Что такое артос и когда его будут раздавать прихожанам в 2021 году

Содержание:

Когда артос выносят и раздают

Артос кладут перед открытыми Царскими вратами на сам праздник Пасхи. Его освящают на пасхальной литургии после заамвонной молитвы, затем совершают каждение и окропление артоса святой водой.

Перед открытыми Царскими вратами этот освященный хлеб лежит всю Светлую седмицу. Каждый день праздничной недели совершается крестный ход вокруг храма с артосом. После этого артос полагают на свое прежнее место перед алтарем.

В Светлую субботу артос разделяется священнослужителями и раздается всем верующим по небольшому кусочку. В этот день прихожанам надо иметь с собой пакетик, чтобы не обронить крошек святого хлеба.

Этимология host

Слово «хозяин» происходит от латинского , что означает «жертвенная жертва». Этот термин можно использовать для описания хлеба как до, так и после освящения , хотя правильнее использовать его после освящения (до освящения предпочтительнее термин «жертвенник»). Жертвоприношение Иисуса, согласно христианскому богословию, положило конец необходимости приносить в жертву животных, как это практиковалось в Иерусалимском храме, и всех кровавых жертвоприношениях раз и навсегда. Однако это слово было сохранено для описания хлеба Евхаристии как литургического представления жертвы Христа.

Антидор: как и где принимать

В переводе с греческого антидор означает вместодарие, как уже говорилось выше, это кусочки просфоры, из которой был вынут Агнец. Священные кусочки антидора взяты из просфоры копьем и означают дары или Священные тайны. Из большой просфоры вырезается агничная часть, а из обрезков формируется антидор.

Для принятия антидора из рук священнослужителя существует целый ритуал. Перед принятием святого хлебца руки следует сложить крест — накрест, при этом правая рука лежит сверху, слегка наклонившись, надо поцеловать руку батюшки, подающую антидор. Вкушается антидор в храме, в величайшем благоговении, как часть жертвы Иисуса Христа, получившей освящение Небес после приношения на алтарь.

Антидор — частицы, вынутые на проскомидии

Церковный обычай раздачи кусочки просфоры после Литургии и причастия относится к седьмому веку. Это правило было установлено на Девятом Камнетском Соборе, который проходил в Галлии. В первые года после смерти Иисуса люди причащались каждый день, потом это действие начало происходить намного реже.

Как правило, в настоящее время большинство православных приходит к Таинству Причастия во время больших постов. Чтобы не лишить остальных прихожан благодати разделить хлеб с Агнцем, священство установило антидор, блюдо с порезанными на маленькие кусочками краями основной просфоры. Отсюда и название, антидор — дар для тех, кто давно не участвовал в Евхаристии.

Когда же раздается артидор в храме?

По Уставу Церкви священник должен раздавать антидор во время молитвы при исполнении Псалма 33, после принятия причастия.

Псалом 33

1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.

2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.

3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.

4 Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.

5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.

6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.

7 Сей нищий воззвал,- и Господь услышал и спас его от всех бед его.

8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.

9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!

10 Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.

11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.

12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.

13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?

14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.

15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.

16 Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.

17 Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.

18 Взывают , и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.

19 Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.

20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.

21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.

22 Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.

23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.

О других псалмах:

  • Псалом 89
  • Псалом Давида 63
  • Псалом Давида 19

Важно знать, что антидор принимается натощак, такой маленький утренний пост. Антидор никоим образом не заменяет Святую Кровь и Тело Иисуса Христа

При его принятии читается одна молитва — прошение на благословение употребления святой воды и кусочка просфоры

Антидор никоим образом не заменяет Святую Кровь и Тело Иисуса Христа. При его принятии читается одна молитва — прошение на благословение употребления святой воды и кусочка просфоры.

Молитва на принятие Святой воды и просфоры

Господи, Боже мой, да будет дар Твой святой: просфора и святая Твоя вода во оставлении грехов моих, в просвещении ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорении страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Любой хлеб в православном богослужении — это просфора

Просфора (просвира) — это литургический хлеб. Используют его ещё с первых веков.

Ещё не существовало устоявшихся богослужебных традиций, не было церковного имущества. Верующие сами приносили всё необходимое.

Оттуда и название — в переводе с греческого «пожертвование».


Просфора — освящённый литургический хлеб

Изначально просвирой называли всё, что требовалось для литургии, но затем это слово устоялось только в отношении хлеба.

Сперва, кстати, он был самым обычным. Лишь впоследствии появились церковные рецепты, а пожертвования стали постепенно денежными, а не имущественными.

5 частиц

изымаются из просфор в православном богослужении

Просфора используется в православном богослужении не целиком. При помощи копия из неё изымают частицы. Традиционно есть пять просфор, из них, соответственно, берут середину:

  • агнец;
  • в память Богородицы;
  • в память святых;
  • в память живых;
  • в память умерших.


Агнец вырезают из просфоры копием После литургии верующие могут съесть использованные просфоры, а остатки унести домой. Выдают их за свечным ящиком.

Церковный хлеб артос

Как выглядит артос? Большая просфора в форме цилиндра. На ее вершине церковной печатью совершается оттиск иконы Воскресения Христова. Артос еще называют просфорою всецелою, что подтверждает единство Вселенной и людей. Потерянная кровь Агнца привела к Светлому Воскресению, заставив многих задуматься о жизни и своей миссии на земле.

Из священного хлеба не берутся кусочки для подношения во время литургии. Целостность – вот основной смысл, который приближает к таинствам. Чем ближе люди к церкви, тем чаще совершаются чудеса в их судьбах. Они не только находят умиротворение в молитвах, но и развиваются как личности, способные превратить пребывание в осознанный путь.

Перед началом всенощного служения хлеб располагается перед иконой Спасителя на иконостасе. Священник, читая молитву, окропляет артос священной водой. Сказанные слова можно растолковать так: артос становится подарком Богу в день Светлого Воскресения. Небеса в эту ночь открыты, и Спаситель находится среди людей.

Артос в православии что это такое

Артос – это в переводе с греческого означает квасной хлеб. Это освященный хлеб, именуемй в простом народе еще просфорой. В храме он занимает одно из главных и видимых мест в продолжении всей Светлой седмицы вместе с образом Воскресения Господня. В заключения пасхальных торжеств такое церковное лакомство раздается всем верующим. Но стоит понимать, что это не простой хлеб и его нельзя употреблять как обычный

Очень важно знать, как употреблять артос по православным канонам

Как принимать артос

Использование такого хлеба началось еще в самом начале создания и развития христианства. А именно в тот день, когда Иисус Христос вознесся на небо. По истории, верующие ученики которые следователи за своим Учителем очень переживали его гибель. Они утешали себя различными молитвами. В них они вспоминали каждое действие Учителя.

Вместе с тем они всегда вспоминали тайное вечернее собрание. При этом они обязательно причащались, читая молитву перед святым причастием. Во время трапез принятия пищи они всегда оставляли пустое место за столом для невидимого, но всегда присутствующего Господа и на его место обязательно клали хлеб.

Первые пастыри православной церкви подражая апостолам начали делать тоже самое. Это было выражением того, что Спаситель стал для всех хлебом, символом жизни. Святой артос печется по особому рецепту. На нем обязательно должен быть символ креста терновый венец, но сам Иисус Христос на нем не изображается. На Пасху на нем еще пишут буквы «ХВ».

Как освящается хлеб

Как уже упоминалось выше, артос имеет одно из главных мест в Церкви. Его освящают специальной молитвой, после чего окропляют святой водой. На первый день после Пасхи ходят на все литургии и как только молитву прочитает священник, Пасхальный хлеб кладут на столе. После чего читается специальная молитва на таинство раздробления его.

Верующие люди достаточно серьезно относятся ко всем молитва и частичкам священного хлеба. Поэтому принеся святой хлеб домой его хранят в специальном отдельно выделенном месте. Артос – это хлеб который можно употреблять только в особые нужды – во время болезни, во время безысходности или неприятностей. Его кушают на голодный желудок, запивая несколькими глотками святой воды, а затем читают православные молитвы о здравии болящего. Но перед тем как съесть кусочек просфоры необходимо прочитать молитву на принятие артоса.

Текст молитвы при вкушении артоса:

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.

Как пекут артос

Как правило, артосы начинаю выпекать в дни Великого поста или незадолго до его начала. Это зависит, в первую очередь, от их необходимого количества. В приходских храмах, где выпекают небольшое количество хлебов, вполне управляются за неделю до Пасхи; в больших монастырях, где счет идет на тысячи, делать это начинают задолго до Великого поста.

При этом сам процесс выпекания артосов, по сути своей мало чем отличается от выпечки обычных просфор, и, может, не столько сложен, сколько трудоемок. Достаточно сказать, что только сама выпечка продолжается более четырех часов. А ведь еще надо подготовить тесто, остудить выпеченные артосы…

Полный технологический цикл выпекания артосов длится без малого двадцать четыре часа. А выпекают артосы в… обычных алюминиевых кастрюлях, обмазанных изнутри воском. Готовность выпеченного хлеба определяют по цвету. Тело артоса должно иметь цвет человеческого тела, то есть практически белый с легким желтоватым оттенком.

Зачем нужен артос

Артос является освященным хлебом, через который мы можем прикоснуться к пасхальной радости в течение всего года. Он напоминает нам о том праздничном духе, который царил на Светлой седмице. Вкушая кусочек артоса, мы обновляемся телом и душой, возвышаем дух.

Хлеб на Литургии имеет большое значение, он претворяется в Тело Христово. В честь Пресвятой Богородицы есть специальный хлеб, именуемый «Панагией». В некоторых монастырях до сих пор существует чин Панагии, т.е. возвышение хлеба в честь Пречистой

Вот какое важное внимание уделяется простому хлебу в православной среде

Тем более, артос – это особый хлеб, освященный на Пасху. И отношение к нему должно быть особенным. Это – дар, который приносится Богу в честь Его воскресения.

Пять просфор для совершения Литургии:

1. Агничная просфора

Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец
— хлеб кубической формы.

Во время совершения Литургии Агнец становится истинным Телом Христа.

Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания Литургии.

2. Богородичная просфора

Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с агнцем.

3. Девятичинная просфора

Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого.

4. Заздравная просфора

предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в Литургии, священнослужителей, совершающих Литургию, страну и народ.

5. Заупокойная просфора

Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.

Частицы, вынутые (т. е. вырезанные) из просфор на проскомидии, изображают всю полноту Церкви.
Священник кладет частицы на специальное блюдо — дискос. В центре располагается Агнец — Христос, справа и слева от него частицы Богородицы и всех святых, по краям — частицы, вынутые за всех живых и умерших православных.

Частицы из небольших просфор, тех, что после Литургии раздают верующим, священник также вынимает во время проскомидии. В это время он молится о здравии и упокоении тех людей, записки о которых были поданы до начала Литургии. Во время чтения имени из просфоры вынимается частица, символизирующая конкретного человека, и кладется на дискос. В конце Литургии священник со словами «омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» ссыпает все эти частицы в Чашу с Кровью Христа.

буквально — «квасной хлеб». Именно так называется большая просфора, которую ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице. Освящают артос на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Артос хранят дома до следующей Пасхи и употребляют натощак во время болезни.

Пасхальный кулич — сдобный сладкий хлеб с изюмом — народное переосмысление артоса. Куличи освящают в храме после литургии Великой Субботы.

Важным церковным угощением является просфора, к употреблению которой в церкви относятся с особой щепетильностью. По сути, это пресные хлебцы на святой воде, пшеничной муке, которые для некоторых прихожан становятся источником святости. В действительности же, требуется точно знать, что такое просфора, чтобы однажды в храме не попасть в неловкую ситуацию

Вот этой теме необходимо уделить особое внимание в массах/

Формы церковного хлебца

Просвирка церковная бывает нескольких форм. Их различают пять видов по печатям для просфор:

  • Агничная. Такое изделие имеет большой размер с крестом. Из него специальным ножом вырезают агнец — хлеб, который имеет форму куба. В то время, когда проходит литургия , агнец становится истинным телом Христа. Ту часть, которая была не использована, называют антидором. После службы её раздают верующим
    .
  • Богородичная. На таком хлебце присутствует печать «Мария» или образ Богоматери. Когда проходит проскомидия, из верхней части вынимают часть, имеющую форму треугольника. Она кладётся на специальное блюдо рядом с агнцем.
  • Девятичинная. Такая просвирка посвящается всем святым, и во время службы из неё вынимают девять частей.
  • Заздравная. Из такой выпечки вынимают две части за всех, кто участвует в литургии.
  • Заупокойная. Из этой берут только одну часть сверху за всех упокоенных верующих.

Кроме этих видов, существует ещё несколько особых видов. Это артос — хлебец, который освящают в Пасхальную ночь. В это время священнослужитель просит у Бога благословения и помощи в исцелении недугов. Этот вид просфоры на протяжении всей Светлой Седмицы находится напротив Царских врат. В субботний день его разделяют на маленькие части и раздают верующим прихожанам. Артос является символом воскрешения
Иисуса Христа и должен напоминать о его нахождении на земле.

Употребление церковного хлеба

Имеется несколько правил насчет просфоры. Как употреблять её, необходимо знать всем верующим. В первую очередь делается это натощак в утреннее время. Рекомендуют первым делом расстелить на столе чистую салфетку и поставить уже на неё хлеб и немного воды. Когда хлебец вкушается дома, перед его употреблением следует прочитать специально предназначенную для таких случаев молитву
. Необходимо есть хлебец над тарелкой и следить за тем, чтобы крошки не падали на пол. Не употребляют просвирку и на кладбищах. Также нельзя раскрашивать её там.

Чтобы разрезать священный хлеб, в храмах используется специально предназначенный для этого нож. Его называют копие. Он представляет из себя нож, который имеет наконечник в форме копья
. Такой нож не хранится рядом с другими столовыми приборами. Священнослужители не рекомендуют разрезать просфоры обычным кухонным столовым прибором.

Принято считать, что прочтение молитвы перед тем, как съесть священный хлеб и выпить святую воду, приводит к освящению тела и духа и помогает ограждению от нечистой силы. Просфору, разделённую на части, выносят в конце богослужения, в это время прихожане должны сложить ладони крестом. При этом правая ладонь должна накрывать левую. После передачи хлебца следует целовать руку священника. После того как он будет принесён домой, его следует положить на чистую салфетку. Перед употреблением святой воды с просвиркой нужно прочесть молитву
.

Если просфора заплесневела или испортилась

Иногда принесённый домой священный хлеб может засохнуть или заплесневеть. Верующим необходимо знать, что с ним делать и как правильно поступить. С засохшим хлебом можно поступить очень просто — следует его размочить, используя при этом святую воду, и съесть его. Хранится такое церковное угощение в том уголке, в котором стоят иконы. При длительном хранении лучше положить его в бумажный пакет.

Если просфора заплесневела — что делать? Это в первую очередь считают результатом небрежного обращения со святыней. Поэтому священнослужители считают это за грех и рекомендуют исповедаться. С заплесневевшим хлебцем поступают так же, как и с другими святынями, которые необходимо подвергнуть уничтожению. Поступить можно следующим образом:

  • закопать в том месте, где не ходят люди;
  • пустить по реке. При этом необходимо проследить за тем, чтобы она не пристала к берегу (можно её измельчить либо привязать к камню);
  • если хлебец испортился, то можно отнести его в церковь, где его сожгут;
  • священнослужителями разрешается измельчить хлеб и дать его птицам, однако бросать при этом крошки на землю запрещается, рекомендуется класть их на дощечку. Давать животным просфоры запрещено.

Просфора — это маленький круглый хлебец, который обычно раздают в православной церкви во время служб. В православной традиции он считается святыней, которую нужно беречь, чтобы она ни в коем случае не испортилась.

С греческого слово «просфора» переводится как «приношение», и изначально так называли любое приношение для церкви: хлеб, вино, свечи, воду и т. д. Позже значение закрепилось за хлебцами, ибо Господь говорит, что Он есть хлеб жизни.

Хлеб артос: как употреблять его?

Верующие люди очень серьезно относятся ко всем молитвам и частичкам священного хлебушка, поэтому, принеся его в свой дом, подсушивают и хранят строго в какой-нибудь баночке или коробочке. Артос – хлеб, употреблять который можно только в особые нужды, например, во время сильной болезни или от безысходности положения, когда беда приходит одна за другой, для душевного успокоения. Священное изделие едят только на голодный желудок, запивая святой водой!

Вот мы и узнали про артос, что это великая святыня и играет большую роль в жизни христиан. Но чтобы его по всем правилам раздробить на мелкие частички, его сначала нужно испечь. Вот по какому рецепту печется великий хлеб.

Старинный рецепт заварного теста

Интересуясь вопросом, связанным с тем, как пекут просфоры, надо отметить, что есть несколько способов их приготовления. Вот еще один. В этом рецепте для приготовления просфор необходимо сделать заварное тесто. Берем 215 г. пшеничной муки и заливаем 320 мл кипятка. Затем все растираем венчиком и следом, постоянно подмешивая, подливаем еще 670 мл кипятка.

Потом тесто делим на две равные части и оставляем его остывать. Тем временем заливаем 50 мл кипяченой воды, остывшей до комнатной температуры, берем 10 г. прессованных или чайную ложку сухих дрожжей, тщательно перемешиваем, затем ставим полученную массу в теплое место.

Когда пройдет час времени, в «проснувшиеся» дрожжи добавляем одну из половин теста, оставляем подходить в теплом месте еще 1,5 часа. По окончании этого времени туда же, чтобы, так сказать, «омолодить» тесто, нужно всыпать еще 150 г муки и влить 170 мл теплой воды. А дальше все тщательно размешиваем и оставляем в теплом месте на 2 часа. Следом приготовляем водный соленый раствор из 40 г соли и 170 мл теплой воды. В заключение приготовления теста на просфоры надо соединить образовавшееся тесто с неиспользованной половиной и водным соленым раствором.

Виды­

Прежде чем употреблять в церкви такой хлеб, важно знать его назначение и все существующие разновидности. Согласно церковным законам, классификация такова:

  1. Богородичная просфора. Это большой хлебец треугольной формы, который имеет надпись «Мария» или «Святая Богородица». Его кладут на специальное блюдо вместе с агнцем, а употребляют преимущественно на религиозные праздники.
  2. Агничная. Это большой хлеб кубической формы, который во время проведения литургии становится истинным телом Иисуса Христа. Внешне просфора оснащена крестом, из которой специальным ножом вырезается агнец. Неиспользуемая часть хлебца, именуемая антидором, после проведения службы бесплатно раздается прихожанам.
  3. Девятичинная. Из печати такой разновидности достают 9 частиц, которые посвящаются всем святым. Употребить требуется за Иоанна Крестителя, Иоакима и Анны, пророков, святителей, апостолов, архидиакона Стефана и мучеников, бессребреников, Мефодия и Кирилла, князя Владимира, всех святых. Посвящена святому автору литургии, например, Иоанну Златоусту или Василию Великому.
  4. Заздравная. Священный хлебец делится на две симметричные части, съедается за всех участников литургии после проведения службы в церкви.
  5. Заупокойная. Для такого случая из верхней части просфоры берется лишь одна частица, которую необходимо съесть за всех умерших и усопших. Делать этого нельзя на кладбище после отпевания и погребения новоприставившегося раба Божьего, категорически запрещено крошить хлебец на могилах.

Артос и Антидор в православии­

Изучая разновидности просфор, отдельно стоит выделить такое церковное понятие, как «артос». Это греческое слово «arto», которое дословно переводится, как «квасной хлеб»

Так что такое артос и чем важно это понятие в православной религии? Такую просфору ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице, при этом освящают на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Такой хлебец положено хранить дома, а съесть, если верующего человека неожиданно настигла хворь, он занемог

Антидор (переводится, как «вместо причастия») – это не используемая часть хлебца, которая после завершения литургии раздается всем желающим прихожанам. С точки зрения христианства, это память о крестных страданиях Христа. Поэтому употреблять антидор необходимо внимательно и аккуратно

Важно уточнить, что такую часть священного хлебца не положено давать некрещенным людям. Если артос – символ воскрешения Христа и напоминание о его пребывании на земле, но антидор – вечная память о его страданиях за грехи человеческие

  • Как гадать по руке
  • Как засолить икру форели
  • Что приготовить из куриной грудки — вкусные блюда с пошаговыми рецептами и фото

Высший по благодати церковный хлеб называется антидор, это фрагменты агничной просфоры

Это части просфоры, из которой изымается Агнец. Она считается наиболее священной и благодатной из остальных, а потому антидор в православии — наиболее святой из всех разновидностей хлебов.

Вкушать его принято сразу и натощак, если, конечно, состояние натощак не вредит здоровью.


Антидор — частицы просфоры после извлечения Агнца

Верующие принимают антидор ладонями, сложенными крестообразно, — правую на левую. Затем положено поцеловать руку священника, который подавал антидор.

Случается, что верующим не хватает антидора из агничной просфоры. Тогда антидор делают из просфоры в память Богородицы.

Поверье

С этим изделием связано и древнее предание церкви. Оно заключается в том, что апостолы за столом оставляли небольшую часть хлеба — это была доля Божьей Матери. Таким образом они напоминали себе постоянное общение с ней и после принятия пищи со всем трепетом между собой делили эту часть. Во всех монастырях эта традиция носит наименование «Чин о Панагии», это означает воспоминания о Богородице. В приходских церквях это делается один раз в год, связан обычай с раздроблением артоса.

Его освящают особенной молитвой, окропляют святой водой и на первый день Пасхи ходят на все литургии, как только закончится заамвонная молитва, которую читает сам священник. Она так называется потому, что для ее произнесения читающий спускается с возвышения перед алтарем, крайний выступ которого называют амвоном. Но обычно священник, для того чтобы прочитать заамвонную молитву, не спускается, а становится на нем, потому что и с этого возвышения все замечательно слышно тем, кто присутствует в храме.

Пасхальный хлеб артос кладется на солее (это такое возвышение перед иконостасом в православной церкви, как бы продолжение алтаря), напротив царских врат, на специально приготовленном столе. И читается специальная молитва на таинство раздробления его. При этом обряде присутствует диакон (это служитель церкви, который помогает священнику проводить обряды, но самостоятельно их совершать не имеет права), прихожане и, конечно же, священник. В молитве, которую он читает, говорится о сотворенном Христом чуде, когда он накормил пятью хлебами нуждающийся народ, несмотря на все их болезни и грехи. Люди просят Святую Троицу о том, чтобы священный артос дал здоровье телу и внутреннему состоянию. Они восхваляют Бога и благодарят его за его бесконечную доброту и любовь к людям.

После того, как хлеб освятят, его вместе с подставкой, на которой он лежит, ставят на возвышении перед образом самого Спасителя. Там хлеб находится на протяжении всей Святой седмицы.

Во все дни этого праздника принимают артос. Как употреблять его правильно, узнаем чуть позже. Когда заканчивается литургия со священным куличом, в торжественной обстановке производится вокруг храма крестный ход. В субботу по заамвонной молитве читается еще одна молитва — на измельчение артоса. Он раздробляется в самом конце литургии, когда происходит целование креста, после чего раздается всем присутствующим как святыня, затем читается молитва на принятие артоса. В ней говорится о том, что хлеб и вода, приготовленные специальным образом в церкви с определенными молитвами и настроением, могут укрепить здоровье и силу духа человека. Он верит, что может стать лучше с помощью Бога, который относится к людям милосердно, так как святые и Матерь Божья молятся за все человечество.

Те маленькие частички (антидор) святого хлеба, которые раздали в храме, очень трепетно хранятся дома в уголке рядом с иконами.

Любой хлеб в православном богослужении — это просфора

Просфора (просвира) — это литургический хлеб. Используют его ещё с первых веков.

Ещё не существовало устоявшихся богослужебных традиций, не было церковного имущества. Верующие сами приносили всё необходимое.

Оттуда и название — в переводе с греческого «пожертвование».


Просфора — освящённый литургический хлеб

Изначально просвирой называли всё, что требовалось для литургии, но затем это слово устоялось только в отношении хлеба.

Сперва, кстати, он был самым обычным. Лишь впоследствии появились церковные рецепты, а пожертвования стали постепенно денежными, а не имущественными.

5 частиц

изымаются из просфор в православном богослужении

Просфора используется в православном богослужении не целиком. При помощи копия из неё изымают частицы. Традиционно есть пять просфор, из них, соответственно, берут середину:

  • агнец;
  • в память Богородицы;
  • в память святых;
  • в память живых;
  • в память умерших.


Агнец вырезают из просфоры копием После литургии верующие могут съесть использованные просфоры, а остатки унести домой. Выдают их за свечным ящиком.

Артос — это особо почитаемая, Пасхальная просфора

Технически это тоже просфора, святой хлеб. Хотя по размеру больше, чем обычный церковный хлебец для литургии. Наверху артоса изображают Животворящий Крест или Воскресение Господне. Ещё одно название артоса — просфора всецелая.

Артос освещают в день Пасхи и ставят на аналой. Там хлеб хранят до Светлой субботы светлой седмицы, а в течение Светлой седмицы с артосом совершают крестный ход вокруг храма. Подразумевается, что хлеб — это образ Христа.

Артос напоминает о Воскресении Спасителя и победе над смертью.

Это не просто хлеб, который дают в церкви, а христианский символ. Предание гласит, что апостолы всегда воспринимали Иисуса Христа, как своего спутника. Садясь есть, они оставляли хлеб для угощения своего распятого Учителя.

Традиция вышла за круг апостола, распространилась на храмовые службы, и вот теперь артос — это символ, восходящий к далёким новозаветным временам, к ученикам Христовым.

Взглянув на артос, верующий вспоминает о Воскресении Спасителя, его явлениях апостолам, победе над смертью.


Артос — большая просфора для Пасхального богослужения

Над артосом священник читает молитву:

«Всесильный Боже, Господи Вседержитель! Ты повелел чрез раба Твоего Моисея при исходе Израиля из Египта и освобождении народа Твоего от горького рабства фараону заколоть агнца,

прообразуя добровольно закланного за нас на Кресте Агнца,

подъемлющего грехи всего мира, возлюбленного Сына Твоего,

Господа нашего Иисуса Христа,

через Которого мы получили освобождение и выход из вечного рабства врагу и избавление от несокрушимых уз ада. Так и мы,

рабы Твои, в честь и славу, и в воспоминание о славном воскресении Сына Твоего,

Господа нашего Иисуса Христа, ныне в этот всесветлый,

и преславный, и спасительный день Пасхи, принося этот хлеб пред Твоим величеством,

смиренно молим Тебя: воззри на этот хлеб, благослови и освяти его.

Нас же, его принесших, и целующих его,

и от него вкушающих, сделай участниками Твоего небесного благословения и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою удали,

здравие всем подавая. Ибо Ты источник благословения и исцелений Податель,

и Тебе славу воссылаем, Безначальному Отцу, с Единородным Твоим Сыном,

и Пресвятым и Благими Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков».

Затем хлеб трижды окропляют святой водой со словами:

«Благословляется и освящается этот артос окроплением этой святой воды, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

В конце артос дробят и распределяют между верующими. Этот хлеб — святыня, а потому не все считают разумным взять и употребить его сразу. Артос рекомендуют есть в случае сильных недомоганий.

Иннокентий Херсонский так говорил на этот счёт:

Иннокентий Херсонский

епископ

Но если есть желание сохранить артос надолго, лучше сделать из него сухари, иначе хлеб заплесневеет.

Молитва на принятие артоса церковными канонами не предусмотрена, но можно использовать два варианта:

  • сказать «Христос Воскресе!»;
  • изменить текст молитвы на принятие святых даров и святой воды:

«Господи Боже мой, да будет артос в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего,

в покорение страстей и немощей моих по

безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь».

Артос выше по благодати просфоры, но ниже антидора.

Как выпекать?

Во всем православном мире просфоры с древних времен пекут с молитвой. И только сами просфорники знают, насколько это тяжелый и ответственный труд. Ответственность только усугубляется от того, что просфора – это богослужебный хлеб. А для этого требуется, чтобы он был приготовлен наилучшим образом.

В монастырях благоговейное и молитвенное отношение к просфорам никогда не прекращалось. Этот процесс стал приравниваться к настоящему церковному искусству.

И здесь тоже надо знать, из какой муки пекут просфору, и какие должны быть дрожжи. Если говорить об американской муке, то для обретения белоснежного цвета ее часто отбеливают хлором, и по сути она не годится для выпечки просфор.

Многие хозяйки любят использовать французские дрожжи, но они тоже мало подходят для выпечки, так как при закваске сразу дают много углекислоты, а для выпечки одновременной большой партии просфор это катастрофа. Ведь за тестом не возможно будет уследить — дрожжи «убегут». Поэтому лучше всего использовать наши отечественные дрожжи.

Хлеб артос: как употреблять его?

Верующие люди очень серьезно относятся ко всем молитвам и частичкам священного хлебушка, поэтому, принеся его в свой дом, подсушивают и хранят строго в какой-нибудь баночке или коробочке. Артос — хлеб, употреблять который можно только в особые нужды, например, во время сильной болезни или от безысходности положения, когда беда приходит одна за другой, для душевного успокоения. Священное изделие едят только на голодный желудок, запивая святой водой!

Вот мы и узнали про артос, что это великая святыня и играет большую роль в жизни христиан. Но чтобы его по всем правилам раздробить на мелкие частички, его сначала нужно испечь. Вот по какому рецепту печется великий хлеб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector