Успенский липецкий монастырь
Содержание:
Содержание
- 1 Белоруссия
- 2 Литва
- 3 Молдавия
- 4 Польша
- 5 Россия 5.1 Архангельская область
- 5.2 Белгородская область
- 5.3 Брянская область
- 5.4 Владимирская область
- 5.5 Вологодская область
- 5.6 Воронежская область
- 5.7 Забайкальский край
- 5.8 Ивановская область
- 5.9 Карелия
- 5.10 Кировская область
- 5.11 Костромская область
- 5.12 Красноярский край
- 5.13 Липецкая область
- 5.14 Ленинградская область
- 5.15 Московская область
6 Мордовия
- 6.1 Нижегородская область
6.2 Орловская область
6.3 Пермский край
6.4 Псковская область
6.5 Рязанская область
6.6 Северная Осетия
6.7 Татарстан
6.8 Тверская область
6.9 Тульская область
6.10 Удмуртия
6.11 Ярославская область
7 Крым
8 Таиланд
9 Украина
10 Эстония
11 Литература
12 Примечания
13 См. также
О учреждении в городе Уфе мужского монастыря
По соизволению Государя Михаила Феодоровича построен в городе Уфе Успенский мужеской монастырь деревянным строением. От Рождества Христова 1564 года на высоком месте подле Белой реки.
К которому пожаловано от того Государя крестьян, находящихся в сёлах Честноковке и Дуванеях, со всеми находящимися при оных угодьями, а при том для общей трапезы отведено рыбных ловель, отстоящее от города в 6 верстах озеро, называемое Долгое.
В оном церковь Успения Божия Матере с пределами Иоанна Богослова и преподобного Михаила Малеина, деревянная, весьма толстого лесу.
В том монастыре были настоятели, коих имена только по описям нашлось.
При котором построена была маленькая церковь в проименование преподобного Сергия, с двумя келиями, от города в 3-х верстах, подле дороги, следующей от города к дворянскому селению, называемому Сосновое озеро.
Сей монастырёк построен был для того более, что около его занималась монастырская пашня, и из братии два монаха, живущие в том, руководствовали присмотром и божественною службою, к семуж не подалёку от сего по Белой реке рыбные ловли и перевоз состоял к монастырю, от чего и доныне тот перевоз именуется Сергевым.
Свято-Успенский епархиальный монастырь
В начале XVII века началась история Паройской пустыни, которая
ныне именуется Свято-Успенским монастырем. На территории монастыря
располагается лишь один храм, освященный в честь Успения Божией Матери и
являющийся самым древним собором города. Исторически сложилось, что в Липецке,
начиная с XVII века и заканчивая XXI, была только одна
монастырская обитель, Паройская, оставившая заметный след в культуре и истории
города.
Монастырь пустыни был выстроен в XVII –
начале XVIII веках. Неподалеку от обители работали Липецкие
железоделательные заводы, которые были основаны по указу Петра Великого.
Он неоднократно посещал пустынь и выделял щедрое жалование на ее нужды. При
этом императоре обитель процветала. Особенно улучшилась монастырская жизнь
после ее объединения с двумя другими небольшими обителями, когда к пустыни
приписали мельницу, луг и монастырский сад.
В эпоху Екатерины II монастырь был закрыт в 1764 году. Тогда на
его территории находился каменный Успенский храм, деревянная часовня иконы
Богородицы «Живоносный источник», деревянная же колокольня и настоятельская и
братский корпус. В 1804 году Успенская церковь становится приходской и
приписывается к приходу Христо-Рождественского храма.
В XIX веке были сделаны первые попытки возродить монастырь, когда
несколько состоятельных благочестивых жителей Липецка подал прошение о
восстановлении обители. Правда, их просьба не была удовлетворена. К
началу XX века в библиотеке храма насчитывалось 140 томов, среди
которых были уникальные издания богослужебных книг. Кроме того, особым
почтением среди прихожан пользовались чудотворные иконы Параскевы Пятницы и
Богородицы «Донская», а так же крест из кипариса, в котором хранились частицы
мощей преподобной Ефросинии.
В 1910 году в монастыре проводились ремонтные работы, в ходе которых
обнаружили подземный ход, о котором ранее знали лишь из легенд. Дело в том, что
рядом с Успенским храмом располагался некрополь XVII века. Тогда
жители Липецка вновь захотели возродить монастырь, но вопрос этот решался
долго. А тут в стране случилась революция, в корне изменив ситуацию в
государстве. В 1938 году церковь Успения была закрыта. С 1960го года ее здание
относится к памятникам истории и культуры государственного значения.
Передача храма Русской Православной Церкви состоялась в 1996 году, тогда же
начались очередные восстановительные работы. Накануне 2000 года
богослужения в храме возобновились, а в 2003 году было принято решение об
открытии Свято-Успенского мужского монастыря.
Сегодня в историческом центре города Липецка, у стен древнего храма во имя
Успения Пресвятой Богородицы созидается новый оплот духовности и благочестия.
Восстанавливается Свято-Успенский мужской монастырь и возрождается из
забвения его славная история. Теперь, когда Успенский храм снова стал
монастырским, удивительный уголок «старого Липецка» и его святыни обрели новую
жизнь. В конце августа 2008 года было совершено освящение фундамента братского
корпуса.
Телефон: +7 (4742) 77−27−13
Адрес: Липецк, ул. Салтыкова-Щедрина
Социальные комментарии Cackle
1. История
Основой монастыря является Древне-Успенский храм, находящийся в слободе Монастырка, получившей своё название по мужскому монастырю «Паройская пустынь» , основанному в XVII веке и стоявшему здесь у живоносного источника в подножии поросшей дубравой высокой Железной горы вплоть до упразднения обители в 1764 году указом императрицы Екатерины II.
Древне-Успенским храм стал именоваться после постройки в 1839 году на западной окраине города кладбищенского храма во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Древне-Успенская церковь и Петровский пруд. Вид с Верхнего парка (с открытки начала XX века)
По преданию, на источнике бывал император Пётр I. Государь, известный как рачительный хозяин, отметил по соседству с монастырём наличие рудных богатств, целебных железистых вод и подходящей для строительства железоделательного завода речки Липовки, которые и дали жизнь современному Липецку — крупному металлургическому центру страны и старейшему городскому курорту России.
После установления Советской власти в Липецке драгоценная утварь храма была реквизирована. В 1937 году, по ложному обвинению, был осужден и расстрелян семидесятилетний настоятель храма С.Ф. Востоков.
В 1996 году, по инициативе Липецкого краеведческого общества и администрации ОАО НЛМК здание церкви передали верующим.
В 2003 году Древне-Успенская церковь была преобразована в Свято-Успенский липецкий мужской епархиальный монастырь.
В феврале 2008 года мэрия Липецка взяла монастырь под свою опеку .
Высокопреосвященнейший Арсений на Литургии Преосвященных Даров
31 марта, в среду 3-й седмицы Великого поста, Высокопреосвященнейший Арсений, митрополит Липецкий и Задонский, совершил Литургию Преждеосвященных Даров в нижнем приделе строящегося храма в честь преподобного Сергия Радонежского г. Липецка.
Его Высокопреосвященству сослужили протоиереи: Виталий Диесперов, благочинный храмов 1-го Липецкого церковного округа, протоиерей Сергий Косых, настоятель прихода; иереи: Александр Золотарев, Олег Феофанов, Вячеслав Колягин, Владимир Крисанов и диакон Георгий Коротеев, клирики прихода, а также диакон Андрей Кантарюк, клирик кафедрального собора Рождества Христова г. Липецка.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма святителя Николая Чудотворца г. Липецка (регент — Роман Попов).
Богослужение прошло в благоговейной молитвенной атмосфере.
На запричастном проповедовал иерей Олег Феофанов. В своей проповеди он рассказал об истории и причинах возникновения Литургии Преждеосвященных Даров.
По окончании Богослужения Высокопреосвященнейший владыка Арсений обратился к священнослужителям и мирянам с архипастырским словом
Особое внимание Высокопреосвященнейший владыка обратил на духовный смысл поста, отметив на необходимость постоянного исполнения заповедей Божиих, для того, чтобы стремиться к жизни вечной, желая услышать слова Христа: «Сегодня же будешь со Мною в раю»
Текст и фотоГалины и Александра Григорьевых, 2021 год.
***
Архив публикаций:
Как добраться
Адрес
: Россия, Брянская область, Брянский район, п. Супонево, ул. Фрунзе, д. 1 Б
Свенский монастырь находится в поселке Супонево, пригороде Брянска. До Брянска из Москвы можно добраться на поезде (с Киевского вокзала) или автобусе (от станции метро «Теплый Стан»). От железнодорожного вокзала Брянска нужно ехать на троллейбусе № 1 до остановки «Телецентр», далее перейти (через небольшой рынок) на остановку автобуса № 7, который и довезет вас до Свенского монастыря. От автовокзала ходит все тот же автобус № 7. Кроме того, до обители можно доехать на маршрутных такси № 36 и 45. На автомобиле в Брянск следует выезжать из Москвы по Киевскому шоссе. Расстояние — 380 километров.
История
Монастырь основан, если верить преданию, в 1288 году брянским князем Романом Михайловичем. Легенда гласит, что князь внезапно стал терять зрение. Для исцеления он послал в Киево-Печерский монастырь за чудотворной иконой — Печерской иконой Божией Матери. Во время путешествия по Десне икона чудесным образом исчезла из лодки и оказалась на берегу реки Свень, куда и пришёл князь. После молитвы перед иконой он исцелился. На этом месте он повелел основать монастырь, срубить храм во имя Богоматери, и наделил его землями. По названию реки Свини монастырь вплоть до XVII века носил название Свинский.
Документальные сведения о существовании обители появляются в XVI веке, когда Иван Грозный повелел поставить здесь две каменные церкви, в том числе восстановленный в 2011 году храм свв. Антония и Феодосия Печерских. В 1583 году монастырь разорён литовцами, в 1664 — крымскими татарами.
Архитектурный ансамбль монастыря принадлежит к традиции слободского барокко. В 1679 году возведена надвратная Сретенская церковь, сохранившаяся до нашего времени. По церковной легенде, в монастыре бывал Пётр I. Домик, где он якобы ночевал, сохранялся до начала XX века, а «дуб Петра Великого» и сейчас стоит перед монастырём, являясь известной достопримечательностью.
В 1681—1786 годах монастырь был приписан к Киево-Печерской лавре и носил наименование Ново-Печерский. В эти годы здесь были построены надвратная Спасо-Преображенская церковь (1742) и монументальный Успенский собор (1758, снесён в 1930). Перед стенами монастыря шумела ярмарка, одна из самых крупных на западе России.
После возвращения монастырю статуса самостоятельного он, чтобы избежать прежнего неблагозвучного названия, был наименован Свенским, соответственно и речка Свинь была переименована в Свень. Согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель (1764), монастырь был отнесён к третьему классу.
Свенская (Печерская) икона Божией Матери (с Антонием и Феодосием Печерскими) после Октябрьской революции была увезена в Москву, в Третьяковскую галерею. По традиции приписывается киево-печерскому иконописцу Алипию (XI век).
В 1920-е годы началось постепенное закрытие монастыря, которое было полностью завершено к 1926 году, а в 1930 году значительная часть монастырских построек, включая главный собор, была снесена. Успенский собор был взорван группой подрывников, под руководством Рыхлова. От взрыва пострадал и храм Св. Антония и Феодосия Печерских, от него сохранился лишь нижний ярус.
Сохранившиеся здания возвращены церкви в 1992 году, когда был возобновлён и сам монастырь. По состоянию на 2014 год ведётся восстановление архитектурного комплекса, в том числе взорванного собора.
Настоятели и наместники
- Трифон (1110 — 1127)
- Никандр (1127 — 1153)
- Мисаил (1153 — ?)
- Порфирий (? — 1164)
- Феодорит (1164 — 1193)
- Александр (1193 — 1203)
- Иринарх (1203)
- Александр (1203 — ?)
- Герасим
- Симеон (? — 1220)
- Варсонофий (1200 — ?)
- Иона
- Никандр
- Кирилл
- Исаия (? — 1240)
- Варлаам (1240 — ?)
- Леонид
- Филарет (? — 1272)
- Мефодий
- Лаврентий
- Антоний
- Иона
- Феодосий
- Савва (? — 1283)
- Симеон (1283 — 1289)
- Варнава (1289 — ?)
- Киприан
- Герман
- Иосиф
- Арсений
- Боголеп
- Серапион (? — 1292)
- Дорофей (1292 — 1304)
- Иаков (1304 — 1312)
- …..
- Свт. Герман Казанский (1551 — 1553)
- Игнатий (1553 — 1559)
- Свт. Иов Московский (1559 — 1571)
- …
- Пимен (1601 — 1607)
- Прп. Дионисий Радонежский (1607 — 1610)
- …
- Мефодий (1617 — 1623)
- Иосиф (1623 — 1653)
- Леонид (1653 — 1655)
- Тихон (1655 — 1658)
- Исаия I (1658 — 1662)
- Варлаам (1662 — 1669)
- Сергий (1669 — 1672)
- Варлаам II (1672 — 1683)
- Исаия II (1683 — 1697)
- Корнилий (1697 — 1716)
- Иоаким (1716 — 1719)
- Мельхиседек (1719 — 1722)
- Иона (1722 — 1732)
- Тарасий (1732 — 1769)
- Варфоломей (1763 — 1768)
- Филимон (1769 — 1770)
- Христофор (1770 — 1776)
- Макарий (1776 — 1783)
- Арсений (Москвин) (1783 — 1784)
- Александр (1784 — 1785)
- Амфилохий (1785 — 1785)
- Елпидифор (1785 — 1792)
- Павел (1792 — 1795)
- Варлаам (1795 — 1796)
- Иоасаф (Сретенский) (14 мая 1796 — 1798)
- Анастасий (1798 — 1806)
- Антоний (1806 — 1807)
- Иоанникий (1807 — 1808)
- Сергий (1808 — 1808)
- Серафим (1808 — 1811)
- Иоасаф (1811 — 1816)
- Владимир (1816 — 1818)
- Ириней (1818 — 1821)
- Иннокентий (Александров) (15 августа 1821 — 2 августа 1823)
- Серафим (1823 — 1824)
- Антоний (1824 — 1825)
- Макарий (1825 — 1832)
- Александр (1832 — 1856)
- Феодор (1856 — 1858)
- Адриан (1858 — 1865)
- Мефодий (1865 — 1866)
- Гавриил (1866 — 1867)
- Поликарп 1868 — 1871
- Марк (1871)
- Гавриил (1871 — 1884)
- Виталий (1884)
- Агафангел (1884 — 1888)
- Арсений I (1888 — 1894)
- Алексий (1894)
- Арсений II (1894 — 1896)
- Николай (1896 — 1905)
- Тихон (1905 — 29 марта 1908 )
- Павел (Крылов) (29 марта 1908 — 25 августа 1918)
- Тихон (1918 — ?)
- Алексий (? — 1923)
- Кирилл (? — 1928)
- …
- Гермоген (Чирков) (1997 — 12 октября 2007)
- Димитрий (Севостьянов) (12 октября 2007 — 9 июля 2019)
- Паисий (Новоженов) (с 15 июля 2019), и/о
Свято-Успенский монастырь в г. Липецк
Описание Свято-Успенского монастыря в г. Липецк
Свя́то-Успе́нский Ли́пецкий мужско́й епархиа́льный монасты́рь — монастырь Русской православной церкви, расположен в историческом центре Липецка и относится к архитектурным памятникам города.
Древне-Успенская церковь необычна по архитектуре. Объёмно-пространственная композиция храма состоит из восьмерика на высоком двусветном четверике с глухим барабаном купола и примыкающего к церкви с северо-запада низкого придела, соединённого с трапезной, расположенной с юго-западной стороны. Храм бесстолпный и бесколокольный, сооружён в стиле русского барокко. Особенностью храма является ориентация его оси по линии северо-восток — юго-запад (в отличие от традиционной: восток — запад).
Стоит храм над святым источником, где, по преданию, явилась чудотворная икона Божией Матери «Живоносный источник». Люди шли к святому источнику возле Древне-Успенской церкви, чтобы избавиться от телесных и духовных недугов, обрести душевный покой.
Основой монастыря является Древне-Успенский храм, находящийся в слободе Монастырка, получившей своё название по мужскому монастырю «Паройская пустынь», основанному в XVII веке и стоявшему здесь у живоносного источника в подножии поросшей дубравой высокой Железной горы вплоть до упразднения обители в 1764 году указом императрицы Екатерины II.
Древне-Успенским храм стал именоваться после постройки в 1839 году на западной окраине города кладбищенского храма во имя Успения Пресвятой Богородицы.
По преданию, на источнике бывал император Пётр I. Государь, известный как рачительный хозяин, отметил по соседству с монастырём наличие рудных богатств, целебных железистых вод и подходящей для строительства железоделательного завода речки Липовки, которые и дали жизнь современному Липецку — крупному металлургическому центру страны и старейшему городскому курорту России.
После установления Советской власти в Липецке драгоценная утварь храма была реквизирована. В 1937 году, по ложному обвинению, был осужден и расстрелян семидесятилетний настоятель храма С.Ф. Востоков.
В 1996 году, по инициативе Липецкого краеведческого общества и администрации ОАО НЛМК здание церкви передали верующим.
В 2003 году Древне-Успенская церковь была преобразована в Свято-Успенский липецкий мужской епархиальный монастырь.
В феврале 2008 года мэрия Липецка взяла монастырь под свою опеку.
Паломнические поездки к Свято-Успенскому монастырю в г. Липецк
Поездка из Воронежа в Свято-Успенский монастырь в г. Липецк
Православный календарь
Друзья сайта:Сайт Липецкой митрополииОтдел религиозного образования и катехизации Липецкой епархииГазета “Усмань православная”Борис Михайлюк: “Газету делает Господь, но нашими руками”Явление Богоявленского собораАнтология русской поэзии для семейного
чтенияКафедрального Соборного Храма Христа Спасителя
Духовные традиции на портале культурного наследия России
Храмы Липецка, которых уже нет…Впрочем, автор этого живого журнала ошибается по поводу Древне-Успенской церкви. Она, слава Богу, сохранилась и радует нас!
***
«Ангела за трапезой!»
В бытность свою корреспондентом 1 канала, снимая репортажи, Александр Казакевич 15 лет собирал по крупнейшим православным монастырям секреты православной кухни. И написал целую книгу!
Смотрите здесь:
Фильмы Александра Казакевича на телеканале “Культура”
РУСАЛИМ
***
Три новые книги Александра Казакевича(2020 г.)
Без дураков***Талант ученого, проницательность незаурядного ума, феноменальная память, страстность натуры, чуткость к религиозным основам жизни – все эти качества сделали Карсавина одной из самых значительных фигур российской культуры.
Л. Карсавин. «Джиордано Бруно» ***Часть 1Часть 2Часть 3
Рождественские чтения – 2016***http://www.lpgzt.ru/aticle/58995.htmhttp://eot.su/node/22150