«Свои грехи я совершил(а) по собственной воле, поэтому виновен (виновна) перед лицом Господа. Молю с надеждой и смирением о прощении и уповаю на Божию милость. Не гневайся на меня, Господи! Прости меня, грешного (грешную) раба (рабу) твоего (твою)!»

После исповеди важно всячески избегать повторения совершенных ошибок, поскольку это считается еще более тяжелым грехом. Священник, который проводил обряд, даст совет, как вести себя правильно и начать жизнь, достойную истинного христианина и угодную Господу

Господь нас протестировал

А тут-то грехи небывшие, в которых не уверен, которые описываются только потому, что «вся деревня их знает», бездоказательно выбрасываются на всеобщее обозрение.

К несчастью, эта тенденция осуждения как потоп затопила наше общество. Многие журналисты и блогеры напоминают персонажа из старого фильма ужасов «Чужой». Там было страшное существо, ядовитая слюна которого проедала металл. К сожалению, сейчас очень много пишущих людей, которые брызгают на всё этим своим смертельным ядом осуждения и всех заражают. И вот уже члены церковного общества в огромном количестве перемывают кости монастырю и монашеству на основании изложенных «фактов».

Я же считаю, что этот вброс был тестом Господа каждому из нас: насколько у нас есть навык неосуждения. И вот оказывается, что человек, 20-25 лет ходящий в храм, может забыть об этой заповеди и с радостью погружаться в обсуждение чужих грехов, напрочь не желая замечать, что это совершенно очевидная клевета. Это очень горько.

Мне было очень тяжело проглатывать все те строчки, но я вынужден был это делать. Думаю, тот из нас, кто этот текст начал читать и дальше третьей страницы не пошел, этот Божий тест неосуждения прошел. Тот, кто дочитал до конца, получил тройку или двойку, потому что, сколько бы ни находился в Церкви, пачкать душу свою осуждением, к сожалению, не разучился.

А тот, кто прочитал, поверил и начал постить и комментировать, получает кол за исполнение этой заповеди. И не забудьте сказать об этом на исповеди.

Прощение грехов

Нельзя улучшить свое духовное состояние, если не очиститься от грехов. И поскольку грехи — это по сути наша вина перед Богом, то только Он и может нас от них очистить -простив. Господь Иисус Христос, будучи и совершенным Богом, и совершенным Человеком имел власть прощать грехи: «Но чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи…» (Лк. 5.24). Эту власть Он даровал Церкви через апостолов, явившись им после Своего воскресения: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи , тому простятся; на ком оставите, на том останутся.» (Ио. 20. 21-23). В Церкви преемниками апостолов, имеющими власть отпускать грехи, являются епископы и священники. Они посвящаются на это служение (и получают власть прощать грехи) через молитву с возложением рук других епископов, причастных к непрерывной в веках цепи возложений рук к апостолам и Господу Иисусу. Таким образом, прощение грехов происходит в Церкви не по причине особой святости или молитвенной жизни того или иного священнослужителя, а в силу данной ему от Бога власти.

Условием прощения грехов в Церкви является их покаянное исповедание (откуда и слово Исповедь) перед Богом и Церковью — в лице священника. И по разрешительной молитве, произносимой священником после исповедания, Господь, невидимо и таинственно (откуда и слово Таинство) присутствующий на Исповеди, прощает грешника. Покаяние, исповедание и прощение — основные этапы того, что составляет Таинство Покаяния, в котором Господь исцеляет душу грешника и возобновляет в нем Свое действие. Впрочем, все это происходит не «автоматически» — не против воли человека, и при его соучастии, которое выражается в прекращении совершения новых тяжелых грехов, а также в переосмыслении и перестройке всей своей жизни. Это требует усилий, поскольку «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11.12). Но с помощью Божией может ли что быть невозможным?

Как исповедоваться первый раз

Для тех, кто в первый раз идет на исповедь, думает о том, какие называть пороки, как о них говорить? Бывает так, что человек на исповеди начинает подробно рассказывать о своей жизни, желая найти оправдание неправедным поступкам. Это не правильно. Исповедь – это покаяние, а не рассказ о ваших проблемах.

Прежде чем идти подумайте, какие грехи вы совершили против Бога, против своих ближних и самого себя. Говорить надо о серьёзных вещах, а не распыляться в деталях. Но самое главное, после покаяния взрослому человеку следует пообещать себе не повторять снова прощённый грех.

Прежде, чем пройти это таинство, надо правильно подготовиться:

  1. Перед исповедью и причастием надо 3 дня поститься и не только в еде.
  2. В день причастия, начиная с 12 часов ночи ничего нельзя есть, если сможете, то надо отказаться даже от воды. Исключение делается только для больных сахарным диабетом или больных серьезными заболеваниями.
  3. До совершения таинства следует прочитать каноны: Канон Покаянный Иисусу Христу, Канон Молебный ко Пресвятой Богородице и Канон Ангелу Хранителю.
  4. Исповедаться можно на вечерней службе или на утренней службе в день причастия.
  5. Накануне следует хорошо подумать, в чём хотите раскаяться. Если боитесь что-то забыть, то запишите на бумаге.
  6. Обязательно надо посетить службу вечером и, не опаздывая, прийти на службу утром.
  7. Перед первой исповедью можно заранее подойти к священнику, попросить благословения, расспросить о правилах.

Перечень грехов для женщин немного отличается от списка мужчин. Не стоит перечислять весь список грехов. Он слишком большой, например в списке для женщин перечисляется 473 пункта.

Перечислить священнику или написать нужно те грехи, которые «гложут» душу, не дают спать.

Смертные грехи

Это название происходит из Ветхого Завета, где за совершение большинства таких грехов полагалась смертная казнь или изгнание. В Новом Завете понятие «грех к смерти» также имеет место (1Ио. 5.16), хотя за совершение таких грехов уже не предписывается общественного наказания. Вместе с тем, совершение смертных грехов полностью меняет духовное состояние человека, которое Учителя и Отцы Церкви характеризуют как «смерть души» и «оставленность Богом».

Смертными грехами являются, прежде всего, сознательно совершаемоепротивление Богу, отречение от Бога или веры, отпадение от православия в другие религии, а такжесознательно произносимые хульные слова на Бога,Церковь, Богородицу, или святых.

Тягчайшим смертным грехом является убийство человека. Это совсем не редкий грех в наши дни, поскольку распространено убийство детей во чреве — аборт. На исповеди необходимо назвать количество абортов. В грехе детоубийства бывают, как правило, соучастники-советовавшие и пособничавшие в совершении греха. Часто это родственники, близкие подруги или отец ребенка (если с его согласия или попустительства делался аборт). Нравственная позиция отца ребенка тут чрезвычайно важна, и нередко может все изменить.

Существуют и пассивные формы совершения убийства, например, в виде неоказания помощи. Убийство человека может быть совершено и жестоким словом или другим действием, ранящим душу. Грехом, близким к смертному, является жестокое рукоприкладство с нанесением другому человеку побоев, ран, увечья.

Большая группа смертных грехов связана с половой сферой жизни людей. Здесь Бог благословляет или честные супружеские отношения, или целомудрие. Человек — не животное! И интимные отношения мужчины и женщины только завершают их воссоединение в единого Человека. Начало этому воссоединению полагается в Божьем благословении в Таинстве Брака (Венчания). Венчание -обязательно при вступлении в брак членов Церкви, и без него супружеские отношения сознательных христиан — немыслимы.

Супружеская измена в Церкви называется прелюбодеянием (как бы перелюбил), а интимные связи не состоящих в церковном браке христиан называются блудом. Хотя и то, и другое — смертные грехи, однако прелюбодеяние — грех значительно больший: оно наносит тяжелую душевную травму другому супругу и убивает в согрешившем любовь, являющуюся основой и целью благословенного Богом брачного союза.

Семья является одним из основных «кирпичиков» общества. Заключение брака накладывает на супругов моральную, юридическую и экономичес­кую ответственность перед обществом, друг перед другом, и перед их будущими детьми. Исторически сложилось так, что в ряде стран (например — в Германии, и в странах СНГ) заключение церковного брака не признается государством как официальный юридическим акт. Законодательство этих стран предусматривает, что церковному браку должно обязательно предшествовать заключение гражданского брака. Вместе с тем, такой брак является не более чем принятием на себя гражданских обязательств, но вовсе не освящением Богом брачного союза, происходящим в Таинстве Венчания.

Особо следует сказать о содомских грехах: различных формах гомосексуализма и половых извращений. Это тяжелые по духовным последствиям грехи, и на Исповеди их следует обязательно упомянуть.

Тяжелый грех совершили и те, кто имел отношение к физическому или нравственному растлению молодых людей (подростков, юношей, девушек), к лишению их чести и невинности. К этому же примыкают: устроение различных сборищ с развратными зрелищами и соблазнительными разговорами, пьянок со сводничеством и т.п. Все это участие (или соучастие) в моральном убийстве ближнего.

Смертными грехами являются злословие или проклятие родителей, а также любое относительно их рукоприкладство.

Грехом к смерти еще со времен Ветхого Завета считается участие в колдовстве. Сюда же относятся обращение к бабкам-ворожеям-шептухам, к гадалкам, «экстрасенсам», участие в спиритических сеансах и обрядах новых восточных культов, теософии, антропософии и т.п.
Святитель Димитрий Ростовский говорит и о грехах «вопиющих к небу об отмщении». К ним, помимо намеренного человекоубийства, он причисляет причинение вреда убогим, а также нанесение обид вдовам и сиротам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector