Церковная реформа петра i
Содержание:
- Таблица “Суть проводимых реформ”
- Цели и задачи
- Исторические редакции титула и богослужебного поминовения
- Исторические предпосылки
- Независимость Русской Церкви
- Положительные моменты реформы
- Кирилл
- Питирим (1673), Иоаким (1673–1690), Адриан (1690–1700)
- История и значение
- Что такое «материнская» церковь?
- Патриаршество в России фактически отменено 16 октября 1700 года
Таблица “Суть проводимых реформ”
События |
Год |
Цели |
|
Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола» |
1700 |
Заменить избрание Патриарха Церковью императорским назначением |
Петр лично был назначен новый Патриарх |
Секуляризация крестьян и земель |
1701 |
Ликвидация финансовой автономии Церкви |
Церковные крестьяне и земли переданы в управление Государству. |
Монашеские запреты |
1701 |
Уменьшить количество священнослужителей |
Нельзя строить новые монастыри и проведение переписи монахов |
Контроль Сената над Церковью |
1711 |
Ограничение административной свободы Церкви |
Создание Сената и передача в его управление церковных дел |
Указ об ограничении числа священнослужителей |
1716 |
Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов |
Служители прикрепляются к определенному приходу, им запрещено странствовать |
Подготовительный этап упразднения Патриаршества |
1717-1720 |
Получить всю полноту власти в империи |
Разработка проекта учреждения Духовной Коллегии |
25 января 1721 года является датой окончательной победы императора над патриархом, когда патриаршество было упразднено.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
Рис. 2. Генерал-прокурор Ягужинский.
Актуальность темы была не только при Петре, но также и при большевиках, когда упразднялась не только церковная власть, но и сама структура и организация Церкви.
Рис. 3. Здание 12 коллегий.
Духовная Коллегия имела и другое название – Правительствующий Синод. На должность обер-прокурора Синода назначался светский чиновник, а не духовное лицо.
Как следствие, реформа Церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Так, Петр открыл для себя возможность вести страну к европеизации, однако в случаях, если этой властью начать злоупотреблять, в руках другого человека Россия могла оказаться в диктаторско-деспотическом режиме. Тем не менее, последствиями являются снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.
Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование.
Упразднение патриаршества и создание Священного Синода
Вначале царь, видимо и сам не был полностью уверенным в решении, которое ему стоит предпринять. Однако, в 1721 году он избирает человека, который должен был предложить ему совершенно отличную новую систему государственно-церковных отношений. Этим человеком был епископ Нарвский и Псковски Феофан Прокопьевич. Именно он должен был в установленное царём время создать новый документ – Духовный регламент, полностью включивший в себя описание новых взаимоотношений государства и Церкви. Согласно подписанному царём Петром Первым регламенту патриаршество было полностью упразднено, а вместо него был учреждён новый коллегиальный орган с названием Святейший Правительствующий Синод.
Стоит отметить то, что сам Духовный регламент является довольно интересным документом, представляя собою не столько закон, сколько публицистику, обосновывающую обновлённые отношения государства и Церкви в имперской России.
Священный Синод представлял собой коллегиальный орган, все члены которого назначались на должности исключительно самим императором Петром. Он всецело зависел от императорских решений и власти. В самом начале формирования органа состав его должен был носить смешанный характер. Он должен был включать в себя епископов, монашествующее духовенство и белое духовенство, то есть, женатых священников. Глава Синода назывался при Петре не иначе как президентом духовной коллегии. Однако, позже, в него, по большей части, будут входить только епископы.
Таким образом, царю удалось упразднить патриаршество и вычеркнуть на два столетия из русской истории Церковные Соборы.
Спустя год император вносит дополнение к устройству Синода. Согласно петровскому указу, в Синоде появляется должность обер-прокурора. При этом, первоначальный текст указа об утверждении данной должности был сформулирован общими выражениями. Там говорилось, что это должен быть офицер, следящий за порядком. Но, что именно он должен делать для его обеспечения и, что вообще обозначает формулировка «порядок в Синоде» – не говорилось.
По этой причине такие обер-прокуроры имели право толковать текст царского указа, согласно своим интересам и склонностям. Одни – достаточно жёстко вмешивались в дела Церкви, пытаясь максимально расширить собственные полномочия на данной должности, а другие – вовсе не хотели разбираться с деталями работы, ожидая довольно оплачиваемой пенсии.
Цели и задачи
Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансовых потоков и обязанностей возлагаемых на церковь.
Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов исходя из числа обслуживаемых граждан, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.
Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.
Причины, предпосылки и цель церковной реформы Петра I
Историки отмечают, что церковные преобразования Петра Первого необходимо рассматривать не только в контексте других государственных реформ, которые позволили сформировать новое государство, но и в контексте прошлых церковно-государственных отношений.
Прежде всего, следует вспомнить фактическое начало противостояния между патриаршей и царской властью, которые разворачивались почти за век до начала правления Петра. Стоит упомянуть глубокий конфликт, в который был включён и его отец – царь Алексей Михайлович.
Семнадцатое столетие – период преобразования российского государства из монархии в абсолютную монархию. При этом, абсолютный правитель должен был опираться на постоянную армию и профессиональных чиновников, ограничивая и «подавляя» другой авторитет, самостоятельность и власть в собственном государстве.
Одним из самых первых подобных актов в России было подписание Соборного уложения в 1649 году, когда царь фактически ограничил церковную власть, что было расценено как первые признаки тог, что рано или поздно царь всё же отберёт церковные земли, что и происходит в восемнадцатом веке.
Пётр Первый, несмотря на свой юный возраст, имел опыт конфликтных отношений. Помнил он и напряжённые взаимоотношения своего отца с Никоном, бывшим при нём патриархом. Однако, сам Пётр не сразу пришёл к необходимости проведения реформ, регулирующих отношения между государством и церковью. Так, в 1700 году после кончины патриарха Адриана, правитель останавливает данный устой на двадцать один год. При этом, спустя год он одобряет, отменённый за несколько лет до этого монастырский приказ, сутью которого как раз было управление всеми церковными изменениями со стороны государства и владение судебными функциями, которые распространялись на людей, проживающих в церковных имениях.
Как видим, в самом начале царя Петра интересовал лишь фискальный аспект. То есть, он заинтересован, насколько велики церковные доходы, приносимые патриаршей сферой и иными епархиями.
Перед окончанием долгой Северной войны, длившейся как раз двадцать один год, правитель снова пытается внести ясность в форму государственно-церковных отношений. На протяжении всего периода войны так и не было понятно, будет ли созван Собор и будут ли даны Петром санкции на выбор патриарха.
Исторические редакции титула и богослужебного поминовения
Пять первых патриархов русской церкви (лубок второй половины XIX века)
В дониконовское время наименование страны в титуле выглядело как Русия; в конце XVII века — Россия (на греческий манер). Полная титулатура допетровских патриархов содержала титул и всех северных стран Патриарх. В Уложенной грамоте 1589 года (написанной на русском языке московскими писцами) первый патриарх московский Иев (Иов) именовался различно: «святейший Патриарх царствующаго града Москвы и Великаго Росийскаго царствия» и «Патриарх царствующаго града Москвы и всеа Русии».
Патриарх Никон полностью подписывался как Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх. На гробнице последнего досинодального патриарха Адриана в Успенском соборе Московского Кремля титул его выглядит как Архиепископ Московский и всея России и всех северных стран Патриарх.
Патриарх Тихон (Беллавин) (1917—1925) носил титул Московский и всея России.
Современная редакция титула — Святейший Патриарх Московский и всея Руси — использовалась в древности и была при избрании на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 году выбрана самим Сергием и одобрена Председателем Совета народных комиссаров И. В. Сталиным..
По мнению Владислава Цыпина, причиной перемены титула с «Патриарх Московский и всея России» на «Патриарх Московский и всея Руси» был факт, что «Россией» в СССР называлась только часть страны; а слово «Русь» несло ассоциацию с Киевской Русью, в которой предки православных русских, украинцев и белорусов были единым народом; слово «Русь» поэтому обозначало бо́льшую территорию, чем «Россия».
Портреты московских патриархов в резиденции Патриарха московского и всея Руси в Переделкине
Титулование московского патриарха святейший отмечено уже начиная с Иова; в XVII веке между этим эпитетом и именем нередко вставлялось слово кир (греч. κύριος — господин): например, «Святейший кир Иоаким». Титул святейший не признаётся за московскими патриархами древними восточными патриархатами и прежде всего — Вселенским (Константинопольским) патриархатом, который в своих сношениях с Московским патриархатом использует применительно к московскому патриарху титул блаженнейший (греч. Μακαριότης) — как и в отношении прочих патриархов.
В допетровское время титул патриарха обычно содержал также слова «Божиею милостию»; в XX веке эти слова используются только в особых категориях документов: томосах, посланиях восточным патриархам и некоторых других.
Особый интерес представляют почётные именования патриарха великий господин и великий государь: первое в составе богослужебного поминовения патриарха было введено всероссийским поместным собором 17 ноября 1917 года и вызвало протесты и недоумения некоторых в церковной среде; второе возникло из-за того, что патриарх Филарет приходился отцом царю Михаилу Фёдоровичу и был фактическим соправителем. У его преемника патриарха Никона титулование великий государь стало одним из предметов распри между ним и царём Алексеем Михайловичем и было упразднено. Положение об управлении РПЦ от 31 января 1945 года: «Имя патриарха возносится за богослужениями во всех храмах РПЦ <…> по следующей формуле: „О святейшем отце нашем (имя), Патриархе московском и всея Руси“». До того слова «отец» не было.
Кандидат в Патриархи должен быть, согласно «Уставу» 1988 года, архиереем Русской Православной Церкви, иметь богословское образование, достаточный опыт в области церковного управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутацией и доверием со стороны епископата, духовенства и мирян, «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3, 7), быть не моложе 40 лет, а также являться гражданином СССР.
Исторические предпосылки
К 1701 году российский император был очень недоволен отрицательным отношением духовенства к преобразованиям, проводившимся в государственной и общественной жизни. Служители церкви считали, что все новшества разрушали старый строй и обычаи, которым они были привержены. Религиозная политика духовенства мешала Петру 1 создавать абсолютистское государство по образцу стран Западной Европы.
Еще в молодости император желал патриарху Адриану привести в порядок духовный чин, но церковный глава был против каких-либо изменений в государственном устройстве России. К началу XVIII века сложились предпосылки принятия реформ против патриаршества:
- Большинство монахов считали императора антихристом и были против его преобразований.
- Чрезмерный авторитет церкви, который выражался в сильном влиянии на обычных людей.
- Во владении монастырей и церквей находились большие финансовые и людские ресурсы, которые были неподотчетны государству.
С каждым годом недовольство Петра религиозной политикой только усиливалось, поэтому он свои ошибки и неудачи зачастую приписывал сопротивлению служителей духовенства. Если кратко, то церковные реформы Петра 1 были направлены на предотвращение противоборства священнослужителей, а именно:
- Устранение возможности вырасти Московскому патриарху до второго государя, равносильного императору.
- Подчинение духовенства государственным законам и царю.
- Устранение экономического и административного самоуправления посредством подробной ревизии имущества, назначения государственным аппаратом должностей, строгого регламентирования обязанностей духовенства и проведения финансовых операций.
- Снижение количества церковников и монахов в патриаршестве, введение запрета на строительство монастырей.
- Борьба со стихийным нищенством, так как император считал, что на подаяния могут жить только блаженные и инвалиды.
Петр 1 очень тщательно готовился к реорганизации церковного управления, проводя частые встречи с восточными патриархами. Суть их состояла в решении духовных и политических вопросов.
Независимость Русской Церкви
Ещё задолго до того, как официально произошло учреждение в России патриаршества, зависимость Русской Церкви от Византии носила лишь номинальный характер. С начала XV века над православным Константинополем висела угроза, исходящая от его постоянного врага ― Османской империи. В расчёте на военную поддержку Запада он был вынужден поступиться религиозными принципами и на Соборе 1438 года заключить унию (союз) с западной церковью. Это безнадёжно подорвало авторитет Византии в глазах православного мира.
Когда же в 1453 году турки овладели Константинополем, Русская Церковь стала практически самостоятельной. Однако статус, дающий ей полную независимость, необходимо было узаконить в соответствии с существовавшими тогда каноническими правилами. С этой целью в Москву прибыл Константинопольский Патриарх Иеримия II, который 26 января 1589 года совершил поставление первого русского Патриарха ― Иова (в миру Иоанна).
Положительные моменты реформы
- Государство стало получать деньги с духовенства: церковные земли продавались всем желающим, доход, полученный из монастырей и церквей, начал облагаться налогом. Появился запрет на строительство монастырей. Также финансовые дела улучшились из-за того, что реформировали количество духовенства. Особому сокращению подверглись монахи, им, было, приказано закрепиться за теми местами, где их посчитают особый переписчик. Всем непостриженным требовалось покинуть монастырские земли.
- Усилилась численность армии, в связи с тем, что рекрутская повинность распространялась на людей при церкви, за исключением священнослужителей и их семей.
- Началась борьба с нищенством, в богадельни разрешалось прибывать только реально немощным людям.
- Благодаря проведенной реформе завершилась централизация государства, вследствие того, что церковь потеряла свою власть, и единственным правителем стал царь.
- Некоторое время на Руси происходили положительные действия в отношении другой веры. Допускались браки православных с людьми чужой религии.
- Снизилась численность духовенства, вследствие чего появилось более эффективное распределение человеческих ресурсов. По уходу за нищими закреплялся один монах на 3-4 человека. Необходимо было 2 священнослужителя на приход в 250 дворов. Если церковник признавался лишним, то он должен был найти себе новое место.
- К церковной реформе можно отнести преобразование календаря, теперь дата Нового года была перенесена на 1 января.
- Из типографии вышла новая азбука, которая «потеряла» несколько букв от созданной Кириллом и Мефодием. Словарный запас обогатился заимствованию из иностранных языков.
- Феофан Прокопович, помощник Петра в создании реформы, выпустил букварь с толкованием «Отче наш» и заповедей из Евангелия. Позже эту книгу читали на проповедях.
- Сокращалось число «бродяжного духовенства», такие священники стояли на перекрестки больших улиц, где собирался народ. Там они предлагали свои услуги: справить службу на дому или прочитать сорокоуст. Такая ситуация была возможной по причине легкого получения сана, поэтому Петр принял меры, чтобы сократить численность духовенства. Он положительно относился к тем, кто желала выйти из сана. Также царь запретил церковнослужителям посещать дома, разрешалась приходить лишь к больным и умирающим.
Кирилл
27 января 2009 года был избран шестнадцатый Московский патриарх, которым стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. У этого выдающегося священнослужителя очень богатая биография, ведь он потомственный священник. За пять лет своего правления патриарх Кирилл показал себя опытным политиком и грамотным церковным дипломатом, умеющим добиваться великолепных результатов за короткое время благодаря прекрасным отношениям с президентом и главой правительства РФ.
Патриарх Кирилл много делает для объединения РПЦ за рубежом. Его частые визиты в соседние государства, встречи со священнослужителями и представителями других конфессий укрепили и расширили границы дружбы и сотрудничества. Святейший четко понимает, что надо поднимать нравственность и духовность людей и в первую очередь священнослужителей. Он заявляет о том, что церкви необходимо заниматься миссионерской деятельностью. Патриарх всея Руси резко высказывается против лжеучителей и радикально настроенных групп, которые ввергают людей в явную смуту. Так как за красивыми речами и лозунгами спрятано орудие для разрушения Церкви. Патриарх Кирилл как никто понимает, что такое великое звание. Насколько огромно его значение в жизни страны. Патриарх — это, прежде всего, огромная ответственность за всю страну и весь русский православный народ.
Питирим (1673), Иоаким (1673–1690), Адриан (1690–1700)
занимали патриарший престол после Иоасафа II. Это были патриархи, которые не вмешивались в государственную политику, ставя своей целью сохранить хотя бы некоторые привилегии духовенства, наступление на которые последовательно вела государственная власть. В частности, Иоакиму удалось добиться закрытия монастырского приказа. Патриархи второй половины 17 в. не приветствовали сближения России с Западом и всячески пытались ограничить возраставшее влияние иноземцев на русский быт и культуру. Однако они были уже не в силах реально противостоять власти молодого царя Петра Алексеевича. В начале своего патриаршества последний патриарх Адриан пользовался поддержкой матери царя, Натальи Кирилловны, имевшей, в свою очередь, влияние на сына. После ее смерти в 1694 конфликт патриарха с царем стал неизбежен. Началом их открытого противостояния послужил отказ Адриана насильно постричь в монахини Евдокию Лопухину, первую жену Петра Алексеевича, а его кульминацией – публичное оскорбление царем патриарха, явившегося к нему в качестве заступника за приговоренных к казни стрельцов. Петр с позором изгнал первосвятителя, уничтожив таким образом древний обычай печалования патриарха за осужденных. Последовательно проводя линию на подрыв авторитета и могущества церкви, в 1700 царь распорядился подготовить новое уложение, которое уничтожало все ее привилегии.
История и значение
Тронный зал в здании Вселенской патриархии. На троне возлежит Евангелие; Патриарх восседает на троне ниже, на переднем плане
Титул и статус епископа Константинополя оформились в эпоху становления Византийской империи, когда Константинополь начал играть роль столицы Римской империи.
Герб Константинопольского патриархата над входом в собор Святого Георгия, Фанар
Впервые титулование «Вселенский» (греч. Οικουμενικός) появилось у патриарха Акакия (472—489) вскоре после Четвёртого (Халкидонского) Вселенского собора (451), правила 9-е, 17-е и 28-е которого провозгласили общеимперскую юрисдикцию епископа Нового Рима как второго после Римского (решения Собора были приняты в Риме в 453 году, но с протестом против 28-го правила). К концу VI века титулование и роль закрепились окончательно как в гражданских актах империи, так и в церковных. Тридцать шестое правило Трулльского собора (конец VII века) гласило: «Определяем, да имеет престол Константинопольский равные преимущества с престолом древнего Рима и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем: после же оного да числится престол великого града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима».
После завоевания Константинополя турками в 1453 году епископ города, ставшего столицей Османской империи, сохранил свой титул и обрёл статус главы (этнарха) православных в Османской империи. В XIX веке, по мере обретения политической независимости от Османской империи православными странами Юго-Восточной Европы, пределы юрисдикции Вселенского патриарха сокращались, учреждались новые национальные церкви: среди прочих, и Церковь Эллады в 1850 году. Османская империя прекратила своё существование после Первой мировой войны. Константинополь, переставший быть столицей новой Турции в 1923 году, официально именуется с 1930 года İstanbul
, а по-русски — Стамбул.
Начиная с 1920-х годов, при Мелетии II утвердилась концепция, согласно которой Вселенскому патриарху принадлежат определённые прерогативы в отношении полноты Церкви, в частности, исключительная юрисдикция над всею православной диаспорой. Данная концепция, именуемая её противниками восточным папизмом, оспаривается некоторыми поместными Церквами, прежде всего, Московским патриархатом.
Почившие Патриархи Нового времени погребены в женском монастыре в честь иконы «Живоносный источник» (Ζωοδόχος Πηγή του Μπαλουκλή) в Ва́лукли (Балыклы) в западной части Стамбула (Balıklı
).
Из 223 Константинопольских патриархов лишь 95 скончались на своей кафедре (все они были избраны пожизненно), 35 вступали на кафедру дважды, восьмеро — трижды, трое — четырежды и трое — шесть раз. В 72-х случаях Патриархов низлагала светская власть или народ, 36 Патриархов бежали со своей кафедры, причем один из них дважды.
Что такое «материнская» церковь?
Вселенский патриарх Варфоломей І Фото из открытых источников
«Материнская» церковь, или церковь-мать – это автокефальная церковь (в основном патриархаты), которая может выдавать разрешения на создание поместных церквей, ранее входивших в ее юрисдикцию.
На звание «материнской» церкви для Украины есть два претендента – Московский и Константинопольский патриархаты.
В настоящий момент официальная позиция властей Украины, высказанная президентом Петром Порошенко, следующая:
«Князь Владимир Великий принял христианскую веру от Константинопольской церкви, и поэтому именно от нее Украина ждет признания автокефалии для поместной церкви».
Патриаршество в России фактически отменено 16 октября 1700 года
16 октября 1700 года умер Патриарх Адриан. Он выступал против заимствования императором иностранных обычаев, особенно в духовной жизни. При этом прямо против Петра он не выступал, но все невольные новыми порядками группировались вокруг него.
Патриарх Московский и Всея Руси Адриан. Парсуна начала 18 век. После смерти Патриарха Адриана в России патриарший престол пустовал 200 лет
Новые выборы Патриарха не состоялись и назначили лишь Экзарха (Местоблюстителя) Патриаршего престола. Пётр Первый пожелал видеть на этом месте митрополита Рязанского Стефана (Яворского), образованного выходца из Украины.
При этом Экзарху и Освященному Собору была предоставлена компетенция вести только дела «о расколе, противностях Церкви и ересях».
Назначения же на церковные должности и решение иных вопросов церковной жизни отошло к приближённым императора: А. Д. Меньшикову, И. А. Мусин-Пушкину и позже архимандриту Феодосию (Яновскому).
1701
в январе этого года Пётр Первый восстановил монастырский приказ
В январе 1701 год Пётр восстанавливает монастырский приказ, который упразднили ещё в 1667 году. Он ведал управлением всеми церковными вотчинами и распоряжение сборами и нарядами с них.
Теперь приказ выделял на содержание архиереев и монастырей крайне урезанное жалование. Иные доходы от сборов с церковных имений предполагалось использовать на государственные нужды, например, на создание школ и богаделен.
«Приказ в древней Москве», А.С. Янов. 1880-е годы. В 1701 году Пётр Первый восстановил упразднённый в 1667 году монастырский приказ для того, чтобы государство могло управлять церковным имуществом
Деятельность Монастырского приказа привели к тому, что духовная сфера государства пришла в упадок. При этом у императора усилились заимствованные у протестантов взгляды на отношения государства и Церкви.
Например, в 1712 году в Виттенберге, увидев памятник М. Лютеру, Петр высказал ему похвалу. Таким образом у императора к 1718 году сложился план церковной реформы. Её цель — выбить из Церкви «папежский дух». Теоретиком её стал епископ Феофан (Прокопович).