Верхотурский свято–николаевский монастырь
Содержание:
- Симеоновское подворье в Меркушино
- Как добраться до Верхотурья?
- Описание
- Немного истории
- История основания обители
- Описание архитектуры
- Предыстория
- Гражданская застройка
- Храмовый комплекс
- Продолжение истории
- Как добраться
- Окрестности Верхотурья
- Преображенская и Симеоно-Аннинская надвратная церкви
- История
- Деятельность прихода
- Вид одежды
Симеоновское подворье в Меркушино
Древнее село прославил своим житием почитаемый в православной церкви Святой Симеон Верхотурский. Никому не известный праведник жил здесь в XVII веке, шил шубы, ловил рыбу и был похоронен. В 1692 году произошло чудесное обретение нетленных останков, позже перенесенных в Верхотурье.
А в 2002 году обнаружены останки канонизированного святого мученика Константина Меркушинского (Богоявленского). Его нетленные мощи стали православной святыней и покоятся в новом, освященном во имя священномученика храме. В гробнице праведника забил цельбоносный святой источник, исцеляющий многие недуги по молитвам верующих.
Как добраться до Верхотурья?
Проще всего – на автомобиле. Нужно ехать по Серовскому тракту, затем свернуть направо – на Верхотурье. На повороте стоит заметная стела. Расстояние от Екатеринбурга – 300 километров. Автомобиль можно оставить на стоянке перед кремлем или около Николаевского монастыря.
Сложнее добраться до Верхотурья на общественном транспорте. Автобусы сюда ходят лишь два раза в день с Северного автовокзала Екатеринбурга (маршрут № 601).
Можно доехать на поезде направлением на Приобье. Нужная станция так и называется – «Верхотурье». Кстати, здание железнодорожного вокзала, построенное в 1903 году в стиле модерн, отличается красотой и тоже является памятником архитектуры. Вокзал расположен не в самом городе, а в поселке Привокзальный, расположенном в 7 километрах от Верхотурья.
GPS-координаты Верхотурья: N 58º 51.622´; E 60º 48.531´ (кремль).
Посетив эти места, интересно посмотреть старые фотографии Верхотурья, сравнив каким оно было.
Павел Распопов
Описание
В 1925 г. в урочище Карпутлаш был построен корпус с домовым храмом Успения Пресвятой Богородицы. В 1927 г. началась постройка 2-го корпуса – с зимним храмом св. прор. Иоанна Предтечи. В 1936 г. состоялось освящение Успенского храма, который перед этим расширили и удлинили. В 1945-1946 гг. в обители воздвигли каменную часовню для богослужений при большом стечении прихожан и паломников. В 1970-х гг. почти все постройки монастыря снесли и на их месте возвели туберкулезный диспансер.
От прежней обители сохранились только часовня и старенький дом. 12 июля 1991 г. в часовне была совершена 1-я Литургия. В 1994-1998 гг. в монастыре сооружен новый храм свт. Николая Мирликийского. К 2004 г. в одном из корпусов устроен домовой храм Воздвижения Честного Креста Господня. В 2005 г. в обители заложен храм прп. Алексия Карпаторусского.
Немного истории
Этот уральский город возведен на речке Туре, что протекает в Свердловской области. Немногим ранее город относился к Пермской губернии.
История возникновения Верхотурья берет начало с 1597 года, когда Ермак завоевывал Сибирь и Урал. Тут первоначально была крепость народности макси. Затем ее преобразовали в острог. Потом Верхотурье сделали таможней. Все товары, на которые богата Сибирь, проходили через этот населенный пункт.
Расцвету города поспособствовали два государственных указа:
Указом государство Российское монополизировало торговлю пушниной. Все сделки с русским купечеством, макси и местными жителями совершались здесь, на гостином дворе.
Указом учредили ямскую службу, пути которой пересекали Верхотурье. Для города это было очень выгодно – сооружения прочих путей сообщения поблизости, в этой же местности, запретили.
В середине 17 века город интенсивно развивался, строился. Росло население, наполнялись жилые кварталы, возводились храмы и монастыри. Торговля процветала.
В 1753 году торговля постепенно стихает из-за отмены пошлин. А к середине 19 века Верхотурье перестает быть торговым центром. Теперь эта местность делается центром духовным: растет число монастырей и храмов.
История основания обители
Точная дата основания его неизвестна, но его упоминание впервые находят в документах 1505 года, которые сохранились. Более ранние и точные исторические грамоты были похищены в 1614 году при нападении на настоятеля игумена Феодосия, который направлялся в Москву для переписи этих грамот. Сегодня точно не известно, когда именно и при каких обстоятельствах была создана обитель и кто ее основатель.
Свято-Николаевский Рыльский монастырь в Курской области
Архивы с XVI века рассказывают о неоднократном опустошении подворья, многочисленных восстановительных работах и деятельности, которую осуществляли монахи. Доподлинно известно о разорении его во время войн с Польско-Литовским княжеством и последующем восстановлении в 1618-1620 гг. игуменами Корнилием и Мисаиле. В то время монастырь имел два подворья, снаружи и внутри города Рыльска.
При правлении царя Михаила братии жилось хорошо, поскольку царь распорядился о возвращении церковного места, а также даровал монахам ряд земель, на которых они могли возделывать поля, заниматься хозяйством и рыбной ловлей. Иноки имели собственную мельницу, хозяйственные угодья и пользовались покровительством местных помещиков.
Изначально все здания на подворье были деревянные и пришли в негодность к началу XVIII века, поэтому купцы из Рыльска начали спонсировать перестройку храмов в каменные. Особенно много потрудился для этого купец Шелехов и его сын, которые полностью взяли на себя строительство Крестовоздвиженского храма. После возведения трех каменных церквей их неоднократно позже перестраивали и восстанавливали. В 1784 году на территории подворья начало действовать Духовное училище, позже была открыта больница и баня для больных.
К концу XVIII века обитель была процветающей и активно вела просветительскую работу среди населения.
Но XX век особенно тяжело отразился на всех духовных заведениях бывшей Российской империи, в том числе и на Рыльской обители. В 1925 году новая власть полностью закрывает ее и передает помещения в ведение Красной армии. В 1941-1943 годах обитель была под немцами и стала мощной огневой точкой их укрепления.
На заметку! Стоит отметить, что за все время оккупации и освобождения на территории подворья не была взорвана ни одна бомба или снаряд.
После войны на территории в разное время размещались МТС, лесхоз, помещения колхозного управления.
Только 17 июня 1991 года обитель была вновь передана Русской православной церкви и в ней начались восстановительные работы. Уже в октябре этого же года была впервые за 70 лет проведена служба на первом этаже Николаевского храма
Сегодня подворье все еще полностью не восстановлено, но оно тем не менее стал важной точкой паломнических маршрутов и центром духовной жизни Рыльского района
Описание архитектуры
Обитель включает в себя три больших храма и колокольню. Каждое здание построено в традиционном русском стиле и представляет памятник архитектуры. Главный соборный храм — это Николаевский, который полностью восстановлен после советского упадка и отреставрирован. В нем сегодня ежедневно совершается суточный круг богослужений.
Собор Николая Чудотворца, Рыльский Николаевский мужской монастырь
Главный храм обители Николаевский был построен в 1753 году, когда монахами руководил игумен Матфей. Именно он обратился в Московскую Духовную консисторию с прошением начать строительство. После разрешения монахи воздвигли двухэтажное здание, которое стало главным и самым большим на подворье. Стиль его — это сочетание русского барокко и украинского.
После создания церковь неоднократно реконструировалась, а также полностью восстанавливалась после упадка советского времени. Сегодня на первом этаже храм чудотворной иконы Богоматери «Знамение», а на втором двухпрестольная церковь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Купол покрыт сусальным золотом, а внутри украшен росписью и иконами. При отделке внутреннего помещения использовали мрамор для арок и чугун для полов.
Прочие два храма — Троицкий и Крестовоздвиженский в настоящее время реконструируются.
Крестовоздвиженский храм является первым каменным на подворье, который был построен на месте деревянной церкви Георгия Победоносца. Строительство этого здания спонсировал в 1733 году купец из Рыльска Прокофий Шелехов и его сын Иван по личному одобрению императрицы Анны Иоанновны.
В советское время это здание пострадало больше других, поскольку тут размещали камнедробильный цех и для большего комфорта рабочих была полностью снесена стена. Сегодня реставрационно-восстановительные работы тут почти завершены, но служения еще не проводятся.
Троицкий храм является вторым каменным строением, воздвигнутым в 1747 году по указу Духовной консистории и личному прошению помещицы из Рыльска Анны Забелиной. Она была сестрой игумена Матфея и лично спонсировала строительство. После освещения в 1751 году здание неоднократно подвергалось перестройке, например, его северные пределы дважды возводили и разбирали. Купол отделан чугуном, а внутри здание все еще восстанавливают после упадка во время СССР.
Церковь Троицы Живоначальной Рыльского Никольского монастыря
Колокольня на территории имеет 5 ярусов и впервые в записях обители упоминается в 1764 году. Историки считают, что она была построена в 1740 году при содействии помещиков из Рыльска и имела в среднем ярусы часы. По внешнему виду колокольня имеет вид башни, поскольку в ее ярусах заложены уступы восьмериков, которые с каждым новым ярусом уменьшаются. Верхушка имеет вид луковицы с золотым покрытием, а также крест.
Сегодня колокольня полностью восстановлена и отреставрирована, на ней вновь разместили колокола и восстановили узорчатые орнаменты.
Предыстория
Село Иза документально известно с 1387 г. В то время Закарпатье, будучи населено славянами и исповедуя Православие, принадлежало Венгрии, в которой господствовала католическая вера. В сер. XVII в. началось вытеснение в Закарпатье православной веры путем насаждения унии. На этом фоне оплотом Православия долго оставалась юго-восточная часть края – историческая область Мараморош, куда входит и Иза. В Изе имел последнее место жительства и в 1710 г. почил православный священник Михаил Андрела-Оросвиговский, вошедший в историю Закарпатья благодаря своим полемическим письменам против католичества. В 1-й пол. XVIII в. весь край стал униатским, но бывшие православные общины сохранили греческий богослужебный обряд. С 1859 г. и до своей кончины, настоятелем униатского прихода в Изе был священник Иоанн Раковский (1815†1885) – высоконравственный и заботливый пастырь, известный просветитель. Он ревностно оберегал греческий обряд как выражение подлинной христианской традиции. Однако вне православного вероучения греческий обряд не давал униатам Закарпатья ощутить ту духовную полноту, какую они замечали у исповедующих Православие соседей – сербов, болгар, молдаван, украинцев и россиян. В кон. XIX в. началось возвращение многих жителей края к праотеческой вере.
В 1901-1903 гг. оставила унию и часть жителей Изы. Венгерские власти сочли развернувшееся движение изменой в пользу Российской империи и стали преследовать православных Закарпатья, проведя против них в 1903-1904 гг. судебный процесс в мараморошском городе Сигете, ныне входящем в состав Румынии. Обвиняемых приговорили к тюремному заключению и штрафам. Но движение продолжало расти. В 1905 г. его активным участником стал 28-летний Александр Кабалюк, уроженец закарпатского села Ясиня (ныне поселок городского типа). Он ходил по всему краю и проповедовал Православие, молился с оставившими унию земляками в тайных молитвенных домах. В 1908 г. соратники делегировали Александра на Святую Гору Афон с просьбой о присылке православных святынь для духовного укрепления отошедших от унии закарпатцев. 8 июля 1908 г. в Свято-Пантелеимоновском монастыре Афона над Александром был совершен чин присоединения к Православию, с вручением иконы Божией Матери «Акафистная» в благословение православному движению Закарпатья. В 1910 г. Александр стал насельником православного Яблочинского монастыря на Холмщине, тогда принадлежавшей Российской империи, а ныне являющейся частью Польши. Подвижник желал принять монашество и священство, чтобы затем вернуться на родину и нести труд духовного окормления православных земляков. 25 марта, 11 июля и 15 августа 1910 г. были совершены, соответственно, монашеский постриг Александра с именем Алексий, возведение нового инока в сан иеродиакона и иеромонаха.
В 1911 г. о. Алексий прибыл в Закарпатье уже как пастырь. Он совершал в молитвенных домах православных богослужения, исповеди, крещения, венчания. В том же году подвижник отправил на учебу в Яблочинскую обитель земляков Василия Вакарова, Василия Кеминя, Георгия Плиску, Михаила Мачку. Двое первых станут позднее архимандритами Матфеем и Амфилохием, а двое последних – протоиереями. Постоянные преследования со стороны венгерских властей вынудили о. Алексия выехать в 1912 г. в Российскую империю. Там подвижнику посоветовали отправиться на время в Русскую духовную миссию в Северной Америке. За океаном о. Алексий посетил эмигрантов из Закарпатья. В 1913 г. начался 2-й Мараморош-Сигетский процесс против православных.
Узнав о нем, о. Алексий поспешил в Сигет и добровольно предстал перед судом во главе своей паствы, готовый разделить ее участь. Невзирая на достойную адвокатскую защиту и протесты мировой общественности, судьи в 1914 г. вновь вынесли приговор о тюрьме и штрафах. В том же году разразилась I-я мировая война, в которой, помимо ряда других государств, столкнулись Австро-Венгерская и Российская империи. Обе они распались в конце войны. Отбывая заключение в разных тюрьмах Венгрии, о. Алексий в июле 1918 г. тяжело заболел. В сопровождении солдата его отправили на лечение в Ужгород. По пути о. Алексий совершил побег и пристал к отпущенным из плена российским солдатам. В ноябре того же года окончилась война.
Гражданская застройка
В городе в силу его истории много старинных деревянных и каменных зданий конца 19-начала 20 веков
Многие здания жилых домов получили статус архитектурных памятников.
Обращают на себя внимание:. бывший народный дом;
здание реального училища;
старинная лавка Мухлыниной;
купеческий дом Лапина;
винные складские сооружения
бывший народный дом;
здание реального училища;
старинная лавка Мухлыниной;
купеческий дом Лапина;
винные складские сооружения.
Сохранилось много интересных объектов жилой застройки как деревянные с резными наличниками, так и каменные. Особый интерес представляет каменный мост 19 столетия над речкой Дернейка, тоже памятник архитектуры.
Храмовый комплекс
Храмовый комплекс Стефано-Махрищского монастыря (1905 год) Путеводитель по монастырю.
- Троицкий собор (в настоящее время не восстановлен)
- Колокольня
- Храм в честь преподобного Стефана, Махрищского чудотворца
- Надвратная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского
- Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла
- Храм преподобного Сергия Радонежского в Махринской подмонастырской слободе (с 2010г. Храм Пресвятой Троицы Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря)
- Монастырская трапезная
- Архипастырская гостиница
- Архимандритский корпус
- Странноприимный корпус
- Монастырская гостиница (приют)
Продолжение истории
При монастыре неоднократно проводились пастырско-богословские курсы (в 1928 г. их окончил изянский уроженец Иван Кундря – будущий прп. Иов Угольский); некоторые из иноков обители стали основателями новых монастырей; находясь в штате братии, изянские иеромонахи одновременно являлись настоятелями приходов, духовниками женских обителей; из монастыря в Изе по Закарпатью распространялась необходимая церковная литература, обитель изготовляла облачения для православного духовенства края.
2 декабря 1947 г. в Закарпатье почил, приняв незадолго до кончины схиму, прп. Алексий. Тело старца доставили в Изу и 5 декабря погребли в монастыре; в 1953 г. преставился и архимандрит Матфей, которого похоронили рядом с могилой о. Алексия. В 1958-1959 гг. в обители подвизался прп. Иов Угольский (Кундря, †1985), в 1959 г. ее закрыли, с 1990 г. шло возрождение монастыря. 12 марта 1999 г. состоялось обретение мощей прп. Алексия. 8 июля 2001 г. Свящ. Синод УПЦ постановил причислить прп. Алексия, исповедника Карпаторусского, к местночтимым святым и праздновать его память 2 декабря. Чин прославления прп. Алексия совершен в обители 21 октября 2001 г. Синодальным решением от 21 декабря 2001 г. установлен и 2-й день памяти прп. Алексия – 21 октября.
Как добраться
Монастырь располагается по адресу: Курская область, Рыльский район, село Пригородняя слободка, улица Мирная, строение № 2. По всем вопросам паломничества можно связаться со служителями храма по телефону +7 (47152) 2-31-31 или написав им электронное письмо на адрес rylsk-obitel@mail.ru.
Добраться до обители можно разным транспортом, проще всего на личном автомобиле —следует ехать по трассе Курск — Рыльск и свернуть в сторону Пригородней Слободки, а далее двигаться по указателям. Можно добраться и автобусом:
- С Южного автовокзала Курска отходит рейсовый автобус до Рыльска.
- Маршрутное такси отправляется с того же автовокзала по мере заполнения салона.
- Автобус Москва — Рыльск, который следует от станции метро Новоясеневская, Щелковская, Курская и Киевская.
Автобусы следуют до автостанции города Рыльск, откуда надо будет пешком или на такси добраться до подворья, которое расположено несколько в стороне от города. От Курска автобус едет 3,5 часа, а от Москвы около 10 часов. От автостанции города Рыльска до монастыря нужно пройти несколько километров пешком.
Существует и железнодорожный маршрут из Москвы, но он также подразумевает пересадку на автобус. Поезд сообщением Москва — Льгов отправляется с Курского вокзала ежедневно в 11 часов вечера и прибывает во Льгов в 8 утра. Во Льгове следует пересесть на автобус Льгов — Рыльск, который в течение часа доставит пассажиров к подворью.
Ознакомится с расписанием ближайших служений, а также узнать больше о деятельности прихода, служителях или способе поддержать обитель можно на сайте http://rylsk-obitel.ru.
Фильм о Рыльском Свято-Николаевском монастыре
Окрестности Верхотурья
Во время поездки можно посетить и достопримечательности в окрестностях этого города. В 8 километрах западнее в поселке Актай на одноименной реке действует монастырский скит Николаевского монастыря. Здесь бьет так называемый Живоносный источник, вода которого считается целебной. Оборудована купальня. Интересно, что Больше-Актайский скит в 1909 году посещал и известный фотограф С.М. Прокудин-Горский. Здесь он сфотографировал монаха Николаевского монастыря – старца Макария, которого называл своим наставником Григорий Распутин.
В селе Костылево действует Свято-Косминская пустынь. Монахи производят варенье из сосновых шишек и сушат иван-чай.
Едут туристы и в село Меркушино, расположенное в 50 километрах от Верхотурья. Именно здесь жил Симеон Верхотурский, прославившийся после смерти, когда его гроб под действием грунтовых вод «выплыл» на поверхность. Сейчас за водой из Меркушинского источника приезжают многие паломники. В Меркушино построен храм Михаила Архангела, а на въезде в село – храм во имя Всех святых, близ которого стоит большой поклонный крест.
Проехав еще дальше, можно попасть к Кордюковскому водопаду на речке Рогозинке. Неподалеку от него расположен Богородицкий источник.
Преображенская и Симеоно-Аннинская надвратная церкви
Симеоно-Аннинская надвратная церковь открывает проход на территорию монастыря. Находится она на центральной оси расположения главного храма, т. е. точно по линии соединения севера и юга. Проход открывается на площадь, которую формируют внутренние храмы монастыря и Настоятельский корпус.
Спасо-Преображенская церковь монастыря создана в начале 19-го века. В связи с недостатком финансирования, строительство затянулось дольше, чем на 10 лет. В 1837 году оно было закончено, а храм – посвящен. За клиросами находятся захоронения владыки Неофита справа и архимандрита Гавриила слева, почивших в 1880 году.
История
Основал обитель прп. Стефан Махрищский. Постриженный в Киево-Печерской лавре, он покинул Киев вместе со многими печерскими братьями после 1339 г., когда усилились гонения поляков на православных. Отказавшись от предложения московского князя Иоанна II поселиться в любом московском монастыре, Стефан в поисках пустынного места выбрал урочище Махрище. Срубил келью, начал обрабатывать землю, молился в уединении. Стефан долго не соглашался принимать на жительство иноков и желающих ими стать. Но со временем согласился. Не позднее 1358 г. по благословению святителя Алексия был освящён первый храм – в честь Святой Живоначальной Троицы. Устав обители Александрова был общежительным.
Стефан Махрищский и Сергий Радонежский не раз посещали друг друга в своих обителях. Когда прп. Сергий, убегая от зависти родного брата, покинул Троицкий монастырь и отправился на р. Киржач, по пути он пришёл в обитель Стефана. Стефан со всей братией вышел навстречу Сергию. Святые поклонились друг другу до земли, прося друг у друга молитв и благословения; никто не хотел признать своего первенства, и лишь как гостя удалось упросить прп. Сергия благословить обитателей Махрищ.
Около 1370 г. из-за споров о земле местные землевладельцы пригрозили Стефану смертью, если он не покинет пустынь. Преподобный с учеником ушёл на север и на р. Сухоне основал Троицкую Авнежскую пустынь. Позднее Стефан вернулся в свою Махрищскую обитель и преставился здесь в 1406 г. В 1550 г. его мощи были обретены нетленными, но чудеса по молитвам святому начались ещё раньше. Память преподобного празднуется 14 (27) июля.
В 1557 г. игуменом обители стал Варлаам; его прадед был монахом Махрищского монастыря, помнил прп. Стефана и Сергия и рассказывал о них правнуку. В первый год игуменства Варлаама на праздник Пятидесятницы в обитель собралось около 2000 богомольцев. Такого количества хлеба в обители не было, но Варлаам у гроба Стефана взмолился к нему – и хлеба хватило, да ещё обители осталось на 3 месяца. При Варлааме обитель достигла своего расцвета. Он же собрал все доступные сведения о жизни Стефана и о его чудесах после смерти, чем способствовал прославлению преподобного.
Варлаам возобновил устроенную Стефаном Троицкую Авнежскую пустынь. В 1570 г. игумен Варлаам был посвящён во епископа Суздальского и Тарусского. В 1583 г. он вернулся на покой в Махрищский монастырь в Александрове, где вскоре скончался.
При Иоанне Грозном и отчасти на его пожертвования в монастыре в Александрове был построен каменный Троицкий собор с приделом в честь прп. Стефана. В Смутное время монастырь разорили. Попечением митрополита Московского Платона, который отдыхал здесь почти каждое лето, его отстроили вновь в 1791-1808 гг. Закрыв обитель, коммунисты уничтожили Троицкий собор и церковь прп. Стефана.
Деятельность прихода
Настоятель монастыря в данное время игумен Панкратий, который руководит братией. Монастырь ведет активную послушническую жизнь — в нем постоянно пребывает до 25 братьев, которые смотрят за территорией, совершают службу и несут обязанности по подворью.
Паломники могут прибыть и принять участие в любой из совершаемых служб, которые происходят по регулярному расписанию и составляют суточный круг богослужений:
- В будние дни: полунощница в 6 утра, Божественная литургия в 7 утра, вечерня в 5 вечера, а также совершение повечерия и вечерних молитв.
- В воскресные дни: полунощница в 7 утра, молебен с водоосвящением в 7:30 утра (читаются торжественные акафисты Николаю Чудотворцу и преподобному Иоанну Рыльскому), Божественная литургия в 8:30 утра.
- В праздничные дни полунощница читается в 7 утра вместе с канонами и акафистами, а Божественная литургия начинается в 8 утра.
Богослужение в Рыльском Свято-Николаевском монастыре
Кроме богослужений, монастырь ведет и личное хозяйство, которое позволяет монахам существовать независимо от внешних источников. Для этого в окрестных селах оборудованы несколько скитов:
- Никольский;
- Успенский;
- Покровский;
- Скит в селе Тимохино;
- Скит Рождества Христова.
В скитах монахи выращивают необходимые овощи и фрукты для пропитания, а также держат небольшое животное хозяйство. Обычно в скитах проживают от 2 до 6 монахов. Братия занимается и возделыванием земельных угодий монастыря — ежегодно обрабатывается до 950 гектаров земли, на которой выращивается гречка, соя, зерновые культуры и овощи.
Помимо хозяйственной и богослужебной деятельности, обитель совершает просветительскую работу среди местного населения, особенно большое внимание уделяя воспитанию молодежи. Священнослужителя регулярно проводят семинары и беседы для школьников и учителей, выпускают просветительскую литературу, устраивают фотоконкурсы, интеллектуальные игры и праздники для населения
На заметку! Братия готова принимать в монастыре с ночлегом до 150 человек, так что паломники могут приехать на вечерние службы и остаться до утра, проведя сутки или более времени в стенах обители. При этом братия кормит и размещает всех желающих по предварительному согласованию, именно поэтому нужно заранее связываться с монастырем.
Вид одежды
Фото: одежда для посещения церкви
Вообще для посещения Верхотурья особенные одеяние не требуются. Стоит лишь помнить, что если отправитесь в монастыри или церквушки, одежда нужна соответствующая: мужчины надевают только брюки (шорты не подойдут), женщинам и девушкам надобно быть в длинных юбках и в платочках на голове. Если по каким-то причинам такую одежду вы с собой не взяли, у входа в монастыри ее дают на время посещения. Обувь лучше выбрать без каблуков – доведется много походить пешком и стоять на ногах. Девушкам не рекомендуется использование губной помады и любой другой косметики, т.к. с макияжем на лице к раке Симеона Верхотурского и иконам прикасаться запрещено.
Фото: одежда для посещения церкви