Мать мира софия-мудрость, дети, и божье царство отца
Содержание:
День ангела и именины Софии
Духовное развитие 7 октября 2015 София – это очень красивое древнее имя греческого происхождения. В церковной традиции оно связывается с Софией – Премудростью Божией (значение имени София – мудрость), а также с рядом святых, о которых и пойдет речь ниже в связи с вопросом определения именин.
Об именинах
Именины – это личный праздник человека, накладывающийся на церковное торжество в честь того или иного святого и проецируемый этим торжеством.
Фактически именины человека празднуются в тот день, когда в церкви чтится память святого, в честь которого ему дано имя при крещении.
Таким образом, именины (Софии в том числе) – это сугубо церковный праздник, и право отмечать его имеют только те, кто крещен в христианской церкви.
О выборе дня именин
Человек, который идет креститься в сознательном возрасте, сам выбирает себе новое имя. Оно может совпадать с именем по паспорту, а может от него и отличаться. Единственное требование состоит в том, чтобы имя числилось в святцах, то есть принадлежало кому-либо из святых церкви.
Выбранный святой тезка становится покровителем человека. Разумеется, когда крестят ребенка, за него этот выбор делают родители. Поэтому нередко, когда малыш вырастает, он теряет информацию о своем покровителе и выбирает его заново.
В таком случае церковью разрешается выбрать себе святого тезку, руководствуясь просто своими предпочтениями.
Все это является издержками традиционной церкви, в которой таинства, в том числе крещение, преподаются чуть ли не всем подряд по традиции. Часто при этом люди оказываются вовсе не верующими, и, конечно, не задумываются о выборе святого покровителя. Верующие же люди, воцерковленные, к этому относятся серьезнее и куда сознательнее.
Ниже мы поговорим о некоторых святых, в память о которых отмечают именины Софии. Кроме дат празднования по календарю мы очень кратко коснемся их жизней. Сразу стоит сказать, что многие прославленные церковью женщины здесь не будут упомянуты, так как не существует полного подробного перечня святых.
28 февраля. Преподобномученица София (Селивестрова)
Родилась прпмчц. София в 1871 году в Саратовской губернии. У нее рано умерла мать, и до 20 лет девушка воспитывалась в приюте при женском монастыре. Затем она переехала в Санкт-Петербург, где брала уроки рисования, зарабатывая на жизнь работой в качестве прислуги.
В 1989 году она приняла решение уйти в монастырь, что и сделала, поступив в число сестер Страстного монастыря в Москве. Когда обитель была расформирована в 1926 году, она вместе с тремя монахинями поселилась в одном из подвальных помещений на Тихвинской улице.
Важно
Однако в 1938 году по обвинению в контрреволюционной деятельности она была арестована и приговорена к расстрелу. В том же году приговор привели в исполнение. Прославлена в 2001 году. Именины Софии по церковному календарю отмечаются также 26 января.
Эта дата, однако, не является ее резидентной памятью, а принадлежит всем новомученикам и исповедникам российским.
1 апреля. Княгиня София Слуцкая
1 апреля отмечают именины Софии, нареченные в честь одноименной княгини, которая родилась в 1585 году в семье Слуцкого князя Юрия Юрьевича. Через год после рождения осталась сиротой и формально стала княгиней Слуцкой.
В жизни имела репутацию противницы униатства и активно противодействовала проповеди сторонников Рима. Скончалась в 26 лет во время родов. Дочь Софии также родилась мертвой.
Именины Софии по церковному календарю празднуются также 15 июня в День памяти белорусских святых.
4 июня. Мученица София
Мученица, при жизни бывшая врачом. Именины Софии в этот день отмечают женщины, нареченные в ее честь. Однако сказать о ее жизни нечего, данных нет, кроме того, что за свою веру она приняла смерть.
17 июня. Преподобная София
Малоизвестная преподобная София. Именины православные девушки в ее честь отмечают редко, потому что о том, кто была эта женщина, практически ничего неизвестно. Мы знаем только то, что она отличалась строгим аскетизмом и воздержностью своей монашеской жизни.
30 сентября. Римская мученица София
Это, пожалуй, самая знаменитая из святых Софий. София, именины, день ангела и просто память которой почитает весь православный мир, была матерью святых мучениц Веры, Надежды и Любви. За исповедание Христа ее дочерей казнили у нее же на глазах. Ей самой сохранили жизнь, но через три дня она скончалась у могилы своих дочерей.
1 октября. Египетская мученица София
Эта женщина была обезглавлена при императоре Аврелиане. Причиной трагедии стало все то же исповедание христианства.
Характеристика имени
В переводе с греческого языка София означает мудрость. Девушки с этим именем всегда знают себе цену. Они умны, рассудительны и очень ответственны. Обладают склонностью к творческим и философским наукам. Любят комфорт. По мере взросления, характер и личность немного меняются. В целом это можно описать следующим образом:
- Детство. В школе Сони всегда хорошо учатся. Успевают делать не только свои задания, но и помогать товарищам. Сострадание и помощь людям — отличительная черта всех Сонь. Иногда стремление помочь другим может идти вразрез с собственными интересами.
- Юность. Девушки Софьи очень харизматичны и этим притягивают людей. Вокруг них всегда много единомышленников и поклонников. Обычно юные леди обладают миловидной внешностью, что позволяет им не нуждаться в недостатке мужского внимания.
- Зрелость. Во взрослом возрасте это весьма рассудительные дамы. Они хорошие хозяйки, матери и жёны. В их доме трудно даже заметить пылинку, так как у Сонь врождённое чувство порядка. Их дети и муж всегда чисто одеты и ухожены. Однако это не мешает женщинам реализовывать себя в карьере. Особенно если их работа связана с творчеством.
В любви представительницы этого имени всегда успешны
Мужчины часто обращают на них внимание. Не удивительно, что свой день ангела, именины София всегда отмечает с размахом, даже если сама того не желает
Подарки и поздравления от многочисленных поклонников и друзей просто не дадут девушке забыть об этой дате.
Что касается здоровья, то тут Соням не очень повезло. Как многие творческие люди, они часто впадают в депрессию, что негативно отражается на их нервной системе. Нередко у этих дам наблюдаются болезни желудка и кишечного тракта, поэтому им следует следить за своим питанием особенно тщательно.
По своей природе Сони не лидеры. Они предпочитают строить карьеру обдуманно и размерено. Впрочем, это не мешает их работе, а скорее наоборот. Они ответственны и очень пунктуальны, а эти качества начальство очень ценит в своих служащих. При должной поддержке и руководстве Софии могут достичь пика своей карьеры буквально за несколько лет.
Строительство собора
Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе. Вся страна трудилась ради возведения этого чуда.
Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.
Значение образа святых мучениц
Мать носила имя София (по-гречески «Мудрость»). Благочестивая вдова и своим дочерям дала имена, исполненные глубокого смысла. Старшую, двенадцатилетнюю, звали Вера (греческое «Пистис»), десятилетнюю — Надежда («Эльпис»), на год младше была Любовь (по-гречески ее имя «Агапэ»). По латыни имена девочек — Fides, Spes, Caritas.
Свв. мчч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София
Зачастую младшая из сестер Любовь изображается стоящей в центре, иногда справа. Встречаются иконы, на которых можно видеть ангелов, архангела Гавриила. На некоторых иноках присутствует сам Господь, открывающий Царствие Небесное мученицам.
Святые с символическими именами напоминают нам о христианских добродетелях. Любовь, надежда, вера и мудрость, венчающая добродетели — вот то, что составляет основу семейной жизни христианина.
Краткое житие
Святая София была знатной римлянкой родом из Милана. Муж ее, хотя и остался язычником, не препятствовал жене хранить христианскую веру. Их семья была состоятельной, и даже после смерти мужа, который умер вскоре после рождения младшей дочери, вдова ни в чем не нуждалась.
Трех своих дочерей София растила в чистоте, благочестии. Красота, мудрость и дела милосердия Софии и ее дочерей привлекали сердца христиан, но они же вызвали зависть и ярость врагов.
Святые мученицы пострадалиприимператоре Адриане в 137г., который был язычником. Он приказал на месте разрушенного храма Соломона в Иерусалиме выстроить храм Юпитера, а в Афинах — огромный храм Зевса. Император любил все греческое, в особенности греческую культуру, философию и искусство. Однако любовь к культуре и утонченности не помешали Адриану стать жестоким гонителем христиан.
Христианство Адриан воспринимал как оскорбление языческих божеств. Когда императору донесли о благочестивой христианской семье, живущей в Риме, он воспринял эту информацию как повод для показательного процесса.
Вдова с тремя маленькими дочерьми – что могла София противопоставить всей мощи языческой империи?Семью привели во дворец. София знала, чем грозит открытое исповедание христианства, и наставляла дочерей быть стойкими и не отрекаться от Христа.
Адриан и его свита были поражены молодостью христианок. Сначала император попытался склонить девочек к вероотступничеству подарками. Только и нужно было, что принести несколько зерен на алтарь языческой богини Дианы.
Но юные христианки отказались. Тогда Адриан повелел разделить их в надежде, что так они будут менее стойкими, и подвергнуть пыткам. Вначале Веру, а затем ее сестер бичевали, бросали в горящую печь, растягивали на дыбе, ломали суставы. Мужество и стойкость девочек посрамили императора, и он приказал обезглавить Веру, Надежду и Любовь.
Мать смотрела на страдания детей и призывала их хранить верность Христу, ободряя надеждой на скорую встречу с Ним.
Император не посмел пытать Софию, отдавая себе отчет, что стойкость ее превосходит стойкость дочерей. Адриан приказал отдать матери тела мучениц. На высоком месте за городом погребла София своих детей. Два дня провела она на их могиле, а на третий и ее душа устремилась ко Всевышнему.
Спустя год после император Адриан заболел, принял чрезмерно большую дозу лекарства и от этого умер. Перед смертью Адриан успел написать себе эпитафию. Она начинается словами «Трепетная душа, … где ты сейчас скитаешься?» Но в памяти потомков император остался прежде всего как виновник жестоких истязаний и мученической кончины святых Софии и ее дочерей.
Это интересно: История святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Значение в православии
В православии икона святой великомученицы Софии Египетской имеет большое значение, символизируя:
- непоколебимость веры даже перед лицом собственной смерти;
- желание нести свет истинной веры в людские сердца даже в эпоху гонений и неприятия.
Помимо личностных качеств святой великомученицы, весомое значение в религии имеет и ее имя. В переводе с древнегреческого имя София обозначает слово «Премудрость». Его долгое время использовали лишь особы знатных кровей, имеющие царственные корни. Со временем имя разошлось по свету, а на Руси оно слегка видоизменилось, превратившись в общеупотребительное Софья.
Киевский образ иконы «София Премудрость Божия»
С первого взгляда на киевский святой лик появляется ощущение легкости, святости, воздушности.
Исходя из слов притчи, под «домом» подразумевается Богородица, образ которой расположен в самом центре. Столбами Церкви являются дары Творца и пророки. Над Богоматерью серповидным ореолом располагаются святые и Троица. Ноги Богородицы стоят на молодом месяце, расположенном на облаках.
Икона Богородицы «София – Премудрость Божия» (Киевская)
Поднятые руки Пречистой Богородицы символизируют защиту Православной Церкви, являются стеной для нечистых сил и проблем. В лоне Пресвятой Девы Марии нарисован Младенец, левая рука которого держит символ власти — державу, а правая поднята для благословения.
Сияющим ореолом центральной фигуры нарисован Дух Святой под покровом Бога Отца, Которого охраняют архистратиги:
- Михаил с огненным мечом;
- Уриил, держащий молнию;
- Рафаил, несущий в сосуде мир;
- Гавриил, держащий цветущую лилию;
- Селафиил, перебирающий четки;
- Иегудиил — хранитель царского венца;
- Варахаил с букетом цветом в руках.
К амвону ведут семь ступеней.
Важно! Только наполнившись верой, надеждой, любовью, чистотой, смирением, благодатью и славой, записанными на ступеньках, можно попасть в Царство Небесное. Основание Господнего домостроительства являются праотцы
Основание Господнего домостроительства являются праотцы.
— Моисея узнаем по 10 Заповедям, которые он держит в руках.
— Рядом видим Аарона, верного спутника Моисея, который держал его руки во время молитв.
— Давид был назван мужем по сердцу Творца.
— Пророк Исайя, которому Бог открыл будущий приход Миссии в наибольшей полноте.
— Иезекииль, Иеремия, Даниил — большие пророки Старого Завета, передающие послания Господа еврейскому народу.
Поддерживают балдахин, столбы, на которых записаны дары, о них говорится в книге Откровения:
- мудрости;
- ума;
- советы;
- крепости;
- видения;
- благочестия;
- страха Божьего.
На святом изображении все рисунки кратны семи. Семь — число Господней полноты. Предположительное время написания киевского образа относится к концу XVII века. Киевский Святой лик является чудотворным, все чудеса записаны в храмовые книги.
О других иконах Богородицы:
- Боголюбская
- Геронтисса
- Державная
Чудеса Софии Суздальской
Вскоре после смерти инокини Софии на могиле её стали происходить чудеса исцеления. Так, в 1598 году произошло первое зафиксированное избавление от слепоты княжны Анны Нечтевой. Спустя четыре года таким же удивительным образом на могиле святой прозрела ещё одна женщина. В последующие года описываются и другие чудесные преображения. Молитва Софии Суздальской помогала от болезней глаз, глухоты, паралича и душевных расстройств.
Не только целительницей, но и защитницей была святая София. Явившись в монашеском облачении и с зажжённой свечой в руках предводителю польского войска, подошедшего к монастырю, София Суздальская спасла родную обитель.
Как описывает это событие «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суздале» летописца и священнослужителя 18 века Анании Федорова: сильный страх охватил полководца Лисовского от видения святой и правая рука у него отнялась, другие же поляки падали на землю вместе с конями, поражённые болезнью. Вражеское войско отступило, а само чудесное событие было изображено на могильной плите подвижницы.
В чем помогает
В молитвах перед данным ликом можно просить помощи у Господа и Его Матери в самых разных жизненных ситуациях. Чаще всего перед ним молятся о вразумлении в той или иной ситуации и ниспослании духовной и житейской мудрости.
При правильной, искренней, наполненной верой, молитве Господь обязательно посылает мудрость, которая необходима нам для принятия правильных решений, согласованных с волей Божией. Богородица поможет обрести гармонию в семье, а также поможет в работе.
Но не стоит забывать, что одной только молитвы перед иконой не достаточно для спасения души. Необходимо также вести Церковную жизнь, молясь на общей Церковной молитве на Богослужениях в храме, исповедуясь и причащаясь Святых Христовых Тайн.
Память после смерти
Официальная церковь провозгласила почитание инокини Софии как святой только в 1650 году – через сто лет после её упокоения, а вопросом канонизации занялись два столетия спустя. Тем не менее уже вскоре после смерти в народе её начали чтить как святую и молящиеся потянулись к её могиле. Примечательно что ещё в старых, допечатных святцах она именуется святой праведной инокиней, но при этом княгиней Софией.
Во время царствования Ивана Грозного – долгожданного наследника князя Василия от второй жены, Соломонию-Софию поминали преподобной инокиней и почитание носило, скорее, местный характер. Примечательно, что уже в то время князь Андрей Курбский в письме к царю называл Софию-Соломонию преподобною мученицей, невинной и святой. Согласно легенде сам царь Иван Четвёртый приезжал в суздальский Покровский монастырь и, если верить приданиям, собственноручно укрыл гробницу инокини покрывалом, изготовленным в мастерской его любимой жены Анастасии Романовны специально в дар на могилу святой.
При следующем царе Фёдоре Иоановиче почитание святой Софии Суздальской возросло ещё больше. На могилу преподобной инокини совершались многолюдные паломничества, члены царской семьи не раз жаловали обитель своим посещением. До наших дней сохранился вышитый покров на её надгробие с образом Спасителя, преподнесенный монастырю царицей Ириной Годуновой. Дарственная надпись подтверждает год и предназначение подношения.
Описание образа
Одним из святых иконописных образов Богородицы является икона «София – Мудрость Божия». Слово «София» в переводе с древнегреческого означает «мудрость/премудрость». Название святого образа трактуется, как синоним Божественной Мудрости, воплощенной через Деву Марию.В русской иконографии существуют два канона изображения сюжета: Киевский и Новгородский. Они имеют один сюжет, одинаковое число действующих лиц. Отличие заключается в композиционном решении образа, что объясняется смысловым акцентом изображения.
Киевский
Центральные фигуры иконы – Божия Матерь и Младенец Иисус. Богородица одета в хитон, голова покрыта покрывалом. Руки разведены в стороны, раскрытые ладони обращены вверх. На груди Матери изображен Божий Младенец, левая рука которого сжимает символ земной и небесной власти. А правая благословляет молящихся образу.
Над головой Пресвятой Девы крыша храма, опирающаяся на 7 колонн. На карнизе читаются слова: «Премудрость создаст себе Дом и утвердит 7 столпов». Под Премудростью (Софией) подразумевается Сын Божий, третья Ипостась Бога. Так его именовали апостолы в своих посланиях.
Богородица стоит на облаке, укрывающем пьедестал, к которому ведут 7 ступеней. В верхней части иконы (над крышей) изображены Высшие Небесные силы: Бог Отец, Бог Святой Дух (по центру) и 7 архангелов (по 3 и 4 с обеих сторон).
Каждый высший ангел держит в руках символику, соответствующую его предназначению:
- Михаил – Небесный военачальник, олицетворяющий Божественную справедливость с огненным мечом;
- Уриил – «пламя Божие», знак Святого Духа с молнией;
- Рафаил – утешитель и целитель с сосудом из алебастра;
- Гавриил – вестник Божьей Милости с цветком лилии, символизирующий соединение неба и земли, человека и Бога;
- Селафиил – молитвенник перед Богом за людей, с четками;
- Иегудиил – покровитель приверженных к труду во славу Господа, с короной, как вознаграждение за духовные усилия;
- Варахиил – предвестник Божьей Благодати с белыми розами.
На колоннах начертаны выдержки из Апокалипсиса. Ступени и пьедестал (амвон) символизируют Церковь.
Надписи на ступенях обозначают основные принципы христианства:
- веру;
- надежду;
- любовь;
- чистоту;
- смирение;
- благость;
- славу.
Вдоль лестницы изображены ветхозаветные пророки и святые отцы, предсказавшие пришествие Спасителя.
Иконография иллюстрирует слова из Книги Притчей о создании Премудрости Божией себе Дома и утверждении ее на семи столпах. Иисус Христос, Сын Божий воплотился в сущность благодаря Богородице (под Домом подразумевается Божья Матерь). Столпы – основы христианского вероисповедания.
Новгородский
Особенность изображения – необычный символизм. На святом образе присутствуют три Христа: в виде ангела, младенца и Спаса. Центром композиции является огненный ангел на золотом царском троне, стоящем на 7 колоннах. Ангел облачен в царскую одежду и увенчан короной. В правой руке он держит скипетр с крестом, в левой – свиток с письменами.
У подножия престола с одной стороны стоит Богородица с изображением Богомладенца на груди, с другой – Иоанн Креститель со свитком, на котором можно прочесть: «Аз свидетельствовах» (я свидетельствовал).
Над головой ангела премудрости – погрудное изображение Христа, благословляющего огненного ангела. Завершает композицию в верхней части иконы – второй престол (этимасия) с раскрытой книгой, с двух сторон окруженный шестью коленопреклоненными ангелами.
Огненный ангел на иконе олицетворяет Христа. В таком виде его описал Иоанн Богослов. Апостол Павел указывает, что в проповедях об Иисусе Христе рассказывается о Божьей Силе и Божьей Премудрости. Огненные крылья ангела означают мощь Премудрости Божьей.
Тексты молитв
В молитвословах, одобренных Православной церковью, содержатся тексты молитв, с которыми принято обращаться к преподобной Софии Суздальской. Их рекомендуется выучить на память и произносить, вдумываясь в каждое слово.
Тропарь
Вы́шняго красото́ю я́вственно украша́яся,/ по́стническими бо труды́ подвиза́ся преподо́бная Софи́я,/ и бысть насле́дница Небе́сному Ца́рствию,/ и вни́де в Небе́сный Черто́г наслади́тися Христо́вы красоты́,/ Его́ же моли́ спасти́ся гра́ду Су́ждалю/ от пога́ных нахожде́ний и междоусо́бныя бра́ни// и пода́ждь душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Небесной красотой ты ясно украшалась, ибо постническими трудами подвизалась, преподобная София, и была наследницей Небесного Царства, и вошла в Небесный Чертог, чтобы насладиться Христовой красотой, Его же моли о спасении города Суздаля от языческих нападений и междоусобной войны, и подай душам нашим великую милость.
Кондак
Но́щи стра́стныя избе́гши, Богому́драя Софи́е преподо́бная,/ к Незаходи́мому же Со́лнцу, Христу́, прише́дши,/ умертви́ла еси́ плотско́е мудрова́ние посто́м же, воздержа́нием и моли́твами,/ показа́ся равна́ А́нгелом,/ на земли́ бо поживе́ и ду́хи нечи́стыя от челове́к отгна́ла еси́,/ и разли́чная исцеле́ния подава́еши, от мно́гих бед и зол избавля́еши,/ Софи́е преподо́бная,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Избежав тьмы страстей, Богомудрая София преподобная, к Незаходящему же Солнцу, Христу, придя, ты умертвила плотское мудрование, постом же, воздержанием и молитвами оказалась равной Ангелам, ибо прожив на земле и духов нечистых отгоняешь ты от людей, и различные исцеления подаешь, от многих бед и зол избавляешь, София преподобная, моли о спасении душ наших.
Как молиться
Господь слышит только те молитвы, которые произнесены с верой от всего сердца. Для того, чтобы у молящегося поселились в сердце доверие и надежда на исполнение просимого, необходимо тщательное и глубокое осмысление значения святого Лика.
Перед молитвой нужно хорошо подумать о роли мудрости и о доверии себя Господу в духовном плане. Затем следует искренне и с верою попросить Господа, чтобы Он послал нам эти духовные дары, чтобы мы смогли наладить свою духовную жизнь и через это быть всегда с Богом в этой и будущей Жизни.
Рис. 6. По опыту молящихся перед этим образом, Господь и Богородица всегда слышат мольбы, произнесены с верой и искренним сердцем. И после такой молитвы всегда приходит благодатная помощь.
Молиться перед этой иконой можно в любое время, когда этого требует душа. Для молитвы можно использовать как специально составленный Церковный текст перед данной иконой, к которому относится тропарь, кондак и молитва, так и молитвы собственными словами.
Тропарь ради иконы Софии, Премудрости Божией
Превечная Премудросте, Христе Боже наш!/ Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса,/ благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы,/ средостение вражды разрушив,/ освятил еси естество наше/ и Царствие Твое нам отверзл еси;/ сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя,/ и рождшую Тя,/ спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую, православно величаем.
Кондак ради иконы Софии, Премудрости Божией
Притецем, православнии людие,/ к премудрости Божий/ и видим чудотворную икону Пречистыя Богоматере,/ Юже именуем по явлению Софию, Премудрость Божию,/ зане храм бысть одушевлен Единороднаго Сына и Слова Божия./ Сия убо светолучно сияет в пречестнем храме Своем/ и сердца наша веселит, приходящих с верою/ и взирающих со страхом и благоговением на пречистую сию икону,/ помышляюще в сердцах наших,/ яко воистинну Премудрости Божий есть селение/ и таинства Его смотрение,/ на упование бо верным/ воображение огнезрачное Ей зрим/ и покланяемся, яко истинному и пренепорочному Ея девству/ в рождестве и по рождестве паки;/ от Неяже изыде Огнь Божественный,/ попаляя тленныя страсти/ и просвещая души наша и чисты сотворяя,/ Имже и веки сотвори Отец,/ Той же и Мудрость, Слово и Сила наречется,/ сияние славы и Образ Отчи Ипостаси./ И паки убо молим/ и, припадающе, лобызаем пречестную икону Премудрости Божия Матере/ и велегласно вопием:/ о Милосердая Владычице,/ спаси рабы Своя от насилия диаволя,/ от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани,/ яко Ты еси всех благих Подательница и Покровительница/ притекающим к Тебе с верою и просящим велия милости.
Молитва пред иконой Софии, Премудрости Божией
Непостижимая и Всепетая Премудросте Божия, Софие Преименитая, девственных душе, сиречь Единородный Сыне, Слове Божий, приими молебное сие пение от недостойных и скверных уст наших. Аще и писана суть: не красна песнь во устех грешничих, обаче же разбойник единем словом спасеся, мытарь воздыханием оправдася и хананеина дщерь матерним прошением исцелися, понеже Ты, Господи, Благ и Человеколюбив, грядущаго в мир просвещаеши, и грехи грешником отпущаеши, и разумом неразумных наполняеши, и буияго умудряеши, и жаждущия благих словес души учением Твоим, яко самаряныню водою живою, напаяеши, блудника целомудренна устрояеши, разбойнику рай отверзаеши, зане Ты еси всех благих Податель, и Вразумите ль, и животу Хранитель, Христе Боже наш, и Тебе славу и хвалу, честь и благодарение и славословление возсылаем и поклонение творим со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, и со Пресвятою и Пренепорочною Твоею Материю, Владычицею нашею Богородицею и Приснодевою Мариею, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
При молитве перед иконой «Премудрости Божией Софии» мы обращаемся как к Господу, который является Сам Ипостасной Премудростью, так и к Его Пречистой Матери, от которой эта Премудрость воплотилась и пришла в мир, чтобы нас спасти.