Святой пророк моисей: рассказываем главное

Как Моисей получил Десять заповедей господних

Моисей старался вести людей вдали от населенных пунктов, чтобы об их передвижении не узнали в Египте. Но все равно на долю народа выпало много испытаний во время странствия по пустыне.

На горе Синай Моисей беседовал с Богом и получил от Него десять заповедей — законов, по которым должен был жить его народ.

Эти десять заповедей были записаны и помещены в переносной ларец — ковчег Завета — самый главный среди ритуальных аксессуаров передвижного храма. Ковчег стал символом веры и обычаев израильтян.

Моисей на горе Синай. Художник Ж. Л. Жером

Моисей разбивает скрижали. Художник Рембрандт

Каменная стела, воздвигнутая в честь фараона Мернептаха, известная как Стела Израиля, уцелела до нашего времени, ее появление датируется 1220 г. до н. э.

Расшифрованная надпись на стеле сообщает, что Мернептах выиграл сражение за Синаем, в Ханаане. Побежденная страна — Израиль. В те времена поражений у фараонов не было.

Все их битвы, как бы они ни заканчивались, считались победными. Других у фараона быть не могло. Но, похоже, в той битве войска фараона не добились поставленной цели, народ израильский остался в живых.

Эта стела важна для понимания даты времени начала Исхода евреев, который, вероятно, произошел в XIII в. и завершился к ХП в. до н. э.

Стела Мернептаха в Египетском музее Каира

Одной из главных заслуг Моисея считается получение от Бога каменных скрижалей, на которых были высечены заповеди.

Эти скрижали пришлось вытесывать дважды — первые Моисей в гневе разбил о землю, когда, спустившись с горы Синай после беседы с Богом, увидел золотого тельца и свой народ, выплясывавший вокруг него.

Ему пришлось еще раз подниматься на гору и получать новые скрижали.

Израильтяне очень почитали Моисея, который освободил их от рабства. Он прожил 120 лет. Считается, что именно Моисей изобрел еврейскую письменность, он же первый ввел слово закон, который до него никто не знал.

Поклонение золотому тельцу. Художник Н. Пуссен

Сооружение и Освящение скинии

Господь проговорил к Моисею во время путешествия по пустыни, повелев соорудить место поклонения Ему. Всевышний дал четкий план строения скинии или походного храма, в которой был жертвенник, и святое святых, где в ковчеге хранились скрижали.

Господь явил Свое присутствие, накрыв плотным облаком скинию. Облако поднялось через год, тем самым давая знать еврейскому народу, что следует идти вперед.

Народ отказывался верить в успех выхода, многие вспоминали сидение у костров с мясными похлебками, Творец посылает им перепелов, падающих с неба, да столько, что птицы лежали метровым слоем. Не успели роптавшие проглотить мясо, как их поразили язвы.

Сестра Мариам и Аарон завидовали брату и искали случая, чтобы в чем-то обличить его. Они стали осуждать брата за то, что он женился на мадианитянке Сепфоре и требовали передать власть Аарону. Господь встал на защиту избранного святого, из облака проговорив, что Он общается с еврейским вождем «устами к устам».

Ветхозаветная Скиния

За ропот Всевышний поразил Мариам проказой, а Аарона простил, ибо тот покаялся. Любящий брат молился о Мариам, она исцелилась, но семь дней жила вне стана.

Рождение Моисея

Согласно библейскому рассказу, Моисей родился в Египте в еврейской семье в те времена, когда евреи находились в рабстве у египтян, приблизительно в 1570 году до Р. X. (по другим оценкам около 1250 года до Р.Х.). Родители Моисея принадлежали колену Леви́я1 (Исх.2:1). Его старшей сестрой была Мириам, а старшим братом — Аарон (первый из еврейских первосвященников, родоначальник священнической касты).

1Леви́й — третий сын Иакова (Израиля) от его жены Лии (Быт.29:34). Потомками колена Леви́я являются левиты, на которых лежали обязанности священнослужения. Поскольку из всех колен Израиля левиты были единственным коленом, не наделённым землей, они находились в зависимости от своих собратьев.

Как известно, израильтяне переселились в Египете ещё при жизни самого Иакова-Израиля2 (XVIIв. до Р.Х.), спасаясь от голода. Они жили в восточной египетской области Гошен, граничащей с Синайским полуостровом и орошаемой притоком реки Нила. Здесь они имели обширные пастбища для своих стад и могли свободно кочевать по стране.

2Иаков, или Яков (Израиль) — третий из библейских патриархов, младший из сыновей-близнецов патриарха Исаака и Ревекки. От его сыновей произошло 12 колен народа Израильского. В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа.

Со временем израильтяне все более размножались, и чем более они размножались, тем враждебнее относились к ним египтяне. В конце концов евреев стало так много, что это стало внушать страх новому фараону. Он сказал своему народу: «Вот племя израильское размножается и может стать сильнее нас. Если случится у нас война с другим государством, то израильтяне могут соединиться с нашими врагами». Чтобы племя израильское не усиливалось, решено было обратить его в рабство. Фараоны и их чиновники стали угнетать израильтян, как пришельцев, а потом начали обращаться с ними, как с покоренным племенем, как господа с рабами. Египтяне стали принуждать израильтян к самым тяжелым работам в пользу государства: их заставляли копать землю, строить города дворцы и памятники для царей, приготовлять глину и кирпич для этих построек. Были назначены особые надзиратели, которые строго следили за исполнением всех этих принудительных работ.

Но как ни притесняли израильтян, они все-таки продолжали размножаться. Тогда фараон отдал приказ, чтобы всех новорожденных израильских мальчиков топили в реке, а в живых оставляли только девочек. Этот приказ исполнялся с беспощадной строгостью. Израильскому народу грозило полное истребление.

В это бедственное время у Амрама и Иохаведы, из колена Левия, родился сын. Он был настолько прекрасен, что от него исходил свет. Отцу святого пророка Амраму было явление, говорившее о великой миссии этого младенца и о Божием благоволении к нему. Матери Моисея Иохаведе удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев. Однако, не имея более возможности его прятать, она оставила младенца в осмоленной корзине из тростника в зарослях на берегу Нила.

Моисей, опускаемый матерью на воды Нила. А.В. Тыранов. 1839-42гг.

В это время дочь Фараона пошла к реке купаться, в сопровождении своих прислужниц. Увидев в тростниках корзину, она велела её открыть. В корзине лежал крошечный мальчик и плакал. Дочь Фараона сказала: «это, должно быть, из еврейских детей». Она сжалилась над плачущим младенцем и по совету, подошедшей к ней, сестры Моисея Мириам, издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мириам привела свою мать Иохаведу. Таким образом, Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. Когда мальчик вырос, его привели к дочери Фараона, и она воспитывала его у себя, как своего сына (Исх.2:10). Дочь фараона дала ему имя Моисей, что в переводе означает «вынутый из воды».

Нахождение Моисея. Ф. Гудолл, 1862

Существуют предположения, что этой доброй принцессой была Хатшепсут, дочь Тотмеса I, впоследствии знаменитая и единственная в истории Египта женщина-фараон.

Конец странствования. Смерть Моисея

В пустыне Фаран евреи провели большую часть своего путешествия, за их ропот и непослушание дорога, которую можно пройти за 2-3 недели, растянулась длиной в сорок лет. Вырос преемник Моисея Иисус Навин, ставший прообразом Спасителя. Как Иисус Навин ввел Евреев в обетованную землю, так Иисус Христос есть путь, истина и вечная жизнь в Царстве Небесном.

За сорок лет странствий умерло старое поколение, вышедшее из Египта. Недовольные евреи 10 раз поднимали восстание против пророка, и каждый раз Бог был на стороне ветхозаветного служителя. Восстание Корея закончилось страшной гибелью его рода.

Бог решил показать избранность рода Аарона. Он приказал жезлы начальников подписать и положить в Скинии около ковчега. Наутро жезл Аарона на глазах у всех не только расцвел, на нем появился миндаль. Жезл Аарона поместили в ковчег, как знамение от непокорности.

Важно! Народ ходил сорок лет по кругу, в пустыне Син не оказалось воды, и Творец повелел Моисею ударить палкой по скале. Перед собравшимся народом пророк дважды для уверенности ударяет о скалу, потек водопад воды, но Бог рассердился на непослушание братьев

Как страшно, сорок лет быть вождем народа, переносить с ним все невзгоды, лишения, решать проблемы миллионов, и в один миг потерять право войти в обетованную землю. Таково было наказание за непослушание, недоверие.

В возрасте 123 лет на горе Ор умирает первосвященник Аарон, его одежды и статус переходят к сыну Елеазару.

Сорокалетнее странствие по пустыне подошло к завершению, но евреи снова впали в ропот, боясь великанов в земле Обетованной. Рассерженный Бог посылает на народ ядовитых змей, от укусов которых многие гибнут. Творец повелел святому пророку сделать жезл с медным змеем, и тот, кто удержит свой взгляд на жезле, не умрет, а спасется.

Впоследствии апостол Павел сравнит этот жезл с Иисусом Христом, он напишет, что все, кто поверит в Сына Божьего, не погибнут, а будут иметь жизнь вечную.


Икона святого пророка Моисея

Моисей ведет евреев к цели, намеченной Богом, побеждает враждебно настроенные народы по благословению Творца, воздает Ему славу (Пс. 135).

В возрасте 120 лет старозаветный пророк назначает преемником Иисуса Навина, поставив того перед священством и всем народом, и поднимается на вершину горы Нево, откуда он увидел Обетованную землю, благословил все колена еврейские и умер.

По преданию святой пророк Моисей похоронен в моавитской долине, но могила его не найдена.

В день Преображения Господнего пророк Моисей вместе с пророком Илией, который был взят на небо живым, явились перед учениками по обе стороны от Иисуса, одетого в сияющие одежды. (Мат 17:1-9).

Православная Церковь воздает дань памяти святому 17 сентября.

Фильм о святом пророке Моисее

Призвание Моисея

Однажды Моисей пас стадо и зашел далеко в пустыню. Он подошел к горе Хорив (Синай), и здесь явилось ему дивное видение. Он увидел густой терновый куст, который был охвачен ярким пламенем и горел, но все-таки не сгорал.

Терновый куст или «Неопалимая купина» — это прообраз Богочеловечества и Богоматери и символизирует собой соприкосновение Бога с тварным существом

Он направился к кусту, но не успел подойти, как из середины куста раздался голос: «Моисей! Моисей!» Тот ответил: «Вот я». Тогда голос сказал: «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». И добавил: «Я Бог Отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова».

Бог сказал, что избрал Моисея для спасения еврейского народа от рабства в Египте. Моисей должен был пойти к фараону и потребовать, чтобы тот отпустил евреев. В знак того, что настало время нового, более полного Откровения, Он возвещает Моисею Свое Имя: «Я есть Сущий» (Исх.3:14). Он посылает Моисея, чтобы тот от лица Бога Израилева потребовал отпустить народ из «дома рабства». Но Моисей сознает свою слабость: он не готов к подвигу, лишен дара слова, он уверен, что ни фараон, ни народ ему не поверят. Только после настойчивого повторения призыва и знамений он соглашается. Бог сказал, что у Моисея в Египте есть брат Аарон, который при необходимости будет говорить вместо него, а сам Бог будет учить обоих, что им делать. Для убеждения неверующих Бог дает Моисею способность творить чудеса. Тут же, по Его приказу, Моисей бросил свой жезл (пастушью палку) на землю — и вдруг этот жезл превратился в змею. Моисей поймал змею за хвост — и снова в руке его оказалась палка. Другое чудо: когда Моисей клал руку за пазуху и вынимал ее, она становилась белой от проказы как снег, когда он вновь клал руку за пазуху и вынимал ее – она становилась здоровой. «Если не поверят и сему чуду, – сказал Господь, – то возьми воды из реки и вылей на сушу, и вода сделается на суше кровью».

Конец странствования. Смерть Моисея.

Еще 40 лет вел Моисей свой народ к земле обетованной – Ханаану. В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда они раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть на шесте медное изображение змия, чтобы каждый, кто с верою смотрел на него, оставался невредимым. Вознесенный в пустыне змей, – по выражению св. Григория Нисского, – есть знамение крестного таинства.

Медный змий. Картина Ф.А. Бруни

Несмотря на большие трудности пророк Моисей до конца жизни остался верным служителем Господа Бога. Он вёл, учил и наставлял свой народ. Он устроил их будущее, однако в Землю Обетованную не вошёл за маловерие, проявленное им и братом его Аароном у вод Меривы в Кадесе. Моисей дважды ударил по скале своим жезлом, и из камня потекла вода, хотя достаточно было одного раза — и Бог, разгневавшись объявил, что ни он, ни его брат Аарон не войдут в Землю Обетованную.

По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле». Во всех его делах и помышлениях им руководила вера во Всевышнего. В каком-то смысле судьба Моисея подобна судьбе самого Ветхого Завета, который сквозь пустыню язычества довёл народ Израиля до Нового Завета и замер на его пороге. Моисей умер в конце сорокалетних странствий на вершине горы Нево, с которой он мог издали видеть обетованную землю — Палестину. Бог сказал ему: «Вот земля, о которой я клялся Аврааму, Исааку и Иакову… Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь».

Было ему 120 лет, но ни зрение его не притупилось, ни сила не иссякла. 40 лет провёл во дворце египетского фараона, другие 40 — со стадами овец в земле мадиамской, и последние 40 — в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне. Израильтяне почтили кончину Моисея 30-дневным плачем. Его могила была скрыта Богом, чтобы склонный, в то время, к язычеству израильский народ не сделал из неё культа.

После Моисея еврейским народом, духовно обновленным в пустыне, руководил его ученик Иисус Навин, который привел евреев на Обетованную Землю. За сорок лет скитаний не осталось в живых ни одного человека, вышедших с Моисеем из Египта, и кто усомнился в Боге и поклонился золотому тельцу у Хорива. Таким образом был создан действительно новый народ, живущий по закону, данному Богом на Синае.

Моисей был и первым Боговдохновенным писателем. По преданию он является автором книг Библии – Пятикнижия в составе Ветхого Завета. Моисею приписывается и псалом 89 «Молитва Моисея, человека Божия».

Светлана Финогенова

Назад в раздел

Чудеса, которые совершает Моисей

430 лет провели евреи в Египте, войдя в страну в количестве 75 человек, за 1500 лет до нашей эры вышел народ, насчитывающий около 3 миллионов. Трудно представить такую массу людей, с повозками, животными, палатками, нуждающуюся в еде и воде, передвигающуюся по пустыне.

Фараон увидел опустошенные земли, снова обозлился и приказал вернуть рабов. Но Господь приказал пророку вести людей к Красному морю, в то место, где соединяются два канала, и как только еврейский вождь ударил по воде, море расступилось, образовав проход на другой берег.

Переход евреев по дну Красного моря

О ширине этого прохода можно только предполагать, но она была достаточно большой, ведь 3-х миллионный народ успел перейти на другой берег до прибытия египетских колесниц.

Как только последний еврей перешел Красное море, морская пучина накрыла переход, увлекая за собой египтян, погнавшихся за беглецами (Исход, глава 14).

И родилась благодарственная песнь Богу за спасение и его ведение в трудные минуты жизни.

3 миллиона людей находились в пустыне, где вода была основной проблемой. Вода в море была соленой. Через три дня начался ропот, и пророк руками Бога сотворил новое чудо, по повелению Творца бросил в море дерево, после чего вода стала сладкой.

Каждый день манна небесная покрывала землю, давая ежедневное пропитание, которого хватало для всех.

На заметку! Манна стала прообразом Евхаристии, ибо только пища от Бога способна насытить наши души, даровать спасение и жизнь.

При переходе через пустыню Творец сказал, что встанет на горе, по которой будущему святому надо будет только ударить жезлом, чтобы пошла вода. (Исход 17:6). Весь народ и скот получили воду.

Амаликитяне напали на евреев, но Всевышний снова явил чудо через пророка, приказав тому не встать во главе воюющих, а подняться на гору и держать руки поднятыми вверх. Послушание и терпение руководили вождем еврейского народа. Когда он опускал руки, побеждали амаликитяне, поднимал, и победа возвращалась к евреям. Верные соратники пришли на помощь, и держали руки пророка.

Моисей с поднятыми руками — первый прообраз креста.

Господь приказал пророку записать все происходящее, что является еще одним подтверждением того, что Моисей является автором Торы или Пятикнижия в Библии.

История Моисея

В возрасте 40 лет Моисей увидел, как надсмотрщик бьет еврея, и в гневе убил египтянина. Испугавшись последствий Моисей сбежал из Египта в Аравию. Там он женился на дочери священника Иофора – Сепфоре, от которой родились два сына – Гирсам и Елиезер. Следующие 40 лет своей жизни пророк Моисей провел в семье своей жены, будучи обычным пастухом.

Однажды он пас стада и ушел далеко от дома к горе Хорив. Там он увидел терновый куст (Неопалимая Купина), который горел, но не сгорал. И услышал голос Бога из середины куста, Который приказывал ему вернуться в Египет и вывести из рабства израильский народ. При этом Бог наделил Моисея даром творить чудеса. А так как он был косноязычен (видимо, заикался), Бог назначил ему в помощнику его брата Аарона.

По преданию, косноязычие Моисея объясняется случаем из детстве. Моисей сидел на коленях фараона и играя случайно дернул его за бороду. Фараон за такой проступок хотел приказать казнить Моисея. Но дочь фараона попыталась доказать невинность поступка. Моисею протянули кусок золота и горячий дымящийся уголь. Ребенок выбрал уголь. Обжег пальцы и засунул их в рот, чтобы остудить, тем самым повредив и язык.

Терновый куст, увиденный Моисеем, получил название Неопалимая Купина. Это символ Богородицы, рождшей Бога и не поврежденной.

Предыстория и рождение Моисея

Рождение будущего пророка изначально было окутано тайной. Практически единственным источником сведений о Моисее являлись библейские писания, так как прямых исторических доказательств не существует, есть только косвенные. В год рождения пророка правящий фараон Рамзес II приказал всех новорожденных детей топить в Ниле, так как, несмотря на тяжкий труд и притеснения евреев, они продолжали плодиться и множиться. Фараон боялся, что когда-то они могут стать на сторону его врагов.

Именно поэтому мать Моисея первые три месяца прятала его от всех. Когда это стало уже невозможно, она просмолила корзинку и положила туда свое дитя. Вместе со старшей дочерью отнесла к реке и оставила Мариам проследить за тем, что случится дальше.

Богу было угодно, чтобы встретились Моисей и Рамзес. История, как было сказано выше, о подробностях умалчивает. Корзинку подобрала дочь фараона и принесла во дворец. По еще одной версии (которой придерживаются некоторые историки) Моисей принадлежал царскому роду и был сыном той самой дочери фараона.

Как бы там ни было, но будущий пророк оказался во дворце. Мариам, которая проследила за тем, кто поднял корзину, предложила в качестве кормилицы собственную мать Моисея. Так сын вернулся в лоно семьи на некоторое время.

Моисей в мировых религиях[править | править код]

В иудаизмеправить | править код

Моисей (ивр. משֶׁה, «Моше») — главный пророк в иудаизме, получивший от Бога Тору на вершине горы Синай. Считается «отцом» (главным) всех последующих пророков, так как уровень его пророчества является наивысшим из возможных, как сказано: «Если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше, доверенный он во всём доме Моём. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он.» (Числа. 12,6—8).

Своё имя (Моше, обычно говорят — Моше Рабейну, то есть «наш учитель») он получил от спасшей и воспитавшей его египетской принцессы, дочери фараона; оно значит «взятый из воды» (Исх. 2:10).

В христианствеправить | править код


Моисей пророк. Икона. Каргополь, 1590-е гг.

Моисей — великий пророк Израиля, по преданию, автор книг Библии (т. н. Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета). На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.

В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа — Завет Новый.

Во время Преображения на горе Фавор, с Иисусом были пророки Моисей и Илья.

Икона Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса.

Память пророка Моисея отмечается Русской православной церковью 17 сентября (нов. ст.).

В исламеправить | править код

В мусульманской традиции имя Моисей звучит как Муса́ (арабск. موسى). Он — пророк в исламе, которому был ниспослан Таурат.

Призвание Мусы на пророчествоправить | править код

Муса — один из потомков пророка Якуба. Он родился и некоторое время
прожил в Египте. В то время там властвовал фараон, который был неверующим. Муса убежал от фараона к пророку Шуайбу, который в это время владел Мадьяном.

Однажды Муса двигался по дороге, направляясь в Египет, мимо горы Аль-Тур. Ночью, когда похолодало, он с женой сидел в палатке и вдруг увидел в отдалении огонь. Муса сказал жене:
— Подожди здесь, я схожу посмотрю, что это за костер и принесу огня, чтобы растопить очаг и согреться.

Подойдя к тому месту, где он видел огонь, Муса ничего не обнаружил, но вдруг услышал обращённый к нему голос: «О Муса! Истинно, Я это Я — Владыка твой. Посему разуйся, ибо ты в священной долине Тува.

Я избрал тебя; итак, внимай откровению. Истинно, Я это Я — Аллах; нет бога, кроме Меня. Посему поклоняйся Мне и соблюдай Молитву в память обо Мне.

Пойди к фараону и вежливо скажи ему, что, может быть, он вспомнит Аллаха и перестанет быть жестоким и несправедливым. А чтобы он поверил тебе, покажи ему это чудо».

Муса боялся возвращаться в Египет из-за того, что фараон схватит и казнит его за того человека, которого Муса когда-то убил.

Муса был косноязычен, и говорить ему было трудно. Он боялся, что не сможет ничего сказать фараону. В Египте у Мусы оставался брат Харун, который был праведным человеком.
Муса воззвал к Владыке своему:

«Владыка мой, боюсь я, что они обвинят меня во лжи. У меня перехватит дыхание, и не смогу я вымолвить слова. Пошли со мной Харуна, так как я виновен перед ними и боюсь, что они убьют меня».

Аллах сказал ему:
«О Муса, не бойся и помни, что Я спас тебя, когда ты был младенцем. Идите со знамениями Нашими. Я с тобой и не оставлю тебя. Иди ты и твой брат Харун.
Итак, идите вы оба к фараону и скажите ему:
— Мы Посланники Господа своего, Владыки Миров.
Попросите его, чтобы избавил он сынов Израиля от мук и унижений».

Так Аллах Всевышний даровал Мусе и его брату Харуну, мир им, откровение, и они
стали Посланниками Аллаха. Аллах послал их к фараону, призывать его принять
Ислам.

Смерть Мусыправить | править код

Пророк Муса переехал со своим народом на Святую землю (Земля Израиля), где жили враждебно-настроенные многобожные племена. Люди сказали пророку Мусе: «Мы не пойдем туда, пока они не покинут её». Другие сказали: «Пока они живут там, мы ни за что не пойдем туда. Ты сам иди и воюй с ними, а мы останемся здесь». Пророк Муса рассердился и назвал их грешниками.

Аллах Всевышний наказал народ Мусы, мир ему. Они блуждали по земле днем и ночью в течение сорока лет.

Пророк Муса продолжал призывать людей к вере в Единого Бога. И так учил людей до самой смерти. Сначала умер его брат Харун, а через некоторое время Ангел смерти Азраиль взял дух пророка Мусы, мир им.

Примечания

  1.  (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  2. см. Библейская хронология: Патриархи еврейского народа и пребывание в Египте.
  3. По иудейским верованиям, родился в Египте 7 адара 2368 года по еврейскому календарю (1392 до н. э.), а умер 7 адара 2488 (1272 до н. э.).
  4. Чермное море // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
    Из-за сходства названий Чермное море часто путают с Чёрным морем. Чермное море не является универсальным названием. Его использует Синодальный перевод Библии. В Септуагинте водоем отождествляется с Красным морем. В еврейском тексте используется название «Море камышей».
  5. ↑ . khazarzar.skeptik.net. Дата обращения: 30 января 2019.
  6. Mark S. Smith. Exodus. — Collegeville, MN: The Liturgical Press, 2011. — Т. 3 (The New Collegeville Bible Commentary).
  7. Исх. :
    Оригинальный текст (рус.)

    Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке. И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьёю над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле.

  8. ↑ Исх. : «И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и сел у колодезя».
  9. Исх. : «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву».
  10. Исх. : «И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их».
  11. Исх. : «а другому имя Елиезер, потому что Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова».
  12. Чис. .
  13. Чис. :
    Оригинальный текст (рус.)

    Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят её;

  14. Втор. , Чис. .
  15. Втор. .
  16. Втор. .
  17. Тацит. История V 3—4.
  18. Юстин. Эпитома Помпея Трога XXXVI 2, 11—16.
  19.  (недоступная ссылка). www.havura.net. Дата обращения: 30 января 2019.
  20. Книга Зоар. Пункт 285 «Эвель — Моше».
  21. Who Were the Early Israelites? by William G. Dever (William B. Eerdmans Publishing, Grand Rapids, MI, 2003).
  22. The Bible Unearthed by Neil Asher Silberman and Israel Finkelstein (Simon and Schuster, New York, 2001).
  23.  (недоступная ссылка). Harpers.org. Дата обращения: 11 октября 2010.
  24. .
  25. Hoffmeier, James K. Moses and the Exodus. — Israel in Egypt: The Evidence for the Authenticity of the Exodus Tradition. — New York: Oxford University Press, 1996.
  26. Kugler, Robert; Hartin, Patrick. An Introduction to the Bible. — Eerdmans, 2009. — ISBN 9780802846365.
  27. Ранович А. Очерк истории древнееврейской религии. — М.: ОГИЗ, 1937.
  28. Зигмунд Фрейд. Моисей и монотеизм.
  29. Harl Kenneth W. The Great Courses: Origins of Great Ancient Civilizations. — THE TEACHING COMPANY, 2005.
  30. . skazanie.info. Дата обращения: 30 января 2019.
  31. Фрэнсис Бушмен (англ.) на сайте Internet Movie Database
  32. «История человечества» (англ.) на сайте Internet Movie Database

Как Моисей вывел евреев из Египта

Дочь фараона воспитывала мальчика как собственного сына. А мать-кормилица, не признаваясь в своем родстве с ребенком, много рассказывала Моисею о народе израильском, о его тяжкой доле.

У мальчика были лучшие учителя, он стал образованным человеком, который в полном благополучии жил среди египтян.

Уже будучи юношей, Моисей решил посмотреть, как живут его сородичи, и покинул пределы дворца. Его очень огорчила рабская зависимость евреев, с которыми обращались хуже, чем со скотом.

Однажды он поссорился с одним надсмотрщиком египтянином, который жестоко обращался с рабами-евреями, и в пылу ссоры убил его. Это было большое преступление.

Моисей понял, что если о нем донесут фараону, то ему не сносить головы. Он не стал возвращаться во дворец, покинул Египет и оказался в земле Мадиамской.

Он жил у священника Иофора, занимался скотоводством, женился на одной из его дочерей, заимел детей.

Когда он пас скот у горы Хорив на Синае, рядом с ним неожиданно воспламенился терновый куст и оттуда раздался голос, предсказавший ему высшее предназначение — отправиться в Египет и спасти израильский народ, вернуть его на историческую родину.

Моисей так и сделал. Он вернулся в Египет и попросил фараона отпустить народ израильский на три дня в пустыню для совершения молитв и жертвоприношений, но тот категорически отказался.

Никакие уговоры на него не действовали. Народ еврейский нужен был ему для выполнения тяжелых работ. Позднее сын фараона также не захотел отпустить на свободу народ израильский.

Моисей и горящий терновый куст. Художник Д. Фетти

Убийство Моисеем египтянина. Неизвестный художник

6Рефидим. Битва с амаликитянами

Из пустыни Син Моисей повел народ вглубь Синайского полуострова к горе Синай. Последней остановкой перед Синаем было местечко Рефидим. И снова у евреев не было воды для питья, и опять начался ропот. И взмолился Моисей к Богу: «что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями» (Исх. 17.4). И тогда повелел ему Господь взять свой жезл и ударить им в скалу. Моисей сделал так, как сказал ему Бог, из скалы пошла вода, и народ утолил свою жажду.

В том же Рефидиме израильтянам предстояло помериться оружием с воинственными племенами пустыни — амаликитянами, решившими преградить дорогу израильтянам и поживиться добычей. Моисей поручил командование своими войсками храброму и талантливому воину Иисусу Навину, который быстро повел свои отряды против врага. Битва продолжалась с утра до вечера с переменным успехом. Моисей в сопровождении Аарона и Ора взошел на гору и усердно молил Господа о победе израильского войска. Когда Моисей подымал руки и горячо молился, брали верх израильтяне, а когда он от усталости опускал руки, победа переходила к амаликитянам. Тогда Аарон и Ор стали помогать Моисею, поддерживая его руки, и к захождению солнца Иисус Навин победил амаликитян. На том месте, где проходила битва, Моисей воздвиг благодарственный жертвенник.

Гнев Моисея

Трудно поверить, что народ, видевший молнии и качание горы, слышавший трубный звук, не смог выдержать сорок дней, пока святой пророк находился перед Божьим присутствием на горе.

Люди, выросшие среди поклонения идолам, стали требовать изготовления золотого тельца, чтобы ему поклоняться, и у него просить о спасении народа.

Как часто и современные христиане забывают о милости Иисуса Христа, Спасителя и в трудные минуты бегут к гадалкам и экстрасенсам.

Моисей, спустившись с горы через сорок дней, видит золотого идола и в гневе разбивает скрижали.

Поклонение золотому тельцу

Бог поругаем не бывает, идолопоклонники были наказаны, множество народа погибло, но Своим верным детям Творец дает новые скрижали, восстановив Свой завет. Всевышний прощает евреев, и снова призывает к Себе Моисея.

Через сорок дней, проведенных на горе в посте и молитвах пред великим Творцом, тот спускается с горы со скрижалями, закрывая свое лицо, ибо свет, исходящий от него, буквально ослеплял людей своим сиянием.

Жизнеописание[править | править код]

Основной источник сведений о Моисее — библейское повествование. Его жизни и деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта.

Паоло Веронезе. Нахождение Моисея. 2-я треть XVI в. Картинная галерея. Дрезден

Рождение и детствоправить | править код

Книга Исход повествует о том, что родители Моисея принадлежали колену Леви (Исх.). Моисей родился в Египте в царствование фараона, который «не знал Иосифа» (Исх.), бывшего первым вельможей при его предшественнике. Правитель усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и обратил израильтян в рабов.

Но каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. В ту пору в семье Амрама родился сын Моисей. Матери Моисея Иохаведе (Йохевед) удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев. Не имея более возможности его прятать, она оставила младенца в корзине в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание.

Поняв, что перед ней один «из еврейских детей» (Исх.), она, однако, сжалилась над плачущим младенцем и по совету сестры Моисея Мариам (Исх.), издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мариам позвала Иохаведу, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у неё вместо сына» (Исх.).

Существуют предположения, что этой доброй принцессой была Термутис, дочь Рамсеса II, или, по другому предположению, Хат-асу (Хатшепсут ??), дочь Тотмеса I, знаменитая впоследствии самостоятельная правительница Египта из XVIII династии.

Моисей был посвящен «во всю мудрость египетскую», то есть во все тайны религиозного и политического миросозерцания Египта. Предание рассказывает, что он во главе египетского войска совершил блестящий поход в Эфиопию и женился на эфиопской принцессе Фарбис.

Из Библии известно только, что Моисей, глубоко огорчённый рабским положением своего народа, однажды в порыве ярости убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с рабами-израильтянами, и, опасаясь наказания, «убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской» Исх. у священника Иофора (Итро), Исх., или (второе имя) Рагуила . Там он женится на его дочери Сепфоре (Ципоре) и пасёт скот своего тестя.

Откровение и Исходправить | править код

Пася скот у горы Хорев (Синай), он из «неопалимой купины» получил призыв Бога к освобождению своего народа и, возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта.

Рембрандт. Моисей, разбивающий скрижали,

Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращение вод Нила в кровь; нашествие жаб; мор скота; болезнь на людях и скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами; град и огонь между градом; нашествие саранчи; тьма; смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота.

Сыны Израиля двинулись в путь, чудесно перешли через море. В третий месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Моисей получил от Бога Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Моисеево законодательство и особенно знаменитое «Десятословие» легло в основу нравственного кодекса всего культурного человечества. Так Сыны Израиля стали настоящим народом — евреями. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии и законам богослужения.

Моисей дважды всходил на гору, оставаясь там по 40 дней, и видел Бога лицом к лицу. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил: сделал Золотого тельца, перед которым израильтяне начали служить и веселиться. Моисей в гневе уничтожил тельца.

Дальнейшая жизньправить | править код

Жил Моисей 120 лет. Сорок лет провёл во дворце, другие сорок — со стадами овец в земле мадиамской, и последние сорок — в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне, которое было сопряжено для Моисея со множеством невзгод. Несмотря на великие трудности, Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести свой народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых и приход Мессии. Но в землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершенного ими у вод Меривы в Кадесе (не проявили достаточной веры, чтобы явить святость Божию). Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную и был похоронен на горе Нево. Его могила была скрыта Богом, чтобы склонный, в то время, к язычеству израильский народ не сделал из неё культа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector