Церковная реформа: церковный раскол в россии xvii века. патриарх никон и раскол

Что подтолкнуло к реформе царя?

Эти проблемы стали особенно заметны в период правления Алексея Михайловича, при котором духовенство возглавил патриарх Никон. По решению государя именно патриарх должен был провести ряд реформ, направленных на серьёзные изменения в церковной жизни. Что примечательно, сам Никон не пользовался авторитетом у священников и необходимого опыта не имел.

При упоминании церковной реформы мы редко задумываемся о том, что эти преобразования требовались не только духовенству. Прежде всего Алексей Михайлович преследовал политические цели.

Портрет патриарха Никона с клиром

Профессор Н. Ф. Каптерев в своей книге «Характер отношения России к православному Востоку» отмечает:

Нельзя исключать, что царь видел в реформах возможность изменить это положение России, которая за счёт старых обрядов была отделена от остального христианского мира.

Тот же Н. Капретев указывает и ещё одну причину, по которой следовало провести преобразования в деятельности церквей. В то время к территории России присоединилась Малороссия, находившаяся в юрисдикции Константинопольской церкви. Каптерев пишет:

Царь Алексей Михайлович Романов

Возможно ли воссоединение

Великая схизма (в переводе с древнегреческого — раскол) произошла довольно давно. Сегодня отношения между католичеством и православием перестали быть такими натянутыми, как в прошлые века. В 2016 г. произошла даже краткая встреча между патриархом Кириллом и папой Франциском. Подобное событие еще 20 лет назад казалось невозможным.

Хотя взаимные анафемы были сняты в 1965 г., воссоединение Римской Католической Церкви с Автокефальными Православными церквями (а их больше десятка, РПЦ лишь одна из исповедующих православие) сегодня является маловероятным. Причин тому не меньше, чем тысячу лет назад.

Не столь важно, в каком году произошел раскол христианской церкви. Важней то, что сегодня церковь представляет собой множество течений и церквей — как традиционных, так и вновь созданных

Людям не удалось сохранить завещанное Иисусом Христом единство. Но тем, кто именует себя христианами, следует учиться терпению и взаимной любви, а не искать поводы к тому, чтобы еще больше отдаляться друг от друга.

Последствия раскола

«Именно после раскола 1054 года Римская церковь на Западе провозглашает себя католической («универсальной»), а на Востоке закрепилось именование Православная церковь — для обозначения сообщества всех православных престолов», — рассказал Олег Ульянов. По его словам, следствием раскола 1054 года стало завоевание Константинополя в 1204 году крестоносцами, считавшими православных схизматиками.

На фоне ослабления, а затем и гибели Византийской империи Рим несколько раз пытался склонить Православную церковь к объединению под своим началом.

В 1274 году византийский император Михаил VIII дал своё согласие на слияние церквей на условиях Папы Римского в обмен на военное сотрудничество с Западом. Это соглашение было оформлено на Втором Лионском соборе. Но оно было признано ничтожным при новом византийском императоре — Андронике II.

  • Подписание Флорентийской унии в Соборе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Очередная попытка заключения унии была предпринята на Ферраро-Флорентийском соборе 1438—1445 годов. Однако его решения также оказались непрочными и недолговечными. Спустя короткое время их отказались выполнять даже те епископы и митрополиты, которые изначально с ними соглашались: они ссылались на то, что признали верховенство Папы Римского под давлением.

В дальнейшем католическая церковь, опираясь на светские власти государств, подконтрольных католикам, склонила к заключению уний отдельные православные церкви. Так была заключена Брестская уния 1596 года, учредившая Греко-католическую церковь на территории Речи Посполитой, и Ужгородская уния (1646 год), переподчинившая Папе Римскому в духовном плане православное население Закарпатья.

В XIII столетии германский Тевтонский орден предпринял масштабную попытку экспансии на восток, однако его вторжение на русские земли было пресечено князем Александром Невским.

В XVI—XVIII веках (после Брестской унии) православное население подвергалось жестоким репрессиям на территории Речи Посполитой, что в значительной мере и спровоцировало восстания под руководством Богдана Хмельницкого, а затем Максима Железняка и Ивана Гонты.

По его словам, Римско-католическая церковь является структурой, в которой всё подчиняется Папе Римскому, а православие более многообразно.

«Во многом в результате разделения церквей культурное и политическое развитие пошло по-разному на Западе и на Востоке. Папство претендовало на светскую власть, а православие, напротив, было подчинено государству», — отметил эксперт. 

  • Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (справа) и папа Римский Франциск после подписания совместной декларации по итогам встречи в Гаване
  • РИА Новости

Правда, по его мнению, в ХХ веке противоречия и различия между церквями были в известной мере сглажены. Это выражалось, в частности, в том, что Папа Римский стал терять светскую власть, а православная церковь в ряде ситуаций оказывалась в оппозиции к государству.

В 1964 году в Иерусалиме прошла встреча Папы Римского Павла VI с константинопольским патриархом Афинагором. На следующий год были сняты взаимные анафемы. При этом православие не признало filioque, а католицизм не согласился с отрицанием догматов о главенстве Папы Римского и о непогрешимости его суждений.

«В то же время, несмотря на разногласия, наблюдается процесс сближения: церкви демонстрируют, что могут быть союзниками в определённых вопросах», — подвёл итог Роман Лункин.

Великий раскол христианской церкви и отличия православия от католицизма

Как известно, православная и католическая церкви — представители двух одноименных ветвей единой христианской религии. И те, другие одинаково верят в Иисуса Христа и многое, в принципе, здесь одинаково, но — далеко не все.

Каждая из этих церквей представляет собою отдельную конфессию. Конфессия в переводе с латинского confession обозначает исповедание. А точнее, — его особенности в пределах того или иного вероучения. Вот и получается, что католичество и православие представляют разные конфессии.

Являясь, таким образом, наместником Бога на земле, Римский папа, по мнению католиков, безгрешен. (В чем, как показывает история, могут возникать большие сомнения…)

70 тысяч произведений искусства, которые просто не имеют ценности

А все дело в том, что эти шедевры настолько уникальны, что их утрата может нанести непоправимый урон культурному достоянию человечества. Например, Сикстинская капелла в Ватикане содержит одно из самых ценных и известных произведений искусства на легендарном потолке, кропотливо и мастерски написанном Микеланджело в течение четырех лет, начиная с 1508 года. Но а в Апостольском архиве (секретная комната в Ватикане) имеется 70 тысяч бережно сохраненных произведений искусства. Как некоторые книги и рукописи, только Папа имеет право просматривать или использовать по своему усмотрению эти шедевры. Остальным же лишь приходится представлять, какие виды вдохновляющего искусства скрыты в секретных комнатах.

Об этих сокровищах можно лишь рассказывать, так как редко кто может увидеть эти чудеса ювелирного искусства воочию. Многие века королевские и могущественные династии спешили заручиться поддержкой Папы, принося ему в дар самые изысканные драгоценности. Португальская королевская семья подарила перстень с уникальным красным бриллиантом, доставленный из Индии. Где-то хранятся фигуры святых апостолов, которых тонко вырезали из слоновой кости и украсили одеждой из золота и крупных бриллиантов. Лазурит и бирюза – камни, для религиозных людей символизирующие чистоту небес – также стали основой для изготовления огромного количества уникальных вещей.

Ну а гранат, рубин и шпинель как символ мучений и крови христианских мучеников украшают не одну сотню работ самых талантливых ювелиров. Примечательно, что каждый новый Папа заказывает себе особенный перстень-печатку, который совершенно невозможно носить на пальцах. Его делают из бронзы с позолотой и украшают горным хрусталем. Миссия этого массивного украшения – это личная печать главы церкви. После смерти Папы хрусталь с вырезанным на нем именным орнаментом разбивается.

Церковный собор

В 1667-1668 состоялся Церковный собор. Сам Алексей Михайлович поддержал реформу. В результате было вынесено 2 решения:

  1. Патриарх Никон лишился сана. Это произошло из-за его стремления к власти и конфликта с царем.
  2. Но реформы Никона все же были приняты.

Все несогласные отличались от церкви, предавались анафеме и подвергались репрессиям со стороны власти. Началась настоящая идеологическая война. Самым влиятельным противником нововведений был Аввакум Петров.

Последствия

Общество разделилось. Сторонников нововведений стали называть никонианами, а тех, кто не принял реформы – раскольниками-старообрядцами.

Оставшиеся старообрядцы делали всё, чтобы сохранить традиции. Но они подвергались преследованиям со стороны государства. В 1682 году был заживо сожжен Аввакум.

Некоторые из последователей традиций сжигали себя сами в знак протеста. Старообрядцы не сдавались из-за преследований, они проявили удивительную духовную стойкость.

После смерти царя Алексея, при царевне Софье, преследования стали еще ожесточеннее.

Появления старообрядчества ослабило влияние православной церкви на народ и подорвало внутреннюю силу страны.

Смотрите также:

  • Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига
  • Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы
  • Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права
  • Социальные движения XVII в

Восток: Второй Рим выше первого?

Император в Римской империи обладал абсолютной властью, в том числе и над христианством: именно Константин созвал Первый Вселенский (Никейский) собор, установивший принципиальные догматы христианства, такие как понятие Святой Троицы. Иными словами, высшее духовенство во всем подчинялось человеку на троне.

Пока император оставался один на вершине власти, все было относительно просто — сохранялся принцип единоначалия. После того, как сформировались два равноправных центра власти, ситуация резко усложнилась. Особенно после того, как Рим рухнул под натиском варваров (476 год), и в Западной Европе надолго воцарился политический хаос.

Правители Восточной Римской империи, которую мы знаем как Византию, позиционировали себя наследниками империи, в том числе, и в том, что касается власти над церковью. Константинополь неофициально приобрел статус «второго Рима» — столицы мирового христианства.

Подробнее:

В результате образовавшиеся православная и католическая церковь пошли каждая своим путем. Обе деноминации пережили раскол, в зоне постоянного соприкосновения католичества и православия — на Западной Украине и в Западной Белоруссии — возникло униатское течение. Его последователи в 1589 году подписали Брестскую унию, признав верховную власть Римского папы, но сохранив греческую обрядность. В нем были крещены многие крестьяне, потомки которых стали затем убежденными униатами.

Униатство (или греко-католичество) после присоединения этих земель к России преследовалось.

В 1946 году Брестская уния официально была упразднена, а греко-католические церкви на Украине и в Белоруссии были запрещены.

Возрождение их состоялось только после 1990 года.

В ХХ веке много раз говорилось о необходимости объединения церквей. Возник даже термин «сестры-церкви», возникло мощное экуменическое движение. Однако до реального сближения католическому и православному престолам все еще далеко.

Религия – это духовная составляющая жизни, по мнению многих. Сейчас существует множество различных верований, но в центре всегда два направления, которые привлекают больше всего внимания. Православная и католическая церкви являются самыми обширными и глобальными в религиозном мире. Но когда-то это была одна единая церковь, единая вера. Почему и как произошло разделение церквей, судить достаточно сложно, ведь до наших дней дошли лишь исторические сведения, но все же из них можно сделать определенные выводы.

Установление Патриаршества в Византии

Официальной датой Раскола (Великой схизмы) принято считать 1054 год. Но события, предшествующие отделению Церквей, начали развиваться гораздо раньше. Истоками конфликта можно назвать отделение от Римской Империи в 395 году Византии со столицей в Константинополе. Закономерно в новой столице было установлено Патриаршества. В 472-489 годах титул “Вселенского” окончательно закрепился за Константинопольским Патриархом Акакием. Уже в то время появились существенные обрядовые расхождения в совершении Таинств и богослужений между Латинским Западом и Греческим Востоком. Так начался раскол Церкви.


Встреча Патриарха Московского Кирилла и Папы Римского Франциска (2016)

К чему привела реформа?

Оценивать реформу Никона следует с точки зрения реалий того дня. Безусловно, патриарх уничтожил древнюю религию Руси, но он сделал то, чего от чего хотел царь — привидение российской церкви в соответствие с международной религией. А там были как плюсы, так и минусы:

  • Плюсы. Российская религия перестала быть обособленной, и стала более походить на греческую и римскую. Это позволило создать большие религиозные связи с другими государствами.
  • Минусы. Религия в России на момент 17 века была наиболее ориентирована на первоначальное христианство. Именно здесь были древние иконы, древние книги и древние обряды. Всё это уничтожено ради интеграции с другими государствами, если говорить современным языком.

Нельзя расценивать реформы Никона, как тотальное уничтожение всего (хотя именно этим большинство авторов и занимаются, включая принцип «все пропало»). С уверенностью можно говорить только о том, что московский патриарх внес существенные изменения в древнюю религию и лишил христиан существенной части их культурного и религиозного наследия.

Предыстория раскола

Рим еще со времен античности представлял собой один из основных центров христианства, так называемую “кафедру апостола Петра”. Религиозная жизнь Западной Европы имела свою специфику, государства там создавались на территории бывшей Западной Римской империи.

Рис. 1. Раскол церквей 1054.

Первый раскол между Папой Римским Николаем I и Вселенским патриархом Фотием произошел в 863-867. Он вошел в историю под названием “Фотиева схизма”.

  • Вопрос о законности избрания Фотия патриархом.
  • Желание Папы Римского распространить влияние на Балканы. Это не нравилось Византии, так как после раздела Римской империи, с 395 года, Балканский полуостров был в ее сфере влияния.

В X веке конфликт был сглажен. Новые проблемы начались в XI веке, когда Византия утратила свои владения в Южной Италии из-за столкновений с норманнами. Церковные приходы на юге Апеннинского полуострова контролировал патриарх в Константинополе. К середине XI века в этом регионе латинский обряд стал вытеснять греческий. В 1053 году патриарх Михаил I среагировал на это закрытием все церквей латинского обряда в Константинополе. Он вступил в полемику с католическими епископами и с Папой Римским Львом IX.

Полемика 1053 года вошла в историю под названием “Спор об опресноках”. Она относится к формальным причинам церковного раскола. Богословы спорили о том, какой хлеб использовать в причастии, пресный или квасной. В латинском обряде литургию совершали на бездрожжевом хлебе.

Рис. 2. 1054 Раскол церквей.

Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).

Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:

Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:

Сербская Православная Церковь

Фото: fotostrana.ru

Один из самых актуальных расколов на канонической территории Сербской Церкви был спровоцирован еще коммунистами – после раздела Югославии на «народные республики» социалистическая власть попыталась разделить и Церковь. В 1967 году при поддержке коммунистического правительства отдельные представители автономной Македонской Церкви в составе Сербской Православной Церкви провозгласили автокефалию. После чего Священный Синод Сербской Церкви объявил новоявленную Македонскую Православную Церковь раскольнической религиозной организацией и порвал с ее иерархией все литургические и канонические отношения, хотя и сохранил их с простыми верующими: такое решение было поддержано другими Православными Церквами – ни одна не признала каноничности Македонской автокефалии.

После распада единой Югославии и возникновения независимой Македонии проблема неканонической Македонской Церкви только усугубилась – под давлением македонских властей все попытки уврачевать раскол канонически неоднократно срывались. Так, несмотря на то что в 2004 году большинство македонских монахов и монахинь вернулись из раскола в лоно канонической Охридской архиепископии в составе Сербской Православной Церкви, государство официально опубликовало «Декларацию в поддержку Македонской Православной Церкви», согласно которой в Македонском государстве может быть лишь одна законная православная община, а именно – неканоническая «МПЦ». После этого Синод Сербской Православной Церкви отлучил от церковного общения верующих, принадлежащих к раскольнической Македонской Православной Церкви.

В 2017 году неканоническая Македонская Православная Церковь попыталась перейти под юрисдикцию Болгарской Православной Церкви, что было негативно воспринято со стороны Константинопольского Патриархата и Элладской Православной Церкви.

Сейчас Македонская Церковь продолжает оставаться раскольничьей группировкой, не признанной мировым Православием.

С 1993 года действует т. н. Черногорская Православная Церковь – раскольническая структура, не признанная православным миром, которую сейчас в качестве «митрополита» возглавляет лишенный сана бывший женатый священник Константинопольского Патриархата Мираш Дедеич, после пострига принявший имя Михаил.

Черногорские раскольники состоят в евхаристическом общении с т. н. Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата, глава которого Филарет посетил «Черногорскую митрополию» в 2010 году.

Что привело к церковному расколу?

В середине XVII века патриарх Никон провел ряд реформ в русской церкви. Реформы Никона были направлены на изменение древних церковных традиций. В результате случился церковный раскол.

Причины

Преобразования в русской православной церкви произошло по следующим причинам:

  1. Стремление патриарха к власти.
  2. Необходимость централизации государства.
  3. Необходимость объединения всех церквей после распада в результате политической раздробленности.

Предстоящие перемены патриарх обосновывал различиями между греческой и русской православными церквями. Никон назвал русскую церковь не полностью канонической.

Суть изменений:

  1. Введение крестного знамения тремя перстами.
  2. Введение поясных поклонов вместо земных.
  3. Иконы допускались только греческого образца.
  4. Запрещение шатровых церквей.
  5. Имя  Иисуса стало писаться с двумя буквами «и».

Богослужебные книги тоже подлежали исправлению в соответствии с греческими образцами.

Ход событий

После того как собор в 1654 году одобрил предложение Никона, патриарх приступил к делу. Изменения шли стремительно. Никон требовал от народа немедленного отказа от старых обычаев и принятия новых. От таких резких перемен народ отказался.

Раскол Церкви

Впервые разделение на “Православие” и “Католицизм” наметилось в IX веке. Формальной причиной тому послужило недовольство Папы Николая I избранием Патриарха Фотия. Он утверждал, что Фотий был избран незаконно. На самом деле Николай I хотел стать главой над епархией Балканского полуострова. Это закономерно возмутило Константинопольскую Патриархию. Также Папа Римский (Папа — титул римского епископа) желал воплотить в жизнь концепцию римского господства во Вселенской Церкви.

Первая волна разделения продлилась до 867 года. X век был веком перемирия и установления доверительных отношений между Западной и Восточной Церковью. Но в XI веке при правлении Папы Льва IX и Патриарха Михаила Керулария произошел окончательный раскол Церкви на Католическую и Православную. Поводом для того послужило закрытие Латинских церквей в Константинополе. Папа направил Патриарху послание, в котором обозначил свое желание стать во главе всей Церкви. Результатом конфликта были взаимные анафемы на уровне церковных иерархов. Эти анафемы были личными и не распространялись на Церкви. Но они закрепили раскол двух христианских конфессий на долгие столетия вплоть до наших дней.

В чем отличие католичества от православия — из-за чего на самом деле разделилась Церковь?

Западная и Восточная христианские Церкви — такое разделение существовало всегда. Западная Церковь — это условно территория современной Западной Европы, а позже — все колонизированные страны Латинской Америки. Восточная Церковь — это территория современной Греции, Палестины, Сирии, Восточной Европы.

Однако разделение, о котором мы говорим, много веков было условным. Слишком разные народы и цивилизации населяют Землю, поэтому естественно, что одно и то же учение в разных точках Земли и странах могло иметь некоторые характерные внешние формы и традиции. Например, Восточная Церковь (та, которая стала Православной) всегда практиковала более созерцательный и мистический образ жизни. Именно на Востоке в III веке возникло такое явление, как монашество, которое распространилось затем на весь мир. Латинская (Западная) Церковь — всегда имела образ христианства внешне более деятельного и «социального».

В главных же вероучительных истинах они оставались общими.

Преподобный Антоний Великий, основатель монашества

Возможно, разногласия, которые позже стали непреодолимыми, можно было заметить гораздо раньше и «договориться». Но в те времена не было интернета, не было поездов и автомобилей. Церкви (не только Западная и Восточная, а просто — отдельные епархии) иногда десятилетиями существовали сами в себе и укореняли в себе те или иные взгляды. Поэтому различия, которые стали причиной разделения Церкви на католичество и православие, на момент «принятия решения» оказались слишком укоренившимися.

Вот что в католическом учении не могут принять православные.

  • непогрешимость Папы и учение о первенстве Римского престола
  • изменение текста Символа Веры
  • учение о чистилище

Окончательное разделение Церкви на Католическую и Православную

В течение еще несколько веков происходили попытки как сближения, так и события, усиливающие раскол Церкви. В результате требования Папы Римского признать его догматы привела к жестким мерам со стороны Константинопольского Патриархата. Вся Католическая Церковь была признана еретической.

В течение Средних веков латинский Запад продолжал развитие в направлении, которое еще более отдалило его от православного мира. С другой стороны, произошли серьезные события, которые еще больше затруднили понимание между православными народами и латинским Западом. Самым трагичным из них был IV крестовый поход, завершившийся разорением Константинополя. Многие православные монахи были изгнаны из своих монастырей и заменены монахами латинскими.

Возможно, это происходило непреднамеренно. Но такой поворот событий был логическим следствием создания Западной империи и эволюции латинской Церкви с начала Средневековья. Вплоть до 50-х годов ХХ века православные и католики считали друг друга раскольниками. Соответственно, общения между Церквями не было.

Результаты и последствия

В июле 1054 г. представители Римской церкви прошли в алтарь Софийского собора и начали обличать священного патриарха Михаила в неправедности прямо во время его богослужения. А после заявили о том, что восточный патриарх отлучается от церкви вместе со своими приверженцами, обвинив того, по ходу, еще и в ереси.

Патриарх онемел от изумления. Присутствовавший при этом народ тоже не сразу оправился от потрясения, но, придя в себя, поддержал своего владыку. Поднялись сильные волнения, и представителям Рима пришлось срочно покинуть Константинополь.

Соответственно, восточные патриархаты остались с Византией, западные с Римом. С тех пор церковь восточная стала именоваться православной, западная — католической.

Крещение

Это главное христианское таинство признают все церкви: православие, католицизм, протестантизм. Отличия имеются лишь в способах совершения обряда.

В католичестве младенцев принято окроплять или обливать. Согласно же догматам Православной Церкви, детей погружают в воду полностью. В последнее время наблюдался некоторый отход от этого правила. Однако сейчас РПЦ опять возвращается в этом обряде к древнейшим традициям, установленным византийскими священниками.

Отличие православия от католицизма (крестики, носимые на теле, как и большие, могут содержать изображение «ортодоксального» либо «западного» Христа) в отношении совершения этого таинства, таким образом, не слишком значимое, но оно все же имеется.

Протестанты обычно совершают обряд крещения также водой. Но в некоторых конфессиях она не используется. Главное отличие протестантского крещения от православного и католического в том, что проводится оно исключительно для взрослых людей.

Запад: Наследники апостола Петра

Апостол Петр

Тем временем, в настоящем Риме, переживавшем не лучшие времена, христианское духовенство не собиралось терять первенство в мире верующих. Римская Церковь чувствовала себя особенной: кроме частично утраченного столичного положения, она претендовала на особые права, восходящие непосредственно к Христу.

«Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою», — говорит Иисус в Евангелии от Матфея своему ученику Петру (чье имя и значит «камень», даже в Священном Писании есть место для игры слов). Римские епископы трактовали эту цитату вполне однозначно: римский епископ, Папа — преемник Петра, проповедовавшего и замученного язычниками в Риме, а значит, именно Рим должен править всей христианской церковью.

В Константинополе подобную трактовку предпочитали мягко игнорировать. Эта неувязка в вопросе о верховной власти стала для христианства бомбой замедленного действия. Задолго до 1054 года росло число догматических споров между греками-византийцами и латинянами-римлянами: в течение примерно 200 лет в IV-VIII веках церкви то прерывали, то возобновляли общение.

Возможно, сильнейшим ударом по единству церкви было венчание Карла Великого короной императора Священной Римской империи в 800 году. Это напрямую оскорбило Константинополь и окончательно разрушило формальное единство империи. Впрочем, Папу Льва III, который короновал Карла, можно понять: Карл, может быть, и франк по происхождению, зато великий полководец и может гарантировать защиту папского престола здесь и сейчас, пока греки где-то далеко решают свои собственные проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector