30 главных храмов тулы

Трудный процесс возрождения святыни

Успенский кафедральный собор (Тула), фото которого представлены в статье, в результате новых веяний, принесённых с собой перестройкой, был возвращён верующим, но этот процесс оказался длительным и сложным. В конце восьмидесятых удалось провести реконструкцию фасада здания, и, несмотря на то что в нём по-прежнему находился архив, установить на кровле разрушенные в тридцатые годы купола и кресты. Внешний облик здания во многом стал походить на тот, каким он был накануне катастрофы 1917 года.

Лишь в сентябре 2006 года, когда были улажены все формальности, вновь обрела свою святыню древняя Тула. Кафедральный Успенский собор после долгих десятилетий вновь стал достоянием церкви. В январе следующего года епархиальный владыка митрополит Алексий совершил освящение его нижнего тёплого храма, а в мае был освящён и верхний храм. Это событие принято считать днём завершения реставрационных работ и началом новой эпохи в жизни собора.

Реликвии[ | код]

Главная святыня — Казанская икона Божией Матери из тульской Казанской церкви, разрушенной в 1929 году. Возможно, это та самая икона, которую прислал в Тулу митрополит Казанский Маркелл в 1698 году.

Ещё одна святыня — образ Николая Чудотворца афонского письма, находившийся в Казанском храме в Мяснове. На её оборотной стороне имеется надпись: «Сия св. Икона „Святителя Христова Николая“ писана и освящена на св. Горе Афонской в обители Благовещения. Жертва от Максима Ивановича Губернаторова в храм Казанской Божией Матери. Настоятель схимонах Парфений с братиею. Св. Гора Афон. 1894 год». Икона исчезла при разрушении Казанской церкви. Позже алтарница Всехсвятского храма выкупила образ Николая Чудотворца за бутылку водки у плотников, которые намеревались использовать икону в качестве досок для пола.

Фигура ангела на колокольне

Во Всехсвятском соборе имеется частица мощей великомученика Пантелеймона целителя. Их принес в храм архимандрит Пантелеймон (Якименко), получивший святыню от своего духовного наставника архимандрита Макария (Кобякова), который, в свою очередь, был духовным сыном и келейником священномученика Игнатия (Садковского).

В числе святынь храма — икона с частицей мощей митрополита Иоанна Тобольского; икона с частицей мощей праведного Лазаря, епископа Китийского; икона святителя Митрофана Воронежского с частицей мощей; икона святителя Феодосия Черниговского с частицей его облачения и икона блаженной Матроны с частицей мощей.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл преподнес храму икону Собор святителей Московских. На иконе имеется надпись: «Дар Всехсвятскому кафедральному собору в память о Нашем посещении и служении в нём 11 марта 2009 г. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси».

В числе реликвий Всехсвятского собора — напрестольное Евангелие, подаренное храму Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским).

В правом приделе нижнего храма покоились мощи Св. Иоанна Тульского, которые в январе 2007 года были перенесены в Успенский кафедральный собор, где и находятся в настоящее время.

История

Успенский собор на территории Тульского кремля возводился целых три раза. Первым собором в 1626 году был традиционный деревянный храм, который первоначально назывался Архангельский собор. В 1670–80 годах было принято решение возвести новый каменный Успенский собор. Это было строение с двумя приделами, первый из которых был посвящен Архангелу Гавриилу, а второй — Тихону Амафунтскому. Второй каменный собор существовал около века и очень быстро пришел в негодность. Храм был разобран, а в 1762 году Порфирий Каширский и епископ Коломенский заново благословили городских жителей Тулы на строительство очередного нового каменного Успенского собора.

Возможности на постройку третьего варианта Успенского собора были изысканы из финансов тогдашнего купечества Тулы, а именно сумма затрат составила 30 тысяч рублей. Руководили данным строительством местные купцы Андрей Володимиров, Софрон Сиднев и Лукьян Коптельцев, последний до окончания строительства собора не дожил и его вместо него строительством занялся Тимофей Чечулин, бургомистр. Успенский собор был полностью завершен в 1764 году, а освящен собор был в 1766.

Успенский Собор в XX-XXI вв.

Фатальным для истории этого конкретного сооружения, а также монастыря стал 1917 г. Сначала их закрыли, а позже упразднили. Успенская церковь стояла пустой до 1930-х гг. – когда власти города решили ее взорвать. Здание выстояло, но было поддано жестокому осквернению: сняты кресты и снесены купола, вывезена утварь для богослужений. Приблизительно в тот же период уничтожены колокольня и ограда церкви – их восстановить не удалось. Здание передали во владение государственного архива, размещавшегося здесь до 2005 г.
Власти города в 1980-х гг. провели небольшую внешнюю реставрацию бывшего сакрального здания. Тогда же установлены купола и кресты, укреплен фундамент, но для верующих здание открыли лишь в 2006 г. Переговоры об этом велись с конца 1990-х гг., руководство архива за это время решало, куда перевести все фонды и коллекции документов. В 2006 г. – когда православный храм освободили – начался ремонт внутри, восстановление освящения и отопления, приделов на первом этаже. Реконструкция второго этажа закончена только через шесть лет, хотя богослужения уже проводились. С 2006 г. церковь стала кафедральным собором, центром Тульской епархии.

Архитектура церкви

Над проектом будущего собора в конце XIX столетия работала группа инженеров и архитекторов, которыми руководил Э. Скавронский. Он настаивал на том, что храм должен был иметь готическое декорирование – стрельчатые окна и деление фасада на три части с помощью оконных проемов. Выбор сделали в пользу псевдорусского стиля, сочетавшего архитектурные черты Византийской империи и Киевской Руси. Здания, построенные в таком стилистическом направлении, искусствоведы Советского Союза не признавали культурными и историческими памятниками. Как следствие, достаточно много построек XIX века снесли, а Успенская церковь сохранилась только из-за передачи ее под архив.
Для архитектуры собора характерно наличие колонок, капителей, называющихся кубастыми, а также размещение над порталом гирек. Стены украшены рядами ширинок, а вход – аркой, заканчивающейся клином. Здание было выложено из красного профилированного кирпича с частичными вкраплениями белого камня. Внутреннюю конструкцию отличает превосходное сочетание света и акустики, достигнутое с помощью окон и дневного света. Он проникает через центральный барабан, что позволяет визуально увеличить пространство.

Храмовые святыни

Главными ценностями Успенского собора являются мощи святого Иоанна Тульского и священномученника Иллариона Троицкого. Их останки были размещены здесь в день открытия и освящения. Немного позже сюда доставлены ковчег с мощами других святых – Матроны и Николая из Алматы. Святыни дополняют две иконы – Успенской Богородицы и Матроны.

Литература

  • Вайнтрауб Л. Р., Карпова М. Б., Скопин В. В. Храмы северного округа. — М.: Старая Басманная, 1997. — 272 с. — ISBN 5-8468-0052-1.
  • Судариков В. А., Чапкин С. В. Православная Москва. Справочник. — М.: Братство Святителя Тихона, 1993. — 244 с. — ISBN 5-86407-001-7.
  • Вострышев М. И., Шокарев С. Ю. Москва. Все православные храмы и часовни. — Эксмо, 2009. — 544 с. — (Московские энциклопедии). — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-34703-2.
  • Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. В 4 томах. — АСТ, 2005. — Т. 4. Окраины Москвы. Инославие. — 663 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-17-027698-1.
  • Православие на севере Москвы. — М., 2020.

Фото и описание

Всехсвятский кафедральный собор является величественным произведением архитектурного искусства. Он построен на возвышенности и просматривается со всех точек города, доминируя своей стройной колокольней на фоне города и прекрасно вписываясь в общую панораму.

После издания Екатериной II указа, запрещающего производить захоронения в пределах городских территорий, властями Тулы было выделено место под организацию нового кладбища в южной части Тулы. Там в 1773 году построили деревянный храм в честь Всех Святых. Позднее в 1776 году на месте деревянной церкви начали строить каменный храм (его строительство было завершено в 1825 году).

Храм – двухэтажный. Нижний храм был освящен в 1776 году, у него три престола: центральный — в честь Второго пришествия Христа, южный — в честь Всех Святых, северный — в честь воскрешения Лазаря. В народе храм стали называться Всехсвятским. Верхний храм начали строить в 1788 году, освящен он был в 1825 году епископом Дамаскиным.

Храм выполнен в стиле раннего русского классицизма второй половины 18 века. Но сказалось здесь и влияние барокко. Оно проявляется в усложнённости плана церкви, роскошной пластике фасадов, в не несущих типично барочных колоннах в углах здания, сложной креповке карнизов. Строительство храма началось через год после того, как было возведено здание Академии художеств в Петербурге. Поэтому влияние этого выдающегося творения Валлен-Деламота и Кокоринова сказалось и на архитектурных формах Всехсвятского храма.

Несоответствие массивного основного объёма храма и небольшого пятиглавия объясняется тем, что в 1790 году один из пяти венчавших храм крупных куполов обрушился. Поэтому здание было реконструировано. Предположительно автором реконструкции выступил тульский архитектор К.С. Сокольников.

Проект колокольни, имеющей три яруса, был разработан в 1833 году тульским архитектором В.Ф. Федосеевым. Строительство колокольни шло около 30 лет. На углах первого яруса в 1867 году установили четыре фигуры ангелов. Колокольня увенчана высоким шпилем. До креста высота колокольни составляет 82 м, несмотря на то, что колокольня строилась спустя почти полвека после возведения храма, архитектору удалось сохранить композиционное и архитектурное единство этого ансамбля. В двух верхних ярусах колокольни архитектор предусмотрел характерные портики со сдвоенными колоннами.

В нижнем храме, в правом приделе, были упокоены мощи святого Иоанна Тульского (в 2007 году их перенесли в Успенский кафедральный собор). В нижнем храме иконы были написаны «тульским оружейником» и «аттестованным иконописцем» Григорием Ивановичем Белоусовым.

В 1901 году Тульская городская дума решила, что на Всехсвятском кладбище необходимо соорудить храм-усыпальницу в честь Макария Жабынского. Предполагалось пристроить к храму два отдельных помещения: для людей, умерших от заразных болезней, а также для хранения трупов в течение длительного времени.

Закладка храма-усыпальницы и всесословной богадельни состоялась 26 июля 1902 года на юго-востоке Всехсвятского кладбища. Эти здания так и не были построены, но до наших дней сохранился котлован на месте предполагаемого строительства.

В советские времена храм не закрывали, с 1923 по 1943 годы он являлся обновленческим. 17 января 1944 года обновленческий архиепископ Пётр Турбин принёс покаяние, его утвердили настоятелем Всехсвятского собора.

Всехсвятский собор: что рядом?

Всехсвятский собор находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Всехсвятское кладбище ~ 0,0 км. Католический храм Святых Апостолов Петра и Павла ~ 0,6 км

Католический храм Святых Апостолов Петра и Павла ~ 0,6 км

Музейно-выставочный центр «Тульские древности» ~ 0,7 км

Памятник А.С. Пушкину ~ 0,8 км

Церковь Серафима Саровского ~ 0,8 км

Тульский театр драмы имени М. Горького ~ 0,9 км

Церковь Двенадцати апостолов ~ 1,0 км

Историко-архитектурный и ландшафтный музей «Тульский некрополь» ~ 1,0 км

Приписные храмы и часовни

Часовня Спаса Преображения на Братском кладбище К церкви Всех Святых приписан один храм и две часовни. Статус приписных означает, что они организационно подчинены храму Всех Святых.

  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы в усадьбе Покровское-Стрешнево был построен в XVII веке. В 1990-х годах община храма Всех Святых принимала участие в его восстановлении.
  • Часовня Спаса Преображения на Братском воинском кладбище была построена в 1998 году. Находится на территории бывшего Московского городского Братского кладбища, располагавшегося рядом с церковью Всех Святых. Часовня была названа в память о храме Спаса Преображения, построенном в 1915—1918 годах на Братском кладбище и снесённом в советское время.
  • Часовня кладбища «Арбатец» была построена в 1911 году при сельском кладбище Всехсвятского. По состоянию на 2020 год здание часовни не передано православной церкви и там действует тайский спа-салон.

Успенский собор Тула

На фото: Рама иконостаса находится сейчас не в лучшем состоянии.

Интерьер Успенского собора Тулы

Резная деталь иконостаса. Можно заметить перекличку иконостасной резьбы с резьбой фасадной — во всяком случае, рокайльные мотивы присутствуют и тут, и там.

Любовь тульских граждан к своему собору сделала его уникальным памятником монументальной живописи. Его фрески — «лебединая песня умиравшего великого искусства». Насколько нам известно, фресковый ансамбль Успенского собора — последнее по времени крупное произведение ярославской школы иконописи, расцвет которой пришелся на XVII столетие.

Многие из художников, участвовавших в росписи тульского соборного храма, принадлежали к знаменитым династиям ярославских изографов (Шустовы, Иконниковы, Горины, Сопляковы) и, таким образом, постигли секреты мастерства под руководством отцов и дедов.

Фрески собора частью осыпались, ной в таком виде этот ансамбль производит впечатление

Обратите внимание: в центральном куполе изображено «Отечество» («Троица Новозаветная»). Этот сюжет ярославцы почему-то особенно любили и писали его всегда, несмотря ни на какие преще-ния, связанные с пониманием принципиальной «неизобра-зимости» Бога Отца

Со всем тем, говорить о принадлежности стенописи Успенского собора к ярославской школе нужно с определенной осторожностью. Как правило, ярославские (и близкие к ним по стилю костромские) росписи покрывают стены храма пестрым ковром, завораживают яркостью и «уплотненностью» деталей, праздничной разнонаправленностью ритмов

В Успенском соборе строй монументальной живописи совсем иной. Он торжествен, величаво-спокоен, динамическая составляющая выражена в этих фресках гораздо слабее, чем, например, в ярославском храме Илии Пророка (типичный образец творчества соответствующей школы).

С классическими ярославскими и костромскими памятниками тульские фрески роднит внимание к деталям, их бытовая трактовка. Подробности архитектуры, одеяний выписаны тщательно

Это не просветленное любование «тварным миром» («Всякое дыхание да хвалит Господа»), а именно увлечение «мiром сим», одновременно вещным и скоропреходящим, плотным и распадающимся, как ветошь, на глазах. Пленительное обаяние ярославских фресок зиждется именно на этом вглядывании в ускользающие черты земного бытия (почти импрессионизм, и уж во всяком случае —жанр).

В Туле всегда пользовались сугубым почитанием блаженные. И вот, на откосе оконного проема мы видим св. Василия Блаженного.

С технической точки зрения фрески Успенского собора представляют собой темперно-клеевую живопись. Если «истинную фреску» пишут водными красками по влажной штукатурке, то темперную краску, приготовленную на яйце, пиве или пшеничном отваре, наносят на сухой грунт. Именно эта техника начиная с XVII века приобрела широчайшее распространение.

Колокольня Успенского собора

Архитектура Успенского собора Тульского кремля весьма уникальна. Успенский собор ранее не имел внутренней системы отопления и поэтому не функционировал в течение зимнего периода. Конструкция Успенского собора впечатляет — мощные геометрически правильные формы постройки сверху увенчиваются пятью объемными золочеными куполами с коваными массивными крестами на них. Внутреннее убранство собора отличается особенной пышностью и поразительным богатством, а стиль его оформления относится к русской вариации барокко. Невысокий алтарь на востоке помещения типичен для простых городских соборов XVI–XVII веков.

Росписи в Успенском соборе были выполнены именитыми мастерами из Ярославля, которые сумели отобразить лучшие тенденции ярославской школы, находившейся в тот период на самом пике расцвета. 36 ярославских мастеров работали два лета подряд сразу после постройки храма до 1766 года. Главным живописцем стал Афанасий Шустов. Итогом продолжительной работы стала торжественная и величественная роспись, которая поражает крупными планами и изысканными деталями.

Четырехъярусная колокольня Успенского собора возводилась в период с 1772 по 1776 год. Кремлевская колокольня и в настоящее время является одной из центральных доминант в архитектуре города. В первом варианте высота колокольни до креста составляла чуть более 70 метров. На колокольне размещалось 22 колокола, надо которыми были расположены часы с боем. Позднее старинные часы были заменены современной моделью с двумя стрелками.

В 1778 году на нижнем этаже колокольни был построен теплый храм. В 1936 году на колокольне начался пожар, который не смогли потушить. Колокольня была разрушена и разобрана в 1937 году.

В 1999 году на территории колокольни проводились археологические раскопки. Реставрация самого строения началась в 2012 году. В 2013 году были освящены колокола, а в 2014 — установлен шпиль. Высота обновленной колокольни составляет сейчас 71 метр. Колокольня и собор были торжественно открыты в 2015 году.

Интерьер

Внешние изображения

Внутри храм имеет настенную роспись. Самая большая в церкви живописная композиция — «Собор Всех Святых» — расположена над главным иконостасом. Она была выполнена в конце 1940-х годов в васнецовском стиле. На композиции изображены православные святые в молитвенном предстоянии. Среди них почитаемые в Грузии святые: Нина, Тамара и Дарья:104. На стенах восьмерика, на своде храма и в апсиде сохранилась масляная живопись, выполненная в 1884 году в манере позднего академизма. Часть росписей храма была выполнена в 1960-х годах:105.

Центральный резной иконостас был изготовлен в конце 1940-х годов в псевдорусском стиле. Он имеет три яруса. Тогда же были изготовлены и иконостасы боковых приделов. Цвет иконостасов — бело-кремовый с позолотой. В западной части трапезной над входом расположены хоры. На стенах храма сохранилось несколько мемориальных досок, посвящённых похороненным здесь священникам и представителям грузинских княжеских родов:104.

История

Монастырский храм

На этом месте первый каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы существовал уже в середине XVIII века, как церковь Успенского женского монастыря.

За ветхостью храм был разобран, и в 1791-1792 годах была построена новая Успенская церковь с приделами в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», во имя великомученика Пантелеимона, равноапостольной Марии Магдалины и преподобного Александра Свирского.

В XIX столетии эта церковь пришла в ветхость и в 1857 году была расширена попечением игумении Клавдии.

В 1898 году Успенская церковь была разобрана до основания, и на её месте, при игуменьях Агнии и Магдалине, воздвигнут новый двухэтажный храм. Он был освящён 24 октября 1902 года. В первом этаже храма (трапезном зале) было два алтаря: во имя равноапостольной Марии Магдалины и во имя великомученика Пантелеимона. В верхнем этаже храма — три: средний — во имя Успения Божией Матери, справа — в честь образа «Неопалимой Купины», слева — во имя преподобного Александра Свирского. В этом храме находилась могила почитаемой в Туле игумении Агнии (в схиме — схиигумения Феодосия).

Лихолетье XX века и возрождение

После революции монастырь упразднился, уже в 1918 году храм был закрыт большевиками.

Стены ограды и колокольня не сохранились. До 2005 года в храме располагался Государственный архив Тульской области, хотя договоренность с областной властью о передаче этого храма Церкви была достигнута еще в 1999 году во время первого визита в Тулу патриарха Алексия II. Воплотить ее удалось только в 2006 году, поскольку размещавшийся в храме архив долго не мог перебраться в новое здание. В 2006 году было сделано многое, чтобы в храме возобновились службы: в здание проведен газ, свет, тепло, оштукатурен первый этаж, облагорожена территория перед храмом. 8 сентября 2006 года, в день празднования 860-летия Тулы, реставрируемый храм был торжественно передан Тульской епархии.

По передаче епархии храм получил статус кафедрального собора епархии, с этого времени в нем начали совершаться регулярные богослужения. Возрождение храма на благотворительные пожертвования продолжилось.

В мае 2012 года была освящена часть храма, где располагалось хранилище архива области, и собор был полностью открыт для верующих.

Стены и башни Тульского кремля

В плане Тульский кремль имеет форму почти правильного прямоугольника. Общая протяженность его стен составляет 1066,5 метров. Кремлевские стены стоят на мощном фундаменте, углубленном на 8,5 метров в землю, который покоится на дубовых сваях-лежнях. В настоящее время высота стен достигает 10 метров, а в прошлом была выше. Толщина стен от 2,8 метров на южном и западном участках до 3,2 метров на северном и восточном.

В цокольной части стены расширены и выложены белокаменными плитами из местного известняка. Дальше идет кирпичная кладка, завершающаяся двурогими зубцами — «ласточкиными хвостами». Между наклонной цокольной частью и кирпичными стенами с внешней стороны идет пояс из стесанного до полукруга каменного валика, который опоясывает кремлевские стены и башни по всему периметру. В цоколе прорезаны щелевидные «бойницы подошвенного боя», предназначавшиеся для ведения огня из пищалей.


Успенский собор и колокольня за кремлевской стеной

Нижняя часть стен внутри кремля расчленена широкими арочными нишами, разделенными простенками-столбами. На высоте около 6,5 метров идет уступ — «боевой ход», откуда защитники крепости вели огонь по противнику. В «ласточкиных хвостах» (через одну-две) устроены бойницы — всего их насчитывается 300.


Никитская башня и кремлевская стена с внутренней стороны

Башни кремля выступают за линию стен, благодаря чему обеспечивалось ведение фронтального и флангового огня. Дубовые настилы разделяют башни на ярусы, где стояли установленные на станках тяжелые пищали.

Проездные башни защищали тяжелые дубовые ворота и «герсы» — опускающиеся железные решетки. Каждая башня имеет обходные галереи с бойницами по всему периметру, благодаря чему она превращалась в самостоятельную крепость-цитадель, если враг прорвался внутрь кремля.

Всего в Тульском кремле насчитывается 9 башен. Против часовой стрелки идут следующие:

Спасская башня — построена напротив Спасской церкви. Другое её название — Вестовая. Первоначально в ней висел набатный колокол, извещавший о приближении врага. В прошлом под ней находился пороховой склад. Деревянный шатер над башней был возведен в ходе реставрации 1970-х годов.


Спасская башня

Башня Одоевских ворот, или Казанская башня. Прежде отсюда шла дорога на город Одоев. В нише над воротами находится икона Казанской Божией Матери, отсюда ее второе название.


Башня Одоевских ворот (Казанская башня)


Икона Казанской Божией Матери на башне Одоевских ворот


Башня Одоевских ворот

Следующая башня (угловая) — Никитская, названная так по району Никитский конец, по церкви Никиты Великомученика, некогда стоявшей здесь. Особенностью башни является то, что её нижний ярус перекрыт полусферическими сводами. Здесь хранился порох, а также находились пыточные, где пытали воров и разбойников.


Никитская башня

В центре юго-восточной стены — башня Ивановских ворот, ведущая в Кремлевский сад. Первоначально она так же, как и предыдущая, называлась Никитской.


Башня Ивановских ворот

Далее идет угловая Ивановская башня. Её первоначальное название — Тайницкая, т.к. под ней начинался подземный ход к реке Упе протяженностью около 70 метров. По нему доставляли воду в кремль во время осад. В XVII веке дубовый сруб, которым был обложен проход, сгнил. Восстанавливать его не стали за ненадобностью. Затем по названию построенного поблизости монастыря башня стала называться Предтеченской, а позднее получила свое нынешнее название — Ивановская.


Ивановская (Тайницкая) башня

Следующие башни, расположенные на северо-восточной стене — глухая башня На погребу, где был погреб с запасами пороха и оружия, и проездная башня Водяных ворот, через которую спускался к Упе крестный ход для водосвятия на Богоявление. В XVIII веке она называлась Воскресенской. На углу стоит Наугольная башня, ближайшая к реке Упа. В прошлом внутри неё размещался торговый склад. Её реставрация началась позднее всего — в 2013 году, поскольку до этого из-за построек отсутствовал доступ к ней.


Башня Водяных ворот

В центре северо-западной стены находится Пятницкая башня, названная по церкви Параскевой Пятницы. В XVI веке в небольших сводчатых камерах внутри башни хранили мушкеты, карабины, латы, пули и знамёна. 7 июня 1568 года во время пожара в Туле находившаяся на Пятницких воротах «казна с зелием» взорвалась, повредив башню. Позднее она была восстановлена. Этим объясняется отсутствие белокаменных деталей на ней.


Башня Пятницких ворот

Во второй половине XVI века Тула была обнесена деревянным острогом, площадь которого составляла около 60 гектаров, в 10 раз больше площади кремля.

Архитектура

Архитектурное решение Всехсвятской церкви характеризуется как переход от барокко к классическому стилю. По своему стилю храм относится к раннему русскому классицизму 1760—1770 годов, господствовавшему короткий период времени между затухающим творчеством Растрелли и началом деятельности Баженова.

Первый этаж церкви украшен энергичной рустовкой. Два верхних этажа, занимаемые двухсветной верхней церковью, объединены эффектными четырёхколонными портиками, увенчанными треугольными фронтонами. Влияние предшествующей эпохи барокко сказалось в усложненности церковного плана, в богатой пластике фасадов, в типично барочных, ничего не несущих колоннах и углах здания, в сложной креповке карнизов и т. п.

Большие оконные проемы в общем оформлении фасадов придают зданию скорее гражданский, чем культовый характер. Архитектурное решение церкви, начатой через год после окончания здания академии художеств в Петербурге, находится под явным влиянием выдающегося творения Кокоринова и Деламота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector