Церковная реформа никона: раскол среди верующих

Стремление Никона возвысить духовную власть над светской разрушило дружбу царя и патриарха

Царь Алексей Михайлович называл патриарха Никона своим «собинным другом» и доверял ему во всё, вплоть до того, что оставлял его управлять делами всего Московского государства во время своего отсутствия в Москве. Ему даже было пожаловано право подписываться титулом «Великий государь».

Во всём, что касалось «книжной справы» или упорядочивания богослужения царь поддерживал своего «собинного друга», но Никон задумался не только об этом.

Он считал, что в византийском учении о симфонии Церкви и государства, Церковь должна иметь главную роль. Он потребовал, чтобы всё духовенство было подсудно только патриарху. Он считал, что даже имущественные вопросы церкви должны решаться только церковью, а не государевыми людьми и светской властью.

Результатом таких заявлений стало то, что царь стал отдаляться от своего соратника. Он решил, что патриарх посягает на его царскую власть.

Церковь Воскресения Христова в Новом Иерусалиме – любимое место патриарха-реформатора

Церковный собор

В 1667-1668 состоялся Церковный собор. Сам Алексей Михайлович поддержал реформу. В результате было вынесено 2 решения:

  • Патриарх Никон лишился сана. Это произошло из-за его стремления к власти и конфликта с царем.
  • Но реформы Никона все же были приняты.

Все несогласные отличались от церкви, предавались анафеме и подвергались репрессиям со стороны власти. Началась настоящая идеологическая война. Самым влиятельным противником нововведений был Аввакум Петров.

Последствия

Общество разделилось. Сторонников нововведений стали называть никонианами, а тех, кто не принял реформы – раскольниками-старообрядцами.

Оставшиеся старообрядцы делали всё, чтобы сохранить традиции. Но они подвергались преследованиям со стороны государства. В 1682 году был заживо сожжен Аввакум.

Некоторые из последователей традиций сжигали себя сами в знак протеста. Старообрядцы не сдавались из-за преследований, они проявили удивительную духовную стойкость.

После смерти царя Алексея, при царевне Софье, преследования стали еще ожесточеннее.

Появления старообрядчества ослабило влияние православной церкви на народ и подорвало внутреннюю силу страны.

  • Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига
  • Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы
  • Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права
  • Социальные движения XVII в

«Ревнитель благочестия»

Будущий Патриарх родился в 1605 году в семье мордовского крестьянина Мины в селе Вельдеманово Нижегородской губернии. При крещении он получил имя Никита. В раннем детстве ему изрядно досталось от злой мачехи, и в 12 лет он сбежал из дома в Макарьевский Желтоводский монастырь. Никита оказался земляком Аввакума, с которым в молодости даже дружил и который впоследствии стал его главным идейным противником.

Пробыв несколько лет послушником в монастыре, Никита не принял постриг, поскольку умирающий отец попросил его вернуться домой. Никита женился, взял на себя заботы о хозяйстве. В 20 лет он был рукоположен в священники. Грамотный и строгий молодой поп глянулся московским купцам, и Никиту вызвали в столицу, где он стал настоятелем одного из московских храмов.

За десять лет супружества у священника Никиты один за другим умерли трое детей. Говорят, именно в этом он увидел знак Божий и окончательно решил стать монахом. Жену он так же убедил принять постриг. Для своего иноческого подвига Никита выбрал самый суровый из всех русских монастырей – Соловецкий. Там тридцати лет отроду он принял монашество под именем Никон и подвизался в Свято-Троицком Анзерском скиту монастыря.

Своим неуемным усердием он понравился начальному старцу скита Елеазару, и тот назначил Никона заведовать хозяйственной частью скита. Есть предание, согласно которому именно Елеазар предрек Никону, что тот станет Патриархом, поскольку старцу было видение Никона с омофором на плечах. В старообрядческой традиции, впрочем, в видении Никон был не с омофором, а с черным змием. Скоро неуемное усердие Никона стало причиной конфликта. Он обвинил братию и самого Елеазара в сребролюбии и сбежал из Анзерского скита. Никон был принят монахом в Кожеозерский монастырь, и через некоторое время братия избрала его своим игуменом.

В 1646 году он приехал в Москву для сбора милостыни. По тогдашнему обычаю Никон явился на поклон к царю Алексею Михайловичу. Его живой ум, образованность, благочестие произвели на 16-летнего государя такое впечатление, что он оставил его в Москве, назначив архимандритом Ново-Спасского монастыря. Никон стал наставником молодого царя и вошел в неформальное сообщество духовных и светских людей, которое в русской историографии называется кружком «ревнителей благочестия».

Своей задачей эти люди ставили оживление церковной жизни в стране и общее исправление нравов. Никон приходил к царю каждую неделю, беседовал с ним на духовные темы, обсуждал государственные дела и приносил просьбы от простых людей, которые жаловались на «неправды». Все это Алексею Михайловичу очень импонировало.

Социальный контекст

Проблема раскола отнюдь не сводится к богословским спорам. Она имеет как религиозный, так и социально-политический контекст. Неслучайно, никоновские реформы сопровождались усилением самодержавной власти, которая привела к окончательному закрепощению крестьян. Именно раскольничья среда послужила убежищем для притесненных политикой царя и крепостническими порядками в стране.

Социальные стрессы, накопившиеся в разных слоях населения, привели к массовому неповиновению верховной власти. Протест принимал самые разные формы – от возмущений в высших сословиях (стрелецкие бунты, заговор боярина Хованского) до масштабных народных выступлений (восстание Степана Разина). Заметную роль в бунтующей людской массе играли раскольники, нападая на монастыри, грабя священнослужителей и захватывая церкви.

Несогласие с никоновскими реформами и гонения со стороны властей вызвали небывалый исход в среде старообрядчества. Люди покидали обжитые земли, отправляясь в Поволжье, за Урал, на Север и даже за рубеж. Однако самым страшным итогом раскола стала крайняя форма протеста – гари. Только в 1672 году в Палеостровском монастыре самосожжение совершили 2700 раскольников.

Уничтожение ортодоксальной церкви

Под словом ортодоксальность, в переводе с греческого языка, понимается правильное мнение. Так называются поступки людей, которые проносят знания с древних времён в современность. Никон своими действиями уничтожил ортодоксальность религии. Делал это он следующим образом:

  1. Помимо переписывания текстов полностью уничтожались старые книги. Причём запущенный процесс не был остановлен и после ухода Никона. Это продолжалось и при Петре I.

  2. В соответствии с новыми веяниями шло и переписывание икон.

  3. В некоторых случаях проводилось изменение ничем не обоснованных религиозных принципов. Примером может служить смена направления Крестного хода, вызвавшее недоумение у ряда церковников.

  4. Непонятно зачем был введён термин «православие». Раньше употреблялось «непорочная вера», «христианская вера», «божья вера». В итоге смысл не менялся.

Раскол церкви во многом состоял в том, что часть священников отчётливо видели разницу между старой религией и новой.

Последствия

Последствиями церковной реформы Никона 1652 — 1658 годов стал церковный раскол. В 1658 году все недовольные реформой были преданы анафеме и отлучены от церкви. В этом же году Никон недовольный уехал от царя в Новоиерусалимский монастырь за то, что ему указали не вмешиваться в государственные дела.

Пиком конфронтации между Никоном и Алексеем Михайловичем стало то, что патриарху не позволили самолично наказать слугу иранского посла, который, по словам Никона, избил его холопа. По другой версии избили во дворце патриаршего человека, и никто не извинился перед самим солнцеликим. В результате Никон фактически перестал быть патриархом. Официально же это произошло с 1666 года, когда его низложили на Вселенском соборе в Москве.

Пиком же церковного раскола стало восстание в Соловецком монастыре, которое имело место быть с 1668 по 1676 годы. 

Кроме всех этих событий было и еще одно очень важное последствие. Гонение на старообрядцев не прекратились до Петра Третьего, который в течение своего недолгого царствования издаст указ о прекращении таких гонений

Кроме того, светская власть окончательно возвысилась над церковной властью. 

Поделиться в соц. сетях

«Церковный раскол. Никон и Аввакум»

В XVII в. Русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. Церковный раскол был массовым религиозно-общественным движением, породившим свою собственную идеологию и культуру. Одновременно с расколом произошел острый конфликт между светской и духовной властями, закончившийся утверждением первенства власти царя над властью патриарха.

Церковные порядки середины XVII в. вызывали недовольство у простых верующих и среди духовенства. Например, многогласие, когда для сокращения времени церковной службы в храме одновременно читали Евангелие, пели и молились. Против такой формы богослужения выступал кружок «ревнителей благочестия». Среди членов этого кружка были протопоп Аввакум (1620—1682 гг.) и архиепископ Никон (1606—1681 гг.).

В 1652 г. церковный Собор избрал новым патриархом Никона. Никону было мало избрания на патриарший престол. Он отказывался от этой чести и лишь после того, как царь Алексей Михайлович пал перед ним на колени, согласился стать патриархом.

Церковная реформа

Первым шагом патриарха Никона стало проведение в 1653 г. церковной реформы.

Никон разослал по всем церквям указания по изменению традиционных для русского православия норм богослужения. Двуперстное крестное знамение заменялось трехперстным. Земные поклоны были заменены поясными. Крестные ходы предписывалось проводить против солнца, а не по солнцу, как это было прежде. Возглас «аллилуйя» во время богослужения предписывалось произносить не дважды, а трижды. Одновременно с этим началась проверка русских богослужебных книг. За основу были взяты греческие оригиналы. Прежние богослужебные книги было приказано уничтожить.

Ситуация осложнялась тем, что Никон, не считаясь с русскими традициями, подчеркивал свою приверженность греческим обрядам. Патриарх запретил иконы, писанные не по греческим образцам. Он приказал своим служителям выколоть глаза у собранных икон и в таком виде носить их по городу.

Тех, кто отказался признать нововведения, официальные власти именовали раскольниками. Сами же раскольники считали себя последователями истинного православия, а Никона и его последователей клеймили именем «антихристовых слуг». Самым ярым противником Никона был протопоп Аввакум, которого в 1653 г. арестовали и сослали в Сибирь. Началось преследование сторонников Аввакума.

В июле 1658 г. Никону было передано распоряжение царя вести себя скромнее. Никон решился на отчаянный шаг — написал письмо царю с отречением от патриаршего сана. Чтобы пресечь попытки бывшего патриарха вернуться к власти, было решено лишить его власти. Для этого был созван церковный Собор, который осудил и низложил Никона, главного инициатора церковных реформ, но одновременно с этим одобрил сами реформы. Никон был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь на Белом озере.

Возвращение и казнь Аввакума

Из десятилетней сибирской ссылки был возвращен протопоп Аввакум, который подал Алексею Михайловичу челобитную, требуя восстановить старую веру. На протопопа тотчас же обрушились прежние преследования.

В 1666 г. главных вождей раскола привезли из разных мест заключения в Москву. Церковный Собор предал их анафеме и проклятию. Приверженцы старых религиозных традиций подвергались преследованиям и наказаниям вплоть до смертной казни. Такая политика привела к тому, что старообрядцы (раскольники, староверы) целыми семьями бежали из центральных регионов России.

В апреле 1682 г. Аввакум и другие участники раскольнического движения были сожжены на костре. Однако казнь лидеров раскола привела к тому, что многие противники религиозных нововведений начали добровольно подвергать себя самосожжению. Церковная реформа патриарха Никона расколола страну на два лагеря — сторонников официальной религии и приверженцев старых традиций.

Снятие анафем со старых обрядов

В 1800 году для части старообрядцев-поповцев, искавших сближения с Московским Патриархатом, была создана специальная единоверческая структура: сохраняя дореформенный обряд, они переходили под юрисдикцию РПЦ, признавая тем самым, что обрядовые различия не затрагивают общего догматического учения.

В 1905 году Николай II указом о веротерпимости снял все ограничения в правах со старообрядцев, а в 1971 Поместный Собор Русской православной церкви принял постановление о снятии клятв и анафем со старых обрядов.

РИА Новости https://ria.ru/history_infografika/20130212/922446392.html

Конспект урока «Церковный раскол. Никон и Аввакум».

Следующая тема: «Социальные движения XVII века».

Особенности церковного раскола

Искоренение традиций, которое проводил Никон, вызывала значительное неприятие у большого количества граждан. Так, в 1654 году, с помощью «чумного бунта» стало очевидным, что тысячи граждан выступают против реформ Никона. Расширялась церковная оппозиция, которая была названа «старообрядцы». 

Лидерами этого оппозиционного движения являлись «ревнители благочестия», а точнее – Аввакум Петров и Иван Неронов. Неронов, в 1656 году прибыл в Москву и в открытую начал выступать против действий Никона, после чего был подвержен аресту с последующим отлучением от церкви.

Аввакума поместили под стражу, однако работы, которые он писал в своей камере, быстро распространялись по всей территории страны. В этих работах, Неронов активно защищал старые обычаи и старую веру, а также выступал с критикой власти, которая растеряла «антихристианские» реформы. Особую критику получал Алексей Михайлович. После гибели царя, в 1676 году Аввакум отмечал, что тот вероятно попал прямиком в ад, где «черви поедают великого правителя». «Несчастный, несчастный царь! Что ты сотворил с собой?» – писал он.

Замечание 3

За эти высказывания и за то, что позволяет себе высказываться о власти, в 1682 году он был сожжен. Согласно легендам, Аввакум самостоятельно оттолкнул от себя палачей и самостоятельно совершил поджог своего костра с помощью церковной свечи. 

Аввакум являлся автором известной автобиографической книги «Житие», совместно с 80-ю сочинениями, в качестве важнейших из которых выступали четыре челобитные для государя Алексея Михайловича, совместно с «Запиской о заточении и расстрижении». Данная работа включалась старообрядцами в списки (так, Авраамий включал «Записку…» и «Первая челобитная» в общий сборник «Христианоопасный щит веры против еретического ополчения»).

Также, Аввакум был автором «Книги бесед» (1669 – 1675 годы), «Книги толкований и поучений (1673 – 1676 годы), «Книги обличений, либо Евангения вечного» от 1676 года, который является памятником, посвященному богословскому драматическому спору (о сошествии в Ад, о Троице и прочем). 

Из всего перечня иных авторов-старообрядцев можно выделить произведение «О сложении перстов…», написанное Герасимом Фирсовым (примерно в 1656 году), «Великая челобитная», написанная Никитой Пустосвятом (примерно в 1656 году), «покаяние воззвания к народу» Ефрема Потемкина (1666 года), собрание «Соловецкие челобитные» (1667 года), «Сказание от божественных писаний» — созданное Геронгием Рязановым (1666-1667 годы), анонимная работа «Прение верного инока с отступником» (в 1670 годы).

Дьякон Соловецкого монастыря Игнатий написал «Книгу о титуле на кресте», совместно с «Челобитной последнего остальца-соловецкого» (1676 года), а также с «Исповедением» (1682 года), в котором пропагандировалось самосожжение, как форма социально-религиозного протеста. Необходимо также рассказать о «Сказке» Ивана Бархатова – крестьянина из деревни Мостовка Тюменского уезда, написанную в 1678 году, в которой рассказывалось о причинах того, почему крестьяне готовы пойти на самосожжение с целью отстаивания «старой веры» и не принятия реформ Пикона.

Действия предводителей старообрядчества были удостоены рядом публицистических биографический рассказов (среди которых «Повесть о боярыне Морозовой», написанной в 1675 – 1677 годах.

Замечание 4

Старообрядческие формы публицистики были не единственными в своих идейных направлениях. Так, в 1691 году Ефросиным было написано «Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей», которое было направлено на распространившуюся практику самосожжения. Примерно такие же идеи содержались в «Жалобнице», которая была написана поморскими старцами в 1691 году. 

Власти, отвечая идеологам «старой веры», высказывали свою позицию в своих полемических и публицистических сочинениях, например, в таком произведении, как сборник «Скрижаль», изданного Никоном в 1656 году. В эту же категорию можно отнести работы «О аллилуи», «О Иисусове молитве», «О честном кресте» и «О четвероконечном кресте, иже именуют крыжем», которые написаны архимандритом Иверского монастыря Дионисия Грека (в 1667 году). Сюда же можно отнести «Слово на Никиту Пустосвята» патриарха Иоакима (1682 года), «Бразда духовная» (1683 года) и «Известие об увещании рнаскольников в уездах Костромском и Кинешемском», которые были написаны Карионом Истоминым и Игнатием (Римским-Корсаковым) в 1687 году. 

Замена двуперстия троеперстием

Двуперстное крещение существовало на Руси испокон веков, еще до принятия ею Христианства. Перед боем воины дотрагивались двумя пальцами сначала левого плеча, потом правого, а потом середины лба, говоря при этом: «За честь! За совесть! За веру!». Именно этот ритуал был перенят христианской церковью и трансформирован в привычное крестное знамение. Два пальца, осеняющие крестным знамением, символизируют два естества во Христе – Божественное и человеческое, и отображают истинную догматику Символа Веры – распятие и воскресение Христово.

Троеперстие же – новообрядческая традиция, не несущая никакого исторического обоснования. Крестясь тремя пальцами, верующие подразумевают Святую Троицу, и тем самым вводят себя в заблуждение, поскольку на кресте был распят лишь «един от Святыя Троицы, Сын Божий».

Кто выступил против церковных реформ

Противники реформ осуждали методы их проведения, возмущались жестокостью и непримиримостью Никона, их раздражало его высокомерие. Среди участников волнений историками называются имена боярыни Феодосии Морозовой, Евдокии Урусовой и многих других, которые были жестоко казнены.

Протопопу Аввакуму Петрову, одному из лидеров участников раскола церкви, Церковным Собором было назначено наказание в виде ссылки в Сибирь, в которой он провёл 11 лет. За упорство и несогласие с нововведениями, он был заточён в земляную тюрьму, а затем сожжен.

Центром раскола стал Соловецкий монастырь, который был осаждён царскими полками, где было казнено более 400 старообрядцев.

Понятие «староверы» относится к идейным противникам реформы. Это определение многочисленного количества защитников старой веры, бежавших от гонений на север, и живших в изоляции от мира.

Живущие в общинах (скитах) раскольники не просто создали церковную организацию, они жили по особой морали, основой которой служило почитание старших, труд, честность и скромность.

Что мы узнали?

Узнали о причинах проведения церковной реформы, её основном содержании и результатах. Русская православная церковь раскололась на старообрядцев и никониан. .

Значение церковного раскола

  • Церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.
  • Как итог церковного раскола – прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.
  • Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества.
  • Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира.
  • Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.

Иванов С.В. Во времена раскола

Понятие церковный раскол возникло в царствование Алексея Михайловича и с тех пор неоднократно становилось темой для исторических исследований. Большинство историков утверждают, что истинная причина церковного раскола в 17 веке вовсе не в споре о поправках к богослужению. Все дело в одном значимом вопросе – может ли светская и церковная власть решать, как и каким образом народу верить во Христа или народ имеет право сохранить нетронутыми обрядность и уклад церковной жизни, установленные много веков назад.

Это интересно: Чаадаев и казенный патриотизм — разъясняем по полочкам

Деятельность староверов

Таим образом, никоновские реформы были отвергнуты значительным числом верующих, протест которых вылился в религиозную войну. Старообрядцев подвергали гонениям, правительство преследовало их, и они искали спасения в отдаленных уголках Государства российского. В ответ на церковную политику староверы устраивали массовые самосожжения, которые называли гарями.

Историческая литература нередко характеризует церковный раскол как отправную точку массовых народных волнений, время от времени охватывавших русские земли в 17-18 веках. В действительности старообрядцы снискали мощную поддержку у простых людей, вокруг них собирались те, кто был недоволен существующими в стране порядками.

За образец для исправления богослужебных книг приняли греческие книги

Патриарх Никон смотрел на это по-другому. Четыре великих православных патриарха были греками. Веру Русь получила от греков, значит, и книги править по греческим книгам и сравнивать обряды Московской церкви с греческими.

Протест Аввакума, который считал, что нельзя брать за образец книги, которые печатали в Риме и Париже оставили без внимания. Упустили из вида и то, что с тех пор, как Русь крестилась от греков, в самой Греческой Церкви произошло много изменений.

Между двенадцатым и тринадцатым веками двоеперстное крестное знамение вышло из употребления. Его заменило троеперстное. Изменились и каноны написания икон. Всё это осталось без внимания.

Патриарха Никона поддержали греческие архиереи в его исправлении церковных книг и богослужения

Начало перемен

Став патриархом, Никон начал активно пресекать все попытки вмешательства в церковные дела. В результате его энергичной деятельности и уговора с царем к концу 1650-х годов удалось осуществить ряд мер, которые определили основные черты никоновской реформы.

Начало преобразований пришлось на 1653 год, когда в состав Российского государства была включена Украина. Это не было совпадением. Единоличное распоряжение религиозного деятеля предусматривало изменения в двух основных обрядах. Церковная реформа патриарха Никона, суть которой заключалась в изменении перстоположения и коленопреклонения, выражалась в следующем:

  • земные поклоны были заменены поясными;

  • двоеперстное крестное знамение, принятое на Руси вместе с христианством и являвшееся частью святоапостольского предания, было заменено троеперстием.

Замена языческих праздников православными

Время патриаршества Никона связывают с окончательной подменой исконно славянских праздников на христианские. У народа отобрали духовное наследие, культуру, уходящую глубоко в века, и близкую каждому русскому человеку. Ниже приводятся самые значимые для славян торжества и их интерпретация в христианских канонах:

  • 6 января – Праздник в честь бога Велеса – Рождественский Сочельник;
  • 7 января – Коляда – Рождество Христово;
  • 24 января – День бога Велеса (покровителя домашнего скота) – День святого Власия (покровителя животных);
  • 2 марта – День богини Морены – День святой Марианны;
  • 7 апреля – Масленица – Благовещение;
  • 6 мая – День Дажьбога (впервые выгоняли скот) – День Георгия Победоносца (покровителя скота и воинства);
  • 22 мая – День Ярилы (бога весеннего солнца) – Перенесение мощей святого Николая Весеннего, дарящего теплую погоду;
  • 7 июня – Триглав (языческая Троица) – Святая Троица;
  • 6 июля – Русальная неделя – Праздник Аграфены Купальницы;
  • 7 июля – День Ивана Купалы – Рождество Иоанна Крестителя;
  • 2 августа – Праздник Перуна (бога грома) – День святого Ильи Пророка (громовержца);
  • 19 августа – Праздник первых плодов – Яблочный Спас;
  • 21 августа – День Стрибога (бога ветра) – День Мирона Ветрогона;
  • 21 сентября – Праздник рожениц – Рождество Пресвятой Богородицы;
  • 10 ноября – День богини Макоши (покровительницы прях) – День Параскевы Пятницы (покровительницы швей);
  • 14 ноября – Свагор открыл людям железо – День Козьмы и Дамиана (покровителей кузнечного дела);
  • 21 ноября – День Сварога и Симаргла (бога огня и неба и посланника богов) –День Архангела Михаила.

Подмена древних традиций не ограничилась праздниками. Во времена Никона гонениям подвергся такой культурный элемент, как скоморошество. Скоморохи были близки к простому народу и открыто насмехались над духовенством и государственными деятелями. Зачастую они говорили то, за что обычный человек мог поплатиться языком. Церковники питали открытую ненависть к искусству сатиры и всячески преследовали «глумцов». Своего апогея это достигло как раз в середине XVII века. Скоморохов называли служителями дьявола, наиболее смелых сажали в темницы, подвергали пыткам, казнили. Уже к концу XVII столетия шуты ушли с ярмарок и из торговых рядов центральной Руси, а при Петре полностью исчезли как явление русской культуры.

Что привело к церковному расколу?

В середине XVII века патриарх Никон провел ряд реформ в русской церкви. Реформы Никона были направлены на изменение древних церковных традиций. В результате случился церковный раскол.

Причины

Преобразования в русской православной церкви произошло по следующим причинам:

  1. Стремление патриарха к власти.
  2. Необходимость централизации государства.
  3. Необходимость объединения всех церквей после распада в результате политической раздробленности.

Предстоящие перемены патриарх обосновывал различиями между греческой и русской православными церквями. Никон назвал русскую церковь не полностью канонической.

Суть изменений:

  1. Введение крестного знамения тремя перстами.
  2. Введение поясных поклонов вместо земных.
  3. Иконы допускались только греческого образца.
  4. Запрещение шатровых церквей.
  5. Имя  Иисуса стало писаться с двумя буквами «и».

Богослужебные книги тоже подлежали исправлению в соответствии с греческими образцами.

Ход событий

После того как собор в 1654 году одобрил предложение Никона, патриарх приступил к делу. Изменения шли стремительно. Никон требовал от народа немедленного отказа от старых обычаев и принятия новых. От таких резких перемен народ отказался.

На протяжении последних ста лет Церковь пытается преодолеть страшные последствия раскола

Церковная реформа Никона привела, с одной стороны, к единению с другими православными церквями, а, с другой стороны, нанесла невероятно глубокую рану всей Церкви и российскому обществу на многие века.

Этот раскол 17 века связан с именем патриарха Никона и до сих пор разделяет людей. В 1903 году император Николай II издал манифест о свободе совести, по которому все инославные и старообрядцы освобождались от преследования.

В 1971 решением Поместного Собора Русской Православной Церкви были сняты клятвы со старых обрядов. В 2000 году РПЦЗ просила прощения у своих старообрядческих братьев за все те жестокости, которые были совершены против них напрасно. Были сняты все клятвы. Тем не менее, до сих пор эта церковная рана не исцелена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector