Сыктывкарская епархия

Русская Православная Церковь

Впервые проповедь Православия прозвучала на Коми земле во второй половине XIV в. После 1383 г. была создана восемнадцатая по счету в Русской Церкви епархия — Пермская епископия с Усть-Выми. В 1564 г. епархиальный центр был переведен в Вологду, епархия стала именоваться Вологодской и Пермской. Самостоятельная Сыктывкарская и Воркутинская епархия была восстановлена в 1995 г.

Решением Священного Синода от 16 апреля 2021 г. (журнал № 6) из состава Сыктывкарской епархии выделена Воркутинская епархия. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Сыктывкарский и Коми-Зырянский».

Епархия сегодня(по состоянию на декабрь 2012 года)

Благочиннические округа и благочинные

  • Воркутинский Центральный — протоиерей Василий Шутко
  • Воркутинский Горняцкий — игумен Рафаил (Беловолов)
  • Вуктыльский — иерей Роман Пархомчук
  • Ижемский — и.о. благочинного иерей Ярослав Истомин
  • Интинский — протоиерей Василий Потрясов
  • Княжпогостский — иерей Иоанн Карпунь
  • Койгородский — иерей Михаил Химишинец
  • Корткеросский — иеромонах Александр (Митрофанов)
  • Печорский — иеромонах Климент (Лямин)
  • Прилузский — иерей Георгий Бенца
  • Сосногорский — протоиерей Сергий Филиппов
  • Сыктывдинский Северный — иеромонах Нектарий (Стрелков)
  • Сыктывдинский Южный — иерей Димитрий Проценко
  • Сыктывкарский Краснозатонский — протоиерей Андрей Мартынов
  • Сыктывкарский Центральный — протоиерей Феодор Федько
  • Сыктывкарский Эжвинский — протоиерей Владимир Дунайчик
  • Сысольский — протоиерей Владимир Конев
  • Троицко-Печорский — протоиерей Иоанн Федько
  • Удорский — протоиерей Евгений Александров
  • Усинский — иеромонах Петр (Красников)
  • Усть-Вымский — протоиерей Василий Дзерин
  • Усть-Куломский Восточный — протоиерей Василий Паршуков
  • Усть-Куломский Западный — иерей Александр Антонов
  • Усть-Цилемский — игумен Стефан (Ульянов)
  • Ухтинский Центральный — протоиерей Вадим Голубев
  • Ухтинский Заречный — иеромонах Илия (Володин)
  • Церковный округ, включающий в себя приходы и общины исправительных учреждений ГУФСИН РФ по Республике Коми — протоиерей Александр Минин

Монастыри

  • Троице-Стефаново Ульяновский мужской 168067, Республика Коми, Усть-Куломский район, сел. Ульяново; тел. (82137) 9-93-18; сайт ylianovo-monastir.prihod.ruнаместник — игумен Савва (Гладков)
  • Михаило-Архангельский мужской 169040, Республика Коми, Усть-Вымский район, сел. Усть-Вымь, ул. Исакова, 49; тел.: (82134) 9-12-34, 9-13-35, 2-29-40; сайт ust-vym-monastyr.ruнастоятель — игумен Симеон (Кобылинский)
  • Рождества Пресвятой Богородицы мужской 168043, Республика Коми, Корткеросский район, сел. Важкурья, 65настоятель — игумен Михаил (Ветошкин)
  • Печорский Богородицкий Скоропослушнический женский 169600, Республика Коми, г. Печора, ул. Лесокомбинатовская, 37а; тел.: (82142) 2-70-98, 2-72-27настоятельница — игумения Мария (Балуева)
  • Серафимовский женский 168226, Республика Коми, Сыктывдинский район, дер. Степановка, сел. Ыб; тел.: (82130) 7-85-82, 7-85-91; сайт ybm.ruнастоятельница — игумения Иеремеила (Исупова)
  • Стефано-Афанасьевский женский 168114, Республика Коми, Сысольский район, сел. Вотча, ул. Спортивная, 1; тел. (82131) 9-83-77настоятельница — игумения Василиса (Мосягина)
  • Крестовоздвиженский Кылтовский женский 169211, Республика Коми, Княжпогостский район, дер. Кылтово, ул. Монастырская; тел. (82139) 9-45-39; сайт kyltovo.ruнастоятельница — игумения Стефанида (Запорощенко)

Количество приходов в епархии — 345. Послушания несут 126 клириков.Епархиальные СМИ

Учебные заведения

Сыктывкарское духовное училище 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, 3-34; тел.

Храмостроительство в Коми крае

За два века христианской истории Коми края известно всего лишь немногим более десяти построенных храмов. Достаточно полную картину храмостроительства и приходов края дают лишь документы конца XVI-XVII веков: в пределах земель, заселенных коми, было 28 приходов, 48 храмов и 8 часовен – немало для малолюдного края.
С ростом населения число приходов и храмов медленно, но постоянно росло.
В Коми крае было два поселения, выделяющихся обилием церквей: Усть-Вымь и Вотча.
В XVIII веке в Коми крае появляются каменные храмы.
В 1780 году по указу императрицы Екатерины II Усть-Сысольск стал городом, центром одноименного уезда.
Расцвет Усть-Сысольска связан во многом с купеческой семьей Сухановых. При ее финансовой поддержке и началось строительство каменных храмов.
«Золотым веком» храмостроительства стало девятнадцатое столетие. Если за вторую половину XVIII века было построено 33 храма, то за первую половину XIX века – 56 (в том числе 38 каменных), а до конца столетия еще 90 (27 каменных и 63 деревянных). Причиной тому — почти вдвое возросшее число приходов.
Наконец, во второй половине XIX века в Коми крае вновь появляются монастыри – мужской Троице-Стефано-Ульяновский и женский Крестовоздвиженский Кылтовский.
И уже не Усть-Вымь и Вотча выделяются числом храмов, а единственный в крае город Усть-Сысольск.

Святитель Стефан. От Пыраса до Гама

За короткое время св. Стефан обратил ко Христу всех жителей от Пыраса до Гама. После семи лет проповеди св. Стефан отправился в Москву (1383) просить великого князя и митрополита, чтобы дали епископа новопросвещенному Пермскому народу. Митрополит Пимен вместе с освященным Собором за апостольские труды хиротонисал во епископа самого проповедника, а велики князь, удостоив его милостями, с богатыми дарами отправил в новую епархию. Так была создана восемнадцатая по счету в Русской Церкви Пермская епископия с центром во «владычном городе» Усть-Выми. По прибытии к своей пастве, святитель, имея по сану благодать и право посвящать других для совершения таинств, поставил избраннейших из зырян во иереи и диаконы. В течение тринадцати лет своего сподвижничества в епископском сане, св. Стефан заслужил вполне имя отца и благодетеля народа пермского: помогал в нуждах, снабжал жизненными припасами, защищал от притеснения вогуличей, новгородской вольницы и чиновников великокняжеских просил об уменьшении налогов, был их неусыпным стражем и миротворцем. Он учредил в своей митрополии несколько церквей с училищем при каждой и основал пять монастырей – два в Яренском уезде: Усть-Вымский и Архангельский и три в Усть-Сысольском: Вотчинский, Печорский и Ульяновский. Четырех первых и следов не осталось, а последний через несколько веков был выведен из ничтожества и запустения в благоустроенную обитель. Почил свт. Стефан Пермский во время одной из своих частых поездок в Москве 26 апреля 1396 года и похоронен у церкви Спаса на Бору. К лику святых причислен в 1547 году.

История

Начало Православию на земле Коми было положено святителем Стефаном Пермским во второй половине XIV века. Он составил зырянскую азбуку, перевёл несколько важнейших богослужебных книг, начал свою проповедь в 1376 году в селении Пырас (Котлас) в 20 верстах от Сольвычегодска. В 1383 году Стефан был поставлен епископом для новопросвещённого народа, чем была создана Пермская епархия с центром в Усть-Выми.

В XIX — начале XX века нынешний епархиальный центр, Сыктывкар, назывался Усть-Сысольском и являлся центром одноименного уезда Вологодской губернии и епархии. Северные районы нынешней Республики Коми относились к Архангельской губернии и епархии.

После 1917 года начались антирелигиозные гонения, храмостроительство было свернуто, и к маю 1941 года не осталось ни одной действующей церкви. Только после Великой отечественной войны было разрешено открыть три храма.

С конца 1980-х годов началось восстановление православных приходов.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 7 октября 1995 года была создана новая епархия на территории Республики Коми, будучи выделенной из Архангельской епархии.

16 апреля 2021 года из состава Сыктывкарской епархии выделена Воркутинская епархия.

Просвещение молодежи

Одной из главных своих обязанностей служители епархии называют духовное просвещение молодежи Республики Коми. С этой целью во многих районах при храмах и церквях открыты воскресные школы, занятия в которых ведут как священнослужители, так и миряне, имеющие педагогическое образование. Образовательная программа у каждой из школ индивидуальная, составленная с учетом рекомендаций отдела образования Московской Патриархии. Ученики часто отправляются к различным святыням в паломнические поездки.

Каждый год множество воспитанников воскресных школ отмечают совместно с духовным руководством епархии такие праздники, как Вербное воскресение, Пасха, Рождество. Для детей устраивают различные представления и дарят подарки.

Монастыри

На территории епархии расположено не только множество церквей и храмов, но и женских и мужских монастырей. В них живут и возносят молитвы сотни послушников, ведется не только духовная, но и просветительская деятельность.

На территории епархии находятся следующие женские и мужские монастыри:

  • Кылтыновский Крестовоздвиженский.
  • Троице-Стефаново-Ульяновский.
  • Вотчинский Стефано-Афанасьевский.
  • Усть-Вымский Михаило-Архангельский.
  • Печорский Богородицкий Скоропослушничецкий.
  • Важкурский Рождества Пресвятой Богородицы.

Все перечисленные выше обители имеют давнюю историю и за время своей деятельности добились значительных успехов.

Отрывок, характеризующий Сыктывкарская епархия

– Я не понимаю, что делают люди, – сказала графиня, обращаясь к мужу, – мне сейчас сказали, что еще ничего не готово. Ведь надо же кому нибудь распорядиться. Вот и пожалеешь о Митеньке. Это конца не будет? Граф хотел что то сказать, но, видимо, воздержался. Он встал с своего стула и пошел к двери. Берг в это время, как бы для того, чтобы высморкаться, достал платок и, глядя на узелок, задумался, грустно и значительно покачивая головой. – А у меня к вам, папаша, большая просьба, – сказал он. – Гм?.. – сказал граф, останавливаясь. – Еду я сейчас мимо Юсупова дома, – смеясь, сказал Берг. – Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что нибудь. Я зашел, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. Вы знаете, как Верушка этого желала и как мы спорили об этом. (Берг невольно перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет.) И такая прелесть! выдвигается и с аглицким секретом, знаете? А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас так много этих мужиков на дворе. Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и… Граф сморщился и заперхал. – У графини просите, а я не распоряжаюсь. – Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, – сказал Берг. – Мне для Верушки только очень бы хотелось. – Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.. – закричал старый граф. – Голова кругом идет. – И он вышел из комнаты. Графиня заплакала. – Да, да, маменька, очень тяжелые времена! – сказал Берг. Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз. На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе все так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком. – Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала. – За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему… – По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери. – Это гадость! Это мерзость! – закричала она. – Это не может быть, чтобы вы приказали. Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь. – Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! – закричала она. – Они остаются!.. – Что с тобой? Кто они? Что тебе надо? – Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!.. Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну. Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя. – Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому нибудь! – сказала она, еще не вдруг сдаваясь. – Маменька, голубушка, простите меня! Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу. – Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, – сказала она, виновато опуская глаза. – Яйца… яйца курицу учат… – сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо. – Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. – спрашивала Наташа. – Мы все таки возьмем все самое нужное… – говорила Наташа. Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.

Крестные хода

Хорошей традицией в епархии стало проведение ежегодных крестных ходов. Первый из них начинается 9 мая, в день памяти Стефана Пермского, и продолжается 2 дня. Участники крестного хода пешком направляются из Сыктывкара к Серафимскому женскому монастырю. В храме святителя Стефана архиерей проводит молебен.

Кроме того, ежегодно проводится крестный ход в честь российских исповедников и новомучеников, которые пострадали во время репрессий, проводимых в отношении духовных лиц. Он проводится уже 22 года. Крестный ход начинается 12 июля, когда отмечается день апостолов Петра и Павла. Верующие движутся пешком в Вотчинский Стефано-Афанасьевский женский монастырь. Проводится ход и в день основания города, который отмечается 12 июня. Прихожане идут по улицам Сыктывкара.

У Сыктывкарской епархии не осталось претензий к Роспотребнадзору Коми

У Сыктывкарской епархии не осталось претензий к Управлению Роспотребнадзора по Коми. Об этом заявил архимандрит отец Филипп (Филиппов) в разговоре с журналистом «Комиинформа».

Напомним, архиепископ Питирим после постановления главного санитарного врача Людмилы Глушковой о запрете посещений храмов накануне Светлого Вербного воскресенья заявил, что православное сообщество готовит на ведомство судебные иски и начинает правовое противодействие антиконституционному намерению закрыть городские и сельские храмы от прихожан до 30 апреля.

«Органами будет осуществляться контроль непосещения церквей верующими с регулярным патрулированием подходов к ним наружными отрядами. Епархиальное управление просит прихожан Сыктывкарской епархии сообщать обо всех случаях задержания или наложения штрафа за посещение храмов епархии. Юридический отдел будет внимательно рассматривать все ваши обращения», — написал архиепископ Питирим.

Как пояснил отец Филипп, имелось в виду не само распоряжение, а возможные штрафы. По его словам, это сообщение имело посыл о том, что церковь не даст своих прихожан в обиду, и в случае, если кто-то из них получит штраф по пути в храм, юридический отдел будет рассматривать каждый случай отдельно. Однако за минувшее время от прихожан не поступало информации о подобных случаях.

«Православные христиане очень дисциплинированы и все соблюдают домашний режим. В храмах находятся только те, кто обеспечивает богослужение, максимум 10-15 человек. Это те, кто совершают службу, обеспечивают санитарную обработку, охрану и т.д. У МВД также нет претензий к соблюдению нами режима самоизоляции. В храмах соблюдены все санитарно-эпидемические нормы: дистанция, санобработка, масочный режим и ограничение посещений пожилых людей. А служители обеспечены пропусками», — отметил отец Филипп.

Также он о, поэтому духовенство республики «с благодарностью приняло постановление», которое регламентирует порядок проведения богослужений.

«Мы не знали, как их проводить в условиях самоизоляции. Теперь мы понимаем, что ограниченное количество людей, которые обеспечивают функционирование храмов, могут присутствовать и совершать богослужения. Никаких нарушений у нас нет, — сообщил отец Филипп. — Многая лета Людмиле Ивановне».

Отец Филипп также отметил, что владыка призывает праздновать Пасху, а не нарушать режим самоизоляции.

«Независимо от обстоятельств у людей в сердце должна быть радость. Победить нашу общую беду мы можем только так. Если все будем в панике, унынии и отчаянии, мы эту напасть не победим. Только радостью, оптимизмом и духовной крепостью мы сможем остановить любую болезнь», — сообщил отец Филипп.

Так зачем нужно было делить епархию?

Любая новость о деятельности Русской православной церкви уже традиционно и неизбежно вызывает массу негативных оценок и комментариев, причём в основном со стороны людей, не имеющих отношения к церкви. Появился в средствах массовой информации и вопрос о том, зачем нужно было делить Сыктывкарскую епархию. Ответ может быть следующим. В связи с ростом числа восстанавливаемых храмов ещё в 2011 году Русская православная церковь начала процесс разделения крупных региональных епархий на более мелкие. Это было вызвано тем, что появилась потребность в уменьшении числа приходов на одного епископа для того, чтобы больше внимания было уделено каждому. Результатом такого разделения должно быть более тесное общение архипастырей с прихожанами, открытие новых храмов, создание новых общин и рукоположения новых священников. Не исключение и бывшая епархия Сыктывкарская и Воркутинская.

Епископ Филофей

Продолжателем просветительской деятельности в Пермском крае был епископ Филофей (1471-1501). Зимой 1483 года смирившиеся и присягнувшие вогулы явились в Усть-Вымь, к епископу Филофею, для переговоров о подданстве, для чего епископ Филофей ездил с ними в Москву. Начиная с 1492 года по решению Собора было положено считать начало года с 1 сентября. В составлении новых Пасхалий принимали участие: митрополит, Новгородский владыка и Усть-Вымский епископ Филофей. В 1492 году Усть-Вымская епархия увеличилась присоединением вологодских церквей; с этого времени Усть-Вымские епископы по временам живут в Вологде. В апреле 1501 года Филофей оставил епископскую кафедру и удалился на покой; в августе он почил.

Действующие мужские монастыри

Троице-Стефано-Ульяновский

Старинная мужская обитель — одна из монастырей, основанных в 14 веке святителем Стефаном, которая восстановлена после разрушения. Монастырь закрыли в 1764 году, в 1860 году иноки Соловецкой обители возобновили в нем жизнь, построив великолепный монастырский ансамбль, венчавшийся высокой колокольней.


Ульяновский Троице-Стефановский монастырь

В 1918 году монастырь закрыли, насельников расстреляли. Ныне Троицкий монастырь открыт для посещения. По желанию паломников иноки проводят экскурсии.

Усть-Вымский Михаило-Архангельский

Особенностью этой обители является не только основание ее первым игуменом епархии, но и место строительства. Прежде на месте монастыря стояла языческая куминица — береза, ее срубили, и построила церковь. Восстановление монастыря началось в 1996 году.

Интересно! В Михайло-Архангельском мужском монастыре хранятся святые останки Пермских святителей. Особенно многолюдно в нем на водосвятные молебны, совершаемые у источника Святого Стефана.

Почин прославления святых новомучеников и исповедников Российских

Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).

Решением Священного Синода от 6 октября 2001 года, постановили включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены:
Епископа Вязниковского Германа Ряшенцева (1874- 15 сентября 1937 г.г.),
Священника Стефана Ермолина (1891- 15 сентября 1937 г.г.)
Священника Палладия Попова (1879- 23 сентября 1937 г.г.),
Священника Иоанна Попова (1863- 23 сентября 1937 г.г.),
Иеромонаха Платона Колегова (1865- 15 августа 1937 г.г.),
Иеромонаха Мелетия Федюнева (1871- 23 сентября 1937 г.г.),
Священника Иоанна Павловского (1876- 19 сентября 1937 г.г.),
Священника Николая Шумкова (1886- 21 августа 1937 г.г.),
Священника Григория Бронникова (1876- 25 августа 1937 г.г.),
Священника Николая Доброумова (1876- 25 августа 1937 г.г.),
Священника Всеволода Потеминского (1870- 19 сентября 1937 г.г.),
Священника Димитрия Спасского (1877- 19 сентября 1937 г.г.),
Монахини Елисаветы Ярыгиной (1879- 12 сентября 1937 г.г.),
Евфимия Кочева (1867- 18 сентября 1937 г.г.).

Решением Священного Синода от 26-27 декабря 2001 года, постановили включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены:
Священника Павла Малиновского (1874- 12 сентября 1937 г.г.),
Псаломщика Михаила Ерегодского (1878- 31 августа 1937 г.г.).

Решением Священного Синода от 12 марта 2002 года, постановили включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены:
Павла Елькина (1876- 15 сентября 1937 г.г.).

На приходах, где несли свое служение прославленные святые, были написаны иконы, а также их имена поминаются на отпустах при Богослужении.

Святитель Стефан

Епархия Сыктывкарская зародилась около 650 лет назад. В XIV веке на земле Коми находились поселения язычников — западных пермяков или зырян. В одном из приграничных с ней городов — Устюге — тогда родился будущий святитель Стефан. Ещё в детстве он познакомился с языком и обычаями народа, среди которого вёл впоследствии миссионерскую работу. Святитель не пожелал вместе с крещением зырян поддерживать и их обрусение. Поэтому он создал зырянскую письменность на основе местных рун и перевёл на зырянский язык богослужебные книги и Библию. То есть святитель Стефан стал для Коми тем же, кем для Руси были Кирилл и Мефодий.

Проповедь Евангелия святитель начал с Усть-Выми — главного поселения зырян. Победив в споре местного колдуна, он с большим успехом стал проповедовать христианство на земле Коми. Великолепный храм, выстроенный Стефаном в Усть-Выми, стал своеобразной проповедью красотой. Язычники приходили просто полюбоваться церковью и её убранством. По всей зырянской земле святитель стал строить храмы и писать для них иконы. Помимо апостольских трудов, Стефан беспокоился и о хлебе насущном для народа, который просвещал, чем заслужил любовь и доверие зырян.

Святители Герасим, Питирим и Иона

Наиболее важный след в истории Пермской епархии оставили святители Герасим (после 1416-1443), Питирим (после 1444-1455) и Иона (1456-1470). Причисление их к лику российских святых произошло в 1607 году, однако местное их почитание началось гораздо раньше.
У современных летописцев нет указаний на то, когда свт. Герасим был поставлен в епископы и когда скончался. Древнее местное предание говорит о нем только то, что он был святой жизни, с ревностью очищал плевелы, появившиеся на ниве Христовой, и старался глубже укоренить в сердцах народа православную веру, не жалея для этого ни трудов своих, ни здоровья. Он часто осматривал свою епархию и оказывал помощь бедным. Предание говорит о том, что св. Герасима задушил его же омофором слуга вогул, которого святитель взял к себе с целью воспитать из него проповедника православной веры для диких соплеменников.
Преемником блаженного Герасима был поставлен архимандрит Чудова монастыря Питирим, известный по благочестию своему и иноческим подвигам. Св. Питирим часто беседовал с народом, объясняя (по-русски) им правила веры; он был на Удоре и на Печоре, где обратил вогулов в христианство. Это вызвало в вогульском князе Асыке ненависть. Владыка Пермский 19 августа 1455 года был варварски замучен князем Асыкою.
В 1455 году прибыл новый Владыка Перми Иона, главным подвигом которого было обращение к Христу народов великой Перми.
После поездки в Москву на собор (1459-1460) св. Иона посетил зырян по реке Вишере. А в 1462-1463 он ездил на реку Каму, где в окрестностях Чердыни, учение Христово распространили, по преданию, печорские монахи. Иона окрестил князя камских зырян, которого назвал Михаилом, и для большего утверждения христианства в сердцах новопросвещенных воздвиг в г. Чердыни Богоявленский монастырь.

Первая церковь

Там была создана первая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Соборный Благовещенский храм был поставлен на насыпном холме, укрепленном рвом и валом с деревянной стеной. На соседнем холме была построена монастырская Михаило-Архангельская церковь. По образовании Пермской епархии там был устроен монастырь, в котором пребывали Велико-Пермское архиереи. Неутомимо заботясь о духовном преуспеянии юной паствы, св. Стефан учредил при церкви училище, в котором сам был первым наставником, учил юношество часослову, псалтири и прочим церковным книгам, переведенным на зырянский язык.

О разделении Сыктывкарской и Воркутинской епархии

Будет так:

В СССР на 1989 год имелось 67 епархий, включая украинские, белорусские, молдавские и так далее. В 90-е их начали потихоньку делить. В частности, Архангельская епархия, была разделена на Архангельскую, Мурманскую и Коми. В Коми после репрессий 30-х действующих храмов не осталось, но в 1945 власти разрешили открыть Кочпонскую Свято-Казанскую Церковь. Туда в 1950-м году был назначен протоиерей Владимир Жохов, один из самых выдающихся пастырей Русского Севера в ХХ веке.

Он был фронтовиком, служил в кавалерии, а после войны посвятил себя служению Богу. Собственно он и возобновил и Коми Церковь. Прихожане его обожали, а власти относились не без уважения. Было открыто еще несколько храмов, но после начала хрущевских гонений отец Владимир был изгнан из Республики. Несколько церквей были тогда закрыты, так что в течение несколько десятилетий их оставалось всего четыре.

Создание Коми епархии произошло по просьбам верующих в 1995-м году. Немало поспособствовал этому губернатор Юрий Алексеевич Спиридонов.

Кроме Архангельской было разделено еще несколько епархий, например, Воронежско-Липецкая. В 2011-м году было принято решение о разделении большинства епархий России. Как правило, вместо них создаются митрополии. Поясню, что такое митрополия на примере Архангельской области. В конце 2011 года на ее базе были образованы Архангель­ская, Котласская и Нарьян-Марская епархии. Архангельскую возглавляет лично митрополит Даниил, епископы Котласа и Нарьян-Мара находятся у него в подчинении.

На данный момент Русская Церковь насчитывает около 270 епархий, из них порядка 160 в России.

Коми едва ли не последняя из епархий, которая сохранялась в старом формате. Возможно это связано с тем, что у архиепископ Питирим один из немногих, кто мог на заседании Синода выступить против того или иного решения. Кому-то из епископата это нравилось, кому-то нет, поэтому он оказался на особом положении. Его трудно понизить в статусе, не вызвав возмущения, но есть и противники посвящения его в митрополиты.

Как я понимаю, по Коми, в конце концов, был найден своего рода компромисс. Приняли решение разделить Сыктывкарскую епархию на две части, пока без преобразования в митрополию, но с посвящением епископа Питирима в архиепископы Сыктывкарские и Коми-Зырянские. Впрочем, есть вероятность, что в обозримом будущем Коми все-таки станет митрополией. Тогда у нас, очевидно, появится еще одна епархия — Ухтинская.

***

В заключение несколько по слов по поводу слов «Коми-Зырянский» в титуле архиепископа. Существует безграмотная гипотеза, что слово «зыряне» «придумали русские», произведя его от «зыря, зырить, вызырить — много пить». Еще одно заблуждение приписывает происхождение наименования «зыряне» коми напитка «сур». С таким же успехом можно заявлять, что «дойч» (немец) произошло от русского слова «доить», а не от древнегерманского «дейч» — «люди».

В грамоте датированной 1485 года можно прочитать о «крещеных сирянах Ужговских». Слова «сирять» в русском языке нет, так что это самоназвание. Записывали его по разному «саран», «сöран», «суран», «зыран», «зырян». Предположительно, это слово произошло от пермского «sara», что значит мужчина.

«Мужчины» или «люди» — это чрезвычайно распространенное название для племен и народов в разных концах земли. Например, кеты на Подкаменной Тунгуске происходят от «кет» — «мужчина». «Гунны» производная от слова «хунн» — «человек», «нивх» от «человек», «ненец» тоже от «человек», а не от «не-не», в смысле: «моя твоя не понимай». Такие дела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector