Вифлеем (город)

Вифлеем в Библии[править | править код]

Рождество Христово (икона)

Ветхий Заветправить | править код

Вифлеем упоминается в Священном Писании как «дом Давида» или Ефрата (Эфрата, ивр. אפרת\ה, плодоносный). Здесь родился царь Давид, и здесь он был помазан на царство пророком Самуилом. Не менее почитаема верующими разных конфессий гробница Рахили (Куббат Рахиль) на выезде из города в сторону Иерусалима. В Вифлееме и его окрестностях происходит действие Книги Руфь (Руфь. 1-4).

Также город упомянут в Книге Иеремии.

Новый Заветправить | править код

Вифлеем наиболее известен тем, что в этом городе, согласно Евангелиям, произошло Рождество Иисуса Христа. Волхвы увидели звезду над городом и пришли поклониться будущему Царю, принеся дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как Человеку. Однако после того, как царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое Семейство покинуло Вифлеем и скрылось в Египте.

Все, что происходило до этого момента, происходило до нашей эры. И, соответственно, все, что произошло после рождения Девой Марией младенца по имени Иисус, произошло уже в нашей эре.

Для отличия от Вифлеема Галилейского, часто упоминается как Вифлеем-Ефрата.

Кухня и рестораны Вифлеема

В Вифлееме множество кафе, большинство из них сосредоточено вокруг площади Яслей Христовых, там много колоритных ближневосточных закусочных. В них туристов ждут традиционное восточное радушие и традиционная еда: лепешки, фалафель, хумус, кофе по-арабски. Плотно поесть можно на 100 ILS.

Есть в Вифлееме и уличная еда, но это не классический фастфуд. На улицах, под небольшими навесами, местные жители обжаривают лаваши, фалафель и кебаб из баранины по ценам от 20 ILS за порцию, а иногда могут и угостить бесплатно.

А вот более привычную кухню стоит искать в ресторанах при отелях: там обычно богатое меню, хороший выбор вин и приятный интерьер; ужин с умеренным алкоголем потянет примерно на 200-250 ILS. Самый легендарный ресторан в городе — Abu Shanab. Здесь подают израильскую кухню, а местным бараньим ребрышкам пели дифирамбы даже знаменитые артисты и политики. Также здесь подают отличный традиционный кебаб и кофту (рубленые котлеты).

В Вифлееме стоит попробовать местное вино, которое производит компания Cremisan Wine, основанная в 1885 г. Вина изготавливают монахи-салезианцы в монастыре Cremisan, а виноград собирают в районе Аль-Хадер.

Администрация

Демонстрация сторонников ХАМАСа в Вифлееме, 2006 г.

С 1995 года , по условиям соглашений Осло , город с населением 35 000 человек теоретически находился под управлением Палестинской администрации . Фактически, в результате этих соглашений Вифлеем был разделен, как и весь Западный берег , на 3 административные зоны: Зона А полностью находится в руках палестинцев, будь то администрация или правительство. В Зоне B палестинцы несут ответственность за управление, а безопасность обеспечивают израильтяне. Зона C полностью управляется израильтянами. Определение зон таково, что в общей сложности израильтяне имеют исключительный контроль над 82% города, при этом 85% провинции Вифлеем (650 км 2 , 200 000 жителей) находятся в зоне C.

В городском совете представлены отделения различных партий: коммунистических, исламистских и светских. К ним относятся ООП , НФОП и ПНП, которые обычно доминируют на зарезервированных местах. В 2005 году ХАМАС получил большинство открытых мест на муниципальных выборах в Палестине.

В году палестинская христианка Вера Бабун была избрана в муниципальный совет города и выбрана мэром. Она первая женщина, занявшая эту должность. Ее сменил в 2017 году Антон Салман.

История города

Вифлеем, небольшое селение в Иудее, пережил в целом те же
исторические события что и вся Святая Земля. Поэтому для подробного
ознакомления следует обратиться к истории
Израиля.

Древний период

Вифлеем — один из самых древних городов на Земле. Основан
примерно в XVI—XVII веке до н. э. в земле Ханаанской. Сначала в
городе проживали хананеи, после — иудеи.

Vkontakte User @ Vkontakte

Византийский период

В Вифлееме во II веке после второй римско-иудейской войны, на
месте Рождества Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису,
которое простояло до посещения
Палестины святой Еленой, матерью первого императора-христианина
Константина. На месте языческого святилища в 326 году был построен
первый христианский храм.

Vkontakte User @ Vkontakte

Во время восстания самаритян
Храм Рождества Христова был разрушен, но после его подавления
Юстинианом Великим в 529 году, здание было востановлено. В 614 году
город был захвачен персами, но Храм устоял. В 637 году Вифлеем был
захвачен мусульманской армией, однако, второй халиф ислама Умар ибн
Хаттаб оставил Храм во владении христиан.

Период крестоносцев

Несколько веков Святая Земля находилась под влиянием мусульман,
что вызывало недовольство в христианской Европе. В 1095 году по
инициативе Папы Римского Урбана II был организован Первый крестовый
поход. Главной его целью было освобождение
Иерусалима, Вифлеема и
Назарета. В 1099 году Иерусалим был взят крестоносцами, и три
самых святых для христиан города вошли в Иерусалимское королевство,
которое просуществовало до 1291 года, несмотря на то, что сам
Иерусалим был взят Саладином ещё в конце 1187 года.

Vkontakte User @ Vkontakte

Хотя сам Саладин и его потомки весьма толерантно относились к
христианам, и был даже открыт свободный доступ всем христианским
паломникам в Святую Землю, крестоносцы неоднократно предпринимали
попытки захватить Иерусалим.

Vkontakte User @ Vkontakte

Османский и египетский период

С 1517 года до конца Первой мировой войны Иерусалим, Вифлеем и
Святая Земля в целом были частью Османской империи, за исключением
десятилетнего перерыва, с 1831 по 1841 год, когда Палестиной владел
египетский хедив Мухаммед Али. За исключением нескольких периодов
доступ в город христианам-паломникам был открыт. Однако само
путешествие было небезопасным, многие погибали по пути в Святую
Землю. В 1867 году город имел население 3-4 тыс. человек,
преобладали православные и католики, было также 300 мусульман и 100
протестантов, не считая нескольких армян.

Отказ Османской империи предоставить
России руководство христианскими храмами в Святой Земле был
поводом для начала Крымской войны. С конца XIX века начался распад
Османской империи и ее влияние на жизнь в Вифлееме, как и вообще в
мире, стало постепенно снижаться.

Vkontakte User @ Vkontakte

Британский мандат и позднее

В 1918 году, в ходе Первой мировой войны, Вифлеем был занят
английскими войсками.
В 1922 году, после распада Османской империи, Вифлеем стал частью
Британской Палестины.
В 1947 году, с образованием государства
Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под
юрисдикцией ООН (Большой Иерусалим).
В 1948 году, в ходе арабо-израильской войны, Вифлеем и Восточный
Иерусалим были захвачены
Иорданией и перешли под ее контроль.
В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, Вифлеем и Восточный
Иерусалим были захвачены Израилем и перешли под его контроль.
В 1995 году, согласно мирным договорённостям, Вифлеем перешёл под
контроль Палестинской автономии, став центром одного из
гуверноратов численностью около 130 тысяч человек.
В 2000 году в Вифлееме прошли празднования 2000-летия христианства,
когда город посетили многие руководители государств и различных
христианских конфессий, в том числе и Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Алексий II.

Vkontakte User @ Vkontakte

Рождество Христово

Безусловно, главным событием, которым знаменит Вифлеем, было, есть и будет Рождество Иисуса Христа.

В 63 году до н.э. римские войска под командованием Помпея Великого захватили Иудейское царство. Страна превратилась в провинцию Римской империи, а еврейские правители отныне становились вассалами императора. Форма управления и территориальное деление Иудеи постоянно менялись, в итоге местность вошла в состав Сирии. После административных реформ римский наместник Квириний решил провести на подвластных ему землях перепись населения. Делалось это с целью учета потенциальных налогоплательщиков. Согласно распоряжению Квириния, жители Сирии должны были явиться в города, из которых происходил их род и пройти процесс переписи.

Примечания и ссылки

использованная литература

  1. (in) Дэвид Ноэль Фридман и Аллен К. Майерс (ред.) , Библейский словарь Эрдмана , Amsterdam University Press ,2000 г., стр.  172.
  2. Даниэль Маргерат , Библия в повествованиях: библейское толкование в час читателя , Труд и Фидес,2003 г., 461  с. , стр.  54.
  3. В Похвала Нового Ополчения , гл. VI.
  4. Мишель Кенель , «Иисус и свидетельство Евангелий», в « Истоки христианства» , изд. Галлимар / Le Monde de la Bible, 2000, стр.  201–202 .
  5. (in) Раймонд Э. Браун , Рождение Мессии. Комментарий к рассказам о младенчестве в Евангелиях от Матфея и Луки , Якорная Библия,1993 г., стр.  513.
  6. Ален Хузио , Корина Комбе-Галланд, Жерар Мордийа , Мишель Кенель , Иисус Христос, в чем мы уверены? , Atelier Editions,2006 г., стр.  52.
  7. ↑ и «  Иисус не родился ни в 0 году, ни в Вифлееме  », Le Temps ,23 декабря 2014 г.
  8. Симон Клод Мимуни , Пьер Мараваль , Христианство от истоков до Константина , Университетское издательство Франции,2006 г., стр.  54.
  9. Эстель Villeneuve, «Когда археология втягивается» в Le Monde де ла Библии п о  185, сентябрь / октябрь 2008, стр.  44-45  ; Майкл Ави-Йонах, «Вифлеем», в Новой энциклопедии археологических раскопок на Святой Земле , т. 1, изд. Израильского геологоразведочного общества, Иерусалим, 1993.
  10. Доминик Auzias, Жан-Поль Labourdette, Petit Futé, 2008, стр.   307
  11. .
  12. «  В Вифлееме Папа Франциск напоминает о« праве двух государств на существование и мир »  », Le Monde ,25 мая 2014 г..
  13. ↑ и
  14. (в) , из Министерства образования и высшего образования ,14 октября 2006 г.
  15. (in) Кирова, Татьяна К. и Сточино, Моника , , на openarchive.icomos.org ,2002 г.(по состоянию на 23 ноября 2018 г. )
  16. ↑ и «  Пять вещей, которые нужно знать о Вифлееме, колыбели христианства  », leparisien.fr , 2016-12-22cet , 18: 41: 30 + 01: 00
  17. Интервью M me vera baboun Аурелио Моле — перевод с итальянского ежемесячником C. Perfumo New City — Fraternity daily , ноябрь-декабрь 2016 г., стр.  38 .
  18. (in) Лорен Э. Бон ( AP ), «  Женщина-мэр Нового Вифлеема готовится к Рождеству  » , The Times of Israel ,22 декабря 2012 г..
  19. (in) Дауд Куттаб, «У  мэра Вифлеема новая женщина, но все те же старые проблемы  » , Аль-Монитор ,23 декабря 2012 г..
  20. во Франции , на веб-сайте Министерства иностранных дел (проверено 21 декабря 2014 г. ) .

Достопримечательности

Основная достопримечательность города это Пещера Рождества,
величайшая христианская святыня, где родился Иисус Христос. Над
пещерой построена
Базилика Рождества Христова которая находится на площади Яслей
и снаружи больше похожа на небольшую крепость чем на храм. Базилика
построена в 326 году при святой Елене. В 529 году церковь была
разрушена во время восстания самаритян против Византии. Сразу после
подавления восстания император Юстиниан восстановил её и
значительно расширил.

В городе и окрестностях есть множество святых и исторических
мест, основные из них:

Boulos Sixth Street, 20.03.2016. — Dāvis Kļaviņš @ Flickr

Святые места в самом Вифлееме:

Гробница Рахили (Куббат Рахиль) на въезде в Вифлеем со
стороны Иерусалима, на старой хевронской дороге. Почитается
иудеями, христианами и мусульманами.

  • Прямо под
    Базиликой Рождества Христова расположены:

    • Пещера Рождества
    • Пещера Святого Иеронима. Здесь он прожил десятки лет и здесь же
      был похоронен.
    • Пещера Вифлеемских младенцев
  • Базилику Рождества Христова окружают:

    • Православный греческий монастырь, примыкает с юго-востока.
    • Францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным
      католическим храмом города, примыкает с севера.
    • Армянский монастырь, примыкает с юго-запада.
  • «Молочная пещера», расположенная неподалеку от базилики
    Рождества.
  • Православный греческий монастырь VI века на месте, где царь
    Давид напился из источника во время битвы с филистимлянами.

Святые места поблизости от Вифлеема:

  • Поле Пастушков, расположеное в Бейт-Сахуре к востоку от
    Вифлеема. Здесь расположена крипта древней византийской церкви,
    современный православный греческий храм, развалины «башни Гадер»,
    упоминаемой в Ветхом Завете.
  • Католический храм «Слава в Вышних Богу», построенный в честь
    явления пастухам Ангелов, возвестивших о Рождестве Спасителя. К
    востоку от Вифлеема, недалеко от Поля Пастушков.
  • Православный греческий монастырь Илии Пророка, расположенный на
    полдороге из Иерусалима в Вифлеем (на территории Израиля, а не
    Палестинской Автономии).
  • Православный греческий монастырь святого Феодосия Великого,
    расположен в 11 километрах к востоку от Вифлеема. На территории
    монастыря есть пещера в которой, по преданию, останавливались
    волхвы, приходившие поклониться родившемуся Христу.
  • Лавра святого Саввы Освященного, расположена примерно в 15
    километрах на восток от Вифлеема, в Иудейской пустыне.

Исторические места:

  • Крепость
    Иродион которую построил Ирод Великий в 5 километрах к
    юго-востоку от Вифлеема. Это тот самый Ирод, о котором повествует
    евангельский рассказ об избиении младенцев (царь Ирод, узнав о
    рождении Мессии, приказал умертвить в Палестине всех младенцев
    мужского пола от двух лет и ниже). Вероятно что он и захоронен в
    этой крепости.
  • Пруды Соломона, расположенные около дороги из Вифлеема в

    Хеврон, три огромных резервуара для сбора воды, часть древней
    системы водоснабжения Иерусалима.

Христианский анклав

Город Вифлеем — это где мирно уживаются мусульмане и христиане. До недавнего времени (еще 50 лет назад) город был почти полностью православным, но сейчас численность верующих христианских конфессий сократилась.

Главное место православного мира — Храм Рождества Христова имеет обширную территорию. Непосредственно к святыне примыкают три монастыря: православный, армянский и францисканский. Храмом владеют три конфессии, проводить службы за главным алтарем имеют право только православные священники.

Сердце храма находится под алтарем. Спускаться к нему необходимо по древней лестнице, достигнув грота, в полу можно увидеть серебряную звезду, означающую место, где родился Христос. Это главная цель паломничества христиан всего мира. За возможностью прикоснуться к святыне верующие люди проделывают длительные путешествия.

Замечателен и сам храм. Построенный много веков назад из неотесанного камня он хранит древнюю архитектуру и больше похож на крепость, всегда готовую к обороне и защите своих паломников и служителей. Недавно проведенные реставрационные работы позволяют увидеть в некоторых местах мозаичный пол, сделанный еще при императоре Юстиниане. Остатки мозаичной отделки видны на стенах, там же присутствует роспись. Написанные образы Святых поражают воображение и усиливают чувства верующих, посещающих храм. Шестнадцать колонн, поддерживающих свод, датируются пятнадцатым веком и относятся к периоду крестоносцев. Они украшены росписью, но ее уже трудно рассмотреть.

Молочный грот

Если встать на площади лицом
к храму Рождества Христова, то справа, за армянским монастырём, начинается небольшая
улица Молочной пещеры.

Пройдя по ней около 300 м,
можно увидеть справа вход в католический храм, который прикрывает вход в большую
пещеру. Это Молочный грот. Здесь, по преданию, Святое семейство скрывалось от воинов
Ирода. Когда Божья матерь кормила младенца, несколько капель молока упали на пол,
и своды пещеры внезапно побелели.


Молочный грот с иконой Млекопитательница

Камень здесь действительно
светлее, чем тот, который используют местные жители при строительстве зданий. Известняк
порой соскабливают со стен грота, чтобы использовать как лекарство. Говорят, что
бесплодные женщины, вкусив его, рождают долгожданных детей, а у кормящих матерей
прибавляется молоко. В это верят и мусульмане и христиане. В Молочном гроте можно
увидеть многочисленные фотографии счастливых матерей с младенцами — свидетельства
чудес. Стены украшены благодарственными надписями счастливых родителей. Грот украшает
икона «Млекопитательница».

В святом месте — молитва сильней

В чем преимущество молитвы за нас и наших близких в Вифлееме? Здесь царит особая благодатная сила. Рождение Спасителя одухотворило этот край. Тут впервые прозвучал Его голос. Эту каменистую землю, оливы и небо над ними Он увидел прежде всего.

Бог избрал этот город для рождения своего Сына – самого радостного события мировой истории. Значит, Вифлеем угоден Творцу более всех городов. И молитвы отсюда Он принимает с особой благосклонностью. 


Алтарь над Вифлеемской звездой

На сайте “ЕлицыЗаписки” вы можете регулярно заказывать молебны, записки на Литургию (проскомидию), сорокоусты, годовые помины в Храме Рождества Христова в Вифлееме.

Уже сейчас можно подать записки на праздничную Рождественскую Литургию, которая пройдет в ночь с 6 на 7 января 2019 г. в Храме Рождества Христова.

Записка «О здравии» включает не только физическое состояние человека,но и его счастье, материальное благополучие. В ней следует перечислить всех христиан, кому мы желаем крепости телесной и духовной, спасения и благоденствия.

Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за родных, друзей и духовника: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8).   

Записка «О упокоении» включает имена усопших сродников, знакомых, учителей,благодетелей, дорогих нашему сердцу. Как возносим мы молитвы за живых, так должны молиться и за покойных. Незримые для нас, ведут они духовную жизнь в мире ином.

Принесение за умерших Бескровной Жертвы облегчает их участь, даже если они в аду. Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38).   

Молитва Вифлеемской Божией матери

На сайте «ЕлицыЗаписки»можно заказать молебен иконе Вифлеемской Божией матери.

Чем славен этот образ? Считается,что Дева Мария изображена здесь наиболее достоверно. Согласно преданию, над образом работал апостол Лука. Он показал Богородице три её изображения, и Божия мать выбрала одно, признав его наиболее достоверным.

Первым чудом этой иконы было спасение Константинополя от скифов в 463 году. Затем в 988 году её передали князю Владимиру и долгое время она пребывала в Софийском соборе. Княгиня Елисавета Фёдоровна Романова тяжело заболела и молилась перед этой иконой, прося исцеления. После выздоровления благочестивая женщина  передала икону в Вифлеем.


Вифлеемская икона Божией Матери

Икона Вифлеемской Божией матери исцеляет от болезней, улучшает семейные отношения, помогает чадородию, укрепляетверу, защищает от врагов.

Молитва перед мощами Вифлеемских младенцев

В одной из пещер под Храмом Рождества находятся останки Вифлеемских младенцев. Здесь взывают к Господу о прощении женщины, совершившие аборт. Такая молитва нужна и мужчинам, которые подталкивали к абортам своих спутниц, подобно Ироду, губили невинных чад. Эту молитву можно также заказать на сайте «ЕлицыЗаписки».

Только в покаянии — наше спасение

Поклонитесь Господу в Вифлееме, на его Родине. Чтобы в душу вернулись мир, покой и радость. Чтобы появилась уверенность в счастливом будущем. С нами Бог!

Современное состояние

В 1995 году, сразу после подписания временного соглашения по Западному берегу, израильские войска покинули город и передали управление властям Палестинской национальной автономии.

Во время так называемой Второй палестинской интифады вся промышленная и туристическая инфраструктура Вифлеема подверглась значительным разрушениям. Доходило до того, что израильские войска осадили церковь Рождества, где искали убежища палестинские боевики.

Осада продолжалась тридцать девять дней, в результате было достигнуто соглашение об изгнании преступников в иностранные государства. Сегодня регион и страна, где находится Вифлеем, подвергается сильному израильскому давлению. Вокруг города строятся еврейские поселения, которые международное сообщество не признает законными. Кроме того, на окраине города находится стена, возведенная Израилем, а через город проходят дороги для поселенцев, которые разрушают связность городских районов.

И напоследок

Вифлеем, помимо религиозных святынь, церквей, монастырей, гробниц и мечетей, предлагает туристам несколько интересных заведений:

  • Палестинский центр наследия — культурный очаг, в котором сочетаются музей, выставочный центр, модные показы традиционной палестинской одежды, сувенирный магазин (вышивки, резьба по дереву и т.д.)
  • Фольклорный музей — в самом центре города, заведение небольшое, но очень интересное: здесь представлены практически все ремесла, которыми славится город с незапамятных времен.

Когда ехать?

Лучшее время для посещения Вифлеема — весна и осень. Летом слишком жарко, зимой слишком дождливо и неуютно. Не стоит ехать сюда на Рождественские праздники: толчея, высокие цены, длинные очереди. Как бы ни парадоксально это звучало, но Рождество в Вифлееме способно оставить весьма сложные и отрывчатые впечатления.

Как ехать?

Самый простой способ добраться до города, где родился Иисус — рейсовый автобус из Иерусалима. Дешево и достаточно быстро (около 20 минут), правда, не слишком комфортно, часто бывает тесно.

Такси обойдется дороже в три раза, но удовольствия от поездки больше.

Если вы решили присоединиться к группе туристов, которые формируются на улицах Иерусалима, то все ваши проблемы решает туристическая компания-организатор.

Ухо востро!

Вокруг всех главных достопримечательностей Вифлеема постоянно крутится множество «частных экскурсоводов», которые вылавливают наивных индивидуальных туристов. Они безошибочно определяют того, кто впервые оказался на Земле Обетованной и предлагают свои услуги. Главный аргумент: «Без меня вас никуда не пустят!» Помните! Вас пытаются обмануть, заработать на вас. Вежливо поблагодарите и уверенно сообщите, что не нуждаетесь в услугах.

Чаще всего, подобного толка «гиды» могут сообщить лишь одну достоверную информацию: «Иисус родился в Вифлееме». На этом их ценные сведения заканчивается и начинается полная ахинея.

Целесообразнее приобрести путеводитель: дешевле и содержательнее.

Шоппинг в Вифлееме

В Вифлееме нет крупных торговых центров и европейских брендов одежды, обуви и бижутерии, за всем этим отсюда ездят в Иерусалим. Но зато в городе есть мануфактуры и ремесленные производства, которые торгуют интересными сувенирами и товарами ручной работы.

Самая популярная торговая улица в Вифлееме — Manger Street, там больше всего симпатичных сувенирных лавок. Еще одна достойная внимания улица — Milk Grotto Street, здесь можно найти ювелирные изделия, восточные сладости, специи. Также на ней расположена семейная мастерская, где делают различные сувениры из оливкового дерева. Если попросить, владельцы проведут небольшую экскурсию по мастерской.

Поскольку Вифлеем — центр духовного паломничества, отсюда чаще всего увозят религиозные сувениры: талисманы «хамса» и елей. Также популярна иудейская символика: звезды Давида, Красная нить.

Часто для туристов цены указывают в евро, это означает, что цена точно завышена минимум на 20 %, поэтому не стесняйтесь торговаться.

Понять[править]

Вифлеем
араб. بيت لحم‎‎,
Улица Павла VI
Полезная информация
Население 36 000 чел.
Часовой пояс

UTC+2:00, UTC+3:00

Вифлеем — в общем-то, довольно обычный арабский город с узкими улицами и каменными фасадами в центре и малоинтересной застройкой на окраинах, не очень ухоженный и совершенно хаотический. От других городов он отличается, во-первых, тем, что здесь христианское население составляет хоть и меньшинство, но довольно заметное, а, во-вторых, наличием базилики Рождества Христова. Из-за этого Вифлеем стал единственным на территории Палестинской автономии городом, экономика которого в основном зависит от туризма. Кроме того, в Палестине сложно найти десять квадратных километров земли без пары первоклассных археологических памятников, и Вифлеем тут не исключение. Самый простой способ посетить Вифлеем — приехать туда рано утром из Иерусалима и засветло вернуться обратно. На основные достопримечательности дня вполне хватит, а ночная жизнь в Палестинской автономии вряд ли вам понравится, хотя в целом город вполне безопасный и хорошо отделённый от действительно проблемных палестинских районов.

Историяправить

Вифлеем впервые упоминается в египетских источниках около 1350 г. до н.э. После этого он по нескольким поводам упоминается в Библии: здесь умерла праматерь Рахиль, здесь же происходило действие Книги Руфи, из Вифлеема происходил царь Давид, в Вифлееме же родился Иисус Христос, а тетрарх Иудеи Ирод устроил тут вифлеемское избиение младенцев с целью уничтожить Иисуса, но своей цели, как известно, не достиг. Как и вся остальная Палестина, Вифлееем входил в Римскую империю и был разрушен войсками императора Адриана при подавлении восстания Бар-Кохбы в 136 году. Когда императрица Елена во время своего путешествия в Палестину в 326—328 годах посетила Вифлеем, город лежал в руинах. Елена приказала отстроить его заново и построить базилику Рождества Христова, что и было сделано. Базилику, впрочем, сильно повредили в 529 году во время восстания, и её пришлось потом восстанавливать. С этого времени церковь сохранилась в практически неизменном виде. Её не разрушали ни при каких властях, только пристраивали с разных сторон новые здания.

В 614 году Вифлеем перешёл под контроль персов, а в 637 году — арабов. Наконец, в 1099 году Вифлеем, который со времён царя Давида не играл в политике абсолютно никакой роли и мало отличался от соседних поселений, был захвачен крестоносцами, которые укрепили его и пристроили монастырь к базилике Рождества, не забыв прогнать оттуда православных монахов и заменить их на католических. В 1100 году в Вифлееме был коронован Балдуин I, король Иерусалимский. Крестоносцы владели городом до 1187 года, когда его отвоевал Саладин. На короткое время в 1229 году он снова был передан основанному крестоносцами королевству Иерусалимскому, но в 1244 году арабы отвоевали Вифлеем обратно. После 1250 года Палестина перешла под власть мамлюкской династии, правившей из Каира. Мамлюки снесли городскую стену и окончательно установили совместный контроль над базиликой Рождества католической, православной и армянской церквями, хотя конфликты между разными конфессиями периодически возникали вплоть до XX века. В 1517 году территория перешла под контроль Османской империи и, за исключением периода в 1831 по 1841 год, когда городом правила египетская династия Мухаммада Али, оставалась в составе Турции до 1920 года. С 1920 по 1948 год Вифлеем входил в состав Британской Подмандатной Палестины.

По резолюции ООН 1947 года о разделе Палестины, Вифлеем вместе с Иерусалимом был включён в особую территорию, которая должна была оставаться под прямым управлением ООН. Как известно, резолюция не была выполнена, и в ходе войны 1948 года Вифлеем вместе с Восточным Иерусалимом заняла Иордания. Одновременно в город пошёл поток беженцев, преимущественно мусульманских, в результате чего христиане перестали составлять в Вифлееме большинство. В ходе Шестидневной войны 1967 года Вифлеем перешёл под контроль Израиля, но не был включён в государство Израиль, оставаясь на территории с юридически неясным статусом. В 1995 году город был передан Палестинской администрации, находящейся в Рамалле, куда, впрочем, из Вифлеема можно попасть только через территорию Израиля. Территории вокруг Вифлеема довольно сложным образом разделили на три категории. Сам город попал в зону А, считающуюся наиболее опасной, и куда доступ гражданам Израиля запрещён. Во вторую Интифаду 2000—2005 гг. город пострадал, хоть и не очень сильно, а затем быстро была построена стена, отделяющая Палестинские территории от Израиля, и Вифлеем постепенно привык к блокпостам, не помешавшим, впрочем, туризму как основному источнику дохода.

Под Османской властью

В 1517 году, то есть за двадцать шесть лет до падения Константинополя, Османы установили свою власть над регионом, где находится Вифлеем. Таким образом, Турция контролировала Палестину почти четыреста лет.

Стоит отметить, что турецкое правление для региона отметилось периодом относительного благополучия и межэтнического мира, так как завоеватели были чужими и для арабов, и для иудеев. Все религиозные общины, будь то еврейские или христианские, а также арабские были разделены и управлялись самостоятельно.

На непродолжительное время земли, где находится г. Вифлеем, вышли из состава Османской империи, но вскоре снова вернулись под власть турецкого халифа.

Религия

В Книге Бытия Вифлеем — это место, где умерла Рахиль и где родился Вениамин , второй сын Рахили и младший сын Иакова . Формула «Вифлеем на пути к Ефрате» несколько раз встречается в библейских текстах.

В книге Руфь , Боаз , богатого землевладельца в Вифлееме, женится на бедной вдове Рут , который приходит , чтобы подбирать в своих областях. От их потомков родится царь Давид.

В книгах Самуила , царь Давид, сын Иессея из Вифлеема, поэтому пророк Михей делает его родиной будущего Мессии  : «И ты, Вифлеем, Эфрат, хотя мал ли ты между тысячами . Иуды , от тебя выйдет ко мне тот, кто должен править в Израиле, и чье происхождение было древним, с дней вечности » .

Звезда Рождества Христова в базилике.

В Новом Завете , согласно Матфею и Луке , Вифлеем в Иудее является местом рождения Иисуса  ; под губернаторстве из Квириния , его родители пошли туда прописаться, Иосиф , потомок Давида, будучи родным.

В XI — го  века, Бернард Клерво расширяет этимологии Hebrew Bethlehem ( Дом Хлеба ) в христианском использовании Иисуса (родился в Вифлееме) становится живой хлеб , сшедший с небес .

В Вифлееме есть несколько святых мест: Могила Рахили , Базилика Рождества Христова , Молочный грот .

[править] История

Город был основан в 17−16 вв. до н. э.

Возле Вифлеема умерла при родах Вениамина Рахиль, одна из двух жён патриарха Иакова. Её гробница до сих пор здесь почитается.

Город принадлежал колену Иехуды.

Вифлеем упоминается в связи с историей молодого левита, ставшего священником, в рассказе о колодце Давида, неоднократно — в истории о Руфи и Боазе.

Вифлеем присоединил к роду Калеба Хур, первородный сын Калеба от его жены Эфраты или, что вернее, второй сын Хура Сальма. Но, по книге Руфь, здесь, помимо рода Калеба, жил ещё другой иудейский род, от которого вели происхождение, через Боаза, Ишай и Давид. Жители города издревле пользовались репутацией гостеприимных и добрых людей, что явствует не только из истории Руфи, но и из некоторых глав Книге Судей. Отсюда происходили судья Ибцан и множество выдающихся героев и воинов, игравших выдающуюся роль в истории древнего Израиля, например Давид и его братья и многие другие, например Эльханан бен Яир.

В сражении с филистимлянами, происходившем в так называемой Теребинтовой долине, деятельное участие принимали также жители Вифлеема. Здесь Давид совершил свой первый подвиг. Благодаря ему этот город пользовался и в позднейшее время такой любовью народа, что даже пророк Миха из него, а не из Иерусалима, ждал появления народного избавителя.

Здесь Самуил помазал Давида на царство.

Возле этого города во времена пророка Иеремии был посад Кимам (Химам), названный так, возможно, по имени сына Барзилая, друга Давида.

В эпоху Ровоама Вифлеем вместе с некоторыми другими городами был превращён в крепость, которая должна была защищать Иудейское царство с юга и юго-запада.

После Вавилонского пленения выходцы из Вифлеема вновь поселились здесь.

С возникновением христианства Вифлеем получил особое значение в христианском мире благодаря тому, что там родился Иисус Христос. Согласно Евангелиям, когда Ирод Великий приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое семейство покинуло Вифлеем и скрылось в Египте.

От эпохи Второго Храма в городе до сих пор остаются остатки акведука, по которому вода поступала из Соломоновых прудов в Иерусалим.

Евреи жили в Вифлееме до подавления римлянами восстания Бар-Кохбы, разрушившими город в 135 году.

В Вифлееме во 2 веке после восстания Бар-Кохбы, на месте рождения Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису, которое простояло до посещения Эрец-Исраэль Еленой, матерью первого императора-христианина Константина. На месте языческого святилища в 326 году Елена воздвигла над гротом, в котором, по преданию, родился Иисус, церковь Рождества.

В 529 году во время восстания самаритян во главе с Юлианом Цабаром против Византийской империи Храм Рождества Христова (церковь Рождества) был разрушен, но после подавления мятежа Юстинианом Великим, здание было восстановлено сохранилась до наших дней.

В 5 веке Иероним поселился в Вифлееме и основал здесь монастырь. Составляя перевод Библии на латинский язык — Вульгату — он пользовался помощью учёных-евреев, живших в окрестностях города.

В 614 году, во время Восстания против Ираклия, город был захвачен персами, которым евреи, вероятно местные. Эти евреи помогали захватывать и Иерусалим.

В 637 году Вифлеем был захвачен арабами.

Примерно в 1170 году еврейский путешественник Вениамин Тудельский нашёл здесь 12 евреев-красильщиков.

Ещё в начале 20 века здесь жили и евреи.

В 1918 году, во время Первой Мировой войны, город был занят британскими войсками.

В 1922 году Вифлеем стал частью Британской Палестины.

В 1947 году, с созданием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под юрисдикцией ООН («Большой Иерусалим»).

В 1948 году, в ходе Войны Израиля за независимость, Вифлеем (как и Восточный Иерусалим) были захвачены Иорданией. Здесь поселились арабские беженцы.

В 1967 году, во время Шестидневной войны город сдался израильским властям без сопротивления.

После подписания Норвежских соглашений между левыми властями Израиля и ООП Вифлеем с прилегающими населёнными пунктами (Бейт-Сахур, Бейт-Джала и другими) в 1995 году вошёл в состав Палестинской автономии.

Попадание города под власть Палестинской автономии тяжело отразилось на христианской общине, которая уменьшилась более чем вдвое.

Естественным следствием уступок левых стал арабский террор — с началом террористической войны Интифады, развязанной арабскими террористами против Израиля в конце сентября 2000 года, Вифлеем с пригородами превратился в рассадник террора. Из Бейт-Джалы неоднократно совершался обстрел южных районов Иерусалима — Малхи, Гило, Хар-Хома, а также шоссе Иерусалим—Гуш-‘Эцион. После ответных операций израильской армии в городе наступило относительное затишье.

Ясельная Площадь (Manger Square)

Ясельная Площадь является центром современного Вифлеема, она берет свое название от яслей, где Иисус, как говорят, был рожден, событие которое согласно христианской традиции, состоялась в церкви Рождества Христова. 

Церковь Рождества возвышается на восточной стороне площади, в то время как мечеть Омара находится на западной стороне. Хотя мечеть и довольно современная, построенная в 1860 году, она стоит отдельной обзорной экскурсии по ней, мечеть Омара названа в честь Халифа Омара, чьи Арабские армии захватили византийский Иерусалим

После взятия города, он побывал в Вифлеем и молился в церкви Рождества, заявив, что христиане могли бы свободно исповедовать свою веру и молиться в этом важном христианском храме

Ясельная площадь является центральной площадью Вифлеема, на ней круглосуточно работают множество кафе, ресторанов и сувенирных магазинчиков, именно с нее начинаются большинство экскурсий по Вифлеему. 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector