История и значение валаамской иконы божией матери, в чем помогает и молитвы

Кондак 13

О Всепетая Мати, Российския страны дивная Заступнице, милостивно приими сие малое моление, пред чудотворным Твоим образом возносимое. Сохрани отечество наше, веру Православную в людех укрепи, избави нас от всяких бед, скорбей и напастей, и сподоби чистым сердцем зде и в будущем веце воспевати Богу: Аллилуия.

Молитва пред чудотворною иконою Пресвятыя Богородицы Валаамскою, чтомая в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре

Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, страны нашея Заступнице, обители Валаамския красото и славо! Взирающе на Пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный, молим Тя, сохрани от всякаго зла обитель сию, юже преподобнии Сергий и Герман основаша, во братии мир огради и соблюди, осени Покровом Твоим строителей, благотворителей и благоукрасителей ея.

О Всечестная наша Мати, Игумения всех православных обителей и иноческаго жития Покровительнице, пребуди неотступна от обители сия, сущаго достояния Твоего, и всесильными Твоими молитвами покрый и заступи нас, зде подвизающихся, от всяких бед и нужд, помози уставы преподобных отец непоколебимы сохранити, избави от падений греховных, даруй нам дух сокрушения и смирения, настави на исполнение обетов иноческих и всех заповедей Божиих.

Приими смиренное моление наше, согрей нас дыханием любве Твоея и никогда не отступай от нас, да не оскудеет вера в нас грешных, и да сподобимся внити в Царствие Небесное, в немже возвеличим Тя, Матерь нашу Всепетую, и прославим Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва пред иконою Пресвятыя Богородицы Валаамскою

О Пресвятая и Преблагословенная Владычице Богородице, Небесе и земли Царице, обители Валаамския Покровительнице! Припадаем и покланяемся Тебе пред чудотворною иконою Твоею, и яко призрела еси милостивно на молитву болящия рабы Твоея и даровала еси ей исцеление, тако и ныне приими наше усердное моление, тебе приносимое.

Спаси и сохрани, Всемилостивая, отечество наше и вся люди православныя, живущия в нем и к Тебе с любовию прибегающия, от нашествия иноплеменных, от глада и мора, и от всякаго зла; управи пути наша, да возсияют в земли Русстей правда и мир, радость и любовь, сохрани в ней до скончания века веру Православную.

Воззри милостивым оком Твоим на обитель Валаамскую и соверши Сама о Господе спасение всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да избавит всех нас от всякия беды, скорби и болезни, да наставит на исполнение заповедей Своих, от вечныя муки избавит и да сподобит Твоим ходатайством вселитися во обителех Небесных и славити тамо Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икос 12

Поюще Тя, Преблагословенная, преклоняем
колена пред чудотворным Твоим образом Валаамским и
молящеся пред ним веруем и исповедуем, яко Ты еси
воистину Державная Владычице страны нашея и Заступница
Усердная рода христианскаго. Темже молим Тя, подаждь
державе Российстей мир, тишину, благоустроение, и не
остави возлюбленную Тобою землю Русскую и народ ея, во
умилении сердец приносящий Ти похвалы сия:

Радуйся, икону Твою Валаамскую
всецерковно прославившая.

Радуйся, новое знамение благодати в
Церкви Православней тем показавшая.

Радуйся, яко от списков иконы Твоея
знамения
и чудеса совершаются.

Радуйся, яко сердца благочестивых людей
радостию исполняются.

Радуйся, страны Российския несокрушимое
Ограждение.

Радуйся, нынешняго скорбнаго века
Утешение.

Радуйся, святых печальников земли
Российския возрастившая.

Радуйся, изнемогающих под тяжестию
креста укрепляющая.

Радуйся, страх и уныние прогоняющая.

Радуйся, скорбь нашу в радость
претворяющая.

Радуйся, стояти за веру Православную нас
научающая.

Радуйся, двери райския верным
отверзающая.

Радуйся, Владычице, обители Валаамския и
страны нашея дивная Заступнице.

5 правил чтения молитв перед иконой Валаамской Божией Матери

Читать молитвы у иконы Божий Матери нужно правильно. Следует соблюдать 5 несложных правил:

  1. Читать молитвы нужно с верой в то, что просите.
  2. Молитва читается дома или в храме обязательно перед святым образом.
  3. Перед началом чтения молитв нужно зажечь лампаду или свечу.
  4. Молящий человек должен читать молитвы в тишине и покое, его ничего не должно отвлекать.
  5. После чтения молитв нужно поблагодарить Спасителя и Божию Матерь.

Празднику иконы написан специальный тропарь, глас 4:

Богоро́дице Де́во, на Твою́ ико́ну пресве́тлую взира́юще, ра́дуемся, пред не́ю бо на о́строве Валаа́ме мольбы́ усе́рдно моля́щихся исполня́ются; услы́ши, Пречи́стая, и на́с моля́щих Ти́ ся́, утверди́ на́с в ве́ре и любви́, и испроси́ ми́рови ми́р и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод тропаря: Богородица Дева, на Твою икону пресветлую взирая, радуемся, ибо перед ней на острове Валаам исполняются мольбы усердно молящихся. Услышь, Пречистая, и нас молящихся Тебе, укрепи нас в вере и любви, и испроси мир всему миру и душам нашим великую милость.

Тропарь был написан архиепископом Павлом.

Молитва Валаамской Божией Матери:

О, Чудная и вышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати!

Услыши ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей молящияся и припадающия к Тебе со воздыханием и слезами и умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Владычице, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия.

Можеши бо, о, Благодатная Мати Божия, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити их и спасти, разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему.

Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим в будущем веце всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Молитва вторая Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской»:

О Пресвятая и Преблагословенная Владычице Богородице, Небесе и земли Царице, обители Валаамския Покровительнице!

Припадаем и поклоняемся Тебе пред чудотворною иконою Твоею, и яко призрела еси мйлостивно к болящей рабе Твоей и даровала еси ей исцеление, тако и ныне приими наше усердное моление, Тебе приносимое.

Спаси и сохрани, Всемилостивая, Отечество наше и вся люди православный, живущия в нем и к Тебе с любовию прибегающий, от нашествия иноплемённых, от глада и мора, и от всякаго зла, управи пути наша, да возсияют в земли Русстей правда и мир, радость и любовь, сохрани в ней до скончания века веру истинную.

Воззри мйлостивным оком Твоим на обитель Валаамскую и соверши Сама о Господе спасение всех, в вере и надежде подвизающихся в ней.

Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да избавит всех нас от всякия беды, скорби и болезни, да наставит на исполнение заповедей Своих, от вечныя муки да избавит, и да сподобит Твоим ходатайством вселитися во обителех Небесных и славити Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и  во веки веков. Аминь.

Молитва третья Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской»:

Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, страны нашея Заступнице, обители Валаамския красото и славо!

Взирающе на Пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный, молим Тя, сохрани от всякаго зла обитель сию, юже преподобнии Сергий и Герман основаша, во братии мир огради и соблюди, осени Покровом Твоим строителей, благотворителей и благоукрасителей ея.

О, Всечестная наша Мати, Игумения всех православных обителей и иноческаго жития Покровительнице, пребуди неотступна от обители сия, сущаго достояния Твоего, и всесильными Твоими молитвами покрый и заступи нас, зде подвизающихся, от всяких бед и нужд, помози уставы преподобных отец непоколебимы сохранити, избави от падений греховных, даруй нам дух сокрушения и смирения, настави на исполнение обетов иноческих и всех заповедей Божиих.

Приими смиренное моление наше, согрей нас дыханием любве Твоея и никогда не отступай от нас, да не оскудеет вера в нас грешных, и да сподобимся внити в Царствие Небесное, в немже возвеличим Тя, Матерь нашу Всепетую, и прославим Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Можно попросить помощи и без чтения молитв, своими простыми словами. Главное чтобы они шли от самого сердца

А также не менее важно, чтобы вы сами верили в то, что просите. И тогда Божия Матерь, видя ваши просьбы и мольбы обязательно вам поможет

История появления и обретения

В 19-м веке в Петербурге жила крестьянка Наталья Андреева. Женщина страдала от ревматизма. Доктора советовали ей отправиться на лечение к минеральным источникам. Но у крестьянки не было денег, а болезнь все сильнее сковывала ее. Однажды женщине явилась во сне Богородица и велела найти икону в монастыре на острове Валаам, что на Ладожском озере. Дева Мария обещала, что как только крестьянка помолится перед образом, недуг отпустит.

Первое обретение

Андреева собралась с силами и отправилась на Ладогу. Чтобы добраться до монастыря, пришлось потратить последние средства. Женщина приехала в торжественный день. В обители начинали строить новый храм. В присутствии монаршей семьи закладывали алтарь.

Крестьянка молилась у раки с мощами монахов-основателей монастыря. Уже перед ее отъездом икона нашлась в Успенском храме. Богородица предстала перед женщиной так же, как в ночном видении, — выплывающей из золотой дымки, с Предвечным Младенцем. Наталья спешила на паром, поэтому быстро помолилась и уехала. Но дома она почувствовала, что боли утихли.

До явления Богородицы Андреева еле передвигалась, опираясь на палку. Вернувшись из путешествия, женщина стала ходить свободно, без опоры, но не выздоровела полностью. Приступы ревматизма все еще беспокоили.

Через некоторое время крестьянка опять поехала помолиться чудотворной иконе, но образ исчез. Андреева указала на пустое место ризничему. Тот предположил, что икону перевезли в петербургскую часовню. Но в Петербурге не получали святынь из ладожского монастыря.

Второе обретение

В третий раз крестьянка приехала на берег озера через год, на празднование дня памяти основателей преподобных Сергия и Германа. Она вновь спрашивала о чудотворной иконе Богородицы, но ее так и не нашли. Расстроенная паломница горячо молилась у мощей, чтобы святые монахи помогли найти пропажу. И ночью она увидела сон о потерянной иконе.

Наталье приснилась старая Никольская церковь. Внутри ей встретился старец и спросил, почему она печальна. Андреева сказала ему, что ищет икону Царицы Небесной, но даже ризничий в неведении и растерянности.

Старец ответил, что икона находится в храме, а у ризничего плохо с памятью. За оживленным разговором он подвел женщину к неприметной двери. Отворив ее, незнакомец указал на икону. Образ лежал среди предметов церковного обихода.

Прошло еще три дня. Снова Наталье приснился чудесный сон, будто она в храме, и рядом — два святых старца. И тут к ним подходит третий юный инок в сопровождении ризничего. Гости принесли потерянную икону. Женщина во сне упала перед Богородицей. Утром женщина пошла в церковь и узнала, что образ нашли. Он действительно лежал среди утвари, в месте, показанном незнакомым старцем.

Перед иконой зажгли неугасимую лампаду и освятили воду. Андреева омыла суставы святой водой и смазала маслом, также освященным у иконы. Женщина окончательно исцелилась. По рассказам Натальи, в монастыре предположили, что ей явился святой Николай.

История

Автор образа – валаамский иеромонах Алипий (Константинов). До ухода в монастырь он учился на художника, а здесь после пострига был наречен этим именем – такое носил прославленный иконописец из Киево-Печерской лавры.

Предание об обретении и прославлении этого образа подробно изложено в церковном письменном памятнике, который так и называется: «Сказание об обретении образа…» Именно здесь описано первое чудо, происшедшее с крестьянкой Натальей Андреевной Андреевой, много лет в результате перенесенной сильной простуды страдавшей болями в ногах. Однажды ей прозвучал таинственный голос, повелев отправиться на Валаам, в монастырь, что поможет выздороветь.

Благочестивая крестьянка засобиралась в дорогу. А в ночь перед отъездом во сне ее посетило видение: окруженная сияющим ореолом Женщина в красном облачении, держащая на своих руках Младенца. Она проговорила Андреевой слова ободрения, а на вопрос той, не на Валааме ли и она живет, подтвердила: да, именно там, и скоро ты меня узришь.

Паломница прибыла на остров как раз в праздничный день, но прекрасная незнакомка из видения Наталье так нигде и не встретилась. Уже собираясь в обратный путь, она зашла помолиться на дорогу в Успенскую церковь и увидела прикрепленный к колонне образ: это была Женщина из сонного видения…

Но тут над островом разнесся призывный гудок парохода, на котором предстояло отплыть Андреевой, и она не успела даже дотянуться до святой иконы, чтобы приложиться к ней, не говоря уж о том, чтобы отслужить у нее молебен. Однако, вернувшись домой, женщина почувствовала, что боли в ногах стали заметно слабее, а позже и вовсе смогла передвигаться без опоры.

Через несколько лет Наталья Андреева снова посетила монастырь. В знакомой церкви иконы на прежнем месте не оказалось, и у кого бы расстроенная женщина ни спрашивала, куда же та делась, никто не мог ответить. Ризничий, отец Пафнутий, предположил, что, возможно, ее перевезли в С.-Петербург, в монастырскую часовню, что на Васильевском острове.

Наталья Андреева пробыла в обители полмесяца в надежде все же отыскать желаемое, посетила все монастырские церкви, но поиски не увенчались успехом. Вернувшись в Петербург и следуя предположению о. Пафнутия, она отправилась на Васильевский: в часовне ее тоже ждало разочарование.

Год спустя паломница снова добралась до Валаама. Горячие мольбы женщины перед мощами святых преподобных Сергия и Германа об отыскании заветной иконы, не остались безответными: ей снова приснился благодатный сон.

Во сне Андреева как будто бродила вокруг закрытой монастырской церкви свт. Николая Чудотворца, которую упразднили, и беспрерывно молила Царицу Небесную открыть, где рабе Божьей Наталье искать явленную ей однажды икону.

И таинственный голос вновь возвестил, что она, дескать, здесь и скоро отыщется. Во сне же женщина увидела, где находится святой образ – в кладовке заброшенной церкви, а потом еще раз – что его отыскал о. Пафнутий. Оказалось, именно там он и обнаружил икону, до половины завернутую в рогожу и стоявшую среди устаревшего богослужебного инвентаря и ветхих образов.

Надо ли говорить, что Наталья сразу же узнала икону, которую много лет назад видела на церковной колонне и встречи с которой так долго искала? Она попросила священника отслужить перед обретенной иконой молебен с водосвятием и вскоре после этого полностью избавилась от болезни.

Интересный момент: годом написания иконы является 1878-й – именно в тот год и заболела Наталья Андреевна, благодаря исцелению которой впоследствии был прославлен чудотворный образ.

Икона «Валаамская» Пресвятой Богородицы

Если заглянуть в область иконографии, мы увидим, что икона Божией Матери с Валаама относится к «Панагиям» — Богородичным образам. Также есть тип иконы «Никопея», с которым прослеживается композиционное родство.

Икона Богоматери Валаамской

Рассматривая икону, обратите внимание на босые ноги Заступницы и державу в руках Иисуса. Это и отличает икону Божьей Матери в Валаамском исполнении от аналогов, созданных в других православных монастырях

История иконы Валаамской Богородицы

Автор иконы — легендарный иеромонах Алипий, который перед постригом проходил обучение на художника. Иеромонах долго работал над иконою и полностью завершил создание образа в 1878 году.

Иконописец иеромонах Алипий (Константинов).

По неведомым причинам Богородице не было уготовано место на иконостасе — святыня 20 лет пылилась в кладовой монастыря. Подобные истории случались и с другими иконами, но здесь случай особый. Дальнейшие события разворачивались в такой последовательности:

  1. Наталья Андреева, паломница с больными ногами, отправилась в странствие в поисках целебных икон.
  2. Ночью паломнице привиделся сон с Валаамской Богоматерью — это случилось в 1897 году.
  3. Спустя некоторое время икона была обнаружена в кладовой заброшенного храма (на паломничество у Андреевой ушло около года).
  4. В 1940 году остров Валаам стал принадлежать СССР, и монахи перевезли чудотворный образ в Финляндию — туда, где был основан Новый Валаам.
  5. Сейчас святыня считается важнейшей реликвией Ново-Валаамского монастыря.

Если вы соберетесь на Валаам, стоит учесть, что там хранится список знаменитой иконы (оригинал по-прежнему пребывает в Финляндии). Праздновать день досточтимого образа наши соотечественники начали в 1997 году — после разрешения Алексия Второго. В Финляндии дата отличается от российской (празднуется 7 августа) — это нужно знать об иконах перед началом молитвы.

Новой вехой в истории образа стал 2000 год — именно тогда Алек­сий II благословил строительство церкви, воздвигнутой в честь реликвии. В качестве площадки было выбрано предполагаемое место обнаружения образа. В 2005 году храм торжественно освятили, после чего двери распахнулись для верующих.

Описание и значение образа Валаамской Богоматери

Икона Божией Матери «Валаамская». Храме Спасо-Преображенского собора в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Икона обладает глубоким символическим значением. Прихожане познакомились с Валаамскою Богородицей в год, когда Николай Александрович, император российский, прошел через обряд венчания. Отсюда — величественность образа, красные одеяния и великодержавный смысл, заложенный в икону.

Стоит отметить, что многочисленные исцеления служат доказательством чудодейственности иконы. Даже освященный список привлекает паломников, стекающихся на Валаам со всей России. Последнее зафиксированное чудо — выздоровление сына греческого священнослужителя. Свидетельство этого есть у архимандрита Сергия, настоятеля Нового Валаама. Так что не отчаивайтесь и смело планируйте паломничество, если возникли сложности со здоровьем.

От чего оберегает

Каждое из изображений ликов святых, освященное в храме обладает мощной силой и защитой. Валаамская икона известна на весь мир своими уникальными чудотворными свойствами. Вознесение перед иконой помогает восстановить физические и духовные силы, улучшает защитное энергетическое поле, нейтрализует колдовские чары.

К святыне обращаются для исцеления, защиты и помощи в любых житейских ситуациях связанных с семьей и детьми. Икона помогает:

  • вылечиться от неизлечимых недугов;
  • избавиться от наркомании и алкоголизма, особенно женского;
  • восстановить эмоциональное состояние после сильного нервного потрясения;
  • укрепить веру в Бога и справиться с искушениями;
  • излечиться от бесплодия, женского и мужского;
  • сохранению беременности и успешным родам;
  • справиться с жизненными испытаниями и перипетиями.

Кроме этого к иконе идут просить помощи в сдаче экзаменов, поступлении и поиске хорошей работы. Валаамская Богоматерь согласно библейской легенде является защитницей женщин и детей. Поэтому любые просьбы перед иконой связанные с семьей и детьми находят у нее быструю поддержку.

Рис 6 К иконе идут верующие с просьбами об укреплении семь, восстановлении здоровья, обретения душевного спокойствия.

Икона защищает всех воинов, которые борются во имя Родины и защищают страну. Также ей молятся о защите дома от видимых и невидимых врагов, от невидимого зла и искушения. Ее рекомендуют хранить в доме женщинам и матерям, у которых мужья или сыновья военные.

Одну из святейших икон православия необходимо почитать и беречь. Все просьбы к Богоматери произносятся только при сильной нужде, когда справиться своими силами уже невозможно. В обратном случае, лучше читать благодарственные молитвы к Валаамской Богоматери. Она сама увидит суть проблемы и обязательно поспособствует улучшению ситуации.

Чудотворная икона Божией Матери «Толгская»

Толгская икона Пресвятой Богородицы явилась 8 августа 1314 года Ростовскому святителю Прохору (в схиме Трифону). Объезжая епархию, святитель посетил белозерские пределы и отправился оттуда вниз по рекам Шексне и Волге к Ярославлю. По преданию, на ночлег он остановился в семи верстах от Ярославля, на правом берегу Волги напротив впадения в нее реки Толги. В полночь, когда все спали, святитель проснулся и увидел яркий свет, исходивший от огненного столпа на другом берегу реки, к которому протянулся мост. Взяв жезл, святитель перешел на другой берег, приблизился к огненному столпу и увидел в нем икону Пресвятой Богородицы, повисшую в воздухе. Пораженный видением, святитель долго молился и, когда возвращался обратно, забыл взять свой жезл.

На другой день, после совершения утрени, когда святитель Прохор собрался продолжить путь в лодке, начали искать его жезл, но не могли найти. Тогда святитель вспомнил, что забыл его на другом берегу реки. Он рассказал о явлении, и посланные на тот берег на лодке слуги вернулись с известием, что увидели в лесу между деревьями икону Матери Божией, а рядом — епископский жезл. Святитель немедленно переправился вместе со всеми людьми на тот берег и узнал явившуюся ему икону. После молитвы перед иконой на том месте расчистили лес и заложили церковь. Как только об этом узнали жители Ярославля, они прибыли на указанное место. К полудню церковь уже построили, а вечером святитель освятил ее в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, перенес туда икону и установил празднование в день ее явления. Позже святитель Прохор устроил при этой церкви Толгский монастырь (год основания — 1314).

Икона хранилась в Толгском монастыре. В 1920-е годы она была изъята и передана в собрание Ярославского художественного музея. В 2003 году икону вернули в монастырь. При этом она остается частью коллекции Ярославского художественного музея.

Где находится: Свято-Введенский Толгский женский монастырь в Ярославле.День празднования: 21 августа.

3

Значение и фото

Весть о том, что Божья Матерь взяла под свое особое покровительство землю русскую, пришла именно с Валаама, который носит духовное имя Северный Афон.

Это знак того, что Богородица избрала его местом своего особого присутствия. Именно поэтому Валаамская икона находится в числе наиболее почитаемых, хоть и местночтимых.

Обретение чудотворной иконы здесь свидетельствует об еще одном уникальном значении – не только для острова, но и для всей страны: оно показывает, что Богородица предстательствует перед Творцом за всю землю русскую. Об этом даже говорится в документальных записях о видениях, которые посещали валаамских старцев, времен Первой мировой.

Одно из них повествует, что Пресвятая Богородица, именно в таком виде, как Она явлена на иконе, слезно молила Господа спасти страну от супостата и даровать народу земли русской победу.

Монахи Смоленского скита, где обретался в ту пору сей образ, молились перед ним о воинах, погибших в I Мировой, а затем – в Гражданской, а еще позже – за пострадавших за веру в годину репрессий, в десятилетия тотальной потери духовности, о возвращении которой следует молиться перед этой иконой и нынче – для счастья будущих поколений.

О чем молятся?

Из истории явления и дальнейшей «биографии» Валаамской иконы известно, что первые чудотворения были связаны с исцелением больных, часто считающихся безнадежными. Поэтому вполне логично, что к ней обращаются с молитвой избавить от недугов, даровать здоровье.

Милостей Богородицы, явленных по искренним молитвам, не счесть. В монастыре хранятся книги, в которых описаны такие случаи, и записи эти удостоверили своими подписями сами страждущие, свидетели и очевидцы.

Святые иконы вообще и Богородичные в частности не ограничиваются какой-то «узкой специализацией» – вот перед этой надо просить о том-то, а перед этой – о том-то. Здоровье, конечно, и исцеление от хворей – самая основная проблема, но не единственная.

Так и к Валаамской иконе можно обращаться, помня, что Божья Матерь – наша ходатаица, молитвенница и заступница перед Отцом Небесным, и просить, чтобы в семьях воцарялись мир и согласие, чтобы помогла вразумить детей и наставить их на праведный и истинный путь. Обращаются к Ней с молитвой и женщины, ожидающие ребенка, о благополучном разрешении от бремени.

Известно, что многие физические недуги нередко происходят от недугов душевных. Душа, мучимая страстями, унынием и скорбями, не может «обеспечить» здоровья телу. А страсти возникают, если в этой самой мятущейся душе недостает веры и твердости в ней, любви, терпения и смирения. Стоит обратиться к Богородице именно с мольбой избавить от скорбей и страстей, даровать смирение.

Почитается эта икона как покровительница воинов, мученически пострадавших за веру, и как защитница веры православной на наших землях.

Описание и значение в православии

Валаамская икона написана иеромонахом Алипием, профессиональным иконописцем с художественным образованием. Автор сочетал академический стиль и афонскую традицию написания. По легенде, образ был написан в то время, когда Наталья Андреева заболела.

Особенности написания

Богородица Валаамская изображена:

  • на облаке;
  • одетой в синюю тунику и красную накидку;
  • с выступающими босыми ступнями.

Предвечный Младенец сидит на левой руке Пречистой Девы, а правой Она перехватила Его спереди. Младенец Иисус одет в белый хитон. В Его левой руке — держава с крестом, а правой Он дарует благословение. Красные тона в иконописи символизируют царственность, синие — святость, а белые — непорочность души.

Фон также написан в необычной многослойной технике, без традиционного золочения. Поэтому Пречистая Дева выглядит одухотворенно и будто парит на облаке. В целом, образ напоминает тип византийской иконы «Никопея». Также параллель проводят со святыней греческого Афона – Божией Матерью Игуменией. Внутри иконы спрятан фрагмент ризы, принадлежавшей Деве Марии.

Ценность для верующих

Валаамская икона — символ покровительства и благоволения Богородицы к монастырю и русской державе. Подтверждением тому служат видения ладожских старцев, в которых Дева Мария со слезами умоляет Господа помиловать российское государство. Молящаяся за Россию Дева Мария являлась монахам и во время Первой мировой войны.

Образ входит в тройку самых почитаемых икон, наряду с Державной и Порт-Артурской. Обретение Валаамской и Державной икон ознаменовали поочередно начало и конец правления Николая Второго. После захвата власти большевиками и искоренения религии святыня покинула русскую землю — Пречистая Дева не могла находиться среди богохульников.

Валаамская Божия Матерь символизирует монашескую молитву и умное делание. С Ее помощью сомневающаяся братия получила подтверждение, что в саркофаге в главном храме находятся истинные мощи преподобных Сергия и Германа. Иноки подозревали, что рака пуста, а настоящая могила находится где-то на острове.

Однажды во время молитвы один из монахов взглянул на образ Пречистой Девы и увидел по обе стороны от него сияющие образы святых основателей. Видение также укрепило уверенность братьев в том, что обитель находится под покровительством Богородицы. После обретения образа Божией Матери Валаамской монастырь превратился в главное место паломничества русских верующих.

Обретение образа

В 1878 году иеромонах обители Алипий создает образ Валаамской Богоматери. Приверженец старой иконописной школы строго следует канонам мастеров. За работу берется только в момент, когда чувствует особое молитвенное вдохновение, и обязательно — во время чтения акафиста Пресвятой Богородице. И вот проступает лик Девы Марии. Однако завершенной работе иконописца не находится места в храме. Долгие годы она будет храниться в запасниках. За это время о ней даже успеют забыть. А вспомнить поможет лишь чудо.

В лето, когда иеромонах Алипий завершил на Валааме работу над образом Пресвятой Богородицы, петербурженка Наталья Андреева очень сильно простудилась. Болезнь дала осложнения на суставы, и долгие годы женщина испытывала мучительные боли, не имея возможности нормально передвигаться.

Но однажды как будто внутренний голос сказал ей: «Поезжай на Валаам, и болезнь отступит». Уже и в поездку собралась паломница, но одолели ее в последний момент сомнения — надо ли? И как ответ на ее терзания было ей видение в ту ночь – статная женщина в красной накидке с ребенком на руках. От образа ее исходило свечение. Болящая Наталья на секунду подумала: «Не Матерь ли это Божья?». Словно ответ на ее вопрос прозвучал в словах Девы:

Видение ли, сон словно растворились в воздухе, оставив в душе измученной болезнью женщины надежду на исцеление.

Со светлым чувством отправилась паломница в поездку. На календаре 1887 год.

Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь

На Валааме готовятся заложить собор в честь Преображения Господня. Суетный, но торжественный день. Лишь перед отъездом Наталья Андреева успевает войти в Успенскую церковь, и застывает от изумления: икона, на которой запечатлен тот самый Образ, что явился ей во сне, находится здесь, в стенах храма.

Однако паломница успела лишь поставить свечку перед образом Богородицы и поспешила на пароход — уже был дан сигнал к отплытию. По возвращении в Петербург женщина почувствовала, что боли начали отступать. Надежда на исцеление поселилась в ее душе, и Наталья пообещала себе вновь вернуться на остров, чтобы воздать благодарение Царице Небесной.

Второй приезд состоялся лишь в 1896 году, но не оправдал ее ожиданий. Чудо случилось лишь годом позже, на праздник преподобных Сергия и Германа Валаамских. Со слезами молилась паломница перед ракой чудотворцев об обретении иконы.

Рака с мощами преподобных Сергия и Германа Валаамских

Обошла все храмы, но нигде не находила Образа Той, что подарила ей надежду. Не помог и ризничий, что вёл счет всему имуществу монастыря. Икона с изображением Богоматери как будто растворилась в воздухе, как и тот Образ Её, что явился Наталье много лет назад.

В отчаянии вновь припала женщина к мощам преподобных, и в ту же ночь был ей благодатный сон, что сбылся уже наутро. Икону Богоматери, завернутую в холст, нашли там, где и было указано во сне — в кладовой заброшенной церкви, где монахи устроили ризницу.

С почестями переместили икону в собор. После богослужения перед обретенной иконой паломница почувствовала себя совершенно здоровой. Путь, которым паломница столько лет шла к своему выздоровлению, оказался верным.

Описание иконы

На иконе Богородица изображается в ярком алом мафории. Она написана в полный рост, стоящей босиком на облаке. На руках у нее Младенец, облаченный в белые одежды. Правой рукой он благословляет верующих, а в левой сжимает державу с крестом — символ власти.

Это интересно: Икона Пресвятой Богородицы «Цареградская»

Утрата и обретение иконы

Эта история произошла в 1887 году. Наталья Андреева, которая вела благочестивый образ жизни, за 10 лет до того очень сильно простудилась, после чего у нее началось серьезное заболевание ног: они болели и распухали так, что ей приходилось передвигаться на костылях. Врачи мало чем смогли помочь, и тогда ей посоветовали отправиться в паломничество в Валаамский монастырь.

Ночью накануне отъезда у нее было чудесное видение: ей явилась женщина в красном одеянии с младенцем на руках, от которой исходило дивное сияние. Она наказала больной обязательно побывать в монастыре и пообещала помочь ей, а затем исчезла.

В этот день на Валааме праздновалось обретение мощей св. преподобных Германа и Сергия Валаамских и собралось огромное количество паломников, так что Наталье с трудом удалось попасть в Успенскую церковь. Каково же было ее изумление, когда на иконе Богоматери она узнала женщину из своего видения, обещавшую ей помощь!

Но едва Наталья успела приложиться к Валаамской иконе Богоматери, как ей пришлось спешить на пристань – пароход, перевозивший паломников, отходил с минуты на минуты, так что ей даже не удалось отслужить молебен перед иконой Богородицы. По возвращении у Натальи прекратились боли в ногах, мучившие ее столько лет, и она ощутила в них неизъяснимую легкость. Теперь ей уже не нужно было пользоваться костылями.

Еще через 10 лет Наталья все-таки решила вновь съездить на Валаам, чтобы принести благодарность исцелившей ее чудотворной иконе, но иконы там не оказалось, и никто не знал, когда и как она исчезла. Поиски в Петербурге на подворье Валаамского монастыря также оказались бесплодными.

Тем не менее, какой-то внутренний голос побуждал ее в третий раз съездить на Валаам для поисков иконы. Ночью ей приснился вещий сон, будто у старинной заброшенной церкви Николая Чудотворца на острове она услышала глас с небес: «Я здесь, ты скоро меня найдешь», а затем врата церкви растворились, и преподобный Сергий Валаамский указал ей место в храме, где находилась чудотворная икона.

После трех дней поста и непрерывных молитв, выходя из храма, она увидела священника, которому поведала свой сон, с чудотворной Валаамской иконой Богородицы в руках. Тут же отслужили торжественный молебен, в ходе которого произошло еще немало исцелений. Все они были зафиксированы в письменном виде и удостоверены многочисленными свидетелями, как и последующие, когда к чудотворной иконе началось массовое паломничество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector