Спасо-каменный монастырь (вологодская область, усть-кубинский район, остров каменный): история и современность

Каменный остров

Длина острова составляет всего 160 метров, ширина — 82 метра. Каменный остров находится в Кубинском озере. В первые годы своего существования обитель находилась под покровительством Белозерских. Уже в тринадцатом веке наступил расцвет монастыря — слава о нем довольно быстро распространялась. Многие сподвижники принимали здесь пострижение. Во времена Дмитрия Донского Спасо-Каменная обитель стала известна и в Москве. На остров приезжали князья в надежде, что молитва на территории этого монастыря принесет им победу в очередном сражении.

Стоит сделать некоторое отступление и рассказать вкратце о местности, где расположен остров. На протяжении нескольких веков на Русском севере было немало величественных храмов. Но монастырь на Каменном острове занимал особое, почетное место. Князья вкладывали немалые средства в его развитие. Во времена Петра I транспортное значение Русского севера ослабло. Долгое время этот регион находился в некоторой консервации. Интерес к нему возродился только в двадцатом столетии, благодаря произведениям русского зодчества.

Как монастырь-пустынь утопающих спасал

Прошло 36 лет, прежде чем по ходатайству окрестных жителей вышло повеление монастырь восстановить, братию и имущество в него перевести, угодья вернуть, а именовать его Белавинской Спасопреображенской пустынью.

Во время Отечественной войны 1812 года на Каменном острове укрылись от нашествия французов сорок иноков московских монастырей. Три года они прожили здесь и успели за это время немало. Например, перестроили настоятельский и братский корпус, устроили прекрасный иконостас в теплой Успенской церкви.

В 1876 году на острове устроили спасательную станцию. Монахи вместе с матросами помогали терпящим бедствие людям и зимой, и летом, и днем, и ночью. Во время туманов и метелей монастырь сигналил заблудившимся боем специального именного колокола весом около пяти тонн. На крыше братско-настоятельского корпуса установили маяк — мощную керосиновую лампу под специальным стеклянным колпаком. Свет маяка был виден в хорошую погоду за 20 верст, а в плохую — за 4 версты. Руководил работой станции настоятель — архимандрит Павел. Он лично принимал участие в спасательных работах и был награжден за спасение утопающих серебряной медалью и орденом святой Анны 3-й степени.

В обители несколько раз бывал и служил святой Иоанн Кронштадский.

В 1892 году по ходатайству настоятеля монастыря и прошению жителей окрестных сел и деревень Синод разрешил перевезти мощи преподобного Иосафа в обитель и вернуть монастырю прежнее имя — Спасо-Каменный.

6

Колония для несовершеннолетних

Всего за несколько лет на территории монастыря располагался в разное время и клуб, и детское учреждение, и хлебозавод, и склады. Были мысли организовать в бывших молитвенных помещениях и колонию для малолетних преступников. Но беспризорники — народ свободолюбивый. Пробыв здесь несколько месяцев, они разбежались. Как им удалось покинуть Каменный остров, неизвестно.

В 1937 году монастырь, который несколько столетий подряд являлся крупным культурно-религиозным центром, был полностью разрушен. Его взорвали. Но не потому, что постройки напоминали о несправедливых «поповских временах», а потому, что для строительства нового Дома культуры требовался кирпич, которого раздобыть больше было негде.

Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь на о. Каменный Епархиальные монастыри РПЦ

Новооснованная обитель, названная Спасо-Каменною, с самого начала своего существования стала под особое покровительство князей Белозерских и быстро достигла процветания, как по своей иноческой жизни, сиявшее святостью многих подвижников, принимавших здесь пострижение, так и в отношении своего материального благосостояния. Со времени князя Димитрия Донского обитель становится известной и великим князьям московским. В XV веке в Спасо-Каменном монастыре подвизались Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский . Время его расцвета связано с именем Дионисия Святогорца (XIV в.), который ввел в монастыре устав Святой Горы Афон. К XVII в. в обители помимо храмов было шесть небольших каменных зданий.

В 1481 году ростовскими мастерами был возведён каменный собор о двух главах — первая каменная постройка Русского Севера. Позднее теми же мастерами были выстроены сохранившиеся соборы Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей.

После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт. И это запустение продолжалось 26 лет.

В 1801 году, по повелению императора Павла I, обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с имуществом.

Восстановленная обитель снова быстро стала развиваться .

В 1892 году по указу Святейшего Синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного. Настоятели обители носили сан архимандрита.

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. После закрытия в 1925 году древнейший храм Русского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. На его месте высится груда щебня.

В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В войну на острове был организован пункт по приёму и переработке рыбы. До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века. Несмотря на разрушение Спасского собора, монастырь всё ещё числится среди памятников архитектуры XV—XVII веков, так как сохранилась Успенская церковь «иже под колоколы» 1540-х гг. постройки.

C 1991 года силами энтузиастов велись работы по восстановлению Спасо-Каменного монастыря. Впоследствии средства выделялись уже из федерального бюджета.

В 2006 году на Каменном острове, указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко), было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».

В 2010 г., к 750-летнему юбилею монастыря, завершилось восстановление колокольни, во втором ярусе которой устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. По дну Кубенского озера от берега к острову проложен силовой электрический кабель. На данный момент закончено восстановление трапезной части комплекса, продолжаются работы по воссозданию братского корпуса, включающего кельи насельников, трапезную, кухню и кладовые. На территории подворья действует монастырская гостиница, где в одном из залов западного крыла устроен музей обители.

Богослужения в храме совершаются ежедневно, Божественная литургия — по воскресным и праздничным дням

6 октября 2021 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

На заседании в связи с прошением Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия члены Священного Синода постановили открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь на острове Каменный в Кубенском озере Усть-Кубинского района Вологодской области и назначить на должность игумена этого монастыря игумена Дионисия (Воздвиженского).

Как монастырь заглох

После революции монастырь постигла участь большинства российских обителей. В 1925 году его закрыли. В конце 30-х годов попытались взорвать Преображенский собор, но стены были настолько плотно и качественно сложены, что взрыв лишь разрушил крышу и верхние стены — нижняя их часть сохранилась. Успенской колокольне повезло больше: ее сохранили как маяк.

С 1945 по 1960 гостиницу, колокольню и погреба — всё, что осталось от монастырских построек — забрал себе рыбзавод. В 1970 году в гостинице вновь приключился пожар, и жизнь в древнем монастыре заглохла окончательно. Каменный остров с кирпичными руинами стал прибежищем рыбаков и туристов, колокольня пришла в аварийное состояние.

7

Легенды о монастыре

Прибывающие на остров в первую очередь видят табличку, которая расказывает о правилах монастыря. Здесь также изложена краткая история обители. К слову сказать, версия, приведенная выше, возможно, является легендой. Ведь существует еще одна история, посвящённая основанию монастыря.

Новгородский воевода, пересекая озеро, увидел на берегу язычников. Он долго беседовал с ними: пытался обратить в христианскую веру. Но все попытки оказались тщетными. На обратном пути воевода решил действовать более радикальными методами. Он сошел на берег и, недолго думая, разрушил языческое капище. На его месте поставил крест, где чуть позже и был построен монастырь. Язычники почему-то не вернулись и крест не уничтожили. Их словно след простыл. Первая версия, пожалуй, внушает больше доверия.

Ещё одна легенда гласит о том, что на остров когда-то прибыл Василий III с женой. У князя не было детей, оставалось лишь молиться Богу, что он и делал в одном из самых прославленных в ту пору монастырей. Не очень удачная легенда, потому как получается, что благодаря обители на свет появился один из самых жестоких русских правителей.

В январе до обители можно добраться по льду. Весной же он тает, создаются проблемы для построек, расположенных на берегу. В конце XIX века здесь произошел небывалый случай. Огромный камень весом 500 пудов был выброшен волнами на крышу кельи. Монахи с трудом сбросили его на землю. Посетители уверяют, что эта глыба и по сей день находится среди разрушенных построек. В 1915 году от непогоды пострадала и башенка маяка. Находилась она, кстати, в том самом месте, куда когда-то был заброшен валун.

Закрытие комплекса

Летом 1870 г. обитель князь Алексей, когда совершал путешествие из Северной столицы в Архангельск. Пробыв здесь недолго, он сделал щедрое пожертвование на благоустройство. Через 15 лет на Каменном острове с позволения епархии разрешили учредить спасательную станцию. Здесь установили маяк, отличавшийся большой мощностью. Его свет замечали за 20 верст, а в плохую погоду ориентиром для моряков и путешественников служил звон особого колокола. Команда спасателей вместе с несколькими монахами рисковала своими жизнями, когда люди попадали в опасное положение на воде. Руководство в этом деле взял на себя архимандрит Павел.

  • В 1892 г. жители близлежащих поселков и настоятель обители ходатайствовали перед Синодом о перенесении чудотворных мощей святителя Иоасафа на территорию комплекса.

    Историческое фото Спасо-Каменного монастыря начале ХХ века

  • Летом 1925 г. на Каменный остров прибыла комиссия, рассмотревшая вопрос о закрытии. Она определила ценность всей церковной утвари, которая переходила во владение городского музея. В этот период здесь уже не было древней литературы, старинных и дорогих предметов богослужений.
  • В комплексе все еще оставалось девять иноков, троих из них признали избегающими военной службы. Вскоре появился указ, где было объявлено об официальном закрытии комплекса. Братские кельи и настоятельские покои передали в управление отделу, занимающемуся изоляцией беспризорных детей. Через некоторое время после создания колонии на острове произошел пожар. Пламя уничтожило жилые помещения. Древние здания превратились в руины, никто не занимался реставрацией. Каменный остров сделался пристанищем для охотников и рыболовов.
  • В 30-х гг. власти взорвали Преображенский храм, колокольню оставили в качестве маяка. В послевоенный период до 1960 г. уцелевшие строения использовались рыболовным заводом. В 1970 г. сгорела монастырская гостиница, являвшаяся единственным зданием, пригодным для жилья. В итоге, Каменный остров перестали охранять, здесь нередко находили спасение моряки, попавшие в шторм. Центральный собор монастыря и трапезная совсем обветшали и стали руинами, сквозь которые пробивалась трава, на пороге обрушения находилась и колокольня.

Интересно! Отец Дионисий, единственный насельник монастыря на сегодняшний день, отметил, что главная трудность жития в подобных условиях — внешнее служение. Он вспоминает: благочестивые предки создали великолепные монастырские комплексы, которые превосходят наши мирские потребности. Для их восстановления необходимо затрачивать колоссальные усилия и средства, поэтому служителям церкви так важна финансовая и трудовая помощь со стороны мирян. Отец Дионисий заключил, что для духовного прогресса и преуспеяния в изучении Божественного Слова нужно пребывать в нищете.

От пожара до пожара

В 1657 году на Каменном острове произошел второй страшный пожар. Вновь погибли в огне древние храмы и были отстроены каменные. И все же вторая половина XVII века считается временем расцвета обители.

По описи 1670 года на острове располагались три каменных храма. На колокольне было десять колоколов. Великолепный Спасо-Преображенский собор украшало полторы сотни икон с золочеными серебряными окладами, многие — с драгоценными камнями и жемчугом. В ризнице хранились напрестольные Евангелия, украшенные бархатом и серебром, священнические облачения, вышитые жемчугом. На острове, кроме настоятеля, жили 93 человека, из них — 27 монахов, остальные — слуги и рабочие. В вотчине монастыря было семь сел, четыре сельца и девяносто восемь деревень. Кроме того, обитель имела в Вологде два подворья, в Тотьме — две соляные варницы.

О степени значимости монастыря свидетельствовало архимандритское настоятельство (то есть настоятель должен был иметь сан архимандрита), которое существовало здесь с 1545 года. В списке привилегированных монастырей XVII века (Вологодской степени) Спасо-Каменный стоял первым.

Как многие северные монастыри, Спасо-Каменный был местом ссылки и заточения опальных церковных деятелей. Здесь отбывал ссылку один из виднейших деятелей старообрядчества, раскольник Иван Неронов, полоцкий епископ Арсений Шишка, вице-президент Синода Георгий Дашков. За крамольные стихи под надзор настоятеля определили вологодского священника Василия Сиротина.

В июле 1774 года, после третьего страшного пожара, в котором серьезно пострадали древние каменные храмы, сгорели берегоукрепительные сооружения и стоявшие на нем кельи, Святейший Синод предписал «погоревший Спасокаменный третьеклассный монастырь упразднить, а бывших в нем настоятеля и монашествующих, также ризницу и церковную утварь перевесть в Вологодский Святодуховский монастырь, которому и именоваться тем званием, каким упраздненный монастырь в штатах 1764 года напечатан…»

5

Упадок и возрождение

Во второй половине XV столетия на обитель обрушился шторм, а также пожар, уничтоживший все деревянные постройки на территории. Многие иноки погибли в волнующихся водах озерах, спасаясь от грандиозного пламени. Восстановление началось через несколько лет после катастрофы.


Богослужение в Спасо-Каменном храме

  • Первый каменный собор воздвигли в 1481 г., его освятили в честь праздника Преображения Господня. Строение украсили белым камнем, привезенным из карьеров Тверской губернии. Кирпичи для храма изготавливали вручную, работами занимались зодчие из Ростова.
  • В 1528 г. Спасскую обитель навестил князь Василий III и его супругой. Здесь супружеская чета молилась о рождении здорового отпрыска. Правитель выделил инокам финансовое пожертвование на сооружение теплой церкви. Храм построили уже после кончины князя, освятили Божий дом в честь Успения Богородицы. Помимо церквей на территории монастырского комплекса находилось шесть небольших зданий из камня. Вдоль островного берега было сооружено деревянное укрепление с кельями над ним. Это предохраняло от разрушения льдинами и половодьями.
  • Василий III отправлял в Спасскую обитель людей, ведших опальную деятельность против духовной жизни в Отечестве. В XVI столетии здесь отбывали заключение епископ Варсонофий и митрополит Варлаам.
  • Крайняя точка расцвета монастыря пришлась на период с 1650 по 1700 год. В обители жило 94 человека, меньше трети из них — иноки, остальные — рабочие. Община владела десятью селами и почти сотней деревень, двумя подворьями и двумя соляными варницами. Проживающий в обители люд имел особые торговые льготы.
  • На острове находилось три каменных церкви. Интерьер главного (Преображенского) собора отличался пышностью и множественностью чудотворных образов, украшенных золотом и драгоценностями. Колокольня славилась десятью колоколами, в церковной ризнице хранились декорированные бархатом и серебром древние Евангелия, богатые облачения, библиотечных архив насчитывал более 350 древних экземпляров.

Значительную роль в становлении монастыря сыграл преподобный Дионисий Грек. В летописи о первых годах обители сказано, что святитель принял постриг на горе Афон в Греции. Его назначили настоятелем комплекса в середине весны 1389 г., по просьбе самих монахов и согласия князя Д. Донского. Дионисий распорядился установить среди братии общежительный устав, бравший пример с традиций Святого Афона. Он снабдил иноков книгами и иконами, часть которых привезли из Константинополя. В 1418 г. преподобный получил сан епископа, от которого он изначально отказывался.

Спустя девять лет Дионисий принял смерть, его тело погребли в Успенском храме Ростова.

Спасательная станция…

В XVI-XVII веках монастырь жил и развивался за счет обширных земельных владений, торговал рыбой, имел собственные соляные варницы в Тотьме. Братии было под сто человек. Обитель прирастала каменными постройками, в том числе храмами: Успенская церковь-колокольня, выстроенная в середине XVI века, сейчас полностью отреставрирована и радует глаз красотой форм и свежей краской, а слух — переливом колоколов.

Проблемы у Спасо-Каменного начались в XVIII веке: секуляризация лишила его большей части земель. Екатерина II определила монастырь в низший, третий класс с числом монашествующих не более двадцати. Остальное доделала стихия. Пожары — бич Спасо-Каменного, но если в прошлом после них отстраивались лучше прежнего, то после катастрофического пожара 1774 года скудная монастырская казна уже не потянула масштабных восстановительных работ. В 1775 году обитель была упразднена, братия переведена в Вологду.

Восстановили монастырь по ходатайству вологжан и кадниковцев в 1801 году, указом Павла I. Правда, название теперь было другое: Белавинская Спасо-Преображенская пустынь. Титанический труд братии мало-помалу приносил зримые плоды. Ко второй половине XIX века остров Каменный вновь стал местом активного паломничества.

А еще в это время здесь возникла спасательная станция, первая в Вологодской губернии! Заведование ею взял на себя игумен Павел (Попов), три десятилетия управлявший островным монастырем. На крыше братского корпуса надстроили маяк с керосиновой лампой большой мощности, дававшей свет за двадцать верст. В плохую видимость свет маяка дополнял звук колокола. Станция Императорского Российского Общества спасения на водах включала четырех гребцов под руководством атамана, плюс сами монахи — на помощь терпящим бедствие безотлагательно выходил на воду и настоятель. За спасение чужих жизней, сопряженное с риском для своей, отец Павел получил светские награды.

10 ноября 1892 года стало радостным днем в истории монастыря: Синод разрешил вернуть из Вологды мощи самого почитаемого на Каменном святого — Иоасафа. Тем же указом самой обители возвращалось ее историческое название.

Советская власть

Наступил XX век со своими треволнениями и опасным духом свободы. Монастырь тем временем приобретал все большее культурно-религиозное влияние. До революции здесь находилось около тридцати монахинь и более 150 послушниц. Они были изгнаны из стен обители в 1917 году. Приходского священника расстреляли представители новой власти.

В 1920 году монастырь закрыли. Но спустя несколько месяцев работникам городского исполкома пришла в голову мысль использовать помещение упраздненной обители в более практичных целях. Здесь разместили военкомат и земельное управление. В здании церкви открылись сельскохозяйственные курсы.

Остров Спас Каменный

Географическое положение. Остров Спас-Каменный находится в Кубенском озере Вологодского края.

Краткая история. Вся история и этого маленького, Богом хранимого, островка посреди озера, и учрежденного на нем в XIII веке монастыря неразрывно связана с противостоянием природе. Даже сама обитель возникла здесь благодаря шторму, в который попал Белозерский князь Глеб Василькович. Остров стал для князя спасением. В исполнение обета он основал на Спас-Каменном в 1260 году, как гласит предание, первый на Вологодчине монастырь. А в XV веке в этом монастыре, который занимает особое место в истории каменного зодчества Русского Севера, был возведен и самый первый в крае храм из камня — в честь Преображения Господня. С того времени начинается история борьбы со стихиями, окружавшими обитель. Островные монахи более других были изолированы от мира с его соблазнами и пороками. Этому способствовало не только географическое положение острова, но и строгий, как на знаменитом Афоне, устав Спас-Каменного монастыря — женщинам путь на остров был закрыт. В Средние века Спас-Каменный был не только духовным, но и хозяйственным центром региона. У монастыря было 7 сел, 4 сельца, 98 деревень, два подворья в Вологде и две соляные варницы в Тотьме. Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые, правда, по осени разбежались. В 1937 году ради кирпича, который нужен был для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Остальные постройки закрытого монастыря, приспособленные для хозяйственных нужд, со временем ветшали и разрушались. В войну на острове организовали пункт по приему и переработке рыбы. До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В наши дни монастырь хоть и медленно, но возрождается.

Достопримечательности. Спасо-Преображенский монастырь.

Города и стоянки

А АбалакАзовАлинские пескиАристовоАрхангельскАстраханьАхтубаАхтубинск Б БалаковоБахтаБелозерскБеломорскБерезникиБерёзовоБирскБолгарБорокБрейтовоБрин-Наволок В ВалаамВеликий УстюгВерхняя ТоймаВесьегонскВилковоВинновкаВитимВолгоградВолгодонскВолжскийВолжский УтесВологдаВолокославиноВороговоВытеграВятские поляны Г ГорицыГородец Д ДаппарайДивеевоДмитровДнепропетровскДубнаДубовкаДудинкаДюртюли
Е ЕйскЕлабугаЕнисейскЕрмаково Ж Жиганск З Запорожье И ИгаркаИльевкаИрма Й Йошкар-Ола
К КазаньКалач-на-ДонуКалязинКамышинКаневКасимовКашинКиевКижиКимрыКинешмаКирилловКировКозловкаКозьмодемьянскКоломнаКонаковоКоневецКонстантиновоКонстантиновскКостромаКотласКрасноборскКрасноярскКременчугКузиноКюсюр Л ЛевшиноЛенскЛенские СтолбыЛенские ЩекиЛесосибирскЛодейное Поле М МакарьевоМамадышМандрогиМариинский ПосадМартыновоМедвежьегорскМоскваМуромМышкин Н Набережные ЧелныНадвоицыНерехтаНесебрНижнекамскНижний НовгородНикольскоеНовая ЛадогаНовгород ВеликийНовороссийскНорильск О ОдессаОлекминскОмскОстров Спас КаменныйОстрова Кораблик и Барочка
П ПавловоПеллотсариПермьПетрозаводскПлесПовенецПодтесовоПошехонье Р РомановскаяРостов-на-ДонуРыбинскРыбрекаРязань С СамараСанкт-ПетербургСарапулСаратовСвирьстройСвияжскСевастопольСеверодвинскСенгилейСергеевкаСерпуховСиктяхСоветскСоликамскСоловецкие островаСортавалаСосенкиСосновецСоттинцыСочиСтамбулСтарая ЛадогаСтарочеркасскаяСтокгольмСургутСызрань Т ТаганрогТверьТетюшиТиксиТобольскТольяттиТотьмаТульчаТуруханскТутаевТюмень У УгличУльяновскУржумУсовкаУсть-КачкаУсть-ПеченьгаУстье ВологодскоеУстье-КубенскоеУфа
Х Ханты-МансийскХвалынскХвойный БорХельсинкиХерсонХохловка Ц Цимлянск Ч ЧайковскийЧебоксарыЧереповецЧистопольЧкаловск Ш ШекснаШиряевоШлиссельбург Ю ЮриноЮрьевец
Я ЯдринЯкутскЯлтаЯрославльЯрцево

XIX век

Ситуацию исправил Павел 1 — сын Екатерины, убитый в 1802 году. Вопреки общепринятому мнению, правление этого императора не основывалось исключительно на самодурстве и странных причудах. Да, он ввел цензуру, превратил дворцы своей матери в конюшни, а его реформы были довольно жесткими. Но что-то хорошее всё же он для культуры России сделал. Например, приказал восстановить несколько монастырей, в том числе и тот, что находится в Усть-Кубинском районе Вологодской области.

Правда, спустя более чем сто лет в России появились очередные варвары, разрушавшие всё, что внушало им страх и опасения. Но это уже случилось значительно позже. А в девятнадцатом столетии монастырь развивался, снова приобретал религиозное значение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector