Тверские князья

Гибель

Итак, наконец Михаил отправился в Орду. Уже по дороге, во Владимире, ханские послы сообщили ему о гневе Узбека. Бояре стали советовать князю остаться на родине. Понимая, что отказ от суда станет поводом для новых расправ над беззащитным населением Руси, Михаил отказался от предложения своего окружения. Прежде чем окончательно покинуть родину, он составил завещание и разделил между детьми причитающиеся им уделы.

Тверской князь нашел хана на берегу Азовского моря. Шесть недель Михаил прожил в Орде спокойно, не слыша ни угроз, ни обвинений. Наконец Узбек поручил своему окружению организовать суд между Рюриковичами. Вельможи вызвали Михаила и обвинили его в неуплате всей причитавшейся Орде дани. Ответчик ясно доказывал несостоятельность этих утверждений бумагами и свидетельствами. Уже на процессе выяснилось, что судилищем будет руководить Кавгадый. Помилованный Михаилом злодей коварно отказывался принимать аргументы обвиненного. На одно из заседаний князя привели уже связанным.

Помимо финансовых претензий Михаилу в вину вменялось отравление Кончаки, а также атака на ханских послов. Наконец он был окован в цепи, а его имущество разделено между ордынскими чиновниками. Несколько недель Михаил в таком унизительном состоянии путешествовал со двором хана, который отправился на охоту к берегам Терека.

Под воздействием многочисленных уверений судей и Кавгадыя Узбек утвердил тверскому князю смертный приговор. После этого в шатер осужденного ворвался вооруженный отряд – монголы убили Михаила. Один из злодеев вырезал сердце несчастного. Бояре и сын погибшего, Константин, избежали расправы благодаря заступничеству ханской супруги. В Твери князь-мученик стал героем, память о котором бережно хранится уже на протяжении многих столетий. Она жива и сегодня. К примеру, уже в XXI веке был открыт храм Михаила Тверского. Юрий, из-за козней которого погиб его противник, сам навлек на себя позорную кончину. Через несколько лет в той же самой Орде он был убит сыном Михаила Дмитрием Грозные Очи.

Управление

Князь заведовал управлением, судом, военными делами и финансами (чеканили монеты: серебряные — «гривны» и медные — «пулы»). Княжеская дружина разделялась на старшую (бояре) и младшую (слуги и дворяне). Все остальное население носило название людей «земских», «простых», «чёрных», «тяглых» и т. п. Городское «тяглое» население разделялось на сотни, управляемые «соцкими», подчиненными «тысяцким»; о вечевом устройстве есть некоторые намеки в летописях («на вече» было решено перебить татар Чолхана); уезды разделялись на волости, станы и околицы. Земля принадлежала князю, духовенству и дружине.

Поселяне, обрабатывавшие землю, находились, смотря по условию, в большей или меньшей зависимости от землевладельца. Большинство крестьян в определённые сроки (Юрьев день) могло переходить от одного владельца к другому, из одного княжества в другое; но были и несвободные люди, число которых с течением времени увеличивалось, особенно на землях князя, некоторым землевладельцам князья давали право не отпускать крестьян и право суда над живущими на их землях, кроме «душегубства и разбоя».

Доходы князя (помимо личных) состояли из прямых налогов («дани») и косвенных («яма», «корма», «тамги», «мыта»). Некоторым землевладельцам, особенно монастырям, князья жаловали грамоты, освобождавшие поселенных на их землях людей от «дани» и других поборов в пользу князя.

Управление[ | код]

Князь заведовал управлением, судом, военными делами и финансами (чеканили монеты: серебряные — «гривны» и медные — «пулы»). Княжеская дружина разделялась на старшую (бояре) и младшую (слуги и дворяне). Все остальное население носило название людей «земских», «простых», «чёрных», «тяглых» и т. п. Городское «тяглое» население разделялось на сотни, управляемые «соцкими», подчиненными «тысяцким»; о вечевом устройстве есть некоторые намеки в летописях («на вече» было решено перебить татар Чолхана); уезды разделялись на волости, станы и околицы. Земля принадлежала князю, духовенству и дружине.

Поселяне, обрабатывавшие землю, находились, смотря по условию, в большей или меньшей зависимости от землевладельца. Большинство крестьян в определённые сроки (Юрьев день) могло переходить от одного владельца к другому, из одного княжества в другое; но были и несвободные люди, число которых с течением времени увеличивалось, особенно на землях князя, некоторым землевладельцам князья давали право не отпускать крестьян и право суда над живущими на их землях, кроме «душегубства и разбоя».

Доходы князя (помимо личных) состояли из прямых налогов («дани») и косвенных («яма», «корма», «тамги», «мыта»). Некоторым землевладельцам, особенно монастырям, князья жаловали грамоты, освобождавшие поселенных на их землях людей от «дани» и других поборов в пользу князя.

Князь Василий Иванович Оболенский 1380-1400 (?) — 1460 (?)

1443-1450

1485-1497 (?)

Примечание 1: дата 1497 год является спорной. Получается,что Василий Оболенский водил войска Казань в период с 1445 года по 1497 год, т.е. 55 лет. Последний раз, на Казань в возрасте около 80 лет ? Причем новая воинская активность началась через 35 лет. И князь по этой версии пережил сына — князя Ярослава Васильевича Оболенского на 10 лет, а других сыновей и того более (Брат Иван Оболенский умер в 1478 году). Вероятно, речь идет о другом князе Василии Оболенском.

Примечание 2: Поскольку сын князя Василия Оболенского — Ярослав Васильевич Оболенский был женат на дочери Михаила Федоровича Сабурова, то Михаила Сабурова и Василия Оболенского можно оценить как примерных ровесников. При этом Михаил Федорович Сабуров в 1447 году перешел на сторону Василия Темного, став боярином и дворецким, сохранив эти должности и при сыне Василия — Иване III. До апреля 1459 дал свои костромские земли Троице-Сергиеву монастырю, до 1461/62 года великой княгине Марие Ярославне (подарил земли), ряд земель передал Ипатьевскому монастырю. Незадолго до смерти в 1464 году постригся в монахи под именем Мисаила. С учетом пятого колена от мурзы Чета, год рождения можно оценить как 1390-1400 (Сабуровы. W)

Михаил Ярославич Чет, сын князя Ярослава Васильевича Оболенского

1480 год

1483 год

1487

«Оболенская-Стригина княгиня ?.?. Михайловна, рожд. Сабурова, † 1487. Съ мужемъ кн. Я. В. Оболенскимъ-Стригой (Псковъ, въ Троицкомъ собор?.- Власьевъ, Потомство Рюрика, I, ч. 2, 259). Оболенскiй-Стрига князь Ярославъ Михайловичъ, нам?стникъ великаго князя во Псков?, † 4 октября 1487. Съ женою кн. ?.?. Оболенской-Стригиной» (Псковъ, въ Троицкомъ собор?.- Власьевъ, Потомство Рюрика, I, ч. 2, 259).

Об имени Михаил Ярославич Чет Оболенский

Примечание 1: Решение суда о том, что Сабуровы «выше» Оболенских принято уже при царе Годунове- потомке Чета, как и Сабуровы.

Примечание 2: Вероятнее всего Михаил Ярославич Чет Оболенский второй сын князя Ярослава Васильевича Оболенского, которому не хватило своего княжеского удела, в отличие от Константина (возможно именно его иногда показывают ошибочно как бездетного сына Константина — Михаила )

Годы жизни Паисия Ярославова, 1420 — 1430 (?) — 1503 (?)

1425-1447 Последние годы гражданской войны второй четверти XV века: (совершеннолетний)

Примечание 1: «Гражданская война» длилась вплоть до 1447 года: «Василий II Васильевич Темный, великий кн. Московский, 1415-62, вокняжился 1425. 1433 Юрий занял Москву, но скоро умер. Его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка продолжали борьбу. 1436 В. ослепил Косого. 1445 В. был в плену у казанских татар и отпущен за большой выкуп. 1446 В. ослеплен Шемякой и лишен вел. княжения. 1447 В. вновь утвердился в Москве»

Примечание 2: В последний 1447 год «Гражданской войны» второй четверти XV века княгиня Мария Борисовна Тверская (Ярославiва) была обручена с Иваном III в детском возрасте, когда его отец Василий Тёмный нашёл помощь и приют в Твери во время междоусобного противостояния. Позднее, 4 июня 1452 года Мария и Иван были повенчаны. Иван III не завоевывал Тверское княжество, а получил его вместе с супружеством От брака с Иваном III 15 февраля 1458 года у неё родился единственный сын — Иван Молодой. Умерла 22 апреля 1467 года.

О фамилии Паисия — Ярославов

К.В.Баранов в его заметках о происхождении Паисия (Ярославова) делает следующие выводы на этот счет: «Удержанное им фамильное прозвище (Ярославов) намекает на принадлежность к кругу людей, в котором происхождение рода имеет сугубо важное значение. Скорее всего, этим кругом людей могла быть некая корпорация потомственных служилых землевладельцев, институт, в котором принадлежность к тому или иному роду определяла общественное положение его членов на службе государю и среди себе подобных…

Л.А. Ярославов, был, несомненно, ярославским боярином в период независимости и сохранил свое положение в первые годы после присоединения Ярославской земли. Выяснение старинных связей семьи Ярославовых с Спасо-Каменным монастырем дает возможность обоснованно предполагать их родственную близость с Паисием (Ярославовым), в своей деятельности также тесно связанным с тем же монастырем».

1479 год

«Особым почетом старец Паисий пользовался у Ивана III,у которого он крестил родившегося в 1479 г. второго сына Василия (будущего Великого князя Василия III). Очевидно, по воле и при участии Великого князя Паисий Ярославов в то же 1479 году стал игуменом Троице-Сергиева монастыря. Но об особом доверии к Паисию свидетельствует желание Ивана III видеть его на месте митрополита Геронтия в момент кризиса в отношениях великого князя с главой русской церкви в 1484 году». (К.В.Баранов ).

1481 год

«В жалованной тарханной и несудимой грамоте, выданной 19 декабря 1481 г. Великим князем Иваном II игумену Троице-Сергиева монастыря Паисию на село Ростокино под Москвой: «ни (к) сотским. ни (к) дворским, ни к становщиком, ни к десятским не тянут нив какие протори, ни в какие розметы»147(«Институт дворских по жалованным грамотам XIV- начала XVI веков» И.В.Самодуров, стр. 54. Ссылка 147 АСЭИ. Т. I. № 492. С. 371, предлога к в ркп. нет.)

«В жалованной тарханной и несудимой грамоте от 18 мая 1481 г. великого князя Ивана Васильевича игумену Троице-Сергиева монастыря Паисию на земли и воды в Гороховце и Ярополче» 141(«Институт дворских по жалованным грамотам XIV- начала XVI веков» И.В.Самодуров, стр. 53. Ссылка 141 Каштанов С. М. Очерки русской дипломатики. № 32. С. 398.)

1503 год

«Если Паисий ( 1503) пережил Ярослава Оболенского на почти 40 лет, то он мог быть его внуком, т.е. сыном Алексея Ярославича и братом дьяков»

Примечание: Паисий (Ярославов) упоминался и во второй четверти XV века, как Алексей Ярославов, и в 80- годах XV века,как сыновья Ярослава Оболенского, и даже в начале XVI.

Территория

Княжество находилось на волжском торговом пути, связывающем Каспий с Балтикой. Примечательно, что в начале XI века муромский князь Глеб Владимирович, спеша к своему больному отцу в Киев, в 1015 году, предпочёл путь не прямой (через земли свободолюбивых вятичей), а окольный, но пролегающий по людной местности — вверх по реке Волге до реки Тьмы и оттуда на юг через Смоленск.

С севера к княжеству примыкали земли Великого Новгорода с городом Торжок и Бежецкая пятина, которые не раз захватывались тверичами; с запада — Смоленское княжество (город Ржев принадлежал Твери недолго); с юга и востока — владения Переяславля, Москвы и Ростова. Приблизительно Тверское княжество занимало площадь в 300 вёрст длиной и от 60 до 100 вёрст шириной, всего около 25 тысяч кв. вёрст.

Кроме Твери, в пределах княжества было много городов; из них более значительные, имевшие своих удельных князей, — Кашин, Микулин, Зубцов, Кснятин, Телятьев городок, Холм, Дорогобуж, Чернятин, Белый Городок и Клин. Кашин был самым сильным уделом, иногда спорившим из-за первенства с самою Тверью; князья Холмские и Микулинские также имели значение, но далеко не такое, как Кашинские, вследствие чего наравне с остальными носили название «меньшая, молодшая братия».

Тверской отроч монастырь

Отроч Успенский монастырь в Твери – практически ровесник Великого княжества Тверского. Он был основан отроком князя Ярослава Ярославича Григорием: отсюда и название, «отроч».

Согласно преданию Григорий однажды увидел на улицах Твери красавицу Ксению и влюбился в неё. Он посватался к родителям. Они приняли его сватовство. Счастливый жених хотел испросить у князя разрешение на женитьбу, но опоздал: у Григория появился могущественный соперник на руку красавицы. Им оказался сам Ярослав Ярославич.

Так Ксения стала княгиней, а Григорий постригся в монахи. Через четыре года он с благословления князя и его супруги основал монастырь.

В Успенском монастыре 20 лет жил Максим Грек. Здесь был убит Малютой Скуратовым Фёдор Колычёв. Настоятелем монастыря некоторое время служил Тихон Задонский.

После революции Тверской Отроч Успенский монастырь был разобран. Сохранился от него только Успенский собор.

Территория

Княжество находилось на волжском торговом пути, связывающем Каспий с Балтикой. Примечательно, что в начале XI века муромский князь Глеб Владимирович, спеша к своему больному отцу в Киев, в 1015 году, предпочёл путь не прямой (через земли свободолюбивых вятичей), а окольный, но пролегающий по людной местности — вверх по реке Волге до реки Тьмы и оттуда на юг через Смоленск.

С севера к княжеству примыкали земли Великого Новгорода с городом Торжок и Бежецкая пятина, которые не раз захватывались тверичами; с запада — Смоленское княжество (город Ржев принадлежал Твери недолго); с юга и востока — владения Переяславля, Москвы и Ростова. Приблизительно Тверское княжество занимало площадь в 300 вёрст длиной и от 60 до 100 вёрст шириной, всего около 25 тысяч кв. вёрст.

Кроме Твери, в пределах княжества было много городов; из них более значительные, имевшие своих удельных князей, — Кашин, Микулин, Зубцов, Кснятин, Телятьев городок, Холм, Дорогобуж, Чернятин, Белый Городок и Клин. Кашин был самым сильным уделом, иногда спорившим из-за первенства с самою Тверью; князья Холмские и Микулинские также имели значение, но далеко не такое, как Кашинские, вследствие чего наравне с остальными носили название «меньшая, молодшая братия».

Биография

Князь Михаил родился уже после смерти своего отца Ярослава Ярославича.

Летопись за 1285 год сообщает: «Того же лета заложен бысть на Тфери церковь каменна благоверным князем Михаилом Ярославичем и матерью его княгинею Оксиньею, и преподобным Симеоном». Это был первый на Руси после монгольского нашествия Спасо-Преображенский собор.

В 1293 году Дюденева рать прошла мимо Твери, но город разорил баскак Тохта-Тимур (Тахтамир). Михаил перешёл на сторону ростовско-ярославских князей, бывших союзниками Андрея Александровича в его борьбе против старшего брата Дмитрия.

В этот же период Михаил женился на дочери ростовского князя Дмитрия Борисовича, Анне (впоследствии святой Анне Кашинской), таким образом, по мнению некоторых историков, получив права на Кашинский удел. Однако по версии С. В. Богданова следует, что Кашин уже входил в состав Тверского княжества и «поэтому никаким приданым Анны Дмитриевны, по-видимому, этот город быть не мог». О том, что Кашин находился в составе Тверского княжества, сообщает В. А. Кучкин, ссылаясь на Рогожский летописец. В частности, в летописце говорится, что ростовский князь Дмитрий Борисович приступил к Кашину в 1289 году и в течение девяти дней разорял окрестности, а также сжёг Кснятин, то есть до женитьбы Михаила на Анне в 1294 году.

Дмитрий Александрович перед смертью (1294 год) какое-то время жил в Твери. В 1295 году Михаил заключил союз с Новгородом «или от татарина, или от кого-нибудь другого».

В 1300 году участвовал в походе русских на Ландскрону, но город был взят до прихода войск Михаила Ярославича и тверское войско вернулось домой.

В 1301 году участвовал в Дмитровском съезде русских князей.

Дата восхождения на владимирский великокняжеский престол в различных источниках трактуется либо как 1304, либо 1305 год. Это связано с тем, что умерший в 1304 году Великий князь владимирский Андрей Александрович завещал великое княжение Михаилу, но московский князь Юрий Данилович также претендовал на владимирский престол. Для разрешения спора Михаил и Юрий поехали на суд к золотоордынскому хану. В результате ханскую грамоту в 1305 получил Михаил и, приехав во Владимир, был произведён митрополитом на престол Великого княжения.

В переписке между Михаилом и константинопольским патриархом Нифонтом I (состоявшейся в 1310—1314 годах), использовано обращение великий князь всея Руси — на настоящий момент, это первое известное использование такого обращения в адрес правителей Руси. Предполагается, что титул «всея Руси» был принят в 1305 году, по аналогии с именованием православных иерархов.

Борьба с Москвой

Лицевой летописный свод: сцена поругания и убийства князя

После смерти великого князя Андрея Александровича (1304) развернулась борьба между Михаилом Ярославичем Тверским, получившим ярлык на великое княжение владимирское, и Юрием Даниловичем Московским. Борьба происходила за уделы (Переславль-Залесский в 1305, Кострома в 1305 и 1317, Городец и Нижний Новгород в 1311—1312), за влияние в Новгороде (Михаил организовывал продовольственную блокаду в Торжке в 1312, а также предпринял безрезультатный поход на сам Новгород в 1314 году). За союз с церковью (по смерти митрополита Максима в 1305 году митрополитом стал галицкий иерарх Пётр, а не тверской — Геронтий). Михаил дважды ходил на Москву (1305 и 1308), но не смог её взять. Единожды тверичи разбили москвичей и татар (1317, Бортеневская битва) и единожды стояли с ними по двум берегам Волги (под Костромой, 1317). Единожды тверичи разбили новгородцев (под Торжком, 1314) и дважды стояли с ними по двум берегам Волги (под Тверью в 1314 и 1317).

Гибель

Вскоре после Бортеневской битвы Кончака, жена московского князя Юрия Даниловича (сестра Узбека), умерла в тверском плену, а тверской посол был убит в Москве. Оба князя поехали в Орду, но Михаил приехал к хану позже своего соперника, и к этому моменту Юрий успел настроить Узбека против тверского князя. Состоялся ханский суд, после которого князя заключили в колодки. Через месяц, после долгих мучений и пыток, Михаил Тверской был убит людьми Юрия Даниловича и Кавгадыя. Гроб с телом князя был перевезён в Тверь только спустя год, после заключения договора между Юрием и сыном Михаила Ярославича Александром. Князь Михаил Тверской был похоронен в Спасо-Преображенском соборе на берегу Волги (собор снесён в советское время).

Две чумы

Дело уничтожения рода тверских князей, начатое татарами и московскими князьями, было с энтузиазмом продолжено чумой. В 1364-65 годах на Руси свирепствовала моровая язва, унесшая представителей многих княжеских родов: московского, ростовского, суздальского. Но больше других потери понесли именно тверские правители. За несколько месяцев умерли Семен Константинович, Всеволод, Андрей и Владимир Александровичи.

Другая волна чумы по Тверскому княжеству прокатилась через полвека. За один 1425 год здесь сменилось три поколения правителей: поочерёдно умерли князья Иван Михайлович, Александр Иванович и Юрий Александрович, дед, отец и сын соответственно.

Подлая клевета Юрия Даниловича

В 1317 году Московский князь, объединив силы с татарским ханом Кавгадыем, напал на Тверь. Войско Михаила Ярославича одержало победу, взяло в плен Кавгадыя и Кончаку. Последняя была женой Юрия Даниловича, а также сестрой хана Узбека. Михаил даровал пленникам свободу, но через некоторое время Кончака скончалась. Юрий распустил слух, что ее отравили. В этом серьезном преступлении он обвинил Тверского князя.

В том же году Михаил Ярославич был вызван в Орду. Хан сначала относился к нему доброжелательно, но потом все же предъявил обвинения в отравлении своей сестры. Оправданий Узбек выслушивать не желал. Ярославич стойко выносил все унижения и мучения. На шею ему наложили тяжелую колодку, руки сковали цепью. Предвидя скорую гибель, князь неустанно читал псалмы.

Узбек оттягивал вынесение приговора. Но Московский князь отчаянно желал смерти Михаила. 22 ноября 1318 года Юрий Данилович вместе с Кавгадыем подъехали к кибитке, в которой находился Ярославич. Один из княжеских воинов убил Тверского князя ударом ножа в сердце. Все имущество Михаила было разграблено. Его тело Юрий приказал отправить в Маджары. Простые люди хотели внести покойного в церковь, но бояре не позволили уважить Великого правителя.

Страдалец за народ

Готовясь к смерти, князь написал завещание, распределив между сыновьями города своего княжества, и простился с ними. Неправеден был суд в Орде. Судьи выставили против князя обвинения: «Ты был горд и не покорялся хану, срамил его посла и бился с ним; побил многих татар и не давал хану дани; собирался с казною бежать к немцам; посылал казну папе; уморил жену князя Юрия». Злорадный Кавгадый не только был судьей, но и обвинителем и лживым свидетелем против Тверского князя: он отвергал все оправдания Михаила, возводил ложные обвинения на доблестного князя и оправдал своих сторонников. После разбирательства пристрастные судьи донесли хану, что Михаил Ярослави виновен и заслуживает смерти.

Так тверской князь остался один в руках безбожных. Одно лишь утешение было у него — это молитва, и страстотерпец, не питая злобы на своих врагов, стал воспевать богодухновенные псалмы. На другой день татары возложили на шею святого тяжелую колоду, чтобы увеличить мучения блаженного.

В то время хан двинулся на охоту к берегам Терека. По обычаю, его должна была сопровождать вся Орда. Повлекли также и Михаила. Тягостно было это передвижение для страдальца. На его шее лежала тяжелая колода; каждую ночь в ту же самую колоду заключали и руки тверского князя. Одно лишь утешало его: к нему были допущены игумен, священники и сын его Константин.

Библиотека Русской веры. Лицевой летописный свод →

Читать онлайн в оригинале 

Кавгадый и теперь не оставлял узника, но только старался увеличивать его страдания. С целью надругаться над Михаилом, он велел вывести его на торг, где было много народа. Здесь он приказал поставить князя на колени перед собой и насмехался над ним. Сбежалась толпа зевак и с любопытством  смотрела на того, кто сидел прежде на великокняжеском престоле в чести и славе, а ныне в оковах переносил поругание. Целых двадцать шесть дней томился страдалец. Не раз слуги предлагали ему: «Господин наш, великий князь, уже готовы у нас для тебя проводники и кони. Беги в горы, спаси себе жизнь». Но великий князь твердо отвечал им:

5 декабря, в день своего отшествия ко Господу, рано утром  Михаил Ярославич велел совершить заутреню и Божественную литургию

С сердечным вниманием, обливаясь слезами, слушал князь Божественную службу, исповедался и приобщился святых Христовых Таин. Он готовился к смерти, потому что той ночью видел сон, извещавший его о кончине

После литургии князь простился с духовенством, которое было с ним. Потом он позвал к себе сына, князя Константина. Михаил дал ему последнее наставление о том, как надо держать ему православную веру, почитать храмы Божии, проявлять милосердие к людям. Вдруг в шатер вбежал княжеский отрок и испуганным голосом сказал: «Государь, идут Кавгадый и Юрий со множеством народа и прямо к твоему шатру». Тогда страдалец кротко заметил: «Знаю, зачем они идут, — убить меня». Затем он отослал сына своего Константина .

Кавгадый и князь московский остановились на торгу, недалеко от шатра тверского князя, и сошли с коней. Отсюда они послали убийц к князю. «Как дикие звери, убийцы вскочили в шатер. Схватив князя за колоду, убийцы ударили его о стену, так что стена шатра проломилась. Князь поднялся было на ноги. Тогда лютые убийцы всей толпой набросились на него, топтали ногами, немилосердно били; потом один из них, кстати, русский житель Москвы, по прозвищу Романцев, выхватив нож, поразил им князя в бок и повернул несколько раз нож в ране, наконец, вырезал сердце. Так предал в руки Господа святую душу свою страдалец Христов. Толпа татар и русских, бывших в Орде, набросилась на палатку убитого князя и разграбила ее. Увидев обнаженное тело князя, Кавгадый с укором сказал князю Юрию Даниловичу: «Разве он не старший тебе брат, все равно как отец? Что же тело его лежит без покрова, брошенное на поругание всем? Возьми его и вези в свою землю, погреби его, по вашему обычаю».

Смерть князя Михаила Тверского в Орде. Гравюра Б. Чорикова

Князь Юрий велел своим слугам прикрыть обнаженное тело святого, и один из них покрыл его своей верхней одеждой. Потом князь Юрий приказал положить тело на большую доску, а доску поднять на повозку и крепко привязать.

Тропарь, глас 8.

Возвысивыи ум свой к Богу, и жития со ангелы возжелел еси. Тленную славу земную оставил еси блаженне. Положил еси душу свою за люди своя. Восприял еси венец противу трудов своих, богомудре Михаиле. Моли Христа Бога, о чтущих любовию святую память твою.

Кондак, глас 2.

Вышних ища, и земную славу презрев. И церковь Божию обагрил еси своею кровию, за ню же пострадал еси святе Михаиле. Заколение неправедное приим веселяся. Со ангелы предстоя моли за вся ны.

Библиотека Русской верыКанон святому благоверному князю Михаилу →

Читать онлайн в оригинале

Грозные очи

Сын Михаила Ярославича Дмитрий полностью оправдывает данное ему прозвище «Грозные Очи». Согласно летописям, в первый самостоятельный поход он отправился в возрасте… 12 лет. Целью Дмитрия был Нижний Новгород. Кто знает, устоял бы город против юного князя, если бы во Владимире его не отговорил от войны митрополит Пётр.

Следующий поход Дмитрия состоялся через три года и тоже оказался бескровным: тверское войско во главе с пятнадцатилетним князем, постояв на берегах Волги против новгородского войска, вынудило противника принять свои требования.

Превосходя всех соперников, в том числе и московских князей, в личных качествах, Дмитрий имел все шансы продолжить дело возвышения Твери, начатое его отцом, но в дело снова вмешались татары. Хан Узбек, убивший отца Дмитрия, теперь расправился с 26-летним сыном.

Князь Ярослав Васильевич Оболенский 1410-1415 (?) — 1487 г.

1472 год Принц Псковский. Встреча в Пскове Византийской царевны Софьи.

«Князь Ярослав Оболенский был призван в Псков за год до основания Псково-Печерского монастыря, в 1472 году. Его призвали вольные жители Пскова княжить от Руси в государстве Псковском….И этот 1472 год, в котором Ярослав Оболенский стал Принцем Псковским, хорошо известен истории России. В этом году византийская царевна Софья — будущая жена Ивана III «восходила на русский престол» именно через «Дом Божией Матери» — Псков. Потомственная царевна из византийского рода, крестившего княгиню Ольгу, со всей очевидностью, достоверно знала о Пскове и о роде славянской княгини Ольги то, что потом тщательно скрывали Романовы и не только они».

1473 год. Освещение Успенской Церкви Псково-Печерского монастыря и его основание

«…дата основания Псково — Печерской лавры — 28 августа 1473 года, когда при псковском князе Ярославе Оболенском освещалась Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы Псково-Печерского монастыря. И было это в День Успения Богородицы — 28 августа».

1480-1481 год

«Князь Ярослав Оболенский Стрига поставил последнюю «точку» в его отношениях с Ливонским Орденом крестоносцев, Магистр которого был изгнан им из его резиденции — Венденского Замка во время победоносного Ливонского похода Ярославова Оболенского во главе 20-ти тысячного войска. Произошло это через 7 лет после того, как в 1474 году, князь Ярослав Оболенский и Магистр Ордена заключили 30 летний мирный договор, неоднократно затем нарушенный Магистром»

1487 год, Псков, последнее упоминание

Примечание 2: Если Моисей Ярославов и (либо он же) Алексей Ярославов его дети, то год рождения должен быть не позднее 1400 г.

«Около 1463 -1468 — наместник в Ярославле. Фактически Оболенский — Стрига создал на ярославских землях новую систему служилого землевладения, тесно связанную с великим князем, разрушая тем самым старую, традиционную удельно — вотчинную систему землевладения ярославских князей, их бояр и детей боярских. Ярославские князья быстро превратились из суверенных удельных государей в бояр и воевод великого князя Московского» («Оболенский — Стрига Иван Васильевич»)

Территория

Княжество находилось на волжском торговом пути, связывающем Каспий с Балтикой. Примечательно, что в начале XI века муромский князь Глеб Владимирович, спеша к своему больному отцу в Киев, в 1015 году, предпочёл путь не прямой (через земли свободолюбивых вятичей), а окольный, но пролегающий по людной местности — вверх по реке Волге до реки Тьмы и оттуда на юг через Смоленск.

С севера к княжеству примыкали земли Великого Новгорода с городом Торжок и Бежецкая пятина, которые не раз захватывались тверичами; с запада — Смоленское княжество (город Ржев принадлежал Твери недолго); с юга и востока — владения Переяславля, Москвы и Ростова. Приблизительно Тверское княжество занимало площадь в 300 вёрст длиной и от 60 до 100 вёрст шириной, всего около 25 тысяч кв. вёрст.

Кроме Твери, в пределах княжества было много городов; из них более значительные, имевшие своих удельных князей, — Кашин, Микулин, Зубцов, Кснятин, Телятьев городок, Холм, Дорогобуж, Чернятин, Белый Городок и Клин. Кашин был самым сильным уделом, иногда спорившим из-за первенства с самою Тверью; князья Холмские и Микулинские также имели значение, но далеко не такое, как Кашинские, вследствие чего наравне с остальными носили название «меньшая, молодшая братия».

Моисей Ярославов 1415-1418 (?)

1436 год, Ростов Великий

«С.В

Стрельников обратил мое внимание на упоминаемого в источнике XV в. некоего Моисея Ярославова

Речь идет о духовной Дионисия Глушицкого, также известного постриженика Спасо-Каменного монастыря. Духовная была явлена ростовскому епископу Ефрему 11 января 1436 года; при «явке» присутствовали бояре ростовского владыки — старец Федор Ростовцев и Ярославов. Родство этого последнего с ярославцами Ярославовыми весьма вероятно. Может быть, Моисей и есть отец Паисия? Хронологически это вполне возможно. Впрочем, возможно и другая точка зрения… Запись с упоминанием Моисея повреждена, публикатор грамоты И.А.Голубцов не был уверен в правильности чтения этого имени и поместил его в квадратные скобки (но не объяснил, почему)…» (К.В. Баранов «Заметки о происхождении Паисия (Ярославова)»).

Примечание: с учетом того, что Запись с упоминанием Моисея повреждена и даты первых упоминаний совпадают, Ярославов, возможно, Алексей Ярославов, он же Алексей Ярославич. Или Паисий Ярославов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector