Таинства православной церкви

Богословское объяснение

Ex opere operato (или opus operato) — принцип, которым Римская церковь объясняет действие благодати через совершаемые таинства вне зависимости от личных достоинств тайносовершителя, однако в зависимости от его интенции (намерения). При этом в католическом и православном богословии считается, что действие дара благодати зависит от состояния принимающего этот дар; при «недостойном участии» соединение со Христом не происходит, возможно и «причастие в осуждение» (1Кор. , см. тж. преп. Симеон Новый Богослов, слово 33 и 41). Примером такого осуждения является причастие Иуды Искариота: «И после сего куска вошел в него сатана» (Ин. ). По мнению некоторых православных богословов православное понимание преложения Святых даров в Евхаристии не тождественно католическому пресуществлению.

В протестантизме считается, что таинства действуют не объективно, а субъективно — «силой веры». Поэтому человек должен участвовать в них сознательно.[нет в источнике] В лютеранском, реформатском и пресвитерианском, методистском и ряде других вероучений таинства определяются как средства благодати (англ.)русск. (лат. Media gratiae), в которых Слово Божье соединяется с физическим элементом (водой, хлебом и вином) и вместе передаются верующему (поэтому в некоторых протестантских традициях понятие «средства благодати» делится на Слово и Таинства в узком смысле). При этом концепция пресуществления в Евхаристии протестантами, как правило, не разделяется, а между лютеранской и реформатской трактовкой такого соединения существуют значительные богословские различия, исторически ставшие одной из основных причин разделения этих традиций.

Согласно руководителю отдела богословия и катехизации РС ЕХБ М. В. Иванову, обряды и церемонии евангельских христиан-баптистов «трудно назвать таинствами», в то время как М. Я. Жидков в реферате, зачитанном на 41-м съезде ЕХБ, называет Вечерю Господню «таинством воспоминания», а президент ЕАА С. В. Санников настаивает на богословской легитимности этого термина, «символическое» же истолкование, также присутствующее в среде ЕХБ, называет следствием духоборско-молоканского бэкграунда в её традиции. По мнению баптистского богослова К. А. Прохорова, под влиянием православия «символические истолкования „церковных установлений“», отражённые в современном официальном вероисповедании ЕХБ, «негласно подчиняются идее таинства, что делает общую картину экклезиологических взглядов отечественных баптистов более глубокой и нетривиальной». Такое сосуществование разных точек зрения на природу таинств характерно также для англиканства, объединённых церквей (лютеранско-реформатских) и некоторых других протестантских деноминаций.

Понятие об «автоматическом» действии таинств, которые «сами по себе передают благодать и могут даже обеспечить личное спасение», иногда обозначаемое термином «сакраментализм» (в широком смысле, без негативной коннотации, этот термин употребляется для обозначения самого учения о таинствах), может присутствовать в «народном благочестии», но не подтверждается официальными вероучениями основных христианских конфессий, которые подчёркивают, что само по себе механическое участие в таинствах без личной веры и сознательного («достойного») участия не только не приносит плодов, но может вести к осуждению. В связи с этим чинопоследования таинств, как правило, включают напутствия участникам о необходимости достойного участия и молитвы о том, чтобы оно послужило им не в осуждение, а во благо.

Литература

  • Евсевий, архиеп., Беседы о седми спасительных Т. православной кафолической церкви, изд. 5, СПб., 1872.
  • Игнатий, архиеп. О Т. единой, святой, соборной и апостольской церкви, СПб., 1863.
  • Воздвиженский, М., свящ., «О Т. православной церкви», ПО, 1874, январь, февраль.
  • Хрисанф, архим., Характер протестантства и его историческое развитие, СПб., 1871.
  • Катанский, А., Догматическое учение о семи церковных Т. в творениях древнейших отцов и писателей церкви до Оригена включительно, СПб., 1877.
  • Светлаков, А., свящ. (епископ Александр), Изложение учения православной церкви о Церкви, церковной иерархии, благодати и Т., Нижний Новгород, 1878.
  • Макарий, митр. Московский, Православно-догматическое богословие, т. 2, СПб., 1883.
  • Сильвестр, еп., Опыт православного догматического богословия, т. 4, Киев, 1889.
  • Успенский, Е., Обличительное богословие, изд. 2, СПб., 1894.
  • Зайцев, А., Число таинств Церкви:

  • Свенцицкий, Валентин, прот., Диалог пятый. О Таинствах:

Зачем нам Таинства Православной Церкви?

Нельзя подходить к Таинствам как к  формальным ритуалам. «Покрещусь по традиции», «повенчаюсь, чтобы не развестись», «причащу ребенка, чтобы не болел» и так далее. Таинства Православной Церкви — это не наше одолжение Богу. Это средства нашего спасения. Главное в Таинствах — не внешние действия, а духовное содержание.

Принятие Крещения и Миропомазания необходимы для начала новой жизни. Они свидетельствует о стремлении человека служить не греху, а Всемогущему Богу. Чтобы достигнуть Небесного Царства, нужно спасти свою душу, приблизиться к Богу. Принимая крещение, люди усыновляются Богу, восстанавливают связь с Ним, потерянную человечеством через грехопадение. Только после Крещения можно принимать участие в других Таинствах. 

Исповедь — это не просто регулярное перечисление совершенных поступков, а работа по изменению образа жизни. На исповеди христианин высказывает свою решимость больше не грешить.  

Особо важным для христиан является участие в Таинстве Причащения. Не причащающийся Святых Таин отрывает себя от источника жизни — Христа. И наоборот, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие — по слову Господа «пребывают в Нем».

Во время Таинства Евхаристии человек встречается с Самим Богом, поэтому очень важно подготовиться постом и молитвой к достойному принятию Святых Даров. Венчание должно восприниматься не как механизм для счастливой семейной жизни

Это необходимая помощь для совершения сложного служения семье, преодоления своего эгоизма. Венчание — это только начало совместного пути супругов, на которое призывается Божье благословение

Венчание должно восприниматься не как механизм для счастливой семейной жизни. Это необходимая помощь для совершения сложного служения семье, преодоления своего эгоизма. Венчание — это только начало совместного пути супругов, на которое призывается Божье благословение.

Соборование не является магическим средством получения исцеления от телесных болезней. В этом Таинстве прежде всего совершается моление о прощении грехов и исцелении душевных недугов, которые зачастую приводят к телесным проблемам.

Таинство Миропомазания

Суть:

Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.

Библейские основания:

Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии:В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин7 :37-39), а также в апостольских посланиях:Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин2 :20),Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор1 :21).

История:

Совершать это таинство сразу после Креще-ния постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.

О Таинстве Миропозания на сайте «Фомы»

Таинства Православной Церкви

Таинство Елеосвящения (Соборование)

Таинство (греч. мистерион — тайна, таинство) — священные действия, в которых под видимым образом
сообщается верующим невидимая благодать Божья
.

Слово «Таинство» имеет в Священном Писании несколько значений.

  1. Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие.
  2. Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной,
    непостижимой ни для кого, даже для Ангелов.
  3. Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья
    непостижимым образом сообщается им в видимом.

В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает и первое, и второе, и третье понятие.

В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является Таинством: «Все в Церкви есть святое таинство.
Всякое священнодействие есть святое таинство. — И даже самое незначительное? — Да, каждое из них глубоко
и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме
Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом»
(архим. Иустин (Попович)).

Как отмечал прот. Иоанн Мейендорф: «В патристическую эпоху не существовало даже специального термина для
обозначения «таинств» как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в
более широком и общем смысле «тайны спасения», и только во втором вспомогательном смысле он употреблялся для
обозначения частных действий, дарующих спасение», то есть собственно Таинств. Таким образом, под словом таинство
святые Отцы понимали все, что относится и к Божественному домостроительству нашего спасения.

Но традиция, которая стала складываться в православных богословских школах начиная с XV в., выделяет из
многочисленных благодатных священнодействий семь собственно Таинств: Крещение,
Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение
«.

Всем семи Таинствам присущи следующие необходимые признаки:

  1. богоучрежденность;
  2. невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве;
  3. видимый образ (последование) его совершения.

Непосредственно в Евангелии упоминаются три Таинства (Крещение, Причащение и Покаяние). Указания о божественном
происхождении других Таинств можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей
апостольских и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент
Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и др.).

В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар.

  1. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.
  2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на
    путь духовной жизни.
  3. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать,
    освобождающую его от грехов.
  4. В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.
  5. В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи
    душевные и телесные.
  6. В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а
    также рождение и христианское воспитание детей.
  7. В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из числа верующих дается
    благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.

Таинства Православной Церкви делятся на:

  1. неповторяемые — Крещение, Миропомазание, Священство;
  2. повторяемые — Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак.

Кроме того, Таинства делятся еще на две категории:

  1. обязательные для всех христиан — Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;
  2. необязательные для всех — Брак и Священство.

Что такое церковные таинства? Какие таинства бывают в православии?

По учению христианской церкви, пройти обряд таинств нужно каждому верующему, ведь человеческая природа постоянно нуждается в видимых символических действиях, которые помогают ощутить незримую силу Господа.


Таинства дарят благодать и оказывают глубокое влияние на духовность, поэтому способны кардинально изменить внутреннюю жизнь человека. Но что же такое таинства и какие они бывают в православных церквях?

Что такое церковные таинства?

Если заглянуть в Священное Писание, можно увидеть, что в Библии под таинством понимают всякие сокровенные мысли и действия. В храмах их внешние признаки представлены церковными обрядами, которые дают благодать при соблюдении двух условий: они должны быть правильно совершены священнодействующим лицом, а человек, над которым совершается таинство, должен иметь расположение к этому действию.

Таинства, совершаемые без искренней веры в Господа и пламенного желания, ведут к осуждению и не оказывают никакого влияния на духовную жизнь человека.

История происхождения таинств

В отличие от традиционных церковных обрядов (например, погребения или освящения воды), таинства были установлены самим Иисусом Христом.


Непосредственно в храмах они вводились постепенно – по мере образования и укрепления христианской религии. Первоначально в церквях совершали всего два обряда – Причастие и Крещение, поскольку только они были описаны в Новом завете.

Впоследствии стали проводить еще пять таинств, которые упоминаются в Деяниях апостолов и свидетельствах служителей церкви раннего христианства.

Таинства в православии

Если у католиков семь таинств являются догмой еще со времен Второго Лионского собора 1274 года, то в православии всё не так однозначно. Византийская церковь никогда не признавала какого-либо определенного списка обрядов, а вот в греческой церкви перечень из семи таинств стал общепринятым еще в XVII веке.

Сегодня многие православные богословы утверждают, что для догматизации таинств нет никаких предпосылок, поскольку их строгой фиксации не существовало ни в Библии, ни в трудах святых отцов. Тем не менее, их совершают повсеместно во всех православных храмах и условно делят на повторяемые и непомторяемые.

Какие неповторяемые таинства бывают в православии?

К неповторяемым таинствам относят те обряды, которые верующий человек должен пройти только один раз в своей жизни. Первое из них – это Крещение, совершаемое над младенцем в знак его приобщения к Богу и очищения от грехов.


Становлению этого таинства предшествовало крещение Спасителя в водах реки Иордан, совершенное при помощи Иоанна Крестителя. С тех пор важную роль в обряде отводят воде и совершают таинство троекратным погружением ребенка в купель с чтением молитвы.

Таинство Миропомазания проводится сразу же после Крещения и связано с дарами Святого Духа, позволяющими людям стать твердыми в своей православной вере.

Обряд состоит в ритуальном помазании отдельных частей тела младенца ароматическими маслами, которые, по христианским преданиям, передают ему божественную благодать. Третье неповторяемое таинство – это Священство, которое совершается только над теми людьми, что посвящаются в священнослужители.

Повторяемые таинства в церквях

К повторяемым относятся четыре обряда – Брак, Исповедь, Евхаристия и Елеосвящение. Таинство Брака подразумевает свободу выбора и являет собой супружеский союз женщины и мужчины, который заключается в храме путем священнодействия.

Православная церковь вполне допускает второй или третий брак, но в этом случае обряд проводится уже не по торжественному, а по покаянному чину. Таинство Исповеди помогает человеку раскрыть перед священнослужителем свои грехи и получить их отпущение от имени Господа.

Евхаристия, или причащение, совершается на божественных литургиях путем вкушения вина и хлеба, предварительно освященных в храме. Согласно Писанию, благодаря причащению верующие могут приобщиться к крови и телу Иисуса Христа и таким образом символично соединиться с Богом.

Елеосвящение заключается в помазании верующего освященным елеем и помогает ему получить отпущение тех грехов, которые он не успел (или забыл) раскрыть во время Исповеди. Обычно таинство проводится над больным человеком, которому уже исполнилось 7 лет, и сопровождается молитвами об исцелении.

Примечания

  1. , с. 1227.
  2. ↑ .
  3. ↑ Таинства // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный дом, 2007. — 960 с.
  4. Таинство // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  5. // Полный православный богословский энциклопедический словарь. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, 1913. — Т. 2. — С. 2139—2141.
  6. Таинства // Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / вт.-сост. В. Э. Багдасарян, И. Б. Орлова, В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. — 2-е изд. — М.: Локид-пресс, 2005. — 495 с.
  7. ↑ «». История Евангельских христиан-баптистов в СССР. Издание ВСЕХБ. — М., 1989. — Гл. 16. Обзор вероучений евангельско-баптистского братства. — С. 447)
  8. «Чтобы ответить на это приглашение , мы должны подготовиться к этому великому и святому моменту. Св. Павел призывает к испытанию совести: „Кто будет есть хлеб сей и пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем“ (1 Кор 11, 27-29)» — ККЦ, 1384—1385.
  9. Козловский И. А. История религий. — Донецк, 2004. — С. 135.
  10. Артикул IX Аугсбургского исповедания: «(1) О Святом Крещении наши церкви учат, что оно необходимо для спасения, (2) что через Крещение даруется благодать Божья»
  11. ↑ Эриксон Миллард. Христианское богословие. — СПб:: Библия для всех, 2002. — ISBN 5-7454-0669-0, С.854 — 856
  12. Ср. напр. Пространный катихизис митр. Филарета, пп. 288 (Для того, кто желает принять Крещение, требуются покаяние и вера), 338, 340 (Каждый желающий приступить к Таинству Причащения должен испытать (открыть) перед Богом свою совесть и очистить ее покаянием во грехам, чему способствуют пост и молитва. «Да искушает (испытывает) же человек себе, и тако от Хлеба да яст, и от Чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойне, суд (суждение) себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня»ныне немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству), 350 (От кающегося требуются сокрушение о грехах, намерение свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие) и по другим таинствам.
  13. Ср. напр. в молитве верных на литургии Иоанна Златоуста: «Молим Тебя, благой и Человеколюбец, чтобы воззрев на это моление наше, Ты очистил наши души и тела от всякой скверны плоти и духа и дал нам неповинно и не в осуждение предстоять святому Твоему жертвеннику! Даруй же, Боже, и молящимся с нами (…) неповинно и не в осуждение причаститься святых Твоих Таинств». То же в личных молитвах причастников: «Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и драгоценной Твоей Крови, и виновен, и ем и пью осуждение себе, не различая Тела и Крови Твоей, Христа и Бога моего. Но, дерзновенно уповая на сострадание Твоё, прихожу к Тебе», «Да не в суд и не во осуждение будет мне причащение пречистых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела» и мн.др.
  14. (см., например, Зигмунд Фрейд: «Будущее одной иллюзии» или Эрих Фромм «Психоанализ и религия»)

Елеосвящение, или соборование.

В этом таинстве при помазании елеем больным дается благодать, исцеляющая немощи душевные и телесные. Елеопомазание совершается только над больными. Запрещается совершать его над здоровыми, а также над умершими. Перед елеосвящением больной исповедуется, а после (или до) причащается. Исполнение таинства предусматривает «собрание верующих», хотя может происходить как в церкви, так и дома. Желателен также собор семи пресвитеров по числу даров Святого Духа, но допускается и присутствие двух или трех священников. В крайних случаях разрешается действовать одному священнику, но молитвы произносить от лица собора. Для совершения таинства ставится стол, а на нем блюдо с пшеницей. Зерна пшеницы служат символом возрождения к новой жизни. Сверху пшеницы ставится сосуд с елеем, видимым знаком благодати. В него вливается вино: соединение елея с вином делается в память того, что именно так поступил евангельский добрый самарянин для лечения больного. Рядом ставят кисти для помазания и зажигают семь свечей. Богослужение таинства состоит из трех частей. Первая часть – молебное пение. Вторая часть – елеосвящение. Первый священник читает молитву на освящение елея, остальные повторяют ее тихо, затем поют тропари Богородице, Христу и святым целителям. Третья часть состоит из семи чтений Апостола, семи чтений Евангелия и семи помазаний. Помазываются те части тела, через которые в человека входит грех: лоб, ноздри, щеки, уста и обе стороны кистей рук. После седьмого помазания священник возлагает на голову больного раскрытое Евангелие, что означает руку самого Спасителя, исцеляющего недужных. См. также

ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ; ТАИНСТВО.

Причастие

Фото: Nikolay2.cerkov.ru

В православии Исповедь связана с еще одним Таинством – Евхаристией (или Причастием). Когда человек исповедался, ему отпустили грехи, ему разрешается причаститься, то есть принять Святые Дары. Для этого требуется прохождение специальной подготовки, которую называют постом. Она заключается в воздержании от близости с супругом, отказе от скоромной пищи, недопущении злых слов, поступков и даже мыслей.

Это священнодействие считается основным, так как с его помощью в душу обычного человека проникает Спаситель. Во время Причастия хлеб и вино, которые вкушает верующий, символизируют Тело и Кровь Иисуса.

Причастие, как правило, совершается в храме во время Божественной литургии. Исключения делаются только для тяжелобольных, которых священнику разрешается причастить на дому.

Покаяние.

Это таинство очищает верующего от совершенных им после крещения грехов и дает силы продолжить подвиг земной христианской жизни. Исповедуя свои грехи перед священником, христианин получает от него прощение и таинственным образом разрешается от грехов самим Богом. Принимать исповедь может только епископ или священник, так как право прощать грехи они получают через таинство священства от самого Иисуса Христа. Священник обязан хранить тайну исповеди; за огласку исповеданных ему грехов он лишается сана. Евангельское учение понимает покаяние не просто как раскаяние в содеянном, но как возрождение, обновление человеческой души. Таинство покаяния совершается следующим образом. Перед иконой Иисуса Христа или перед Святым Крестом священник читает молитвы о кающихся для всех пришедших в храм на исповедь. Само исповедание грехов священнику происходит наедине с ним. Кающийся перечисляет свои согрешения, а когда закончит, делает земной поклон. Священник, возложив на голову исповедника епитрахиль, читает молитву, в которой испрашивает ему прощение, совершает над его головой крестное знамение, а затем дает целовать крест. В особых случаях священник имеет право наложить епитимью, т.е. определенного рода наказание в соответствии с тяжестью греха. В Православной церкви существует правило, согласно которому каждый христианин должен исповедываться не менее одного раза в год. См. также

ИСПОВЕДЬ; ПОКАЯНИЕ.

Священство

Священство

Священство (рукоположение, хиротония) — посвящение в священнослужители, совершаемое епископом. Есть три степени священства:

  1. При посвящении во диакона ставленник (то есть посвящаемый в сан) получает благодать лишь служить при совершении таинств — только помогать предстоятелю (пресвитеру, епископу) при совершении таинств, но не стоять во главе собрания при совершении таинства.
  2. Посвящаемый во пресвитера человек получает благодать самому совершать большинство таинств, но только от лица правящего епископа. 
  3. При посвящении в епископа, ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти.

Рукоположение во диакона или во пресвитера может совершать один епископ. Перед рукоположением ставленник совершает «ставленническую» исповедь, принимаемую епархиальным духовником за всю свою жизнь, и священническую присягу. После этой исповеди духовник говорит правящему епископу, достоин ли ставленник принять священный сан. Следует заметить, что «протопресвитеры», «протодиаконы» и другие являются просто наградными титулами и их получение не проходит через хиротонию.

Любая хиротония совершается только во время Литургии. Конкретное время совершения хиротонии зависит от ступени священства, в которую посвящается ставленник.

Ветхий Завет

Завет – это союз, в данном случае, союз человека с Богом. В Ветхом Завете описаны пророчества о пришествии Мессии, а также наставления Бога к людям, передаваемые через проповедников.

Начинается книга с описания сотворения мира и грехопадения, затем идёт рассказ о жизни детей Адама и Евы, грехе братоубийства Каином Авеля и дальнейшей жизни последующих поколений. После первого грехопадения, когда змей искусил Еву отведать запретный плод, а затем соблазнился и Адам, человечество познало и другие порочные деяния, продолжает жить во грехе.

В известной истории Ветхого Завета пророку Моисею на горе Синай явился Господь и наказал соблюдать 10 заповедей (нанесённых на каменные скрижали) и нести их в народ. С помощью этих наставлений Бог даёт евреям ориентир к праведной жизни. Однако по прежнему есть нежелающие смирить свои прихоти, довериться Богу и строить светлое православное будущее. Люди не понимают, что все беды происходят не от внешних сил, а являются результатом их же поступков и мыслей.

Вообще, Ветхий Завет ориентирован на евреев и написан по большей части на их языке, что-то – на арамейском. Более поздние материалы Ветхого Завета содержат ассирийские и вавилонские слова, а 3-я книга Ездры вовсе писалась на латыни.

Период от пророка Моисея (1550 г. до н.э.) и до Самуила (1050 г. до н.э.) следует считать первым периодом создания Священных книг.

Написанные откровения и законы складывались в Ковчег завета (специальный сундук, который сам Бог повелел использовать для хранения заповедей).

Ветхозаветная часть Библии состоит из книг нескольких типов:

  • Пятикнижие Моисея, иначе Тора (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие);
  • исторические книги;
  • учительные;
  • пророческие писания;
  • неканонические книги.

До начала книгопечатания истории писались на папирусе или пергаменте тростью, которую обмакивали в чернила. Назывались тогда книги хартиями и были представлены в виде свитков, намотанных на древко.

Позже листы стали разделять на листы и сшивать между собой, что уже больше походило на современные книги. Однако тогда не было заглавных и строчных букв, пробелов между словами, знаков препинания, поэтому сплошной текст из больших букв читать было сложновато.

Кстати, в древнееврейском языке вообще не было гласных букв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector