Варсонофий (судаков)

Горд он!

Старец Варсонофий остро ощущал и хорошо понимал процессы, происходившие в культурной и духовной жизни того времени, в частности возрастание и наступление течений и тенденций, враждебных христианской религии в целом и Православной Церкви в частности. Это сказывалось не только в постоянном росте изданий книг либерального толка, в которых подвергались сомнению основные догматы веры, а также в усилении либерально-нигилистических идей и тенденций в творчестве выдающихся представителей литературы и искусства. Варсонофий, как и другие представители Русской Православной Церкви, считали эти идеи и тенденции по существу еретическими, направленными на разрушение высших религиозных ценностей.

Особенно, как полагал Варсонофий, это проявилось в воззрениях Льва Толстого в поздний период его творчества, когда он разочаровался в основополагающих устоях и умонастроениях современного ему общества. Например, в трактате «Что такое искусство?» Толстой показывал разложение господствующих классов и их культуры. Бόльшую часть самых гениальных творений мастеров литературы и искусства прошлого и настоящего – Данте, Моцарта, Баха, Бетховена, Шекспира, Гете, включая и свои собственные произведения, за исключением чисто религиозных рассказов, – Толстой считал лживыми, фальшивыми, не связанными с реальной жизнью народа, лишенными высоких идей, идеалов и нравственных ценностей. Одновременно Толстой обвинял священнослужителей за отход от истинной религии и веры и ратовал за личный контакт человека с Богом, что фактически означало отрицание самой Церкви и веру в Бога вне Церкви. Больше того, Толстой отрицал истину и красоту, поскольку в истине он не видел особого смысла, а красота, по его убеждению, всегда была соблазном, уводящим человека от Бога. Он признавал только добро, которое отождествлял с Богом. Смысл человеческой жизни на земле он видел в утверждении добра как богоугодного дела.

В связи с этими тенденциями распространения еретических идей и их влияния на умы Варсонофий отмечает: «Грустное явление наблюдается! Увлекаются различными лжеучениями, люди образованные – всякими ницшами, марксами, ренанами; но особенно жаль простецов, которые, читая Толстого, делаются толстовцами и отпадают от Православной Церкви – вне же ее спасение невозможно. Да сохранит нас Господь от всех этих еретиков!» Варсонофий сокрушается, что Толстой избрал гибельный, а не праведный путь: «…жизнь Льва Николаевича могла бы пойти совсем иначе, не послушайся он погибельного помысла. Явилась у него мысль, что Иисус Христос – не Бог, и он поверил ей. Потом пришло в голову, что Евангелие написано неправильно, и этой мысли он поверил и перекроил Евангелие по-своему, отпал от Церкви, уходил все дальше и дальше от Бога и кончил плохо. Приходил он как-то сюда, был у батюшки Амвросия, вероятно, пришел под видом жаждущего спасения. Но отец Амвросий очень хорошо понял его, когда Толстой заговорил с ним о своем «евангелии». Когда Толстой ушел от батюшки, тот сказал про него только: «Горд он!» Одним этим словом охарактеризовал весь его душевный недуг».

Тем не менее Русская Православная Церковь и лично Варсонофий пытались вернуть Льва Толстого в лоно Церкви. Приехав в Астапово к умирающему Толстому с надеждой услышать покаяние писателя и простить ему от имени Церкви все его прегрешения, Варсонофий, к великому его сожалению, не был к нему допущен родственниками. Он всегда искренне сожалел об этом: «Возвращался я из Астапова с грустью на сердце, так как миссия моя не была выполнена. Конечно, Господь «и намерения целует» и награждает человека за труд, а не за результаты труда, но все-таки мне было грустно. Конечно, Толстой теперь на Страшном суде безответен; и митрополит прислал ему телеграмму, которую ему даже не передали. Церковью было сделано все для его спасения, но он не захотел спастись – и погиб. А когда-то был благочестивым человеком, но, видно, это благочестие было только внешним».

Вымолил у Бога монашество

Девяти лет Павлушу зачислили в гимназию, учился он очень хорошо, много читал, прекрасно знал мировую литературу. Позднее, будучи старцем, он часто говорил о пользе книжных знаний, в первую очередь – житий святых. Об учёбе в гимназии он вспоминал: «Летом нас переселяли на каникулы в живописное казённое имение… Там была прекрасная берёзовая аллея… Воспитанники, обыкновенно, вставали в шесть часов, а я вставал в пять часов, уходил в ту аллею и, стоя меж тех берёз, молился. И тогда я молился так, как никогда уже более не молился: то была чистая молитва невинного отрока. Я думаю, что там я себе и выпросил, вымолил у Бога монашество».

Биография

Родился 3 июня 1955 г. в с. Малиновка Аркадакского р-на Саратовской обл. Происходит из многодетной крестьянской семьи.
В 1972 г. окончил Малиновскую среднюю школу, в 1973-1975 гг. проходил службу в рядах Советской армии.
В ноябре 1975 г. после демобилизации из армии устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор г. Сердобска Пензенской области, где настоятелем был один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест (Кожевников, в схиме Михаил).
В 1976-1979 гг. обучался в Московской духовной семинарии.
В октябре 1977 г. принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. 30 марта 1978 г. наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 27 апреля того же года архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположен в сан иеродиакона, 26 ноября 1978 г. им же — в сан иеромонаха, а в 1982 г. возведен в сан игумена. В лавре нес послушание помощника ризничего и помощника благочинного.
В 1982-1986 гг. обучался в Московской духовной академии, защитил кандидатскую диссертацию по истории Афона.
Во время обучения в Московских духовных школах каникулярное время ежегодно проводил в Пюхтицком монастыре в Эстонии, где не раз сослужил митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию, будущему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.
После окончания МДА по просьбе епископа Пензенского и Саранского Серафима (Тихонова) направлен на пастырское служение в Пензенскую епархию.
С 15 сентября 1986 г. по 15 июня 1988 г. был настоятелем Казанской церкви г. Кузнецка Пензенской обл., а с 15 июня 1988 г. по 7 февраля 1991 г. — настоятелем Успенского собора г. Пензы, секретарем Пензенского епархиального управления.
В 1987 г. возведен в сан архимандрита.
В 1988 и 1990 гг. был участником Поместных Соборов Русской Православной Церкви.
Это было время начала возрождения церковной жизни после семи десятилетий гонений. Храмы стали возвращаться Церкви, повсеместно прошли торжества по случаю юбилея 1000-летия Крещения Руси. После этого юбилея количество приходов и число верующих стало возрастать. Встал вопрос о выделении приходов Мордовии из состава Пензенской епархии и образовании самостоятельной Саранской и Мордовской кафедры, а также о кандидатуре архиерея на эту кафедру. Выбор Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода по рекомендации архиепископа Серафима пал на архимандрита Варсонофия.
8 февраля 1991 г. рукоположен в архиерейский сан семнадцатью епископами в г. Москве и 15 февраля прибыл в Саранск.
В феврале 2001 г. возведен в сан архиепископа.
Возглавляя различные паломнические группы, более десяти раз побывал в Святой земле, семь раз на Святой горе Афон, четыре раза в Египте, два раза в Италии, один раз на Кипре и т.д. Совершал многократно Божественные литургии на Голгофе и у Гроба Господня, в храме Рождества Христова в Вифлееме (Палестинская Автономия), в храме Преображения Господня на Святой горе Синай, в монастыре святой великомученицы Екатерины, в монастырях Афона — Пантелеимоновском, Зографском, Хилендарском и в лавре преподобного Афанасия, в древнем Киккском монастыре на Кипре, молился у мощей святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, в г. Бари.
Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии.
В 2009-2013 гг. — председатель Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси.
Решением Священного Синода от 25 декабря 2009 г. (журнал № 142) утвержден в должности управляющего делами Московской Патриархии.
Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением управляющим делами Московской Патриархии — постоянным членом Священного Синода — возведен 1 февраля 2010 г. в сан митрополита.
С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
С мая по октябрь 2011 г. временно управлял новообразованной Ардатовской епархией.
Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Мордовской митрополии.
Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. (журнал № 103) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Иоанно-Богословского мужского монастыря с. Макаровка Октябрьского р-на г. Саранска Республики Мордовия.
Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. (журнал № 8) назначен Преосвященным Санкт-Петербургским и Ладожским, главой Санкт-Петербургской митрополии, постоянным членом Священного Синода с временным сохранением должности управляющего делами Московской Патриархии.
Образование:

Последующее служение и возведение в епископа

Годы учёбы в Духовной академии завершились защитой диссертации, после чего новоиспеченный кандидат богословия получил назначение в город Кузнецк Пензенской области, где провёл почти два года в качестве настоятеля местной Казанской церкви. Следующим местом его служения стал Успенский собор города Пензы.

Архиерейское служение, к которому неуклонно двигался на протяжении всех последних лет выпускник Духовной академии, берёт своё начало в 1991 году. Тогда решением Священного синода из состава Пензенской епархии была выделена значительная территория, ставшая самостоятельной административно-церковной единицей, и получившая название Саранской епархии. Руководить ею было поручено архимандриту Варсонофию, и в свете этого решения, принятого патриархом, 8 февраля того же года он был хиротонисан (рукоположен) во епископа. Через неделю владыка прибыл к месту своего нового служения.

Публикации[править | править код]

статьи
  • Святитель Варсонофий, епископ Тверской, Казанский чудотворец // Журнал Московской Патриархии. М., 1981. — № 7. — С. 64-69.
  • Пензенская епархия // Журнал Московской Патриархии. 1991. — № 1. — С. 42-43.
  • Схиархимандрит Михаил (Кожевников) // Журнал Московской Патриархии. 1997. — № 6. — С. 46.
  • Слово после Божественной литургии в Санаксарском монастыре по случаю канонизации адм. Ф. Ф. Ушакова // Саранские епархиальные ведомости. 2001. — № 8. — С. 22-23;
  • Обращение к священнослужителям и верным чадам Саранской епархии в связи с началом строительства кафедрального собора св. прав. Феодора Ушакова в г. Саранске // Саранские Епархиальные Ведомости. 2002. — № 5. — С. 20-22;
  • Дни памяти св. адмирала Феодора Ушакова на Керкире // Саранские Епархиальные Ведомости. 2002. — № 11. — С. 5-15;
  • Что изменилось в Уставе : из доклада митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия о проекте внесения изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 2013. — № 6 — С. 6-7.
книги
  • Возвращение из небытия. Саранск, 1995;
  • Увещание к духовному исцелению. Саранск, 1995;
  • Афон в жизни Русской Православной Церкви в XIX — нач. XX в. Саранск: Красный Октябрь, 1995
  • Убеждение в истине. Саранск, 1995;
  • Уроки благодатной жизни. Саранск, 1996;
  • Размышления о вере и жизни по Божественным заповедям. Саранск, 1998;
  • Спасительный путь возрождения Саранской епархии в кон. XX в.: (Послания, письма, доклады). Саранск, 1999;
  • Проповеди. — Саранск : тип. «Красный Октябрь», 2004
  • «Служение Богу и Отечеству. Проповеди, послания, выступления» СПб: Общество памяти игумении Таисии; 2015 г. — 718 с.
  • О пользе здорового духа для здоровья тела. Тематическое собрание проповедей. Саранск. 2017. ISBN 978-5-91041-224-2. 256 стр.
интервью
  • «Грехом стали гордиться…»: Интервью // Саранские Епархиальные Ведомости. 2002. — № 12. — С. 5-8.

Последующее служение и возведение в епископа

Годы учёбы в Духовной академии завершились защитой диссертации, после чего новоиспеченный кандидат богословия получил назначение в город Кузнецк Пензенской области, где провёл почти два года в качестве настоятеля местной Казанской церкви. Следующим местом его служения стал Успенский собор города Пензы.

Архиерейское служение, к которому неуклонно двигался на протяжении всех последних лет выпускник Духовной академии, берёт своё начало в 1991 году. Тогда решением Священного синода из состава Пензенской епархии была выделена значительная территория, ставшая самостоятельной административно-церковной единицей, и получившая название Саранской епархии. Руководить ею было поручено архимандриту Варсонофию, и в свете этого решения, принятого патриархом, 8 февраля того же года он был хиротонисан (рукоположен) во епископа. Через неделю владыка прибыл к месту своего нового служения.

Рукопись подвижников

Варсонофий самостоятельно ничего не писал, его ответы заносил в свой дневник авва Серид, прославившийся мудростью и любовью к окружению. После смерти Серида дело составления «Вопросоответов» перешло к новому настоятелю Елиану. Некоторое время предполагалось, что рукопись создал один безвестный монах. Современная патрология (наука об отцах церкви) повествует: составителем сборника является авва Дорофей, который был учеником преподобного Иоанна. Он собрал большую часть письменных и устных наставлений старцев.


Книга Варсонофия Великого и Иоанна Пророка

  • Однако составитель нигде не указал своего настоящего имени, но ясно одно: он был современником Варсонофия и Иоанна. Исследователи утверждают, что автор находился среди братии монастыря Серида и имел возможность входить к Иоанну.
  • Ответы самой книги адресованы отшельникам, братьям-монахам, епископам и обыкновенным мирянам. В рукописи чаще всего цитируется Псалтирь, наставления Иова, Соломоновы притчи, пророк Исайя.
  • Когда Варсонофий толкует Библию, он показывает себя в качестве опытного и эрудированного мудреца. Он отмечает, что спасение придет, если его наставления будут глубоко изучены, ведь в них содержаться оба Завета, но в кратком изложении. Тогда уже не будет нужды в изучении других книг. Отсюда понятно: Варсонофий считал свои ответы истинными комментариями к Писанию, которые способен понять каждый человек.
  • Для современников Варсонофия и людей настоящего очевиден богооткровенный характер этого литературного труда. Авторы книги руководствовались божественным принципом: «Сам ищи Господа, а не пытай других, где Он находится». Их книга бесценна оттого, что в ней прямым образом отражена традиция религиозного наставничества, которая получена через личный духовный опыт.
  • Авторы книги подробно излагают основы подвижнического жития, хотя не считают аскетизм чем-то важным по сравнению со знанием Истины. Они превозносят труд, как лучшее лекарство от мирских соблазнов. Его необходимо выбрать самолично, без всякого сомнения, ибо ничто не дается нам сверх силы.

О непростых отношениях Церкви и государства в 1990-х

– Известно, что в первые годы своего служения в Киеве в качестве Предстоятеля Церковь испытывала большие трудности во взаимоотношениях с государством и его лидерами.

– Дело в том, что с приходом к власти Леонида Кравчука политиками был выдвинут лозунг: «Незалежній державі – незалежну Церкву». Утверждение заведомо ошибочное, не говоря уже о факте вмешательства государства в церковную жизнь, что также противоречит Конституции.

Ведь Церковь не имеет территориальных границ. Церковь – невидимое Тело Христово. Как можно очертить Тело какими-то границами? Люди, не знающие сущности бытия Церкви, пытаются какими-то внешними рамками разделить Церковь. Да, время тогда было непростое. Блаженнейший очень долго не мог попасть к Кравчуку на прием, президент не хотел принимать его, пока под стены Верховного Совета не пришли духовенство и епископат. И даже после этой встречи диалог с властью давался нелегко.

Зато перед досрочными выборами нового президента в митрополию позвонил действующий президент и предложил встретиться за ужином в Администрации. Они долго разговаривали. Леонид Макарович предложил Владыке поддержать его на выборах, после чего, мол, все разногласия сами собой решатся. Дословно сказал: «Заберете себе Лавру и сделаете из нее хоть Ватикан». На это Блаженнейший ответил: «Ватикан уже один есть, и он нам не нужен, а Лавра как принадлежала Церкви, так и должна остаться культурным центром и достоянием Православия в Украине. А по поводу голосования – я не могу Вам этого обещать, так как Церковь не решает и не дает указаний своей пастве, какому кандидату отдать предпочтение. Каждый имеет право на свое мнение».

За несколько дней до выборов позвонил Дмитрий Табачник из штаба Леонида Кучмы и также попросил о встрече. А у Блаженнейшего было назначено освящение храма в Комсомольске (Полтавская обл.), и Митрополит Владимир сказал, если они в семь утра смогут приехать, он их примет. Табачник ответил, что прибудут. И действительно, еще не было семи, когда в Лавре появился Леонид Данилович со своей командой и просьбой поддержать их на выборах. Блаженнейший ответил им так же, как и Леониду Макаровичу: Церковь не занимается предвыборной агитацией и не может указывать верующим, кому и за кого голосовать. «На все воля Божия, – ответил он. – Будем молиться».

Благочиннические округа епархии

По состоянию на 2020 годатерритория Санкт-Петербурга подразделялась на 18 территориальных благочиннических округов, кроме того, ещё один округ создан на территории Ленинградской области. Кроме того, в епархии учреждено пять особых благочиний: благочиние храмов в высших учебных заведениях; военное благочиние, включающее храмы при военных и правоохранительных учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области; благочиние храмов, часовен и молитвенных помещений, находящихся в медицинских и социальных учреждениях; благочиние тюремных храмов, часовен и молитвенных комнат в местах принудительного содержания и благочиние монастырей и монастырских подворий).

Список благочиннических округов епархии
Название Благочинный Центральный храм Территория Дата основания
Санкт-Петербург
Адмиралтейский протоиерей Павел Михайлович Феер Богоявленская церковь на Гутуевском острове Адмиралтейский район
Василеостровский протоиерей Виктор Александрович Московский Церковь Смоленской иконы Божией Матери Василеостровский район 5 января
Выборгский протоиерей Александр Григорьевич Будников Церковь святого пророка Илии на Пороховых Выборгский район Санкт-Петербурга 5 января
Калининский протоиерей Николай Владимирович Брындин Спасо-Преображенский собор Калининский район Санкт-Петербурга 5 января
Кировский протоиерей Валерий Петрович Дорохов Казанская церковь на Красненьком кладбище Кировский район Санкт-Петербурга 5 января
Колпинский протоиерей Александр Владимирович Селиванов Свято-Троицкий собор в Колпино Колпинский район 9 сентября
Красногвардейский протоиерей Пётр Алексеевич Мухин Петропавловская церковь при Санкт-Петербургской государственной медицинской академии имени И. И. Мечникова Красногвардейский район Санкт-Петербурга 5 января
Красносельский протоиерей Михаил Матвеевич Подолей Церковь святого праведного Иоанна Кронштадтского Красносельский район
Кронштадтский архимандрит Алексий (Ганьжин) Никольский морской ставропигиальный собор города Кронштадта Кронштадтский район Санкт-Петербурга 5 января
Курортный священник Вячеслав Анатольевич Никитин. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы посёлка Александровская в Сестрорецке Курортный район
Московский протоиерей Алексий Сергеевич Крылов Церковь Рождества Иоанна Предтечи «Чесменская» Московский район Санкт-Петербурга 5 января
Невский протоиерей Виктор Андреевич Голубев Свято-Троицкая церковь («Кулич и Пасха») Невский район
Петергофский протоиерей Павел Александрович Кудряшов Петропавловский собор в Петергофе Петродворцовый район
Петроградский протоиерей Владимир Иустинович Сорокин Князь-Владимирский собор Петроградский район
Приморский протоиерей Ипполит Васильевич Ковальский Церковь Димитрия Солунского в Коломягах Приморский район Санкт-Петербурга
Фрунзенский протоиерей Алексий Исаев Георгиевская церковь в Купчине Фрунзенский район Санкт-Петербурга 5 января
Царскосельский протоиерей Никита Геннадьевич Зверев Екатерининский собор в Царском Селе Пушкинский район Санкт-Петербурга ()
Центральный протоиерей Сергий Куксевич Храм Воскресения Христова (Спас на крови) Центральный район Санкт-Петербурга
Новоладожский протоиерей Алексий Волков Богородице-Рождественский собор в Новой Ладоге часть Волховского района Ленинградской области 4 марта
Специальные
Благочиние монастырей и монастырских подворий епископ Кронштадтский Назарий (Лавриненко) Александро-Невская лавра
Благочиние храмов в высших учебных заведениях протоиерей Пётр Алексеевич Мухин Петропавловская церковь при Санкт-Петербургской государственной медицинской академии имени И. И. Мечникова
Социальное благочиние протоиерей Николай Брындин Спасо-Преображенский собор сентябрь
Тюремное благочиние протоиерей Олег Александрович Скоморох Екатерининская церковь в Царской Славянке
Военное благочиние Архимандрит Алексий (Ганьжин) Никольский морской ставропигиальный собор города Кронштадта, Красносельский Свято-Троицкий гарнизонный храм

Награды

Церковные:

  • памятная патриаршая панагия (2000, от патриарха Алексия II)
  • памятная патриаршая панагия (24 апреля 2013, от патриарха Кирилла в честь дня тезоименитства и 35-летия служения в священном сане)
  • патриаршая грамота
  • медаль прп. Сергия Радонежского 1-й, 2-й и 3-й степени
  • орден равноап. кн. Владимира III степени
  • орден блгв.кн. Даниила Московского II степени (2008)
  • орден прп. Сергия Радонежского I степени (2012)

Светские:

  • почётная грамота Республики Мордовия
  • Российский государственный орден Дружбы (2002)
  • медаль «300 лет Российскому Флоту»
  • медаль «За заслуги в проведении всесоюзной переписи населения»
  • орден «За заслуги» 3-й степени (2013, Украина, в честь 1025-летия Крещения Руси)

Анатолий становится монахом

В родном селе молодой человек не задержался и сразу отправился работать в церковь. Уже обладая начальным церковным образованием он легко устраивается алтарником в храм Архангела Михаила города Сердобск, что в Пензенской области.

Анатолий много и усердно трудится, проявляет интерес к службам. Видя это настоятель храма архимандрит Модеста советует юноше получить более глубокое духовное образование. Судаков воспринимает совет батюшки и решает стать монахом и получить среднее церковное образование.

Успенский собор в городе Пенза. Три года им руководил отец Варсонофий

В 1976 году Анатолий подготавливает необходимые документы и поступает в Московскую духовную семинарию. Тут он полностью проникается атмосферой учебного заведения и принимает окончательное решение стать иноком. Здесь он проучится следующие два года и получив диплом отправится на место своего первого послушания.

Молодого человека приняли на службу братство Трицко-Сергиевой лавры. До 30 марта 1978 года он служил простым монахом, но именно в эту дату случилось одно из важнейших событий в жизни Анатолия. Лично архимандрит Лавры Иероним постриг его в монахи. С этих пор Анатолию присвоили церковное имя Варсонафий, в честь святителя и епископа Тверского Варсонафия.

Русская Православная Церковь

Родился 1 августа 1972 г. в г. Ладыжин Тростянецкого р-на Винницкой обл. Украины в семье рабочих.

В 1987 г. поступил в Одесское училище метрологии и качества, которое окончил в 1991 г., получив среднее техническое образование, специализация «техник-метролог радиотехнических измерений». В 1991-1993 гг. служил в армии.

В 1993-1997 гг. обучался в Киевской духовной семинарии.

В ноябре 1996 г. за Божественной литургией в Трапезном храме прпп. Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской лавры Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром поставлен во чтеца.

В 1997-2001 гг. обучался в Киевской духовной академии.

28 ноября 1998 г. написал прошение о вступление в число братии Киево-Печерской лавры и был зачислен послушником.

24 декабря 1998 г. в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской лавры наместником обители епископом Вышгородским Павлом пострижен в рясофор с именем Варсонофий в честь преподобного Варсонофия Великого.

17 января 1999 г. в Трапезном храме Киево-Печерской лавры епископом Павлом рукоположен во иеродиакона.

1 апреля 1999 г. в храме прп. Антония Печерского в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры епископом Павлом пострижен в мантию с именем Варсонофий в честь преподобного Варсонофия Великого.

7 апреля 1999 г. в Трапезном храме Киево-Печерской лавры Блаженнейшим митрополитом Владимиром рукоположен во иеромонаха.

5 февраля 2001 г. избран членом Духовного собора Киево-Печерской лавры и назначен на послушание казначея Лавры.

7 апреля 2001 г. в Трапезном храме Лавры Блаженнейшим митрополитом Владимиром возведен в сан игумена.

14 марта 2004 г. возведен в сан архимандрита.

Решением Синода Украинской Православной Церкви от 25 августа 2012 г. (журнал № 86) избран епископом Бородянским, викарием Киевской митрополии.

Наречен во епископа 27 августа 2012 г. в храме Всех святых киевского Пантелеимонова монастыря в Феофании. Хиротонисан 28 августа за Божественной литургией в храме прпп. Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской лавры. Богослужения возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

26 марта 2013 г. указом Блаженнейшего митрополита Владимира назначен ключарем строящегося в Киеве собора в честь Воскресения Христова — кафедрального собора Украинской Православной Церкви.

Решением Синода УПЦ от 25 апреля 2013 г. (журнал № 55) назначен на должность председателя Административно-хозяйственного управления Украинской Православной Церкви.

17 августа 2021 г. за Литургией в Успенском соборе Киево-Печерской лавры Блаженнейшим митрополитом Киевским Онуфрием возведен в сан архиепископа.

Решением Синода УПЦ от 17 декабря 2021 г. (журнал № 72) назначен Преосвященным Винницким и Барским.

17 августа 2021 г. за Литургией в Киево-Печерской лавре Блаженнейшим митрополитом Онуфрием возведен в сан митрополита.

Встреча с отцом Иоанном Кронштадтским

В Москве Павел Иванович встретился со святым и праведным отцом Иоанном Кронштадтским. Эта судьбоносная встреча запомнилась ему на всю жизнь, позднее он напишет: «Когда я был ещё офицером, мне, по службе, надо было съездить в Москву. И вот на вокзале я узнаю, что отец Иоанн служит обедню в церкви одного из корпусов. Я тотчас поехал туда. Когда я вошёл в церковь, обедня уже кончалась. Я прошёл в алтарь. В это время отец Иоанн переносил святые Дары с престола на жертвенник. Поставив Чашу, он, вдруг, подходит ко мне, целует мою руку, и, не сказав ничего, отходит опять к престолу. Все присутствующие переглянулись, и говорили после, что это означает какое-нибудь событие в моей жизни, и решили, что я буду священником… А теперь видишь, как неисповедимы судьбы Божии: я не только священник, но и монах».

Награды

Церковные:

  • памятная патриаршая панагия (2000, от патриарха Алексия II)
  • памятная патриаршая панагия (24 апреля 2013, от патриарха Кирилла в честь дня тезоименитства и 35-летия служения в священном сане)
  • патриаршая грамота
  • медаль прп. Сергия Радонежского 1-й, 2-й и 3-й степени
  • орден равноап. кн. Владимира III степени
  • орден блгв.кн. Даниила Московского II степени (2008)
  • орден прп. Сергия Радонежского I степени (2012)

Светские:

  • почётная грамота Республики Мордовия
  • Российский государственный орден Дружбы (2002)
  • медаль «300 лет Российскому Флоту»
  • медаль «За заслуги в проведении всесоюзной переписи населения»
  • орден «За заслуги» 3-й степени (2013, Украина, в честь 1025-летия Крещения Руси)

Ученость без Бога ничего не стоит

Столь же основательно и глубоко Варсонофий анализирует творчество еще одного великого русского поэта – М.Ю. Лермонтова. В своих стихотворениях он порой поднимается до самых высот духа, приближающих человека к Богу. Варсонофий обращается к стихотворению поэта «Ангел» (1831). Он вспоминает, как на одном из вечеров, когда он еще жил в миру, исполнение этого стихотворения, положенное на музыку, привело всех слушавших в глубочайшее душевное волнение, столь сильное, что один из гостей закрыл лицо руками и заплакал, как ребенок, хотя его никогда до этого не видели плачущим. Воздействие этого стихотворения было столь сильным потому, что оно как бы вырвало людей из их обыденной повседневной жизни и приблизило к Богу.

Оптина пустынь фотография начала 20 века

«Ученость без Бога ничего не стоит, и даже талант, не направленный на угождение Божие, не имеет никакой цены». В своих беседах Варсонофий неоднократно отмечает, что некоторые стихотворения поэта, например «Молитва» (1839), были тесно связаны с Иисусовой молитвой, силу которой поэт чувствовал и понимал:

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненья далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

Из этих строк видно, как восхищают Лермонтова слова молитвы, но именно восхищение красотой этих слов, их возвышенным настроем как бы выдает уязвимое место в творчестве поэта, поскольку он не понимает молитву как великий и непрестанный труд. Для него она сладость, непревзойденное удовольствие и наслаждение, и, «к сожалению, молитва не спасла Лермонтова, так как он ожидал от нее только восторгов, а труда молитвенного понести не хотел».

От воинской шинели к монашеской рясе

Как ни казались бесконечными годы службы, но и они, наконец, закончились. Уволившись в запас и вернувшись домой, Анатолий должен был решить главный вопрос – какой путь избрать в жизни, и чему посвятить дни, отпущенные ему Создателем. Вот тут и дали обильные всходы Слова Божьи, посеянные в детстве его матерью. Едва скинув воинскую шинель, вчерашний танкист облачился в стихарь алтарника Михаило-Архангельского собора города Сердобска, расположенного в Пензенской области.

В 1976 году, по совету и благословлению настоятеля собора раб Божий Анатолий, покинув тихий провинциальный город, отправился в Москву, где поступил в духовную семинарию. Вскоре он окончательно утвердился в решении посвятить себя иноческому служению, и, пробыв полгода послушником лавры, принял иноческий постриг с именем Варсонофия в честь одноименного епископа Тверского, канонизированного в лике святителей. Отныне днём его тезоименитства стало 24 апреля – день памяти святого угодника Божьего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector