Свято-введенский женский монастырь в иваново
Содержание:
- История постройки
- Расписание Богослужений
- История обители
- Расписание богослужений в Ильинском храме в Иваново
- Святыни и престольные праздники
- Введенская церковь в Иваново
- Интересные факты про храм
- Деятельность прихода
- Храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском
- История церкви
- Важнейшие действия при совершении таинства Крещения
- История
- Архитектурные особенности и внутренне убранство храма
- Современность
- Советское время
История постройки
За много лет своего существования церковь в Малом Предтеченском переулке пережила множество испытаний, но несмотря ни на что её двери всегда оставались открыты для верующих людей.
Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, Москва
Деревянный храм
В конце XVII века район реки Пресня начинает активно заселяться людьми, работающими на промышленных производствах. В 1685 году здесь был основан храм, посвящённый святому Иоанну Крестителю. Выбор небесного покровителя был неслучайным и объяснялся следующими причинами:
- Необходимость подавать жителям столичной окраины пример благочестия и настоять их в христианской Вере.
- Желание искоренить из жизни прихожан купальские забавы — остатки языческого праздника в честь бога Купалы, который в древние времена проводили на месте впадения реки Пресня в Москву-реку.
- Замена в сознании обывателей разгульного образа Купалы, например, подвижнической жизни пророка Иоанна Предтечи.
О внешнем виде первой постройки, стоящей на месте современной колокольни, сведений не сохранилось. Но доподлинно известно, что в честь освящения ей подарили 3 иконы:
- Рождество святого Иоанна Предтечи, которая является храмовым образом;
- лик Иисуса Христа;
- образ Божьей Матери Рудненская.
Подарок занял почётное место в главном иконостасе новой церкви. Все три образа в неизменном виде сохранились до наших дней.
Интересно! Храмовый образ уникален наличием подписи автора — Ефима Иванова, который создал эту икону специально для нового храма в 1686 году.
Каменная церковь: начало строительства
Шло время. Приход пресненской церкви рос, и появилась необходимость её расширения и реконструкции, так как деревянная постройка заметно обветшала. Получение разрешения на постройку нового каменного здания совпало с царским запретом на каменное строительство, который распространялся на все русские земли и призван был обеспечить быструю постройку новой российской столицы — Санкт-Петербурга.
Поэтому едва начавшееся возведение здания пришлось прекратить и продолжить только в 1728 году. Его строительство и отделка завершились к зиме 1736 года. Оно было освящено в день Рождества Христова этого года.
Внутреннее убранство храма Иоанна Предтечи на Пресне
Церковь, построенная в первой половине XVIII века, представляла собой простое квадратное здание с четырехскатной крышей. Она была увенчана небольшим световым барабаном с луковичной главой. Фасады здания прорезали два ряда окон, украшенных фигурными наличниками. С запада к церкви примыкала небольшая деревянная колокольня.
Интересно! Постройку XVII века разобрали только после освящения нового здания. Это позволило не прерывать деятельность прихода и проведение богослужений на время затянувшейся стройки.
Появление современного храма
Здание церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне оформилось в современном виде в XIX веке. Этот процесс делится на следующие периоды:
- Строительство каменной колокольни. В 1804 году сгорела колокольня, примыкающая к новой часовне. На её смену построили высокое трехъярусное строение из камня. Первый прямоугольный ярус имеет большой арочный проём, используемый в качестве входа на колокольню, а позднее в храм. Следующий невысокий прямоугольный уровень служит основанием для звонницы в форме ротонды. Звонница украшена декоративными полуколоннами с коринфскими капителями. Новую колокольню возвели на границе церковного участка, выходящей на Малый Предтеченский переулок. Таким образом, основное здание и новую постройку разделяло значительное расстояние. Существует мнение, что проект их соединения трапезной залой существовал изначально .
- Этот проект осуществили во второй четверти XIX века. Основные работы велись архитектором Фёдором Шестаковым, проект которого органично объединил колокольню, выполненную в стиле позднего классицизма, и основную часть, возведённую в традициях московской храмовой архитектуры XVII века. В трапезной части в 1843 году освятили придел во имя Софии, Премудрости Божией.
- Ещё с XVIII века клир церкви проводил активную социальную и духовно-просветительскую деятельность. В 1893 года через дорогу от неё построили здание, на двух этажах которого разместились богадельня и церковно-приходская школа.
- В 1894 году трапезную часть расширили за счёт пристроек к её западной половине и колокольне. В процессе этой перестройки реконструировали иконостасы обоих приделов.
- В конце XIX века в храме появилось одно из главных его сокровищ — росписи стен и сводов, автором которых является известный художник В. М. Васнецов.
Роспись купола в храме Иоанна Предтечи на Пресне
Таким образом, к началу XX века сложилась современная архитектурная композиция церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
Расписание Богослужений
Богослужения в храме Сретения Господня совершаются:
Начало утренней службы (Божественная Литургия) с понедельника по субботу — 8:00.
Начало утренней службы (Божественная Литургия) в воскресенье — 8:30
Начало вечерней службы (ежедневно) — 17:00.
Храм открыт для паломников и прихожан ежедневно с 8:00 утра до 18:30 вечера.
При храме открыта купель с тёплыми раздевалками, в надкладезной часовне организована раздача воды.
Перед службой в храме можно подать записки о здравии и упокоении. Лучше постараться выбрать 10 — 15 имён тех, кто прежде всего нуждается в вашей молитве. Простые записки подаются в церковную лавку. На добровольное пожертвование во храме можно заказать сорокоуст — молитвенное поминовение человека в течение сорока дней.
Для совершения таинств крещения, венчания, отпевания и других треб лучше обратиться также к настоятелю. После совершения таинства венчания возможна организация в трапезной праздничного банкета, который заказывается заранее в иконной лавке.
Вы можете подать поминовение на сорок дней (сорокоуст), или на более продолжительный срок — на полгода или же на год. Еженедельно по воскресным дням совершаются заказные молебны.
Расписание богослужений на 7 дней
Расписание обновляется каждую неделю!
6 июня Воскресенье |
Неделя 6‑я по Пасхе, о слепом. Глас 5‑й. Блж. Ксении Петербургской. Прп. Симеона столпника на Дивной горе. Прп. Никиты, столпника Переяславского. |
8:30 Часы. Божественная Литургия. Крестный ход. 17:00 Вечернее полиелейное Богослужение с чтением Акафиста Воскресению. |
7 июня Понедельник |
Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. |
8:00 Часы. Божественная Литургия. 17:00 Вечернее Богослужение. |
8 июня Вторник |
Ап. от 70-ти Карпа. Вмч. Георгия Нового, Болгарского. Обретение мощей прп. Макария Калязинского. |
8:00 Часы. Божественная Литургия. 17:00 Вечернее Богослужение по пасхальному чину. |
9 июня Среда |
Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Прав. Иоанна Русского, исповедника. Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского. Прп. Ферапонта Белоезерского, Можайского. Обретение мощей прп. Нила Столобенского. Прп. Ферапонта Монзенского. Перенесение мощей свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы. |
8:00 Часы. Божественная Литургия. Крестный ход. 17:00 Всенощное бдение. |
10 июня Четверг |
Вознесение Господне. Прп. Никиты исп., еп. Халкидонского. Свт. Игнатия, еп. Ростовского. Никейской иконы Божией Матери. Свт. Геронтия, митр. Московского. |
8:00 Часы. Божественная Литургия. 17:00 Вечернее Богослужение. |
11 июня Пятница |
Попразднство Вознесения. Прмц. Феодосии девы. Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского. Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского. Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных». Обретение мощей прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского. |
8:00 Часы. Божественная Литургия. 17:00 Вечернее Богослужение. |
12 июня Суббота |
Попразднство Вознесения. Прп. Исаакия исп., игумена обители Далматской. Свт. Филиппа, митр. Московского. |
8:00 Часы. Божественная Литургия. 17:00 Всенощное бдение. |
13 июня Воскресенье |
Неделя 7‑я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Глас 6‑й. Попразднство Вознесения. Мч. Ермея. Ап. Ермия. |
8:30 Часы. Божественная Литургия. 17:00 Вечернее Богослужение с чтением акафиста Спасителю. |
История обители
Ивановская церковь Рождества Иоанна Предтечи, существующая ныне, была построена в начале 20 века, когда после многих лет разорения советской властью, церковь вернули в лоно Московской Епархии. Сегодня этот храм особенно любим многими москвичами и гостями города, которые приходят сюда поклониться и помолиться у храмовых святынь.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском
- Деревянный храм шатрового типа был построен еще в 1667 году в селе Копьево — так ранее именовалось Ивановское. Кстати говоря, название селу и было дано как раз по имени церкви, посвященной Святому Иоанну Предтече. Храм разрастался, и уже к 1700 году за приходом числилось более 10 дворов. В 1801 году появилась необходимость переустройства церкви, так на месте старой деревянной появилась каменная, выстроенная в стиле русский классицизм.
- В 1812 году, во время военных действий через село Ивановское проходили войска Наполеона, в результате чего село было разграблено и пострадало здание церкви.
- Сороковые годы 19 века ознаменовались в истории храма новой перестройкой — началась переделка внутреннего убранства церкви и в частности иконостасов, которые сохранились в этом виде и до наших дней.
- К концу 20 века изменился также и внешний вид колокольни — по обеим ее сторонам появились пристройки.
Важно! Революция 1917 года, отразившись на существовании многих церквей, не затронула Храм Иоанна Предтечи, и потому сюда были перенесены святыни из закрытой церкви в Гиреево. В 20-30-е годы 20 века, когда закрывались многие церкви, в сельском храме в Ивановском продолжались богослужения
Расписание богослужений в Ильинском храме в Иваново
Но молитвы зазвучали здесь не сразу — спустя год, в 1990-ом. Первое богослужение провели 2 января в подвальном помещении здания. Сейчас там находится уже известный вам крестильный храм с престолом Ионна Кронштадтского.
Посетить богослужения в Ильинском храме в Иваново можно два раза в день: в 8:00 и в 17:00. Божественная литургия, которая проводится по утрам, заканчивается панихидой.
По вторникам во время вечерней службы звучит акафист Иоанну Кронштадтскому, по четвергам — Николаю Чудотворцу, а по воскресеньям — пророку Илие.
По субботам верующие могут присоединиться к молебену перед иконой «Неупиваемая чаша», по воскресеньям — проводится освящение воды.
Престольные праздники отмечаются 22 марта — сорока мучеников, 2 августа — пророка Илии, 21 сентября — Пресвятой Богородицы и 2 января — Иоанна Кронштадтского.
Расписание богослужений на официальном сайте Ильинской церкви
Воскресная школа
При храме существует и воскресная школа. Расположена по правую сторону от здания церкви. Занятия рассчитаны на детей от 5 лет. Ребятам рассказывают о православной вере, Евангельских заповедях, знакомят с церковнославянским языком, учат клиросному пению, проводят творческие уроки. Летом при храме работает лагерь.
Основам православной веры учат и взрослых. Существует несколько программ на выбор.
Святыни и престольные праздники
После революции 1917 года в Церковь Иоанна Предтечи была перенесена одна из святынь закрывшейся церкви — Образ Спаса Нерукотворного. Помимо этой иконы в храме находятся такие чтимые святыни как:
- Икона Богоматери «Всех Скорбящих радость»;
- Икона святого Иоанна Предтечи;
- Образ Святителя Василия и частица его святых мощей;
- Икона Божьей Матери «Взыскание погибших».
Патриаршее служение в московском храме Рождества Иоанна Предтечи
Одни из наиболее важных престольных праздников Церкви Иоанна Предтечи связаны с именем этого святого. Так, ежегодно 7 июля в храме проходят праздничные богослужения, посвященные Рождеству Иоанна. Однако в церкви выделяются и еще несколько дат, связанных со Святым именем Иоанна:
- 11 сентября — усечение главы Предтечи;
- 6 октября — зачатие Иоанна Предтечи;
- 20 января — Собор.
Введенская церковь в Иваново
Церковь в честь введения Богородицы во храм составляет основную часть Свято-Введенского женского монастыря. Эта церковь является памятников архитектуры. Построена она была на средства главы города по проекту русского архитектора немецкого происхождения Петра Бегена.
Из-за цвета здания за этой церковью закрепилось название «Красная церковь». Изначально в храме располагалось три престола, которые были посвящены Введению Богородицы, Святому Николаю Чудотворцу и Великомученику Феодору Тирону.
Знаменательно, что именно в Введенском храме в Иваново в 1918 году служил первый после восстановление патриаршества в России Патриарх Московский и всея России Тихон.
Введенский женский монастырь
Однако позже этом храм постигла та же участь, что и многие церкви при советской власти: в 1935 году храм был передан государству, кресты с церкви сняли, убранство храма и иконы были разграблены, а прихожане перестали его посещать. Долгие годы в храме располагался Областной государственный архив.
Первая попытка вернуть храму прежнее назначение была сделана в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году верующие собирали подписи и писали письма с просьбами открыть храм вновь. Однако власти своего мнения не поменяли.
Храм удалось вернуть только в 1990 году. Это состоялось после того, как 4 женщины из православной общины объявили голодовку, продолжавшуюся 16 дней. Под напором общественности Введенский храм был передан Русской Православной церкви. Вскоре при храме образовалась небольшая община, а из нее и возникла на месте прежнего партийного архива женская обитель. В 1991 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II учредил указ о создании Свято-Введенского женского монастыря.
Введенский женский монастырь
После возвращения храма верующим прихожане и благотворители отреставрировали Введенскую церковь, а рядом с храмом возвели несколько двухэтажных зданий, колокольню со звонницей, которые теперь являются единым архитектурным ансамблем.
Строительство храма не завершено и по сей день. В его архитектуре в основном угадываются восточные настроения.
Алексей Ванин
Интересные факты про храм
Росписи стен храма и мозаичные панно принадлежат великому художнику В.М. Васнецову. «Эммануил» на сводах алтаря – его работа. Ее эскизы можно увидеть в Третьяковской галерее.
В церковном Синодике записано имя Васнецова среди тех, кто помогал храму. В1890 г. в его стенах располагалась мастерская художника, и он с учениками вложил свой посильный вклад в его развитие.
Работы Васнецова явились миру в 2007 г., после начала реставрации фресок. Промыв стены, реставраторы обнаружили под слоем красок уникальные росписи
Величайшее открытие привлекло внимание общества, и храм оказался в центре событий. 15 мая 2008 г., в день 160 л
художника в Предтеченской церкви, во главе с настоятелем, епископом Амвросием, была проведена Панихида в его честь.
В 1980 г. здесь прошло заочное отпевание Владимира Высоцкого. Проходящая в стране Олимпиада, не позволила привезти его тело в храм, поэтому было решено организовать заочную процедуру. Никто не знал, был ли Высоцкий крещен.
По некоторым сведениям он был атеистом, не признавал религию и не имел нательного креста, но есть люди из его окружения, которые видели крест на его груди и были уверены в его богобоязненности и набожности. Его отпели в присутствии священников Александра Мещерякова и Бориса Дубовенко.
Деятельность прихода
На сегодняшний день при храме кроме взрослой и детской воскресных школ, где изучаются основы православной культуры, работает также киноклуб, библиотека духовной литературы, дискуссионный клуб катехизических бесед и церковная лавка.
Дети имеют возможность заниматься в вокальном ансамбле «Ивушка», который становится активным участником многих мероприятий, любой церковный праздник без светлой детской песни не обходится.
Участники церковной театральной студии с большим удовольствием при помощи актерского мастерства иллюстрируют евангельские сюжеты, знакомя с ними тех, кто возможно еще никогда не слышал о Боге и самых главных праздниках всех христиан — Рождестве Христове и Светлой Пасхи.
Храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском
Храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском был построен в Измайловской вотчине государя Алексея Михайловича Романова в 1667 г. Изначально это был деревянный шатровый храм с двумя приделами – в честь свт. Василия Великого и вмч. Георгия Победоносца. Иконы для этой церкви писал изограф той поры Сергий Рожков «с товарыщи».
О том деревянном храме бытует легенда, будто, в 1774 г., проезжая по Владимирской дороге во время конвоирования из Симбирска в Москву плененного Емельяна Пугачева, «разбойнику» было дозволено зайти сюда помолиться. Впрочем, документальных сведений об этом не имеется.
В 1801 г. вместо ветхого деревянного здания церкви Рождества Иоанна Крестителя в Ивановском, находившемся в то время на краю усадьбы Кусково (принадлежавшей Шереметевым), был возведен каменный храм в стиле раннего классицизма. Точнее, это была скорее смесь барокко и классицизма. Ротонда на четверике с тосканскими портиками, безусловно, признак классицизма, а вот апсида и трапезная с приделами имеют скорее барочные черты. Да и трехъярусная колокольня с пилястрами больше соответствует стилю барокко. Возможно, причиной подобного смешения стилей стало то, что строился храм не сразу, а в несколько этапов.
Справа виден крестильный храм Василия Великого
В 1812 г. в Москве и ее окрестностях орудовали мародеры, беспощадно грабившие и осквернявшие православные храмы и святыни. Русские их по возможности отлавливали. Об одном из таких случаев свидетельствует генерал-лейтенант князь Голицын. В сентябре он писал фельдмаршалу Кутузову о поимке в районе села Ивановского 11 человек, преимущественно прусаков, воевавших на стороне французов. Неизвестно, правда, успели они осквернить храм или же нет.
В 1842 г. было значительно обновлено внутреннее убранство церкви. Иконостас был перекрашен в цвет «слоновой кости», некоторые детали позолочены, а настенные фрески практически полностью переписаны, изменена была не только композиция, но и цвет.
После революции 1917 г. храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском так и не был закрыт, несмотря на все попытки властей. Последняя из них была предпринята в конце 1940-х якобы по инициативе военнослужащих местной части, которые ходили по домам в попытке собрать подписи в поддержку закрытия церкви. Но тут им не повезло: местные жители отказались принимать участие в подобной акции. В 1937 – 1941 гг. после закрытия храма Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве (Перове), бывшего до начала ХХ в. приписанным к церкви Рождества Иоанна Предтечи, сюда даже был принесен престол.
В 1960 г. село Ивановское стало частью Москвы, дома были снесены, земли застроены «высотками», и один только храм радовал глаз истинно русским колоритом в этой безликой архитектурной массе.
Начало 1990-х стало также и началом реконструкции храма. Его расширили, к колокольне сделали пристройки, стены и кровлю капитально отремонтировали, выстелили гранитом пол. Рядом построили крестильный храм с мраморной купелью, куда перенесли престол Василия Великого, и дом для Воскресной школы, с радостью принимающей и детей, и взрослых.
История церкви
Сегодняшний облик православной святыни — результат совместных усилий верующих, филантропов и духовенства. В 1993 году реставрационные работы оказались как нельзя кстати: с 1935 по 1989 годы храм был закрыт советскими властями и использовался как областной архив. И это при том, что история ивановской церкви неразрывно связана со становлением города.
Имеющиеся сведения отсылают нас к 1838 году. Именно тогда заложили первый камень в основание будущего религиозного сооружения. Средства выделил местный богач Александр Лепетов.
Спустя четыре года церковь построили и освятили в честь древнееврейского пророка Илии. В 1893 году зданию понадобилась реконструкция. Ремонт финансировал внук упомянутого купца. Проект разработал московский архитектор Каминский. Тогда же обновили настенную живопись — фресками занимались мастера Белоусовы из Палеха.
Сохранила история и имя первого священника, который возглавлял христианскую общину. Им был Алексий Покровский. С 1989 года, когда святыня вновь стала церковью, её возглавляет настоятель архимандрит Никандр.
Вид с улицы Лермонтова, Зуйков Евгений
Важнейшие действия при совершении таинства Крещения
Прежде совершения таинства крещения бывает наречение имени, которое дается человеку в честь кого-либо из Святых Православной Церкви. При этом священник троекратно осеняет его крестным знамением и молит Господа быть милостивым к этому человеку и, по присоединении чрез крещение к святой Церкви, сделать его участником вечного блаженства.
Когда же наступит время крещения, священник молит Господа изгнать из этого человека всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его, и сделать его членом Церкви и наследником вечного блаженства; крещаемый же, отрекается от диавола, дает обещание служить не ему, а Христу, и чтением Символа веры подтверждает свою во Христа веру, как Царя и Бога.
Когда же крестят младенца, то отречение от диавола и всех дел его, а равно и Символ веры произносят от его лица восприемники, т. е. крестный отец и крестная мать, которые являются поручителями за веру крещаемого и принимают на себя обязанность научить его вере, когда он придет в возраст, и заботу о том, чтобы он жил по-христиански.
Затем священник молит Господа освятить воду в купели и, отогнав от нее диавола, сделать ее для крещаемого источником новой и святой жизни и при этом трижды делает в воде знамение креста сначала своею рукою, а потом освященным елеем, которым он помазывает также и крещаемого в знак милости Божией к нему.
После этого священник троекратно погружает его в воду, произнося: «крещается раб Божий» (причем упоминает его имя) «во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святаго Духа, аминь». На крещенного возлагаются белая одежда и крест. Белая одежда служит знаком чистоты души после крещения и напоминает ему, чтобы он и впредь сохранял эту чистоту, а крест служит видимым знаком его веры в Иисуса Христа.
Сразу же после этого совершается таинство миропомазания. Священник помазывает крещенного св. миром, делая им знак креста на разных частях тела с произнесением слов «печать (т. е. знак) дара Духа Святого». В это время невидимо подаются крещенному дары Св. Духа при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной.
Чело, или лоб, помазывается миром для освящения ума;
глаза, ноздри, уста, уши — для освящения чувств;
грудь — для освящения сердца;
руки и ноги — для освящения дел и всего поведения.
Троекратное затем хождение священника с новокрещенным и его восприемниками кругом купели есть знак торжества и радости духовной. Возженные свечи в их руках служат знаком духовного просвещения, а крестовидное пострижение волос на голове крещенного делается в знак его посвящения Господу.
История
Современный храм Святой Троицы в Иваново заложен в 2000 году. В основе проекта, разработанного А. В. Пашковым, — образ Троицкого храма в Сергиевом Посаде. Церковь имеет верхний и нижний приделы, в каждом из них регулярно проходят службы. С 2006 года при храме работает воскресная школа.
Но история Троицкого храма началась давным-давно, еще в стенах Покровского мужского монастыря. На юго-востоке города (тогда села) стояла мужская обитель, построенная князьями Черкасскими в память о взятии Казани. Монастырь назвали Покровским, так как великое военное событие произошло в праздник Покрова Божией Матери. В летописях 1632 года встречается первое упоминание о Троицком храме — небольшой деревянной церкви. В XIX веке деревянную церковь разобрали и перенесли на территорию Успенского погоста, а на ее месте возвели кирпичный храм. Новый храм выполнялся по проекту итальянского архитектора Маричелли. Храм был построен в стиле провинциального классицизма и являлся самым интересным архитектурным памятником в Иваново. Несмотря на то, что Троицкий храм был признан памятником архитектуры, советские власти приняли решение снести его, и еще одну религиозную постройку — Покровский собор. В 1931 году они были уничтожены, а на их месте возвели Дворец искусств.
Внутреннее убранство храма, Официальная группа Троицкого храма Иваново вконтакте
Современный храм не похож на своего предшественника из XIX века. Новая церковь выполнена в древнерусском стиле с узкими оконными проемами и одноглавым куполом.
Архитектурные особенности и внутренне убранство храма
Бело-голубая церковь восстановлена по подобию старого храма, однако, имеет некоторые особенности. В современном варианте внутренние своды двухэтажной церкви лишены дополнительных опор. И это позволило сделать храм более просторным. К тому же, новая церковь теперь выше старой. Вновь отстроенная колокольня поднимается на 35 м, что сопоставимо с высотой двенадцатиэтажного жилого дома. Примечательно, что колокола для нее отливали мастера из мужской Николо-Шартомской обители. Территория храма окружена декоративной кирпичной оградой с воротами, восстановленной на старом фундаменте.
Церковная колокольня
Современность
Сегодня церковь на Пресне — одно из самых посещаемых культовых религиозных мест столицы. После падения советского режима духовная жизнь российского общества начала возрождаться очень быстрыми темпами. Иоанновская церковь активно реставрировалась и обновлялась. В 90-е годы провели следующие работы:
- провели капитальный ремонт крыши с заменой перекрытий и кровли;
- обновили позолоту на крестах;
- возобновили работу колокольной звонницы, вернув на неё старые малые и новый большой колокола;
- вернули на свои места иконы, украшающие главный фасад (образы святых Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца);
- отреставрировали иконы в нишах южного и северного фасадов;
- удалили загрязнения со стен и сводов церковных залов.
Советское время
В 1917 году в Ивановском женском монастыре проживало более трехсот насельниц, которые во время Первой мировой войны обшивали бойцов русской армии, а после революции и красноармейцев обмундированием.
Но продолжается это недолго: обитель закрывают в числе самых первых, и уже к середине 1918 года превращают в «Ивановский исправительный дом на Солянке», а сестры сменяются заключенными концлагеря, число которых в 20-е годы достигало четырехсот. Большая часть зданий и территории отдается в ведение МВД. Многие служители и монахини арестованы и сосланы.
Главные церкви продолжали быть действующими как приходские до 1927 года, после чего отбирают и их. В этих зданиях разместились государственный архив и лагерный красный уголок.