Всё, что нужно знать о рюриковичах

Содержание:

Биография

Становление Рюрика

К сожалению, время рождения Рюрика не известно. Но известно, что он родился в Померании, на землях западных славян. Его имя происходит от вянского «Рарог» — сокол. В 808 году его отец, Готлиб, был убит на переговорах с германцами. По легенде, германцы казнили Готлиба на виду у защитников города Рерика (столица славянской Померании). Мать Рюрика, славянка Умила, закрыла его младшим братьям глаза, а Рюрик всё видел. И затаил он злость на германцев. Умиле с детьми: Рюриком, Синеусом и Труваром удалось бежать на остров Рюген. Там уже существовал город Аркона. Сведения о этом периоде его жизни очень неоднозначны, но известно, что он стал начальником варягов. Они воевали с германцами, датчанами и норманнами.

Вскоре после этого правитель восточных славян, словенский князь Гостомысл, начал подумывать о наследовании престола.

Призвание варягов

Основная статья: Призвание варягов

Призвание варягов Гостомыслом

Вскоре перед Гостомыслом встал вопрос о наследовании престола. Так как наследников у него не было, то в 862 году он отправил своему племяннику послание, в котором говорил:

«Земля наша велика, а наряду в ней нет» (слово наряд нужно толковать, как государственность)

Однако добиться решения отдать престол Рюрику на Вече было нелегко. Тем более, что зять ничего не отвечал на послание Гостомысла. Но вдруг ему приснился сон, в котором на Восточную Русь пришёл княжить Рюрик и «разрослась земля русская до огромных размеров и покрыло державное дерево по всему миру». Вече согласилось призвать Рюрика. Последний долго думал но всё же согласился, приехав к умирающему Гостомыслу со своими братьями, Синеусом и Трувором. Так Восточная Русь поделилась на Новгородское (во главе с Рюриком), Белоозерское (во главе с Синеусом) и Кривичское княжество (во главе с Трувором).

Восстание Вадима Храброго

Основная статья: Новгородское восстание (864)

Обосновавшись в Новгороде, Рюрик разослал по городам Новгородской земли своих мужей, которые стали строить там крепости, однако уже через два года после его вокняжение в Новгороде вспыхнуло восстание. Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его дружины.

Восстание Вадима Храброго. Скриншот из анимационного телесериала «История Государства Российского»

Новгородский воевода, Вадим Храбрый, использовал недовольных, чтобы поднять восстание. Также им движило нарушениями условий договора о приглашении варягов новгородцами и формальная утраченная независимость. Однако восстание было подавлено варягами, сам он был убит Рюриком. В восстании не принимали участия «лучшие новгородские люди», что стало одной из причин его поражения. Восстание продлилось недолго — дружины Рюрика быстро разгромили армию восставшего воеводы и, судя по летописи, Вадим был убит.

Единовластие

По наиболее популярной версии, братья Рюрика, Синеус и Трувор, погибли при восстании Вадима Храброго. После их гибели Рюрик объединил Новгород с землями братьев и положил начало единовластию на Руси.

При Рюрике также началось завоевание свободных славянских и финно-угорских племён. Так в 865 году к Новгородской Руси присоединилась территория некоторых финских племён, которые добровольно переняли славянскую веру, язык и обычаи.

Поход на Царьград

Основная статья: Русско-византийская война (860)

Были у Рюрика недовольные и в своем окружении. Недовольные князем Аскольд и Дир в поисках богатства отправились они из Новгорода в Константинополь и основали свою самодержавную область на Руси, которая в будущем станет оплотом Русского государства: Киевское княжество.

Собрав многочисленную дружину, Аскольд и Дир решили напасть на Византию. Греческий император с войском был в Азии, нападение было неожиданным. По словам византийцев, ужас охватил всех. Такого не видел еще никто. Пощады не было никому — ни старым, ни малым. Константинополь был в критическом положении, но греков спасло чудо: «опущенная в воду патриархом Фотием риза Богоматери вызвала бурю, рассеявшую русские лодки». Оставшиеся из дружины со своими князьями вернулись в Киев.

Русские язычники, напуганные Небесным гневом, обратились с просьбой о святом крещении к духовенству Константинополя. По данным историков, случаи принятия христианства были известны и до нападения Аскольда и Дира.

