Снетогорский монастырь

Что посмотреть

Снетогорский монастырь действующий, поэтому около трети его земли занимают хозяйственные постройки, а также огороды и сады, бережно оберегаемые послушницами. Из-за этого гулять можно не везде и не всегда — монахини вполне могут не пустить слишком любопытного туриста. Зато если удастся попасть в собор (иногда он закрыт по техническим причинам), то для поклонников старины и православной культуры все равно найдется немало интересного.

На территории обители царит строгая атмосфера — никаких угощений для уставших туристов здесь не продают, а послушницы с посетителями не разговаривают. Обязательна строгая одежда у мужчин и покрытая голова у женщин.

Настенная роспись внутри отличается нестандартным стилем — явно видны традиции псковской фрески, однако трактовка религиозных символов отличается некоторой вольностью. Привычные образы творцы изобразили куда человечнее, без устоявшегося символизма. К сожалению, большинство оригинальных фресок либо утрачены, либо не сохранились в изначальном виде — в 19 веке стены забелили, и работы по восстановлению росписи продолжаются уже около 100 лет.

Помимо основного храма, осмотреть можно миниатюрную церковь Св. Николая, которая выступает трапезной, или руины церкви Вознесения. Последняя возвышалась более чем на 70 м, но ее разрушили вначале советские солдаты на нужды армии, а затем немецкие войска — взорвав при отступлении.

Мои 28 лет

Вспоминается Пюхтица, 1990-й год. Я приехала в монастырь во время отпуска потрудиться и получить ответы на мучившие душу вопросы о спасении. Тогда я только пришла к вере и многое хотелось понять. Духовной литературы в то время было мало, а точнее, почти не было. Работала я тогда журналистом областной молодёжной газеты. Старалась помогать людям, что в то время ещё удавалось. Однажды, пытаясь помочь безвинно осуждённым молодым ребятам, я поняла, что есть правда человеческая, но есть и другая – Божия, как, впрочем, и суд. Хотелось поговорить об этом и о многом другом с богомудрым священником, открыть свою душу.

На исповедь к отцу Ермогену всегда была большая очередь из монашествующих и его духовных чад. Подойти к нему я боялась – в монашеском одеянии он казался мне величественным и неприступным. (Тогда батюшка уже был в тайной схиме после тяжёлой болезни.) Накануне своего отъезда из обители я вполне смирилась с тем, что недостойна общения с ним. Но Царица Небесная, Игумения и Хозяйка любого монастыря, видя мою нерешительность и желание спасения души, управила всё Сама. Чудесным образом в день своего отъезда попала на исповедь к батюшке. Я одиноко стояла у пустого аналоя, к которому неожиданно вышел из алтаря отец Ермоген. Сколько любви Христовой, сочувствия, понимания были тогда дарованы мне батюшкой! И моя оледеневшая душа стала потихоньку оттаивать. Я получила ответы на многие свои вопросы и благословение в монастырь, куда очень хотелось, но не было уверенности в своих духовных силах.

Тогда я ещё не знала, что отец Ермоген, как опытный духовник, старался помочь каждому, кто идёт к Богу и желает спасения.

Вскоре батюшка взял меня в свои духовные чада и благословил в конкретную обитель – к праведному Иоанну Кронштадтскому, что на р. Карповке в Санкт-Петербурге. В этой святой обители 1 ноября 1992 года отец Ермоген вместе с настоятельницей игуменией Серафимой одели нас, первых восьмерых сестёр, в послушнические одежды.

А спустя пять лет, в 1997 году, Господь сподобил меня Ангельского чина от своего духовного наставника – я приняла монашеский постриг в Снетогорском женском монастыре.

Отец Ермоген и сестра Кирилла, Снетогорский монастырь 1997г

Моим духовником он был 28 лет, за что безмерно благодарю Господа. Из той тяжелейшей ситуации, в которую я попущением Божиим попала в 2001 году, батюшка меня вымолил.

Примечания

  1. И. Б. Голубева, В. Д. Сарабьянов. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. М., «Северный паломник», 2002. С. 7-13.
  2. РГИА. Ф.796. Оп.92. Д.331.
  3. И. Б. Голубева, В. Д. Сарабьянов. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. М., «Северный паломник», 2002. С. 15-21.
  4. И. Б. Голубева, В. Д. Сарабьянов. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. М., «Северный паломник», 2002. С. 3-6, 9-11, 13-16, 18-21.
  5. Голубева И. Б., Сарабьянов В. Д. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. — М.: Сев. паломник, 2002. — С. 24—25.
  6. Сарабьянов В. Д. «Успение Богоматери» и «Рождество Христово» в системе декорации собора Антониева монастыря и их иконографический протограф // Искусство христианского мира. — М., 2001. — Вып. 5. — С. 29-39.
  7. Голубева И. Б., Сарабьянов В. Д. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. — М.: Северный паломник, 2002. — С. 11—12. Илл. 9.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 марта 2012.
  9. . ИА Regnum (7 июля 2019). Дата обращения: 8 июля 2019.

Близкие по духу

Года два тому назад приехала я к батюшке во Псков на исповедь и за советом в решении монастырских проблем. Вижу: в келье, где он обычно исповедывал, на столе портрет настоятельницы затопленного Леушинского монастыря игумении Таисии (Солоповой) – наш подарок батюшке.

Заметив мой взгляд, устремлённый на портрет, отец Ермоген сказал: «Ты, матушка Кирилла, чаще обращайся к игумении Таисии, она во всём поможет. И я к ней обращаюсь. Сегодня у меня была настоятельница нашего монастыря игумения Татиана. Прежде чем ответить на её вопросы, я помолился вашей игумении Таисии, она – святая старица, попросил её Небесной помощи».

Батюшка поделился, что, когда к нему приезжают высокие чины из военных или чиновники, он, прежде чем что-либо посоветовать, молится чаще всего великомученику Георгию или преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому. А также обращается к своему духовнику отцу Сампсону, к отцу Иоанну (Крестьянкину), который был восприемником на монашеском постриге отца Ермогена, и к другим небожителям – прославленным и непрославленным, но угодившим Богу, в том числе и к новомученикам.

Ещё раньше, вспоминая свою почившую маму Дарью Матвеевну, в монашестве Магдалину, батюшка как-то рассказывал нам с монахиней Николаей о том, что он не просто молится за своих родителей, но и просит их помощи, благословения, особенно у мамы.

По примеру святого праведного Иоанна Кронштадтского, особо почитавшего свою родительницу Феодору Власьевну, отец Ермоген был благодарным сыном своей мамы

Без материнского совета и благословения он не предпринимал ничего важного и ответственного в своей жизни

Я познакомилась с Дарьей Матвеевной в Печорах, незадолго до её кончины. Она лежала на кровати с чётками в руках, беспрестанно молясь и словно отрешившись от всего земного. Наконец, заметив меня, спросила имя, благословила, перекрестив, и сказала, что будет молиться.

Из рассказов батюшки, его брата иеродиакона Никона и почившей сестры монахини Сергии знаю, что мама поднимала на ноги и воспитала их одна. Отец – Иоанн Фёдорович – погиб на фронте в Великую Оте­чественную. Дарья Матвеевна была очень верующей, мудрой, волевой, справедливой и честной. В послевоенные годы жили они тогда в Татарии, в селе Новошешминском. Односельчане постоянно выдвигали её в начальники и отказа не принимали. Дарья Матвеевна была неграмотной, поэтому всю бумажную работу, разные отчёты делал за неё старший сын Александр. Благодаря маме, которая всегда привечала в доме Божиих людей, особенно монашествующих, все её дети стали верующими. Александр, наш будущий духовник отец Ермоген, поступил с благословения мамы в Саратовскую семинарию, избрав трудный священнический путь.

Батюшка вымолил

Осенью 2001 года я приехала в Снетогорский монастырь к отцу Ермогену в тяжелейшем состоянии. По клевете была отлучена от церковного общения, то есть от причастия Святых Христовых Таин, на неопределённый срок.

Батюшка, всегда сдержанный в проявлении чувств, после исповеди прижал меня, плачущую, к себе и сказал: «Не переживай так сильно, будем молиться, Господь милостив». И добавил: «Ты идёшь тем же путём, что и мы с отцом Сампсоном».

Известно, сколько клеветы-напраслины претерпел в своей жизни иеросхимонах Сампсон (Сиверс) попущением Божиим. Он был духовником отца Ермогена. Батюшка рассказывал, что когда он стал учиться в Московской духовной академии, то окормлялся у белого священника протоиерея Евгения Тростина в селе Покровское. Однажды отец Евгений, провидя монашеский путь своего подопечного, сказал ему: «Поезжай-ка ты, Александр (мирское имя о. Ермогена), к отцу Сампсону, он тебе ближе по духу». И дал адрес.

Иеромонах Сампсон (Сиверс). Фото: stsl.ru

Вскоре Александр обрёл нового наставника и не расставался с ним до кончины старца Сампсона в 1979 году.

Сколько клеветы, скорбей терпел в своей жизни отец Ермоген, знает один Господь. Особенно когда покинул в 1993 году любимую Пюхтицу, оказавшуюся за границей. Батюшку не давал в обиду Святейший Патриарх Алексий Второй, с которым их связывала многолетняя духовная дружба в Эстонии. Брат батюшки, иеродиакон Никон, рассказывал, что Его Святейшество до своего высокого назначения не раз исповедовался у отца Ермогена в Пюхтице. Святейший предлагал отцу Ермогену архиерейство, называя конкретную кафедру. А когда открылась Оптина пустынь, предложил ему стать наместником. Батюшка, помолившись, отказывался: «Не мой это путь». Он был духовником, и его послушание от Бога было заботиться о душах. Делал это он деликатно, не навязывая своего мнения, иногда с юмором.

В 1993 году Псковский владыка Евсевий, с которым батюшка учился в академии, пригласил отца Ермогена стать духовником вновь открытого во Пскове Снетогорского женского монастыря Рождества Богородицы. Батюшка согласился не сразу. Без молитвы он не принимал никаких решений. И в этот раз он молился, чтобы узнать волю Божию. Наконец дал согласие. Учтём ещё одно обстоятельство. Монашеский постриг батюшки в Пюхтице, где он почти 28 лет был духовником, пришёлся на 17 марта (по новому стилю) – день памяти священномученика Иоасафа Снетогорского, первого игумена обители, замученного ливонскими рыцарями в 1299 году.

Вот и получается, что духовником двух женских монастырей (Пюхтицкого и Снетогорского) он был более полувека – нёс тяжелейший крест.

Фото и описание

Церковь Николая Чудотворца – памятник архитектуры 16 века. Храм расположен на территории Снетогорского монастыря, на его верхней террасе, на крутом обрыве реки Великой. Известно, что Снятная гора, на которой построен Снетогорский монастырь, возвышается на 14 метров от воды. Название «Снятная гора» происходит от названия «снеток», это мелкая промысловая рыба, которую ловили в заливе возле высокой известняковой горы, которую и назвали Снятной. Храм построен из камня в 1519 году, о чем свидетельствуют Псковские летописи.

После пожара в 1493 году весь Снетогорский монастырь сгорел. После долгого восстановления монастыря на его территории построили также и новый храм – Николая Чудотворца.

Архитектурный образ храма имел вид одноглавого одноапсидного четверика, вначале с восьмискатной крышей, а позднее – четырехскатной. К нему пристроена трапезная с высокой двухскатной крышей. Внизу храма — подклет. Площадь четверика равна около 60 м², трапезной – около 175 м². Глава храма имеет луковичную форму. В верхней части фасадов можно заметить следы от ниш. Эти ниши были плоскими с закругленными вверху углами. Над крышей виднеется каменный барабан. Его основание сохранилось со времен постройки храма. Там было четыре оконных проема. Высота четверика – 15 метров, трапезной – 9,7 метров. Из четверика в трапезную можно попасть через дверь. В трапезной на потолках и стенах – штукатурка. Из трапезной можно было подняться на второй этаж архиерейского дома через широкую дверь.

В начале 19 века количество братии в монастыре значительно уменьшилось. Об этом можно судить из описи монастыря 1802-1804 гг. : «…трапеза по малому числу братства находится без употребления». Видимо, поэтому в 1805 году монастырь упразднили. В здании расположилась загородная архиерейская резиденция. В результате таких изменений здание было решено реконструировать. Теперь в здании трапезной располагались архиерейские покои, храм преобразовали в алтарь домовой церкви. Храм переосвятили во имя Рождества Христова. В трапезной разобрали столб и своды. Перекрытия стали плоскими. Каменные полы заменили деревянными. Кровля была сделана из теса, а двери – двустворчатыми с филенками. Окна заметно увеличили. В трапезной выложили заново голландские печи с изразцами. Заменили иконостас.

В 1812 году храм Рождества Христова временно передали Артиллерийскому ведомству. В 1814 году были произведены ремонтные работы, и церковь вновь была открыта для богослужений. В 1817 году заменили стропильную систему, полы и печи, крышу покрыли железом, обновили штукатурку фасадов. В 1845 году поставили новый иконостас. В 1862-1863 годах вновь прошли ремонтные работы в храме. Было обновлено покрытие стен и побелка потолков, покрыли краской киот на горнем месте, иконостас, рамы, подоконники.

Фото и описание

Снетогорский монастырь является действующим женским монастырем во Пскове. Он располагается примерно в 4 километрах от центра города, на высоком берегу реки Великая. Место, на котором стоит монастырь, называется Снятной горой. Название горы происходит от слова «снеть», то есть «снеток» – маленькая рыбка, которой славится Псков.

Ансамбль Снетогорского монастыря состоит из собора Рождества Пресвятой Богородицы, трапезной церкви Святителя Николая Чудотворца, Архиерейского дома, руин колокольни с храмом Вознесения Господня, Святых ворот и ограды монастыря (ее периметр составляет 420 метров).Когда точно возник Снетогорский монастырь, неизвестно. Легенда гласит, что его могли основать монахи, которые прибыли со Святой горы Афон. По другому преданию, считающемуся в настоящее время основным, создателем является игумен Иоасаф. Впервые упоминание об обители встречается в псковской летописи конца XIII столетия, по данным которой 4 марта 1299 года уже существовавший к тому времени монастырь был сожжён при нападении на город Псков ливонских рыцарей. Тогда погибли 17 монахов и настоятель монастыря – преподобный мученик Иоасаф.

Снетогорский монастырь пережил немало бед: вражеские нападения и разорения от польской армии в 1581 и 1612 годах, от шведских войск Густава Адольфа в 1615 году, страшные пожары 1493 и 1824 годов. В 1804 году монастырь упразднили, и он стал местом духовной деятельности Евгения Болховитинова, архиепископа Псковского, создателя трудов по российской истории. В 1825 году Снетогорский монастырь посещал Александр Сергеевич Пушкин.

В советские годы монастырь был домом отдыха. В то время был уничтожен Снетогорский столп (возведен в XVIII веке), высота которого составляла 63 метра. В 1993 году монастырь стал принадлежать Псковской епархии. В настоящее время в монастыре проживает более 60 сестер, а с церковным клиром и трудниками – около 100 человек. Руководством монастыря занимается игуменья Людмила.

Главный строительный этап в истории Снетогорского монастыря – возведение каменных церквей и гражданских зданий в I четверти XVI века. Недалеко от древнейшей и главной святыни обители – собора Рождества Богородицы, построенного в 1311 году, была возведена в 1519 году Никольская церковь, которая сохранилась до настоящего времени. Около 1526 года был построен Вознесенский храм, реконструированный и надстроенный высоким шатром в XVII веке. К сожалению, до наших дней церковь не сохранилась.

Главным храмом монастыря является собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный по архитектурной модели Преображенского храма Мирожского монастыря. Как говорилось выше, его возвели в 1311 и расписали в 1313 году. Рождественский собор известен своими фресками. При их создании местные мастера использовали практически все тона здешних минеральных красок с доминированием знаменитой «псковской черлени», которая придает росписям особый, теплый колорит.

Настенная снетогорская роспись представляет собой начальный период расцвета псковской фрески. Роспись псковских мастеров характеризуется яркой, живописной манерой исполнения и свободным интерпретированием религиозных сюжетов. Построение фресок – необычайно живо. На северной стене находится фреска «Успение», над дверным проемом в жертвенник – сцена «Введение во храм». Яркое впечатление производит фреска «Страшный суд», изображающая не только грешников и мифических героев, но и фантастических животных. Мастера выработали свой смелый стиль росписи – белильные блики («пробелы»), оживлявшие фигуры и придававшие им динамичность.

Расписание богослужений

Монастырь, возрожденный в 1993 г., сейчас является действующим. Гости и паломники Снетогорской обители уносят с собой самые благоприятные впечатления. Богослужения проводятся в трапезной Никольской церкви ежедневно. Их могут посетить все желающие. Расписание проводимых мероприятий всегда доступно на официальном сайте монастыря, а также в официальной группе в социальной сети Вконтакте.

Расписание богослужений на сайте монастыря

Утренние молитвы начинаются в 7:00 или в 8:00 часов, в зависимости от дня недели, а вечерняя служба проходит в 17:00. В четверг в монастыре служится ночная сестринская Литургия, присутствовать на которой могут только сёстры монастыря, поэтому в этот день утренняя служба не проводится.

Церковь Святого Николая,  A.Savin

Снетогорский монастырь: что рядом?

Снетогорский монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Снетогорский монастырь ~ 0,0 км. Собор Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря ~ 0,1 км

Собор Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря ~ 0,1 км

Церковь Николая Чудотворца Снетогорского монастыря ~ 0,1 км

Монумент «Ледовое побоище» ~ 1,4 км

Церковь Петра и Павла на Брезе ~ 1,9 км

Церковь Жен-Мироносиц ~ 3,3 км

Церковь Мины, Виктора и Викентия в селе Кусва ~ 3,4 км

Памятники княгине Ольге ~ 3,4 км

Немного истории

За века своего существования обитель привлекала внимание как паломников, так и разрушителей или захватчиков — этому способствовало не только удобное расположение монастыря на высоком берегу р. Великой, но и пограничное положение самого Пскова.. Впервые лавра упоминается в летописи в 1299 г. — согласно записи, обитель разорили и сожгли ливонские рыцари

К 15 веку монастырь (на тот момент он был мужским) становится культурным и духовным центром области. Его ждало много потрясений и разорительных захватов — во время Ливонской войны святое место разрушил Стефан Баторий, в Северную войну обитель пострадала от крупного пожара, а во времена Великой Отечественной Войны здесь располагался стратегический штаб вермахта.

Впервые лавра упоминается в летописи в 1299 г. — согласно записи, обитель разорили и сожгли ливонские рыцари. К 15 веку монастырь (на тот момент он был мужским) становится культурным и духовным центром области. Его ждало много потрясений и разорительных захватов — во время Ливонской войны святое место разрушил Стефан Баторий, в Северную войну обитель пострадала от крупного пожара, а во времена Великой Отечественной Войны здесь располагался стратегический штаб вермахта.

Храмы, архитектура, роспись

Богородице-Рождественский собор

Первоначальный деревянный храм монастыря сгорел во время нападения ливонских рыцарей в 1299 году. Нынешний одноглавный белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был завершён в 1311 году, а в 1313 году — расписан фресками. Архитектурно храм следует формам Преображенского собора Мирожского монастыря, но строители Снетогорского монастыря внесли в композицию храма свою «поправку». Внутренний план храма по форме представляет крест вписанный в четверик огра­ниченный стенами. В XVI веке с западной стороны собора к нему сделали пристройку. Во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах, когда собор горел, разрушилась верхняя часть барабана. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинён и украшен пояс­ком с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Кроме главного Богородице-Рождественского престола, в храме имеются приделы пророка Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. Ныне собор имеет статус памятника всерос­сийского значения.

Сошествие Святого Духа на апостолов. Деталь фрески 1313 г., Богородице-Рождественский собор Псковского Снетогорского монастыря

Богородице-Рождественский собор знаменит фресками, которые являются единственным ныне сохранившимся памятником древнерусской монументальной живописи первой половины XIV века. Роспись относится к началь­ному периоду расцвета псковской фрески. При создании фресок псковские мастера использова­ли почти все тона местных минеральных красок с пре­обладанием известной «псковского черлени», придающей росписям тёплый колорит. Смелое использование «пробел» — белильных бликов — придаёт фигурам динамичность. Помимо яркой, живописной манеры, рос­пись характеризуется вольной трактовкой традиционных сюжетов, живостью ликов и композиции. Псковские изографы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы. Северную сте­ну занимает фреска «Успение Пресвятой Богородицы», над дверью в жертвен­ник — сцена «Введение во храм Пресвятой Богородицы»; выделяются композиции «Страшного суда», с прежде невиданными на фресках подробностями, и «Преполовения пятидесятницы,» которое представляет новый сюжет. Фрески сильно пострадали в огне во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах. Впоследствии фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены. В 1909 году на­чалась расчистка снетогорских фресок, которая продолжается и по сей день. К нашему времени общая цветовая гамма фресок силь­но изменилась, непрочные краски выцвели, изменился ла­зурный фон. С начала XXI века фрески оказались под угрозой утраты из-за трещин в стенах, которые появились из-за ускорившегося сползания монастыря в реку.

Никольский храм

Каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца был возведён близ собора Рождества Богородицы в 1519 году. Храм снабжён трапезной и погребами. Богослужения совершаются в храме и ныне.

Вознесенский храм — «Снетогорский столп»

Каменная церковь в честь Вознесения Господня «под-колоколы» была возведена около 1526 года. В XVII и XVIII веках храм не раз перестраивался, в итоге превратившись в знаменитый «Сне­тогорский столп» высотой 63 м (86 м от уровня реки Вели­кой). Храм был разрушен в предвоенный период, при советской власти. Ныне от церкви осталось основание.

Подворья

  • Замошское подворье с храмом Тихона Задонского
  • Псковское подворье с храмом Иоанна Богослова (недейств.)
Снетогорский монастырь. Фото ок. нач. XXI в.

Храмы, архитектура, роспись

Богородице-Рождественский собор

Первоначальный деревянный храм монастыря сгорел во время нападения ливонских рыцарей в 1299 году. Нынешний одноглавный белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был завершён в 1311 году, а в 1313 году — расписан фресками. Архитектурно храм следует формам Преображенского собора Мирожского монастыря, но строители Снетогорского монастыря внесли в композицию храма свою «поправку». Внутренний план храма по форме представляет крест вписанный в четверик огра­ниченный стенами. В XVI веке с западной стороны собора к нему сделали пристройку. Во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах, когда собор горел, разрушилась верхняя часть барабана. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинён и украшен пояс­ком с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Кроме главного Богородице-Рождественского престола, в храме имеются приделы пророка Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. Ныне собор имеет статус памятника всерос­сийского значения.

Сошествие Святого Духа на апостолов. Деталь фрески 1313 г., Богородице-Рождественский собор Псковского Снетогорского монастыря

Богородице-Рождественский собор знаменит фресками, которые являются единственным ныне сохранившимся памятником древнерусской монументальной живописи первой половины XIV века. Роспись относится к началь­ному периоду расцвета псковской фрески. При создании фресок псковские мастера использова­ли почти все тона местных минеральных красок с пре­обладанием известной «псковского черлени», придающей росписям тёплый колорит. Смелое использование «пробел» — белильных бликов — придаёт фигурам динамичность. Помимо яркой, живописной манеры, рос­пись характеризуется вольной трактовкой традиционных сюжетов, живостью ликов и композиции. Псковские изографы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы. Северную сте­ну занимает фреска «Успение Пресвятой Богородицы», над дверью в жертвен­ник — сцена «Введение во храм Пресвятой Богородицы»; выделяются композиции «Страшного суда», с прежде невиданными на фресках подробностями, и «Преполовения пятидесятницы,» которое представляет новый сюжет. Фрески сильно пострадали в огне во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах. Впоследствии фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены. В 1909 году на­чалась расчистка снетогорских фресок, которая продолжается и по сей день. К нашему времени общая цветовая гамма фресок силь­но изменилась, непрочные краски выцвели, изменился ла­зурный фон. С начала XXI века фрески оказались под угрозой утраты из-за трещин в стенах, которые появились из-за ускорившегося сползания монастыря в реку.

Никольский храм

Каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца был возведён близ собора Рождества Богородицы в 1519 году. Храм снабжён трапезной и погребами. Богослужения совершаются в храме и ныне.

Вознесенский храм — «Снетогорский столп»

Каменная церковь в честь Вознесения Господня «под-колоколы» была возведена около 1526 года. В XVII и XVIII веках храм не раз перестраивался, в итоге превратившись в знаменитый «Сне­тогорский столп» высотой 63 м (86 м от уровня реки Вели­кой). Храм был разрушен в предвоенный период, при советской власти. Ныне от церкви осталось основание.

Подворья

  • Замошское подворье с храмом Тихона Задонского
  • Псковское подворье с храмом Иоанна Богослова (недейств.)
Снетогорский монастырь. Фото ок. нач. XXI в.

Как добраться

Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь расположен недалеко от современного центра Пскова. Ближайшая к обители остановка общественного транспорта — Снятная гора. Здесь курсируют автобусы маршрутов № 1 и № 16, отправляющиеся с железнодорожного вокзала Пскова. Так как автовокзал Пскова расположен в непосредственной близости к ж/д вокзалу, то эти маршруты подойдут и тем, кто прибывает в город на автобусе.

Расписание автобусов на официальном сайте «Псковпассажиравтотранс»

Доехать до монастыря можно и на такси. В городе работают службы Яндекс. Такси, Maxim, RuTaxi, Uber.

Примечания[править | править код]

  1. И. Б. Голубева, В. Д. Сарабьянов. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. М., «Северный паломник», 2002. С. 7-13.
  2. РГИА. Ф.796. Оп.92. Д.331.
  3. И. Б. Голубева, В. Д. Сарабьянов. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. М., «Северный паломник», 2002. С. 15-21.
  4. И. Б. Голубева, В. Д. Сарабьянов. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. М., «Северный паломник», 2002. С. 3-6, 9-11, 13-16, 18-21.
  5. Голубева И. Б., Сарабьянов В. Д. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. — М.: Сев. паломник, 2002. — С. 24—25.
  6. Сарабьянов В. Д. «Успение Богоматери» и «Рождество Христово» в системе декорации собора Антониева монастыря и их иконографический протограф // Искусство христианского мира. — М., 2001. — Вып. 5. — С. 29-39.
  7. Голубева И. Б., Сарабьянов В. Д. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. — М.: Северный паломник, 2002. — С. 11—12. Илл. 9.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 марта 2012.
  9. . ИА Regnum (7 июля 2019). Дата обращения: 8 июля 2019.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector