Лермонтов «бородино»

Михаил Юрьевич Лермонтов

Бородино

«Скажи-ка, дядя, ведь недаромМосква, спалённая пожаром,Французу отдана?Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, ещё какие!Недаром помнит вся РоссияПро день Бородина!»

«Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри — не вы!Плохая им досталась доля:Не многие вернулись с поля…Не будь на то господня воля,Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали.Досадно было, боя ждали,Ворчали старики:«Что ж мы? на зимние квартиры?Не смеют, что ли, командирыЧужие изорвать мундирыО русские штыки?»

И вот нашли большое поле:Есть разгуляться где на воле!Построили редут.У наших ушки на макушке!Чуть утро осветило пушкиИ леса синие верхушки —Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку тугоИ думал: угощу я друга!Постой-ка, брат мусью!Что тут хитрить, пожалуй к бою;Уж мы пойдём ломить стеною,Уж постоим мы головоюЗа родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.Что толку в этакой безделке?Мы ждали третий день.Повсюду стали слышны речи:«Пора добраться до картечи!»И вот на поле грозной сечиНочная пала тень.

Прилёг вздремнуть я у лафета,И слышно было до рассвета,Как ликовал француз.Но тих был наш бивак открытый:Кто кивер чистил весь избитый,Кто штык точил, ворча сердито,Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,Всё шумно вдруг зашевелилось,Сверкнул за строем строй.Полковник наш рождён был хватом:Слуга царю, отец солдатам…Да, жаль его: сражён булатом,Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:«Ребята! не Москва ль за нами?Умрёмте ж под Москвой,Как наши братья умирали!»И умереть мы обещали,И клятву верности сдержалиМы в Бородинский бой.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучийФранцузы двинулись, как тучи,И всё на наш редут.Уланы с пёстрыми значками,Драгуны с конскими хвостами,Все промелькнули перед нами,Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..Носились знамена́, как тени,В дыму огонь блестел,Звучал булат, картечь визжала,Рука бойцов колоть устала,И ядрам пролетать мешалаГора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,Что значит русский бой удалый,Наш рукопашный бой!..Земля тряслась — как наши груди;Смешались в кучу кони, люди,И залпы тысячи орудийСлились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовыЗаутра бой затеять новыйИ до конца стоять…Вот затрещали барабаны —И отступили бусурманы.Тогда считать мы стали раны,Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,Могучее, лихое племя:Богатыри — не вы.Плохая им досталась доля:Не многие вернулись с поля.Когда б на то не божья воля,Не отдали б Москвы!»

Бородино. Лермонтов, 1837

Стихотворение «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Первое стихотворение, опубликованное самим Лермонтовым с его полной подписью. «Бородино» высоко ценил Л. Н. Толстой, назвавший его «зерном» своей «Войны и мира».
Ключевой мыслью стихотворения «Бородино» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел» — В. Г. Белинский.

Уланы с пёстрыми значками, Драгуны с конскими хвостами — речь идет о французской кавалерии: уланы были вооружены пиками, к которым привязывались матерчатые флажки наподобие флюгеров; к каскам драгун прикреплялись конские хвосты для защиты от сабельных ударов.
В «Бородино» Лермонтов использовал некоторые наиболее удачные образы стихотворения «Поле Бородино».

Жанр и композиция

Михаил Юрьевич прямо описал все особенности войны, не приукрашая их. Поэтому это стихотворение можно отнести к гражданской лирике. Жанр произведения — национально-патриотическая баллада. У него героический пафос. Стихотворение построено в форме повествования солдата о войне спустя много лет.

Стих включает в себя 14 строф, каждая из которых насчитывает 7 строк. Стихотворение было написано при помощи ямба. Рифма — сплетенная. Первая строчка параллельно рифмуется со второй, а третья — перекрестно с седьмой. В четвертой, пятой и шестой строках также параллельная рифмовка. Все перекрестные рифмы мужские, а параллельные — женские.

Композиционный план стихотворения «Бородино» кратко:

  • пролог — в первой строфе звучит вопрос юного солдата;
  • вступление и заключение одинаковые, благодаря чему произведение кольцевое;
  • экспозиция занимает две строфы — 4 и 5;
  • основные события занимает четыре строфы — с 6 по 9, в них постепенно нарастает напряжение и отображается подготовка к битве и ее начало;
  • кульминация — 10−11 строфы;
  • развязка — 12−13 строфы.

В центре сюжета лежит рассказ о Бородинской битве от имени солдата, который сам был участником военных действий. Повествование было обусловлено вопросом юноши о том сражении. Он поинтересовался у дяди, не зря ли Москва была отдана французам. Бывший солдат начинает свою историю с мыслей о том, что молодое поколение уже не такое смелое и патриотичное, как тогда, когда был он и его ровесники. Они не жалели себя на поле боя и были настоящими богатырями, в отличие от нынешнего поколения.

Затем идет основная часть произведения, в которой весь рассказ наполнен гордостью служившего мужчины за свой народ и его смелость. Он был его частью. А теперь, вспоминая прошлое, восхищается тем, какими смелыми были граждане в былые времена.

Мужчина решился говорить от имени всех солдат, показывая тем самым их настоящий дух и большую любовь к родине.

Бородино. Михаил Юрьевич Лермонтов

 Из школьной программы

«Бородино» — стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. Было написано в начале 1837 года. Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против наполеоновского войска.В. Г.

Белинский отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел».

 Это стихотворение в школе, традиционно, учат наизусть.

Думаю, с картинками учить будет немножко легче!

— Скажи-ка, дядя, ведь не даромМосква, спаленная пожаром,Французу отдана?Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, еще какие!Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри — не вы!Плохая им досталась доля:Немногие вернулись с поля…Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:»Что ж мы? на зимние квартиры?Не смеют, что ли, командирыЧужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!Чуть утро осветило пушкиИ леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку тугоИ думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;Уж мы пойдем ломить стеною,Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечиНочная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:Кто кивер чистил весь избитый,Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:Слуга царю, отец солдатам…Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:»Ребята! не Москва ль за нами?Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучийФранцузы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди,Смешались в кучу кони, люди,И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовыЗаутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны —

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,Могучее, лихое племя:Богатыри — не вы.Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

1837

Битва состоялась 26-го августа (7-го сентября) 1812 года в 125 километрах от Москвы. Это было самое крупное сражение Отечественной войны, в нем участвовало около 130 тысяч солдат с каждой стороны. Около 50-ти тысяч человек погибло на поле боя.

Кто такие драгуны?Слово драгун впервые является в истории в XVI веке: маршал Бриссак во время оккупации Пьемонта в 1550—1560 годах посадил на коней отборных, смелых пехотинцев, дал этому отряду название Драгуны и употреблял его для быстрых набегов. Сражались, однако, эти драгуны пешим порядком.Первый полководец, давший драгунам их современное значение, был Густав II Адольф. Драгунские полки, правильно организованные, появились во Франции при Людовике XIV в 1668 году.

В Пруссии, особенно при Фридрихе Великом, драгуны часто действовали как тяжёлая кавалерия аналогичная кирасирам. В Британии название «лёгкие драгуны» являлось синонимом гусар.

В XIX веке в Германии, Австрии, Франции и Англии около ⅓ всей конницы состояло из драгун, в Италии же их вовсе не было.

В XX-м веке, в связи с массовым применением пулемётов и прочего автоматического огнестрельного оружия действия именно по драгунскому образцу стали почти единственно возможными для кавалерии.

Французские драгуны (1806 год)

А кто же такой Улан?

Уланы — наряду с гусарами род легковооружённой  новоевропейской кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор

Уланы

Самоделкин

Розы из шариков

История создания

Михаил Юрьевич написал «Бородино» в 1837 году. Создание поэзии было приурочено к 25-летию со дня победы в Отечественной войне 1812 года. В честь этого события был заложен один из самых красивых и известных в России храмов — Христа Спасителя. Тема исторического прошлого тревожила поэта. А военным событиям 1812 года Михаил Юрьевич также посвятил стихи «Поле Бородина» и «Два великана».