Наследник

Согласно обычаям язычников Рюрик мог иметь несколько жен и наложниц. По преданию одна из его жен, Эфанда, родила ему сына Игоря, но также известно, что у Рюрика была дочь и пасынок Аскольд.

Согласно летописи «Повесть Временных лет» Рюрик после смерти своих братьев в Новгороде княжил еще 15 лет и скончался в 879 году, оставив правление и сына Игоря своему воеводе Олегу.

Рюрика не существовало

Существует точка зрения, отрицающая существование Рюрика. Её чаще всего отстаивают филологи и текстологи, а автором этой гипотезы является известный русский учёный Алексей Шахматов, выдвинувший своё предположение в начале 20-го века. По его мнению, «рукою летописца управляли мирские страсти и политические интересы», а сообщение о призвании варягов учёный считал поздней вставкой.

Тезис Шахматова уже в советское время развил выдающийся отечественный учёный-филолог Дмитрий Лихачёв. В целом ленинградский исследователь не отрицал возможность происхождения великокняжеской династии «извне», однако он справедливо отмечал, что приглашение правителей «из-за моря» не оказало значительного влияния на складывания государственности на территории Древней Руси — местное население уже было готово к новому этапу своей истории. Тем не менее легенды о призвании чужеземцев для управления страной — сюжет не исключительный. Как отмечал Лихачёв, «династии большинства западноевропейских государств имели иноземное происхождение, но это не побуждало историков сомневаться в том, что государственные образования Западной Европы имели автохтонное происхождение».

***

Несмотря на многочисленные споры, само существование Рюрика не подвергается сомнению большинством исследователей. Кем бы ни был родоначальник великокняжеской династии, он действительно с отрядом сторонников действовал на северном отрезке «пути из варяг в греки» и стал лидером протогосударственного образования с центром в Ладоге, а позднее — и Новгороде. Споры же о происхождении Рюрика имеют зачастую политический характер и весьма косвенно связаны с серьёзными научными дискуссиямм.

Родоначальники

Первый момент, более подробную генеалогию князей Древней Руси мы давали здесь. Второй момент. Я в этой статье не смогу разобрать прямо всех представителей этой династии по понятным причинам.

Всю Древнюю Русь, включая деятельность князей, я разобрал с своем бесплатном курсе «Древняя Русь: подготовка к ЕГЭ по истории». Теперь кратко о двух первых родоначальниках этой династии.

Рюрик

Первым представителем династии был легендарный, хотя в прочем вполне реальный Рюрик — варяг из Скандинавии. В начале 2000-х году нашли его курган. Известен он по Повести временных лет, в которой черным по белому написано, что он дескать пришел править в Новгород с двумя братьями — Синеусом и Трувором. 

В дальнейшем историки и лингвисты обнаружили, что Синеус — означает «свой род», а Трувор — «верная дружина». Известный историк Игорь Данилевский затем проведет связь между этой красивой легендой с библейской легендой о трех братьях, и укажет, что Нестор-летописей имея религиозное и библейское мировоззрение просто не мог поступить иначе.

Собственно, больше историки о Рюрике ничего не знают.

Князь Олег

Верным дружинником, а вернее конунгом Рюрика был воин Олег, который стал регентом при малолетнем Ингваре (Игоре). Он известен тем, что в 882 году объединил Киев и Новгород, чем создал предпосылки для образования государства на Руси. Уверен, что вам в школе твердили, что Олег сделал это, чтобы создать государство….  

На самом же деле он хотел себе гарантировать безопасность торгового пути «Из варяг в греки». Поскольку когда ты сплавляешь товары по Днепру (а торговали тогда с Византией), ты не можешь гарантировать, что их не расхитят местные племена. 

Кроме того, Олег совершил два похода на Византию.

При князе Владимире Святом произошла христианизация Руси, которая более детально разобрана здесь и здесь. При Ярославе Мудром была принята Русская Правда.

В дальнейшем будет масса князей и междоусобиц. Я далее прилагаю найденные мной на просторах Интернета инфографику по всем представителям династии Рюриковичей. Вы увидите как их древо (генеалогию), так и ключевые события их правления.

Итак поехали

Краткая характеристика внешней и внутренней политики

Предметно говорить о конкретных направлениях политики Рюрика невозможно ввиду слишком малого количества дошедших до нас сведений, к тому же часть из них противоречат друг другу. Как и для прочих основателей правящих династий, Рюрику было необходимо удержать собственную власть, создать условия для комфортной передачи своих прав на княжение и по возможности расширить границы владений.

Удержание власти и распространение влияния на соседние города

Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его сородичей. Под предводительством Вадима Храброго в 864 году вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности. Вадим был убит Рюриком, вместе со многими своими приверженцами. В изложении В. Н. Татищева Вадимом был местный словенский князь.

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель, прежде всего за счёт перехода под его управление Изборска и Белозерска, когда в 865 году Синеус и Трувор умерли. Летописи указывают, что Рюрик, сам находясь в Новгороде, своим соратникам начал раздавать в управление города Полоцк, Ростов, Муром — варяжский князь внимательно следил как за собственными владениями, так и за близлежащими территориями, не позволяя перехватить управление конкурентам и раздвигая, по возможности, границы зарождающегося государства.

Рюрик и его отношения с Аскольдом и Диром

Относительно взаимодействия между князем Рюриком, Аскольдом и Диром летописи не согласуются между собой. Повесть Временных Лет утверждает, что Аскольд и Дир были боярами (дружинниками) новгородского князя Рюрика («И бяста у него два мужа, не племени его, но боярина»), отпустившего их в поход на Царьград. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам. В то же время в «Повести…» говорится о том, что после смерти Кия, Щека и Хорива их потомки княжили у полян:

При этом следует помнить, что Повесть Временных Лет, согласно записям в ней же, подвергалась неоднократным правкам во время правления Владимира Мономаха, принадлежащего к роду Рюриковичей и имеющего непосредственную заинтересованность в подтверждение изначально новгородской династии на владение Киевом.

Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград. Радзивилловская летопись. Миниатюра.

Примечательно, что при этом в Новгородской первой летописи Аскольд и Дир не связаны с Рюриком и княжили в Киеве до приглашения того в Новгород, но после похода русов на Царьград.

В Псковской 2-й летописи (XV век) сказано:

— т.е. Аскольд и Дир не связываются с Рюриком никак, кроме того факта, что они тоже были варягами.

В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, походах Аскольда на полочан и кривичей в 865 году (т.е. на территорию Полоцка, где Рюрик посадил своих наместников). Поход же на Царьград, отнесённый Повестью временных лет к 866 году, датирован 874-875 годами.

В 1894 году бельгийский учёный Франц Кюмон опубликовал обнаруженную им хронику царствования византийских императоров, т. н. Брюссельскую хронику, в которой содержалось упоминание о походе русов и называлась точная дата — 18 июня 860, что либо ставит под вопрос точность датировок ПВЛ, либо правдивость приводимых в ней сведений по данному событию.

Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминаются в сочинении польского историка XV века Яна Длугоша(не исключалось, что такая версия была придумана для обоснования претензий Польши на киевское наследство, в противовес московским Рюриковичам). В его трактовке Аскольд и Дир были полянскими князьями, потомками Кия, легендарного основателя Киева.

Это интересно: С какой целью проводилась коллективизация?

Братья Рюрика

Синеус и Трувор, варяжские братья Рюрика, еще более таинственны, чем сам новгородский князь. По Никоновской летописи, это братья Рюрика, которые княжили вместе с братом: Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске.

Из летописных источников становится ясно, что братья скоропостижно умерли через 2 года после призвания. Их земли старший брат присоединил к своему княжеству под единую власть.

Некоторые историки считают, что братья вовсе не существовали. Они объясняют это неправильным переводом со старошведского языка. Синеус обозначает «свой род», переводом Трувора является «верная дружина». То есть, Рюрик пришел вместе с Синеусом – «своим родом» и Трувором – «верной дружиной».

Эта теория была популярна длительное время, пока филолог и скадинавист Мельникова полностью не опровергла эту теорию, доказав что Синеус и Трувор личные имена, часто встречающиеся в скандинавских рунах.

Так все же кто такой князь Рюрик?


Князь Рюрик, Геннадий Мацуков

Но сомневающихся в русскости князя Рюрика ещё остаётся более чем предостаточно. Наша обязанность всеми возможными способами довести дело до логического конца.

Мы возвращаемся в нашу древнюю историю. Призвание варягов в 862 году считается началом русского государства. В этом есть некоторое несоответствие. Ведь если пригласили на княжение, значит, уже было чем править. Русь называли страной городов, а строительство городов, как известно, требуется много времени. Но об этом в следующий раз. Сейчас о Рюрике. В подлинности этого исторического персонажа уже не сомневается никто,… кроме наших непримиримых недругов.

Раз могила не найдена, значит подвергнем сомнению. Это приём нечистоплотной идеологической борьбы применяется постоянно. Подвергнуть сомнению по возможности всё, что нежелательно знать нам о своей собственной истории.

Лаврентьевская летопись
сообщает: «Въ лето 6370 . Изъгнаша варяги за море, и не даша имъ дани, и
почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и въста род на род, и быша в
них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе: «Поищем собе
князя иже бы володелъ нами и судилъ по праву». И идоша за море къ варягомъ, к
руси. Сице бо ся зваху тыи варязи русь, яко се друзии зовутся Свие, друзии же
Урмане, Анъгляне, друзии Гъте, тако и си. Реша Русь, Чюдь, Словени, и Кривич и
вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда в не нетъ. Да пойдете княжить и
володети нами». 

Неверный
перевод этих строк о том, что порядка у нас нет, долгое время давал основание
пришельцам наводить у нас свой порядок.

Это ещё один пример того, насколько внимательными нужно быть к каждому слову. Сейчас наконец-то, возвращено правильное слово «наряд». Нарядить нашу землю надо было. Охранить и поддерживать уже установленный порядок.

Первый русский князь Рюрик: биография пионера

Существует два документа, которые свидетельствуют о прибытии нового князя из варягов на Русь. Речь идет об Ипатьевской и Лаврентьевской, в которых можно найти даже точный год этого события. В этих бумагах говорится о восстании северных народов, которые долго платили дань варягам, но однажды возмутились. Они взяли в руки оружие и прогнали захватчиков прочь. Однако никакой пользы это никому не принесло. Если раньше ссориться меж собой не было никакой возможности, приходилось упорно трудиться, чтобы оплатить непосильную дань, то сейчас началась серьезная междоусобица. Каждый пытался потянуть одеяло на свою сторону, что не всегда заканчивалось мирно и полюбовно.

Важно

Ильменская летопись гласит, что, помучившись некоторое время, освободившиеся племена решили отыскать себе князя. Недолго думая, они отправились к варягам-руси, так как возможности, ум и прозорливость этих людей они точно знали. В свою очередь, Новгородская летопись называет 854 год прихода первого Рюрика. При этом она упоминает также, что все вышеозначенные события происходят как раз в то время, когда в Киеве заседают Кий, Щек и Хорив.

Призвание варягов: Рюрик едет в Новгород

В варяги, как тогда говорили, было отправлено посольство, то есть делегация, просить их правителей прийти и княжить. На месте точно знали, о чем речь, ведь перед этим они долго время ходили туда за данью, потому не раздумывая согласились. Три родных брата, бывшие мощными, смелыми и воинственными мужчинами, Рюрик, Трувор и Синеус, решили отправиться в путь и помочь северным народам привести свою страну в порядок.

Достоверных данных о том, куда именно прибыли варяжские князья, в какие города пришли первым делом, нет, видимо, летописец не придавал таким общеизвестным мелочам значения. Ипатьевская летопись говорит, что именно Рюрик основал Ладогу, где и поселился. Его братья поехали немного дальше, Трувор обосновался в Изборске, а Синеусу досталось Белоозеро. Так как сами варяги называли себя русами, то земли их с тех самых пор стали называть Русью.

Однако лаврентьевская летопись опровергает это. В ней сказано, что первый Рюрик отправился прямиком в Новгород, где и сел княжить. Списки же летописей новгородских гласят, что сперва к ним пришли все три брата-руса в сопровождении многочисленной и сильной дружины. Они, будто, разделились позже, а потом и вовсе умерли.

Если же доверять Ипатьевским писаниям, то там говорится, будто варяги пришли в Ладогу, но спустя два года Синеус и Трувор заболели какой-то непонятной болезнью и отправились к праотцам. После этого горюющий князь пошел к озеру Ильмень, на котором и срубил совсем новый город, в честь погибших безвременно братьев, назвав его Новгородом. Чаще всего годами правления Рюрика называют 862-879, но об этом мы поговорим позже.

Прибытие и правление князя Рюрика

«…И пришли к славянам, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой – Синеус – на Белом озере. А третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». Так цитировал, придворный историограф начала XIX века Н. М. Карамзин «Повесть временных лет». Сведения о мифических братьях Рюрика Синеусе и Труворе крайне скудны, а версия о том, что их не было вообще, имеет серьезные основания. Как бы то ни было, в Лаврентьевской летописи сообщается о том, что Синеус и Трувор погибли, или умерли до 864 года и князь Рюрик стал единоличным правителем в основанном им, в тот же год Новгороде.

Княжение Рюрика не имеет обширной событийной линии, но опираясь на летописные сведения можно отметить ряд его деяний на государственном поприще:

Во внутренней политике

Сфера деятельности

Приблизительная датировка

Содержание деятельности

Расширение подвластных территорий

862 — 864

Присоединение к находящимся под княжеской властью Рюрика восточнославянских и угро-финских территорий с городами Ростов, Муром и Смоленск

Организация власти на местах

862 — 879

Насаждение в городах, центрах подчиненных земель своих наместников

Материальное обеспечение своей власти

862-879

Организация сбора дани у подвластных племен

Борьба с проявлениями недовольства властью

864

Жесткое усмирение любых проявлений недовольства среди подданного населения. Никоновская летопись рассказывает о подавлении восстания новгородцев под предводительством Вадима Храброго, казненного вместе со сподвижниками

Основание великокняжеской династии

879

Перед смертью в 879 году, князь Рюрик назначил своего малолетнего сына преемником. Регентом при наследнике назначил своего родственника или просто близкого соратника Олега, который, немногим позже присоединил к древнерусскому государству Киев и земли полян.

Во внешней политике

Сфера деятельности

Приблизительная датировка

Содержание деятельности

Заключение договорных отношений с правителями Киева Аскольдом и Диром

864

Обеспечение князем Рюриком безопасности южных границ своих владений.

Война с Киевом

866-870

Аскольд и Дир захотели подчинить себе часть Новгородских территорий. По итогам долгой войны князь Рюрик разгромил противников, но Киев захватывать не стал.

Союзные договоренности с западными племенами

873-879

Создание военной коалиции для овладения Киевом

Все эти свершения дают основания нам, так же как и неизвестному автору «Задонщины», называть Рюрика – первым русским князем.

Краткая характеристика внешней и внутренней политики

Предметно говорить о конкретных направлениях политики Рюрика невозможно ввиду слишком малого количества дошедших до нас сведений, к тому же часть из них противоречат друг другу. Как и для прочих основателей правящих династий, Рюрику было необходимо удержать собственную власть, создать условия для комфортной передачи своих прав на княжение и по возможности расширить границы владений.

Удержание власти и распространение влияния на соседние города

Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его сородичей. Под предводительством Вадима Храброго в 864 году вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности. Вадим был убит Рюриком, вместе со многими своими приверженцами. В изложении В. Н. Татищева Вадимом был местный словенский князь.

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель, прежде всего за счёт перехода под его управление Изборска и Белозерска, когда в 865 году Синеус и Трувор умерли. Летописи указывают, что Рюрик, сам находясь в Новгороде, своим соратникам начал раздавать в управление города Полоцк, Ростов, Муром — варяжский князь внимательно следил как за собственными владениями, так и за близлежащими территориями, не позволяя перехватить управление конкурентам и раздвигая, по возможности, границы зарождающегося государства.

Рюрик и его отношения с Аскольдом и Диром

Относительно взаимодействия между князем Рюриком, Аскольдом и Диром летописи не согласуются между собой. Повесть Временных Лет утверждает, что Аскольд и Дир были боярами (дружинниками) новгородского князя Рюрика («И бяста у него два мужа, не племени его, но боярина»), отпустившего их в поход на Царьград. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам. В то же время в «Повести…» говорится о том, что после смерти Кия, Щека и Хорива их потомки княжили у полян:

При этом следует помнить, что Повесть Временных Лет, согласно записям в ней же, , принадлежащего к роду Рюриковичей и имеющего непосредственную заинтересованность в подтверждение изначально новгородской династии на владение Киевом.

Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград. Радзивилловская летопись. Миниатюра.

Примечательно, что при этом в Новгородской первой летописи Аскольд и Дир не связаны с Рюриком и княжили в Киеве до приглашения того в Новгород, но после похода русов на Царьград.

В Псковской 2-й летописи (XV век) сказано:

— т.е. Аскольд и Дир не связываются с Рюриком никак, кроме того факта, что они тоже были варягами.

В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, походах Аскольда на полочан и кривичей в 865 году (т.е. на территорию Полоцка, где Рюрик посадил своих наместников). Поход же на Царьград, отнесённый Повестью временных лет к 866 году, датирован 874-875 годами.

В 1894 году бельгийский учёный Франц Кюмон опубликовал обнаруженную им хронику царствования византийских императоров, т. н. Брюссельскую хроникуБрюссельский кодекс Cod. Brux. gr. 11376 был переписанв Константинополе между 1280 и 1300 гг. Содержит в том числе краткую императорскую хронику., в которой содержалось упоминание о походе русов и называлась точная дата — 18 июня 860, что либо ставит под вопрос точность датировок ПВЛ, либо правдивость приводимых в ней сведений по данному событию.

Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминаются в сочинении польского историка XV века Яна ДлугошаIoannis Dlugossii Annales seu cronicae incliti regniPoloniae. Liber 1-2. — Warszawa, 1964. — P. 121.(не исключалось, что такая версия была придумана для обоснования претензий Польши на киевское наследство, в противовес московским Рюриковичам). В его трактовке Аскольд и Дир были полянскими князьями, потомками Кия, легендарного основателя Киева.

Откуда прибыл Рюрик?

Следующим спорным и при этом
важнейшим вопросом был; откуда прибыл Рюрик? Норманисты утверждали что из
Швеции. Но шведы в то время не имели той государственности, которая уже была на
Руси. Посмотрите на карту. Шведское княжество тогда было гораздо менее
новгородских владений. А вот русы в Швеции живали. Финны до сих пор называют
соседей «руотси».

Здесь уместно будет уточнить
кто и когда выдвинул эту пресловутую норманнскую теорию. Считается что немецкие
учёные Байер-Миллер-Шлёцер. Нет. Эти немцы, приглашённые в Россию во времена
правления Анны Иоанновны, при «бироновщине», были всего лишь продолжателями
шведской теории. За сто лет до них, во время противостояния Московии и Швеции,
наш противник и выдвинул идею о скандинавском происхождении Рюрика, чтобы
оправдать свои агрессию, придать ей законное историческое основание. Раз
основатель и первый князь на Руси был шведом, то и вам следует подчиниться нам.
С их стороны вполне понятный шаг. На войне все средства хороши. Но почему же мы
приняли эту теорию (всего лишь теорию, предположение)? Не от того ли, что
многим из нас очень хотелось быть «как в Европе»? Цэ Европа?

Если Рюрик прибыл не из
Швеции, тогда откуда? Из-за моря. В то время на южном берегу Балтийского моря
существовало княжество Вагрия. Его жители вагры входили в состав большого союза
славянских племён ободритов. Вот их то и называли варягами. Люди моря. От корня
«вар» – вода. Они хозяйничали тогда на море. Потому и называлось оно Варяжским.

Западными соседями ободритов
были саксы. Вот оказывается когда началось противостояние русских и саксов! В
одной из войн коварные саксы заманили князя Годлиба (Годолюба) и убили его на
глазах войска вагров оборонявших город Рерик. Рерик! На стене города стояла
жена Годлиба Умила, дочь новгородского старейшины Гостомысла. Рядом с ней были
её сыновья Рюрик, Синеус и Трувор. Умила успела покинуть окружённый врагами
город. Будущий «основатель русского государства» вместе с братьями был спасён.

Можно добавить, что английский историк Томас Шор в книге «Происхождение англо-саксонской расы», говоря о варинах, которых англы называли варингами, пишет что в русской истории они известны под именем варягов.

Достоверность этих
исторических личностей подтверждает также … родословная Мекленбургского
правящего Дома. В ней указаны князь Годслав, его сыновья Рюрик, Сувар и Трувар
и родственник их Гостомысл

Для нас генеалогия Мекленбургского Дома имеет
чрезвычайно важное значение. Это единственная правящая династия в Германии,
основанная славянскими князьями, сохранившаяся до последних дней немецкой
монархии


“Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус” Илья Глазунов

Русский Властелин колец

Одна из самых удивительных историй связана с другим правителем Гардарики по имени Сигрлами. Этот князь тоже был потомком самого Одина, жил в 4 веке. С него начинается одно из самых удивительных сказаний – «Сага о Хервёр», которая стала одним из источников для писателя Джона Толкина, автора знаменитого романа «Властелин колец».

Так вот, однажды русский князь вынудил двух гномов Двалина и Дурина сделать ему лучший в мире меч, который бы рубил железо как ткань, никогда не ржавел и доставлял победу в битвах и поединках. Гномы сделали ему меч, вот только сказали: «Меч этот будет убивать человека всякий раз, как его извлекут из ножен. Им будут совершены три позорных деяния. Он станет твоим убийцей». Повелитель Гардарики назвал меч Тюрфинг. Он носил его всегда при себе и одерживал победы в боях и поединках, но, в конце концов, предсказания гномов сбылось. Конунг Сигрлами погиб от своего же меча во время боя с берсерком.

Впрочем, этот меч еще не раз мелькнет в сагах. После череды приключений меч оказывается у короля готов Ангантюра. И тот с ним вступает в великую битву на Дунхейде (р.Дунай), в которой войско готов остановила бич божий – гуннов.

Согласно саге, меч из варяжской Руси сыграл чуть ли не главную роль в этой победе. Это он спас Европу от беспощадных гуннов, которые так и не смогли оправиться от поражения. Эта сага является ценным источником о древних конунгах Гардарики, поскольку основана на древнейшей устной традиции. Даже готские имена в ней сохранились в форме, вышедшей из обращения после 390 года. Во второй части саги описывается грандиозная битва гуннов и готов в стране Ойум, где также находилась столица готов Археймар. Сражение закончилось победой готов.

Попутно упоминается и еще одна любопытнейшая история. Еще одного князя Гардарики звали Хандван. Он был правителем города Дюна на Ладоге. Эту неприступную крепость враги смогли взять, лишь прикрепив горящие куски ткани к лапкам голубей, которые подпалили город. Причем это случилось задолго до княгини Ольги, именно так и отомстившей древлянам.

Семья и личная жизнь

Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» княжна Ефанда. Татищев, ссылаясь на Иоакимовскую летопись и, возможно, используя какие-то поздние несохранившиеся источники, рассказывает о женитьбе Рюрика на Ефанде, дочери новгородского посадника Гостомысла, инициатора приглашения Рюрика.

Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун. Есть версия, что Игорь Младший был от сына Рюрика, а Акун — от дочери.

Итоги и результаты правления

  • Рюрик смог удержаться у власти в Новгороде подавив восстание Вадима Храброго

Распространил влияние на города Муром, Ростов, Белозерск, Полоцк, Изборск

Правил 17 лет, оставив после себя сына Игоря и в качестве регента при нём — Олега Вещего.

События на Руси после смерти князя Рюрика

В 879 году Рюрик умирает, оставив в качестве наследника малолетнего сына Игоря и приказывает до его совершеннолетия править Олегу Вещему, своему соратнику (по нек.источн. — родственнику).

Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, Олег продолжил расширение подконтрольных Рюриковичам территорий, захватил Киев (убив Аскольда и Дира) и перенёс туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных славян. Кроме того, Олегу удалось объединить под своей властью окружающие славянские племена, ранее платившие дань хазарам. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик, зачастую объявляется основателем Древнерусского государства.

«Встреча Олега с кудесником» В.М. Васнецов, 1899< Теории о происхождении Рюрика и его этнической принадлежности

Спор норманнистов и антинорманнистов относительно этнического происхождения основателя династии Рюриковичей не затихает уже почти три столетия. Описание каждой отдельной теории занимает достаточно много место, поэтому ниже они перечислены кратко:

Норманская теория — исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика варягом-викингом из Скандинавии. По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский из династии Скьёльдунгов.

Славянские теории:

  • Князь Рюрик, гравюра неизв. худ.
  • М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы».

Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и связал название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров.

Историк XIX века С. А. Гедеонов предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк правящей династии ободритов (онемеченное западнославянское племя).

В 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма» было упомянуто народное предание о Рюрике и его братьях. Также, в начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, в которых упоминается Рюрик, как сын одного из вождей ободритов.

Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла.

Д. И. Иловайский летописный рассказ о призвании варягов считал полностью легендарным, и на основании этого отвергал всё связанное с Рюриком. Являясь сторонником южного происхождения Руси, он возводил русских к упоминаемому в античных источника племени роксалан, проживавших в среднем Поднепровье

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector