Стих «бородино»

Краткое содержание для читательского дневника

Произведение посвящено войне 1812 года, когда войска Наполеона Бонапарта напали на Россию с целью захвата территории. В этом стихотворении юноша обращается к дяде с просьбой рассказать ему подробнее о войне с Наполеоном. Наибольший интерес молодой человек проявляет к Бородинскому сражению, ставшему наиболее значимым в определении итогов войны.

Пожилой вояка рассказал юноше о прошедших битвах, о мужественности и силе духа русских солдат, доля которых была незавидной, ведь «немногие вернулись с поля». Рассказал он также и о том, что Москва сдалась Наполеону по воле божьей, русским воинам было досадно и больно от того, что они вынуждены были сдаться и отдать на растерзание вражеским войскам земли своей родины. Им пришлось исполнять приказ и ничего не оставалось, как повиноваться.

Однако ситуация быстро изменилась, ведь было найдено огромное поле для битвы. Располагалось оно близ деревни Бородино, там солдаты построили редут. Едва наступило утро, французские войска начали наступать. Сражение продолжалось двое суток, обе стороны держались стойко и не намеревались сдавать позиции и подчиняться врагу. Решающим должен был стать третий день схватки, которого все ждали с особым нетерпеньем.

Краткое содержание

Молодой человек обратился к своему дяде, чтобы тот рассказал о войне с Наполеоном. Больше всего его интересовало великое Бородинское сражение, которое стало решающим в битве с французской армией. Старый воин поведал о былых сражениях, о мужественных солдатах, которым незавидная «досталась доля: немногие вернулись с поля». Они бы ни за что не отдали Москвы, «не будь на то господня воля». Отважным воинам «досадно было, боя ждали». Им было очень больного от того, что они были вынуждены отступать, отдавая врагам на растерзание родную землю. Однако нужно было исполнять приказы главнокомандующего, и бойцы повиновались.

Но вскоре ситуация изменилась – отыскали большое поле для сражения недалеко от деревни Бородино, «построили редут». Когда «утро осветило пушки и леса синие верхушки», французы начали наступление. В течение двух дней продолжались ожесточенные сражения, но ни одна из сторон не собиралась сдавать свои позиции. Все с нетерпением ожидали третий день, который должен был стать решающим в схватке. Русская армия, собрав все свои силы, нанесла сокрушительный удар по французам.

«Утиная охота» краткое содержание пьесы Вампилова – читать пересказ онлайн

Победа над ненавистным врагом принесла не только огромную радость, но и боль от страшных потерь. После завершения битвы русские воины принялись подсчитывать «раны, товарищей считать». Старый солдат очень гордился тем, что русский народ смог отстоять свою отчизну, и не отдать врагам родную землю.

Читательский дневник «Бородино»

Читательский дневник «Бородино»

1. Введение. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» — одно из самых известных и популярных поэтических произведений об Отечественной войне 1812 г.

Многие строки из него уже давно стали крылатыми выражениями.

В «Бородино» Лермонтов одним из первых в русской литературе рассматривает масштабный военный конфликт с позиции обычного рядового солдата. Тем самым поэт предвосхищает идеи Л. Н. Толстого: победа зависит не от приказов полководцев, а от силы народного духа.

2. Сюжет кратко. Молодой человек обращается к ветерану Отечественной войны с просьбой рассказать о главных событиях тех лет: Бородинской битве и сдаче Москвы. Солдат начинает свой рассказ с укора нынешнему поколению: «Богатыри — не вы!». Он сожалеет о своих боевых товарищах, которые не вернулись с полей сражений.

Ветеран вспоминает, что отступление к Москве очень тяжело воспринималось солдатами, которые жаждали вступить в бой с завоевателями. Вся армия обрадовалась, когда командование приняло решение дать решающее сражение на Бородинском поле. Два дня прошли в перестрелке и мелких столкновениях. В ночь накануне главной битвы весь русский лагерь с нетерпением ждал рассвета. С первыми лучами солнца войска двинулись навстречу друг другу.

Рассказчику особенно запомнилась горячая речь полковника перед солдатами, который призвал их любой ценой защитить Москву. Он с особым сожалением говорит о гибели этого человека. Ветеран красочно описывает яростный ожесточенный бой: застилавший все поле пороховой дым, «горы кровавых тел», «залпы тысячи орудий», рукопашные схватки.

Сражение продолжалось весь день. Лишь с наступлением темноты люди смогли оценить, насколько велики были потери. Заканчивая свой взволнованный рассказ, солдат еще раз подчеркивает мужество и стойкость участников Бородинской битвы. Он уверен, что армия была готова отстоять столицу Родины: «Когда б на то не Божья воля, // Не отдали б Москвы».

3. Смысл. В Бородинском сражении русские войска уже одержали нравственную победу над «Великой армией» Наполеона. После долгого позорного отступления солдаты почувствовали мощный духовный подъем. Прославленные французские воины впервые столкнулись с несокрушимой твердостью защитников своей родной земли.

Русские войска после Бородинской битвы вновь рвались в бой. Однако Кутузов сдал Москву, потому что не хотел лишних жертв. Лермонтов намеренно даже не упоминает о приказах главнокомандующих обеих армий. Судьба России решается не на штабных картах, а в сердцах рядовых солдат.

Исход всей кампании напрямую зависит от боевого духа в русской армии. Чем ближе Москва, тем сильнее становятся патриотические чувства: «Уж постоим мы головою // За родину свою!». Общий настрой прекрасно выражает полковник: «Ребята! не Москва ль за нами?».

Очень важное значение имеет настроение солдат перед битвой. Наполеон победоносно продвигается вглубь территории России, а отступающие русские бойцы не чувствуют страха и подавленности и даже шутят: «Постой-ка, брат мусью»

4. Вывод. В стихотворении «Бородино» органично сплетаются патриотическая и гражданская темы. Россию отстояли именно те люди, которых командование считает «пушечным мясом». Лермонтов с большим уважением относился к народному подвигу 1812 года. Он не случайно проводил резкую границу между «могучим, лихим племенем» и своими современниками, которые оскудели духом и уже не способны на героические поступки.

5. Новые слова. Хват, редут, уланы, драгуны.

6. Непонятные слова. «Зимние квартиры», «ушки на макушке», мусью, лафет, бивак, кивер, «сражен булатом», бусурманы.

Личная жизнь

Во время пребывания за границей Бородин ухаживал за юной пианисткой Екатериной Протопоповой, проходившей в Германии курс лечения от хронической астмы. Девушка, обладавшая абсолютным слухом, часто музицировала в компании ученого, знакомя его с сочинениями европейских композиторов. Молодые люди много времени проводили вместе, посещали концерты в Баден-Бадене, вскоре полюбили друг друга и решили пожениться.

Екатерина Протопопова, жена Александра Бородина

Свадьба состоялась весной 1863 года. Пара поселилась в Санкт-Петербурге, в доходном доме на Бочарной улице.

Из-за хронических проблем с легкими Екатерина Сергеевна не могла подолгу оставаться в северной столице. Ее отъезды в Москву в дом матери омрачали личную жизнь Бородина. Многие факты биографии ученого и композитора потомки почерпнули из писем, которыми обменивались супруги во время разлуки. Пара не имела детей и скрашивала одиночество заботами о взятых на попечение воспитанницах, которых считали родными дочерьми.

Основная идея

Смысл произведения «Бородино» заключается в назидательном примере века минувшего веку нынешнему. Люди того поколения смогли пожертвовать собой и ценой крови одержать победу в борьбе с захватчиком. Они перебороли страх и сословные различия на поле брани. Эта поэма о силе духа, силе характера, мужестве и отваге, чести и достоинстве, непоколебимом стержне русского народа. Автор восхищается всеми этими качествами, ведь только благодаря им Россия смогла одержать победу. Интерпретация стихотворения «Бородино» однозначна: автор гордится боевым прошлым своего отечества.

Перед лицом опасности народ объединяется, сплачивается, становится единым организмом, слаженным и твердым в своем решении — одолеть врага. Все это соединяется в стихотворении с сожалением о давно ушедших временах, о том, что героизм уходит из людских сердец, что это пережиток прошлого. Люди меняются к худшему и больше не похожи на своих предков, что готовы были отдать жизнь за Москву. Такова главная мысль поэмы «Бородино».

Вы здесь

lass=»breadcrumb»>
Главная Аскбука поэзии Л Михаил Лермонтов „Бородино“

Михаил Лермонтов «Бородино»

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали.
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
„Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?“

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
„Пора добраться до картечи!“
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
„Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!“
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знаменá, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!»

Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино»

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые?

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки? »

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат, мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдём ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Прилёг вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражён булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

— И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пёстрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны —

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри — не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

Главные герои

Действующих лиц в картине двое дядя с юношей-рассказчиком. Первый является старым солдатом, который побывал на войне двенадцатого года и рассказывает, как проходило Бородинское сражение. Он считается ветераном, который все видел и чувствовал на войне.

Герой трезво оценивает события тех лет, дает свою оценку происходящему, выражает гордость за русских, а также высказывает разочарование о современном обществе.

Юноша выступает в роли молодого человека, которого интересует судьба и история Родины, ему любопытно знать подробности Отечественной войны. Поэтому он приходит к дяде и спрашивает у того, как участника тех лет, что происходило. Он осведомлен о Бородинской битве, знает, что ее помнит вся Россия, и выражает надежду, что молодое поколение начнет брать пример с ветеранов, встанет мужественно за Отчизну в нужный час и будет защищать ее.

Это интересно: исследователи стихотворения смогли найти прототипы героев. Юношей является сам автор, а дядей старый солдат Андреев, который и ведет рассказ. Он был унтер-офицером лейб-гвардии пехоты, и Лермонтов хорошо был знаком с этим человеком.

Познакомились они в 1836 году, когда Михаил Юрьевич занимался в мастерской рисованием. Андреев в то время заказал свой портрет в честь 25-летия сражения. Тогда-то писатель и познакомился с участником и узнал подробности его жизни.

Чья была победа

По факту в сражении не было выявлено победителя, а оставление русскими Москвы засчитывается многими западными историками как поражение нашей армии. Но это не совсем так. Русские морально были готовы и искали нового сражения. Но главнокомандующий Кутузов был «отец солдатам» и не хотел еще больших потерь.

Однако битва показала, что величайшая армия Наполеона не такая уж непобедимая. Результат сражения можно назвать победой русского духа. Наши воины доказали свою преданность Родине и умение воевать, перемолов наступающих «уланов», «драгунов» и пехоту неприятеля.

В стихотворении Лермонтова «Бородино» нет четкого сходства портрета персонажей с реальными участниками сражения. Можно лишь догадываться и сопоставлять факты и фабулу произведения. И такая позиция автора неслучайна, так как позволяет продемонстрировать читателю не отдельные случаи, а массовый героизм русских солдат и офицеров в той войне.

Шевардинский редут

За 2 дня до Бородинского сражения произошел тяжелый Шевардинский бой, неподалеку от деревни Шевардино. Изначально там находилось чуть более 11 000 русских солдат и 36 орудий. При этом численность французов была втрое больше, а количество орудий достигало почти 200 единиц.

Позже количество сражавшихся существенно увеличилось. Кровопролитный бой длился целый день. В результате каждая из сторон потеряла приблизительно по 5000 человек.

Михаил Кутузов (см. интересные факты из жизни Кутузова) и другие военачальники прекрасно понимали, что завтра Наполеон будет атаковать левый фланг, где находилась вторая Западная армия под командованием генерала Багратиона.

Русские военачальники разбили армию на 3 линии:

  • пехота,
  • кавалерия,
  • резерв.

Стоит заметить, что орудия были равномерно размещены по всей линии фронта. Сражение за Бородино началось в 6 утра. Напав на Егерский полк, французы смогли оттеснить его на правый берег Колочи.

Со временем егеря получили подкрепление, в результате чего русским удалось оттеснить врага на противоположный берег реки.

Сражение за Бородино окончилось в 8 утра. На тот момент село осталось в руках Наполеона, который предпочел повременить с переходом через реку.

Военное значение битвы

Бородинское сражение стало самой кровопролитной битвой в истории  19 века. Каждая из сторон потеряла порядка 25 процентов своей армии. За один день противники провели более 130 тысяч выстрелов. Совокупность всех этих фактов в дальнейшем привела к тому, что Бонапарт в своих воспоминаниях называл Бородинскую битву самым масштабным из своих сражений. Однако, нужных итогов Бонапарт не сумел добиться. Прославленный полководец, привыкший исключительно к победам, формально и эту битву не проиграл, но и не победил.

Находясь на острове Святой Елены и оформляя личную автобиографию, Наполеон писал следующие строки про бородинскую битву:

Эти строчки наглядно показывают, что сам Наполеон рассматривал бородинскую битву как собственную победу. Но такие строки следует изучать исключительно в свете личности Наполеона, который, находясь на острове Святой Елены, очень сильно преувеличивал события минувших дней. Например, в 1817 году бывший император Франции говорил, что в Бородинской битве у него было 80 тысяч солдат, а враг обладал громадным войском в 250 тысяч. Разумеется, эти цифры были продиктованы только личным самомнением Наполеона, и не имеют ничего общего с реальной историей.

Кутузов также оценивал бородинскую битву собственной победой. В своей записке императору Александру 1 он писал:

Александр 1 под влиянием этой записки, а также стремясь обнадежить свой народ, объявил Бородинское сражение, как победа русской армии. Во многом из-за этого в дальнейшем  отечественные историки также всегда представляли Бородино как победу русского оружия.

Главный итог Бородинской битвы заключался в том, что Наполеон, который славился тем, что победил во всех генеральных сражениях, сумел заставить российскую армию принять бой, но не сумел ее разбить. Отсутствие знаковой победы в генеральном сражении, с учетом специфики ведения Отечественной войны 1812 года, привели к тому, что Франция не получила никаких существ существенных преимуществ от этого сражения.

Литература

  • История России 19 века. П.Н. Зырянов. Москва, 1999.
  • Наполеон Бонапарт. А.З. Манфред. Сухуми, 1989.
  • Поход в Россию. Ф. Сегюр. 2003.
  • Бородино: документы, письма, воспоминания. Москва, 1962.
  • Александр 1 и Наполеон. Н.А. Троцкий. Москва, 1994.

История создания

25-летию победы русских над французами была посвящена поэма Лермонтова “Бородино”. Михаил Юрьевич стал первым поэтом, осветившим историю страны так, как ее видят люди, а не правители и чиновники. В 1837 году победу праздновали на государственном уровне, в Москве заложили московский Храм Христа Спасителя, а в храмах почтили память павших героев молебном. Лермонтов тоже решил внести свой вклад и вспомнить подвиги народа в поэме. Впервые работа была опубликована в журнале “Современник”, где Пушкин работал главным редактором. Александр Сергеевич решил поддержать молодого поэта и пропустить его творчество. Так оно дошло до наших дней.

История написания поэмы «Бородино» была бы немыслима без автобиографических подробностей из жизни поэта. Брат его бабушки, Афанасий Столыпин участвовал в знаменитом Бородинском сражении. Именно он поведал внуку историю из первых уст. Будучи офицером, он видел войну без прикрас — такой, какой она была на самом деле. Эти впечатления легли в основу работы поэта и сделали ее такой настоящей, искренней и живой.

Стихи Лермонтова для 2 класса

М. Ю. Лермонтов «Бородино»

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдём ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Прилёг вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражён булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

Уланы с пёстрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны —

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри — не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

Бородино. Михаил Юрьевич Лермонтов

 Из школьной программы

«Бородино» — стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. Было написано в начале 1837 года. Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против наполеоновского войска.В. Г.

Белинский отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел».

 Это стихотворение в школе, традиционно, учат наизусть.

Думаю, с картинками учить будет немножко легче!

— Скажи-ка, дядя, ведь не даромМосква, спаленная пожаром,Французу отдана?Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, еще какие!Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри — не вы!Плохая им досталась доля:Немногие вернулись с поля…Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:»Что ж мы? на зимние квартиры?Не смеют, что ли, командирыЧужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!Чуть утро осветило пушкиИ леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку тугоИ думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;Уж мы пойдем ломить стеною,Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечиНочная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:Кто кивер чистил весь избитый,Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:Слуга царю, отец солдатам…Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:»Ребята! не Москва ль за нами?Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучийФранцузы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди,Смешались в кучу кони, люди,И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовыЗаутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны —

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,Могучее, лихое племя:Богатыри — не вы.Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

1837

Битва состоялась 26-го августа (7-го сентября) 1812 года в 125 километрах от Москвы. Это было самое крупное сражение Отечественной войны, в нем участвовало около 130 тысяч солдат с каждой стороны. Около 50-ти тысяч человек погибло на поле боя.

Кто такие драгуны?Слово драгун впервые является в истории в XVI веке: маршал Бриссак во время оккупации Пьемонта в 1550—1560 годах посадил на коней отборных, смелых пехотинцев, дал этому отряду название Драгуны и употреблял его для быстрых набегов. Сражались, однако, эти драгуны пешим порядком.Первый полководец, давший драгунам их современное значение, был Густав II Адольф. Драгунские полки, правильно организованные, появились во Франции при Людовике XIV в 1668 году.

В Пруссии, особенно при Фридрихе Великом, драгуны часто действовали как тяжёлая кавалерия аналогичная кирасирам. В Британии название «лёгкие драгуны» являлось синонимом гусар.

В XIX веке в Германии, Австрии, Франции и Англии около ⅓ всей конницы состояло из драгун, в Италии же их вовсе не было.

В XX-м веке, в связи с массовым применением пулемётов и прочего автоматического огнестрельного оружия действия именно по драгунскому образцу стали почти единственно возможными для кавалерии.

Французские драгуны (1806 год)

А кто же такой Улан?

Уланы — наряду с гусарами род легковооружённой  новоевропейской кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор

Уланы

Самоделкин

Розы из шариков

История

Считается, что замысел стихотворения возник у автора ещё в 1832—1834 годах, когда на начальном этапе воплощения литературной идеи Лермонтовым было создано стихотворение «Поле Бородина». К 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать новое произведение, которое отличалось бы особым тематическим содержанием. Активная обсуждаемость известных событий и героического сопротивления народа России в год антинаполеоновской кампании в широких слоях общества обусловила проявление повышенного интереса к этому историческому периоду. В частности, Лермонтов в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России и её народа, о роли конкретного события в истории народа и страны. Анализируя этот аспект, В. Г. Белинский позже отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел». Эта тема лермонтовского творчества получила чрезвычайно широкое распространение в этот период, она красной нитью проходит через многие его поэтические произведения второй половины 1830-х годов. Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Афанасия Алексеевича Столыпина (1788—1864), ветерана Отечественной войны, который был младшим братом бабушки поэта. В какой-то степени образ отстранённого повествователя в стихотворении на прототипическом уровне пересекается с личностью Столыпина, несмотря на то, что нарративный компонент стихотворения представляется не офицером, а безымянным солдатом-рассказчиком, мудрым (всеведающим) и проницательным участником освободительной войны, что придаёт стихотворному тексту эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение. Этот солдат-артиллерист весьма точно передаёт хоть и стихийные, но эпохальные настроения, характерные для беспристрастного народного начала, по определению являющегося внеличностным. Что касается красочного образа безымянного полковника, то его автор также не объективирует, однако в его чертах могут прочитываться прототипические личности Петра Багратиона, раненного на поле боя [источник не указан 2273 дня

], а затем и генерала от инфантерии Дмитрия Дохтурова, который заменил первого в сражении.[источник не указан 2273 дня ]

Именно народный облик солдата-рассказчика определяет неподражаемую сказовую манеру батального нарратива, которая получает органичное звучание. Такое своеобразное нарративное освещение исторической битвы придаёт ей эпохальный, универсальный масштаб, при этом само Бородинское сражение приобретает особую достоверность. Сперва ветеран описывает события, предшествовавшие самому сражению: длительное отступление русской армии, тщательный выбор места предстоящего сражения, подготовительные работы перед боем, клятва верности воинов своему патриотическому долгу

Далее автор акцентирует внимание на протяжённости ожесточённого сражения и передаёт психологическое и нравственное состояние русского войска после завершения боя. Непримиримый антагонизм двух временных культурно-исторических планов актуализирует авторский рефрен, являющийся ключевым для всего понимания стихотворения:

Автор обращается к поиску идеала в прошлом, тема искания эксплицитно заявлена в другом важном тексте Лермонтова: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», который также был написан в 1837 году. Что касается стилевого наполнения стихотворения, то о нём достаточно ёмко и полновесно отозвался Белинский: «благороден, силен и полон поэзии»

Неизвестный автор переложил стихотворение Лермонтова на музыку, после чего оно получило широкое распространение как народная песня.

Подробный стиховедческий и культурно-исторический анализ поэтического текста М. Ю. Лермонтова представлен в труде литературоведа, театроведа и педагога Сергея Николаевича Дурылина «Как работал Лермонтов» (издан в Москве в 1934 году), а также в книге известного советского языковеда и литературоведа Виктора Владимировича Виноградова «Очерки по истории русского литературного языка» (Москва, 1938)

Следует обратить внимание на литературоведческое исследование Николая Бродского, которое посвящено именно этому стихотворению и называется «„Бородино“ Лермонтова и его патриотические традиции» (увидело свет в 1948 году) и на научную статью Л. В

Кутьевой «К изучению стихотворения Лермонтова „Бородино“», которая была опубликована в первом номере литературоведческого периодического издания «Русская словесность» за 1998 год.

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «М.Ю. Лермонтов. «Бородино»

Гуртовая Антонина Анатольевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специализированная гуманитарная школа № 65 города Донецка»

Учитель русского языка и литературы

Методическая разработка урока литературы в 5 классе

Аннотация.Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.ТЛ Поэтическая интонация (начальные представления). Батальные сцены. Пафос стихотворения» представляет собой материалы к урокуоткрытия и применения нового знания. Разработка включает в себятехнологическую карту,план-конспект урока, дидактический и раздаточный материал.Во время урока учащиеся знакомятся не только с прекрасным стихотворением, но и получают представление об Отечественной войне 1812 года. Работая над текстом стихотворения, дети говорят о композиции, находят изобразительно-выразительные средства языка, дают оценку самому событию, подвигу солдат. На уроке проводится словарная работа. В результате дети осмысливают патриотический пафос стихотворения.

Материал может быть использован учителями литературы, работающими по программам Литература: 5-9 кл: Примерная программа основного общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 4-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 172 с. с использованием учебника Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2021.

Ключевые слова:М.Ю. Лермонтов, «Бородино»,25-летняя годовщина Бородинского сражения, война 1812 года,участник Бородинского сражения,героический, патриотический пафос.Предмет:

Литература

Класс:

5

Тема

М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения

ТЛ Поэтическая интонация (начальные представления). Батальные сцены. Пафос стихотворения

Цель:

научить правильно, осознанно читать стихотворение и понимать прочитанное; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом; участвовать в диалоге по прочитанному; воссоздавать в воображении художественные образы и картины, созданные писателем; находить средства создания образов; выделять выразительные средства языка (эпитет, сравнение, метафору);

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector