Церковь смоленской иконы божией матери на васильевском острове, санкт-петербург

Литература

  • Иван Пушкарёв. Путеводитель по Санкт-Петербургу и окрестностям его. — СПб.: В типографии деп-та внешней торговли, 1843. — 468 (и Приложений 34) с.
  • Опатович С. И. Смоленское кладбище в Петербурге. Исторический очерк // Русская старина : журнал. — СПб.: Типогр. В. С. Балашева, Больш. Садов., № 49-2, 1873. — Т. VIII (август). — С. 168—200.
  • Опатович С. И. Церковь во имя Смоленской Иконы Божией Матери на кладбище. — Историко-Статистические сведения о С.-Петербургской епархии. — СПб.: С.-Петербургский епархиальный ист.-статистич. комитет, типогр. деп-та уделов, 1875. — Т. IV, второй отдел, ч.II. — С. 76—151.
  • Смоленско-кладбищенская церковь. Смоленское кладбище / Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия, вып. IV, СПб, 1908, с. 174
  • Лесюис А. Р. Церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери, СПб, изд. «Нью-Кросс», б. г., 28 с. ISBN 5-88116-040-2
  • И. В. Попов. Церковь Божией Матери Одигитрии Смоленской на Смоленском кладбище // (в формате PDF). — Дата обращения: . (Санкт-Петербургские епархиальные ведомости, вып. 5, .)
  • А.П.Павлов. Храмы Санкт-Петербурга (художеств.-историч. очерк). — Научно-художеств. издание. — СПб.: Лениздат, 1995. — С. 89—90. — 336 с. — 15,000 экз. — ISBN 5-289-01769-0.

Где находятся мощи

Ксения похоронена на Смоленском кладбище, ее святые мощи находятся внутри часовни под белым мраморным саркофагом. К ним открыт свободный доступ. Постояв недолго в очереди к святой могиле, можно приложиться и попросить о милости. Часто к саркофагу приносят цветы и ставят свечи, произнося молитвы к Ксении Петербургской. Чтобы приложиться к мощам, нужна только истинная вера и чистосердечная просьба.

После посещения часовенки, спустя какое-то время, когда ответ на вашу молитву будет услышан, важно вновь прийти сюда и поблагодарить блаженную старицу. Для этого достаточно вашей искренней, идущей от самого сердца благодарности, так же можно заказывать чтение акафиста и благодарственного молебна в церкви

Наводнение

Смотреть галерею

В конце 1824 года на Смоленское кладбище обрушилось наводнение. Все заборы были снесены, кресты смыло, сами места захоронений засыпало землей так, что найти их было практически невозможно. Многие после наводнения так и не смогли отыскать могилы близких. Наводнение уничтожило весь архив, находившийся в церкви, сохранились только приходские книги, которые священники хранили у себя дома. Церковь Архангела Михаила была разрушена практически до основания. В итоге ее пришлось снести, так как восстановлению здание уже не подлежало. Во время наводнения даже утонули три старые женщины, не сумевшие спастись.

Одним словом, все кладбище было приведено в полнейший беспорядок и понесло огромнейшие убытки. Было затрачено много времени и сил на то, чтобы все убрать и восстановить. Однако многие захоронения так и остались не найденными. Например, захоронение мальтийских рыцарей.

И вот одна осталась

Каталоги утверждают, что до 1941–го года древний чудотворный образ Смоленской Богоматери находился в Смоленском Успенском кафедральном соборе. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».

Как–то незаметно случилось, но с некоторого времени во всех архивных документах, которые стали доступными, речь идет лишь об одной Одигитрии Смоленской — Надвратной. Оригинал пытаются «вычислить», но лишь энтузиасты, да и поиск носит характер клубной самодеятельности. Озвучиваются версии, но никаких документальных подтверждений они не имеют. Вернее, архивная история есть, но указывает она опять–таки — на ОДНУ икону.

К примеру, одна из самых популярных версий исчезновения той самой Одигитрии, которую перенес в Смоленск Владимир Мономах, такова: во время войны ее вместе с другими ценностями вывезли нацисты в Германию.
Действительно, во время Великой Отечественной войны Смоленск два года (с 1941–го по 1943–й) находился в оккупации. Гитлеровцы чувствовали себя здесь полными хозяевами. И практически сразу сюда прибыла бригада Альфреда Розенберга, которая занималась «изъятием» и вывозом культурных ценностей из оккупированных территорий в Германию. В Успенском Соборе в то время размещался антирелигиозный музей, который был закрыт 10 ноября 1941 года.

В Своей книге «Святыни и подвижники Смоленские» Владимир Аникеев приводит текст донесения немецкому верховному командованию группы армий «Центр» (от 1 августа 1941–го года) «О сохранении церковных ценностей Смоленского собора»:

«Успенский собор в Смоленске не сильно пострадал под обстрелом последних дней, выбиты только оконные стекла, осколки которых лежат внутри собора…» Дальше перечисляется: «десятиметровый, во всю ширину церкви иконостас», «плащаница ручной работы, датированная 1561 г., изображающая погребение Христа» и «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная икона Благовещения», которая «находится на изначальном месте и не повреждена. Она являлась, очевидно, бывшей святыней церкви, так как была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих. Говорят, что в 1812 году икону несли впереди воюющих русских отрядов».

«Очень древняя», но, заметим, — здесь упоминается только одна икона.

Экспонаты музея упаковываются и увозятся в Германию. Тем не менее, никаких документальных доказательств того, что какая–либо из двух чудотворных икон была вывезена из Смоленска в Германию в числе иных ценностей, не существует. Во всяком случае, в архивах Розенберга (в описи ценностей, готовых к отправке в Германию) Одигитрия не фигурировала.

То, что икона не была вывезена фашистами и не «пострадала от войны» (как нас уверял каталог древней русской живописи 1963 года), подтверждает и рапорт настоятеля Успенского собора священника Тимофея Глебова от 30 апреля 1945 года (рапорт хранится в архиве Смоленской области). В рапорте уполномоченному по делам РПЦ Смоленской области Митину Глебов сообщает, что во время уличных боев в Смоленске он неотлучно находился в Успенском соборе и защищал его от посягательств мародеров, которые пытались ограбить храм. И вот цитата: «С Божией помощью удалось сохранить икону Божией Матери «Одигитрию».

О второй иконе опять — ни слова.

Таким образом, можно предположить, что оригинал Одигитрии исчез еще до оккупации Смоленска.

Есть версия, что древнюю икону могли спрятать верующие от большевиков, которые во времена гонений на РПЦ изымали церковные ценности в 1922 году не менее беззастенчиво, чем нацисты. Если успели. Если нет, скорее всего, древняя смоленская реликвия была продана большевиками на запад и теперь находится в одной из частных коллекций.

Но нам в это, конечно же, не хочется верить. Иеромонах Серафим (Амельченков):

«Скорее всего, она была спрятана верующими. Поскольку нет никаких исторических, архивных документов или даже устных свидетельств того, что эта икона была вывезена из Смоленска. Соответственно, икона находится где–то в городе. Где, мы не знаем. Но надеемся, что со временем это место станет известно. Я глубоко убежден, что чудотворная икона Смоленской матери «Одигитрия» — оригинальная икона, написанная евангелистом Лукой, обязательно будет найдена».

Возрождение Успенского собора на прежнем месте

Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы. Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. Только 3 июня 1611 года Смоленск был взят.

Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора – практически весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.

После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674-75 годах здание было окончательно разобрано. Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для ведения строительных работ из Москвы был прислан мастер Алексей Корольков, а от казны отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.

2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле царь возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Но с 1679 года работы по постройке собора должны были быть приостановлены, и надолго.

Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами, и когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ. В 1712 году стараниями преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.

Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 году, предпринял решительные меры к окончанию строительства собора. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. Был выведен верх собора и увенчан 7-ю главами. Стены и потолки украшены иконной живописью, расписан иконостас, и 13 августа 1740 года собор был освящен. Но непрочность собора обнаружилась сразу – опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.

К 1760 году, в это время Смоленской кафедрой управлял Преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился. Тогда, по ходатайству владыки, дано было позволение на новую переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 рублей, кроме того, сам Преосвященный собрал значительные пожертвования – 45 тысяч рублей. На эти деньги епископ Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано 5. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора.

В 1772 году собор был окончательно построен, и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось.

Расписание богослужений

День недели Богослужение Время начала
Понедельник, среда, пятница, суббота Исповедь Литургия Крещение Вечерня 9.45 10.00 12.30 17.00 (18.00)
Вторник Исповедь Литургия Крещение Акафист Кресту Господню, вечерня 9.45 10.00 12.30 17.00 (18.00)
Четверг Исповедь Литургия Крещение Акафист Николаю Чудотворцу, вечерня 9.45 10.0 12.30 17.00 (18.00)
Воскресенье Исповедь Литургия Крещение Акафист, вечерня 7.00 10.00 12.30 17.00 (18.00)

Важно! Вечерние богослужения с марта по ноябрь начинаются в 18.00, в остальное время – на час раньше. Важно! По воскресеньям акафисты служатся по очереди: одна неделя – Ксении Петербургской, следующая – Смоленской иконе Богоматери

Важно! По воскресеньям акафисты служатся по очереди: одна неделя – Ксении Петербургской, следующая – Смоленской иконе Богоматери

LiveInternetLiveInternet

Среда, 10 Августа 2011 г. 13:16 + в цитатник Смоленская икона Божией Матери — почитаемая в Православной церкви икона Богородицы, по преданию, написанная евангелистом Лукой. Празднование иконе совершается 28 июля по юлианскому календарю (10 августа по новому стилю).


История Легенда гласит, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. В начале XII века (по другим данным, в 1097 году) князь Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск, где заложил храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню. С тех пор икона стала называться Смоленской, Смоленск — градом Пресвятой Богородицы, а собор — Домом Ея. Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от нашествия войск Батыя. В 1404 году последний из Смоленских князей Юрий Святославич принёс икону в качестве васального дара великому князю Василию Дмитриевичу и икона стала хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля справа от царских врат. В это время Смоленск был взят и в нём на 110 лет водворилось владычество литовских князей.


В 1456 году смоляне, под предводительством епископа Смоленского Мисаила, «били челом» великому князю Василию Тёмному с просьбой вернуть им икону. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. Икону подняли, с крестным ходом вынесли из Кремля и остановились на Девичьем поле у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после прощального молебна отпустили икону в Смоленск. Первый почитаемый список с иконы был сделан для Новодевичьего монастыря, основанного в 1524 году по случаю возвращения Смоленска России от Литвы. Во время Отечественной войны 1812 года икону из Смоленска привезли в Москву и в день Бородинского сражения вместе с почитаемыми чудотворными иконами Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль, а по окончании войны вернули в Смоленск. Икона хранилась в Успенском соборе Смоленска, несмотря на его закрытие в 1929 году. В 1941 году Смоленск захватили немецко-фашистские войска, которые обнаружили икону среди прочих святынь Успенского собора. После освобождения города от оккупантов в 1943 году икона найдена не была. Иконография Икона относится к иконописному типу Одигитрия и вероятно является списком с Одигитрии Влахернской. Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой благословляющего. На обороте первообраза было изображено распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении иконы в 1666 году к изображению распятия на обороте были добавлены фигуры Богородицы и Иоанна Богослова. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный — это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу — святому апостолу Луке. Молитва перед иконой Божией Матери «Смоленской» Пречудная и превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие! Услыши ны, грешныя и недостойныя, в час сей молящияся и к Тебе со воздыханием и слезами пред пречистым образом Твоим припадающия и сице умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Одигитрие Благая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве бо Тебе иныя предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя ходатаицы о нас, грешных, к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы. Егоже умоли, Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да спасеннии Тобою славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего Виновницу, и превозносим всесвятое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Метки: икона богородица смоленская православие

Нравится Поделиться

Нравится

  • 16 Запись понравилась
  • Процитировали
  • Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • Сохранить в ссылки

Первая церковь существовала с 1767 года по 40-е годы XX века

Смоленская церковь появилась здесь в 1767 году. Её главная функция — противостоять раскольникам в окрестностях г. Орёл и вести там миссию среди старообрядцев. Чтобы получить разрешение на строительство церкви, пришлось подавать прошение на имя Екатерины II.

Императрица разрешила строительство. Церковь расположили в центре Стрелецкой слободы. Этого названия ныне уже нет на карте. На самом деле, и в прежние века это не было конкретное место.

Дело в том, что город развивался и расширялся, а окружающие его слободы переносили всё дальше, где отстраивали заново, с тем же названием.

Владел землёй, на которой установили церковь, однодворческий крестьянин по имени Иван Чепахин.

Строительство возглавил староста Иван Еленин, а финансировали его пожертвованиями.

О внешнем виде первой церкви мы знаем несколько деталей:

Алтарь. Его ориентировали на Восток — так того требовала православная традиция.

Колокольня. Земли однодворческого крестьянина оказалось достаточно для её сооружения.

Сад. В том месте, где он был расположен, возведёна нынешняя церковь Смоленской иконы Божией Матери.

Престолы. Их было три:

  • Смоленской иконы Божией Матери;
  • Дмитрия Солунского;
  • Нерукотворного Образа.

Здание постепенно достраивали и расширяли.

В 1777 году начали проводить богослужения.

Это сооружение разрушили в начале 40-х годов XX века, ещё до войны. Затем переключились на колокольню и разобрали её в 1951 году. На её месте возвели кинотеатр «Комсомольский».

Он стоял до 1995 года, но потом здание забросили. Впоследствии его попытались перестроить, но затея ничем не завершилась. И теперь на месте колокольни расположен недострой.


Некогда здесь высилась колокольня, потом работал кинотеатр, а теперь стоит недостроенное здание

Смоленская церковь в Санкт-Петербурге

Церковь Смоленской иконы Божией Матери или просто Смоленская церковь — один из старейших православных храмов Санкт-Петербурга. Находится на Смоленском кладбище, на Васильевском острове. Согласно преданию в постройке церкви участвовала св. блаженная Ксения Петербургская, тайно по ночам носившая кирпичи на строительные леса. Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, является центром Петроградского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Виктор Александрович Московский. В 1758 году на Смоленском кладбище была заложена деревянная Смоленская церковь. Она была построена за два года и освящена 30 сентября (11 октября) 1760 года. 6 (17) ноября 1772 года к ней был пристроен Михайловский придел.

В 1786—1790 годах по проекту архитектора А. А. Иванова в стиле раннего русского классицизма была построена каменная Смоленская церковь. Деревянная церковь тогда ещё не была разобрана. 9 октября1790 года был освящён придел во имя Иоанна Богослова. 1 (12) октября 1790 года был освящён главный алтарь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Всего на 1917 год в храме было пять приделов: • главный — Смоленской иконы Божией Матери. • правый — св. Василия Исповедника. • левый — во имя Иоанна Предтечи, св. архидиакона Стефана и мученицы Евлампии, освящённый 26 сентября 1790 года. • отдельный придел с южной стороны — Пророка Илии, освящённый 24 июня 1833 года. • отдельный придел с северной стороны — Апостола Иоанна Богослова, освящённый 10 октября 1892 года. С начала 1920-х годов церковь находилась у обновленцев. В 1938 году в нее передали Казанскую икону Божией Матери, происходившую из Казанского собора . В 1940 году Смоленская церковь была закрыта, Казанскую икону Божией Матери передали в Князь-Владимирский собор, где она пребывала 60 лет (в 2001 году возвращена в Казанский собор). Внутреннее убранство храма было уничтожено. В 1947 году церковь возвращена приходу и 8 марта того же года торжественно освящена настоятелем Николо- Богоявленского собора протоиереем Павлом Тарасовым. В центральном приделе был установлен иконостас, доставленный из закрытого в 1938 году храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове. 24 мая 1950 года епископом Лужским Симеоном (Бычковым) в храме был освящён новоустроенный северный придел во имя иконы Божией Матери «Умиление», для которого был взят иконостас одного из приделов нижнего храма Владимирской церкви (на Владимирском проспекте), к тому времени закрытой. 16 февраля 1989 года митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) освятил в храме отдельный небольшой придел блаженной Ксении Петербургской. Церковь построена в стиле раннего русского классицизма. Это прямоугольное в плане здание с двухъярусной колокольней, покрашенное в голубой цвет. С западной стороны к церкви примыкает трапезная. Над входом возвышается двухъярусная колокольня, увенчанная серым шпилем с крестом, в обоих ярусах которой располагаются звонницы. Стена второго яруса декорирована коринфскими пилястрами. Каждая грань яруса завершена треугольным фронтоном. Храм увенчан низким куполом серого цвета, расположенным на низком барабане с арочными окнами византийского стиля. Купол завершаетфонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом.

Колокольня и звонница

Бартоломео Растрелли при строительстве Смольного монастыря желал воплотить в жизнь проект самой высокой в Европе 140-метровой колокольни из пяти ярусов. Нижняя ее арка должна была служить парадным входом в монастырь, второй ярус – надвратной церковью, а четыре верхних – звонницей. От постройки этого гигантского сооружения пришлось отказаться, а от замысла Растрелли осталась лишь модель, которая хранится в Академии художеств.

Во время достройки собора в городе Валдае отлили 12 колоколов, которые поместили в башнях – звонницах. По желанию Елизаветы Петровны собор выстроили пятиглавым, но лишь один купол из пяти относится непосредственно к храму. Остальные четыре – купола колоколен, в нижнем ярусе которых и располагается звонница.

В 2013 году освятили десятитонный колокол, доставленный из Воронежа, где он был отлит.

Благоустройство территории монастыря

Архитектор Стасов одновременно с перепланировкой собора завершил весь ансамбль и благоустроил близлежащую территорию. Создал свободный проезд к собору и городскую площадь, названную впоследствии в честь Растрелли.

Пространство вокруг монастырского комплекса архитектор закрыл полукруглой ажурной оградой, которая стала одним из самых выдающихся образцов высокохудожественной ковки.

Колоннада

Въезд на территорию Смольного оформлен колоннами – пропилеями. Они связывают Площадь пролетарской диктатуры и сад, прилегающий к Смольному.

Их проект разработан в 1923 году. Колонны простой, лаконичной формы являются образцом русского классицизма. Два ряда из пяти колонн, где каждый образуют крытые галереи — портики, поставленные с обеих сторон от въезда на центральную аллею сада.

Пропилеи Смольного стали прототипом для колон в московском парке Победы и некоторых других местах.

Сад

После основания Смольного монастыря прилегающая к нему территория сначала пустовала, сад здесь разбили в 1810 году:

  • проложили дорожки, устланные дерном
  • подсыпали плодородную землю, на которую высадили деревья
  • установили деревянную изгородь

За последующие годы своего существования сад сильно пострадал. Заново благоустраивали его с середины 20-х и до средины 30-х годов прошлого века. На разрушенной пустующей территории перед Смольным высадили цветы и соорудили четыре фонтана.

Теперь этот сад является памятником садово-паркового искусства. На его центральной аллее, окруженные красными цветами, стоят памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году на одном из участков сада высадили кусты сакуры, подаренные японской королевской семьей к очередной годовщине Санкт-Петербурга.

Помощь, оказываемая преподобной

Некоторое считали Ксению Петербургскую чудной, другие демонстрировали высокое почтение к её личности. Богоугодная подвижница молилась ночью, а днем общалась с людьми на незнакомом для них языке.


Икона Блаженной Ксении Петербургской

Чудодейственную силу святой Ксении видят и испытывают подвижники, молящиеся перед её мощами или иконами.

Читайте о молитве ко святой подвижнице:

  • Молитвы святой Ксении
  • Акафист
  • К блаженной матушке обращаются те, кто желает обрести семейное счастье, доброе здравие и финансовое благополучие. Молитвы позволяют отвести несчастья от дома.
  • Незамужние женщины часто обращаются к Ксении, чтобы встретить хорошего человека и родить ребенка. А мужчинам может посчастливиться встреча с добропорядочной христианкой.
  • Молитвы перед мощами или иконами позволяют избавиться от влияния зловредных людей, распространяющих сплетни и неприятности. Святая Ксения помогает супругам сохранить честные отношения и избавиться от губительных страстей прелюбодейства.
  • Преподобная старица помогает верующим победить порок самолюбия и гордыни. Святая Ксения избавляет от пагубных пристрастий (алкоголь, табакокурение, наркозависимость).

На заметку! В молитве говориться об искренности, верующий просит Божью угодницу услышать грешника и не оставить в тяжелых жизненных обстоятельствах. Прихожане просят семейной гармонии, благополучия, мира и взаимопонимания.

Информация для посещения

Найти Смольный Воскресенский собор, история существования которого связана со многими мистическими легендами, можно в центре Санкт-Петербурга на площади Растелли.

Метро и наземный транспорт

Однако, добраться на площадь при помощи метрополитена не получится: от ближайшей станции метро Чернышевская собор находится примерно на расстоянии 2 км.

Но вообще можно усложнить себе жизнь и ждать автобус или маршрутку.

Непосредственно на площади расположены остановки:

  • маршрутное такси № К 46, К 76
  • автобус № 136

Кроме того, в 4-х минутах ходьбы от собора, на остановке Площадь Пролетарской Диктатуры останавливаются автобусы № 46, 54, 74.

Экскурсии

  • По субботам и воскресеньям в соборе проводят экскурсии, стоимость которых для каждого туриста, кроме учащихся и пенсионеров, составляет 200 рублей.
  • Помимо этого проходят детские образовательные приключенческие игры — квесты, в процессе которых дети знакомятся с историей Смольного собора. Стоимость участия в квесте также 200 рублей.

Собранные суммы пожертвований идут на работы по восстановлению храма, которые начались после его передачи в ведомство Церкви. Здесь планируется воссоздать исторические интерьеры.

История строительства Смольного собора в Санкт-Петербурге

По преданию дочь Петра Первого Елизавета хотела постричься в монахини и выбрала для монастыря одно из самых красивых мест на берегу Невы, там где стоял дворец, в котором она провела юность.

Строительство было начато по проекту архитектора Б. Растрелли в 1748 году. Его расположение в центре монастырского двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь. Здание вмещает до 6000 человек. По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России (140 метров, на 18 метров больше высоты шпиля колокольни Петропавловского собора). Но этим планам не суждено было сбыться. Растрелли умер в 1771 году, так и не увидев свое творение в завершенном виде. А его последователи решили, что высокая колокольня не впишется в городской пейзаж. Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.

Монастырь сначала именовался как Воскресенский Новодевичий, затем для краткости — Смольный. Был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году. С 1765 года в зданиях монастыря находилось воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения. Позже Екатерина II учредила училище для девиц низших сословий, располагавшееся в здании, построенном рядом и названном Александровским институтом. Выполнено оно было в стиле раннего классицизма по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. Третья часть ансамбля — это торжественное здание Смольного института, построенное в классическом стиле по проекту архитектора Дж. Кваренги (1864 год). Центральную часть этого здания украшает величественный восьмиколонный ионический портик с фронтоном. Во времена революции 1917 года здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

После революции в 1922 году иконостасы, хрустальная балюстрада, проповедническая кафедра храма были разграблены. Помещения монастыря использовались под склад. Иконостас храма был демонтирован только в 1972 году. В 1990 году открылся концертно-выставочный комплекс, который располагается здесь и сейчас.

История

Кем была Блаженная и в чем ее молитвенный подвиг

Известно только, что Святая Блаженная Ксения родилась в 1732 году, венчалась с придворным певчим, но в 26 лет смерть разлучила ее с мужем. После такой трагедии, Ксения раздала все свое имущество нищим и стала юродствовать. Она носила мужскую одежду и называла себя по имени покойного супруга, Андреем Федоровичем.

Целыми днями Ксения отрешенно бродила по улицам Петербурга, а ночью шла в поле и непрестанно молилась стоя на коленях о душе своего скоропостижно скончавшегося и не успевшего вознести покаяние супруга.

Скончалась Святая Блаженная Ксения в Петербурге на 71 году жизни.

Почитая божественный подвиг, покаянные молитвы, отречение от всего земного и материального, православная Церковь причислила Ксению к лику святых в сентябре 1978 года. День памяти Святой Блаженной отмечают 6 февраля.

Часовня Ксении Петербургской

О Ксении знают все петербуржцы, ее имя так и произносят – Святая Блаженная покровительница Петербурга. Вдоль кладбищенской дорожки и до часовни Ксении стоят указатели, которые приводят верующих к последнему месту земного бытия Святой Блаженной.

В часовне непрерывно горит лампада, на стенах висит множество икон, а на могильной плите выбита надпись: «Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения своей души». С утра и до позднего вечера, приходят верующие поклониться последнему приюту Святой Ксении, поставить свечи и приложиться к гробу. Освещение гроба Ксении и часовни над ее могилой состоялось в храмовый праздник кладбищенской церкви Смоленской Божьей Матери в 1987 году.

Рассказы о чудесах, совершаемых по молитвам Ксении, побуждают паломников заказывать панихиды за упокой Святой Блаженной Ксении Петербургской.

Внутреннее убранство и святыни собора

Интерьер церковного зала также был оформлен по проекту Василия Стасова:

  • выполнена облицовка белоснежным искусственным мрамором
  • множественный лепной декор оформлен в виде ангельских ликов, цветочных гирлянд, пальмовых и оливковых ветвей, морских раковин
  • установлены три иконостаса
  • церковная кафедра обрамлена изысканной резьбой
  • ограждение перед алтарями – балюстрада, изготовлено из граненого хрусталя


masteryonok_ermak


umbram_catiline


streamersx


ivan___parhomenko


lina_popova_life


tanais7788


gavrilova3429

До упразднения собора в годы советской власти он владел ценными иконами:

  • Черниговской Божией Матери, образ которой был написан в ризе с драгоценными камнями
  • Мощевой иконой Спаса Нерукотворного
  • образами киево-печерских чудотворцев

Все иконы и ценные предметы внутреннего убранства были разграблены после закрытия собора в 20-х годах прошлого века. Сейчас из реликвий в Смольном соборе хранятся иконы, написанные русским живописцем Алексеем Венециановым:

  • Воскресение Христово
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector