Таганский. церковь николая чудотворца в котельниках

Экскурсии в Крутицкое подворье

На 2021 год на территории собора пока что не проходит никаких экскурсий. Однако, как сказано на официальном сайте, началась разработка экскурсионных программ для туристов и паломников. Организован такой тур будет по территории архитектурного комплекса. В такую экскурсионную программу планируют включить посещение Успенского и Петропавловского храмов, Митрополичьих палат, Теремка, стен-переходов и действующих экспозиций.

Светлана Тернер

Кроме того, на территории православного комплекса планируют создать музей, в который войдут следующие историко-художественные композиции: «Крутицкие сокровища», «Спасенные святыни», «Крутицкая керамика», «Крутицкий некрополь», «Усыпальница святителя Илариона Крутицкого», «Простой гениальный человек».

Информация для туристов и паломников на официальном сайте подворья

Светлана Тернер

Храм Святителя и Чудотворца Николая в КотельникахТекст

Вашему вниманию представляется краткая история храма Святителя и Чудотворца Николая в Котельниках за Яузою и ближайших окрестностей, изложенная на основании информации найденной в архивах Москвы и Московской области.

Московский храм Святителя и Чудотворца Николая в Котельниках за Яузою находится в древнейшем в Москве историческом месте – у подножия Швивой горки Таганного холма. Древний посад Заяузье (Таганка) образовался, предположительно, еще в дохристианский период, благодаря выгодному географическому положению этой местности. В христианской период вокруг Таганской торговой площадки возникло огромное количество древних церквей, носивших свои названия по именам святых, прославившихся еще в самом начале становления Христовой веры.

Котельнические переулки, по распространенной ныне версии, получили свое название по находившейся здесь в XVII веке дворцовой слободе котельников, изготовлявших котлы для варки пищи. Эти места связаны с котельниками, гончарами и кузнецами, – ремесленниками, имевшими дело с открытым огнем, поэтому свои производства они размещали по берегу реки Москвы.

Современное состояние

При Святой обители действует Духовно-Нравственный

, в котором проводятся просветительские и познавательные занятия для детей и взрослых.

На уроках юные прихожане знакомятся с основами христианской культуры и истории, православными традициями и обычаями, выполняют творческие обучающие задания, а также готовят и участвуют в театрализованных выступлениях и постановках.

Воспитанники ДНЦ распределены по 3 возрастным группам:

  • Младшая группа – 4-7 лет.
  • Средняя группа — 8-11 лет.
  • Старшая группа — 12 -17 лет.

Параллельно с занятиями детских групп для взрослых проводятся духовные беседы со священником, на которых слушатели имеют возможность задать волнующие их вопросы.

Беседы проводит духовник монастыря архимандрит Мефодий.

Занятия проходят по воскресным дням после Божественной Литургии и совместной трапезы на бесплатной основе.

Архитектура и убранство

Проект здания, принадлежащий архитектору О.И. Бове, при реализации был несколько изменён архитектором Д.И. Жилярди в духе позднего ампира. Здание состоит из храма типа ротонда на четверике с полукруглой апсидой, небольшой трапезной и 2-ярусной (с прямоугольными в плане ярусами) колокольней. Несимметричная композиция, восходящая к традициям XVII в., видимо, связана с использованием фундаментов более ранней церкви, сооружённой предками заказчика, Строгановыми, издавно жившими в этом приходе. Церковь поставлена на склоне Швивой горки и рассчитана на восприятие как с берега реки, так и с переулка, проходящего вдоль её фасада.

В 1873 году с запада, перед входом, было возведено высокое крыльцо. Тогда же в трапезной был устроен придел Святой Евдокии. Отделка фасадов памятника сочетает характерную для позднего ампира строгость и чёткость линий с измельчённой, дробной моделировкой некоторых деталей. Обращённый к переулку южный фасад четверика храма акцентирован плоским четырёхпилястровым портиком, завершённым фронтоном, а в простенках между пилястрами над окнами помещены замечательные горельефные композиции: «Вход в Иерусалим», «Поклонение волхвов» и «Избиение младенцев». Стены по периметру здания опоясывает широкий фриз, включающий на четверике храма и нижнем ярусе колокольни триглифы и метопы, украшенные тщательно проработанными лепными медальонами. Столь же тонким рисунком отличаются ионические капители пилястр, декорирующих ротонду храма и верхний ярус колокольни. Сохранившийся на участке рядом с церковью двухэтажный кирпичный дом причта перестроен в ампирных формах в 1840-х гг. из одноэтажного с мезонином здания богадельни.

О Храме

Первые упоминания о Котельниках относятся к началу XVII в. В 1651 г. село купил Борис Иванович Морозов. При нем здесь уже стояла церковь «Пресвятыя Богородицы иконы Казанския».

После смерти в ссылке боярыни Феодосии Морозовой в 1676 г. село Котельники было передано дворцовому ведомству.

В 1683—1684 гг. мастера Каменного приказа построили новую церковь — из камня, на высоком подклете, с пятью изящными главками и двумя ярусами кокошников. При ее освящении патриархом Иоакимом присутствовали царевичи Петр и Иоанн вместе с матерью — Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая поднесла в подарок храму чтимый список с чудотворной Казанской иконы, в настоящее время пребывающей в храме.

В 1745 г. были объявлены торги на изготовление иконостаса для Казанской церкви по рисунку архитектора Ивана Мичурина.

В начале XIX  в. храм подвергся реконструкции. Так, новый владелец села князь С.М.Голицын вместо недовершенного придела священномученика Харлампия создал придел во имя мученика Панкратия, отделив его от Никольского придела арками. Работы по ремонту и перестройке церкви в Котельниках продолжались во все время владения селом князя С.М.Голицына, который привлек к работам известных мастеров. Автором проекта иконостаса стал архитектор Д.И.Жилярди. В работе над иконостасом принимали участие резчик Дормидонт Быковский, живописец Федор Федотов, золотых дел мастер Н.И.Хованский и скульптор И.П.Витали. Новая четырехъярусная колокольня была возведена по проекту А.О.Жилярди.

В 1902 г. в верхнем храме производились работы по устройству придела во имя святителя Феодосия Черниговского. Прихожане купили в новый придел икону святого, подсвечник и паникадило.

В 1922 г. из церкви изъяли часть церковной утвари, в том числе ризу с Казанской иконы Божией Матери, украшенную жемчугом, изумрудами и алмазами.

В 1938 г. церковь закрыли, в начале 1940-х гг. с нее сняли главы, в колокольне разобрали верхние этажи и шатер и в 1957 г. установили резервуар для воды. В 1960 г. храм стал памятником архитектуры республиканского значения. Однако за годы «охраны» государством не реставрировался. Производственный комбинат всесоюзного музыкального общества разместил в алтаре Никольского придела гараж и мастерскую по ремонту машин.

В 1990 г. храм вернули Православной Церкви, начались регулярные богослужения. Все позднейшие перестройки внутри и снаружи храма устранены и по переданным из Швейцарии чертежам А.О.Жилярди восстановлены разобранные этажи, звонница и шатер колокольни.

Произведены археологические раскопки, восстановлены фундаменты и столбы обходной галереи.

Главной святыней храма является Казанская икона Божией Матери XVII  в., написанная мастерами Оружейной Палаты. В храме имеются иконы и ковчежцы с частицами святых мощей. В местном ряду иконостаса находится икона святителя Макария (Невского), Митрополита Московского, находившегося в заточении в поселке Котельники. Отпевание его происходило здесь, за алтарем церкви он и был похоронен в 1926 г. (ныне честные мощи святителя почивают в Троице-Сергиевой Лавре); икона священномученика Вячеслава (Занкова), служившего в храме Казанской иконы Божией Матери в Котельниках до своей мученической кончины на полигоне Бутово 13 октября 1937 года.

История Храма

Храм святителя Николая (Никольская церковь) в селе Никольском (Колчево, Голохвастово ).

Самое раннее упоминание о церкви святителя Николая, что в селе Никольском церковные летописи относят к 1627-1628 годам, где упоминается деревянная церквушка Николы чудотворца. Описание каменного храма появляется в 1682 году в вотчине стольника Федора Ивановича сына Потемкина, который был похоронен у окна трапезной части храма, где позже устроили придел.Особенностью архитектуры храма является совершенство его пропорций, сочетающиеся с весьма скромным убранством. С момента своего основания храм практически не перестраивался и сохранил свои первоначальные формы. Внутри сохранились голосники – горшки, специально вмурованные в своды, служащие для улучшения акустики, — и древний вариант оконных рам, имеющих особый способ крепления. Так же в храме сохранился и тябловый иконостас XVII века.Кроме М.С.Потемкина в храме погребены и другие представители этого именитого рода, таким образом Никольская церковь является родовой усыпальницей Потемкиных. Захоронения произведены в пределе по его стенам, в алтаре и на клиросе. До нашего временисохранилось только три надгробных плиты, из них две вмурованы в стену, но с небольшим сдвигом, не точно определяя место захоронения.1 июня 1909 года причт обратился в Московскую духовную консисторию за разрешением расписать священными изображениями стены придела святых Косьмы и Дамиана. 20 сентября по поручению императорского московского археологического общества храм был осмотрен И.В. Рыльским, который в своем докладе сообщил следующее: “Предполагаемую работу я нашел исполненной. Живопись масляными красками, спокойная и не портящая впечатление от всего храма. Главный храм, расписанный таже масляными красками, вероятно в начале XIX столетия, очень талантливой работы, особенно красива живопись на сомкнутом своде итальянского характера с желтым фоном неба и красиво расположенными и контрастными по тонам фигурами к пятам свода, так что весь центр остается свободным от фигур”. Следует отметить, что ранее стены были просто выкрашены клеевой краской в один тон.По сведениям И.В.Рыльского, в церкви имелся некий храмозданный крест имевший надпись: “Освятится жертвенник Господа Бога Спаса Нашего Иисуса Христа в храме иже благословлению Великаго Господина Святейшаго Адриана Архиепископа Московскаго…России …лето Индикта второго месяца Януария в память иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста”

Село Никольское-Колчево расположено в районе 52-го км Калужского шоссе. Известно, что храм во имя святителя Николая построил в 1692 г. владелец села стольник Феодор Иванович Потемкин.Бесстолпный, перекрытый сводом одноглавый храм с трапезной выполнен в традиционных формах небольших приходских церквей XVII в. и является малоизвестным и недооцененным памятником зодчества. Архитектуру храма отличает совершенство пропорций, изысканная простота и скромность украшений. Трехъярусная колокольня была пристроена к храму в середине XVIII в. Сам же храм со времени своего построения не перестраивался, что делает его уникальным памятником истории и архитектуры. Сохранились даже голосники — вмурованные в своде горшки для улучшения акустики, а также древний тип оконных рам. Дошел до нашего времени тябловый иконостас XVII в. Одной из наиболее чтимых святынь храма являлась ростовая икона мучеников Космы и Дамиана, во имя которых в трапезной устроили теплый, зимний придел.В 1937 г. был арестован и сослан в лагерь священник Димитрий Малин. Он вернулся из ссылки и умер в 1938 г. Большой колокол на колокольне разбили. Однако полному разорению в 1930-е гг. храм не подвергся, и какое-то время усилиями местных жителей в нем сохранялись внутреннее убранство, иконы и церковная утварь. Позднее часть икон и церковной утвари была передана в музей древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева и в церкви Подмосковья. Храм позже использовался как зернохранилище. Наибольшему же разорению он подвергся в 1970-е гг.Восстановление приходской жизни началось в декабре 1995 г. Летом 1996 г. был назначен настоятель храма. Первая служба состоялась в июне 1998 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector