Избрание моисея (комментарий к торе

Содержание книги

Книга Исход следует за книгой Бытие, которая завершается повествованием о переселении праотцов еврейского народа в Египет. В книге Исход излагается священная история ухода еврейского народа из Египта: от начала притеснений потомков Иакова до сооружения и освящения походного храма — Скинии.

Содержание книги Исход может быть разделено на три части:

  1. Первая после краткого вступления (Исх. ), связывающего повествование Книги Исход с Книгой Бытие, рассказывает об освобождении еврейского народа из египетского рабства (Исх.  — );
  2. Вторая излагает историю путешествия евреев до горы Синай (Исх.  — )
  3. Третья повествует о заключении и обновлении Завета Бога с избранным народом (Исх.  — ).

Рождение Моисея (главы 1—4)

Со времени переселения израильтян в Египет прошло 430 лет. Отношение Египетской власти к переселенцам изменилось: «восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа». Фараон, опасаясь увеличения численности израильтян, приказывает изнурять их тяжелыми работами. Позднее он приказывает убивать всех еврейских новорождённых мальчиков. Одна израильтянка из племени Леви, чтобы спасти своего сына, помещает его в корзину из тростника и оставляет у берега Нила. Его находит дочь фараона, усыновляет и дает ему имя Моисей.

Моисей растёт среди египтян. Убив однажды египтянина, который избивал еврея, он вынужден бежать из Египта в землю Мадианитян. У горы Хорив ему в пламени несгорающего куста (неопалимая купина) явился Бог, который открыл своё имя (Яхве) и повелел Моисею вернуться в Египет, чтобы вывести оттуда своих братьев из плена рабства и предать их служению открывшемуся ему Богу.

Десять казней египетских (главы 5—13)

Вернувшись в Египет, Моисей именем Бога требует у фараона отпустить его народ, демонстрируя чудеса, призванные убедить фараона и его приближённых в божественности его предназначения. Эти чудеса получили название 10 казней египетских из-за того, что каждое продемонстрированное Моисеем чудо сопровождалось бедствиями для египтян.

Последнее из этих чудес, отмечаемое в празднике Песах — смерть всех египетских первенцев и спасение первенцев израилевых, ознаменовало начало самого Исхода. Евреи покидают свои дома и, следуя за Моисеем, направляются в землю обетованную.

Переход через Чермное море (главы 13—15)

Свиток Торы, открытый на книге Исход (Исх. )

Между тем фараон изменил своё решение и с армией погнался за израильтянами, рассчитывая вновь их поработить. Армия фараона настигла евреев у Чермного моря. По воле Бога воды моря расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян. (Исх. 14:28). После такого спасения народ торжественно отпраздновал это великое событие хвалебной песней Богу. Затем евреи двинулись к горе Синай, где им был дан закон и где был заключен завет между Богом и избранным народом.

Синайское Откровение (главы 19—20)

Приблизительно через пятьдесят дней после того, как евреи покинули Египет, Бог дал избранному народу десять заповедей. Согласно библейскому тексту, заповеди, написанные на каменных пластинах (Скрижали Завета), были переданы самим Богом Моисею на горе Синай.

Согласно книге Исход, Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блестела молния, и в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди.

Проклятие Бога

После долгого пути, наконец, они увидели землю обетованную. И тогда приказал Моисей собрать двенадцать человек, чтобы отправить их в разведку. Через сорок дней они вернулись и рассказали, что земля Ханаанская плодородна и густонаселенна, но также обладает сильным войском и мощными укреплениями, поэтому завоевать ее просто невозможно, и для народа Израилева это будет верной гибелью. Услышав это, народ чуть не побил камнями Моисея и решил искать себе нового начальника вместо него, а потом и вовсе пожелали вернуться в Египет.

И рассердился пуще прежнего Господь на народ Израилев, который не верит ему при всех его знамениях. Из тех двенадцати разведчиков он оставил только Иисуса, Навина и Халева, которые были готовы исполнить волю Господа в любую минуту, а остальные умерли.

Господь израильский народ сначала хотел истребить язвою, но потом по заступничеству Моисея заставил скитаться его сорок лет по пустыням, пока те, кто роптал, от двадцати лет и выше, не вымрут, и разрешил только их детям увидеть землю, обещанную их отцам.

[править] Исход по нееврейским источникам

Античные египетские, греческие и римские авторы также упоминают исход евреев во главе с Моисеем из Египта. Однако, по их данным, евреев либо изгнали из Египта (Диодор Сицилийский, XL, 3), либо они ушли без всякого сопротивления со стороны египтян.

В версии изгнания соединяются две версии: с одной стороны из Египта изгнали гиксосов, а с другой прогнали прокажённых. По версии Манефона обе группы соединились в Иерусалиме (Флавий, Прот. Апиона, I, 25 и сл.).

Версия, что евреи были потомками изгнанных из Египта прокажённых была популярна и появилась в Египте (Флавий, Прот. Апиона, I, 34), где при персах и Птолемеях евреи служили в армии, по сути были опорой власти, поэтому египетские авторы отзывались о евреях крайне негативно.

Для египетских, а вслед за ними и эллинистических авторов прослеживается традиция считать Моисея египтянином, жрецом, реформатором религии, то есть мятежником, что сближает его с Ирсу.

Примечания

  1.  (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  2. см. Библейская хронология: Патриархи еврейского народа и пребывание в Египте.
  3. По иудейским верованиям, родился в Египте 7 адара 2368 года по еврейскому календарю (1392 до н. э.), а умер 7 адара 2488 (1272 до н. э.).
  4. Чермное море // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
    Из-за сходства названий Чермное море часто путают с Чёрным морем. Чермное море не является универсальным названием. Его использует Синодальный перевод Библии. В Септуагинте водоем отождествляется с Красным морем. В еврейском тексте используется название «Море камышей».
  5. ↑ . khazarzar.skeptik.net. Дата обращения: 30 января 2019.
  6. Mark S. Smith. Exodus. — Collegeville, MN: The Liturgical Press, 2011. — Т. 3 (The New Collegeville Bible Commentary).
  7. Исх. :
    Оригинальный текст (рус.)

    Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке. И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьёю над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле.

  8. ↑ Исх. : «И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и сел у колодезя».
  9. Исх. : «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву».
  10. Исх. : «И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их».
  11. Исх. : «а другому имя Елиезер, потому что Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова».
  12. Чис. .
  13. Чис. :
    Оригинальный текст (рус.)

    Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят её;

  14. Втор. , Чис. .
  15. Втор. .
  16. Втор. .
  17. Тацит. История V 3—4.
  18. Юстин. Эпитома Помпея Трога XXXVI 2, 11—16.
  19.  (недоступная ссылка). www.havura.net. Дата обращения: 30 января 2019.
  20. Книга Зоар. Пункт 285 «Эвель — Моше».
  21. Who Were the Early Israelites? by William G. Dever (William B. Eerdmans Publishing, Grand Rapids, MI, 2003).
  22. The Bible Unearthed by Neil Asher Silberman and Israel Finkelstein (Simon and Schuster, New York, 2001).
  23.  (недоступная ссылка). Harpers.org. Дата обращения: 11 октября 2010.
  24. .
  25. Hoffmeier, James K. Moses and the Exodus. — Israel in Egypt: The Evidence for the Authenticity of the Exodus Tradition. — New York: Oxford University Press, 1996.
  26. Kugler, Robert; Hartin, Patrick. An Introduction to the Bible. — Eerdmans, 2009. — ISBN 9780802846365.
  27. Ранович А. Очерк истории древнееврейской религии. — М.: ОГИЗ, 1937.
  28. Зигмунд Фрейд. Моисей и монотеизм.
  29. Harl Kenneth W. The Great Courses: Origins of Great Ancient Civilizations. — THE TEACHING COMPANY, 2005.
  30. . skazanie.info. Дата обращения: 30 января 2019.
  31. Фрэнсис Бушмен (англ.) на сайте Internet Movie Database
  32. «История человечества» (англ.) на сайте Internet Movie Database

Библия описывает 42 остановки израильтян по пути из Египта в Ханаан

Моисей ходил по пустыне со своим народом 40 лет. В Библии описывается 42 локации, которые были посещены евреями во время исхода из египетского плена под предводительством Моисея.

Все станы сынов Израилевых описаны в 33 главе книги Чисел. Информацию о них можно также найти в книге Исход и во Второзаконии.

Примерная карта Пути Моисея из Египта в Ханаан. Движение израильтян отмечено красной стрелкой. В наше время выдуться споры, о том, достоверен ли он или нет. Фото: bibliya-online.ru

Исследователи, придерживающиеся документальной гипотезы, говорят о том, что первоначально список мест, посещенных при исходе евреев из Египта, не входил в оригинальный текст Пятикнижия, и он добавлен позже.

В любом случае евреи долгое время скитались по пустыне, пока добрались до территории Синайского полуострова. Бог помогал им в скитаниях, посылая в качестве пищи манну небесную.

Существуют примерные карты Пути Моисея, но по ним спорят исследователи.

В наше время существуют разногласия между теологами и историками на тему, каким был путь Моисея из Египта в Ханаан. При этом все-таки существуют примерные карты исхода.

Кроме того, до сих пор ведутся многочисленные исследования, в которых ученые, толкуя текст Библии, пытаются реконструировать тот маршрут, по которому Моисей вывел евреев из Египта.

Фараон не отпускал евреев, пока на Египет не обрушились 10 казней

Когда Моше произнес известную фразу «отпусти народ мой», фараон по понятным причинам отказался это сделать. Мало того, он даже увеличил ежедневную рабочую нагрузку евреев, обвинив их в том, что они просят отпустить их, освободив от работы, из-за присущей им лени.

Моше предупредил фараона, что, если тот будет продолжать отказываться выполнить приказ Бога Израиля, то его самого и его людей (которые были замешаны в преступлениях против евреев) постигнут страшные Небесные кары. И мы знаем, что после этого на Египет последовательно обрушились 10 казней, лаконично обозначенных нашими мудрецами следующим образом:

  • Кровь
  • Лягушки
  • Вши
  • Дикие звери
  • Мор скота
  • Нарывы
  • Град
  • Саранча
  • Тьма
  • Смерть первенцев

И только когда осуществилось последнее наказание, фараон наконец отпустил еврейский народ. К этому моменту Египет, в сущности, был разрушен.

Чудеса, которые совершает Моисей

430 лет провели евреи в Египте, войдя в страну в количестве 75 человек, за 1500 лет до нашей эры вышел народ, насчитывающий около 3 миллионов. Трудно представить такую массу людей, с повозками, животными, палатками, нуждающуюся в еде и воде, передвигающуюся по пустыне.

Фараон увидел опустошенные земли, снова обозлился и приказал вернуть рабов. Но Господь приказал пророку вести людей к Красному морю, в то место, где соединяются два канала, и как только еврейский вождь ударил по воде, море расступилось, образовав проход на другой берег.


Переход евреев по дну Красного моря

О ширине этого прохода можно только предполагать, но она была достаточно большой, ведь 3-х миллионный народ успел перейти на другой берег до прибытия египетских колесниц.

Как только последний еврей перешел Красное море, морская пучина накрыла переход, увлекая за собой египтян, погнавшихся за беглецами (Исход, глава 14).

И родилась благодарственная песнь Богу за спасение и его ведение в трудные минуты жизни.

3 миллиона людей находились в пустыне, где вода была основной проблемой. Вода в море была соленой. Через три дня начался ропот, и пророк руками Бога сотворил новое чудо, по повелению Творца бросил в море дерево, после чего вода стала сладкой.

Каждый день манна небесная покрывала землю, давая ежедневное пропитание, которого хватало для всех.

На заметку! Манна стала прообразом Евхаристии, ибо только пища от Бога способна насытить наши души, даровать спасение и жизнь.

При переходе через пустыню Творец сказал, что встанет на горе, по которой будущему святому надо будет только ударить жезлом, чтобы пошла вода. (Исход 17:6). Весь народ и скот получили воду.

Амаликитяне напали на евреев, но Всевышний снова явил чудо через пророка, приказав тому не встать во главе воюющих, а подняться на гору и держать руки поднятыми вверх. Послушание и терпение руководили вождем еврейского народа. Когда он опускал руки, побеждали амаликитяне, поднимал, и победа возвращалась к евреям. Верные соратники пришли на помощь, и держали руки пророка.

Моисей с поднятыми руками — первый прообраз креста.

Господь приказал пророку записать все происходящее, что является еще одним подтверждением того, что Моисей является автором Торы или Пятикнижия в Библии.

Лучи святости, ставшие причиной недоразумения

Вторично поднявшись на гору Синай, Моисей пробыл на её вершине также сорок дней, не вкушая пищи, и не смыкая глаз. Библия повествует о том, что когда он, наконец, предстал перед соотечественниками, от его чела исходили лучи Божественной Славы, вид которых заставил уверовать даже самых отъявленных скептиков.

Кстати, с упоминанием в тексте этих лучей, связано заблуждение, бытовавшее многие столетия. Дело в том, что оригинал Библии был написан на древнееврейском языке – арамите. В нём слова «лучи» и «рога» звучат одинаково – «карнайм» (קרנים), что и породило путаницу при переводе текста на греческий язык. В результате Микеланджело создал свою знаменитую скульптуру Моисея не с лучами, а с рогами на голове. Это же двусмысленное украшение встречается и на многих других изображениях Моисея.

Тематический словарь исхода:

  • см. {C} в Исх 12:33
  • бегство Израильтян из Египта

А. Прокомментированные темы

  • {T}СВОБОДА как тема Исхода => Исх 6:6

{T}ПЕРЕХОД как тема Чисел => Чис 9:18
Б. Иаков и его сыновья в Египте

  • — отправились в Египет => Быт 46:1-27

— стали рабами Египтян => Исх 1:8-14
В. Божие освобождение для Своего народа

  • 1. Божий выбор освободителя — Моисей убережен после рождения => Исх 2:1-10

— Моисей призван освободителем => Исх 3:7-22
— Аарону назначено помогать Моисею => Исх 4:13-17,27-31
2. Процесс освобождения

  • — знамения, данные Моисею => Исх 4:1-9

— первое появление перед фараоном => Исх 5:1-5
— второе появление перед фараоном => Исх 7:10-13
— первые девять казней => Исх 7:14-10:29
— подготовка к десятой казни => Исх 11:1-12:28
— истребление первенцев в Египте => Исх 12:29,30
— бегство из Египта => Исх 12:31-39 {C}
— погоня за Израильтянами => Исх 14:5-9
— переход через Чермное море *(Чермное — старое русское название Красного моря (чермный в древнерусском языке oзначает один из оттенков красного цвета).) => Исх 14:10-22,29
— египтяне утонули => Исх 14:23-28
3. Божии мотивы исхода

  • — верность Своим обетованиям => Быт 15:13-16

— любовь к Своему народу => Втор 7:8,9 ; Ос 11:1
Г. Воспоминания Израильтян об исходе

  • — торжественная песнь после перехода через Чермное море => Исх 15:1-21

— установлен ежегодный праздник — Пасха => Исх 13:3-16
— упоминается в Десяти Заповедях => Исх 20:2 ; Втор 5:6
— славится псалмопевцами => Пс 65:5,6 ; Пс 77:12-16 ; Пс 104:26-38 ; Пс 105:8-12
— напоминается пророками => Ис 43:16-21 ; Ис 63:11-14 ; Ос 12:9,13 ; Наум 1:4
Д. Исход в Новом Завете — утверждение и пример могущества Божия => Деян 13:17 ; Рим 9:17

  • — спасения во Христе => 1Кор 10:1-4

— Божией заботы => Ин 6:31-33
— человеческой верности => Евр 11:29
— предупреждения против неповиновения => Евр 3:7-4:2 ; Иуд 5

Израильтяне поселились в Египте из-за голода

Библейская история исхода еврейского народа из Египта начинается с того, что пастушеский род Иакова-Израиля, спасаясь от голода, поразившего Ханаан, покидает эту землю и переселяется жить в плодородный Египет.

Беглецы поселились здесь в земле Гесем (ныне Тумилат) (Быт. 46:6). Сын Иакова Иосиф Прекрасный благодаря своим способностям стал советником фараона и породнился с представителями местно аристократии.

«Израиль в Египте». Картина Эдварда Пойнтера 1867 год. Для того чтобы уменьшить количество израильтян, проживающих в Египте новый фараон приказал посылать их на тяжёлые работы. Фото: ja-tora.com

Библия говорит о том, что израильтяне жили в Египте в течение 430 лет (Исх. 12:40). Кроме того, Священное Писание также повествует о том, что за это время численность еврейского народа в Египте весьма возросла (Исх. 12:40).

В результате израильтян стал в Египте больше самих египтян. После смерти старого фараона и восхождения на престол нового, не знавшего Иосифа, начались гонения на них.

Чтобы уменьшить израильтян в Египте, фараон приказал убивать их первенцев.

Дело в том, что новый правитель испугался возможности военного столкновения и отправил сынов израилевых на тяжелые работы, стараясь таким способом уменьшить их численность (Исх. 1:10-11).

Это было безрезультатно. Чтобы исправить сложившееся положение он приказал убивать всех младенцев, рождавшихся у израильтян (Исх. 1.15-22). В это период рождается пророк Моисей. Именно Моисей вывел евреев из Египта.

Моисей, опускаемый матерью на воды Нила. Тыранов Алексей Васильевич, 1808-1859 годы. Для того, чтобы спасти младенца Моисея от убийства египтянами по приказу фараона, его мать Иохаведа в просмолённой корзине пустила его по водам Нила. Фото: ippo.ru

Для того чтобы спасти младенца от убийства, его мать Иохаведа положила трёхмесячного сына в просмолённую корзину и пустила по водам Нила под присмотром своей дочери. Дочь фараона пошла на реку купаться, увидела плывущую корзину и взяла его в свой дом.

Иохаведа позже поступила к ней на службу и стала кормилицей своего собственного сына. Моисей рос и воспитывался при дворе фараона, но однажды вышел к израильтянам и убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал его соплеменника.

Моисей

В результате Моисею пришлось бежать из Египта и поселиться в земле мадианитян.

2.


Евреи из друзей превратились в рабов и жестоко эксплуатировались.

Поход на родину
Конечно, евреям не нравилось отношение Египта к ним. Моисей заручился поддержкой Бога, навлёк на египтян 10 казней и вынудил фараона отпустить порабощенный народ. Это случилось примерно в 1400-ых годах до н.э.

Так началась 40-летняя история скитаний евреев по пустыне, наполненная невероятными чудесами, божественными явлениями и периодическими восстаниями уставших путешественников против Моисея. Евреи шли обратно в Израиль – землю обетованную, свою историческую родину.

Но почему они шли так долго? Расстояние от Египта до Израиля по прямой линии составляет 370 километров. Но даже если учесть отсутствие дорог, естественные преграды и возможные трудности в пути, то путешествие должно было занять несколько месяцев или лет. Но точно не долгие десятилетия!

Ханаанская земля

Моисей вел еврейский народ по пустыне в течение 40 лет. На протяжении многих лет трудности и лишения израильтян не раз упрекали и ругали Моисея и роптали на самого Господа. Через сорок лет выросло новое поколение, более приспособленное к странствиям и суровой жизни.

И вот настал день, когда Моисей повел их в землю Ханаанскую, чтобы завоевать ее. Достигнув ее границ, они поселились у реки Иордан. Моисею было в то время сто двадцать лет, он чувствовал, что конец его близок. Поднявшись на самую вершину горы, он увидел землю обетованную и в полном одиночестве почил пред Богом. Теперь обязанность вести народ в обетованную землю была возложена Богом на Иисуса Навина, сына Навина.

У Израиля больше не было такого пророка, как Моисей. И для всех не имело значения, сколько лет Моисей вел евреев по пустыне. Теперь они оплакивали смерть пророка тридцать дней, а затем, переплыв Иордан, начали сражаться за землю Ханаанскую и, в конце концов, через несколько лет завоевали ее. Их мечты о земле обетованной сбылись.

Год исхода евреев из Египта.

Многие интересуются, когда Моисей вывел евреев из Египта, какой год считается годом Исхода. В Библии не указано время исхода, что, конечно, породило множество версий, касательно возможного года, когда Моисей вывел народ Израиля из Египта. Большинство версий охватывают период между 2100 и 1050 годами до н. э.

Предпринимались многочисленные попытки вывести год исхода из текста Библии. Если отталкиваться от текста Третьей Книги Царств:

то можно сделать вывод, что год исхода – 1446 год. Однако эта дата часто подвергается критике, ввиду того, что число 480 весьма символично, его рассматривают как результат умножения символичного для всего Пятикнижия Моисеева числа 40 на 12 – количество колен Израиля. Более того, если обратится к хронологии Библейской Книги Судей, то дата не подтвердится.

Рассмотрим еще несколько версий датировки исхода, не основанных на тексте Библии:

Эммануэль Анати считает, что исход евреев имел место быть около 2100 года до н. э. Он отождествляет гору Синай с горой Хар-Карком, где существовал храм (скиния) и осуществлялась культовая практика именно в это время. Позже гора Хар-Карком была покинута. Это полностью ложится на факты, описанные в Библии: евреи пришли на гору Синай, где жили в течение года, построив здесь походный храм и назначив священников.

Нужно сказать, что практически никто из историков, археологов и библеистов не поддерживает эту точку зрения по причине того, что нет данных о том, что народ Израиля существовал в это время, а также археологических данных о появлении нового этноса в данном регионе.

Иосиф Флавий считал, что исход евреев из Египта был между 1700 и 1800 гг до н. э. В своей точке зрения, он полагался на труды историка Манефона, который, к сожалению, не дошли до нашего времени. Манефон описывал некий народ гиксосов, которые создали свое царство в дельте Нила и были впоследствии изгнаны египетским фараоном. Именно с гиксосами Флавий отождествляет народ Израиля.

Генри Холл, известный египетский археолог, в целом поддерживал теорию Иосифа Флавия, однако считал, что эти события произошли несколько позже – примерно в 1400 гг до н. э.

Уильям Олбрайт считает, что Исход евреев произошел между 1250 и 1200 годами. Эта точка зрения имеет большое количество последователей среди археологов, которые отмечают появления нового типа керамики, а, значит, и новой этнической группы в регионе.

Доподлинно известно, что этнос израильтян уже существовал в Ханаане около 1210 года до н. э. Доказательством данного факта является Стела Мернептаха, также известная как Израильская Стела. Стела является самым ранним древнеегипетским документом, в котором упоминается «I.si.ri.ar» или «Isirial», что толкуется учёными как «Израиль».

Бог явился Моисею и повелел ему вывести израильтян из рабства

Предание об исходе Евреев из Египта говорит о том, что живя среди мадианитян Моисей женился на дочери мадианского священника и пас скот своего тестя. Однажды он отправился пасти стадо у горы, ему явился Господь в горящем, но несгорающем кустарнике (неопалимая купина).

Бог повелел Моисею вернуться в Египет и вывести из рабства израильтян для переселения их в Ханаан (землю обетованную), что обещалось их праотцам.

Неопалимая купина. Бурдон, Себастьян. 1616 — 1671 годы. Когда пророку Моисею исполнилось 80 лет ему в горящем и несгорающем куте (неопалимая купина) явился Господь и повелел ему вернуться в Израиль для того, чтобы вывести из него евреев

Произошло это, когда Моисею исполнилось 80 лет. Вернувшись в Египет, пророк потребовал у фараона отпустить израильтян от Египта. Правитель отказа ему в этом, тогда Бог наслал на Египет десять бедствий или же Десять казней египетских.

Первые девять казней на фараона не оказали должного воздействия, но когда после десятой умерли все перворожденные дети египтян и перворожденный скот, фараон разрешил израильтянам покинуть Египет.

600 тыс
столько еврейских семей, согласно Библии, покинули Египет

Священное Писание говорит о том, что все десять казней израильтян не затронули, при этом во время последней казни дома евреев отметили кровью жертвенного агнца, поэтому ангел смерти их миновал.

Перед тем, как отправиться в бегство, израильтяне собрали у египтян ценные вещи. После этого они покинули Египет. Библия говорит о том, что страну покинуло 600 000 мужчин и членов их семей.

Переход евреев через Красное море. И.К. Айвазовский. 1891 год. Библия говорит о том, что когда израильтянам потребовалось перейти Красное море, оно, по молитве пророка Моисея, расступилось. После того, как все израильтяне прошли, оно поглотило войско фараона. Фото: upload.wikimedia.org

Узнав о бегстве евреев из страны, фараон изменил своё мнение, собрал армию и во главе её бросился в погоню за израильтянами, надеясь вновь их поработить. Армия фараона настигла евреев у Красного (Чермного) моря (ивр.: Ям Суф — «Море камышей»).

Священное Писание говорит о том, что по воле Бога воды моря расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян, которые попытались преследовать их. (Исх. 14:28).

Побег из Египта

Так Моисей оказался на земле Мадиамской, где познакомился со священником и его семью дочерями, одна из которых — Сепфора — стала его женой. Вскоре у них родился сын Гирсам.

Через некоторое время умирает царь Египта. Народ Израилев вопит от несчастий, и этот вопль услышал Бог.

Однажды, когда Моисей пас овец, он увидел пылающий терновый куст, который почему-то не сгорал. И вдруг он услышал голос Божий, который приказал Моисею идти обратно в Египет, спасти от рабства сынов Израилевых и вывести их из Египта. Моисей очень испугался и начал молить Бога, чтобы Он выбрал кого-нибудь другого.

Он боялся, что ему не поверят, и тогда Господь наделил его знамениями. Он попросил бросить на землю свой жезл, который сразу превратился в змею, а потом заставил Моисея взять ее за хвост, чтобы опять сделался жезл. Дальше Бог заставил Моисея засунуть за пазуху руку, и тогда она побелела и покрылась проказой. А когда опять положил он ее за пазуху, она стала здоровой.

Гора Синай. Заповеди

Народ израильский продолжил свой путь и остановился возле горы Синай. Шел третий месяц его скитаний. Бог послал Моисея на вершину горы и сказал, чтобы народ Его подготовился к встрече с Ним, чтобы были они чистыми и вымыли свои одежды. На третий день были молнии и громы, и доносился сильный трубный звук. Десять заповедей Моисей и народ получили из уст Бога, и теперь они должны были жить по ним.

Первая гласит: служите одному Богу Истинному, который вывел вас из земли Египетской.

Вторая: не создавайте себе кумира.

Третья: не произносите имя Господа всуе.

Четвертая: по субботам не работайте, а прославляйте имя Господа.

Пятая: почитайте родителей своих, чтобы было вам хорошо и продлились дни вашей жизни на земле.

Шестая: не убей.

Седьмая заповедь: не прелюбодействуй.

Восьмая: не укради.

Девятая: не произноси ложных свидетельств на своего ближнего.

Десятая: не желай ничего ближнего своего, ни дома его, ни жены его, ни поля его, ни раба или рабыни его, ни вола его, ни осла его.

Воззвал Господь Моисея на гору Синай и долго беседовал с ним, по окончании беседы вручил ему две каменные скрижали с заповедями. Сорок дней пробыл Моисей на горе, и Бог учил его, как нужно правильно выполнять Его наказы, как надо построить походную скинию и служить в ней Богу своему.

Во время последней казни фараон искал Моше

Мидраш рассказывает, что в ту ночь, когда Бог начал поражать первенцев Египта, фараон проснулся в страхе, потому что, кроме того, что во множестве умирали жители его страны, которые, надо заметить, его мало волновали, умер его собственный первенец. Да и сам фараон, будучи первенцем, оказался под угрозой.

Мидраш описывает его действия, когда, примчавшись в ту область Египта, где жили евреи, он метался от дома к дому и кричал: «Где живет Моше? Где Моше?!» И когда нашел его, закричал: «Встань и уйди из Египта!»6 — фактически умоляя евреев покинуть его землю, которая так долго была местом их мучений.7 (Этот образ вдохновил авторов известной детской песенки под названием «Фараон в пижаме посреди ночи».).

Историчность Исхода Евреев.

Ранее библейское повествование о том, как Моисей вывел евреев из Египта, воспринималось как документально точное описание. Подобная точка зрения была основной до начала ХХ века. На сегодняшний день существует несколько точек зрения на историчность исхода евреев, описанного в Ветхом Завете.

  • События исхода вполне достоверны и соответствуют реальной истории, хотя и претерпели поэтическое переосмысление в Библии (точка зрения школы Библейской археологии).
  • События исхода имели место быть, однако имели меньший масштаб и со временем, переродившись в народный эпос, для которого характерно преувеличение и возвеличивание, стали основой библейского предания об исходе (точка зрения многих западных ученых-библеистов).
  • События исхода – миф, то есть исключительно народное творчество, не имеющее под собой исторических оснований.
  • Предание об исходе евреев – вымышленное и имеет исключительно имеет богословское значение. Придумано оно было в 5—4 веках до н. э в среде израильских священников (точка зрения библейского ревизионизма).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector