Тихвинский введенский монастырь

Сооружения монастыря

Собор Тихвинской иконы Божией Матери

Каменный храм Тихвинской иконы Божией матери выполнен по проекту архитектора Аникина в 1886 г. Кубовидный храм крестово-купольной конструкции имеет три высоких апсиды. Это монументальное пятиглавое здание, принадлежащее русско-византийскому архитектурному стилю. Об этом говорят разбивка стен на прясла, восьмигранные барабаны и прочие элементы. Удлиненные полукруглые трехчастные окна храма – влияние архитектурных традиций классицизма.

Облик собора довольно эклектичен, что было присуще церковной русской архитектуре конца XIX в. Церковь имеет три престола: Всех Святых, Вознесения Господня и центральный чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери.

Церковь священномученика Харлампия

Однопрестольный деревянный храм св. Харлампия выстроен в 2001 г. к приезду в Цивильск предстоятеля РПЦ. Проект выполнен по сохранившимся рисункам бывшего на этом месте старинного здания. Церковь представляет собой прямоугольное в плане строение с апсидой и четырехъярусной колокольней под шатровой крышей.

Часовня

На монастырской территории при входе слева от врат есть часовня под маленьким резным куполом. Когда и во имя какого святого она была освящена, неизвестно. Вместе со стеной и вратами она составляет цельный архитектурный ансамбль.

Настоятельский корпус

Дом игуменьи на территории монастыря является примечательным памятником русского (московского) барокко. Это каменный дом с мезонином на подклети, богато декорированный тесаным кирпичом. Он выполнен в духе древнерусских палат. По верхней части фасада идут пояса: в три ряда поребрики и в один — городки. По углам – декоративные лопатки.

Святые врата

Монастырь обнесен кирпичной стеной с массивными круглыми башнями по углам. Святые врата с кирпичным узорочьем и изящным куполом ведут прямо к западному фасаду — величественному порталу храма Тихвинской иконы Божьей Матери, украшенному изящным ризалитом.

Настоятельницы

  • Евпраксия — 1608 г.
  • (Дария (Колтовская), царица-инокиня — предположительно)
  • Агафия (упом. 1613 и в духовной грамоте Дарии (Колтовской), датированной 31 марта 1626)
  • Еврония — 1632 г.
  • Евраиса — 1656 г.
  • Платонида (княжна Гагарина), племянница Игуменьи Дарии — 1642
  • Платонида — 1669 г.
  • Измарагда — 1675 г.
  • Марфа — определена в мае 1675 г. и уволена на покой 16 августа того же года
  • Таисия — 1677 г.
  • Евдоксия — 1678 г.
  • Параскева — 1686 г.
  • Евдоксия — 1691 г. (вторично)
  • Юлиания — 1692 г.
  • Еврония — 1696 г.
  • Евдоксия — 1700 г.
  • Капитолина — 1703 г.
  • Еврония — 1705 г. (вторично)
  • Ольга — 1722 г.
  • Дорофея — 1738 г.
  • Александра — 1743 г.
  • Ельпидифора — уволена на покой 12 марта 1761 г.
  • Нимфодора — переведена из Сыркова монастыря (1761); уволена на покой
  • Наталия — переведена из Десятинского монастыря; в 1780 г. уволена на покой
  • Мария († 1805)
  • Таисия (Чертова) (1805—1823) из дворян, бывшая казначея этого монастыря
  • Августа (Свешникова) (1823 — 21 февраля 1858) из Новгородского Зверина монастыря
  • Серафима (Тимковская) (1858—1876) из дворян
  • Рафаила (Варнот) (14 октября 1876 — 18 ноября 1900) из дворян
  • Аполлинария (Владыкина) (1901 — 14 мая 1918)
  • Иоанникия (Кожевникова) (1918—1929) канонизирована в 2002 году
  • Тавифа (Фёдорова) (c 25 декабря 2009)

Описание и месторасположение

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь — таково его полное название, как уже известно, предназначен для мужчин. Он создан архиепископом Новгородским Пименом в 1560 году, как указано было ему царём Иваном Грозным.

Примите к сведению: главной святыней, находящейся в стенах обители, называют Тихвинскую Икону Божьей Матери Одигитрии. Именно затем, чтобы помолиться ей, приезжают сюда паломники.

Здесь находятся Успенский собор, Покровская Церковь, Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери «Крылечко», звонница и келейные корпуса, в которых живут монахи. Настоятель — игумен и священноархимандрит Мстислав.

Местонахождение обители — Ленинградская область, в живописном городке Тихвин, названном так потому, что стоит на реке Тихвинке.

Мы уверены, что Вам будет также интересна статья о Свято-Варсонофиевском монастыре в Покровских Селищах.

История монастыря

Основание монастыря

Введенский женский монастырь считается «сестрой» Тихвинского Богородичного Успенского монастыря, с которым был основан одновременно, по указу Ивана Грозного от 11 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом.

«Введенский монастырь всегда имеет неразрывное — духовное отношение с Большим Тихвинским монастырём, составляет с ним как бы одну обитель. Крестные ходы, совершаемые в обители в храмовый праздник введения и на Светлой неделе в Четверг, всегда бывают с иконой Тихвинскою и честными крестами из большого монастыря. Посещение Высочайших Особ Царствующего дома, Архипастырей и других важных лиц после большого монастыря, также бывают и для Введенской обители».

Досинодальный период

История монастыря становится известной с начала ХVII века, когда сюда в 1604 году переселились из Горицкого Воскресенского монастыряинокиня-царица Дария — четвёртая супруга Ивана Грозного, и две её племянницы — княжны Леонида и Александра Григорьевны Гагарины.

Игуменья Дария «местно почиталась в тихвинском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы монастыре».

Во время польско-шведской интервенции Введенский монастырь подвергся разорению со стороны литовцев и шведов: по сравнению с Успенским монастырём он был слабо укреплён, что позволило шведским войскам под предводительством Якоба Делагарди в ходе Тихвинской осады занять обитель, расположить здесь свой штаб и, уходя, сжечь все деревянные постройки (14 сентября 1613 года). По преданию, во время нападений неприятельских войск инокиня-царица Дарья со своими сподвижницами «скрывались в глуши непроходимых болот, а по прекращении бедствий, собирались для богослужения и молитвы в полуразрушенную обитель». По другому рассказу, после пожара и до Столбовского мира монахини проживали в землянке на небольшом озере в шести верстах от обители, названном в память о тех событиях «Царицыным». Однако никаких прямых документальных или археологических подтверждений этому нет.

Макариев-Решемский женский монастырь

Адрес

: Ивановская обл., Кинешемский р-н, с. Решма, ул. Волжская, 10

Макариев-Решемский монастырь — православный женский монастырь в Ивановской области. Основан в конце ХIV века самим преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Окончательно закрыт в 1927 г., возвращен Церкви в 1994 году.

В настоящее время в обители подвизаются шесть монахинь, две инокини и три насельницы.

Духовник монастыря – иерей Владимир Смирнов. Монастырь очень нуждается в помощи и поддержке, так как не имеет прочных средств к существованию. Территория ограждена временной оградой; дома, служащие жильем для сестер, находятся вне территории монастыря, в разных местах села, и недостаточны для размещения вновь прибывающих насельниц.

Как доехать

Вид на Священнический корпус и юго-западную башня с монастырской территории

Монастырь расположен в центре Иваново, на ул. Базисная, 23.

Его территория находится в 1 км от железнодорожного вокзала – в одной остановке общественного транспорта.

На автомобиле. По трассе М7 из столицы до Иваново можно доехать за 4,5-5 часов (290 км). От южной окраины города до монастыря дорога занимает около 15 минут и проходит по улицам Лежневская, Бубнова, Садовая и Шереметьевскому проспекту.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Иваново поезд доходит за 7 часов. Железнодорожный вокзал расположен в центральной части Иваново. Кроме того, от Центрального автовокзала Москвы у станции метро «Щелковская» до Иваново за 6 часов можно добраться на прямых или транзитных рейсовых автобусах. Автовокзал в Иваново расположен в южной части города и удален от железнодорожного вокзала на 6,5 км. По городу до монастыря ходят автобусы № 12, 14, 15/4, 20, 32, 120, 129, троллейбусы № 2, 6, 9, 11 и маршрутные автобусы № 18, 129, 135, 144 (остановка «Свято-Введенский монастырь»). От железнодорожного вокзала до обители за 15 минут можно дойти пешком или подъехать на такси.

Рейтинг достопримечательности:

Рейтинг 5.00

← ИВАНОВО ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →

Здания и сооружения монастыря

  • Храм Введения Богородицы с приделами Святителя Николая и Преподобного Кирилла Белозерского (1645 год)
  • Надвратный храм с колокольней (1645 год) святых великомученицы Екатерины и мученицы Царицы Августы. (Перестройка и реконструкция 1834—1836 гг.) архитектор И. И. Шарлемань. В начале ХХ века, колокольня содержала 9 колоколов, самый большой весил 2,5 тонны, второй по величине (1280 кг) отлит в 1652 году
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, трапезный храм, (1645 год), архитектор П. Баранов
  • Игуменский корпус
  • Монашеский корпус («Леушинский»)
  • Жилые дома (2 деревянных и 1 каменный)

История Введенской церкви

В 1900 году прошел сход крестьян Ушаково и Яма, и они приняли решение построить в посадской части города новый храм. Участок под церковь был выделен по распоряжению графа Сергея Дмитриевича Шереметьева, а средства для нее решено было собирать при помощи частных пожертвований. За сбор денег взялись строительная комиссия из крестьян, управляющий вотчинной конторой Шереметьевых К.Ф. Кнорре, а также Павел Никанорович Дербенев — городской голова тогдашнего Иваново-Вознесенска.

Свято-Веденский монастырь в городской застройке

Дербенев принадлежал к богатому роду владельцев текстильной промышленности, и его дед – Тимофей Васильевич организовал первую ткацкую мастерскую еще в 30-е годы XIX века. Стараниями семьи Дербеневых к началу XX века их мануфактурное производство в Иваново-Вознесенске сильно выросло, и на текстильных фабриках работали почти 6,5 тыс. человек. Кроме городского головы, честь спонсирования строительства принадлежит местным фабрикантам И.К. Маракушеву, Н.Г. и Н.Х. Бурылиным, И.А. Соколову, М.Н. Гарелину и П.И. Витовой. Деньги для храма давали также городские служащие, работники мануфактур и анонимные жертвователи.

Общий вид Свято-Веденского монастыря

Проект новой церкви выполнил Петр Густавович Беген — губернский архитектор, который построил много зданий в Владимирской губернии и в самом Иваново-Вознесенске.

Наконец, в 1901 году прошла торжественная закладка храма, и начались строительные работы, непосредственное руководство которыми поручили архитектору Алексею Федоровичу Снурилову.

Спустя шесть лет храм освятили. На деньги, пожертвованные промышленниками Бурылиными, в художественной мастерской А.И. Шорохова для новой церкви вырезали красивый трехярусный иконостас. А с юга-запада от основного здания поставили деревянную колокольню.

Вид Свято-Веденского монастыря с Шереметевского проспекта

В церкви обустроили три придела. Центральный посвятили Введению во Храм Божией Матери, а боковые – Святителю Николаю и великомученику Феодору Тирону. Новый храм получился очень красивым, и особенно впечатлял его пол, который покрывала разноцветная метлахская плитка. Из церковной летописи известно, что первым священником храма стал Михаил Степанович Кохомский.

Введенская церковь стояла на небогатой, рабочей окраине города, и у его приходской общины постоянно возникали проблемы со средствами. Из-за недостатка финансов храм не стали расписывать, а богослужебную утварь и необходимые стройматериалы прихожане приобретали в кредит.

Вид Свято-Веденского монастыря с улицы Спартака

В 1914 году община получила разрешение церковных властей и стала искать средства, чтобы построить каменную колокольню. Спустя два года штатный архитектор епархии Л.М. Шерер создал ее проект. Однако, власти сочли, что место выбрано неудачно, и колокольню так и не построили.

В 1918 году во Введенской церкви побывал патриарх Тихон (Беллавин) и провел здесь службу. К середине 30-х годов прошлого века власти передали отделениям обновленческой церкви сначала один из пределов, а потом и весь храм целиком. Но в 1938 году церковь закрыли, а ее внутреннее убранство и иконы были разграблены.

Вид на монастырскую колокольню на фоне церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы

В середине Великой Отечественной войны по инициативе горожан предпринимались попытки возобновить богослужения, но это так и не было сделано. Более 50 лет храм, как культовое здание, бездействовал и использовался для областного государственного архива. Церковные службы стали проводится здесь только с 1990 года.

Пожертвования

Братия собирает пожертвования на нужды обители, на которые затем и существует, а также содержится и реставрируется Успенский храм. На сайте есть подраздел «Благотворительность», здесь указано всё то, что требуется братии для того, чтобы восстановить в былом величии Тихвинский монастырь. Здесь вы сможете найти банковские реквизиты, на которые можно перечислить деньги.

Обратите внимание: есть нужда не только в денежных пожертвованиях. Братия также примет в дар различное оборудование, продукты питания и топливо

В этом разделе также указаны контакты эконома монастыря, по которым вы сможете с ним связаться, чтобы сделать какие-то уточнения или договориться о передаче вещей, если вдруг решите что-то пожертвовать.

Николо-Шартомский мужской монастырь во Введенье

Архитектор

1817: Маричелли Г. — строительство по собств. проекту (ограда)

Адрес

: Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Введенье

Точное время основания монастыря не установлено, существует несколько легенд. По одной из них название своё обитель получила от реки, называвшейся прежде Шартома (Шахма), вливающейся недалеко от монастыря в реку Молохту. При слиянии этой с рекой Тезой и расположен монастырь. Согласно другому преданию, во второй половине XII века беглый холоп князя Юрия Долгорукого Никола Шартом со своими товарищами Федосом, Сидором и другими обосновались на берегу безымянной речки, которую и назвали Шартомой, вскоре построили монастырь, а основатель стал первым игуменом. В духовной грамоте нижегородской удельной княгини Марии приводится предание будто бы обитель была построена в честь найденной на берегу Шартомы иконы Николая Чудотворца ещё до княжения великого князя Московского Василия Тёмного.

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. История

В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV-XVI вв., ее появление в новгородской земле относится к 1383 году. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки. Икона семь раз являлась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти в Имоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. На месте последнего явления иконы в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой. Древность иконы подчеркивали ее связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой еще при земной жизни Богоматери.

С середины XVI века чудотворную Тихвинскую икону Богоматери стали отождествлять либо со Влахернской Одигитрией, из Влахернского храма в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками чудесно перенеслась в 1383 год на берега реки Тихвинки, за 70 лет до падения Восточной Римской империи, либо с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лидского образа, сделанного патриархом Германом в начале VIII века. Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. Особую роль в слиянии упомянутых образов Одигитрии имел факт появления иконы на реке Тихвинке. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году и взятия Константинополя турками, явление иконы «на Тихвине» стало восприниматься как оставление святыней утративших благочестие Рима и второго Рима (Константинополя), ради пребывания в новом уделе Богородицы — Святой Руси, ставшей третьим Римом. В 1507-1515 годах в Тихвине по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор. С этого времени чудотворная икона стала именоваться Тихвинской. В XVI веке Тихвин становится известным местом для паломников. В 1527 году храм посещает Василий III, а в 1547 году, накануне Казанского похода и всего за несколько дней до венчания на царство — Иоанн IV, который основывает здесь в 1560 году Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г.О. Чириковым. После закрытия Успенского мужского монастыря в 1920-х годах икона была экспонатом местного краеведческого музея. До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена немцами из собора и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии. Там она находилась два года, где ее как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Потом икона попала весной 1944 года в Ригу, Либаву, Яблонец-над-Нисоу, американскую зону оккупации Германии. В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится. В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящен. В 2004 году икона была торжественно возвращена на ее историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.  

Тихвинский Введенский женский монастырь

Основан по указу Ивана Грозного в 1560  году на правом берегу реки Тихвинки. Руководил строительными работами новгородский мастер Фёдор Дмитриевич Сырков.

В конце XVI века в Тихвин приехала четвёртая жена Ивана Грозного Анна Алексеевна Колтовская, постриженная в монахини в Горицах под именем Дарьи. Дарья стала настоятельницей Введенского монастыря, что обусловило его быстрое развитие: правительство выделило в собственность обители земли и деревни с крестьянами. Появление Дарьи повысило статус Тихвина, власти мужского монастыря и местные дворяне очень ценили новое знакомство с бывшей царицей.

В 1613 году в ходе боевых действий на территории Тихвина монастырь был сожжён. После изгнания интервентов монахини вернулись и под руководством Дарьи восстановили обитель. Скончалась царица Дарья в 1626 году и была погребена во Введенском соборе монастыря.

27 марта 1844 году во Введенском соборе крещён  Н. А. Римский-Корсаков — известный русский композитор.

В 1861 году в монастырь поступила выпускница Павловского института Мария Солопова, известная как игуменья Таисия Леушинская, духовная дочь святого Иоанна Кронштадского.

Мария Лохвицкая — поэтесса, известная под именем Мирра Лохвицкая венчалась во Введенском монастыре 23 августа 1892 года с Евгением Жибером.

В 1920-е года монастырь был закрыт, его последняя настоятельница – игуменья Иоанникия (Кожевникова) была репрессирована в 1937 году, и ныне причислена к лику святых.

В годы Великой Отечественной войны на территории монастыря размещался один из госпиталей. В послевоенные годы на территории обители располагались учебные заведения и склады. Комплекс монастыря постепенно разрушался. В конце 1980-х годов был подготовлен проект комплексной реставрации обители.

Сегодня в монастырском ансамбле сохранились: Введенский собор (постройки 1620 года), трапезная с теплой церковью Рождества  Богородицы (постройки 1645 года), надвратная церковь Святой великомученицы Екатерины и мученицы Августы (постройки 1834-1836 годов, архитектор И. И. Шарлемань), настоятельский и сестринский корпуса, участки кирпичной стены ХIХ века.

В 1998 году во дворе монастыря со стороны алтаря Введенского собора установлен поклонный крест. С 2005 года на многих зданиях архитектурного ансамбля ведутся восстановительные работы под руководством настоятельницы обители – игуменьи Тавифы.

Посмотреть на интерактивной карте

Непримиримая борьба за храм

В 1988 году попытки вернуть храм возобновились. По благословению отца Амвросия были собраны двадцать человек верующих — именно такое условие было выставлено Советами для открытия церкви. Осенью того же года Совет по делам религии наконец-то дал свой положительный ответ в виде документа, разрешающего зарегистрировать общину.

Однако победа достигнута была лишь на бумаге. Следующие два года церковная община с благословения владыки Амвросия настойчиво вела борьбу за Красную церковь. Верующие писали в разные инстанции, сам владыка обращался к представителям власти, но ответа не последовало.

Кульминацией этих событий стала весна 1989 года. 17 марта предполагалось проведение митинга за Красную церковь. Власти отказали, а 21 числа недалеко от неё, возле кинотеатра «Современник», расположились четыре представительницы церковной общины, которые объявили голодовку в пользу открытия храма. Через сутки они были насильно перевезены на территорию Красной церкви. Голодовка продолжалась десять дней. Все это время женщинам угрожали расправой, находились люди, которые плевали в них, власти угрожали через газеты отцу Амвросию и его последователям, организовывались акции протеста против требований верующих с лозунгами, призывающими прекратить голодовку.

История обители

История общины насчитывает 457 лет со дня его основания по указу Иоанна Грозного 11 февраля в 1560-ом году. Главной святыней обители стала икона Тихвинской Божьей Матери, заступницы и путеводительницы земли русской. Лавра является не только святыней для всех православных людей и источником силы духа для всего русского народа. Когда-то служила оборонительным рубежом защиты от захватчиков.

Тихвинская обитель, находясь на северо-западе Руси, служила ещё и дозорным пунктом во время Ливонской войны, которую вёл Иван Грозный. Осаждали крепость и шведы в 1613 году, однако, благодаря храбрости тех, кто его защищал, так и не смогли взять неприступные стены. Пережил монастырь и страшные времена Смуты в начале 17-го века.

20 век был особенно тяжёлым для общины. Когда произошла революция, большевики монастырь разграбили, все ценности вынесли, обитель закрыли. Во время Великой Отечественной войны она стала ареной, где Красная армия вела жестокий бой с немецкими захватчиками.

В 1945 году состоялась передача церкви Тихвинской Божьей Матери «Крылечко» для богослужений русскому православному сообществу. Этот храм стал единственной действующей церковью на территории двух районов: Тихвинского и Бокситогорского. А в 1995 монастырь передали в полное владение Русской Православной Церкви, Успенский собор восстановили.

Введенская церковь в Иваново

Церковь в честь введения Богородицы во храм составляет основную часть Свято-Введенского женского монастыря. Эта церковь является памятников архитектуры. Построена она была на средства главы города по проекту русского архитектора немецкого происхождения Петра Бегена.

Из-за цвета здания за этой церковью закрепилось название «Красная церковь». Изначально в храме располагалось три престола, которые были посвящены Введению Богородицы, Святому Николаю Чудотворцу и Великомученику Феодору Тирону.

Знаменательно, что именно в Введенском храме в Иваново в 1918 году служил первый после восстановление патриаршества в России Патриарх Московский и всея России Тихон.

Введенский женский монастырь

Однако позже этом храм постигла та же участь, что и многие церкви при советской власти: в 1935 году храм был передан государству, кресты с церкви сняли, убранство храма и иконы были разграблены, а прихожане перестали его посещать. Долгие годы в храме располагался Областной государственный архив.

Первая попытка вернуть храму прежнее назначение была сделана в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году верующие собирали подписи и писали письма с просьбами открыть храм вновь. Однако власти своего мнения не поменяли.

Храм удалось вернуть только в 1990 году. Это состоялось после того, как 4 женщины из православной общины объявили голодовку, продолжавшуюся 16 дней. Под напором общественности Введенский храм был передан Русской Православной церкви. Вскоре при храме образовалась небольшая община, а из нее и возникла на месте прежнего партийного архива женская обитель. В 1991 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II учредил указ о создании Свято-Введенского женского монастыря.

Введенский женский монастырь

После возвращения храма верующим прихожане и благотворители отреставрировали Введенскую церковь, а рядом с храмом возвели несколько двухэтажных зданий, колокольню со звонницей, которые теперь являются единым архитектурным ансамблем.

Строительство храма не завершено и по сей день. В его архитектуре в основном угадываются восточные настроения.

Алексей Ванин

Как добраться

Проезд:

С Ладожского вокзала утром до 10.00 и во второй половине дня с 13.00 можно купить билеты на поезд дальнего следования, проходящий через Тихвин. Билет на плацкартное место. Ехать 3,5 часа. От вокзала в Тихвине до монастыря можно дойти пешком минут 20 (спросить направление к большому Успенскому монастырю и пройти немного дальше его через речку до ул. Зайцева, д. 8). Так же можно доехать на такси или, возможно, автобус по городу от вокзала.

С автобусного вокзала с Обводного канала и реже от ст. Девяткино на рейсовом междугороднем автобусе до Тихвина. Ехать часа 4, если не будет заторов на трассе.

Как проехать в Свято-Троицкий женский скит в деревне Сенно: по Вологодской трассе поворот на 122 километре направо, 4 км и Вы — в Сенно.

Адрес:

187500, Ленинградская область, Тихвинский район, город Тихвин, улица Зайцева, 8.

Телефон:

8 (81367) 58-671

Введенский монастырь: что рядом?

Введенский монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова ~ 0,3 км

Тихвинский Успенский монастырь ~ 0,7 км

Мемориальный комплекс и Музей «Астрача, 1941» ~ 8,6 км

Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь ~ 13,0 км

Свято-Троицкий скит Успенского Тихвинского монастыря ~ 26,6 км

Бокситогорский центр истории и культуры родного края ~ 27,3 км

Пикалевский краеведческий музей ~ 39,8 км

Музей истории Пикалевского глиноземного завода ~ 40,5 км

История монастыря

На юго-востоке современного Иваново с начала XVIII века находился Успенский погост. В 1815 году монахи из Покровской обители с разрешения архимандрита Ксенофонта перенесли на это старое кладбище деревянный храм. И спустя пять лет при старой церкви соорудили колокольню, проект которой, выполненный в традициях зрелого классицизма, подготовил губернский архитектор Евграф Яковлевич Петров.

Однако шло время, и деревянная церковь старела и разрушалась. Поэтому Е.Я. Петров создал проект нового кирпичного храма.

Спонсорами дорогого каменного строительства выступили иваново-вознесенские промышленники – Николай Степанович Шодчин и Косьма Иванович Бутримов. Масштабные строительные работы растянулись на 9 лет. Достраивали здание уже на деньги Антона Николаевича Шодчина. Кладбищенская церковь была окончательно готова к осени 1843 года, и освящал ее архимандрит Поликарп.

Фасады храма декорировали в духе классицизма, и из старой деревянной церкви сюда перенесли несколько древних икон. Интересно, что для всех иконописных образов благотворители заказали оклады, сделанные из кованого серебра с позолотой. В 70-80-е годы XIX века к храму пристроили трапезное помещение и соединили его со зданием колокольни.

В начале 20-х годов прошлого века молодое советское государство проводило массовые изъятия дорогой церковной утвари из православных храмов. Успенская церковь не стала исключением, и из нее вывезли 288 кг серебряных изделий, многие из которых имели большую историческую и художественную ценность. Позже, в 1924 году ивановские власти описали личные вещи церковного старосты Николая Терентьевича Щапова и обвинили его в укрытии ценностей от реквизиции. Под этим предлогом договор аренды с православной общиной не продлили, а культовое здание передали местному отделению обновленцев, так называемой «Живой церкви».

На этом черная полоса в истории храма не закончилась. В 1933 году, когда советское государство активно боролось с религией, Успенскую церковь закрыли, а старый погост сравняли с землей. При этом надгробные плиты использовали для изготовления дорожных бордюров. На бывшей кладбищенской земле Меланжевый комбинат разбил свой парк культуры и отдыха и построил на бывших могилах танцплощадку, читальню и летний кинотеатр под говорящим названием «Балаган». Хотя место было отдано под массовые развлечения, горожане помнили его историю и стали именовать парк культуры «парком живых и мертвых».

С 1933 года в церкви и даже в ее алтаре сделали общежитие, в котором проживало порядка 180 человек (49 семей). За последующие несколько десятков лет храм продолжал разрушаться, а его внутреннее убранство полностью уничтожили. И хотя основной объем культового здания сохранился неплохо, в середине прошлого века церковные главы и боковые портики полностью снесли. А от прихрамовой колокольни оставили только нижний ярус и обустроили в этом помещении душевую. С 1950 года перестроенное здание церкви использовалось Ивгорэлетросетью — предприятием, обслуживающим электрические коммуникации Иваново.

Вид на церковь Николая и Александры, царственных страстотерпцев Успенского монастыря

Успенская церковь была одной из семи в Иваново, уцелевших в годы советской власти. И он стал последним из старых храмов, которые государство вернуло верующим. В 1992 году инициативная группа христиан зарегистрировала Успенский приход, а спустя три года здесь возобновили богослужения.

По указу ивановского архиепископа церковь вначале получила статус храма при монашеской общине. Потом весной 1998 года после проведенной реставрации распоряжением Патриарха Алексия была открыта Успенская мужская обитель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector