Основы социальной концепции рпц: история создания и характеристика

История создания

Необходимость появления всеобъемлющего церковного документа рассматривалась в начале 90-х годов XX столетия. В 1994 г. Собор издал указ о том, чтобы Синод собрал группу людей, которая займется разработкой этой социальной концепции.

  • На заседаниях, проходивших в 1996 и в 1997 гг., Священный синод РПЦ утвердил состав рабочей группы и одобрил методику по подготовке этого проекта. В специальную комиссию по созданию церковного документа вошло 26 человек, среди которых священнослужители и архиереи РПЦ, доктора богословских наук и сотрудники Синода.
  • В начале 1997 г. стали проходить заседания, где обсуждались перспективы и методы создания социальной концепции. Большая часть собраний проводилась без присутствия иногородних членов, которые, все же, получали примеры проектных разделов для внесения поправок с их стороны. Если появлялась необходимость, к созданию документа подключались эксперты той или иной науки. Обеспечение деятельности рабочей группы проводил особый отдел РПЦ.
  • Всего прошло примерно 30 заседаний. Предварительные итоги обсуждались на конференции, состоявшейся в начале 2000 г., а также на специальном симпозиуме в Свято-Даниловской обители летом 2000 г. Все замечания и пожелания участников этих собраний учитывались при завершении проекта.
  • Окончательное рассмотрение и одобрение церковного документа состоялось на заседании Синода в августе 2000 г.

Важно! Данная социальная концепция создана для того, чтобы четко отразить официальное мнение Патриархата Москвы в вопросах взаимоотношений с правительством и светским обществом. Епархии, монастыри и другие подразделения РПЦ должны пользоваться этим церковным документом, когда вступают во взаимоотношение со структурами власти, мирскими организациями и СМИ

Грамотное использование указаний, находящихся в тексте социальной концепции, принесет большую пользу в деле рассмотрения конкретной проблематики. Документ постановили внести в учебный процесс воскресных школ. На Соборе 2000 г. было указано, чтобы с текстом ознакомились все священнослужители РПЦ

Епархии, монастыри и другие подразделения РПЦ должны пользоваться этим церковным документом, когда вступают во взаимоотношение со структурами власти, мирскими организациями и СМИ. Грамотное использование указаний, находящихся в тексте социальной концепции, принесет большую пользу в деле рассмотрения конкретной проблематики. Документ постановили внести в учебный процесс воскресных школ. На Соборе 2000 г. было указано, чтобы с текстом ознакомились все священнослужители РПЦ.

На заметку! Митрополит Кирилл в 2000 г. рассказал о сложностях создания этого проекта. Святитель пояснил, что ранее не существовало подобного документа, в котором Церковь четко сформулировала и систематизировала собственную позицию по различным вопросам бытия. За время существования РПЦ накопилось множество остросоциальных тем, на которые не были даны категоричные ответы Патриархата. К тому же то, что рассматривалось уместным в прошлом, сегодня не всегда применимо.

Примечания

  1. Архиерейский Собор РПЦ 29 ноября — 2 декабря 1994 г.: Документы. Доклады. М., 1995.
  2. . Церковный вестник. — № 4 (377). (февраль 2008). Дата обращения: 27 марта 2008.
  3. . Патриархия.ру (13 октября 2005). Дата обращения: 27 марта 2008.
  4. . orthodoxeurope.org. Дата обращения: 6 октября 2019.
  5. . Патриархия.ру (27 ноября 2007). Дата обращения: 20 декабря 2007.
  6. . Патриархия.ру (26 мая 2007). Дата обращения: 20 декабря 2007.
  7. ↑ . Патриархия.ру (27 марта 2007). Дата обращения: 20 декабря 2007.
  8. Éditions du Cerf. (сентябрь 2007). Дата обращения: 2 октября 2007.
  9. . Патриархия.ру (14 ноября 2007). Дата обращения: 20 декабря 2007.
  10. . Сайт ОВЦС (29 мая 2009). Дата обращения: 1 июня 2009.

Рассмотрение положений

Православная Церковь утверждает, что взаимная благодетельность в рамках разумного подхода ко всякому делу приведет людей к познанию Истины, несмотря на различие в вероисповеданиях. Совместное сотрудничество поможет сохранить или воскресить приверженность к нравственным законам, данным Единым Господом, приблизит к порядку и умиротворенному благоденствию. За счет этих взаимных добродетелей Церковь способна наилучшим образом выполнить спасительную миссию.

Документ разделен на четыре блока и 16 параграфов. Каждый из них рассматривает определенную значимую проблему современности, освещает различные направления в делах государства и народа.

  • В первой главе духовного документа раскрывается смысл термина Церковь. Здесь сказано, что это есть собрание людей, свято верующих в Иисуса Христа. Господь каждого человека, без разделения на религии и нацию, призывает войти в Божие Царство и соединиться в Спасителе, ибо Он есть Глава. Именно через Церковь происходит обожествление создания и исполняется первоначальный замысел Всевышнего Творца. Ее появление есть результат искупления Сына, которого послал Отец. Церковь — это тело Богочеловека, продолжающее войну с мирским грехом, поэтому она не во всем соответствует Совершенству.
  • Во втором параграфе текста говориться о том, что Православие обладает наднациональным (вселенским) характером. Церковь — община детей Господа, которую объединяет вера в христианское учение и Крещение. Родина чад Бога — небесный Иерусалим. Здесь же утверждается, что израильский народ ветхозаветного периода является богоизбранным, так как именно Господь возлюбил его и сделал Своим. В уме израильтян укоренилась их принадлежность Единому Творцу. Они стали хранителями веры в Бога и проповедниками явления Христа. Древнееврейский же язык считался священным, даже несмотря на распространение греческой культуры.
  • В третьем параграфе обсуждаются отношения Церкви и государственных структур, которые изменяются с течением времени. Документ называет семью первоначальной ячейкой всякого общества. В Ветхом Завете сказано, что государство, созданное в результате сложных исторических преобразований, сложилось не в один миг. Изначально существовала религиозная община. Бог же предоставил людям право свободно устраивать собственную жизнь, чтобы избежать всё больших проявлений греховности. Он установил, что государственная структура обязана создавать противодействие глубокой аморальности, в этом её основная задача, по мнению Православия.
  • В третьем параграфе говориться о светском законе, в котором содержится ограниченный ряд нравственных норм, которые обязательны для каждого гражданина. Задача его в том, чтобы предотвратить земной мир от погружения в полный ад, то есть от возникновения в обществе полнейшего хаоса и неповиновения. Каждый человек, как написано в документе, имеет право на личную жизнь, веру, семью, а также на защиту от вмешательства посторонней силы. Христианин должен подчиняться государственным законам, но, если они препятствуют идее о вечном спасении, верующий призывается к великому подвигу исповедничества (мирным образом протестует или же вступает на путь гражданского неповиновения).

На заметку! Социальная концепция дала ответ на вопрос о собственном корректном отношении к советской власти, что позволило представителям зарубежного Православия начать прямой диалог о воссоединении с отечественной РПЦ.

Архипастыри заграничного отделения ответствовали, что документ сыграл знаковую роль в ходе церковной конгломерации. Осмысление путей, которые прошли две разрозненные после революции части Русской Церкви, стало возможным только после торжественного ритуала канонизации семьи Страстотерпцев Романовых в 2000 г. и принятия социальной концепции.

Подписан договор о вхождении горной Чечни в состав России

Обсуждение: 3 комментария

  1. Анна: 01.02.2018 в 15:17

    «но в целом Московская патриархия не желает обличать советчину, ленинизм».———————

    Московская патриархия ведёт себя (в лице своей высшей администрации) совершенно подло к народу России. Она не только ничего не говорит о советчине как таковой, но всячески приветствует её современное логическое развитие и победное шествие в лице российского необольшевизма.

    Священники «благословляют» мирян на взятие всяческих электронных карт, не против того, чтобы … военные брали бы чипы. А ведь это представляет собой колоссальную опасность как для России, так и для её армии, поскольку посредством применения довольно несложных методик будет довольно легко снимать информацию не только о людях, их местонахождении, их финансовом положении, но и сведения, которые представляют государственную тайну России.

    Очень немногие об этом пытаются говорить. Да и тех неслышно. Россию готовят к полнейшей капитуляции перед хозяевами NWO?

    Про экуменическую направленность Московского Патриархата и их ересь относительно того, что для всех «Бог един», я вообще молчу. Это полнейшая апостасия и предательство христианства.

  2. Алексей:

    01.02.2018 в 18:32

    Да чтобы воздействовать на общественную и государственную жизнь в духе православного учения прежде всего нужны соответствующие церковные деятели, как патриарх Гермоген. Замечу только, что до революции, согласно православного учения , главным церковным деятелем был православный самодержавный Царь, как глава Церкви, хоть и с оговорками. А что касается переходного периода к монархии через национальную диктатуру — все это сомнительно, т.к. сомнительна прежде всего сама возможность национальной диктатуры в современных наличных условиях. Даже если предположить невозможное и такая диктатура будет установлена в России — то если такая диктатура будет способна к длительному удержанию власти в течение переходного периода и будет упешно ограждать народ от наступления сил зла, спрашивается — а зачем тогда после этого восстанавливать монархию, для декорации? И все это упирается в другой вопрос — духовной слепоты и глухоты народа, лишенного в основной своей массе православного церковного национального самосознания и способности к самоорганизации и сопротивлению.

  3. Алексей:

    06.02.2018 в 12:52

    Социальная доктрина , социальная концепция… эффективный менеджмент… А по поводу «впечатления суеты и пустоты» ижевских отцов от Рождественских чтений и по поводу «громыхнуть на всю Русь-матушку»… Помнится в 2014 г. р. Кирилл в одной из своих проповедей заявлял буквально следующее : в 19 веке Церковь была лишена главного — свободы! У Синода, у архиереев не было власти говорить с народом напрямую, а власть была у Императора. Было сказано буквально следующее , что в сфере общественных отношений » Церкви было запрещено работать, она не обращалась к людям с посланиями, не призывала их к действиям, которые могли бы остановить движение общества, народа и страны в бездну революционного кошмара». И вот только теперь, пройдя тяжелейшие годы гонений, Церковь обрела реальную свободу и «впервые, может быть, в истории наша Церковь обрела способность говорить народу правду, не только о личных проблемах человека, но и об общественных отношениях». Как говорится, без комментариев, просто нет слов.

Православие и право

За двухтысячелетнюю историю церковью и государством были выработаны самые разные способы взаимодействия, которые колебались от полного подчинения светского правителя предстоятелю до лишения церкви даже минимального уровня самоуправления, как было в петровской России, когда церковь подчинялась правителю страны.

В современном мире в каждом государстве имеются собственные нормы, регулирующие границы церковного самоуправления и финансирования церковных организаций. В каких-то странах христианские общины самостоятельно финансируют свою деятельность, в каких-то происходит финансирование церковных организаций через систему государственных заказов на выполнение социально важных работ.

Однако в любом случае во всех европейских странах, кроме Ватикана, церковь отделена от государства, и светский характер европейских республик не подлежит пересмотру, несмотря даже на значительный процент христианского населения в них.

темы

коллективное спасение

Согласно Основам социальной концепции «мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви».

В развитие учения о продолжающемся Боговоплощении Церкви приписывается роль искупительницы в процессе коллективного спасения: «Церковь должна пройти через процесс исторического кенозиса, осуществляя свою искупительную миссию. Ее целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира».

обмирщение

Основы социальной концепции служат в качестве обоснования многообразной деятельности по обмирщению Церкви, «призывая своих верных чад и к участию в общественной жизни». Участие в общественной жизни всей Церкви как «нераздельного церковного организма» оправдывается в качестве противоядия против «манихейского гнушения жизнью окружающего мира».

равноправие женщин

Основы социальной концепции «утверждают важность женского начала», «высоко оценивают общественную роль женщин и приветствуют их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами».

Хронология подготовки

Необходимость выработки всеобъемлющей концепции, которая отражала бы общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом, была осознана Русской Православной Церкви ещё в начале 1990-х годов. Архиерейский собор РПЦ в декабре 1994 года поручил Священному Синоду создать рабочую группу для выработки проекта такого документа с последующим представлением его на обсуждение Собора (Определение «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время», п. 11).

В заседаниях 11 октября 1996 года и 17 февраля 1997 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил состав и одобрил методы работы Синодальной рабочей группы по выработке Концепции Русской Православной Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества в целом. В группу вошли архиереи и клирики РПЦ, профессора духовных школ, сотрудники синодальных отделов — всего 26 человек. С января 1997 года начались рабочие заседания. Большая их часть проводилась в сокращенном составе, то есть без иногородних членов, которым, однако, рассылались подготовленные проекты разделов для внесения предложений и поправок. При необходимости к работе привлекались эксперты в различных областях знаний. Организационное обеспечение деятельности группы производил Отдел внешних церковных сношений Московского патриархата.

Состоялось около 30 заседаний рабочей группы. Предварительные результаты подготовки концепции обсуждались на Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия» (7-9 февраля 2000 года) и на специально организованном для этой цели симпозиуме «Церковь и общество — 2000», который состоялся в Московском Даниловском монастыре 14 июня 2000 года с участием около 80 представителей различных церковных, государственных и общественных институтов. Замечания и предложения, высказанные в ходе этих обсуждений, были учтены при доработке проекта концепции.

Проект был рассмотрен и одобрен (с внесением некоторых поправок) на заседании Священного Синода 19 июля 2000 года. При этом документ получил название «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Деятельность группы по подготовке документа была признана завершённой.

Окончательно документ был принят на Юбилейном Архиерейском соборе, прошедшем в августе 2000 года:

Продолжение анализа

В документе подчеркивается, что среди епископата, священников и простых мирян допускается наличие разнообразных политических взглядов. Исключения составляют те убеждения, которые противоречат Православию и моральным законам Предания. В хартии сказано: участие священнослужителей в политической деятельности государства невозможно, ибо практика показывает, что нельзя принимать решение, удовлетворяющее одних и противоречащее другим — это чрезвычайно осложнит миссионерство и пастырство.

Вторая часть документа начинается с рассуждения о человеческом труде. Любая работа — творческое раскрытие личности, которая благодаря изначальному богоподобию (Адам и Ева) способна быть сотворцом, помощником Господа. Однако люди обольщаются результатами труда, забирают славу Бога себе и тем самым удаляются от Него и мнимо считают, что общество способно существовать в безбожии. Такие помыслы всегда приводят к трагическим последствиям.
Говоря о собственности, Церковь занимает усредненное положение. Православие призывает воспринимает её как Божий дар, который должно использовать на благо свое и других людей. В специальную категорию относят собственность церковную, так как она приобретается в основном за счет добровольных пожертвований. Поэтому она не поддается налогообложению. Социальная концепция — это основа для миссии церкви в современном мире

В седьмом параграфе социальной концепции рассматривается вопрос о военных конфликтах. Война — это зло, причина которой таится в злоупотреблении свободной деятельностью. Церковь не запрещает истинным христианам участвовать в конфликтах, если дело касается защиты отечества, близких, а также восстановления полной справедливости, — тогда война называется вынужденной

РПЦ с большим почтением относится к воителям, отдавших жизнь ради мира на территории своего государства и продемонстрировавшим великую любовь к друзьям и семье посредством грандиозной жертвы.
Чтобы препятствовать преступности, Церковь советует обратить особенное внимание на воспитание и просвещение, которые идут по пути утверждения в народных массах истинных духовных ценностей. Православие обязано активно сотрудничать со школами, СМИ, правоохранительными органами

Если в государстве не главенствуют нравственные идеалы, никаким другим способом невозможно остановить злой воли. Поэтому самое действенное средство против преступности — это проповедь добродетельного образа бытия.
По мнению Церкви, брак есть единственно верное средство продолжения рода, идущее по изначальному замыслу Творца о создании. Муж и жена — две формы существования одного человека, им необходимо общаться и взаимно дополнять друг друга. Супружество — не только способ приумножения рода и естественного удовлетворения временных половых нужд, но и вечное единение мужчины и женщины во Христе.

Читайте о браке в православии:

  • Брак с неверующим и иноверцем
  • Патриархальная семья в православии
  • О целомудрии

патологическая речь

штампы

Ценности
Мир и согласие
  • Церковь, по заповеди Божией, имеет своей задачей проявлять заботу о единстве своих чад, о мире и согласии в обществе, о вовлечении всех его членов в общий созидательный труд..
  • Считать также возможным участие священнослужителей, в том числе представляющих канонические церковные структуры и церковное Священноначалие, в отдельных мероприятиях политических организаций, а также церковное сотрудничество с ними в делах, полезных для Церкви и общества, в случае, если таковое участие и сотрудничество не носит характера поддержки политических организаций, служит созиданию мира и согласия в народе и церковной среде.
самовыражение

Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение.

вызов

В целом вызов глобализации требует от современного общества достойного ответа, основанного на заботе о сохранении мирной и достойной жизни для всех людей в сочетании со стремлением к их духовному совершенству.

Эсхатологическая перспектива

Попытка создать основанное исключительно на Евангелии гражданское, уголовное или государственное право не может быть состоятельной, ибо без воцерковления полноты жизни, то есть без полной победы над грехом, право Церкви не может стать правом мира. А победа эта возможна лишь в эсхатологической перспективе.

Модель

В ходе истории складывались различные модели взаимоотношений между Православной Церковью и государством.

Подсознание

Церковь предостерегает от попыток использовать достижения науки и техники для установления контроля над внутренним миром личности, для создания каких бы то ни было технологий внушения и манипуляции человеческим сознанием или подсознанием.

Неоднозначный

Наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе.

Глобализация
  • Реальностью становится феномен правовой и политической регионализации и глобализации.
  • Глобализация имеет не только политико-правовое, но также экономическое и культурно-информационное измерения.
призвание

Призвание Церкви в обществе • Осознание родителями их призвания • Бесчадие как особое жизненное призвание.

приемы патологической речи

язык компромисса, с одной стороны, должно признаться, хотя, с другой стороны, нельзя не сознаться

Признавая неизбежность и естественность процессов глобализации, во многом способствующих общению людей, распространению информации, эффективной производственно-предпринимательской деятельности, Церковь в то же время обращает внимание на внутреннюю противоречивость этих процессов и связанные с ними опасности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector