Храм николая чудотворца в тюмени расписание

Настоятели

  • Нифонт (1616 — ?) основатель
  • Сергий (упом. 1622 — 1655) строитель
  • Сергий (1655 — 1657)
  • Феоктист (1657 — 1663) строитель
  • Адриан (упом. 21 января 1669) игум.
  • Антоний (упом. 1680)
  • Герасим (упом. 1701)
  • Исаак (упом. 1704)
  • Геннадий (упом. 1719 — 1727 )
  • Даниил
  • Димитрий (упом. 1735)
  • Зиновий (1737 — 1743)
  • Порфирий (? — не позднее 1748 )
  • ? Михаил (Миткевич) (1751 — кон. 1750-х)
  • Софроний (1765 — 1776)
  • Феодосий (1777 — 1780)
  • Никодим (Арамильский) (1786 — 1789 )
  • Троадий (упом. 7 июня 1791)
  • Маргарит (упом. 9 сентября 1801 года — 1808)

1811 — 1814 — вакансия

Евграф (4 июня — 19 декабря 1814)
Амвросий (1815 — 1836)
Владимир (1836 — 1869)

Павел Серебренников (1879 — 1880) свящ., и.о.
Мемнон (Покровский) (1881 — 6 июля 1883)
Филарет (Кожевников) (1883 — 30 декабря 1897)

Виталий (упом. 1900 — 1902) иером., и.о.

Моисей (1902 — 1906 )
Алипий (Кабанов) (1907 — 30 ноября 1912)
Аполлинарий (Иванов) (30 ноября 1912 — 21 января 1913)
Порфирий (Мальцев) (21 января 1913 — 29 сентября 1914)
Мартиниан (Бокарев) (17 марта 1915 — 12 февраля 1916 )
Исидор (Колоколов), митр. (3 октября 1916 — 8 марта 1917)

  • Иоанн (Братолюбов) (3 сентября 1917 — 1920) и.о.
  • Иринарх (Синеоков-Андреевский) (1922) еп. Тюменский

С 1995 года настоятелями монастыря являются Тобольские архиереи.

Литература

  • Архимандрит Тихон (Бобов). Основатель монастыря // Тюмень 425. Моё достояние: историко-краеведческий альманах / Гл. ред. Н. А. Завитневич. — 1-е изд. — Тюмень: ОЛМАРПРЕСС, 2011. — Т. I. XI тысячелетие до н. э. — 1861 год. — С. 52—53. — 424 с. — ISBN 978-5-904271-03-9.
  • Жученко Б. А. Начало каменного строительства // Тюмень 425. Моё достояние: историко-краеведческий альманах / Гл. ред. Н. А. Завитневич. — 1-е изд. — Тюмень: ОЛМАРПРЕСС, 2011. — Т. I. XI тысячелетие до н. э. — 1861 год. — С. 61—65. — 424 с. — ISBN 978-5-904271-03-9.
  • Заварихин С. П., Жученко Б. А. Архитектура Тюмени. — 1-е изд. — Тюмень: Радуга-Т, 2004. — С. 21—22, 32—50, 112, 131. — 295 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93544-001-6.
  • Козлова-Афанасьева Е. М. 231. Монастырь Троицкий (ул. Коммунистическая, 10) // Архитектурное наследие Тюменской области. — 1-е изд. — Тюмень: Издательство Искусство, 2008. — С. 232—238. — 488 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9901237-2-4.

Дальнейшее расширение обители

Любопытно отметить, что сей благочестивый Филофей после завершения строительства оставил занимаемую им митрополичью кафедру и, приняв схиму, намеревался провести остаток жизни в стенах покровительствуемой им обители, но долго пребывать в праздности не смог. Возобновив через два года архиерейское служение, он стал инициатором постройки на территории монастыря ещё одной каменной церкви, освящённой на этот раз в честь преподобных Зосимы и Савватия.

Когда же 1722 году государь отменил запрет на повсеместное строительство в России каменных сооружений, тюменский архиерей инициировал возведение ещё одного каменного монастырского храма в честь Петра и Павла. Работы над ним были непомерно затянуты и закончились лишь через три десятилетия после его кончины, последовавшей в 1727 году. Одновременно с храмом в тот период строилось здание настоятельского корпуса, и возводились каменные, окружавшие обитель, стены. Однако и эти работы велись весьма неспешно и, начатые в 1724 году, растянулись на 15 лет.

Период разорения обители

Десятилетия, последовавшие после закрытия монастыря, можно назвать периодом его «хождения по мукам». Впрочем, такое определение вполне соответствует историческому пути всей России после прихода к власти её «народа богоносца», как наивно называл его Лев Толстой.

В первые годы настоятельский корпус, а также ряд иных монастырских построек были отданы для размещения в них материалов губернского архива. Далее на территории бывшей обители попытались создать комплекс объектов культурно-массового назначения, а поскольку советская культура была несовместима с религиозным дурманом (выражение бывшее в ходу у воинствующих атеистов), то, не задумываясь, уничтожили ценный исторический памятник – могилу митрополита Филофея (Лещинского), о благих начинаниях которого рассказывалось выше. Его останки, извлечённые из захоронения, передали в городской антирелигиозный музей, размещавшийся в помещении Благовещенского собора, также упразднённого и взорванного летом 1932 года по решению городской партийной организации.

Духовное Православное училище

До появления Филофеевской школы, лежащей у истоков современной духовной гимназии в Тюмени, на территории Западной Сибири не было учреждений с христианским образованием

Святитель Филофей обратил внимание на неграмотность населения. Одним из первых его мероприятий по распространению христианства в сибирском крае стало обращение к царю Петру Первому, в котором митрополит просит о разрешении открытия духовных школ

Основание в 1703 в Тобольске славяно-латинской школы дало толчок для открытия духовных заведений в сибирском крае, в 1761 году в Тюмени отмечают открытие латинской школы.

Митрополит Павел приглашает для преподавания монахов из Киево-Печерской лавры. На основе латинской рождается славяно-русская школа, в 1783 году стала наименоваться церковно-приходской, которая то открывалась, то закрывалась.

В 1803 году в сибирской епархии остро чувствовалась нехватка священнослужителей, юноши, имеющих намерение учиться в семинарии, не обладали нужными знаниями для постижения богословских наук из-за отсутствия первичного христианского образования.

Митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Амвросием была отправлена просьба в Священный синод об открытии в епархиях начальных духовных школ.

В 1885 год звание просветительского центра снова возвращается в Троицкий монастырь в Тюмени после 40- летнего перерыва.

Церковно-приходская школа в 1898 году была построена на личные средства архимандрита Филарета, которая выстояла сто лет и была снесена из-за ветхости.

В годы советской власти все духовные учреждения в Сибири были закрыты.


Тюменское православное духовное училище

В 1995 году после возрождения монастырей и назначения настоятелем Тюменского монастыря иеромонаха Тихона, преподавателя Духовной семинарии из Тобольска, в Тюмени снова открылось духовное училище. В 1997 году семь человек стали первыми его учащимися, которые в 1999 году представляли первый выпуск Духовного училища.

В этом же году по благословению владыки в храме Воздвижения Креста Господнего была подарена икона Иоанна Тобольского, который признан покровителем Сибирских Духовных школ.

В 2000 году Духовное училище представляет собой поистине источник духовности в сибирском крае. В его стенах выпускается монастырская Сибирская православная газета, работает воскресная школа. Семинаристы с монастырской братией совершают миссионерские служения по всему краю, участвуют при открытии новых церквей и духовно-просветительских центров.

Интересно! К 2003 году 22 выпускника Духовного училища поступили в духовные семинарии для получения богословского образования.

В 2011 Свято-Троицкий монастырь отметил 250 лет со дня открытия Тюменского Православного Духовного училища.

История

Первые упоминания о соборе датируются XVI веком. В 1586 году в левом углу торгово-промышленной части Тюмени построили небольшой деревянный храм с одним престолом — храм Святого Пророка Илии. В 1620 году при нём организовали женскую монашескую общину. Ее духовником стал настоятель храма Никон. Деревянная церковь просуществовал до 1860-х гг. Как считает историк Миллер, церковные сооружения подверглись череде пожаров, и после очередного бедствия в 1766 году его уже не восстанавливали.

Вскоре поблизости от прошлого места возвели Новый деревянный храм во имя Святого Пророка Илии. Его основали в 1773 г., а в 1833 начали строительство каменной церкви в честь Ветхозаветного Святого пророка Илии и Покрова Святой Богородицы. Проектировщиком выступил архитектор Трифонов.

В 1837 году построена двухъярусная колокольня, а в конце XIX века монастырский комплекс обнесли каменной оградой. В этот же период была проведена капитальная реконструкция здания, открыта церковноприходская школа.

Максим Слуцкий

В 1880-х гг. на северной стороне здания заложили новый Покровский придел, а старый объединили с Ильинской аркой. Работы по строительству профинансировал пароходчик И. И. Игнатов, также были использованы пожертвования прихожан. В этот же период перестроили в византийском стиле колокольню и главный купол. В главном приделе появилась новая алтарная перегородка в стиле эпохи Возрождения. Пол из камня обновили, расписали стены. В конце XIX века Пророко-Ильинскую церковь освятили.

В 1893 г. в Покровском приделе открыли православную школу для детей-сирот. Она проработала до 1918 г.

В 1930 г. закрыли и саму Ильинскую церковь. Вскоре сооружение передали под ломбард. Затем в стенах храма разместили завод по производству спиртных напитков «Водликертрест», просуществовавший до 2002 г. В этот период и была разобрана монастырская колокольня.

Только летом 2002 г. здание обители вернули церкви. В начале 2003 г. там организовали приход, в августе того же года совершили молебен, а в сентябре провели первую архиерейскую службу. После ремонта открыли швейную мастерскую и детский пансион. Полная реставрация закончилась в декабре 2009 г.

Храм Богородично-Рождественского монастыря на панорамах Google

Использованные материалы

  • Историческая справка на официальном сайте Тобольской епархии:

  • Павлова О.А., Тюменский Свято-Троицкий монастырь // Энциклопедия Сибири:

  • Историческая справка на официальном сайте монастыря:

  • Строев П., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — С.-Петербург, 1877, стб. 321-322.
  • Амвросий (Орнатский), архим., История Российской иерархии. Часть VI. — Москва, 1815, с. 461-462.

  Павлова О.А., Тюменский Свято-Троицкий монастырь // Энциклопедия Сибири —

  Пр. И. Лн, Памяти о. архимандрита Филарета, настоятеля Тюменского Троицкого монастыря // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 3, отдел неофиц., с. 51.

  Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года. Часть первая. — Тобольск, 1913, с. 10.

  «Возрождение Филофеевской школы — Тюменского Духовного училища», страница официального сайта Тобольско-Тюменской епархии —

  К 10-летию восстановления Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря, интервью с наместником монастыря архимандритом Тихоном (Бобовым) // «Сибирская православная газета», № 9, 2005. —

  «Сегодня в Тюмени откроют памятник митрополиту Филофею (Лещинскому), просветителю Сибири», 27 июля 2007 г., новостное сообщение на официальном сайте Русской Православной Церкви —

  Тобольский епархиальный адрес-календарь, изданный по распоряжению Тобольского епархиального начальства на 1895 г. Отдел первый. — Тобольск, с. 29.

  Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1897. — Тобольск, 1897, с. 230.

  Предположительно, Мемнон (Покровский). Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1901 год. Отдел второй. — Тобольск, 1900-1901, с. 9.

  Тобольский епархиальный адрес-календарь. Отдел первый. — Тобольск, 1903, с. 7.

  Денисов Л.И., Православные монастыри Российской Империи. — М., 1908, с. 861.

  Страница официального сайта Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря —

  «Святыни монастыря», страница официального сайта монастыря —

  Духовные деятели Тобольского края. / Сост. Головщиков К.Д. // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 3, отдел неофиц., с. 60.

  Предан суду. См. Строев, Указ. сочин., стб. 321.

  Год кончины. См. Строев, Указ. сочин., стб. 321.

  У Строева — до 1888 года.

  Освящал Тюменский Михаило-Архангельский храм. См.: Курмачев В.А. Храм Михаила Архангела в Тюмени // «Сибирская православная газета» — Здесь упомянут как Треадий.

  Освящал главный престол Тюменского Знаменского храма. См. Церковь Знамения Пресвятыя Богородицы в городе Тюмени // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 19, отдел неофиц., с. 459. По Строеву — с 1802 г.

  Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1901 год. Отдел второй. — Тобольск, 1900-1901, с. 9.

  Упоминается умершим в ноябре 1906 года. См. Тобольские епархиальные ведомости, 1906, № 23, отдел офиц., с. 202.

  Определение Священного Синода от 30 ноября 1912 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1912, № 50 (15 декабря), с. 464:

  Определение Священного Синода от 16-21 января 1913 года года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде,1913, № 4 (26 января), с. 17-18: ; Определение Священного Синода от 29 сентября 1914 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде,1914, № 41 (11 октября), с. 473:

  Указ Св. Синода от 17 марта 1915 года № 3593. См. Тобольские епархиальные ведомости, 1915, № 14, отдел офиц., с. 189 или Определение Священного Синода от 12-17 марта 1915 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1915, № 4 (14 апреля), с. 122:

  Определение Священного Синода от 12 февраля 1916 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1916, № 9 (27 февраля), с. 74:

  Определение Священного Синода от 30 сентября — 3 октября 1916 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1916, № 42 (5 октября), с. 378: ; Определение Священного Синода от 6-8 марта 1917 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1917, № 9/15 (8 апреля), с. 71:

Современная деятельность

Третье тысячелетие подарило православной святыне второе дыхание.

Интересно! Впервые после закрытия в августе 2001 года прозвучала Божественная литургия в церкви Успения Божьей Матери, а затем этой чести в июне 2003 года удостоился и собор Святой Троицы.

Август 2003 года был наполнен волнительными для тюменской святыни событиями, выявления места захоронения святых мощей святителя Филофея и вручением ключей от церкви Петра и Павла губернатором области архиепископу Димитрию.

В сентябре 2005 года состоялись торжества по поводу освящения святых останков святого мученика Гермогена, на которые съехались архиереи, передавшие в дар мужскому монастырю в Тюмени святой образ епископа Гермогена и частицы его останков.

В конце 2005 года Свято-Троицкий собор накрывается куполами, и активно ведутся работы по реставрации фресок в центральном нефе.

В начале сентября прихожане и миряне присутствовали на передаче Свято-Троицкому монастырскому комплексу святых останков святого Димитрия Солунского, привезенных из Греции.

Внутреннее убранство Троицкого собора

В течение суток с 3 по 4 ноября 2012 года более сорока тысяч прихожан пришли в мужскую обитель поклониться Поясу Пречистой Божьей Матери, доставленному в сибирский край всего на один день.

После принятия мантийского пострига иеродиакона Никона и освобождения от должности Тихона, в 2014 году сибирская святыня была возглавлена иеромонахом Михеем (Селяковым).

История Троицкого монастыря Тюмени

История Троицкого монастыря в Тюмени берет свое начало в далеком 1621 году, когда местным тюменским воеводам была доставлена грамота из Казанского приказа со следующим приказанием: поставить в городе Преображенский монастырь. Этот год и считается датой основания монастыря.

Изначально на территории Троицкого монастыря даже не было своей собственной церкви. Поэтому летом 1621 года сюда прибыли игумен Авраамий (из Ростова), строитель Иона Лихарев (из Вологодской области), келарь Онуфрий (из Новгорода). Их задачей стало построить церковь, несколько новых келий и других зданий на территории монастыря. В 1622 году здесь была возведена деревянная отапливаемая церковь, которой было дано наименование — Спасо-Преображенская.

В 1622 году в Тюмени проводилось много строительных работ, в том числе, в те времена рядом со Спасо-Преображенской церковью было построено:

  • соборная церковь Рождества Богородицы;
  • приходская Успенская церковь;
  • церковь Всемилостивейшего Спаса;
  • церковь Архангела Михаила и святого Михаила Малеина;
  • церковь Ильи Пророка.

В 1705 году в городе произошел большой пожар, который разрушил большую часть не только монастыря, но и всей Тюмени. Невредимой осталась лишь самая первая каменная Благовещенская церковь. Тогда, в 1706 году, митрополитом Филофеем было подано прошение Петру I о том, чтобы он разрешил возвести в Преображенском монастыре небольшую каменную церковь. Прошение было одобрено, и в 1708 году началось ее строительство. Летом 1715 года строительные работы были завершены и церковь получила наименование — Троицкая, а следом за ней и монастырь стали называть Троицким. Троицкая церковь была третьей по порядку каменной постройкой в Тюмени в те времена: после казенных каменных амбаров и Благовещенской церкви.

Территория монастыря, Igor Butyrskii

В 1714 году на всей территории России было запрещено строительство из камня, но даже в это время митрополит Филофей добился возведения в монастыре маленькой двуглавой церкви Сорока мучеников, что и было сделано в 1717 году. В 1722 году запрет был снят и сразу же после этого, в 1726 году, началось возведение церкви апостолов Петра и Павла, которое закончилось лишь в 1755 году. Параллельно в 1724–1739 годы были построены корпуса настоятелей и монастырские каменные стены. В 1761 году здесь была основана латинская школа. В 1842 году в Тюмени опять случился большой пожар, после которого от многих сооружений монастыря уцелели лишь каменные стены. В 1851–1853 годы на территории монастыря прошла большая реставрация.

Зимой 1923 года, после революции, монастырь был закрыт. С 1922 года здесь располагался губернский архив, а в 1929 году помещения монастыря использовались Горкомхозом для своих нужд: в частности — под культурные и общественно полезные организации. В 1941 году монастырь был передан воинскому формированию Тюменского гарнизона. В 1946 году на территории монастыря были снесены несколько храмов и построены очистные сооружения. В 1949–1950 годы было решено отреставрировать монастырь, а в 1960 году он был признан памятником архитектуры республиканского значения. В 1995 году после долгого перерыва деятельность монастыря была возобновлена. Его сохранившиеся сооружения были переданы в пользование Тобольской и Тюменской епархии. В 2003 году на территории Троицкого собора прошло первое богослужение.

Территория монастыря, Igor Butyrskii

Настоятели

Настоятели монастыря

  • Монах Нифонт (1616—1620)
  • Старец Илия (1620—1621)
  • Игумен Авраамий (1621—1622)
  • Игумен Сергий (1622—1639)
  • Игумен Варлаам (1639—1648)
  • Игумен Лаврентий (1648—1656)
  • Игумен Феоктист (1656—1669)
  • Игумен Адриан (1669—1698)
  • Архимандрит Антоний (1698—1703)
  • Архимандрит Герасим (1701)
  • Иеромонах Василид (1702)
  • Архимандрит Исаакий (1703—1723)
  • Архимандрит Геннадий (1719)
  • Архимандрит Гедеон (1723—1733)
  • Архимандрит Даниил (1734)
  • Архимандрит Димитрий (1735)
  • Архимандрит Зиновий (1737—1747)
  • Епископ Михаил (1747—1751)
  • Иеромонах Александр (1752)
  • Архимандрит Порфирий (1752—1754)
  • Архимандрит Софроний (1755—1777)
  • Архимандрит Феодосий (1777—1781)
  • Архимандрит Никодим (1781—1786)
  • Игумен Троадий (1788—1796)
  • Игумен Андрей (1794—1796)
  • Игумен Даниил (1796—1798)
  • Архимандрит Андрей (1798—1800)
  • Архимандрит Маргарит (1800—1809)
  • Архимандрит Гавриил (1809—1810)
  • Иеромонах Филадельф (1810—1815)
  • Архимандрит Евграф (1814)
  • Архимандрит Амвросий (1815—1836)
  • Архимандрит Владимир (1836—1870)
  • Архимандрит Антоний (1870—1878)
  • Священник Павел (1878—1879)
  • Схиархимандрит Михаил (1881—1883)
  • Архимандрит Филарет (1883—1898)
  • Иеромонах Герман (1898—1899)
  • Иеромонах Виталий (1899—1902)
  • Игумен Моисей (1902—1906)
  • Архимандрит Алипий (1907—1913)
  • Игумен Порфирий (1913—1914)
  • Иеромонах Марк (1914)
  • Иеромонах Павел (1914, 1917)
  • Игумен Мартиниан (1915)
  • Епископ Исидор (1916—1917)
  • Иеромонах Корнилий (1917)
  • Архиепископ Иоанн (1917—1919)
  • Епископ Серафим (1921—1923)
  • Епископ Тихон (1995—2014)
  • Игумен Михей (2014—2019)
  • И.о иеромонах Илларион (2019)
  • Димитрий (Капалин)

Общие сведения

Обитель расположена практически в центре города на берегу реки Туры. Территория монастыря ухоженная и аккуратная. Высажен свой небольшой сад и огород. Ближе к реке расположился сквер с беседками и смотровой площадкой, откуда открывается замечательный вид на город и реку. Есть собственная голубятня.

Главное здание светло-розового цвета имеет зеленую крышу и большие арочные окна. Построено в стиле классицизма, но с использованием элементов ампира, барокко, эклектики и русско-византийского стиля.

Вход на территорию монастыря свободный. Это дает возможность заглянуть сюда всем интересующимся и насладиться тихой и умиротворяющей атмосферой. Ильинский монастырь в Тюмени с честью прошел все испытания, выпавшие на его долю, и продолжает работать.

Анна Кудрявцева

При Богородично-Рождественском Ильинском женском монастыре действует:

  • Детский дом. Пансион «Отрада» организован для проживания не только детей-сирот. Сюда также попадают несовершеннолетние, чьи родители находятся в сложном финансовом положении, приезжают члены религиозных семей из городов, где нет приходских школ. Воспитанники приюта учатся в Тюменской православной гимназии, а к каждому Великому празднику готовят выступления и концерты.
  • Дом престарелых. В богадельне проживают престарелые женщины, о которых некому заботиться. Монахини Ильинского монастыря ухаживают за ними, организуют питание и лечение, оказывают духовную помощь.
  • Швейная мастерская. На предприятии служительницы обители проходят послушание. В будущем планируется обучать там молодежь швейному делу и вышиванию.
  • Библиотека. Книжный фонд насчитывает 300 экземпляров.

В 2004 г. на территории обители установили Поклонный Крест. Это память о вынужденном пребывании в Тюмени 17 -18 августа 1917 г. членов царской семьи Романовых, причисленных к лику святых.

Максим Слуцкий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector