Левитан, исаак ильич

Озеро

Русь. Написана в 1890-1900 годы. Последнее монументальное произведение художника. Картина Озеро кропотливо складывалась из множества зарисовок и эскизов. В настоящее время экспонируется в Русском музее.

Зритель как бы движется по спокойной глади озера. И, по мере продвижения, перед его взором открывается другой берег, где расположена деревня, распаханные земли.

Все вокруг живое и дышащее жизнью: и камыш, и облака, которые то сгущаются, то растягиваются в цепочку и уходят за горизонт.

Изображенные места так знакомы русскому человеку, настолько ему родные и близкие, что будят в душе светлые чувства радости за то, что он родился в этом чудном краю.

Над вечным покоем

Картина Над вечным покоем написана в 1894 году. При первом взгляде на полотно начинает захватывать дух от огромного пространства, изображенного на ней.

А на переднем плане – заброшенное кладбище и храм, за которым, собственно, и располагается погост. Есть ли на могилах упоминание о тех, кто захоронен в этих местах – остается лишь догадываться.

Серого цвета на холсте много. По ощущениям именно он создает тоскливое настроение, тоску, скорбь и печаль. Безнадежно трагический колорит. Небо солидарно с землей, оно как бы возмущается о незаслуженно забытых людях. Такое впечатление, что художник «кричит» от боли за этот «вечный покой». За забвение.

По воспоминаниям современников, художник, работая над полотном, слушал музыку Бетховена, что, безусловно, усилило драматический настрой картины. Совсем неприметен купол церковки с крестом. Он как духовный маяк, дает направление душам как живым, так и покинувших эту землю.

Биография и творчество художника Исаака Левитана

В городке Кибарты, Мариямпольского уезда, относящегося к Августовской губернии, проживала небогатая семья евреев. Илья Абрамович (Эльяшив-Лейб) 18 (30). 08.1860 очередной раз стал отцом. Образованный человек старался поддержать детей, всем четверым дать нормальное образование.

Существует несколько иной взгляд на данную семью. Некоторые искусствоведы, историки утверждают, что Исаак не был сыном Ильи Абрамовича Левитана, поскольку ребенок на 5 месяцев был старше младшего брата. Скорее всего, мальчик остался без родителей, родной дядя усыновил племянника. Точная дата/место, где родился Левитан, неизвестно.

Илья Левитан понимал, что хорошее образование получат исключительно курсанты, студенты больших учебных заведений. Семья направилась к столице после рождения мальчиков. Так отец обеспечил возможность обучаться в Московском училище живописи, ваяния, зодчества. Первым приступил к учебе Авель Лейб (1871-го), Исаак – 1873-го.

1875-й принес горе семье: смерть унесла мать. Здоровье покинуло отца. Оставив тяжелый труд железнодорожного рабочего, Илья Абрамович пытался свести концы с концами, занимался репетиторством, оплачивать учебу двух студентов не мог. Училище помогало семье. Ввиду крайней нужды студентов, перевело парней на бесплатное обучение. 3. 02. 1877 тиф забрал отца.

Исаак проходил обучение в «натурном» классе под руководством Перова, позже обучением в пейзажном классе занялся Саврасов. К марту 1877-го студент выставил два шедевра, освещенные прессой, принесшие парню серебряную медаль, финансовую помощь государства (220 рублей).

1879-й принес изменения всем евреям: им запретили проживать на территории столицы. Мастер кисти переехал на дачный участок Салтыковки, взяв сестру с мужем. 1880-го, продав картину «Вечер после дождя», молодой мастер кисти арендовал на Большой Лубянке квартиру с полной меблировкой.

80-е Исаак проводил летние дни на территории Останкино, творя великолепные шедевры. Работы Левитана тех лет разобрали частные коллекции, музеи. К примеру, картина «Полустанок» выставлена среди экспонатов дома-музея Левитана. Там из-под пера вышли:

  • «Дубовая роща. Осень»;
  • «Сосны»;
  • «Дуб».

Получить диплом Исааку помешало безденежье. Весной 1885-го художник переехал в Максимовку, находящуюся рядом с Бабкиным, где часто гостило семейство Чеховых. Так Левитан и Чехов познакомились, стали друзьями-соперниками. Живописец стал болеть, часто напоминало о себе сердце. 1886-го мастер кисти поправил здоровье в Крыму, провел выставку, представив 50 пейзажных полотен. 80-90-е Исаак занимал место учителя пейзажного класса Училища изящных искусств Гунста.

Зимние месяцы 1889-1890-го живописец провел в Европе, путешествуя по французским, итальянским просторам, посетив Всемирную выставку искусства в Париже.

В 1892-м Исааку пришлось переехать из столичной губернии, как «лицу иудейского вероисповедания», сначала в Тверскую, потом во Владимирскую губернии. Художник много общается с Серовым, написавшим потрет Левитана:

Левитан

1895-й ознаменовала поездка австрийскими, французскими землями.

1896-го художник перенес болезнь тифом, давшим осложнение аневризме сердца. Недуг стал неизлечимым.

Май 1897. Мастер живописи наслаждался проживанием в Курмайор, расположенном рядом с итальянским городом Монблан. 1988-го Левитану присудили звание академика пейзажной живописи.

Зима 1899-го подкосила живописца. Врачи отправили Исаака в Ялту, где он встретился с Чеховым и часто говорил о смерти, поскольку сердце болело постоянно. 22.07 (4.08) 1900 Левитан покинул мир.

Картины Левитана

Левитан много времени проводил на природе. Его больному сердцу хотелось свободы, тишины, веры в лучшее. Самые знаменитые картины Левитана с названиями, открывающими перед зрителями красоту русской земли, находятся в самых знаменитых коллекциях.

Золотая осень

Полотно «Золотая осень» показывает великолепный пейзаж, представший перед глазами художника 1895-го возле усадьбы Горка, расположенной на территории Тверской губернии. Экспрессивная, энергичная техника работы, чистый взгляд на природу создали настоящий шедевр.

Март

«Март» — полотно, созданное в усадьбе Горка. Картина представлена Третьяковской галереей. При взгляде на изображение зритель попадает в веселую капель, оживает быт, просыпается земля. Победа веселой весны над холодной стужей зимы представлена в момент перелома на пользу тепла.

Над вечным покоем

Полотно «Над вечным покоем» отображает мысли и чувства художника. Ничтожность человеческих помыслов, быстрое течение жизни, круговорот бытия оставили отпечаток на картине. Серые тучи, церковь, кладбище, холм над тихими водами озерного омута.

У омута

Картина «У омута» представляет яркий образец таланта живописца. Представленная 1892-го, поражает натуральностью изображения. Тишина опасного места затягивает, тревога, беспокойство охватывают при длительном любовании полотном. Желание броситься в воду, оставить проблемы, уйти навсегда тихим водным путем закрадываются в сознание зрителя. Опасная красота русской глубинки завораживает своей завершенностью.

Березовая роща

Полотно «Березовая роща» — яркий образчик позитивного пейзажного искусства. Блики солнечных лучей, цветы пробуждают желание жить, радоваться новому дню.

Вечерний звон

Открыть душу Богу, наблюдая закат у монастыря, поможет полотно «Вечерний звон». Чистота образа, тихая гладь речной воды, небольшие челны, подчеркивающие незначительность человеческого существования. Красота, ведущая к Богу.

Тихая обитель

Монастырь над Волгой, пешая тропа, хрупкий деревянный мост указывают на тернистость жизненного пути человека. Картина «Тихая обитель» дарит успокоение, исцеление мечущейся душе. Спокойствие, вера Богу, надежность Его защиты ощущаются в первые минуты созерцания.

Озеро

Неоконченное полотно «Озеро» создавалось художником на пороге смерти. Последние мазки не успели закончить работу, оставшуюся навек незавершенным шедевром. Живописец успел передать часть образов, придать им жизнь. Надвигающиеся облака, шумящие заросли камыша, тихая водная рябь выходят на первый план. Тишина, мощь природы оттеняются образами деятельности людей на заднем плане, но остаются главным мотивом.

Владимирка

Чистое поле, уходящая в даль дорога, бесконечность небес, земли составляют основной мотив картины «Владимирка». Символ бесконечного пути, нескончаемого круговорота жизни.

Осенний день. Сокольники

Осенние пейзажи Левитана редко фиксируют четкие человеческие фигуры. Чистая природа воодушевляет мастера, но картина «Осенний день. Сокольники» завоевала признание сразу. Пустынная аллея, пожелтевшие листья, легкий женский силуэт, гармонирующий с природой. Спокойствие, ностальгия пропитывают образ, созданный искусной кистью.

Природа в творчестве Левитана занимает главное место. Работы мастера пропитаны благоговением перед русскими полями, лесами, реками, озерами. После смерти художника были найдены малоизвестные этюды Левитана (300), 40 незаконченных полотен.

Также интересно:

Васнецов Виктор Михайлович

Энди Уорхол

Питер Брейгель

Работы художника

Над вечным покоем

«Над вечным покоем» — одно из самых глубоких, философски насыщенных произведений Левитана. Картина представляет очевидную оппозицию вечности торжественной жизни природы и бренности человеческого существования. Здесь природа выступает совершенно самостоятельным целым («божественное нечто», как назвал её однажды Левитан), рядом с которым все человеческие страсти выглядят смешными и ненужными.

У омута

У этой картины есть литературное и фольклорное эхо. Рассказ о дочере мельника, которая бросилась в омут, когда помещик отправил её возлюбленного в солдаты стало толчком к написанию знаменитой пушкинской «Русалки». Левитану показали легендарный мельничный омут, художник загорелся писать его. Так родилась эта картина — странная, задумчивая, дышащая загадкой, словно наполненная тихими шорохами. «У каждого в жизни был свой омут», — говорил Левитан.

Владимирка

«Владимирка» представляет собой ещё один чудесный пейзаж, блестяще исполненный и вобравший в себя трагическую красоту русской природы, но само название картины звучало для зрителя своеобразным сигналом, зовущим к размышлениям, указывающим им путь. У картины оказывалось двойное дно — быть может, именно поэтому она была столь любима представителями «критически мыслящей интеллигенции». Это ещё один пронзительный образ русской земли.

Вечерний звон

Жанр «Вечернего звона» можно определить как «церковный пейзаж». Самый близкий по настроению, по «мотиву» — «Тихая обитель». И там и здесь «моделью» для художника послужил Кривозерский монастырь на Волге. Вопрос: почему Левитан, для которого вообще-то были несвойственны автоповторения, ешё раз вернулся к этой теме? Здесь изменилась «населённость» пространства картины. Левитан попытался уйти от символизации, приблизившись к живой жизни.

Биография художника Левитана

Исаак Ильич Левитан – русский художник. Родился 18 августа 1860года в местечке Кибарты, ныне Кибартай (Литва). Отец Левитана – учитель иностранных языков, переводчик. Семья художника жила очень бедно, тех грошей, что получал отец за уроки французского, едва хватало на пропитание. Однако, когда у детей появилось влечение к искусству, родители восприняли это с радостью и всячески им в этом помогали. В результате, сначала старший сын Авель, а потом и Исаак поступили в Московское училище живописи.

Начало карьеры предвещало быть светлым и удачным, но вскоре умирает его мать, а потом и отец от тифа. В семнадцать лет Исаак Левитан оказался на улице, нищенствовал и скитался. За неуплату его исключают из училища. Однако его друзья собирают нужную сумму, что бы он вернулся к занятиям. Вскоре, за преуспевание в искусстве, совет учителей решает освободить Левитана от уплаты и даже назначить ему небольшую стипендию, так как состояние живописца было поистине бедственным. Может быть именно такое отношение учителей помогло в становлении Левитана. Он не опустил руки, а продолжал писать прекрасные картины, которые теперь висят во всех самых знаменитых музеях мира.

В семнадцать лет Левитан стал учеником Василия Григорьевича Перова. Иногда к занятиям подключался друг Перова Саврасов. Оба учителя были художниками-передвижниками. Они сразу заприметили талантливого парня и взяли Левитана в свою мастерскую.

Несмотря на то, что Исаак долго бедствовал, скитался, голодал, порой ночевал где придётся — на чердаках и на улице, его картины оценивали многие ведущие художники того времени. Они восхищались его талантом, глубиной передаваемого образа, серьёзностью  преподнесения живописи. Его картины начинают появляться на выставках.

Вырваться из нищеты ему помог театр. Он пишет декорации к операм и постановкам. Небольшие заработки помогли ему поехать в Крым. После того, как он привёз картины из Крыма то обрёл настоящую известность. Все картины раскупились за короткое время. Исаак Левитан за свою жизнь написал около тысячи картин. Был дружен с великими людьми его эпохи, но в 1896 году от болезни сердца Исаак Ильич Левитан – великий русский художник покинул этот мир, оставив после себя великое наследия русской культуры.

Качели настроения

По воспоминаниям современников, на художника иногда находили приступы меланхолии, настолько всепоглощающей, что просто обессиливали его. Тогда он или погружался в многодневные мрачные раздумья, или с ружьём уходил в леса с прибившейся к нему собакой Вестой, бродил неделю-другую, пока душевное равновесие и радость не возвращались к нему. Художник сам мучился от этого периодического разлада в душе. Однажды к Чеховым из Максимовки прибежала хозяйка дома, где жил Левитан, и рассказала о попытке художника застрелиться. Обеспокоенные душевным состоянием живописца, Чеховы устроили его переезд в Бабкино, ближе к себе, в хозяйский флигель-курятник. Выход из состояния отчаяния требовал времени и терпеливого участия близких людей. Такими людьми на Истре были Чеховы.

Вообще живописные места близ имения Киселёвых, окрестные деревни, леса, реки, ручьи и овраги «богатством материалов» приводили художника в восторг и давали пищу для работ, которых было написано так много, что ими были увешаны все стены левитановского флигеля. В этих, ставших дорогими сердцу художника, местах родились многие известные летние и осенние пейзажи.

«Над вечным покоем»

Художник Исаак Левитан, картины которого появлялись на всех крупнейших выставках, по мнению многих, написал самую русскую картину. Так критики отзываются о его творении «Над вечным покоем», созданном в 1894 году.

Работать над этим полотном художник начал еще под Вышним Волочком, а продолжил в Плесе.

Ее сюжет хорошо известен любому знатоку живописи. Над землей нависают тяжелые свинцовые облака. В центре композиции широкое озеро, которое выглядит так же мрачно и сурово.

Сам художник признавался, что, когда смотрит на эту картину, чувствует себя одиноким перед громадным водным пространством.

Небо и вода на этом полотне будят в человеке мысли о его ничтожности и быстротечности жизни. Единственное строение на картине — деревянная церковь, рядом с которой — старое кладбище с покосившимися заброшенными могилами.

Суровому величию природы на картине противостоит только одинокий огонек, который светит в церквушке.

Сумерки

Стога. Картина написана в 1899 году. Входит в экспозиции Третьяковской галереи.

Сказочное время суток – сумерки. Их хватает на совсем маленький промежуток времени, после заката и перед рассветом. Земля освещается рассеянным светом Луны. Неравномерно. Тревожно.

Прошлый день уже ушел в историю. Настоящий еще не наступил. Стоят стога. С поля идет мятный запах скошенной травы. Ощущение заслуженного отдыха исходит от недавно сметанных стогов.

Все предельно просто на холсте и понятно. Использование художником светопоглощающих свойств темных тонов и светоотражающие свойства светлых тонов делает изображение Луны управительницей ночного волшебства на холсте.

«Вечерний звон» (1892)

Эта работа была написана в тот период, когда в Бога одинаково верили все слои русского населения, и любование красотой природы тоже происходило через призму религиозного мировосприятия. Левитан стремился в своей картине передать ту блаженную атмосферу, которую создает вид белокаменного монастыря в свете закатного солнца и разносящийся на всю округу звон колоколов, что зовет на вечернюю службу.

Хотя центральную и самую обширную часть картины занимает река, главным акцентом «Вечернего звона» является монастырь, расположенный на заднем плане. Передний же план с берегом и лодками и сама река за счет сгущающихся сумерек остаются в тени, но расположенный на возвышенности монастырь выглядит величаво и торжественно уже лишь благодаря яркому вечернему солнцу. Удивительно, как Левитан сумел передать на полотне безветренную погоду и спокойствие матушки-природы, которая готовится ко сну и греется в лучах заката.

Этот благодатный пейзаж Левитан рисовал «из головы»: место, изображенное на картине, в реальности не существует. Вдохновением, однако, послужил вид Саввинско-Сторожевского монастыря, который художник увидел еще во время проживания в Слободке, а также Кривоезерский монастырь в Юрьевце.

«Вечерний звон», так же как и «Тихую обитель», считают церковным пейзажем. А своеобразным синтезом этих работ стала картина Левитана «Над вечным покоем» – настоящий шедевр русской живописи XIX века.

Над вечным покоем

Картина Над вечным покоем написана в 1894 году. При первом взгляде на полотно начинает захватывать дух от огромного пространства, изображенного на ней.

А на переднем плане — заброшенное кладбище и храм, за которым, собственно, и располагается погост. Есть ли на могилах упоминание о тех, кто захоронен в этих местах — остается лишь догадываться.

Серого цвета на холсте много. По ощущениям именно он создает тоскливое настроение, тоску, скорбь и печаль. Безнадежно трагический колорит. Небо солидарно с землей, оно как бы возмущается о незаслуженно забытых людях. Такое впечатление, что художник «кричит» от боли за этот «вечный покой». За забвение.

По воспоминаниям современников, художник, работая над полотном, слушал музыку Бетховена, что, безусловно, усилило драматический настрой картины. Совсем неприметен купол церковки с крестом. Он как духовный маяк, дает направление душам как живым, так и покинувших эту землю.

Первое лето после училища и семья Чеховых

Весной 1885 года А. Чехов пригласил И. Левитана в подмосковную Максимовку, близ которой в Бабкино, имении Киселёвых, гостило семейство Чеховых «всем цыганским табором», по выражению Антона Павловича. Левитан в годы учёбы был дружен с Николаем, братом писателя, поэтому часто бывал в чеховской семье, сердечная атмосфера которой действовала на нервного художника успокаивающе. С этого года и навсегда Левитан особенно сблизился с Антоном Павловичем: они сошлись сначала на почве совместных остроумных представлений, оба оказались талантливыми актёрами, затем на полном взаимопонимании и родстве душ. Всю жизнь они подтрунивали друг над другом, бывало, соперничали, но немногие сохранившиеся письма свидетельствуют о том, что Левитан только Антону Павловичу доверял свои самые сокровенные тайны, только перед ним мог раскрыть душу.

Глубокое искреннее чувство к художнику через всю жизнь пронесла сестра писателя Мария Павловна. Сам Левитан, пылкий и влюбчивый, был какое-то время очарован ею, даже делал предложение (единственный раз в жизни), но продолжения роман не получил.

Живопись

Внимание Третьякова заметно подняло самооценку Левитана в собственных глазах, но не улучшило финансового положения юноши. Чтобы прокормиться, Исаак рисует иллюстрации для еженедельников

Свободное же время художник посвящает работам для души.

Картина Исаака Левитана «Березовая роща»

Собственный стиль, отличающийся щепетильной проработкой деталей, Левитан окончательно освоил к 1880 году. В 1884-ом творчество художника оценили коллеги. Исаака приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. В это же время Исаак бросает учебу, не завершив курс и не получив звания «классного художника».

Несмотря на заслуженный успех, эмоциональное состояние Левитана не отличается стабильностью. В 1885 году художник отправляется в усадьбу Киселевых, чтобы прийти в чувство после попытки самоубийства. Особую поддержку и помощь Исаак находит в семье Чеховых, с членами которой познакомился в детском возрасте.

Картина Исаака Левитана «Вечерний звон»

Отдельной эпохой в творчестве художника ознаменовались поездки на Волгу. На берегу реки Левитан вновь почувствовал любовь к жизни. Работы, созданные Исааком в этот период, отличаются радостным настроением. Близкие художника заявляли, что на полотнах появилась улыбка. После посещения пленэров Левитан создает «На волге», за которую получает награду на конкурсе Московского общества любителей художеств.

Свои лучшие работы Исаак создает в мастерской, которую художнику предоставил меценат Сергей Тимофеевич Морозов. Слава о работах Левитана уже распространилась по Москве, поэтому финансовая часть жизни мужчины перестала носить плачевный характер.

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем»

На смену радостным ноткам в работах появились философские отголоски. Мужчина, который много думал о месте человека в мире, особенно ярко отразил собственные размышления в картине «Над бренным покоем». В личных записях Левитан утверждал, что в полотно вложил самого себя.

Следующие 10 лет Исаак проводит в путешествиях по миру. Позволив себе эксперименты, художник теряет благосклонность поклонников. Картины «Озеро Комо», «На севере Италии» и «Берег Средиземного моря» не пользуются признанием. Художник вновь впадает в хандру из-за неприятных рецензий.

Картина Исаака Левитана «Март»

Душевные терзания усугубляются физическими. Проблемы в личной жизни становятся причиной второй попытки самоубийства, такой же неудачной, как предыдущая. Переживания подстегивают вдохновение, и в 1895 году в имении любовницы Левитан создает «Март». Жизнеутверждающий пейзаж позже выкупит давний почитатель Исаака Павел Третьяков.

Картина Исаака Левитана «Золотая осень»

Подъем в творчестве вновь придает болезненному Левитану силы творить. В «мажорный» период, который продлился, пока Исаак гостил в доме очередной возлюбленной, появилась на свет «Золотая осень», изображающая реку Съежу. В этом же состоянии художник рисует «Весна. Большая вода», выполненную в переходе голубых, желтых и зеленых оттенков.

Картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода»

В 1898 году Левитана назначают руководителем мастерской в училище, которое художник в свое время не закончил. На фото Левитана этого периода уже заметны следы болезни, но художник не сбавляет темпа и по-прежнему проводит в собственной мастерской большую часть светового дня.

Становление художника

Несмотря на тяжкий жизненный путь, Левитан не прекращал писать и создал достаточно большое количество пейзажных работ, таких как: «Дубовая роща. Осень» (1880, Нижегородский художественный музей), «Дуб» (1880, Третьяковская галерея), «Сосны» (1880, частное собрание), «Полустанок» (начало 1880-х годов, Дом-музей И. Левитана в Плесе), «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, Третьяковская галерея), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, Третьяковская галерея) и другие. Благодаря продаже некоторых произведений, а также преподаванию живописи ему удалось улучшить свое материальное положение.

Однако годы нужды и лишений подорвали здоровье художника, и в 1886 году ему пришлось отправиться в Крым на лечение. Вернувшись полным новых сил, Левитан устраивает большую выставку (более пятидесяти пейзажей). После этого ему удается осуществить свою давнюю мечту: совершить поездку на Волгу. Однако из-за неудачно выбранного времени года и плохой погоды поездка оказалась неудачной. Художник совершает второе путешествие через год. Вместе со своими товарищами-живописцами Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой он открывает для себя красоту русской природы.

Наиболее важным открытием поездки становится местечко под названием Плес. Этот небольшой городок занял значимое место в биографии Левитана. Художник был настолько поражен красотой и живописностью его видов, что возвращался туда несколько лет подряд, проводя там летние месяцы и создав несколько сотен пейзажей. Одной из знаковых картин, созданных там, стало произведение «Над вечным покоем» (1894). Спокойное величие природы, выраженное в неподвижности тяжелых туч на небе, соприкасается с бренностью человеческого бытия в изображении могильных крестов рядом с небольшой часовней. И в то же время сама часовня, стоящая на утесе, открытая ветрам и буре, являет собой стойкость и непоколебимость человеческого духа.

К началу 1890 года художник отправился в путешествие по Италии и Франции. Как и многие живописцы тех лет, он поехал в Париж, который произвел на него большое впечатление. Левитана, как и его коллег, интересовали и вдохновляли новые течения живописи, зарождавшиеся именно там. Барбизонские пейзажи и полотна импрессионистов, совершивших революцию в написании света и движения воздуха, вдохновили художника на дальнейшую работу.

Становление

Апрель 1885 г. ознаменовался знакомством Левитана с А. П. Чеховым. Дружба этих ярких, талантливых людей, была непростой и порой походила на яростное соперничество.

Во второй половине 80-х годов финансовое положение Исаака Ильича стабилизировалось. Но непростое детство и беспокойная юность неблагоприятно сказались на состоянии здоровья. У художника резко обострилось сердечное заболевание.

Здоровье нормализовалось после поездки в Крым. После этого художник организовал выставку 50 пейзажей.

В 1888 г. состоялось путешествие Левитана на Волгу, о котором он давно мечтал. Во время этой поездки художник “влюбился” в местечко Плес, где провел три замечательных в плане творчества летних сезона. Именно там он создал около двухсот пейзажей, в том числе и картину “Над вечным покоем”.

Его картины “Золотая осень” и “Март” были приобретены П. М. Третьяковым. В 1896 г. Левитан, А. Попов и В. Симов организовали совместную выставку.

В 1898 г. художник стал Академиком пейзажного творчества. Ему поступило предложение преподавать училище живописи, студентом которого он когда-то был.

Изучая краткую биографию Исаака Левитана, следует запомнить, что к наиболее известным картинам И. И. Левитана относятся полотна “Осенний день”, “Березовая роща” и “Вечер на Волге”.

Окончание учёбы

Но любимый учитель не смог довести дело до конца: Исаак Левитан не стал дипломированным «классным художником». В 1885 году, весной, предстоял выпуск, картина-задание была окончена. Но в этот период Саврасов запил (за ним наблюдалась такая слабость). Разыскав учителя в каком-то сомнительном заведении, Левитан предъявил тому свою работу для оценки. «Большая серебряная медаль» — написал мелом академик с обратной стороны картины. Эта оценка означала право студента на диплом.

Но администрация училища, недовольная поведением Саврасова и, возможно, из соображений национальности студента, встала в позу. Некоторые преподаватели считали, что еврей, пусть и очень талантливый, не может писать русские пейзажи. Так, после 11 лет успешной учёбы и удачного участия во многих выставках, Левитан стал всего лишь дипломированным учителем чистописания. Звание художника с большой буквы ему предстояло доказать своими произведениями.

Март

Картина Март написана в 1895 году. Хранится в знаменитой Третьяковской галерее.

По сохранившимся воспоминаниям современников художника, зритель знает, что Исаак Левитан не любил зиму. Его больше вдохновляли переходы времен года. Бунтарство в природе, когда один сезон сменяется уходящим, который, в свою очередь, не хочет расставаться со своими правами, описан очень убедительно в этой картине.

Искрящийся снег при солнечном ясном дне толстым настом лежит везде. А под ним уже начинают пробуждаться невидимые пока ручейки.

Чуть-чуть стала видна дорожка к дому помещика. Здесь же стоит усталая лошадь, жадно вдыхающая теплый душистый воздух пробуждающейся природы. Весенний день короток, но птичье семейство уже заселило скворечник, а это значит, день будет разбужен утренней трелью.

Описание картины Левитана «Золотая осень»

На полотне, ориентированном по горизонтали, предстаёт тихий и солнечный день ранней осени. Деревья ещё не скинули листву, которая пока даже не вся сменила окраску – справа совсем зелёный перелесок, трава местами также сохранила цвет лета.

От нижнего края картины на переднем плане почти прямо, словно просёлочная дорога, ведёт неширокая речка с тихими глубокими водами, в которых отражается высокое голубое небо, подёрнутое лёгкими облаками. Берега речушки густо поросли травами и низким кустарником

Склон левого берега пологий, на нём замерли молодые берёзки, словно осторожно спускающиеся к воде

Дальше пожелтевшие луга, поля, перелески. За полосой горящих золотом берёз слева угадывается направление речки. У её поворота стоит одинокая, вся в позолоте буйной ещё листвы, берёза, словно страж и наблюдатель.

Преобладание жёлтой гаммы оттеняется красными вкраплениями листвы осинок, других прибрежных растений, гряды деревьев вдали за бледно-соломенным полем. За этой красно-жёлтой полосой зеленеют озимые посевы (во второй половине XIX века в России широко применялось так называемое трёхполье, когда каждый год у земли было разное предназначение: засевались озимые, яровые либо почва оставлялась без посадок, т.е. под паром). Все циклы бережной обработки земли русскими крестьянами налицо.

За зелёным полем рассыпаны хаты, снова поля и деревья, становящиеся уже неразличимыми и сливающиеся на горизонте с бездонным небом – безгранична, широка и привольна русская земля. И везде следы трудов человеческих, деликатных и благоразумных, не уродующих родную землю, не калечащих трогательный пейзаж, а дополняющих его хрупкую прелесть.

Тихая обитель

Тихая обитель – год написания – 1890. Река Волга и приволжская обитель. Мирная размеренная жизнь христианских храмов на другом берегу. Никто и ничто не нарушает их покой.

Легкая рябь речной глади, в которой отражаются маковки церквей. Пришедший к Богу человек умиротворен и спокоен. Отец Небесный взял его под свою защиту и бережет его. А если путь житейский будет труден, то возьмет на руки.

Дорога с берега на берег проходит по шаткому опасному мосту. Чем дольше живет человек, тем все меньше и меньше вещей в его жизни имеет настоящую ценность, или эта ценность настолько быстро ветшает, как эта разваливающаяся переправа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector