«каэры» и «шпана»: кого на самом деле сажали в соловецкий лагерь

Когда-то у Соловецкого монастыря не было каменных стен

Сначала и храмов не было — Савватий, Герман, Зосима жили на острове в хижине в версте от моря.

Потом с возникновением обители возвели деревянную церковь. Каменное строительство на Соловках началось с возведения Успенского трапезного комплекса: Успенской церкви, Трапезной и Келарской палаты.

Но более всего впечатляют, конечно, крепостные стены, возведенные в конце XVI века. Их строили больше десяти лет для защиты от шведов, датчан, немцев, голландцев и англичан. Вологодский зодчий и городовой мастер Иван Михайлов начал преображение Соловецкого монастыря в крепость. Продолжил его дело монах Трифон Кологривов. В качестве строительного материала взяли местные валуны, промежутки заполняли мелким камнем, кирпичным щебнем и связывали всё известковым раствором.

Оборона Соловецкого монастыря 1854 года от англичан

Башни по углам выступают за периметр стен, чтобы во время нападений и осад защитникам открывался обзор стен, по которым пытаются забраться штурмующие, и по ним можно было бы вести прицельный огонь.

Крепость получилась неприступная, что доказало «соловецкое сидение» 1668–1676 годов. Это трагическая страница в истории монастыря: соловецкие монахи отказались принять церковные реформы Патриарха Никона, против них были отправлены войска, и семь с лишним лет продолжалась осада. «Сидельцев» удалось захватить только с помощью предателя.

А во время Крымской войны, в 1854 году, английские корабли обстреляли монастырь, но их мощные пушки не смогли нанести значительного урона обители.

10

Работа на благо страны

ГУЛАГ отличался тем, что в отличие от тюрем в других странах, активно эксплуатировал идею труда заключенных на благо Родине. В Соловецком лагере трудовые работы были слабо внедрены. Заключенные в основном выполняли работы по содержанию друг друга. А в наказание их заставляли заниматься бессмысленной работой, наподобие таскания бревен с места на место. Как гласит статистика, до 1929 года лишь 40 процентов узников занимались принудительной работой.

Но как только началась пятилетка, все изменилось. Лагеря индустриализировали. В 1929 году СЛОН стал заготовлять лес по «внешним заказам» в 100 раз больше, чем это было в 1926 году. Узники выполняли работы по строительству дорог в Карело-Мурманском крае, прокладывали тракт из Кеми в Ухту (эти работы считались невыполнимыми, ввиду сложной обработки грунта). Заключенные справились с созданием дороги длиной 27 км на Кольском полуострове. Маршрутом до Апатит они прокладывали бревна через болота, срезали склоны каменистых гор, делали песчаные насыпи. Затем была возведена железная дорога длиной 11 км. Ее создали за один год (что, опять же, считалось невыполнимым заданием, так как земля по твердости не уступает камню).

Изначальный смысл постройки на Соловках «замкнутого лагеря» исчез. Интересы страны стояли превыше всего. Лагеря «расплодились» по всей территории Советского союза, как грибы. Главной задачей была поставлена изоляция преступников от законопослушных граждан. Но по факту они были нужны как бесплатная рабочая сила.

История

Если взять любой век развития северо-западной части России, то можно найти события связанные с Соловками.     

Самые крупные на Европейском севере России языческие святилища, комплексы культовых и погребальных сооружений найдены на Соловках и были созданы во II-I тысячелетии до н.э.

Основанный в 1436 году на островах, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках. Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова, а также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который, почти 30 лет прожив в Соловецком монастыре — 18 из них в качестве настоятеля, много сделал для его укрепления и процветания. Став митрополитом, святитель Филипп смело выступил против злодеяний опричнины и принял мученическую кончину. Монастырь был закрыт с 1920 года по 1990 год.

После закрытия монастыря на Соловках был создан лагерь для заключенных и тюрьма особого назначения, действовавшие в 20-х-30-х годах. Это самая страшная и малоизвестная страница многовековой истории Соловецких островов.

Соловки стали символом лагерного прошлого нашей страны, местом памяти и покаяния.

В годы Великой Отечественной войны на Соловецких островах была организована Соловецкая школа юнг Военно-Морского флота, выпустившая 4111 соловецких юнг и отправленных затем на фронт.

Известные заключенные

Мемориал жертвам политических репрессий в СССР на Лубянской площади в Москве, рядом с штабом ФСБ, сделанный из валуна с Соловецких островов.

Мемориал жертвам политических репрессий в СССР в Санкт-Петербурге из валуна с Соловецких островов.

Представители интеллигенции , представлявшие как царскую Россию, так и постреволюционный СССР, занимали видное место среди заключенных на Соловках.

1920-е годы

В 1920-е годы многие из отправленных на Соловки были освобождены, но часто арестовывались и заключались в тюрьму (или ссылались) во второй раз.

  • Францишак Аляхнович , белорусский писатель, гражданин межвоенной Польши, написавший первую книгу-свидетельство о ГУЛАГе под названием « В когтях ГПУ» ; в заключении 1927-1933, в 1933 обменян с Польшей на Бранислава Тарашкевича .
  • Владимир Артемьев , изобретатель: в тюрьме 1923-1925 гг.
  • Осип Браз , русско-еврейский художник-реалист: в заключении 1924-1926 гг.
  • Леонид Фёдоров , епископ и экзарх в католической церкви Российской греческой : заключен 1923-1929
  • Константин Гамсахурдиа , грузинский писатель: в тюрьме середина 1920-х гг.
  • Г.Дж.Гордон, историк:
  • Александр Константинович Горский   , поэт: отправлен на Соловки (?) В 1929 г.
  • Jamo бек Гаджинский , государственный контролер и министр транспорта, почтовой службы и телеграфа из Азербайджанской Демократической Республики : заключен 1925-1928
  • Архимандрит Илларион (Троицкий)   , профессор Московской духовной академии: в заключении 1924-1929 гг.
  • Иван Васильевич Попов   , профессор Московской духовной академии: в заключении 1925-1927 гг.
  • Николай Николаевич Виноградов   , историк и этнограф: заключен в 1925–1928 гг., Расстрелян в Сандармохе 8 января 1938 г., 61 год.

Первая пятилетка, 1928–1932 гг.

Нафталий Френкель был узником на Соловках, который во время Первой пятилетки стал руководителем службы безопасности .

Арестован ОГПУ в 1923 году, приговорен к десяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Там его приговор был сокращен, и в 1927 году он был освобожден и назначен руководителем производства в SLON, а в 1929 году его отправили в качестве представителя лагеря в Москву. Вскоре он стал руководить производством в ГУЛАГе и курировал работы на Беломорканале. . Его деятельность в ГУЛАГе происходила параллельно с насильственной индустриализацией и коллективизацией сельского хозяйства по всему Советскому Союзу.

Массовые расстрелы на Соловках в 1929 году, описанные Дмитрием Сергеевичем Лихачевым (они составляют ключевой эпизод в фильме Марины Голдовской 1987 года), были знаком ужесточения режима.

  • Николай Анциферов , историк: в заключении 1929-1933 гг.
  • Академик Дмитрий Лихачев , филолог: в заключении с 1928 по 1931 год, до 1932 года работал на Беломорканале.
  • Чернавин Владимир Васильевич , ихтиолог : в 1931 г. переведен в Кемь. Из Кеми он сбежал на Запад и написал о своем опыте в своей книге « Я говорю за молчаливых советских узников».
  • Владимир Николаевич Бенешевич , историк, палеограф: в заключении 1928-1933 гг.
  • Олег Васильевич Волков   , писатель: в заключении 1928–1929, 1931-1936 гг.
  • Мирджакип Дулатули , казахский писатель: в заключении 1928-1935 (умер на Соловках)
  • Клим Полищук , украинский журналист, поэт и писатель, осужден на 10 лет в 1929 году, казнен в 1937 году.
  • Вера Бальц , российский почвовед, осуждена на 5 лет в 1930 г., освобождена в начале 1933 г. по возрасту.

Середина-конец 1930-х гг.

Многие из тех , кто на Соловках в конце 1930 — х годов стал жертвой сталинского «s Великой Чистки и были расстреляны, либо осенью 1937 в Сандармох и на Соловках в феврале 1938 года.

  • Бобрищев-Пушкин   , адвокат, потомок декабриста Павла Сергеевича Бобрищева-Пушкина: заключен в 1934–1937 гг., Расстрелян в Сандармохе 27 октября 1937 г., 61 год.
  • Павел Флоренский , священник, ученый, энциклопедист: заключен в 1934–1937 гг., Расстрелян в неизвестном месте.
  • Нариман бек Нариманбеков , Государственный контролер Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920): умер на Соловках в 1937 году, в возрасте 48 лет (расстрелян?)
  • Карло Штайнер , югославский коммунист: в тюрьме 1937-1939 гг.
  • Марк Вороной   , украинский поэт: заключен в 1937 г., расстрелян в Сандармохе 3 ноября 1937 г., 33 года.
  • Хамид бек Шахтахтинский , министр образования и по делам религий Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920): заключен в тюрьму в 1941-1944 годах, когда он умер.

Тюрьмa нa Coлoвкaх

Зacтeнки в этих мecтaх cущecтвoвaли eщe в цaрcкoe врeмя. При Coлoвeцкoм мoнacтырe c XVI вeкa дeйcтвoвaлa тюрьмa для ocoбых узникoв.

Тaк, нa Coлoвки был cocлaн кacимoвcкий хaн Cимeoн Бeкбулaтoвич, нeкoтoрoe врeмя бывший фoрмaльным глaвoй гocудaрcтвa в цaрcтвoвaниe Ивaнa Грoзнoгo. Тaкжe тaм oтбывaл нaкaзaниe aвтoр пoвecтвующeгo o coбытиях Cмутнoгo врeмeни «Cкaзaния» Aврaaмий (Пaлицын), двoюрoдный дядя Aлeкcaндрa Пушкинa Пaвeл Гaннибaл и другиe извecтныe личнocти.

Мoнacтырcкaя тюрьмa пeрecтaлa cущecтвoвaть в 1883 гoду. Нo рoвнo чeрeз 40 лeт в этих мecтaх пoявилcя пeрвый иcпрaвитeльнo-трудoвoй лaгeрь CCCР – пeчaльнo извecтный Coлoвeцкий лaгeрь ocoбoгo нaзнaчeния, или, кaк eгo чacтo нaзывaли, CЛOН. Пeрвaя пaртия зaключeнных – угoлoвники из aрхaнгeльcких тюрeм – прибылa тудa в 1923 гoду.

Еще один из главных символов Соловков — водоросль

Водоросли здесь косят, сушат и продают.

В северо-восточной части Большого Соловецкого острова напротив Анзера есть крошечное рыбацкое поселение Реболда. Постоянных жителей там с недавних пор нет, но с середины июня до середины сентября работают драгировщики — крепкие мужчины, которые добывают и заготавливают ламинарию (это научное название морской капусты).

Ламинария — морская бурая водоросль, длинная, похожая на ленту — может достигать 20 метров. Растет вдоль берегов на глубине 4–10 метров густыми зарослями. Многие виды этого растения можно есть и использовать для медицинских и косметических целей. Кроме того, морская капуста — великолепный корм для скота, удобрение, используют ее и при изготовлении красок для тканей и отделке кож, осветлении вина и бурении сверхглубоких скважин, приготовлении маргарина и производстве пластмасс — и даже в космической промышленности!

Выловленные водоросли развешивают на больших рамах — вешалах с натянутой колючей проволокой, как белье, высушивают на открытом воздухе и сдают на Архангельский водорослевый комбинат, где ее досушивают в сушильных печах и перемалывают в порошок. Сезон добычи капусты — с середины июня до середины сентября.

6

Заговор

После того, как с Соловков в Европу сбежало несколько заключенных, стали распространяться слухи о том, в каких условиях работают узники. ВЦИК послал на север страны проверочную комиссию, затем известного писателя Максима Горького. Последний вел себя в лагере очень нагло. После того как он покинул архипелаг, узников подвергли репрессиям. Из неудавшегося побега заключенного сделали чуть ли не заговор против правительства. Якобы белогвардейцы собирались захватить один из паромов и уплыть с острова. 15 октября 1929 года чекисты расстреляли всех тех, кто собирался покинуть архипелаг (порядка 300 человек).

Что посмотреть

Несмотря на то что главной темой блог-тура была история Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), за четыре дня мы успели исследовать все по чуть-чуть: сходили на экскурсию «История Соловецкого лагеря и тюрьмы», посетили бывший лагерный барак, штрафной изолятор на Секирной горе и Савватьевский политскит, исследовали монастырь путями местных детей, сходили в небольшой поход по берегу Белого моря и в 30-километровый трек на остров Большая Муксалма, изучили выставку о быте поморских женщин в Морском музее, а в последний день вышли в море в 6 утра, чтобы посмотреть на белых китов.

Лайфхак поездки: чтобы увидеть то, что тебе не покажут экскурсоводы, найди местных детей. С Аней и Мишей мы познакомились недалеко от монастыря — они позвали посмотреть на детеныша чайки с подбитым крылом, которого дети выхаживают в своем сарае. Аня переехала на Соловки из Москвы, ее мама работает капитаном, Мишина семья перебралась из Украины. Ребята рассказали об истории лагерей, сводили на док, в монастырские тюремные камеры, закрытые для туристов, и объяснили, где посмотреть на китов.

Мыс Белужий — единственное место в мире, где белых китов можно наблюдать с берега. Увидеть их можно только с 15 июня по 15 августа при спокойном море и только во время отлива. Мы успевали только на утренний отлив, поэтому пешком дойти никак не получалось — выходить из дома надо было бы в полночь. Договорились с владельцем катера: за 1000 рублей с человека он обещал привезти нас прямо к белухам. Не все хотели вставать в 3 утра ради китов, поэтому на лодке нас было всего четверо.

Через час пути мы увидели белые спинки в рассветных лучах и запищали от восторга. Зоозащитники строго следят, чтобы катера не пугали животных, поэтому близко подойти мы не смогли и очень расстроились. Заметив это, капитан тяжело вздохнул, скинул за борт резиновую лодку и скомандовал «Залезайте!». Он доставил нас к самому Белужьему мысу, где стоит вышка биологов из МГУ — они наблюдают за популяцией белух. Следующие полчаса мы, почти не дыша, сидели и смотрели, как в 10–15 метрах от нас выпрыгивают из воды белые киты. Серые хвосты китов-подростков блестят на солнце. Для меня эти полчаса наедине с китами стали самым ярким впечатлением от посещения Соловков.

Чтобы подробнее изучить лагерный период острова, мы поехали на пазиках к Секирной горе. Здесь находятся бывший мужской штрафной изолятор СЛОН и кладбище с братскими могилами заключенных. Со смотровой площадки открывается невероятный вид: лес, река, море на горизонте, километры тайги во все стороны.

Экскурсию с полным погружением нам проводил историк Юрий Бродский. Он фотографирует Соловецкие острова, собирает свидетельства и свидетелей лагерных лет архипелага, думает и пишет о Соловках почти полвека.

Чтобы прочувствовать Соловки по максимуму, до следующего «лагерного» места — Свято-Сергиевского скита на острове Большая Муксалма — мы пошли пешком через лес, 30 километров в обе стороны. В сухую погоду туда можно доехать на велосипеде, но нам пришлось идти пешком через болота, лужи, жидкие мхи и грязь — последние недели выдались дождливыми. По пути исследовали здание тюрьмы, камень Лихачева и биосад, а еще собирали морошку. Перейти на соседний остров можно по валунной дамбе, которая соединяет главный остров архипелага с Большой Муксалмой. Это мост из камней, который в XIX веке вручную построили монахи.

В дороге к группе прибился Вова, он работает в Соловецком монастыре трудником. Трудники — это люди, которые приезжают на монастырские подворья, чтобы потрудиться во славу божию, а взамен получают жилье, еду и духовное наставничество. Нужен паспорт, полис, благословение монастыря и дисциплина. Трудникам нельзя курить и пить алкоголь, нужно соблюдать режим и посещать службы. Женщины живут за пределами мужского монастыря, работают в основном на кухне и по быту. Внутри монастыря кипит жизнь: волонтеры скоблят камень от красного лишайника, косят траву, строители ставят леса, рабочие носят стройматериалы: реставрация мирового памятника культуры идет постоянно. По госпрограмме «Развитие культуры и туризма» реконструкцию монастыря нужно завершить в 2020 году, на что выделили 6 млрд рублей. Часть денег не дошла, и этим с 2015 года занимаются Следственный комитет и прокуратура. Обсуждать «дело реставраторов» местные не любят.

Природа и человек здесь невероятно близки. На территории монастыря живет молодой лис-подросток. Чахлый, одинокий, он прибился к монахам: они его выходили, и лисенок остался жить в монастыре.

На Соловках сидел дядя Пушкина

Соловецкий монастырь — это еще и тюрьма. Сюда ссылали и вольнодумцев, и политических противников самодержавия. А отдаленность и труднодоступность Соловков провоцировала власть ссылать неугодных именно сюда. Соловецкая тюрьма — самая древняя и самая суровая из монастырских тюрем.

Тюрьма просуществовала на Большом Соловецком с начала XVI до 1903 года. До 1883 года через нее прошло до 550 узников, среди которых были известные люди: состоявший на службе у Ивана Грозного крещеный касимовский хан Симеон Бекбулатович, государственный деятель и дипломат Петр Толстой, автор повествующего о событиях Смутного времени «Сказания» Авраамий (Палицын), министр Василий Долгорукий, последний атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский, двоюродный дядя Александра Пушкина Павел Ганнибал…

Соловецкая тюрьма. В этой камере содержался последний атаман Запорожской сечи Петр Кальнишевский. Фото Павла Львова

Условия содержания в тюрьме были тяжелые, но, как ни странно, некоторые узники «исправлялись» и даже после освобождения пополняли ряды монашеской братии. Во время обстрела Соловков англичанами в 1854 году заключенные даже помогали отразить нападение. В 1883 году монастырская тюрьма перестала существовать.

8

Постройки

Посадить его в Головленковскую тюрьму вечно и пребывати ему в некоей келии молчательной во все дни живота и никого к нему не допускать, ниже его не выпускать никуда же, но точно затворену и зоточену быть, в молчании каяться о прелести живота своего и питаему быть хлебом слезным.

Выдержка из приговора

Камеры в монастырских башнях и стенах Соловецкого монастыря имели форму усечённого конуса длиной около 3 м, шириной и высотой по 2 м, в узком конце — 1 м. В верхних этажах Головленковской башни Соловецкого монастыря камеры были ещё теснее: 1,4 м в длину, 1 м в ширину и высоту. Маленькое оконце служило не для освещения, а только для подачи пищи. В камере нельзя было лежать, узник спал в полусогнутом состоянии.

В башне Соловецкого монастыря, носившей название Корожня, тюремные кельи были устроены на каждом этаже. Это были маленькие и тёмные каморки с небольшими отверстиями вместо двери, через которые узник с трудом мог пролезть внутрь.

Тюрьма Соловецкого монастыря постоянно расширялась. В 1798 году под тюрьму было приспособлено выстроенное ранее здание, а в 1842 году построили особые казармы для тюремной охраны и специальное трёхэтажное здание для узников. В новой тюрьме в полуподземном нижнем этаже были небольшие чуланы без лавок и окон, куда помещали особо важных преступников.

Последние узники

Вход в тюрьму. Современный вид.

Режим в Соловецкой тюрьме был настолько суров, что в 1835 г. правительство назначило специальную ревизию этой тюрьмы, так как в обществе много говорили о бесчеловечных условиях содержания в ней узников. Проводивший ревизию жандармский полковник Озерецковский был вынужден признать, что узники Соловецкой тюрьмы несли наказание, значительно превышавшее их вины. В результате ревизии некоторые узники были освобождены, других из монастырской тюрьмы перевели в обычные кельи. Облегчение режима продолжалось, однако недолго. Камеры Соловецкой тюрьмы вскоре вновь заполнились узниками:

  • Находившийся в ссылке в Петрозаводске студент Киевского университета Св. Владимира, член Кирилло-Мефодиевского братства Георгий Андрузский, после произведённого в марте 1850 года обыска, во время которого у него были изъяты «наброски конституции республики», был арестован и заключён в тюрьму Соловецкого монастыря, где находился до лета 1854 года. Губернатор Н. Е. Писарев доносил шефу жандармов графу А. Ф. Орлову: «Андрузский, как упорный малоросс, остался при тех же нелепых и преступных мыслях, которые обнаруживал в учреждённой в 1847 году под начальством Вашим комиссии, в которой я имел честь находиться».
  • В 1857 г. за «противозаконные по расколу проступки» в тюрьму попал самарский мещанин Лазарь Шепелев. Он вскоре умер. В 1859 г. в Соловецкую тюрьму был заключён под строгий надзор капитан артиллерии Николай Ильин — основатель религиозной секты. Он провёл в монастырских тюрьмах 20 лет.
  • В 1869 г. в эту же тюрьму посадили лидера секты прыгунов Максима Рудомёткина. Он пробыл в суровом одиночном заключении 9 лет, после чего был переведён в Суздальскую монастырскую тюрьму, где и скончался.
  • В 1867—1881 гг. в тюрьме Соловецкого монастыря содержался Адриан Пушкин, который выдвинул самобытную концепцию объединения мировых церквей.
  • В Соловецкой тюрьме содержались рабочие Яков Потапов и Матвей Григорьев, осуждённые на пять лет монастырской тюрьмы «для исправления их нравственности и утверждения в правилах христианского долга» за антиправительственную демонстрацию 6 декабря 1876 г. на Казанской площади в Петербурге.

Соловецкая тюрьма существовала до 1883 г., когда из неё были выведены последние узники, но караульные солдаты содержались в ней до 1886 г. После официального закрытия тюрьмы Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви.

Потрудиться на Соловках может каждый

С самого момента основания монастыря на Соловки начали приезжать люди, чтобы принести пользу и потрудиться во славу Божию и на благо обители. Тысячи трудников, насельников, послушников внесли свой вклад в устройство местного хозяйства.

Ребята помогают благоустройству монастыря Волонтерский проект Вереница

В наши годы с самых первых лет создания Соловецкого музея-заповедника в восстановлении архитектурных памятников и благоустройстве территории принимали участие добровольческие группы — и студенты, и семьи с детьми, и просто любители истории, архитектуры и северной природы. Некоторые отряды — например, из МГУ или содружество «Рождественка», — приезжают на Соловки и трудятся там десятилетиями. Активное участие в возрождении Соловков принимают благотворительный фонд «Белый ирис» и общероссийская общественная организация «Общее дело».

Сегодня в продолжение доброй традиции в Соловецком музее-заповеднике действует программа «Волонтерское агентство». Это организационная работа по приему волонтеров. Летом на острова приезжают желающие из разных уголков страны и даже из-за рубежа, чтобы внести свой посильный вклад в общее достойное дело по сохранению природного и культурного наследия архипелага.

Волонтеры и археологи во время раскопок на территории Соловецкого монастыря. Фото Владимира Трефилова

В Ботаническом саду Соловецкого музея-заповедника организован палаточный лагерь, в котором могут разместиться волонтерские группы. Большинство их работ связано с сезонной помощью на территории сада. Отдельные группы школьников и молодежи приезжают через Образовательный центр. Они занимаются благоустройством поселка и историко-архитектурного комплекса, помогают Соловецкому музею, иногда участвуют в реставрационных работах или археологических раскопках.

Кроме того, большинство участников Летней культурно-экологической школы также участвуют в волонтерском движении. В их программы включены от 3 до 12 часов волонтерских работ в Ботаническом саду или на территории поселка. Приятным вознаграждением за помощь служат бесплатные экскурсии от Соловецкого музея-заповедника.

Название «Соловки» происходят не от «соловья», и не от соли

Соль на островах стали добывать позже, чем появилось название, а соловьи здесь не водятся. В книге профессора Александра Минкина «Топонимы Мурмана» приводится интерпретация саамского слова «СУОЛ». «Сулле, суоллы, суоллэ, сыллы» — острова, а «Суол, сыэл, сыэлай» — остров. «Суоленч, суолгиш, суолнеч» — небольшой островок. Часто географические названия с таким звучанием переиначивались, превращаясь со временем в современное «СОЛО». По другой версии название произошло от промысловиков: «со-ловки», то есть место лова рыбы и морского зверя, не закрепленное ни за кем в особенности, где промысел ведется совместно. Есть и третья версия: с моря острова почти всегда окружает туман, отсюда и название — «соловый», то есть туманный, белёсый.

Поморы ловят рыбу. Фото конца XIX века

Соловки — острова «молодые». Около 7-6 тысяч лет до нашей эры ледник, отступавший на север, покрыл кристаллическое основание будущих островов мощным слоем валунов гальки и песка. Камни покрылись зеленью, леса заполнили звери и птицы… Соловецкий архипелаг в самом южном из морей Северного Ледовитого океана раскинулся на той же долготе, на которой несколькими тысячами километрами южнее находится Иерусалим. Между прочим, и там, и там есть гора Голгофа.

2

«Художник» в Дмитлаге

В 1936-1937 годах Успенский возглавлял Дмитлаг — один из крупнейших концлагерей в системе ГУЛАГ. Здесь его поведение приобрело новый масштаб — многие расправы он перекладывал на своих помощников и подчиненных, к тому же тех, кто подходил на роль потенциальных жертв, было так много, что расправиться со всеми лично не представлялось возможным.

Любимым «развлечением» Дмитрия Владимировича здесь стали казни молодых привлекательных женщин. Делал он это изощренно. Перед казнями Успенский заставлял женщин позировать обнаженными, делая карандашные зарисовки. Из-за этого увлечения он заслужил еще одно прозвище — «художник».
Завершение карьеры
После снятия с должности наркома НКВД Николая Ежова участь таких, как Успенский, была определена их вели на расстрел. И здесь Успенскому повезло больше остальных — после беседы с чекистом Влодзимирским его «сослали» в Нарьян-Мар, поручив руководить Заполярлагом.

Интересно, что здесь он расстался со своими «художествами» и бесчинствами. По утверждению современников, Успенский получил предупреждение: одна подобная выходка — и расстрел. Такая смена тактики доказывает, что причиной его зверств были не убеждения, не отклонения в психике, а безнаказанность и вседозволенность.

Впоследствии Дмитрий Успенский занимал руководящие посты в разных лагерях в отдаленных уголках страны. В его карьере значатся Севпечлаг, Переваллаг, Нижамурлаг, Сахалинлаг.

Участие в расстрелах

Начальник воспитательно-просветительского отдела Соловецкого лагеря многократно принимал участие в расстрелах. Наиболее известными стали три эпизода. Ночью с 28-го на 29 октября 1929 года Успенский сам участвовал в массовом расстреле, жертвами которого стали 400 человек. Его поступок был высоко оценен руководством, он практически сразу получил должность начальника Соловецкого отделения УСЛОН.

В 1930 году вскоре после повышения Успенский проявил инициативу к расстрелу набожных крестьян, выходцев из Сибири и Поволжья. Его искренними стараниями были убиты 148 имяславцев.

Площадь Соловецких островов больше, чем территория Мальдивов

Большой Соловецкий остров — самый крупный на Белом море, он больше острова Мальта. Остров Анзер — в десять раз меньше Большого Соловецкого, но тоже немаленький. Есть еще четыре острова, которые обязательно обозначают на картах и схемах Соловков: Большая и Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкий.

Но в Соловецкий архипелаг входят более сотни маленьких островков, названия и историю которых мало кто знает. Между тем у многих из них — свои тайны.

Английская карта Соловецких островов, 1893

Например, на острове Бабья Луда, которая отлично видна с башен Соловецкого монастыря, по преданиям, раньше была гостиница для женского пола — на остров женщин не пускали. У Бабьей Луды в январе 1676 года казнили «соловецких сидельцев». А в ХХ веке на Луде рыли военные траншеи. У одной из Сенных Луд можно увидеть два полузатопленных корабля, полученных после войны от Финляндии, «Актюбинск» и «Хибины». С Песьей Луды открывается прекрасный вид на Спасо-Преображенский монастырь.

На Кузовах — части другого архипелага, мимо больших и малых островов которого суда проплывают, двигаясь от Кеми к Большому Соловецкому, — в XVII веке высадился шведский отряд, который собирался внезапно напасть на соловецких монахов. Русский отряд их выследил, шведы решили от своего плана отказаться, но… по легенде, окаменели. Вот и появились Кузов Немецкий и Кузов Русский.

Затопленные корабли о. Сенная Луда. Фото: kamelopardalis.livejournal.com

Есть острова Игуменский и Воронья луда, Парусный и Петропавловские, Большой и Малый Топ, Немецкий и Русский Кузова… Но больше всего достопримечательностей, конечно, находятся на Большом Соловецком острове.

3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector