Иоанн рыльский

МЫ И СЛЕПЫХ КОРОВ БЕРЕМ!

Справедливости ради скажу, что в обитель ехали не только люди, отверженные обществом: рафинированные эстеты и высоколобые интеллектуалы, бросив свои науки и служенье музам, отправлялись в Рыльск, где с упоением драили туалет, орудовали лопатой и ломом, убирали навоз за коровами, которых в монастыре было далеко за сто голов. 

Коровы были предметом особой любви батюшки, который любил их, умел доить и был приучен ходить за ними с детства: он покупал у местных жителей всех подряд коров – даже хромых и тех, которые уже давно перестали доиться. Удивительно, но попав в монастырь, они снова начинали давать молоко. Однажды монастырь даже купил быка крутого нрава, с которым не могли совладать его хозяева. Рассказывают, что увидев настоятеля, бык сразу обмяк и утих, опустившись на колени. «Покаялся!», – сказал батюшка и самолично отвел буяна на скотный двор.   

Один из братьев рассказал историю, что хитроумные жители соседнего села привели в монастырь слепую корову, рассуждая по пути, заметит ли это настоятель. Они были поражены, когда отец Ипполит, которому было всё открыто, с улыбкой встретил их у ворот монастыря: «Зря вы так боялись! Мы и слепых коров привечаем!». И еще дал за нее денег намного больше, чем полагалось.

С деньгами отец Ипполит обращался легко, шокируя монастырского казначея: раздавал их, не считая, как св. Иоанн Кронштадтский, который одной рукой брал деньги, а другой тут же их отдавал. «Чем больше отдашь, тем больше вернется», – говорил он.  

И ведь вернулось: за довольно короткий срок удалось не только восстановить из руин двухэтажный Николаевский храм, но также привести в божеский вид церкви, колокольню, построить трапезную и паломнический корпус, значительно расширить хозяйство монастыря. Более того, старец основал еще пять скитов в ближайших селениях, из которых им был особенно любим Казанский скит в селе Большегнеушево, ставший женским монастырем.

Колокольня

   Пятиярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе является главным входом в монастырь. Впервые в описях упоминается с 1764 года, но по предположению специалистов, была выстроена в 1740 году. Уступы восьмериков, уменьшающиеся в каждом ярусе, создают аналогию с башней. Сооружение завершается барабаном с орнаментом из кирпича и луковкой с золотым крестом. В среднем ярусе были установлены часы с боем. Опись 1764 года сообщала: «Колокольня каменная, на ней часы русской работы ветхие, колоколов разного весу  семь и под оной колокольней Святые врата створчатые». В 1820 году колоколов становится девять, о чем сообщает в рапорте в  Курскую консисторию архимандрит Свято-Николаевского монастыря Иннокентий.

    На втором ярусе колокольни  размещался архив, а с 1910 года  располагалась библиотека. Арочные дубовые двери с засовом свидетельствуют, что прежде здесь хранились ценные вещи, книги или документы. Колокольню неоднократно перестраивали и ремонтировали, к ее стенам пристроили хозяйственные помещения.

   Годы лихолетия не пощадили и это величественное сооружение. Долгое время колокольня стояла с заложенными кирпичом Святыми вратами, без креста, с разбитым, обрушившимся фасадом. Полуразрушенные постройки, примыкавшие к колокольне, были  без крыш. В настоящее время это сооружение отреставрировано, восстановлены кирпичные узоры, установлены колокола и крест.

    

Одна просвира на всех

С этого момента истинное отшельничество Рыльского фактически закончилось: пастухи не стали держать язык За зубами, и молва об иноке, поселившемся в горах, быстро разнеслась по округе. К святому стали приводить больных и недужных, которых он исцелял одной лишь молитвой да водой из источника, что бил рядом с его пещерой. Но вот какое дело: дорога к пещере инока открывалась далеко не всем. Так, посланники болгарского царя Петра целых пять дней проблуждали по горам. И всё это время им не удавалось подстрелить ни одного зверя. К скале отшельника они вышли, буквально падая с ног от голода и усталости. У Иоанна при себе нашлась лишь одна просвира, однако посланники не смогли доесть и её: им хватило половины хлеба, чтобы насытиться и вернуть силы… Стоит ли удивляться тому, что вскоре подле пустынника стали селиться другие монахи, над которыми Иоанн Рыльский согласился стать наставником. Вместе они основали монастырь, которому оказалось суждено пережить 10 столетий, несколько поджогов, бесконечные османские нападения и не менее бесконечные перестройки и в конце концов стать главной православной обителью Болгарии. Изначально Рильский монастырь был общежитным, то есть в нём селились и монахи, и монахини. Над всеми ними Иоанн был игуменом, однако в 941 году он оставил этот важный пост, назначив преемником одного из учеников, а сам ушёл в дальнюю пещеру.

Молитвы Иоанну Рыльскому

К святому Иоанну молятся:

— о даровании здоровья и исцелении,

— о тяжело больных детях (аутизм),

— о детях, которые никак не могут начать говорить,

— о защите от порчи, сглаза и злых людей.

Молитва первая

О, преподобне и Богоносне отче наш Иоанне, зрителю неизреченныя славы в Небеснем Царствии и помощниче благодатный всем к тебе притекающим,

не остави места сего, на немже труды и подвиги о Христе подъял еси и землю слезами твоими оросил еси!

Да пребудет обитель твоя, в нейже благоволи Бог святым твоим мощем почивати, незыблема от ухищрений врагов видимых и невидимых.

Укрепи в доброделании чада твоя, ихже во обитель твою собрал еси, яко да познают звание свое и последуют стопам твоим.

Страну нашу в мире соблюди, православным людем во бранех на сопротивныя споборствуй.

Посети с высоты Небесныя всех, верно к тебе притекающих и просящих твоего крепкаго заступления:

в мори плавающих управи, житейскаго моря волнение утиши, церковныя раздоры укроти, мир всему миру у Господа испроси, болящих уврачуй спасительным посещением,

скорбных утеши благодатию, всем буди вся, якоже был еси в земнем житии твоем.

Сотвори о нас к Богу молитву, дана бо ти есть благодать молитися за ны, яко да сподобимся твоим ходатайством улучити вечное блаженство купно с тобою и всеми святыми во Христе Иисусе, Господе нашем, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков.

Молитва вторая

Земная звездо чудесная, облиставшая пределы града Средца, предивный постниче и угодниче Божий, отче Иоанне,

преподобных радование, Церкве Болгарския украшение, крепкий адаманте веры Православныя и живый свещниче, всю землю Болгарскую светом правды Божия осиявый!

Ты еси скорый помощник с верою и любовию к тебе притекающим и великий предстатель пред Господем о всех нас.

Приими, преблаженне, наша моления и умоли Христа Бога нашего, да вси тобою наставляемии людие словенстии пребывают союзом братския любве связуеми, в мире и благочестии,

и да избавит их Господь и вся грады и страны христианския от враг видимых и невидимых и от нашествия иноплеменник, от недуга и глада, и всякия скорби, наипаче же от искушений врага темнаго.

Предстоящим же зде и молящимся пред пречистым твоим образом испроси, преподобне, у Господа Бога нашего вся,

иже ко спасению своему они просят, да вси с тобою прославляем Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Молитва третья

О, великий и предивный чудотворче, преподобне Иоанне, приими моление наше и не отвратися от нас, к твоему заступлению прибегающих:

никогдаже бо отвращался еси от приходивших к тебе с печальми своими во дни земнаго твоего жития;

вемы же, коликая знамения милосердия являл еси и по преставлении твоем людем православным!

Услыши и нас ныне, велиими скорбьми обдержимых, нашедшими на ны в лукавыя дни сия, егда диавол чрез пагубныя козни своя тщится попрати Церковь Святую, лишити же нас спасения вечнаго и благ временныя жизни!

Испроси нам у Господа Иисуса Христа прощения грехов, а наипаче греха непослушания Матери нашей Церкви!

Даруй нам сокрушение сердца, во еже со умилением неуклонно приступати ко святому Таинству Покаяния, яко да не во осуждение и погибель будет нам причащение Тела и Крове Христовых, но во здравие и спасение.

Отжени от нас дух братоненавидения, даруй нам дух любве и мира к братскому единению всех людей твоих!

Соеди всех нас любовию ко Христу и Его Церкве Православней, яко да соблюдающе спасительную волю Его, истинная чада Божия будем!

Буди нам путевождь во вся дни наша, яко да присно в благодати Духа Святаго суще в чистоте веру содержим и волю Господню до самыя смерти сотворим!

В час же кончины нашея явися нам представити души наша к престолу Божественнаго Судии и рещи Ему: «Се аз и дети моя»,

яко да твоим заступлением вечных мук избавльшеся, неизреченное блаженство Небеснаго Царствия Христова наследим купно с тобою и всеми святыми во веки веков.

Почитание и прославление

Святитель Иоанн Тобольский после смерти, как и при жизни пользовался любовью и уважением своей паствы. С первых дней к его могиле стали приходить люди с молитвой о помощи и заступничестве.

Местное почитание

О чудесах, происходивших по молитве почившему митрополиту, начали говорить вскоре после смерти архиерея, при этом официальная регистрация этих событий началась с 1798 г. В последний год XVIII столетия прошёл первый крестный ход в день его кончины.

Важно! В последующем торжество приобрело ежегодный характер. В 1891 г

епископ Иустин повелел ежегодно поминать святителя в молитвах как святого Божьего угодника.

Канонизация

Официальный процесс канонизации Иоанна Тобольского начался по инициативе епископа Варнавы, занимающего в начале XX в. Тобольскую и Сибирскую кафедру. Глава епархии направил прошение в Святейший Синод о причислении митрополита Иоанна к лику святых мужей.

В 1914 г. он предоставил результаты освидетельствования мощей праведника и факты чудесных исцелений по молитве на его могиле. Но Синод посчитал, что предоставленных сведений недостаточно для принятия решения и назначил дополнительное расследование.


Мощи святителя Иоанна в Покровском храме г. Тобольска

Несмотря на это епископ Варнава в августе 1915 г. провёл службу, в которой упомянул Святителя Иоанна Тобольского. Синод посчитал действия Тобольского архиерея самоуправством и желал наказать его. Но на защиту епископа Варнавы встал император Николай II.

Официальное решение высшего церковного руководства о канонизации Иоанна Тобольского в лике Святителей произошло в феврале 1916 г. Торжества по этому поводу прошли в Тобольске в июне этого же года.

Мощи

После торжественных мероприятий мощи святителя перенесли в специально подготовленное место в Успенском соборе. Перед переходом власти в городе в руки большевиков святыню опустили в подвал Покровского собора.

В 1922 г. в присутствии большого количества народа ковчежец с мощами вскрыли на паперти Покровского собора и передали в качестве экспоната в местный краеведческий музей. В июне 1947 г. святыня вернулась в Покровский собор, где находится и сегодня.

В 1984 г. в день памяти святителя был установлен праздник в честь Собора Сибирских святых. Также святитель Иоанн Тобольский входит в Соборы святых мужей Галицкой и Брянской епархии.

Посмертные чудеса

Искуснейшие врачи 12 столетия Греции не смогли помочь императору Мануилу Комнину избавиться от сильнейших болей вследствие судорог рук. Возвращаясь из одного из военных походов, император проезжал через Софию и посетил Иоанновский храм, где натер руки маслом с лампадки, что горела над ракой.

Получив исцеление, с благодарным сердцем Мануил Комнин послал в Софию святой образ Богородицы, он и поныне хранится в церкви. В конце 12 века София была захвачена венгерским королем Беллом ІІІ, по приказу которого в качестве трофея болгарская святыня была перевезена в Венгрию.

Один из местных римо-католический священников отказался поклоняться мощам Иоанна, заявив, что не знает такого святого. В один момент немота поразила архиепископа. Он понял, что согрешил против воли Божьей, на коленях вымаливал у чудотворной раки свое исцеление и получил его. Венгерский король осознал, какую силу имеет болгарская святыня, в страхе и поклонении он приказал с почестями возвратить раку в Софию, украсив ее при помощи серебра и золота.


Икона святого Ивана Рильского

Византийское иго стало причиной восстания в Болгарии, его возглавили братья Асен и Петр. Чтобы возвысить родной город Тынов перед престолом Божьим, Асен приказал перевезти в него раку дивного чудотворца, где они хранилось до 1469 года, после чего вновь были возвращены в Рыльскую обитель, куда и поныне едут за помощью паломники.

В 1925 году сильный пожар стал пожирать лесной массив. Стояло жаркое лето, небо оставалось безоблачным, огонь подступал к каменным стенам монастыря, монахи начали массово покидать обитель. Самые верные служители взяли икону Богородицы, подаренную императором Мануилом, вышли с ней перед огненной стеной и воззвали к покровителю Иоанну. Вскоре обитель накрыла серая туча, и полил дождь, как из ведра, при этом над остальными вершинами светило солнце.

Перед войной в одном селении родился малыш, у которого были слабые, как бы резиновые, ножки. Отец в отчаянии порой просил господа забрать сына к себе, чтобы тот не страдал от болей. В один из вечеров проезжавший мимо сосед посоветовал родителям поехать с ребенком в Рыльский монастырь.

Во время службы трехлетний малыш лежал на подушках около раки, ни разу не заплакав. После богослужения все прихожане покинули церковь, служителя стали гасить свечи, и был слышен плач безутешной матери. Родители воззвали к святому, прося милости для сына, как вдруг малыш ухватился за край покрывала под ракой и поднялся на слабые ножки. Их храма мама и папа вели сыночка, держа за ручки.

Духовное сокровище Болгарии

После кончины преподобного монастырь разрастался, молва о святом месте привлекала паломников и покровителей. В конце X века во время борьбы Болгарии с Византией мощи Святого были обретены и доставлены с торжеством в город Средец (нынешнюю Софию) для поклонения.

В последующие пять столетий мощи святого пребывали в Болгарии, некоторое время в Венгрии и с конца XV века навсегда были перенесены в выстроенный на горе Рила монастырь. Они покоятся там и по сегодняшний день.

Местность, где выстроен Рильский монастырь, удивительно живописна. Внизу под горами протекает одноименная река Рила. Горы покрыты густым лесом. Монастырь окружен высокими склонами гор, снежные шапки которых не тают и летом.

Суровую красоту горного пейзажа дополняет необыкновенная архитектура монастыря. Самая старинная постройка на территории монастыря — выложенная из крупного камня башня XIV века. Она не пострадала при набегах османов в середине тысячелетия и во время пожара в XIX веке.

Храм Рождества Богородицы, выстроенный посреди огромного монастырского двора, вымощенного булыжником, по периметру окаймляет арочная галерея, расписанная удивительными, красочными фресками.

Существует предание, что к росписи храма приложили руку известные балканские живописцы — братья Зографы. В архитектуре храмового комплекса отразились следы романской базилики и афонских храмов, выполненных в крестовокупольной манере.

Святыни Рыльского монастыря

В самом храме главное внимание паломников привлекают святыня монастыря — мощи Святителя Иоанна, расположенные в ковчеге на амвоне алтаря справа, — и старинная икона Богородицы — Одигитрия. В киоте иконы находятся частицы мощей разных святых

На расстоянии километра от монастыря, в лесу, находится пещера, в которой жил святой Иоанн.

Особый интерес для историков и ценителей древности представляют старинная библиотека, со старейшими на Балканах рукописями, и музей, известный коллекциями монет, оружия и украшений.

Но главное богатство, унесенное из этого святого места каждым паломником, — незабываемые впечатления от природной и духовной красоты со временем только крепнут в сердце и наполняют душу светом и радостью.

Источник фото: ru. wikipedia. org

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

ОТЧЕ НАШ ПОД ОДЕЯЛОМ

Сам отец Ипполит, в миру Сергей Иванович Халин, курский, из местных. На родине старца – в селе Субботино, что в Солнцевском районе под Курском, подлинный масштаб его личности осознали только в первые годы после ухода батюшки  из земной жизни, когда фотографии земляка в его день памяти, 17 декабря,  дружно начинали мироточить.  

Сергей Халин родился в многодетной семье, в которой был самым младшим. От дяди-священника Сергею достался чемодан с духовными книгами, которые он изучил, пропустил сквозь себя. Будучи человеком удивительно душевным и добрым, Сергей особенно легко находил общий язык с нищими и «самоварами», как цинично в послевоенное время называли инвалидов без рук и ног, передвигавшихся на каталках, заботясь о них. Душа будущего монаха постоянно чего-то искала – в привычном окружении ему было некомфортно.

Сергей, по свидетельству односельчан, был парнем видным, веселым, танцевал и пел в клубе. Но после танцев, рассказывает одна из субботинских бабушек, «все ребята шли по девкам, а Сережа молиться». Во дворе дома Халиных был сарай, который Сергей в шутку называл скитом, где у будущего старца были развешаны иконы. Там он зажигал лампаду и долго молился, порой до самого утра. Естественно, что в Субботино  его дразнили монахом. Да он и не возражал, говоря, что жениться не будет. Уже позже отец Ипполит сказал, что «Господь услышал мои слова и удостоил меня монашества. Именно так: Он меня удостоил, а не я был достоин стать монахом». Позже, когда  нему приставали с расспросами, он отшучивался, что «никто за меня замуж не пошел, поэтому пришлось идти в монастырь».   

Сергей не вписывался и в классический образ воина Советской Армии, в которой прослужил три года, в артиллерии: после отбоя сержант Халин, чтобы не шокировать сослуживцев, накрывался с головой одеялом и тихонько читал «Отче Наш».

Демобилизовавшись, Сергей огорошил родителей, заявив, что уйдет в монастырь, и в 29 лет был принят послушником в Глинскую пустынь.

Кто такой Иоанн Рыльский?

Преподобный Иоанн Рыльский — один из великих подвижников православия в Болгарии. Согласно преданию, он родился в 876 году в селе Скрино Средецкой области (древний Средец в настоящее время — это столица Болгарии София). Очень рано мальчик стал сиротой и ушел работать пастухом.

Вопрос-ответ

Что такое сурвачка, которую журналисты привезли в подарок Путину?

Как рассказывается в предании, однажды богач, на которого он работал, избил мальчика за то, что тот потерял корову с теленком. Иоанн долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему. Когда он нашел корову с теленком, в реке Струме сильно поднялась вода. Юный пастух помолился, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и перешел с ним на другой берег реки. Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, увидев это чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил его из своего дома. Покинув дом богача, Иоанн раздал все вознаграждение бедным, поскольку решил стать послушником в монастыре святого Димитрия. Там он научился грамоте, чтению и письму. Мальчик изучил Святое Писание, а также прочитал много богослужебных книг.

Спустя некоторое время Иоанн принял иноческий постриг и уединился в лесной чаще, где поселился в сплетенной из хвороста хижине. Однажды на него напали разбойники, и он был вынужден переселиться в пустынную местность. Свое жилище он обустроил в глубокой и безлюдной пещере, а спустя 12 лет ушел жить в Рильские горы (сегодня больше известны как горы Рила). Иоанн переходил по склонам гор Бричебора, Царев и Еленин, пока не поселился в месте, называемом Голец. Он постоянно молился, отмаливая свои грехи. Видя такое терпение, Господь вырастил для Иоанна бобы, которыми отшельник долгое время питался. Как гласит предание, однажды он накормил бобами пастухов. Один из них спрятал изрядное количество зерен и по дороге домой решил предложить их товарищам, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка. Изумленные пастухи вернулись к Иоанну с раскаянием, и отшельник их простил. С тех пор люди стали приводить к Иоанну больных, которых он исцелял молитвой. Он также принял иноков, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где он жил.

Много лет преподобный Иоанн был игуменом основанной им обители. В преклонном возрасте он написал для своих последователей «Завет», в котором изложил правила иноческой жизни и духовные наставления. Согласно преданию, 18 августа 946 года на семидесятом году жизни Иоанн скончался. Он был похоронен возле монастырского храма в каменной гробнице. Она сохранилась до нашего времени и находится в часовне немного севернее Рыльского монастыря, где сегодня также хранятся мощи святого.

Вопрос-ответ

Градация святых в православии. Инфографика

В России широкое почитание преподобного Иоанна Рыльского относится к XIV веку. В это время его имя впервые было вписано в рукопись XII века — Галицкое Евангелие. С XVI века имя святого упоминается во многих богослужебных книгах. В 1645 году на Руси впервые была издана служба святому, а в 1671 году в типографии Киево-Печерской Лавры была напечатана «Служба с житием преподобного отца нашего Иоанна Рыльского», являющаяся также первым печатным изданием Жития святого, составленного болгарским патриархом Евфимием в XIV веке.

Преподобный Иоанн Рыльский — наиболее почитаемый покровитель болгарского народа. Также этот святой считается покровителем учащих и учащихся, ему молятся для успешного освоения наук. Труд Иоанна Рыльского «Завет», в котором автор дает совет читать «больше отеческих книг», считается одним из лучших творений староболгарской письменности. Почитание преподобного в Болгарии настолько велико, что его можно сравнить только с особым почитанием преподобного Сергия Радонежского на Руси. Как и Сергий Радонежский, Иоанн Рыльский имел много подвижников-учеников, которые стали выдающимися деятелями Церквей Болгарской и Русской. Основанные ими монастыри стали крупнейшими центрами духовного просвещения.

Труды

Иоанн Тобольский известен не только как проповедник и миссионер, но и как талантливый сочинитель и переводчик религиозной литературы. Стихотворные произведения священнослужителя носили религиозный характер и призваны были укреплять веру и дух православных людей.


Книга Иоанна Тобольского «Илиотропион»

Сборники его сочинений неоднократно переиздавались до начала XX столетия. Однако некоторые современники считали, творчество монаха низкопробными виршами. Гораздо более высокую оценку получили переводы религиозных текстов, составленные святителем. К основным переводным сочинениям, изданным в болдинской типографии, относятся следующие работы:

  • Зерцало от Писания Божественнаго;
  • Царский путь креста Господня, возводящий в живот вечный;
  • Богомыслие на пользу правоверным;
  • Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественной;

В автобиографическом сочинении «Путник» содержатся размышления святителя на религиозные и философские темы, повествование о путешествии из Москвы в Тобольск, а также упоминание о том, что в Чернигове осталось множество незаконченных произведений и переводов. Поэтому точное количество трудов, принадлежащих перу святителя, определить невозможно.

Народный игумен

Последние 5 лет своей жизни Иоанн провёл в абсолютном затворничестве: ни одна людская душа не увидела его, не услышала от него ни слова. Соответственно, когда в августе 946 года он тихо скончался, об этом не скоро узнали, ибо «…в пустыни той не обреталось ни одной человеческой души, а лишь звери. Они приходили к телу святого и излечивали свои болезни: слепые прозревали, хромые становились на ноги — стоило им только приблизиться к его телу». Нетленные останки Иоанна Рыльского в итоге обнаружили охотники, выслеживающие зверя в горах. Через 40 дней ученики похоронили своего наставника, и всё это время тело инока оставалось нетленным, источало благоухание и даровало исцеления. Сегодня мощи чудотворца находятся в Рильском мужском монастыре, ныне включенном в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Они хранятся в церкви Рождества Пресвятой Богородицы под бархатной красной завесой в раке. Её, кстати, открывают в конце богослужений или в течение дня по просьбе паломников, которых здесь всегда великое множество. Во всей Болгарии не найдётся человека, который бы ни разу не был «в гостях» у Иоанна Рыльского. Да и иностранцев в обители всегда пруд пруди, причём православные из них далеко не все: считается, что для старца вероисповедание молящегося значения не имеет. Поэтому даже необходимость подниматься в гору на высоту 1147 метров не останавливает людей. С другой стороны, это и правда совсем небольшая плата за чудо, которое неизбежно случается по молитве подле мощей игумена всея Болгарии, как называют Иоанна Рыльского. С самых первых дней в обители было заведено правило, которое за все 10 веков существования монастыря не нарушалось ни разу: документировать все чудеса, которые происходят по воле святого старца

Один из последних опубликованных сборников включает 326 чудес! Не менее важно, оказавшись в Рильском монастыре, попробовать подняться на ту самую скалу, где когда-то молился Иоанн. Путь на Голец все так же лежит через очень узкую щель в недрах пещеры старца

Пролезть через неё — то ещё испытание, но зато, тот, кому удастся его пройти, полностью очистится от всех своих грехов…

Метки: биография, церковь, православие, Ступени Оракула, монастырь, отшельник, Болгария, молитва

Святые мощи

Божий отшельник послушанием и святостью получил дар чудотворения. Все чудеса и исцеления праведный Иоанн Господу, смиряясь, получал великую силу даровать людям помощь.

Прошло некоторое время после смерти святого, один из его последователей во сне увидел учителя, который приказал ему открыть гроб. В послушании, исполняя услышанное ночью, разрыли могилу, и тотчас чудесное благовоние наполнило воздух. Открыв гроб почитаемого наставника все присутствующие пали на колени перед нетленными останками праведника.

Подобно мощам пророка Елисея (4 Царств 13:22) вскрытые останки продолжали творить прижизненные чудеса св. Иоанна Рыльского. Положенные в специальную раку чудотворные мощи перевезли в город Софию. Господь расположил сердце благочестивого вельможи Грыда воздвигнуть для хранения святыни прекрасный храм.


Рильский монастырь в Болгарии

Слава о чудесах и исцелениях достигла самых отдаленных уголков Болгарии, тысячи паломников стали ежегодно приезжать в Софию за помощью к святому Иоанну.

Икос 10

Стена непреоборима бысть ти смирение твое даже до смерти, блаженне Иоанне; разумев бо время отшествия твоего, моление слезное Богу вознесл еси, глаголя: «Отче Вседержителю, ничтоже на земли благо сотворих! Сего ради молю Тя повелети Ангелу благу приити, да не возбранен ми будет восход от духов лукавствия! Господи, в руце Твои предаю дух мой!» И сия рек, Абие дух испустил еси. Мы же, сицевому праведному преставлению дивящеся, тако тя ублажаем:

Радуйся, житием и исходом твоим нас поучаяй; радуйся, горняя мудрствовати, а не земная нас призываяй.

Радуйся, никиимже сластем мирским себе приобщивый; радуйся, блаженную кончину от Бога приемый.

Радуйся, о смерти присно в животе своем помышлявый; радуйся, словеса апостола «по вся дни умираю» исполнивый.

Радуйся, со апостолом Павлом смЕрти вожделевый; радуйся, разрешитися и со Христом быти присно желание имевый.

Радуйся, слезами и молитвами себе к смерти уготовавый; радуйся, сего ради от смерти не на суд, но в живот пришедый.

Радуйся, вечней радости со Христом по смерти приобщивыйся; радуйся, дерзновение велие пред Богом стяжавый.

Радуйся, преподобне Иоанне, Рыльский чудотворче, славо и радосте наша.

Начало равноангельского служения

Наполненный любовью Творца Иоанн Рыльский, житие которого стало примером для подражания жаждущих благочестия людей, никому не отказывал в назидании и совете. Наделенный особым даром целительства и ясновидения старец при помощи Божьей чудотворной силы:

  • исцелял больных;
  • бесов изгонял;
  • веру укреплял;
  • заблудших направлял на путь истинный.

Вскоре вокруг одиноко стоящей пещеры стали селиться монахи, так возникло целое селение, постепенно переросшее в Рыльскую обитель. Иоанновы ученики строили простые хижины и познавали силу творца в молитвах и постах, наставляемые пастырем, посланным Богом.


Икона святого Иоанна Рыльского

Благочестивый болгарский царь Петр, сын Симеона Великого, услышав о святом отшельнике, специально отправился к горе Рила, чтобы встретиться с Божьим посланником. Так случилось, что всходя на гору, царская свита оказалась на вершине другой горы и между праведным Иоанном и царем лежала пропасть.

Царь Петр послал двух слуг, чтобы те просили посланника Небес встретиться с ним. Праведный монах, наполненный достоинством и мудростью, предложил царской свите разбить шатры на горе, а он разожжет костер, увидев который царь сможет лицезреть и самого святого.

Царская свита так и поступила, царь и монах смогли издалека встретиться взглядами и поясно поклониться друг другу. При этом царь Петр наполнился Божьей радостью и благодатью, которая впоследствии вылилась в его служении Богу. Прославив Творца, царь приказал отсыпать большое количество золота и отправить его на святую гору в прекрасной чаше.

Интересно! Святой-отшельник с радостью принял чашу на память о встрече, вернув золото со словами о том, что ему нечего покупать, ни армию содержать, ни государство строить. Царь Петр понял, что не хлебом единым жив человек, радостно вернулся домой.

Вскоре в обители появился отрок Лука, жаждущий уединения, напоминающий своим рвением молодого Ивана. Лука оказался родным племянником праведного Иоанна, он был радостно встречен дядей, обласкан и принят монахами, но вскоре за ним пришел разозленный отец и грубо забрал отрока в греховный мир. Господь не потерпел такого непочитания святыни, выползшая из норы змея поджидала путников на горной тропе, она ужалила юношу, который мгновенно умер.

С рыданиями и раскаянием вернулся отец с мертвым сыном на руках на святую гору, похоронив юношу там, где ныне стоит храм святого евангелиста Луки.

Житие

Преподобный Иоанн Рыльский — великий подвижник Болгарской Православной Церкви и Небесный покровитель болгарского народа, родился в 876 г. в селе Скрино Средецкой области (древний Средец — ныне София). Рано лишившись родителей, святой Иоанн в детстве был пастухом у чужих людей. Однажды хозяин стада избил мальчика за то, что потерялась корова с ягненком. Иоанн в слезах обратился к Богу за помощью. Корова с теленком нашлись, но за время поисков в реке Струме сильно поднялась вода, и отрок не мог перейти на другой берег, где уже находилась корова. Тогда, помолившись, святой Иоанн положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и прошел с ним, как по суше, на другой берег реки. Хозяин, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив отрока, отпустил его из своего дома. Раздав имущество бедным, святой Иоанн поступил послушником в один из близлежащих монастырей. Там он изучал Священное Писание, богослужебные книги, творения Святых Отцов. Затем, приняв иноческий постриг, Иоанн поселился в хижине из хвороста на высокой и голой горе, питаясь лишь дикими растениями. Спустя некоторое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда. Тогда он нашел в пустынной местности глубокую пещеру и поселился в ней. Двенадцать лет провел преподобный в дикой пещере, подвизаясь в подвиге поста и молитвы, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева. Звери не причиняли ему вреда. Все время святой проводил в плаче о своих грехах и молитве, вкушая лишь траву. Видя такое терпение, Бог произрастил преподобному бобы, которыми он питался долгое время. Избегая известности, подвижник ушел из любимого дупла и поселился на высокой и труднодоступной скале, где 7 лет провел под открытым небом. Слух о великом пустыннике дошел до болгарского царя Петра (927-969), который желал видеться с ним; но преподобный Иоанн, написав письмо, отклонил свидание по смирению. Через некоторое время поблизости от преподобного Иоанна стали селиться братия, искавшие уединения. Тогда преподобный основал у подножия скалы, недалеко от реки Рыло, монастырь. На месте подвигов преподобного был возведен храм, построены келии. Он был мудрым игуменом. Скончался святой Иоанн 18 августа 946 года на 70-м году жизни. За 5 лет до кончины он написал «Завет к ученикам», одно из лучших творений староболгарской письменности. Имя преподобного Иоанна с глубокой древности было известно и любимо русскими людьми. Великий праведник и подвижник Русской Церкви протоиерей Иоанн Кронштадтский в память своего небесного покровителя Иоанна Рыльского основал в начале XX века в Петербурге Свято-Иоанновский женский монастырь. С 1469 года мощи преподобного Иоанна Рыльского почивают в храме Рыльской обители в Болгарии.

Сочинения

«Завет» пре­подобного Иоанна считается одним из лучших творений староболгарской письменности и свидетельствует о высокой культуре и глубокой богос­ловской мудрости автора. Преподобный Иоанн рекомендует в «Завете» читать «больше отеческих книг». При этом сам он цитирует «Паранесис» святого Ефрема Сирина. Наи­более ранний староболгарский пере­вод этого произведения (два глаголических ли­ста) был найден в Рыльском монасты­ре в 1845 году. Это обстоятельство, очевидно, указывает на тот факт, что именно в Рыльской обители был сделан первый перевод «Паранесиса» и, возможно, самим преподобным Иоанном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector