Амфитеатров, валентин николаевич
Содержание:
- Биография Валентина Амфитеатрова
- Подвижник и молитвенник
- Отец учил нас молитвам и Закону Божьему
- Детство Валентина, злоключения его семьи и первое увиденное чудо
- Проповедник
- Оплот всенародной любви
- Литература[ | ]
- Очевидные причины непрославления
- Память
- Благодетель
- Духовник
- Могила Валентина находится на Ваганьковском кладбище
- Посмертные чудеса
- Биография Валентин Николаевич Амфитеатров
Биография Валентина Амфитеатрова
Род, из которого происходил будущий настоятель московского Архангельского собора, дал России немало талантливых священнослужителей. Отец его, Николай, был протоиереем в с. Высокое Кромского уезда Орловской губернии. Мать Анна – благочестивая христианка.
Дом семьи Амфитеатровых-Викторовых в Очаково
Родным дядькой Валентину Николаевичу приходился архиепископ Казанский Антоний, а двоюродным дедом – митрополит Киевский Филарет. Биография самого духовника берет свое начало от даты его рождения – 1 сентября 1836 г.
Ранние годы
Когда мальчику исполнилось 11 лет, он стал учеником Орловской духовной семинарии. Проучившись там 7 классов, юноша попросил перевести его в Киев, где через год успешной учебы получил аттестат. Следующим этапом его образования стала Московская духовная академия, где Валентин получил кандидатскую степень по богословию. По окончании учебного заведения молодой человек преподавал юным семинаристам Калужской семинарии греческий язык и историю.
Женитьба
Брачными узами Амфитеатров связал себя, когда ему было 24 года. С будущей женой преподаватель духовной школы встретился благодаря своему ученику. На одном из обедов в кругу семьи Чупровых, куда тот его пригласил, Валентин Николаевич познакомился с братьями и сестрами Александра. Среди них он заметил юную Елизавету Ивановну, на которой вскоре и женился.
Начало священнослужения
Тесть молодого учителя был протоиереем, и по рассказам сына отца Валентина, именно он настоял на принятии священного сана. Как вспоминает Александр Валентинович, это было условием женитьбы на его дочери. Однако биографы склонны верить, что решение будущий святой принял добровольно.
В июне 1866 г. Амфитеатрову был пожалован сан протоиерея
За три дня до свадьбы Валентин Николаевич получил сан диакона, а еще через день – священника Калужского собора, став членом местной консистории. Спустя 4 года духовника перевели в Лихвинский Троицкий храм на должность цензора проповедей, а вскоре он начал преподавать Законы Слова Божьего для учеников уездного училища города Лихвина. Чуть позже будущий чудотворец был назначен смотрителем Мещовской духовной семинарии.
В июне 1866 г. Амфитеатрову был пожалован сан протоиерея. Через 5 лет он сменил Калужскую губернию на Москву, где стал преподавать законоучение семинаристам Московской школы, а затем – столичного казенного реального училища.
В «Нечаянной радости»
1874 год принес отцу Валентину новые жизненные перемены. Московский митрополит Иннокентий походатайствовал назначить протоиерея в Кремлевский собор св. Константина и Елены. Ранее церковь не отличалась большим количеством прихожан и была не сильно популярна среди православных христиан. Амфитеатров же сумел создать общину, которая со временем стала самой многочисленной, а здание храма оказалось слишком мало для желающих послушать ежедневную литургию святого отца.
Настоятель Архангельского собора
Настоятелем знаменитого Кремлевского собора Валентин Николаевич стал в 1892 году. На тот момент духовник был известен далеко за пределами столицы. Будучи талантливым проповедником, он быстро привлек прихожан в московские храмы. Священник первым ввел практику частого причащения и был отмечен самим Иоанном Кронштадтским. Тот любил говорить обратившимся к нему московским жителям: «У вас есть отец Валентин. Зачем я вам?».
Последние годы
Когда Амфитеатрову было 64 года, он ослеп. Однако стать затворником ему не удалось. Поток людей, льющийся к нему в московскую, а позже очаковскую, квартиру не иссякал. Полагаясь на помощь своих дочерей, духовник ежедневно принимал десятки верующих, которые приходили к нему за советом или причащением.
Всю свою жизнь чудотворец занимался писательской деятельностью
Кончина и погребение
Скончался Валентин Николаевич спустя 6 лет (20 июля 1908 г.). Через три дня он был погребен на Ваганьковском кладбище, рядом со своей женой, которой не стало гораздо раньше. В 30-х годах ХХ века участок №21 был уничтожен, а на месте могил возведен братский памятник участникам Великой Отечественной войны.
Однако верующие не переставали приходить к месту захоронения святого отца, приносить цветы, молиться и просить о помощи. Осенью 90-го года поблизости мемориала был воздвигнут крест в честь духовника, а спустя 11 лет могилу зарегистрировали, как ту, где покоятся останки священника.
Подвижник и молитвенник
«Основой его служения была необыкновенная любовь к людям и к Богу, — рассказывает правнучка Валентина Амфитеатрова Евгения Николаевна Викторова. — Он приходил в храм рано утром и уходил поздно, как он сам пишет, «голодный, но радостный». Ежедневное продолжительное служение Литургии, — на протяжении восемнадцати лет без диакона, совершение моления с акафистом Божией Матери «Нечаянная Радость», затем панихида — часто несколько… После службы с каждым остановится, поговорит, утешит, даст совет. За эту любовь, полную самоотдачу Господь даровал ему особые духовные дары» Все чувствовали недоступную высоту и благоговейность его служения, и конечно, действие особой благодати Божией. Присутствовавшие отмечали, что никогда не слышали ничего подобного: казалось, что все святые, к которым он обращается, здесь, в храме, а батюшка как бы действительно разговаривал с ними и Божией Матерью.
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» в храме Илии Обыденного
«Нет слов передать то благоговейное настроение, которое охватывало человека дивной силой батюшкиного служения, — вспоминает его духовная дочь и жизнеописательница новомученица Анна Зерцалова. Записки собирал бережно, с величайшим чувством сострадания, — то охотно, то — с тяжелым вздохом, и нес их в алтарь. Когда читал он эти сотни имен, — все чувствовали, как горячо он молится за каждого человека, его служение было настолько истовым и благодатным, что плоды молитвенной помощи во всех скорбях являлись незамедлительно. Если он провидел, что кто-либо имеет особую неотложную нужду, он властно раздвигал толпу и подходил к страдающему, утешал, разрешал вопросы и помогал, чем мог. Так возиться с каждым человеком, как возился батюшка, вряд ли кто сможет»…
В 1892 году о. Валентин был переведен в Кремлёвский Архангельский собор и назначен там настоятелем.
Кремлёвский собор Архангела Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных.
Отец учил нас молитвам и Закону Божьему
– Как родилась идея написать книгу «Три века с отцом Валентином»?
– По молитвам батюшки, Господь дал мне замечательного супруга, но у нас нет детей, и некому передать память о тех людях, с которыми я встречалась, которых знала. Поэтому вместе со священником Сергием Матюшиным мы задумали книгу про батюшку и про всех, кто был с ним связан. В книге я пишу о том, что знаю из первых уст. Всю жизнь я бережно храню воспоминания и личные вещи, которые принадлежали отцу Валентину и членам его семьи. На презентации книги мы устроили выставку этих вещей.
Николай Васильевич и Вера Николаевна Викторовы
– Расскажите о вашем отце.
– У бабушки с дедушкой родилось пятеро детей, но выжили три сына, первенец Борис и дочка Лиза умерли младенцами. Мой отец Николай Васильевич Викторов был средним сыном – между Дмитрием и Сергеем. Отец родился 110 лет назад, 7 апреля 1907 года, на Благовещение. Окончил географический факультет МГУ. С 1939 года и до выхода на пенсию проработал инженером-картографом на открывшейся в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, которая позже была преобразована в ВДНХ. У отца была закрытая форма туберкулеза, поэтому он не был призван в армию. В годы войны он работал в колхозе, преподавал географию в очаковской школе. В 1931 году отец женился на моей маме Вере Николаевне Мальчевской. Молодые поселились на втором этаже очаковского дома. По желанию мужа мама, окончившая педагогический техникум, не работала, а воспитывала детей. Выросшей в интеллигентной дворянской семье маме в годы войны пришлось то работать учетчицей, то заведовать курсами трактористов. Когда я выросла, она пошла работать в Государственную библиотеку имени Ленина. Отец учил нас молитвам и Закону Божьему. Он был тверд в вере и нас воспитал в том же духе. Любил переписывать акафисты и обменивался ими с братом Сергеем.
В 1932 году у родителей родился сын Дмитрий, в 1934 году – дочь Люба, а в 1946 году – двойняшки – я и сестра Мария. Мы были поздними детьми, у нас с братом была разница в 14 лет. Я весила кило двести, Машенька была покрепче меня, но через полгода, 6 мая 1947 года, умерла, и маме врачи предсказывали, что и я умру. Но я выжила. После школы поступила во Всесоюзный юридический заочный институт. Работала во Всесоюзном научно-исследовательском институте проблем укрепления законности и правопорядка. Начинала работу как специалист. Позже стала младшим, а затем старшим научным сотрудником. В 1983 году защитила кандидатскую диссертацию. С 1990 по 2007 год была доцентом Московской государственной юридической академии. Сейчас на пенсии.
– На вашем семейном участке Амфитеатровых-Викторовых на Ваганьковском кладбище похоронены ваши родители. Они прожили долгую жизнь?
– Отец умер на 88-м году жизни, 3 января 1995 года, в день памяти святителя Филарета (Амфитеатрова), митрополита Киевского. Его большой портрет висел в нашем доме. После отпевания в храме Воскресения Словущего отца похоронили на Ваганьковском кладбище в могилу его родителей. Мама умерла 12 июля 1989 года, в праздник Всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
Детство Валентина, злоключения его семьи и первое увиденное чудо
Валентин Бирюков родился в непростое для всей страны время. Шел 1922 год, недавно отгремела Первая мировая война, а чуть ранее в России произошли две революции подряд — Буржуазная февральская и Великая красная октябрьская.
Кроме того, к этому списку событий добавилась иностранная интервенция и гражданская война
Не стоит заострять внимание на политических и военных событиях тех лет. Стоит только сказать, что в стране царила разруха и голод, постепенно устраняемые молодой Советской властью
В начале 1920 — 1940 годов нарастал раскол Русской православной церкви
Семье Валентина пришлось непросто, но они выжили и даже более того неплохо устроились. Всего у них было четверо детей. Все они ходили в школу и получали начальное образование.
Именно в школе Валя впервые столкнулся с Божьим промыслом.
Шел 1931 год и скоро должна была наступить Пасха. Ученики третьего класса, и среди них Бирюков, активно и беззаботно обсуждали очень важный вопрос: есть ли Бог и кто Он?
Однако, молодой поросли не удалось завершить свой, несомненно важный, спор. В обсуждение вклинилась учительница. Она была атеисткой до мозга костей и не допускала упоминание Господа в своем классе. Педагог долго кричал, будто криком его слова становились значимее, что Бога нет и все это пережитки старины.
Быстро успокоив детей, учительница приготовилась к началу занятий. Но провести урок ей было не суждено. Сразу после звонка преподавателя скрутила сильная судорога.
Пришлось вызывать врачей, а на следующий день она не пришла. И вообще больше не появлялась в школе. Юный Валя спросил у мамы — что стало с учителем? На что мать ответила сыну, что ее наказал Бог.
Проповедник
Прежде всего, отец Валентин проповедовал истинную и незыблемую Христову веру, был великим учителем благочестия. «Чудные проповеди говорил батюшка, — это была такая живая речь поучения и наставления, такая мольба о покаянии и исправлении, такая красота выражений и сравнений, что великое умиление и потрясение охватывало души слышавших». Неустанно говорил о добродетелях, любви к ближнему, беспощадно бичевал лень, жадность, зависть, недоброжелательство и равнодушие. Сердцем христианства называл человеколюбие во всех проявлениях: «Но как многие лишены этого чувства!», — сетовал он. Предупреждал об опасности внешнего благочестия: «Не животом, не едой спасайте свои души. Господу нужно наше горячее сердце, а не наружное пощение и лицемерное хождение по церквам, это все ханжество и заблуждение. Пусть в тебе любовь будет да милосердие, а не пустая набожность» Давал глубокие аскетические наставления о хранении ума и сердца, трезвении, отсечении воли, всемогуществе молитвы, тщательному исполнению заповедей, настоящему, не поверхностному послушанию: «У каждого из нас гордый дух и своенравный характер — это страшная закваска зла для всей жизни человека. Ее нельзя уничтожить ничем иным, как послушанием.» Наставлял: «Будьте правомыслящие, правоверные и православные, и Господь мало чем умалит вас от Ангелов».
Оплот всенародной любви
Паства не поддавалась исчислению: к нему стекалось огромное количество народа, тысячи людей всех сословий, возрастов и состояний, со всей России и даже из-за границы. Историк С.П. Мельгунов вспоминал: «В Москве он слыл чуть ли не за святого. Церковь всегда была полна народа, приезда пастыря ждала толпа жаждущих его благословения. За извозчиком его бежали десятки женщин. Одним словом, это был пастырь, которому поклонялись». Новомученица Анна Зерцалова несколько раз была свидетелем, как восторженная толпа выпрягала лошадь и везла на себе о. Валентина до его квартиры. Но излишняя восторженность, фанатичность и некая экзальтация не приветствовались ни батюшкой, ни его близкими, — только трезвый духовный настрой и искренняя вера. Сын Александр Амфитеатров отмечал, что отец был высокообразованным человеком, владел более чем десятью иностранными языками, не считая древних. Всю жизнь собирал библиотеку, которую завещал после своей смерти университету Шанявского. С любым человеком, даже царской династии, он мог общаться на должном уровне. А русская интеллигенция всегда сильно нуждалась в духовном врачевании… Выдающиеся ученые и общественные деятели, знатные господа и дамы, духовенство, купеческое сословие, лавочники, ремесленники и, конечно, простой народ, — все стремились к батюшке… Трудно переоценить степень его влияния на русское общество вцелом.
Литература[ | ]
- Истинный пастырь Христов. М., 1910.
- Краткое описание выдающейся пастырской деятельности… прот. В. Н. Амфитеатрова. М., 1910.
- Светильник Православия. М., 1912.
- Подвижник веры и благочестия. М., 1914; переизд.: М., 1995.
- Бочарова Е. Московский утешитель: Прот. Валентин Амфитеатров. М., 1995; переизд.: М., 1997.
- Гумеров А. Благодатный пастырь: Прот. Валентин Амфитеатров. М., 1998.
- Александрова Г. Я плакал о всяком печальном: Жизнеописание протоиерея Валентина Амфитеатрова. М., 2003.
- Кострюков А. А., Е. Н. Викторова О собрании проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова // Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова. М.: Университет Дмитрия Пожарского. 2021. С. 13 — 20.
Очевидные причины непрославления
В 1999 году лицами Московской Патриархии и людьми, которые называют себя родственниками отца Валентина, на территории Братских могил Ваганьковского кладбища, где погребен протоиерей Валентин Амфитеатров, были совершены несанкционированные работы с целью обнаружения его святых останков. Была нарушена статья № 22 Федерального закона «О погребении». Мощи протоиерея Валентина могли быть повреждены шурфовальными работами на данном участке.
Очевидно, Московская Патриархия хотела обрести мощи Угодника Божия и прославить его подобно блаженной Матроне Московской, мощи которой были обретены прежде прославления. Но на территории Братских могил, где захоронен протоиерей Валентин, для произведения любых работ необходимо было получить разрешение государственных инстанций, курирующих кладбище. Это правило не было соблюдено. Нарушение закона усугубилось ещё и тем, что обретение мощей святого решили совершить кощунственным образом, используя шурфы глубиной более 3 метров.
Преступники были остановлены, им не дали развернуться. Этим вопросом многие годы занимались заинтересованные лица, ревнующие о святости протоиерея Валентина и было собрано много документов государственной значимости. На патриархию не подали в суд, чтобы не подорвать авторитет патриарха Алексия Второго.
Основным нарушителем федерального закона «о погребении» явился первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, который в течение многих лет не мог официально заявить о своем правонарушении. Дело в том, что Патриарх Московский и всея Руси в 1998 благословил его заниматься прославлением местночтимых святых. Документы, необходимые для прославления протоиерея Валентина, как известно, были оформлены священником Афанасием Гумеровым и переданы через первого викария Его Святейшеству. (Это не касалось обретения, а только прославления). Далее последовало решение Синодальной комиссии, потом шурфование и первый викарий решил не открывать своего правонарушения Его святейшеству, после чего, вероятно, на стол патриарху не легли документы о том, что Синодальная Комиссия признала достойным прославление протоиерея Валентина, иначе бы Патриарх Московский и всея Руси должен был собрать Синод и назначить день прославления святого.
Прославление может произойти без обретения останков. Основной причиной непрославления является кощунственная попытка обретения мощей святого.
С 2005-го года в секретариате Московской Патриархии лежит прошение на имя Святейшего Патриарха Кирилла с перечнем всех документов касательно этой грубой истории с шурфованием, но ответа нет, потому что первый викарий остаётся на своем месте. Таким образом задерживается и прославление.
В любом случае, если государственные инстанции или церковные археологи вернутся к вопросу об обретении мощей святого праведного Валентина Московского, всплывут все документы и факты шурфования 1999 года.
Память
- Мощи святого Валентина в Храме Рождества Пресвятой Богородицы во Львовской области
- Мощи святого Валентина в базилике св. Валентина в Терни
- Череп святого Валентина в базилике Санта-Мария-ин-Космедин в Риме
- Витраж в городе Терни «Святой Валентин венчает Серапию и Сабино»
- Витраж в Храме Девы Марии в Англии «Святой Валентин и святая Доротея»
- Картина Якопо Бассано «Св. Валентин Римский крестит св. Луциллу»
- Храм Святого Валентина в Дублине
- Документальный фильм «Тайны любви», в роли святого Валентина – Вадим Демчог
- Художественный фильм Марюса Вайсберга «Любовь в большом городе», в роли святого Валентина – Филипп Киркоров
Благодетель
Батюшка считал своим долгом заботиться не только о духовных нуждах своих чад, но и телесных: нуждающимся помогал всем чем только мог. «Кого наставит, кому поможет деньгами, кого устроит, даст приют и убежище, этого исцелит, того исправит, вразумит. С утра до ночи трудился пастырь, ни в церкви, ни дома не зная покоя и отдохновения.» Часто приняв человека под свое руководство, отец Валентин продолжал заботиться о нем до самой своей смерти: устраивая его жизнь, подбирая подходящий род занятий и следя за успехами в труде. И даже начинал заботиться о родных, близких и знакомых этого человека. Сам лично кормил тысячи сирот и вдов, давая им ежемесячные пособия. Но старался, чтобы никто из посторонних не знал о его милостынях, и больше действовал через других людей.
Он организовал среди своих пасомых целую четко продуманную и отлаженную систему оказания разносторонней помощи нуждающимся. Вся паства представляла собой как бы одну большую семью, в которой каждый по мере сил и возможностей вносил свою лепту в дело материальной взаимопомощи. Сироты устраивались в добрые верующие семьи, бездомные — на фабрики и предприятия, тяжелобольные — в больницы. Болящим посылали опытных врачей и сиделок, беззащитным перед законом — лучших адвокатов, детям со сложностями в обучении — хороших репетиторов. Все это делалось исключительно добровольно и бесплатно. Милостыня служила благодеянием и для тех, кто ее подавал, деятельно уча их чуткости и состраданию. Под влиянием мудрого слова, искреннего внимания батюшки к каждому человеку, при помощи Божией Благодати людям открывалось богатство духовной жизни и они становились ревностными христианами.
Духовная и благотворительная деятельность батюшки продолжалась до последнего дня жизни. Когда он был уже совсем слепой и больной, дочери выносили его к посетителям на руках. Ему зачитывали все записки, все просьбы, — до самой последней минуты он продолжал помогать всем, материально устраивать сотни людей, а после его кончины святое дело продолжили многочисленные духовные дети.
Духовник
Батюшка являлся ревнителем частого причащения, в некоторых случаях даже ежедневного. При устоявшейся практике «раз в год», — это было делом неслыханным. Таинство покаяния и освобождения от греха считал главным средством исцеления души и тела.
К подготовке к Святым Таинствам относился очень строго. Причащал не всех, бывало уже у Чаши некоторым говорил: «Потом, потом, потом» и просил отойти в сторону. Потом подходил к каждому и напоминал о грехе, в котором тот забыл покаяться на исповеди у другого священника.
Требовал правды и искренности, христианского поведения, полного покаяния во всех грехах, даже давних. Часто подвергал приходящих испытанию временем: не брал на исповедь иногда более года, особенно если видел немирное и сварливое устроение души. Первым его вопросом кающемуся был вопрос «Всех любишь? Всех прощаешь?». Когда приходилось обличать упорствующих во грехе, — становился грозным и непреклонным: горе тому, в ком он замечал своеволие и упорство. «Батюшка мог горячо разгневаться в исповедальне и даже прогнать оттуда иного непокорного, запрещая показываться на глаза. Ничего не было тяжелее такого изгнания. Это было сильнейшим средством привести человека в покаяние и сокрушение. Видя смирение человека, батюшка прощал его».
Исповедников было так много, что порой исповедовать приходилось с утра до глубокой ночи, — иногда по 17 часов подряд! Из огромной толпы он сам вызывал на исповедь того, кого считал нужным: «Я тех беру, кого мне Сам Господь велит взять», — эти слова батюшки наводили такой трепет на собравшихся, что они невольно начинали каяться и с самым искренним сокрушением обращались к Господу.
Подобно многим прославленным старцам, отец Валентин на исповеди часто вообще не расспрашивал о грехах, но сам перечислял все грехи человека, которого видел впервые, говорил: «Я знаю день твоего рождения и кончины». Некоторым описывал их жизнь с самого их детства, притом так верно и подробно, что те в остолбенении не могли выговорить ни слова, пораженные дивным провидением пастыря. Бывало обличал сокровенные помыслы человека не «в лоб», а как бы невзначай, обращаясь к стоявшему рядом. Часто заранее отвечал на еще не поставленные вопросы, а искренне кающихся утешал: «Не плачь, деточка, я твои грехи на себя приму».
Могила Валентина находится на Ваганьковском кладбище
После смерти святой Валентин, как сейчас его принято называть, творит чудеса. На его могиле всегда много народу, все несут цветы. Люди приходят со своими скорбями и просьбами.
Молитва о помощи к батюшке — это обращение людей своими словами со своими проблемами. Не обязательно знать, как просить, делайте это просто от души, но главное верить в то, что батюшка обязательно поможет
Нет никакого правила как просить, важно сделать это от души и с чистым сердцем
Все, кто приходит на могилу к батюшке — все он помогает
Считается, что у батюшки 2 могилы. Если кто не знает, как пройти на это место, предлагаем вашему внимаю карту, как лучше его найти.
На фото указано место расположения чудотворной могилы, а также улицу и как проехать
Необходимо проехать до станции «1905 года». Далее идти пешком до Ваганьковского кладбища, после чего увидите указатели до самой могилы святого.
Специальной молитвы отцу Валентину не существует.
На фото также можно удостовериться, что неспроста люди говорят о двух могилах, ведь точно не известно на каком из этих мест, похоронен сам батюшка. На одном месте находится крест, а на другом — место народного почитания — чудотворная могила.
Это интересно: Святые мученики Флор и Лавр: рассмотрим детально
Посмертные чудеса
Еще задолго до смерти Амфитеатров говорил: «Когда умру, идите на мою могилку и поведайте мне все, что вам нужно, и я услышу вас, и не успеете еще вы отойти от нее, как я все исполню и дам вам. Если кто и за версту от моей могилки обратится ко мне, то и тому я отзовусь». Чудеса начали происходить практически сразу после похорон. С тех пор на Ваганьковском кладбище не исчезает очередь к кресту, поставленному в честь чудотворца.
Среди верующих православных нет негативных отзывов о Валентине Николаевиче. Всем, кто обращается к нему с искренней молитвой, он исправно помогает. Вот только малый перечень чудес, случившихся после визита к чудотворной могиле:
- Татьяна Никифоровна страдала сложной степенью близорукости, и не могла обходиться без очков. Посетив Ваганьковское кладбище, она уже на следующий день заметила улучшение, а сейчас ее зрение стало практически идеальным.
- Молодой Наталье духовник помог построить карьеру. Она слезно просила его, чтобы фирма, в которой та хотела работать, дала положительный ответ на ее резюме. Помолившись святому, девушка тут же получила звонок от компании, а уже через полгода стала занимать одну из руководящих должностей.
- Ольга Сергеевна молилась отцу Валентину за своего внука, который находился в коме. Каждый день женщина ездила на место погребения чудотворца, просила его вернуть мальчика к полноценной жизни. После того как она положила мешочек с песком, взятым с могилки, ребенок пошел на поправку.
- Муж Светланы очень любил выпить, иногда дело доходило до белой горячки. Совсем отчаявшись, девушка начала молиться отцу Валентину об исцелении любимого от пьянства. Вскоре ее второй половинке приснился сон: к нему приходил сам старец, молвив, что тот больше не будет пить. Чудо, но на следующий день мужчина не смог выпить даже бутылку пива.
- Молодая Юлия долго не могла забеременеть. Они с мужем уже смирились, что у них никогда не будет детей, но женщина решила дать себе последний шанс и отправилась на могилку святого. Очень долго она молилась, слезно прося ощутить радость материнства, а вскоре тест на беременность показал заветные две полоски.
На Ваганьковском кладбище не исчезает очередь к кресту в честь чудотворца Валентин Николаевич Амфитеатров – яркая личность русского православия. Он сумел поднять престиж церкви, привлек еще больше прихожан и даже после своей смерти продолжает помогать людям.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Биография Валентин Николаевич Амфитеатров
Карьера: СвященникДата рождения: –Место рождения: Россия. Российская Федерация
Православный священник, протоиерей, почитается в Москве как чудотворец
Православный батюшка, протоиерей, почитается в Москве как чудотворец. Его могилка на Ваганьковском кладбище является местом паломничества верующих, называющих его “Московским утешителем”. Происходил из священнического рода. После окончания Духовной семинарии в Киеве и Московской духовной академии (1860) – рукоположен в священники, служил в калужском Благовещенском храме, следом в соборе г. Лихвин Калужской губернии. В 1874 г. стал настоятелем московской церкви Святых Константина и Елены неподалёку от Спасских ворот Кремля, с 1892 г. – настоятель Кремлёвского Архангельского собора. Выдающийся проповедник и духовник, папа Валентин Амфитеатров привлёк в храмы, где служил уймище людей, ввёл практику частого причащения. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил приезжавшим к нему из Москвы: «Зачем вы едете ко мне, оттого что у вас есть папа Валентин». В 1902 г. папа Валентин ослеп, и все-таки в его квартиру на берегу Москвы-реки, а позднее в подмосковное Очаково приходили и приезжали тысячи людей. Известны случаи исцелений по его молитвам.
Протоирей Валентин Амфитеатров написал книги: “Библейская история Ветхого и Нового Завета” (ч. 1. М., 1875) и “Очерки из библейской истории Ветхого Завета” (ч. 1. М., 1895; т. 2. Юрьев, 1910). Книги «Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1896—1902 гг.» (1909), «Великий пост. Духовные поучения» (1910), «Воскресные Евангелия. Сборник проповедей» (1910), “Духовные поучения” (1911) – изданы посмертно.
Скончался папа Валентин 20 июля 1908 года и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище, рядом с супругой, скончавшейся в 1880 г. Могила стала местом паломничества. В 30-е годы могилу о. Валентина, а кроме того могилу его жены и их родственницы снесли; верующих, приходивших отвесить поклон батюшке стали разгонять. В 40-е годы на месте захоронения устроили братскую могилу. Но те, кто помнил о батюшке, приходили раскланяться ему к одной из братских могил. В ноябре 1997 года Московское подворье Валаамского монастыря с помощью эксперта-криминалиста произвело изучение, на основании которого определили местоположение расположения могилы протоиерея Валентина. В 1998 году над предполагаемым местом захоронения был установлен крест.