Замысел написания «Бородино» родился у поэта еще в 1832−1834 годах. На Лермонтова повлияла встреча со своим родственником — Афанасием Столыпиным, который был братом его бабушки. Он много чего рассказал о событиях той войны. Множество деталей с его историй были взяты за основу стихотворения. И сама личность Афанасия Алексеевича присутствует в поэзии в образе рассказчика. А известный персонаж безымянного полковника, по некоторым версиям исследователей творчества поэта, был взят с Петра Багратиона. Он был отличным полководцем, проявившим себя с лучшей стороны в сражениях с французами.

Лермонтов ведет повествование от имени простого солдата. Такое явление произошло впервые в русской литературе, ранее писатели проставляли великих полководцев и глав государства. Его солдат не просто высказывает свое мнение, он говорит от имени народа, что они готовы постоять за родину.

Стихотворение было впервые опубликовано в литературном журнале «Современник». Оно было хорошо принято читателями и критиками. Виссарион Белинский написал статью «Стихотворения Михаила Лермонтова», в которой отмечал, что эта работа весьма поэтична и уникальна тем, что в ней можно услышать речь и мысли простого солдата. Звукопись «Бородино» довольно мелодична. Поэзия послужила основой для марша, который и в наше время исполняют военные ансамбли.

Упрек и похвала

Первая – это высокое значение подвига русских воинов 1812 года, восхищение мужеством, сплоченностью народа и бесстрашием перед лицом врага. Каждый участник сражения понимал, что никто, кроме него и его товарищей, не сможет защитить свою страну от могущественного врага, каким был тогда Наполеон Бонапарт и его армия. «Когда б на то не Божья воля, / Не отдали б Москвы!» – от лица всего народа восклицает рассказчик.

Вторая тема стихотворения – это упрек поколению современников самого Лермонтова – людям 30-х годов: «Богатыри — не вы!». Рассказчик (а вместе с ним и автор) идеализирует прошедшее время и сетует, что сегодняшнее поколение утратило многие высокие качества. Отголоски темы противопоставления поколений можно найти во многих произведениях Лермонтова. Например, в знаменитой «Думе»: «Печально я гляжу на наше поколенье! / Его грядущее — иль пусто, иль темно, / Меж тем, под бременем познанья и сомненья, / В бездействии состарится оно».

Предыстория сражения

Отечественная война 1812 года на начальном этапе развивалась крайне негативно для российской армии, которая постоянно отступала, отказываясь принять генеральное сражение. Такой ход развития событий воспринимался армией крайне негативно, поскольку солдаты хотели принять битву как можно скорее разбить армию противника. Главнокомандующий Барклай-де-Толли прекрасно понимал, что в открытом генеральном сражении наполеоновская армия, которая считалась в Европе непобедимой, будет иметь колоссальное преимущество. Поэтому он избрал тактику отступления, с целью измотать войска противника, и только потом принять сражение. Такой ход событий не вызывал доверия у солдат, вследствие чего главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Кутузов. В результате произошло несколько знаковых событий, которые предопределили предпосылки Бородинского сражения:

  • Армия Наполеона продвигалась вглубь страны с большими осложнениями. Российские генералы отказывалась от генерального сражения, но активно ввязывалась в мелкие бои, а также очень активно велись боевые действия партизаны. Поэтому к моменту начала Бородино (конец августа — начало сентября) армия Бонапарта уже была не такой грозной и существенно измотанной.
  • Из глубины страны были подтянуты резервы. Поэтому армия Кутузова по численности была уже сопоставима с французской армией, что позволило главнокомандующему рассмотреть возможность практического вступления в битву.

Александр 1, который к тому моменту по просьбе армии оставил пост главнокомандующего, позволил Кутузову самостоятельно принимать решения, настойчиво требовал, чтобы генерал как можно скорее принял сражение и остановил продвижения армии Наполеона вглубь страны. В результате 22 августа 1812 года Российская армия начала отступление от Смоленска в направлении села Бородино, которое располагается в 125 километрах от Москвы. Место было идеальным, чтобы принять бой, поскольку в районе Бородино можно было организовать отличную оборону. Кутузов понимал, что Наполеон находится всего в нескольких днях ходьбы, поэтому бросила все силы на то, чтобы укрепить этот район и занять наиболее выгодные позиции.

Соотношение сил и средств

Удивительно, но большинство историков, которые занимаются изучением Бородинской битвы, до сих пор спорят о точной численность войск, противоборствующих сторон. Общие тенденции в этом вопросе таковы, что чем новее исследование, тем больше данных, говорящих что русская армия имела незначительный перевес. Однако, если рассматривать советские энциклопедии, то там представлены следующие данные, в которых представлены участники Бородинского сражения:

  • Российская армия. Командующий — Михаил Илларионович Кутузов. В его распоряжении было до 120 тысяч человек, из которых 72 тысячи были пехотинцами. Армия обладала большим артиллерийским корпусом, насчитывающим 640 орудий.
  • Французская армия. Командующий — Наполеон Бонапарт. Французский император привел к Бородино корпус в 138 тысяч солдат при 587 орудиях. Часть историков отмечает, что у Наполеона были резервы численностью до 18 тысяч человек, которые французский император сохранял до последнего и не задействовал их в битве.

Очень важным является мнение одного из участников Бородинского сражения, маркиза Шамбре, который предоставил данные, что Франция к этому сражению выставила лучшую европейскую армию, в которую входили солдаты с большим опытом ведения военных действий. Со стороны России, по его наблюдениям, в своей основе выступали новобранцы и добровольцы, которые по всему своему внешнему виду указывали, что военное дело было для них не основным. Шамбре также указывал на тот факт, что Бонапарт имел большой перевес в области тяжелой кавалерии, что давала ему некоторые преимущества в ходе сражения.

Анализ стихотворения Бородино Михаила Лермонтова Вариант 3

Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в честь 25-летнего юбилея Бородинской битвы (1837). Многие русские поэты и писатели, независимо от политических и идеологических взглядов, с чувством глубокого уважения относились к победе русских войск. Бородинское сражение показало силу народного духа и значительно повысило патриотические настроения.

«Бородино» Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений. Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.

Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля». Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса. Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.

Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний. Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы». Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»).

Стихотворение приобрело широкую народную популярность. Его слова были положены на музыку. Многие фразы и выражения стали крылатыми, утратив связь с источником. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь прозвучала в годы Великой отечественной войны. На этот раз советские войска смогли выполнить завет великого поэта и «клятву верности сдержали».

Анализ стихотворения Бородино Михаила Лермонтова

Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в честь 25-летнего юбилея Бородинской битвы (1837). Многие русские поэты и писатели, независимо от политических и идеологических взглядов, с чувством глубокого уважения относились к победе русских войск. Бородинское сражение показало силу народного духа и значительно повысило патриотические настроения.

«Бородино» Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений. Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.

Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля». Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса. Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.

Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний. Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы». Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»).

Стихотворение приобрело широкую народную популярность. Его слова были положены на музыку. Многие фразы и выражения стали крылатыми, утратив связь с источником. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь прозвучала в годы Великой отечественной войны. На этот раз советские войска смогли выполнить завет великого поэта и «клятву верности сдержали».

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» Вариант 2

Стихотворение «Бородино» – настоящий гимн русскому оружию, это апология русского солдата – бесстрашного и непритязательного одновременно, готового на любые жертвы ради защиты Отечества.

Композиционно произведение выстроено в форме диалога двух солдат – новобранца и бывалого, прошедшего горнило войны 1812 года, ключевым сражением которого стало Бородинское сражение, прославившее небольшую подмосковную деревушку. И приходится признать, что старый солдат невысоко оценивает боевую выучку и мотивацию сражаться солдат следующего призыва. Вывод «богатыри – не вы» повторяется в стихотворении дважды.

Автор использует огромное количество выразительных средств:

  • беспрецедентное количество риторических восклицаний – «…были схватки!», «не отдали б!.. », «есть разгуляться где…!», «ушки на макушке!», «угощу … друга!», «…постоим за родину!..», «Пора добраться …!», «Ребята! Умремте ж …!», «Ну … был денек!», «Вам не видать … сражений!..», «…наш … бой!» – отражающее патриотический порыв говорящего;
  • риторические вопросы – «Что ж мы? на зимние квартиры?», «… не смеют изорвать?», «что толку?», которые позволяют автору придать изложению дискуссионный характер;
  • инверсию – «схватки боевые», «помнит Россия», «не смеют командиры», «забил я», «пала тень», «ликовал француз», «бивак открытый», «шумно вдруг зашевелилось», «полковник наш», «в земле сырой», «молвил он», «умереть мы обещали», «дым летучий», «носились знамена», «звучал булат», «бой удалый», – обеспечивающую гармоничную рифмовку;
  • синекдоху – «отдана французу», «ликовал француз», «сражен булатом», «звучал булат», «считать раны» – придающую речи краткость и образность;
  • эвфемизм – «немногие вернулись с поля», то есть остались на нем, погибли; «изорвать мундиры о штыки» – то есть сразиться, «есть где разгуляться» – так говорят о возможности свободных действий; «спит в земле сырой» – то есть погиб и похоронен; «добраться до картечи (снарядов, начиненных круглыми пулями)» – означает ввести в бой артиллерию;
  • фразеологизм – «ушки на макушке» – означает готовность отразить нападение в любую минуту, быть начеку;
    умолчание – «немногие вернулись…»;
  • эпитеты – «синие верхушки», «грозная сечь», «кровавые тела», «русский удалый бой», «протяжный вой», «могучее, лихое племя», украшающие речь;
  • архаизм – «очи»;
  • устаревшее слово «бусурманы» – искаженное «басурманы» – в контексте речи это бранное слово;
    ирония – «угощу … друга» – автор имеет в виду не угощение, и, уж конечно, не считает французов друзьями; «брат мусью» – искаженное, принятое у простого народа французское обращение «месье» в сочетании со словом «брат» вносит ноту пренебрежения;
  • лексические повторы – «уж мы пойдем, уж постоим»; «все промелькнули, все побывали»;
  • синтаксический параллелизм – «кто… чистил, кто … точил…»;
  • метафора – «постоим головою» – подчеркивает готовность умереть, рискнуть головой (то есть жизнью);
  • цитирование – «Пора добраться до картечи!» – отражает солдатские, полные энтузиазма настроения;
  • аллитерация (повторение однородных согласных) – «сверкнул за строем строй» – создает ощущение тревоги и предельного напряжения;
  • сравнения – «умремте, как браться наши», «двинулись, как тучи», носились, как тени», «тряслась, как наши груди»;
  • олицетворения – «булат звучал», «картечь визжала», «земля тряслась», «барабаны затрещали» – позволяют точнее обрисовать картину происходящего, приблизить ее к читателю;
  • кольцо – «считать … стали раны, товарищей считать», «бой удалый, наш … бой» – позволяет выделить ключевые слова;
  • гипербола – «гора тел».

Некоторые военные термины требуют пояснения. «Редут» – это укрепление, «лафет» – часть артиллерийского орудия, «бивак» – военный лагерь под открытым небом, «кивер» – военный головной убор, «рожден хватом» – значит, был расторопным, находчивым и удалым, склонным к риску человеком.

Художественное своеобразие

Глубина содержания отражается в художественном своеобразии стихотворения. В нем необычайно гармонично сочетаются противоположные пласты лексики.

Рядом с просторечными выражениями («постой – ка, брат мусью!», «что тут хитрить», «вздремнуть», «ворчал», «что толку в этакой безделке») соседствуют слова высокого стиля («клятву верности», «слуга царю, отец солдатам», «Москва, спаленная пожаром», «умремте ж под Москвой»).

На протяжении текста меняется настроение. Речь рассказчика то спокойная размеренная («но тих был наш бивак открытый»), то воодушевленная и торжественная («И умереть мы обещали и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой», «Ну ж был денек!»).

Повторяющиеся в начале и в конце повествования строки: «Да были люди в наше время…», — помогают читателю за насыщенным сюжетом не упустить главную мысль: «Люди, совершившие беспримерный подвиг, настоящие былинные богатыри»!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector