Лермонтов м. ю. бородино

Краткое содержание для читательского дневника

Произведение посвящено войне 1812 года, когда войска Наполеона Бонапарта напали на Россию с целью захвата территории. В этом стихотворении юноша обращается к дяде с просьбой рассказать ему подробнее о войне с Наполеоном. Наибольший интерес молодой человек проявляет к Бородинскому сражению, ставшему наиболее значимым в определении итогов войны.

Пожилой вояка рассказал юноше о прошедших битвах, о мужественности и силе духа русских солдат, доля которых была незавидной, ведь «немногие вернулись с поля». Рассказал он также и о том, что Москва сдалась Наполеону по воле божьей, русским воинам было досадно и больно от того, что они вынуждены были сдаться и отдать на растерзание вражеским войскам земли своей родины. Им пришлось исполнять приказ и ничего не оставалось, как повиноваться.

Однако ситуация быстро изменилась, ведь было найдено огромное поле для битвы. Располагалось оно близ деревни Бородино, там солдаты построили редут. Едва наступило утро, французские войска начали наступать. Сражение продолжалось двое суток, обе стороны держались стойко и не намеревались сдавать позиции и подчиняться врагу. Решающим должен был стать третий день схватки, которого все ждали с особым нетерпеньем.

Краткое содержание

Молодой человек обратился к своему дяде, чтобы тот рассказал о войне с Наполеоном. Больше всего его интересовало великое Бородинское сражение, которое стало решающим в битве с французской армией. Старый воин поведал о былых сражениях, о мужественных солдатах, которым незавидная «досталась доля: немногие вернулись с поля». Они бы ни за что не отдали Москвы, «не будь на то господня воля». Отважным воинам «досадно было, боя ждали». Им было очень больного от того, что они были вынуждены отступать, отдавая врагам на растерзание родную землю. Однако нужно было исполнять приказы главнокомандующего, и бойцы повиновались.

Но вскоре ситуация изменилась – отыскали большое поле для сражения недалеко от деревни Бородино, «построили редут». Когда «утро осветило пушки и леса синие верхушки», французы начали наступление. В течение двух дней продолжались ожесточенные сражения, но ни одна из сторон не собиралась сдавать свои позиции. Все с нетерпением ожидали третий день, который должен был стать решающим в схватке. Русская армия, собрав все свои силы, нанесла сокрушительный удар по французам.

«Утиная охота» краткое содержание пьесы Вампилова – читать пересказ онлайн

Победа над ненавистным врагом принесла не только огромную радость, но и боль от страшных потерь. После завершения битвы русские воины принялись подсчитывать «раны, товарищей считать». Старый солдат очень гордился тем, что русский народ смог отстоять свою отчизну, и не отдать врагам родную землю.

История создания «Бородино» Лермонтова

История необычная. С самого детства М. Ю. Лермонтов находился в окружении людей, переживших многие отечественные войны, в том числе и Бородино.

Все они оказали огромное влияние на автора и помогли ему осознать свой жизненный путь. К тому же, когда писатель подрос, его взяли в армию, где он также познакомился с участниками того военного события.

Год написания «Бородино» 1836. Создавая сам текст, автор внес массу коррективов в услышанные истории, в том числе о месте нахождения солдат. Также немного видоизменил произнесенные речи воодушевления от Мохнатина.

В конечном счете, в 1837 году в местном журнале было издано знаменитое детище автора, которое прославило его на весь мир. Интересно, что оно сразу получило много отзывов.

Вариант 4

Данное великолепное произведение было написано гениальным писателем Лермонтовым в честь окончания данного сражения. Оно полюбилось простому читателю благодаря тому, что язык повествования был простым, и рифма лаконично подчеркивала всю глубину происходящих событий. В нем рассказываются события, которые являлись одними из главнейших и решающих в войне тысяча девятьсот двенадцатого года. Рассказ ведется от человека преклонного возраста, который, параллельно вдается в воспоминания тех времен, так как сам был участником того сражения.

Лермонтовым, было показано то, что именно благодаря подвигам простого народа в лице обычных солдат, было выиграно данное сражение при Бородино, и вся война в целом. Ранее, за другими писателями была сохранена тенденция того, что победу принесли бравые лидеры и командиры, которые принимали колоссально важные решения, влияющие на ход всей войны. Герои в данном произведении полны решимости и отваги, они невероятно трепетно относятся к родной земле. Персонажи готовы отдать свои жизни для спасения страны.

Также, стоит отметить и то, что на поле боя командиры и простые солдаты стали настолько близки и дружны, что уже и не было различия в чинах, все действовали как единый механизм, который был направлен лишь на одно – победу любой ценой. Писатель невероятно тонко передает атмосферу тех дней, благодаря чему читателю удается погрузиться в те события вместе с ним. Природа и окружающая обстановка описаны очень подробно и чувственно, говоря о том, что писатель трепетно относится к событиям тех лет. Он подчеркивает, что благодаря тому, что на русской земле проживает столь храбрый и отважный народ, им удалось одержать победу в той войне.

Также, стоит отметить немалую проблему, которая была затронута в произведении – это непонимание различных поколений, которые противопоставлены друг другу. Например, прошлое поколение иллюстрируется невероятно бесстрашным, которое не жалело сил для того, чтобы одержать верх над врагом. Писатель хотел дать читателю понять то, что этому примеру необходимо следовать, и чтить моменты тех дней, отдавая дань памяти военных лет.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика произведения «Бородино» представлены ниже:

  1. Основная тема стихотворения Лермонтова “Бородино” — это бородинское сражение 1812 года . Данное произведение освещает именно духовную победу русских солдат над французами, так как потери в бою явно указывают на поражение отечественной армии. Но даже оно не сломило дух русских патриотов: они не сдались и не успокоились, пока не выгнали врага за пределы России.
  2. Патриотизм . Солдаты переживают, что боев долго не было, и не хотят отступать. Это говорит об их самоотверженной любви к родине. Москву они готовы защищать ценой жизни и с трудом соглашаются на то, чтобы сдать ее врагу.
  3. Героизм . На поле сражения солдаты проявили стойкость и мужество. Они шли против врага, который превосходил их, но их ряды не дрогнули. Полковник вел их в атаку и сам полег на поле боя, прославляя Родину.
  4. Тема дружбы . В минуты сражений различия в званиях стерлись, люди были братьями. Драгуны и уланы, полковники и рядовые — все были заодно, все положили свои молодые жизни за отечество.
  5. “Бородино” показывает проблему поколений . Читатель видит сожаления об изменчивости времени и характера людей, ведь нет уже “богатырей” в России, нет той силы духа и характера, присущего русскому человеку. Лермонтов бросает упрек своему слабому поколению и сетует на то, что мирное время расслабило людей и сделало их инфантильными.
  6. Проблема войны . Нашествие Наполеона бросило вызов русской армии и проверило народ на прочность. Сражение далось России тяжело, как и смирение с тем обстоятельством, что враг занял Москву. Автор описывал горы трупов и несколько дней перестрелки.
  7. Проблема управления армией в трудный военный период, умения ее организовать и сплотить перед лицом врага — это тоже повод для размышлений автора. Солдаты не одобряли стратегии руководства, но полковникам и генералам удалось направить силу войска в нужном направлении, хоть это было и нелегко сделать.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» Вариант 2

Стихотворение «Бородино» – настоящий гимн русскому оружию, это апология русского солдата – бесстрашного и непритязательного одновременно, готового на любые жертвы ради защиты Отечества.

Композиционно произведение выстроено в форме диалога двух солдат – новобранца и бывалого, прошедшего горнило войны 1812 года, ключевым сражением которого стало Бородинское сражение, прославившее небольшую подмосковную деревушку. И приходится признать, что старый солдат невысоко оценивает боевую выучку и мотивацию сражаться солдат следующего призыва. Вывод «богатыри – не вы» повторяется в стихотворении дважды.

Автор использует огромное количество выразительных средств:

  • беспрецедентное количество риторических восклицаний – «…были схватки!», «не отдали б!.. », «есть разгуляться где…!», «ушки на макушке!», «угощу … друга!», «…постоим за родину!..», «Пора добраться …!», «Ребята! Умремте ж …!», «Ну … был денек!», «Вам не видать … сражений!..», «…наш … бой!» – отражающее патриотический порыв говорящего;
  • риторические вопросы – «Что ж мы? на зимние квартиры?», «… не смеют изорвать?», «что толку?», которые позволяют автору придать изложению дискуссионный характер;
  • инверсию – «схватки боевые», «помнит Россия», «не смеют командиры», «забил я», «пала тень», «ликовал француз», «бивак открытый», «шумно вдруг зашевелилось», «полковник наш», «в земле сырой», «молвил он», «умереть мы обещали», «дым летучий», «носились знамена», «звучал булат», «бой удалый», – обеспечивающую гармоничную рифмовку;
  • синекдоху – «отдана французу», «ликовал француз», «сражен булатом», «звучал булат», «считать раны» – придающую речи краткость и образность;
  • эвфемизм – «немногие вернулись с поля», то есть остались на нем, погибли; «изорвать мундиры о штыки» – то есть сразиться, «есть где разгуляться» – так говорят о возможности свободных действий; «спит в земле сырой» – то есть погиб и похоронен; «добраться до картечи (снарядов, начиненных круглыми пулями)» – означает ввести в бой артиллерию;
  • фразеологизм – «ушки на макушке» – означает готовность отразить нападение в любую минуту, быть начеку;
    умолчание – «немногие вернулись…»;
  • эпитеты – «синие верхушки», «грозная сечь», «кровавые тела», «русский удалый бой», «протяжный вой», «могучее, лихое племя», украшающие речь;
  • архаизм – «очи»;
  • устаревшее слово «бусурманы» – искаженное «басурманы» – в контексте речи это бранное слово;
    ирония – «угощу … друга» – автор имеет в виду не угощение, и, уж конечно, не считает французов друзьями; «брат мусью» – искаженное, принятое у простого народа французское обращение «месье» в сочетании со словом «брат» вносит ноту пренебрежения;
  • лексические повторы – «уж мы пойдем, уж постоим»; «все промелькнули, все побывали»;
  • синтаксический параллелизм – «кто… чистил, кто … точил…»;
  • метафора – «постоим головою» – подчеркивает готовность умереть, рискнуть головой (то есть жизнью);
  • цитирование – «Пора добраться до картечи!» – отражает солдатские, полные энтузиазма настроения;
  • аллитерация (повторение однородных согласных) – «сверкнул за строем строй» – создает ощущение тревоги и предельного напряжения;
  • сравнения – «умремте, как браться наши», «двинулись, как тучи», носились, как тени», «тряслась, как наши груди»;
  • олицетворения – «булат звучал», «картечь визжала», «земля тряслась», «барабаны затрещали» – позволяют точнее обрисовать картину происходящего, приблизить ее к читателю;
  • кольцо – «считать … стали раны, товарищей считать», «бой удалый, наш … бой» – позволяет выделить ключевые слова;
  • гипербола – «гора тел».

Некоторые военные термины требуют пояснения. «Редут» – это укрепление, «лафет» – часть артиллерийского орудия, «бивак» – военный лагерь под открытым небом, «кивер» – военный головной убор, «рожден хватом» – значит, был расторопным, находчивым и удалым, склонным к риску человеком.

Потери сторон после Бородинского сражения

В ходе Бородинского сражения потери русских составили по разным оценкам до 46 тыс. убитыми, ранеными и пропавшими без вести; французов – от 30 до 40 тыс. человек убитыми.

В мировой истории найдется немного таких битв, которые унесли столь много жизней за такой короткий период времени. После боя Бородинское поле представляло собой настоящее кладбище.

Кроме огромных потерь среди простых солдат, в ходе Бородинского сражения обе стороны потеряли и немало генералов. У русских погибло 4 генерала, а 23 получили ранения разной тяжести. У французов погибло 12 генералов, а 38 получили ранения.

Наполеон в Бородинской битве

В итоге Михаил Кутузов смог защитить Москву и изгнать противника за пределы России. Непобедимая армия Наполеона была сокрушена и разбита.

После Бородинского сражения русские поверили в свои силы и воспряли духом, в то время как французы были полностью деморализованы. За победу над армией Наполеона, Кутузов удостоился звания генерал-фельдмаршала и вошел в историю России, как один из самых выдающихся полководцев.

В конце рекомендуем к прочтению интересные факты об Отечественной войне 1812 года.

Теперь вы знаете, чем примечательно Бородинское сражение 1812 года. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею с друзьями и подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Бородино

                  Михаил Лермонтов





- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
        Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
        Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
        Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
        Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
        Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
        О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
        Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
        Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
        Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
        За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
        Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
        Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
        Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
        Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
        Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
        Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
        Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
        Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
        И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
        Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
        В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
        Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
        Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
        Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
        И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
        Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
        Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
        Не отдали б Москвы!

1837

Анализ стихотворения «Бородинская годовщина» Пушкина

«Бородинская годовщина» Александра Сергеевича Пушкина — отклик на злободневную тему: взятие взбунтовавшейся Варшавы.

Стихотворение написано осенью 1831 года. Его автору в этот момент 32 года, он, наконец, счастливо женат, много пишет, особенно прозу. Жизнь в Москве рядом с матерью супруги не заладилась, семья перебралась в Петербург. По жанру – гражданская лирика, по размеру – ямб с перекрестной и смежной рифмовкой, 9 строф. Лирический герой выступает от имени России. Поводом послужил мятеж поляков, желавших независимости. Они планировали также захватить западные земли белорусов и малороссов. Ситуация осложнялась эпидемией холеры и беспорядками, чинимыми народом под влиянием слухов. Впрочем, Польша восстала в связи с событиями в Европе: очередной революцией во Франции и обретением через противостояние независимости Бельгией. Варшаву брали день в день с годовщиной Бородино. Тогда, кстати, часть Польши была на стороне Наполеона. «Забыли русский штык»: А. Суворов в свое время эти земли покорял. «Мы не сожжем»: а поляки Москву жгли. Народной Немезиды: мщенья. «Лиры русского певца»: аллегория, имеется в виду сам автор. «Мутители палат»: европейцы, приветствующие мятеж. Более того, французы предлагали план интервенции избранных территорий. «Наследие Богдана»: Малороссия, Б. Хмельницкий. «Святыню гробов»: Киево-Печерская лавра. «Отторгнется Литва?»: предполагалось, что и она отколется от империи. «Младого внука»: весть о победе И. Паскевича над силами поляков императору принес внук А. Суворова. Лексика возвышенная, интонация торжественная, местами гневная, с восклицаниями и вопросами. Эпитеты: хмельна кровь, бунт раздавленный, бедственный набат. В 5 строфе – ряд метонимий. В 8 строфе имеется в виду герой трех войн И. Паскевич. Инверсия: стоит она, вторглись знамена. Кульминационное восклицание: Россия! Встань и возвышайся! Финальная строфа – метафора. Множество повторов и перечислительных градаций: тише, твое страданье, твой покой, твоих сподвижников. Современники, как водится, в оценках стихотворения разошлись. Кто-то принял с восторгом (как ни странно, часть декабристов), либералы возмутились, друг П. Вяземский посчитал чрезмерным сравнение этой победы перед триумфом в Отечественной войне.

Вневременной патриотизм пронизывает произведение А. Пушкина «Бородинская годовщина».

Предыстория сражения

Отечественная война 1812 года на начальном этапе развивалась крайне негативно для российской армии, которая постоянно отступала, отказываясь принять генеральное сражение. Такой ход развития событий воспринимался армией крайне негативно, поскольку солдаты хотели принять битву как можно скорее разбить армию противника. Главнокомандующий Барклай-де-Толли прекрасно понимал, что в открытом генеральном сражении наполеоновская армия, которая считалась в Европе непобедимой, будет иметь колоссальное преимущество. Поэтому он избрал тактику отступления, с целью измотать войска противника, и только потом принять сражение. Такой ход событий не вызывал доверия у солдат, вследствие чего главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Кутузов. В результате произошло несколько знаковых событий, которые предопределили предпосылки Бородинского сражения:

  • Армия Наполеона продвигалась вглубь страны с большими осложнениями. Российские генералы отказывалась от генерального сражения, но активно ввязывалась в мелкие бои, а также очень активно велись боевые действия партизаны. Поэтому к моменту начала Бородино (конец августа — начало сентября) армия Бонапарта уже была не такой грозной и существенно измотанной.
  • Из глубины страны были подтянуты резервы. Поэтому армия Кутузова по численности была уже сопоставима с французской армией, что позволило главнокомандующему рассмотреть возможность практического вступления в битву.

Александр 1, который к тому моменту по просьбе армии оставил пост главнокомандующего, позволил Кутузову самостоятельно принимать решения, настойчиво требовал, чтобы генерал как можно скорее принял сражение и остановил продвижения армии Наполеона вглубь страны. В результате 22 августа 1812 года Российская армия начала отступление от Смоленска в направлении села Бородино, которое располагается в 125 километрах от Москвы. Место было идеальным, чтобы принять бой, поскольку в районе Бородино можно было организовать отличную оборону. Кутузов понимал, что Наполеон находится всего в нескольких днях ходьбы, поэтому бросила все силы на то, чтобы укрепить этот район и занять наиболее выгодные позиции.

Соотношение сил и средств

Удивительно, но большинство историков, которые занимаются изучением Бородинской битвы, до сих пор спорят о точной численность войск, противоборствующих сторон. Общие тенденции в этом вопросе таковы, что чем новее исследование, тем больше данных, говорящих что русская армия имела незначительный перевес. Однако, если рассматривать советские энциклопедии, то там представлены следующие данные, в которых представлены участники Бородинского сражения:

  • Российская армия. Командующий — Михаил Илларионович Кутузов. В его распоряжении было до 120 тысяч человек, из которых 72 тысячи были пехотинцами. Армия обладала большим артиллерийским корпусом, насчитывающим 640 орудий.
  • Французская армия. Командующий — Наполеон Бонапарт. Французский император привел к Бородино корпус в 138 тысяч солдат при 587 орудиях. Часть историков отмечает, что у Наполеона были резервы численностью до 18 тысяч человек, которые французский император сохранял до последнего и не задействовал их в битве.

Очень важным является мнение одного из участников Бородинского сражения, маркиза Шамбре, который предоставил данные, что Франция к этому сражению выставила лучшую европейскую армию, в которую входили солдаты с большим опытом ведения военных действий. Со стороны России, по его наблюдениям, в своей основе выступали новобранцы и добровольцы, которые по всему своему внешнему виду указывали, что военное дело было для них не основным. Шамбре также указывал на тот факт, что Бонапарт имел большой перевес в области тяжелой кавалерии, что давала ему некоторые преимущества в ходе сражения.

Военные словечки

Россия. Московская область. Участники реконструкции Бородинского сражения во время подготовки к празднованию победы России в Отечественной войне 1812 года. Фото ИТАР-ТАСС/ Андрей Лукин

«Бородино» – не такое простое стихотворение, каким может показаться на первый взгляд. Текст Лермонтова населен военной терминологией того времени.

Задание для детей: Проверь себя!

Для современных детей понимание стихотворения может быть сильно осложнено большим количеством малопонятных слов. Предлагаем вам устную игру для лучшего понимания и запоминания стихотворения.

Задание 1: Угадайте слова из стихотворения по их описанию:

  • Высокий головной убор цилиндрической или конусообразной формы, с козырьком и подбородочным ремнем, существовавший в русской и иностранных армиях в XIX – нач. XX вв. (Кивер)
  • Военные, которые могли действовать как в конном, так и в пешем строю (Драгуны)
  • Полевое укрепление в виде квадрата или многоугольника, обведенное земляным валом и рвом, предназначенное для обороны (Редут)
  • Стальной клинок, меч, кинжал (Булат)
  • Место расположения войск под открытым небом для отдыха во время военных действий (Бивак)
  • Иноземец, враг, недоброжелатель, иноверец (Бусурман)
  • Артиллерийский снаряд, начиненный пулями, железом, свинцом и др. При выстреле картечь широко рассеивается, поражая неприятеля (Картечь)
  • Колющее оружие, прикрепляемое на конец ствола военного ружья (Штык)
  • Военные из частей легкой кавалерии, вооруженные пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор (Уланы)
  • Станок на колесах, на котором устанавливается и закрепляется ствол артиллерийского орудия (Лафет)
  • Военная одежда для верхней части тела (Мундир)

Задание 2: А теперь вставьте пропущенные слова в стихотворение М.Ю. Лермонтова:

Бородино

Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! – Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать _________ О русские штыки?» И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили _____

. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до______ !» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень. Прилег вздремнуть я у_______ , И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш ______ открытый: Кто______ чистил весь избитый, Кто______ точил, ворча сердито, Кусая длинный ус. И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен_______, Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. _______ с пестрыми значками, _______ с конскими хвостами, Все промелькнули перед нам, Все побывали тут. Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили ________. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!

Идея стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Подробный анализ «Бородино» Лермонтова с точки зрения тематики и сюжета произведения, его композиционных и художественных особенностей, а также образа лирического героя позволил выявить идею произведения. Она заключается в утверждении силы и мощи русского народа, который является истинным творцом истории. Своим произведением автор утверждает, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат, народа, объединившегося в деле защиты Родины, а не высоких политиков и полководцев.

Краткий анализ, описание композиции и разбор художественно-выразительных средств стихотворения, могут быть использованы учениками 5 класса при подготовке к уроку или написании сочинения на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Бородино»».

Самые популярные материалы сентября для 5 класса:

Исторические события (Песнь о Вещем Олеге)

«Царевна-лягушка» главные герои

Сочинение на тему «Осень» (5 класс)

Краткое содержание «Финист — ясный сокол»

Краткое содержание «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Детство и юность Лермонтова

Краткое содержание «Илиада»

Краткое содержание «Повесть временных лет»

Сочинение «Интересная история из моей жизни»

Анализ стихотворения «Няне» Пушкина

Анализ стихотворения Бородино Михаила Лермонтова

Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в честь 25-летнего юбилея Бородинской битвы (1837). Многие русские поэты и писатели, независимо от политических и идеологических взглядов, с чувством глубокого уважения относились к победе русских войск. Бородинское сражение показало силу народного духа и значительно повысило патриотические настроения.

«Бородино» Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений. Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.

Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля». Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса. Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.

Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний. Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы». Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»).

Стихотворение приобрело широкую народную популярность. Его слова были положены на музыку. Многие фразы и выражения стали крылатыми, утратив связь с источником. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь прозвучала в годы Великой отечественной войны. На этот раз советские войска смогли выполнить завет великого поэта и «клятву верности сдержали».

Сочинение по произведению Бородино Лермонтова 5 класс

Во многих произведениях Лермонтова встречается изобличительный тон. Ему не нравится течение общественной жизни николаевской России. Он клеймил тогдашнее общество за нерешительность, нежелание искать новых путей для развития, интересоваться чем-то новым. Предыдущие эпохи, в частности, эпоха наполеоновских войн, казались ему более героическими по своей сути. Люди до последней капли крови сражались за Отечество, находили место для подвига. В любую минуту воин либо завоевать сердце возлюбленной, либо получить картечь в голову.

Именно под влиянием неприятия жизненных принципов своих современников и было написано данное стихотворение.

Оно было создано в 1837 году, в самый разгар реакционерской политики Николая I. Этот год ознаменовал под собой 25-ую годовщину сражения на Бородинском поле

Вообще, в ту пору те события активно обсуждали, и Михаил Юрьевич не мог не обратить свое внимание на данную тематику

В те года он активно размышляет об истории России, анализирует ее конкретные исторические периоды, сопоставляет факты. События 1812 года случились относительно недавно, поэтому писатель мог лично пообщаться с участниками Бородинского сражения. Лермонтов безумно завидовал, завидовал великому прошлому своей же страны. Тема воспевания славных дел прошлого нашла свое отражение и в других произведениях талантливого автора.

Очень символично, что в стихотворении повествование ведется от лица рядового участника сражения. Этот способ изложения придает некую народность и в то же время эпохальность. Читатель может вместе с рассказчиком перенестись в пучину событий и своими глазами увидеть легендарную баталию, где героически погибали солдаты, поле заполонил пороховой дым, трава обагрилась кровью раненных и убитых, трусость и слабоволие перемежались с беспримерной отвагой.

На протяжении всего стихотворения автор дает понять, что настоящими героями он считает именно тех людей, сражавшихся за отечество на боле брани. Особое величие битве придавала мощь противника. Наполеон до событий под Бородино покорил не одну европейскую страну и выиграл немало сражений. Но вот, обыкновенные российские парни, от мала до велика, смогли дать отпор французским военным профессионалам. Любовь к Отечеству проявлял и обычный люд, вступая в партизанские отряды.

Таким образом, можно сделать вывод, что данное стихотворение учит и нынешнее поколение. Нужно быть героями, нужно стремится к новым свершениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector